Седмица 2-я по Пятидесятнице.
Апостольский пост.
Прп. Онуфрия Великого (IV); прп. Петра Афонского (734).
Обре́тение мощей (1650) и второе прославление (1909); блгв. кн. Анны (в иночестве Ефросиньи) Кашинской; прп. Арсения Коневского (1447); прп. Онуфрия Мальского, Псковского (1492); прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких (1561); прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских (XV–XVI); прп. Стефана Озерского, Комельского (1542); блж. Иоанна по прозвищу Большой Колпак, Христа ради юродивого, память обретения мощей в 1672 (1589); прпп. Иоанна, Андрея, Ираклемона (Иракламвона) и Феофила (IV); мц. Кунеры Рененской (337/451/454; Нидерл.); прп. Иоанна-Торникия Афонского (998/1005; Груз.); блж. Иоанна Кочетовского, Христа ради юродивого (1886; Пенз.); прп. Онуфрия, игум. Катромского (XVI).
Сщмч. Алексия (Канцерова) (1918)
Святые дня, молите Бога о нас!
Преподобный Онуфрий Великий
Преподобный Онуфрий Великий был одним из тех славных пустыножителей, укрывшихся в дикой живописной Фиваидской пустыни, что в Египте, которые в IV веке, во времена императоров Констанция и Валента, пламенною молитвою, постом и покаянием защищали святую веру христианскую, гонимую еретиками-арианами.
Преподобный Онуфрий родился около 320 года в семье персидского царя. Отец его, не имея долгое время потомства, молился всей душой Господу о даровании ему сына, и Бог услышал его. Но ещё до рождения святого Онуфрия к его отцу пришёл однажды демон под видом странника и сказал: «Царь, жена твоя родит сына, но не от тебя, а от одного из твоих слуг. Если тебе угодно будет удостовериться, что я говорю правду, прикажи бросить новорождённого в огонь. И, если я говорю ложь, то Бог сохранит его невредимым». Отец не уразумел коварства вражьего и, поверив мнимому страннику, исполнил лукавый совет, бросив новорождённое дитя в огонь. Совершилось чудо: ребёнок протянул руки к небу, как бы моля Создателя о спасении, и пламень, разделившись на две стороны, оставил младенца невредимым.
Между тем отцу явился Ангел Божий и, изобличив его в безрассудном доверии к наветам диавольским, приказал ему крестить сына, назвать Онуфрием и отвести его, куда укажет Бог.
Когда заметили, что дитя совсем не принимает материнское молоко, отец поспешно отправился в путь вместе с сыном, боясь, чтобы младенец не умер от голода. В пустыни к ним подбежала белая лань и, накормив малютку своим молоком, побежала вперёд, как бы указывая им путь. Так они дошли до монастыря близ города Гермополя. Игумен, извещённый об этом свыше, встретил их и взял святого Онуфрия к себе на воспитание. Простившись с сыном, царь ушёл и до своей кончины не переставал посещать монастырь. Лань же кормила святого Онуфрия до трёхлетнего возраста.
Когда отроку исполнилось семь лет, с ним произошло чудо. Ключарь монастыря каждый день давал ему часть хлеба. Святой Онуфрий, посещая храм, подходил к иконе Пресвятой Богородицы с Предвечным Богомладенцем на руках, в своей ангельской простоте обращался к Богомладенцу Иисусу со словами: «Ты такой же Младенец, как и я; но Тебе ключарь не даёт хлеба. Поэтому возьми мой хлеб и ешь». Младенец Иисус протягивал Свои руки и брал у святого Онуфрия хлеб... Однажды ключарь заметил это чудо и сообщил обо всём игумену. Игумен приказал в следующий день не давать святому Онуфрию хлеб, а послать его к Иисусу за хлебом. Святой Онуфрий, повинуясь словам ключаря, пошёл в храм, стал на колени и, обращаясь к Богомладенцу на иконе, сказал: «Ключарь не дал мне хлеба, а послал к Тебе за получением его; дай мне хоть кусочек, ибо я сильно проголодался». Господь дал ему чудесный и прекрасный хлеб, притом столь большой, что святой Онуфрий едва отнёс его к игумену. Игумен вместе с братией прославили Бога, дивясь благодати, почившей на святом Онуфрие.
