Взятие Минска планировалось ещё в октябре 1943-го года. И третью годовщину Великого Октября в условиях войны планировалось отметить выходом наших войск на старую государственную границу.
Многим, не одному главкому вскружило голову победа на Курской дуге. Устремились победу несущие стрелочки к Минску и Варшаве на картах Генерального штаба, без всякого учёта реалий ведения войны в условиях Белорусской местности, совершенно отличных от степных условий Курска и Сталинграда.
Шесть провальных военных операций по лобовой атаке на хорошо укреплённые позиции противника за семь месяцев войны (с 23 сентября 1943-го по апрель 1944-го года). И единственным их результатом стали многочисленные жертвы среди личного состава советских войск. Многие армии после каждой такой операции редели наполовину.
Позже, уже после войны, многих их командиров расстреляют и отправят в лагеря. Хотя вся вина их только в том и состоит, что в радетельном выполнении приказов Главка.
Только после этого и пришло понимание необходимости обходного манёвра, обеспечившего успех операции "Багратион".
План Минской операции состоял в следующем: ближайшие к Минску фланги 1-го и 3-го Белорусских фронтов, состоявшие из высокомобильных танковых частей, должны были сходящимися ударами в направлении на Минск окружить основную группировку немецких войск. В свою очередь, левый фланг 1-го Белорусского фронта и правый фланг 3-го Белорусского фронта должны были блокировать немецкие части, идущие на помощь минской группировке. Задачей же 2-го Белорусского фронта было сковать боями отходящие к Минску части Вермахта, и обеспечить выход к Минску соседних фронтов раньше, чем туда подойдут основные силы немецких армий.
29 июня 1944 года, согласно плану операции, началось наступление на Минск. 3-му Белорусскому фронту предстояло решить самую сложную задачу. Именно в его полосе наступления немцы обладали наиболее мощной группировкой, сосредоточенной в районе Борисова. В день начала операции войска фронта вышли к реке Березина. В тот же день штурмовые подразделения фронта во взаимодействии с партизанскими отрядами смогли захватить и расширить три плацдарма на западном берегу реки.
Из сводок Совинформбюро за 29 июня 1944 года:
К 30 июня через Березину были переброшены основные силы фронта. В ночь на 1 июля, силами 11-й гвардейской армии во взаимодействии с 5-й гвардейской танковой армией и 31-й армией был освобожден Борисов. Путь к Минску был открыт.
Не менее успешно развивалось наступление и 1-го Белорусского фронта. Подойдя к Слуцку, конно-механизированная группа И.А.Плиева столкнулось с организованным сопротивлением. Для взятия города И.А.Плиев организовал штурм с трех сторон одновременно. Фланговый охват принес успех —30 июня 1944 года был освобожден Слуцк, южный форпост оборонительной линии Полоцк — Минск — Слуцк.
В результате успешных боевых действий трех Белорусских фронтов, в котле диаметром примерно 25 километров оказалось до 40 тысяч гитлеровцев. После прорыва основных вражеских оборонительных рубежей наступило время танковых корпусов. Ко 2 июля 5-я гвардейская танковая Ротмистрова и знаменитый 2-й гвардейский Тацинский Краснознаменный ордена Суворова II степени танковый корпус, обходя опорные пункты противника и избегая длительных боестолкновений, вышли к Минску с севера и севера-запада. Одновременно войсками фронта была перерезана дорога Минск-Вильно и захвачена узловая железнодорожная станция Вилейка. В тот же день конно-механизированная группа И.А.Плиева 1-го Белорусского фронта перерезала железную дорогу Минск-Барановичи.
Не отставал от своих соседей и фронт Захарова.1 июля 1944 года войска 2-го Белорусского фронта перекрыли шоссе Могилев-Минск. В отличие от своих фланговых соседей, 2-й Белорусский фронт должен был сковывать, дробить и уничтожать соединения противника, не давая им возможности оторваться и быстро отойти на запад к Минску. И эта задача была выполнена на «отлично».
К северо-западу от Минска 1 и 2 июля состоялось крупное танковое сражение 5-й немецкой танковой дивизии и 5-й гвардейской танковой армии. Потери обеих сторон были тяжелы. После боя в немецкой танковой дивизии оставалось не более 20 боеспособных танков. Фактически, дивизия потеряла возможность влиять на оперативную обстановку, в отличие от советских бронетанковых частей, ударный потенциал которых не был исчерпан.
В ночь на 3 июля начался штурм Минска. С севера и северо-запада в город вошли армия Ротмистрова и 2-й гвардейский танковый корпус, с юго-востока — 1-й гвардейский танковый корпус 1-го Белорусского фронта. Немецкий гарнизон, оборонявший Минск, серьезного сопротивления оказать не смог.
