filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

Вместе со святителем Иоанном Златоустом...Что приносит славу нашему дому...

Христос посреди нас!

Две недели назад нам с Божьей помощью удалось освятить свое деревенское жилище, а помог нам в этом деле отец Роман (о нем я уже несколько раз писал, например, тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/41964.html).

И, кажется, событие это не столь значительное, чтобы о нем воспоминать и уж тем более, чтобы описывать в статье, где вовсе следовало бы воздержаться от своих рассуждений, почтительно смолкнув перед мудростью блаженного Иоанна Златоустого и дав возможность одному ему исключительно осыпать нас спасительными наставлениями и увещеваниями.
Но не удержусь, поскольку цепь событий, последовавшая за всем этим, явно не случайна – у Бога не бывает ничего случайного – а явно складывалась к нашему вразумлению. А не поделиться этим, значит умолчать о тех милостях, что Господь посылает нам в каждом событии нашей земной жизни.

В конце, когда чин освящения уже завершился, отец Роман вдруг обратился к нам с проповедью. Это, разумеется, случается – священники на то и поставлены, чтобы служить и нас вразумлять своими речами, но отец Роман не часто проповедует и по его словам не очень то и умеет. А тут вдруг он обратился к нам со священническим словом.

Пока мы с ним ехали к нам в деревню (это километров 20 с небольшим от его дома), я, оправдываясь, сказал, что домик наш весьма бедный, а остальные постройки вообще полуразрушены, мало что приведено в порядок , разве только немного сам участок и что все благоустройство откладывается по причине отсутствия средств.
Он выслушал и просто заметил, что это не главное, а главное совсем другое.
А что - он вдруг решил нам сказать уже тут, в нашем доме. Я не берусь дословно цитировать священника, скажу только, что говорил он о том, что в наши сложные дни очень многое в головах людей перевернуто и настоящие ценности подменены мнимыми, а верные ориентиры неверными. Что многие стесняются, если они сами или их жилище не соответствует тем критериям, что навязывает общество, что оно скромное или бедное, со скудной мебелью и никогда не видело «евроремонта». Он сказал, что это заставляет многих людей страдать и заниматься в основном тем, чтобы «догнать» окружающих в этом материальном плане, а это приносит новые страдания и отнимает самые последние силы. Между тем, как главное то, кто и как живет в доме, какой дух в этом жилище. Потому как если в доме дух мирен, то и радость в этом доме пребывает, каким бы скромным жилище не виделось внешне.

Спаси, Господи, отца Романа и всех его сродников! Хорошие, добрые и назидательные слова и…наверное они так бы и остались в нашем сердце (конечно, если заботы мира сего не заглушили бы их в нас совершенно), если бы не дальнейшая цепь событий, которая как обильный дождик поливала эти ростки в нас, чтобы они окрепли и не вздумали засыхать…
А они уже как-то стали увядать, как только мы вернулись в Москву: заботы, суета… Пост.

Пост летний складывается у меня всегда непросто. Тут еще и футбол не во время и не к месту. А, вернее, это я слаб и себялюбив, чтобы отказаться от этого развлечения хоть на время поста. Оттого и чтение книг святителя Иоанна Златоустого на время оскудело, хотя следовало бы напротив - в эти дни с особым усердием к нему прибегать.
Но Господь, как заботливый Отец не дает своим чадам погибнуть до конца. И ради душеполезного чтения я остался на три дня без машины (т.к. пришлось отправить её на техосмотр). А ехать мне на работу и с работы через всю первопрестольную, по этому я успевал не только по две кафизмы прочитывать, но как раз оставалось и на блаженного Иоанна время. наверное нет ничего удивительного в том, что именно пришло время прочесть его слова, где размышления о том, что составляют славу города (и села, и дома).

«Ты скорбишь, что у города отнято преимущество? Но пойми, в чем состоит преимущество города, и тогда ясно увидишь, что, если сами живущие в городе не погубят его преимущества, то никто другой не сможет отнять его. Не в том, чтобы быть главным городом, или иметь великие и красивые здания, или многочисленные колонны, обширные портики и места для прогулок, и не в том, чтобы пользоваться большею пред другими городами известностью, но в добродетели и благочестии жителей - вот в чем и преимущество, и красота, и безопасность города, так что без этого город хуже всех городов, хотя бы получил от царей тысячу почестей…
Не величина города, а добродетель душевная служит для него украшением и безопасностью. Если же ты (величину) считаешь преимуществом города, то подумай, сколько соблазнителей, сколько людей изнеженных и развратных и преданных бездне пороков участвует с тобою в этом преимуществе, - и пренебреги наконец этим отличием. Но не таков тот (небесный город): в нем не может иметь части, кто не показал себя вполне добродетельным. Итак, не будем безрассудны, но станем сетовать тогда, когда отнимет кто-либо достоинство у нашей души, когда мы соделаем грех, когда оскорбим общего всех Владыку
». (О статуях. Беседа семнадцатая).