В десятилетнем возрасте святой Онуфрий ушёл в пустыню, желая подражать святым пророкам Илии и Иоанну Предтече. Когда он тайно ночью вышел из монастыря, пред ним явился луч света, указавший ему путь к месту его пустынных подвигов. Здесь святой Онуфрий нашёл дивного старца-пустынника, с которым он прожил некоторое время, обучаясь у него правилам пустынножительства. Через несколько лет старец скончался, и святой Онуфрий шестьдесят лет прожил а полном одиночестве. Много скорбей и искушений претерпел он за это время. Когда истлела его одежда, и он сильно страдал от зноя и холода, Господь одел его густым покровом волос на голове, бороде и теле.
Тридцать лет Ангел Божий ежедневно приносил ему хлеб и воду, а последние тридцать лет он питался от финиковой пальмы, выросшей, по милости Божией, около его пещеры, имевшей двенадцать ветвей, которые поочерёдно ежемесячно приносили плоды. Воду он пил теперь из источника, чудесно открывшегося у пещеры. В течение всех шестидесяти лет Ангел Божий приходил к преподобному Онуфрию в праздничные дни и причащал его Святых Христовых Тайн.
Повествователь житий многих пустынножителей преподобный Пафнутий сообщает, что когда он, водимый Божественным Промыслом, пришёл к пещере, где жил преподобный Онуфрий, то сильно испугался, увидев преподобного, обросшего белыми волнистыми волосами. Преподобный Пафнутий хотел бежать, но преподобный Онуфрий остановил его словами: «Человек Божий, не бойся меня, ибо я такой же грешный человек, как и ты». Это успокоило преподобного Пафнутия, и между подвижниками состоялась долгая беседа.
Преподобный Онуфрий рассказал о себе, как пришёл в это место и сколько лет здесь прожил. Во время беседы вдруг, неизвестно кем, посреди пещеры поставлен был хлеб и сосуд с водой. Подвижники, подкрепившись пищей, долго ещё беседовали и молились Богу. На другой день преподобный Пафнутий заметил, что лицо преподобного Онуфрия сильно изменилось. Преподобный Онуфрий же сказал: «Бог послал тебя, Пафнутий, для погребения моего, ибо сегодня я завершу своё служение Богу в мире сем». Преподобный Пафнутий стал просить преподобного Онуфрия, чтобы ему позволено было остаться жить на этом месте в пустыни, но преподобный Онуфрий не разрешил ему, говоря: «Бог избрал тебя для того, чтобы ты, посетив многих пустынников, поведал инокам и всем христианам об их жизни и подвигах Поэтому возвратись к своей братии и поведай, что Господь услышал моления мои; и что всякий, чтущий память мою каким бы то ни было образом удостоится Божиего благословения. Господь поможет ему благодатию Своею во всех благих начинаниях на земле, а на Небе примет в святые селения».
Сказав ещё много назидательных слов, преподобный Онуфрий помолился Богу, лёг на землю и, крестообразно сложив руки на груди, преставился ко Господу. Лицо его просияло, как солнце, и пещера наполнилась благоуханием; послышалось ангельское пение и дивный Божественный глас: «Оставь бренное тело, возлюбленная душа моя, чтобы Мне взять тебя в место вечного упокоения со всеми избранными Моими».
Преподобный Пафнутий был сильно опечален тем, что под руками у него не было орудий для ископания могилы, а почва была каменистая. Но вот прибегают два льва и когтями своими в один момент приготовляют могилу в том месте, которое Пафнутий, снявши с себя власяницу и обвив ею тело преподобного Онуфрия, предназначил для погребения почившего. Тогда Пафнутий предал оное с молитвою земле; могилу же засыпали львы и затем удалились. Нагромоздивши на могилу кучу камней, чтобы хищный зверь пустыни не нарушил мирного сна Божия угодника, Пафнутий хотел было ещё хоть раз взглянуть внутрь пещеры преподобного Онуфрия, но последняя обрушилась, финиковая пальма засохла и с корнем повалилась на землю; пересох и источник. Пафнутий, таким образом ясно уразумел, что Богу не угодно было его подвижничество на сем месте и, славословя Бога, дивного во святых Своих, возвратился в Египет, проповедуя всем о том, что видел и слышал.
(Монастырь Онуфрия Великого, восточный Иерусалим, Израиль. Основан в память того, что здесь в IV в. жил и молился преподобный Онуфрий Великий)
Вскоре после этого, благочестивые иноки составили описание жития преподобного Онуфрия, разослали оное по всему Египту и Востоку, прославляя святую жизнь этого великого пустынножителя.
Тропарь преподобного Онуфрия Великого
Желанием духовным пустыни достигл еси, богомудре Онуфрие,/ и яко безплотен в ней многолетне подвизался еси трудолюбне,/ соревнуя пророкам Илии и Крестителю:/ и от руку ангельску таин божественных насладився,/ ныне во свете Святыя Троицы купно с ними веселишеся./ Моли спастися нам, твою память почитающим.
Кондак преподобного Онуфрия
глас 3
Сиянием Духа Пресвятаго,/ Богомудре, просвещся,/ оставил еси яже в житии молвы,/ пустыню же достигл еси, преподобне отче,/ возвеселил еси иже над всеми Бога и Зиждителя,/ сего ради прославляет тя Христос, блаженне,// великий Дародатель.
Молитва преподобному Онуфрию
О преизящный и превеликий пустынножителю, преподобне отче Онуфрие! Похваляю твоя неизреченная чудотворения и житие пресветлое, еже еси препроводил от юности твоей даже и до старости: никтоже бо изчести возможет терпений и подвигов твоих, пречестне. Удивися преподобный Пафнутий твоему жестокому, еже в пустыни, житию, вкупе же и зело возрадовася, обрет тя единаго толиких подвигов и совершенства суща образ. Сего ради и подлинно испыта о трудех твоих святых и о еже колико имел еси временнаго жития. Темже и написа, яко шестьдесят лет и три в трудолюбии пребывая, в наготе претерпевая мраз и зной, в глубоцей пустыни со зверьми и птицы обитая, молитвы непрестанно творя, пожил еси. Сего ради ныне радость тебе приношу от недостойных устен моих, преподобне отче, преподобному Пафнутию радосте великая: сподобися бо при кончине со львы послужити тебе, погребсти тело твое и с тобою на Небеси жити, Илии Фесвитянину ревнителю, Иоанну Крестителю наследниче, друже Христов и снаследниче истинный, Египту умная красото, фивеом великое светило, Ливии красная доброто, финиксе краснопроцветающий, орле высокопарный, летающий в поднебесная, на Небесех гражданство обретый, идеже и водворися у Престола Владыки славы, с двадесять четырьми старцы жилище обретый, с ними же и пребываеши. И ныне молю тя, пречудный гражданине Небесный, святых ликов Ангельских совсельниче: услыши мя, грешнаго и недостойнаго раба твоего, в час сей и приими сие малое моление мое, великий заступниче, скорый помощниче притекающим к тебе усердно; заглади рукописание дел моих скверных и нечистых, яже держат демонския полки, покрый мя твоим заступлением, причти мя ко уготованному месту молитвами твоими и сподоби мя Вышняго Иерусалима, ибо по Преблагословенней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии тебе между теплейшими помощниками и заступниками моими почитаю. Присещаеши бо и даеши руку помощи припадающим к тебе в храме твоем повсюду. Темже и аз, недостойный, ныне тебе молюся и призываю: умоли Милостиваго Бога, да отпустит ми вся прегрешения моя вольная и невольная, сотворенная вся злая дела моя и да избавит мя твоим предстательством от вечных мук, научит мя творити добрая дела, наставит мя на путь ко спасению истинному и сподобит мя купно радости вечныя насладитися со всеми святыми ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Преподобный Петр Афонский
Преподобный Петр Афонский, родом грек, служил воеводой в императорских войсках и жил в Константинополе. В 667 году во время войны с сирийцами святой Петр был взят в плен и заключен в крепости города Самары на реке Евфрате.