Оборона города была короткой. К полудню столица Белоруссии была полностью очищена от немецких войск.
Вечером 3 июля ровно в 22 часа небо Москвы окрасилось огнями салюта. Двадцать четыре залпа прогремели в честь доблестных освободителей столицы Советской Белоруссии.
В результате успешного завершения Минской операции восточней города в котел попала 120-тысячная группировка Вермахта. Окруженная 4-я полевая армия предпринимала отчаянные попытки вырваться на запад. Командование армии к тому времени уже давно покинуло котел, сбежав и оставив своих солдат на милость судьбы. Фактическое командование остатками 4-й полевой армии осуществлял вместо К. фон Типпельскирха командир 12-го армейского корпуса В.Мюллер. От безысходности, немцы пытались прорвать окружение, атакуя холодным оружием.
Всего же за 12 дней операции «Багратион» были полностью освобождены Витебская, Могилевская, Полоцкая, Минская и Бобруйская области. Продвижение наших войск на запад превысило 250 километров, а на некоторых участках достигало 500 километров.
(Колонна самоходных орудий в центре освобожденного Минска. 1944 г.)
В целом бои восточнее Минска завершились 13-го июля, когда было завершено "прочёсывание" лесов вокруг Минска. Около 70 тысяч немецких солдат были убиты, около 35 тысяч – попали в плен.
16 июля – состоялся первый парад партизан в Минске, в котором приняло участие около 30 тысяч человек.
(16 июля – состоялся первый парад партизан в Минске, в котором приняло участие около 30 тысяч человек)
В их числе были и солдаты Гродненской дивизии, по приказу командования, перед самым началом войны выведенные из расположения вглубь республики для "проведения учений", и узнавших о начале войны только после того, как на дороге, много севернее Минска, столкнулись с колонной немецких танков. Обе колонны, никак не ожидавшие такой встречи, через полчаса мирно разъехались в разные стороны.
Утратив возможность догнать быстро отступающий фронт, дивизия заняла значительный плацдарм между Смолевичами и Бобруйском и удерживала его до прихода частей советской армии.
После освобождения Минска дивизия была разоружена и расформирована, а её слава приписана пяти партизанским бригадам, принявшим участие в этом параде.
Многие солдаты бывшей дивизии принимали активное участие в восстановлении Минска.
17 июля – состоялся "парад" немцев, попавших в плен в ходе первого этапа Белорусской операции, в Москве. Парад длился 3 часа. В нём приняло участие 57,6 тысяч (по другим данным – 67 тысяч) немецких солдат и офицеров.
За умелые и героические действия в Минской и Полоцкой операциях свыше 50 соединений и частей были удостоены почетного наименования Минские и Полоцкие.
26 июня 1974-го года Минску было присвоено звание "Города героя". Золотую звезду вручал автор "Малой земли" Леонид Ильич Брежнев.
***
К 75-летию освобождения столицы Белоруссии Минска от немецко-фашистских захватчиков Минобороны России обнародовало рассекреченные документы. Документы раскрывают малоизвестные эпизоды и рассказывают о героизме офицеров и бойцов Красной Армии в одной из самых крупных и решительных наступательных операций Великой Отечественной войны «Багратион».
В размещенных в разделе исторических документах рассказывается с какой радостью встречали жители Минска воинов-освободителей. «Колонны танков, проходя по городу, забрасывались цветами, так что были больше похожи на огромные букеты цветов, а не на грозные боевые машины…». Не было предела и детскому восторгу. «Ребятишки, раздобывшие где-то чистые конверты и бумагу, забрасывали танкистов бумажным салютом, когда те въехали в город».
Представленные в разделе документы рассказывают о тщательной подготовке к проведению Минской операции, позволившей освободить столицу Беларуси ранее определенных сроков, проведении уникальной артподготовки и массированных авиаударов по ключевым укрепрайонам и позициям войск противника.
О стремительном характере наступления свидетельствует донесение начальника политуправления 3-го Белорусского фронта от 4 июля 1944 года. Из документа следует, что темпы операции сбили с толку даже командование вермахта, которое 4 июля еще не имело данных об освобождении Минска советскими войсками. В документе приводится случай посадки в городе немецкого самолета «Мессершмитт 109», летчик которого, не подозревая о том, что аэродром перешел под контроль частей Красной Армии, после приземления спокойно осматривал свой самолет и, разумеется, был взят бойцами Красной Армии в плен.
С рассекреченными документами можно ознакомиться на сайте Минобороны России тут: http://minsk75.mil.ru/