Иоанн_Златоуст_памятник_город_Златоуст
(памятник святителю Иоанну Златоустому в городе Златоусте).

И ведь как верно сказано! Как это про нас! Сколь часто мы, когда постигают нас некоторые ограничения в доходах, и мы вынуждены сокращать траты и отказываться от каких-то планов, что мы строили в своих умах, мы огорчаемся, иногда даже негодуем, сетуем, жалуемся своим близким, что вот, не можем теперь что-то отремонтировать или приобрести, а это так необходимо и теперь вовсе мы не мыслим, как без этого существовать…
Глупцы! Сетовать и переживать следует нам о том, что подобное так сильно выводит нас из себя – вот где беда, а не в отложенном ремонте или не приобретенном предмете.
А посмотрите, сколь часто жители просто негодуют от того, что какое-то мерзкое событие не состоялось в стенах их города! Стоило только по ряду причин отменить некоторые концерты непристойных музыкальных групп, как тут же негодуют они на притеснения свободы. О, жалкий и несчастный человек! Бог не попустил свершиться мерзости в твоем городе, а ты негодуешь!
Известный сатанист не смог выйти на сцену и хулить Бога- а люди готовы обратиться в суд и требовать наказаний от организаторов этого действия. Да, надлежало бы наказать их, но совершенно за иное- не по причине того, что основной богохульник лишен был голоса, а что остальные не были лишены.

В твоем городе не прошел парад мерзких пред Богом людей, богоборцев, требующих узаконить грех – радуйся, житель города! Бог отодвигает превращение твоей обители в Содом и дает еще время для покаяния!
Послушай, безумец, негодующий об ограничении свобод блаженного Иоанна:

«(Ты скорбишь) о том, что у нас закрыты бани? Но это не невыносимо, и невольно ведет к любомудрию тех, которые живут в неге, роскоши и распутстве…
…Не будем же плакать по-женски; многие, слышал я, говорили на площади: "горе тебе, Антиохия! Что сталось с тобою? Как ты обесчещена!" Услышав это, я посмеялся над детским умом говорящих такие слова. Это не теперь надобно говорить, а когда увидишь пляшущих, пьянствующих, поющих, богохульствующих, клянущихся, нарушающих клятвы, лгущих, - тогда приговаривай эти слова: "горе тебе, город! Что с тобою сделалось?"
» (Там же).

Когда сетуют об ограничении свобод, то забывают продолжить фразу до конца: «ограничение свободы грешить». И об этом следует не сетовать, а радоваться и воздавать хвалу Господу. Ведь теперь, пусть даже и невольно, ты ограничен в грехе, а это великая милость к тебе Создателя и такой возможностью надо бы воспользоваться для упражнения в благочестии.
Потому что только благочестивые граждане составляют сокровище города. Так не лучше ли примкнуть к тому, что составляет вечную ценность и тем самым поучаствовать в славе праведников, нежели послужить тем, кто старается развратить родные стены?

«В Антиохию пришли некоторые из Иудеи и стали искажать проповедь (евангельскую) и вводить иудейские обряды. Не снесли (антиохийцы) в молчании этого нововведения и не остались в покое, но, сошедшись и составив сбор, послали в Иерусалим Павла и Варнаву, и сделали то, что апостолы разослали по всей вселенной догматы чистые, свободные от всякой иудейской немощи (Деян. 15). Вот это достоинство, вот это преимущество города: это делает его главным городом не на земле, а на небе. А все другие отличия тленны, непрочны, и прекращаются вместе с настоящею жизнью, часто оканчиваются и прежде настоящей жизни, как это случилось и теперь. По мне, город, в котором нет боголюбивых жителей, хуже всякой деревни и бесславнее всякой пещеры. И что говорить о городе? Чтобы узнал ты основательно, что одна добродетель украшает жителей, я ничего не стану говорить тебе о городе, но постараюсь это доказать, взяв в пример то, что досточтимее всякого города, именно храм Божий в Иерусалиме. Это - храм, в котором (приносились) жертвы и молитвы, (совершались) богослужения, где (находились) Святое Святых, и херувимы, и Завет, и стамна златая, - эти великие знамения промышления Божия о народе; где были даваемы постоянные откровения свыше, вдохновляемы Богом пророки; где устройство было делом не человеческого искусства, но мудрости Божией…

…И однако, этот прекрасный, удивительный и святой храм, когда молившиеся в нем развратились, был так обесчещен, опозорен и осквернен, что еще прежде разрушения своего назван вертепом разбойников (Иер. 7:11; Мф. 21-13) и пещерою гиены, а впоследствии предан был в варварские, нечистые и скверные руки.