Долгое время он томился в темнице и размышлял о том, за какие грехи подвергся наказанию Божию. Святой Петр вспомнил, что однажды имел намерение оставить мир и уйти в монастырь, но так и не исполнил его. Он стал соблюдать в темнице строгий пост, усердно молиться и просил у святителя Николая Чудотворца заступничества перед Богом. Святитель Николай явился святому Петру во сне и дал совет призывать на помощь святого Симеона Богоприимца. Укрепляя узника в терпении и надежде, святитель еще раз являлся ему во сне. В третий раз он явился вместе со святым Симеоном Богоприимцем наяву. Святой Симеон коснулся жезлом цепей святого Петра, и железо при этом растаяло, словно воск. Двери темницы раскрылись, и святой Петр вышел на свободу. Святой Симеон Богоприимец стал невидим, а святитель Николай проводил святого Петра до границы греческой земли. Напомнив об обете, святитель Николай также стал невидим. Для принятия иноческого образа при гробнице апостола Петра святой Петр ушел в Рим. Святитель Николай не оставил его без своей помощи: он явился во сне Римскому Папе и рассказал об обстоятельствах освобождения святого Петра из плена, наказав Папе постричь бывшего узника в монашество.
На следующий день, при многолюдном стечении народа во время Богослужения, Папа громко сказал: «Петр, пришедший из греческой земли, которого святитель Николай освободил в Самаре из темницы, приди ко мне». Святой Петр предстал перед Папой, который постриг его в монашество при гробнице апостола Петра. Папа учил святого Петра правилам иноческой жизни и держал инока при себе. Потом он с благословением отпустил святого Петра туда, куда Бог соблаговолит его направить.
Святой Петр сел на корабль, плывший на восток. Корабельщики, во время остановки сходившие на берег, просили святого Петра придти помолиться в один дом, где хозяин и все домашние лежали больные. Святой Петр исцелил их своей молитвой.
Во сне святому Петру явилась Пресвятая Богородица и указала место, где он должен был жить до конца своих дней – Святую Гору Афон. Когда корабль проплывал мимо Афона, то остановился сам по себе. Святой Петр понял, что в этом месте ему надлежит сойти, и сошел на берег. Это было в 681 году. Преподобный Петр провел в пустынных местах Святой Горы, не видя никого из людей, 53 года. Одежда его истлела, а волосы и борода отросли и покрыли тело вместо одежды.
В первое время преподобный Петр многократно подвергался бесовским нападениям. Стараясь принудить святого покинуть пещеру, бесы принимали вид то вооруженных воинов, то свирепых зверей и гадов, готовых растерзать отшельника. Но горячей молитвой к Богу и Матери Божией преподобный Петр побеждал бесовские нападения. Тогда враг стал действовать хитростью. Явившись под видом отрока, посланного к нему из родного дома, он со слезами умолял преподобного оставить пустыню и вернуться в свой дом. Преподобный прослезился, но без колебаний ответил: «Сюда меня привел Господь и Пресвятая Богородица, без Ее позволения я отсюда не пойду». Услышав имя Матери Божией, бес исчез.
Через семь лет бес предстал перед преподобным в виде светлого Ангела и сказал, что Бог повелевает ему идти в мир для просвещения и спасения нуждавшихся в его руководстве людей. Опытный подвижник снова ответил, что без повеления Божией Матери не покинет пустыни. Бес исчез и больше не смел приступать к преподобному. Матерь Божия явилась преподобному Петру во сне вместе со святителем Николаем и сказала мужественному отшельнику, что каждые 40 дней Ангел будет приносить ему Небесную манну. С того времени преподобный Петр 40 дней постился, а на сороковой день подкреплялся Небесной манной, получая крепость на дальнейшее сорокадневное воздержание.
Однажды охотник, гнавшийся за оленем, увидел нагого человека, обросшего волосами и препоясанного по чреслам листвой. Он испугался и бросился бежать. Преподобный Петр остановил его и рассказал о своей жизни. Охотник просил позволения остаться с ним, но святой отослал его домой. Преподобный Петр дал охотнику год для самоиспытания и запретил рассказывать о встрече с ним.
Через год охотник возвратился с братом, одержимым бесом, и другими спутниками. Когда они вошли в пещеру преподобного Петра, то увидели, что он уже преставился к Богу. Охотник с горьким плачем рассказал своим спутникам о жизни преподобного Петра, а его брат, как только прикоснулся к телу святого, получил исцеление. Преподобный Петр скончался в 734 году. Его святые мощи находились на Афоне в обители святого Климента. Во время иконоборчества они были сокрыты, а в 969 году перенесены во Фракийское селение Фотоками. С именем преподобного Петра Афонского связан священный завет Матери Божией о своем земном уделе – Святой Горе Афон, который и поныне остается в силе: «Во Афонстей Горе будет покой его, то бо есть жребий Мой от Сына Моего и Бога, данный Мне, да отлучающийся мирских молв и емлющиися духовных по силе своей подвигов, верою же и любовию от души призывающий имя Мое, тамо временное свое житие проводят без печали, и Богоугодных ради дел своих жизнь вечную получат: зело бо люблю то место и хощу на том умножити чин иноческий, и милость Моего Сына и Бога имущим тамо иночествовати не разорится во веки, аще и они соблюдут спасительныя заповеди; и распространю их в Горе на юг и север, и возобладают ею от мира до мира, и имя их во всей подсолнечной хвально сотворю и защищу тех, иже тамо терпеливно в постничестве подвизатися будут».
Тропарь преподобного Петра Афонского
глас 4
Мир оставил еси, Петре, Господа ради своего/ и крест восприим на рамо свое,/ на гору достигл еси Афонскую,/ якоже древле фесвитянин Илия./ И в ней пребыв пощением, и молитвами, и бдением,/ Бога милостива творя,/ и Пречистую Богородицу Молебницу предлагая,/ сего ради вопием ти:/ моли Христа Бога, да спасет души наша.
Тропарь преподобных Онуфрия и Петра
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.
Кондак преподобного Петра
глас 2
Удалив себе человеческаго сожительства,/ в пещерах каменных и разселинах пожил еси,/ желанием Божественным и любовию, Петре, Господа твоего,/ от Негоже венец приял еси.// Моли непрестанно спастися нам.
Благоверная княгиня Анна (в иночестве Ефросинья) Кашинская
Святая благоверная великая княгиня Анна — дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшее мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере. Побратимом деда благоверной Анны был святой Петр, царевич Ордынский, крещеный татарин, канонизированный Русской Православной Церковью. В 1294 году благоверная княжна Анна вступила в брак с князем Михаилом Тверским.
Много скорбей выпало на долю святой Анны. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. Во младенчестве умер первенец великокняжеской четы – дочь Феодора. В 1317 году началась трагическая борьба с князем Юрием Московским. В 1318 году благоверная княгиня прощается навечно со своим супругом, уезжающим в Орду, где он был зверски замучен. В 1325 году старший сын ее, Димитрий Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского — виновника смерти отца, убил его, за что был казнен ханом. Год спустя жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродным братом хана Узбека. После этого стихийного восстания вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.
Благоверная великая княгиня была приуготовлена к монашеству всей своей предыдущей жизнью. По кончине мужа испытания следовали одно за другим и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все. В женском естестве мужескую крепость имела еси... – так ублажает Церковь святую Анну Кашинскую за ее душевную стойкость. Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество сначала в Твери, а затем, по просьбе младшего сына Василия, перебралась в специально выстроенный для нее монастырь. Здесь она и преставилась в 1368 году в схиме, тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.
Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно, и только в 1611 году вследствие явления ее благочестивому клирику пробудилось в жителях города Кашина особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивою царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны. Перенесение мощей благоверной Анны Кашинской состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.
Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие – единственное в истории Русской Православной Церкви.
Хотя церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны.
В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено, и уже в 1909 году в городе Грозном в области Терского казачества возникла женская община в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской. В 1910 году был освящен храм во имя святой Анны Кашинской в Петербурге.
В тревожные годы войны и революции образ благоверной княгини Анны стал русским людям даже ближе и понятнее. Вспоминалось, что благоверная Анна тоже провожав мужа и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, хоронила и оплакивала их, тоже принуждена была бежать и скрываться, в то время как враги громили и жгли ее землю.
Тропарь великой княгини Анны Кашинской
глас 3
Днесь восхваляем тя, преподобная мати,/ великая княгине инокине Анно:/ яко бо лоза плодовита посреде терния,/ процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми,/ всех удивила еси чудным твоим житием,/ темже Христу Богу угодила еси,/ и ныне, радующися и веселящися,/ пребывавши с лики преподобных жен,/ наслаждающися райския красоты и веселия./ Молим убо тя:/ моли о нас Человеколюбца, Христа Бога нашего,/ даровати нам мир и велию милость.
Кондак великой княгини Анны Кашинской
глас 4
Яко пресветлая звезда,/ явилася еси в Российстей земли, во граде Кашине,/ преподобная мати Анно,/ во всех благочестивых и верных женах,/ аки крин, процвела еси чистым и непорочным твоим житием,/ во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги,/ и возшла еси к Вышнему граду, радующися и веселящися,/ яко добре совершивши твое течение,/ и ныне честныя твоя мощи,/ аки бисерие драгое, явишася,/ на исцеление всем, приходящим с верою./ Тем и вопием ти:/ радуйся, всекрасная душею,/ и моли Христа Бога/ о спасении душ наших.
Ин кондак великой княгини Анны Кашинской
глас 8
Скоропослушную помощницу, вси, сущии в бедах,/ благочестно воспоем, Анну святую,/ днесь любовию сошедшеся во обретение честных мощей ея./ Воспоем песнь Единому в Троице Богу, радующеся,/ сподобльшему нас видети пречистое сокровище честных мощей ея:/ от мног бо лет сокровены быта,/ напоследок же нам явлены/ и источают многа и различна исцеления./ Яко да молитвами ея к Богу/ от всяких находящих зол избавимся,/ радостною душею и веселием сердца благодарная воспоем, глаголюще:/ радуйся, утверждение граду нашему.
Величание великой княгини Анны Кашинской
Ублажаем тя, преподобная мати, великая княгине Анно, и чтим святую память твою, наставнице инокиням и собеседнице Ангелом.
Молитва благоверной княгине Анне Кашинской
О преподобная и преблаженная мати Анно! Смиренно припадающе к честным мощем твоим, молимся со слезами прилежно: не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. О преблаженная великая княгине Анно! Не забуди присещати чад твоих, аще бо телом и преставилася еси от нас, но и по смерти жива пребывавши и не отступавши от нас духом, сохраняющи нас от стрел вражиих, всякия прелести бесовския и козней диавольских. Молитвеннице наша усердная! Не престай молящися за ны ко Христу, Богу нашему, аще бо мощей твоих рака пред очима нашима выну видима есть, но святая душа твоя, со Ангельскими воинствы у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. К тебе убо припадаем, тебе молимся, тебе мили ся деем: молися, преблаженная Анно, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, еже испросити нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследником быти со всеми преподобными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Преподобный Стефан Озерский
Преподобный Стефан Комельский родился во второй половине 15 века в земле Вологодской от благочестивых родителей. Отец его служил при княжеском дворе и старался дать сыну лучшее тогда образование и воспитание. Он готовил в нем преемника себе и слугу князьям. Такая жизнь не казалась юноше завидной.
В то время славилась подвигами обитель Дионисия Глушицкого. Стефан оставляет родительский дом, друзей и родных и идет в Глушицы. Смиренно он просит настоятеля и братию принять его. Настоятель был тронут просьбами юноши и принял его сначала в число послушников, затем, видя его труды, постриг в монашество с именем Стефан и поручил опытному старцу для руководства в духовной жизни. Новый инок старался во всем подражать своему наставнику, проводя дни в монастырских трудах, а ночи в молитве. Он все более и более возрастал в духовной жизни.
По прошествии нескольких лет в Глушицах, для большего усовершенствования в духовной жизни, Стефан с благословения настоятеля монастыря и старца-руководителя отправился странствовать по северным пустыням и монастырям. Он дошел до Тихвины и остановился здесь на жительство, радуясь тому, что ежедневно поклоняется чудотворной иконе Божией Матери. Однако ежедневные толпы людей нарушали безмолвие монастыря и Стефан вернулся в Вологодские пределы.
Переходя с места на место, он достиг озера Комельского, которое было окружено со всех сторон болотами. Ему понравилось это безмолвное место, он решил остаться здесь навсегда. Поставив себе келью на восточном берегу озера при истоке реки Комелы и соорудив небольшую часовню, в которой находились две иконы, принесенные иноком из Тихвинского монастыря – Божией Матери и Николая Чудотворца, он стал подвизаться в посте и молитве. Очень трудно пришлось Стефану в Комельском лесу в первые годы, так как запасы хлеба заканчивались. Спустя более двух лет, случайно его нашли два зверолова и разделили с ним свои дорожные запасы. После того звероловы стали посещать инока чаще, а от них узнали об отшельнике и другие.
Спустя три года одинокого пребывания в пустыне, пришли к Стефану два брата делить труды пустынножительства. Иноки просили старца построить храм для молитвы, тогда с одним из них он отправляется в Москву с целью испросить благословения у митрополита. Митрополит Даниил с любовью принял старца, о котором он уже прежде слышал, поместил его в своей келье, а затем представил князю Василию Иоанновичу. Великий князь очень уважал иноков вологодских обителей, которые он посетил почти все в 1528 году, испрашивая у Бога наследника. После бесед с митрополитом и князем пустынник был рукоположен в священнический сан и поставлен игуменом новой обители.
Прибывши на озеро, Стефан, прежде всего, направился к часовне и сам отслужил первый благодарственный молебен Богоматери и святителю Николаю. Братья с радостью встречали своего игумена и просили у него благословения. Через несколько дней приступили иноки к построению храма, который скоро был создан. В 1534 году церковь была освящена во имя святителя Николая.
(Николаевская Озерская пустынь в начале 20-го века, разорена и разрушена в годы лихолетия)
После освящения церкви преподобный Стефан еще 8 лет подвизался в устроенной им обители. Блаженный старец был милостив ко всем, но строг к самому себе. Он казался в обители послушником, нежели игуменом, старался служить каждому.
(Церковь Николая Чудотворца - Прибой, урочище - Грязовецкий район, Крест на месте разрушенного храма)
Скончался преподобный Стефан 12 июня 1542 года. В этом же году после его смерти обитель была разорена татарами. После ее возобновления новая церковь была построена над могилой преподобного.