Хочешь ли узнать это же самое и о городах? Что было великолепнее городов содомских? У них и дома, и здания, и стены были великолепны, и страна тучная и плодородная, уподоблявшаяся раю Божию. А хижина Авраамова была бедна и мала, и не имела никакого укрепления. Однако, иноплеменники, когда произошла однажды война с ними, разорили и взяли города, укрепленные стенами, и жителей увели с собою в плен, а против напавшего на них, пустынного жителя, Авраама, не устояли. И это весьма естественно; потому что он обладал такою силою, которая благонадежнее многолюдства и стен, - обладал благочестием
». (Там же).

Бесценные слова блаженного Иоанна столь современны, что создается впечатление якобы он живет в наши дни и служит в одном из городских храмов.
И это отчасти так и есть. И я с удовольствием Вам это докажу.
Уже вновь по моему нерадению стали подзабываться увещевания святителя и суета с новой силой отклоняла мысли от ценного и изгоняла мирный дух, но настал Воскресный день, и, разумеется, вовсе не случайно то, что Евангельское чтение в очередной раз напомнило все сказанное отцом Романом и услышанное от Иоанна Златоустого…

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам
».
(Мф. 6: 22-33).

А проповедь священника нашего храма отца Василия Биксея если и не дословно сочеталась с проповедью, услышанной нами двумя неделями раньше от сельского батюшки, то по содержанию соответствовала полностью.

отец_Василий_Биксей
(протоиерей Василий Биксей)

И как промыслительно все у Господа. Все произошло к середине поста – как напоминание о том, что же важно и чего следует стараться достичь во время поста. Да, начало мы полагаем ограничивая себя в продуктах. Но это начало, я бы даже сказал - предуготовление в посту, но еще не сам пост. Сам пост начинается с отказа от грехов, с заботы о своем трезвении и с умножения добрых дел. А ведь так, по сути если смотреть – поститься то мы многие толком еще и не приступили.…Ну, я то уж точно не начинал. И Слава Богу, что еще есть время начать!

Святой Иоанн Златоустый говорит нам:

«Многие, видел я, радуются и говорят друг другу: мы победили, мы одолели; половина поста убыла. Таковых прошу не радоваться тому, что убыла половина поста, а смотреть на то, убыла ли половина грехов - и тогда ликовать. Это действительно достойно радости, это и есть искомое, для этого все и делается, чтобы т. о. исправили мы свои недостатки, чтобы вышли из поста не такими, какими вступили в пост, но омылись и отстали от всех дурных привычек, и так провели священный праздник. А если не так, то нам не только не будет никакой пользы, но и величайший вред от того, что пройдет пост. Не будем же радоваться, что мы прошли поприще поста: это вовсе не важно; но станем радоваться, когда проведем его в добрых делах, чтобы, и по прошествии поста, сиял плод его» ( О статуях. Беседа восемнадцатая).

Вот о чем нам надлежит переживать – убыла ли половина грехов?
Кто-то скажет: «Как же посчитать это? И что же это – к окончанию поста достигнем святости?».
Нет, разумеется, не избавимся полностью. Но положить начало можем. И проще это делать в дом доме, к котором дух мирен не изгнан нашим неблагочестием полностью, где хоть худое, но обитает согласие в жителях.
Кто-то скажи:

- В этот пост (или в оставшиеся дни поста) в нашем доме не курят (если живут тут страдающие такой напастью)!
- В нашем доме больше не сквернословят и не поносят ни соседей, ни родственников, ни власти!
- В нашем доме не бранятся более и не сеют раздора!

И пусть каждый житель дома друг другу помогает в этих простых, но столь нужных начинаниях, останавливаясь сам и останавливая другого от беды. И тогда будет плод от поста и по окончании поста, потому что если очистится дом от сквернословия, к примеру, то сомневаюсь, чтобы жители дома захотели вернуться туда, откуда пришли: к дурным и скверным словам. А, значит, и по окончании поста будет плод его светить и освящать твое жилище, поскольку хоть и на малое расстояние, но приблизился ты к Богу.

Ему же, Господу нашему Иисусу Христу Слава со Безначальным Его Отцом и с Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.


С любовью,
рБ Дмитрий


Tags: Иоанн Златоуст, Размышления, пост, рБ Дмитрий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments