filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

16 (29) июня 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.5)

Продолжение...

Священномученик Платон (Кульбуш), епископ

сщмч_Платон_Кульбуш_епископ

В миру Павел Петрович Кульбуш, родился 13 июля 1869 г. в деревне Поотси-Кыпу Лифляндской губернии. Его отец, Петр Георгиевич Кульбуш, был псаломщиком и учителем церковно-приходской школы при Аросаарской (Арусаарской) церкви Рижской епархии.

В 1880 г. Павел поступил в Рижское духовное училище, а через четыре года - в семинарию.
В 1890 г. он окончил Рижскую духовную семинарию по первому разряду и, как лучший студент выпуска, был направлен на учебу в Санкт-Петербургскую духовную академию на полное казенное содержание.
В 1894 году окончил академию по первому разряду со степенью кандидата богословия.

5 декабря 1894 г. был рукоположен в сан священника в Петропавловском соборе и определен на должность настоятеля эстонского православного прихода в Петербурге, который был учрежден указом Синода 31 декабря 1894 г. В организации прихода большую роль сыграл сам о. Павел Кульбуш, который, еще будучи студентом академии и членом "Общества религиозно-нравственного просвещения", уделял много сил и внимания устройству быта и духовной жизни эстонской диаспоры в Петербурге.

Богослужения для нового православного эстонского прихода пришлось совершать в подвале Малоколоменской Воскресенской церкви. Начался долгий период сбора средств на постройку своего храма, приходского дома, на устройство эстонской церковно-приходской школы. В этом деле огромную помощь (как моральную, так и материальную) оказал молодому настоятелю протоиерей Иоанн Сергиев.

21 октября 1898 г. на Екатерининском канале (ныне - канал Грибоедова) в доме № 75 была открыта эстонская двухклассная церковно-приходская школа. Ее заведующим, вплоть до своей епископской хиротонии, оставался ее создатель - о. Павел Кульбуш. Он сам и члены причта вели занятия безвозмездно. При школе существовал небольшой интернат, самые бедные ученики обеспечивались питанием.

29 ноября 1898 г. по инициативе о. Павла в Петербурге было открыто эстонское Братство во имя священномученика Исидора Юрьевского. Целью его была забота о возрастании и духовном укреплении православной эстонской паствы, издание и распространение духовной литературы на эстонском языке, устройство библиотек, помощь нуждающимся, построение приходского храма.

Деятельность о. Павла была воистину многогранной и выходила за пределы своего прихода и братства. Он был известным в городе проповедником, чьи проповеди регулярно печатались в "Санкт-Петербургском духовном вестнике", законоучителем в Литейной женской гимназии, занимал ряд административных постов в епархии, в частности, постоянно избирался членом комиссии, готовившей ежегодные съезды епархиального духовенства. По свидетельствам современников, тонкий и глубоко образованный человек, чуткий, мягкий и приветливый в обращении, сочетавший широту взглядов и чувство юмора с постоянной духовной сосредоточенностью и религиозным рвением, о, Павел Кульбуш был любим не только своей эстонской паствой, но и многими петербуржцами из разных слоев общества.

5 и 6 января 1903 г. во всех храмах Российской империи был объявлен сбор пожертвований на постройку в Петербурге эстонской православной церкви во имя священномученика Исидора Юрьевского, По ходатайству о. Павла участок земли под храм и приходской дом на Екатерининском канале петербургская городская дума передала эстонскому приходу в дар, а архитектор А.А. Полещук безвозмездно исполнил проекты и эскизы всех построек.
20 апреля 1903 г. состоялось освящение места на постройку церкви, в котором принимал участие о. Иоанн Кронштадтский. 23 сентября 1907 г. был освящен и сам двухэтажный храм, в котором богослужения совершались на эстонском языке. В освящении храма также принял участие Кронштадтский пастырь, всею душой болевший о деле утверждения эстонского православия. При храме имелись помещения для культурно-просветительской деятельности, проведения катехизации, а также небольшая гостиница для приезжавших в Санкт-Петербург эстонцев.
О. Павел был благочинным двенадцати эстонских приходов Санкт-Петербургской епархии. Ему неоднократно предлагались архиерейские кафедры в разных епархиях, но он всегда отказывался, желая служить эстонскому народу, из которого происходил.

8 августа 1917 г. в Юрьеве (Тарту) состоялось собрание Рижской епархии, выбиравшее представителей на Всероссийский поместный собор. На этом собрании было выдвинуто предложение об образовании в епархии Ревельского викариатства, в состав которого вошли бы все эстонские приходы, а кандидатом на епископскую кафедру был назван о. Павел Кульбуш. Это предложение встретило полное одобрение Собора и избранного на нем патриарха Тихона, лично знавшего протоиерея Павла. Вот отзыв святителя Тихона: "Никому не удастся в наше темное время правителей-безбожников заставить его [о. Павла] отступить от веры".
Он принял монашеский постриг с именем Платона.

31 декабря 1917 г. был хиротонисан во епископа Ревельского в Александро-Невском соборе в Ревеле (Таллине) митрополитом Вениамином Санкт-Петербургским и викарием Санкт-Петербургской епархии епископом Лужским Артемием.
Епископу Платону сразу же поручили временное управление всей Рижской епархией. Он ревностно принялся за восстановление приходской жизни, пришедшей в расстройство за время революционной смуты. Время было страшное: грабежи, насилия, убийства вносили в жизнь ужас и отчаяние, люди не были уверены в завтрашнем дне и нуждались в духовном ободрении и утешении. Продолжалась Первая мировая война. Прибалтика была оккупирована немецкими войсками. Оккупационные власти препятствовали епископу Платону объезжать приходы, невозможным стал и проезд по железной дороге. В сопровождении свиты из трех человек, частью на лошадях, частью пешком, владыка посетил большую часть своих приходов в Эстонии и в Латвии, "где, - по свидетельству очевидцев, - его проникновенное богослужение и захватывающие проповеди вносили бодрящую струю в сердца пасомых". Епископ твердо защищал интересы вверенной ему епархии перед лицом оккупационной власти.

Хотя в ноябре 1918 г. он заболел гриппом-испанкой в тяжелой форме, с осложнением (крупозным воспалением легких), вокруг больного архиерея образовался экуменический кружок; с ним приходили советоваться не только православные, но и инославные и даже нехристиане.

22 декабря 1918 г. городом Тарту завладели большевики.

2 января 1919 г. епископ Платон был арестован прямо на улице и вместе с другими жителями города (всего за 24 дня большевистской диктатуры было арестовано свыше 500 человек) заключен в помещение Кредитного банка (ул. Компании, 5). В превращенном в тюрьму здании заключенные содержались в очень тяжелых условиях, а особым издевательствам и унижениям подвергался еще не оправившийся от болезни владыка Платон.

В ночь с 14 на 15 января 1919 года Тарту был отбит натиском белых войск. Но, отступая, красные эстонские комиссары Кулль, Рятсепп и Оттер, наскоро отобрав 20 человек из заключенных - в их числе владыку Платона, протоиереев Михаила Блейве и Николая Бежаницкого, - отвели их в подвальное помещение и зверски убили. Тела некоторых убитых были изуродованы до неузнаваемости. Тело епископа Платона носило на себе следы 7 штыковых и 4 огнестрельных ран, причем одна из них - от разрывной пули прямо в правый глаз, затылок был пробит прикладом винтовки. Его опознали только по спрятанной на груди панагии.

Отпевание мучеников было совершено 18 января 1919 г. в Успенском соборе г. Юрьева; 31 января тело епископа Платона было перевезено в Ревель. 9 февраля владыка был погребен в левом приделе того самого Спасо-Преображенского собора, где почти за год перед этим состоялась его первая архиерейская служба.
В 1929 г. во дворе собора был установлен бюст епископа Платона, а 17 - 18 февраля 1931 г. состоялось торжественное освящение мраморного саркофага над его могилой, сооруженного на средства, ассигнованные эстонским правительством и собранные путем пожертвований.

В августе 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве епископ Платон был причислен к лику новомучеников российских.

Священномученики Гермоген (Долганев), епископ, Ефрем Долганев, Михаил Макаров, Петр Корелин, пресвитеры, мученик Константин Минятов

сщмч_Ермоген_Долганев_епископ

Ермоген (Долганёв) (1858 - 1918), епископ Тобольский и Сибирский, священномученик

В миру Долганёв Георгий Ефремович, родился 25 апреля 1858 года, в местечке Новая Одесса Херсонского уезда одноименной губернии. Сын единоверческого протоиерея Ефрема Павловича Долганёва (впоследствии архимандрита Иннокентия), брат протоиерея священномученика Ефрема Долганёва. Поступил в Николаевское мореходное училище, но вскоре был определен отцом в Одесское духовное училище, по окончании которого начал учебу в Одесской духовной семинарии. Затем покинул семинарию, избрав светское образование. Поступил в Новороссийский университет в Одессе, однако вскоре был отчислен как бывший семинарист. Сдал экзамены на аттестат зрелости при гимназии города Ананьева для поступления вновь в Новороссийский университет. Обучался на историко-филологическом, физико-математическом и юридическом факультетах. Посещал медицинский факультет Женевского университета. Неоднократно прерывал обучение, устраивался на службу, пытался заниматься хлебопашеством, путешествовал. В состоянии душевного кризиса подверг себя самооскоплению.

Большое влияние на жизненный выбор Георгия Долганёва оказал Одесский архиепископ Никанор (Бровкович), посоветовавший ему завершить обучение в университете и поступить в духовную академию. В 1889 году Георгий был принят в Санкт-Петербургскую духовную академию. Учеба в академии давалась с трудом. На 1-е место он ставил не академические науки, а духовное самовоспитание. В годы обучения называл своими духовными наставниками митрополита Исидора (Никольского) и Афонского иеросхимонаха Евгения. 1 декабря 1890 года, во время обучения на 2-м курсе академии, был пострижен в монашество с именем Ермоген в честь мученика Ермогена Александрийского. 2 декабря 1890 года ректором академии Выборгским епископом Антонием был рукоположен во иеродиакона, а 15 марта 1892 года - во иеромонаха. Отец Ермоген окончил академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Христианское нравоучение в православном богослужении».

7 сентября 1893 года был утвержден в должности инспектора Тифлисской духовной семинарии. 11 июля 1898 года был назначен ее ректором с возведением в сан архимандрита. Проявил себя как умный и справедливый, но в то же время строгий наставник. Среди отчисленных им семинаристов был Иосиф Джугашвили.

12 января 1901 года был наречен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии. 14 января в Казанском соборе Санкт-Петербурга состоялась его хиротония, которую возглавили митрополиты Санкт-Петербургский Антоний, Московский Владимир, Киевский Феогност.

Находясь на Саратовской кафедре, уделял большое внимание строительству храмов. При нем в епархии освятили более 50 церквей - среди них одну из первых в России церковь во имя преподобного Серафима Саровского.
Епископ Ермоген стремился к аскетизму. По общему признанию современников, был большим молитвенником и постником. Его богослужения почти всегда были уставными, длились 5-6 и более часов. Владыка служил не только в воскресные, праздничные и торжественные дни, но и регулярно по будням. По средам он почти на протяжении всего пребывания в Саратове служил в Троицком соборе вечерни с акафистом. После будничных служб устраивались религиозно-нравственные собеседования, которые посещали не только саратовцы, но и приезжие.

В октябре 1905 года оказался практически единственным представителем власти в Саратове, который открыто встал на путь борьбы с революцией. Вопреки обвинениям большевиков в причастности епископа Ермогена к погромам евреев в Саратове 19-20 октября того года, владыка был решительным противником погромных действий и в конце месяца учредил комитет помощи пострадавшим в ходе погромов. При этом епископу Ермогену действительно была свойственна антиеврейская настроенность, о которой он регулярно открыто заявлял.

Как правящий архиерей владыка Ермоген проявил себя властным и жестким администратором, деятельность которого вызывала много нареканий. Нередко он перемещал священнослужителей, включая видных священников, прослуживших не одно десятилетие в своих приходах, из городских приходов в сельские без видимых причин. При нем пришло в расстройство епархиальное делопроизводство, как распорядительное, так и финансовое. Сборы и расходы на епархиальные нужды проводились небрежно, без должного учета, что порождало злоупотребления. Многие указы Святейшего Синода не передавались епископом в духовную консисторию и не исполнялись. Роль духовной консистории в епархиальном управлении была практически сведена к нулю. Из-за вмешательства епископа произошел упадок благотворительной деятельности Саратовского братства Святого Креста. При этом епископом было основано Христорождественское братство взаимопомощи ремесленников и фабрично-заводских рабочих.

Епископ Ермоген был склонен доверять и оказывать поддержку известным своей радикальностью иеромонаху Илиодору (Труфанову), Григорию Распутину и им подобным.
Осенью 1911 года епископ Ермоген был вызван для присутствия в Святейший Синод, что, очевидно, было связано с желанием властей удалить архиерея из Саратова. Владыка решительно выступил против обсуждавшихся в Синоде проектов введения в Русской Церкви чина диаконисс и богослужебного чина отпевания инославных. Не ограничившись подачей особого мнения по поводу этих проектов на заседаниях Синода, 15 декабря того же года епископ Ермоген послал телеграмму с протестом императору страстотерпцу Николаю II.
В это же время обострился конфликт епископа с Распутиным, так как владыка изменил прежде положительное отношение к нему на прямо противоположное.

8 марта 1917 года владыка Ермоген был утвержден епископом Тобольским и Сибирским. Февральскую революцию 1917 года владыка встретил настороженно. Он писал:
«Я ни благословляю случившегося переворота, ни праздную мнимой еще «пасхи» (вернее же мучительнейшей Голгофы) нашей многострадальной России и исстрадавшегося душой духовенства и народа, ни лобзаю туманное и «бурное» лицо «революции», ни в дружбу и единение с ней не вступаю, ибо ясно еще не знаю, кто и что она есть сегодня и что она даст нашей родине, особенно же Церкви Божией завтра».

Архиерейское служение владыки Ермогена в Тобольске совпало с пребыванием там в заточении по решению Временного правительства императорской семьи. Епископ Ермоген установил негласную связь с царской семьей, духовно поддерживал ее. 25 декабря 1917 года, после литургии в 1-й день Рождества, в Покровском соборе Тобольска в присутствии царской семьи было провозглашено им многолетие с титулованием императора и императрицы «величествами», а царских детей - «высочествами». Местные власти возбудили по этому поводу следствие. Из-за угроз революционно настроенных солдат расправиться с диаконом и священником Покровской церкви владыка отправил их в близлежащий Абалакский Знаменский монастырь.

В марте 1918 года Тобольский совет полностью перешел под контроль большевиков, которые старались доказать причастность епископа к «монархическому заговору». 22 апреля в Тобольск прибыл чрезвычайный комиссар ВЦИК К. А. Мячин для осуществления перевозки царской семьи в Екатеринбург. По предложению комиссара был произведен обыск в архиерейских покоях. Члены совета Иоанно-Димитриевского братства, опасавшиеся за жизнь архиерея, предложили епископу ночевать в Тобольском Знаменском монастыре, где находились покои викария Тобольской епархии, Берёзовского епископа Иринарха. Поэтому епископ в ночь на 27 апреля не присутствовал во время обыска в архиерейском доме, когда была осквернена домовая церковь. При обыске была найдена «переписка» епископа «с членами императорского дома», представлявшая собой записку с подписью: «Мария». Эта записка была названа принадлежащей перу императрицы Марии Феодоровны, хотя настоящий ее автор, некая Мария, даже указала свой домашний адрес.

27 апреля на заседание Тобольского епархиального совета, проходившее под председательством епископа Иринарха, пришли члены Тобольского исполкома во главе с матросом Хохряковым и потребовали передать епископу Ермогену, чтобы он явился на допрос, обещая архиерею неприкосновенность.

Утром 28 апреля владыка служил литургию в Тобольском соборе, после возглавил крестный ход. Из кремля он двинулся в подгорную часть Тобольска. Здесь служились молебны «о спасении погибающей родины». В крестном ходе участвовали оба епископа, все городское духовенство и масса народа. Их сопровождали красногвардейцы. Немедленно по окончании крестного хода епископ был арестован, а ночью вывезен из Тобольска.
С 1 мая содержался в Екатеринбургской тюрьме по обвинению в контрреволюционных действиях.
24 июня, в день Святого Духа, красноармейцы разрешили епископу Ермогену совершить молебен в камере. Вместе с ним молились почти все заключенные. На следующий день владыка и 8 или 9 заключенных (в т. ч. священник Тобольской епархии священномученик Петр Карелин) были доставлены на вокзал, откуда поездом под конвоем направлены в Тюмень.

В Тюмени заключенных посадили на пароход «Ермак». У села Покровского мирян перевели на пароход «Ока» и вскоре высадили на берег и расстреляли. Епископ Ермоген и священник Петр остались на «Ермаке». Красноармейцы в это время готовились к сражениям с войсками Временного Сибирского правительства, поэтому обоих священнослужителей привлекли к строительству укреплений. Епископ Ермоген был изнурен физически, но даже в этих обстоятельствах бодрость духа не покидала его. Таская землю и распиливая доски, он пел пасхальные песнопения. Вечером 28 июня владыку и священника посадили в трюм парохода «Ока», который шел вниз по реке Тобол по направлению к Тобольску, занятому уже белыми. Вскоре священника Петра Карелина вывели из трюма и сбросили в воду, привязав к телу камни. Когда «Ока» подошла к деревне Карбаны, в 173 верстах от Тюмени, на реке впереди показался корабль «Мария» белой флотилии. Красный пароход стал разворачиваться.

В 30 минут пополуночи 29 июня 1918 епископа Ермогена вывели на нос парохода, связали руки, прикрепили к ним камень и столкнули в воду. До самого последнего момента священномученик непрестанно молился и благословлял своих палачей.

убиение_сщмчч_Андроника_и_Ермогена
(убиение священномучеников Андроника и Ермогена)

Тело епископа Ермогена было обнаружено крестьянами села Усалка и похоронено неопознанным во временной могиле. В августе 1918 года, в ходе поисков тела епископа, останки были осмотрены приехавшей из Тобольска следственной комиссией, перевезены в село Покровское и временно захоронены в церковной ограде. Затем тело священномученика было облачено в архиерейские одежды и отправлено в Тобольск, где его торжественно встретили крестным ходом из всех городских церквей. У гроба епископа, установленного в Тобольском кафедральном соборе, служились панихиды и парастасы, к останкам, не поддававшимся тлению, прикладывались верующие. 15 августа епископ Иринарх совершил отпевание. Епископ Ермоген был погребен в Иоанно-Златоустовском приделе собора на месте, где до обретения мощей находилась могила святителя Иоанна Тобольского.

23 июня 1998 года священномученик Ермоген был прославлен Тобольским епископом Димитрием в лике местночтимых святых Тобольской епархии. Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 2000 года его имя было внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских. На иконе Собора новомучеников и исповедников, написанной в то время, мученическая кончина святого Ермогена была изображена в нежней части четвёртого клейма.

Летом 2005 года, при ремонте кафедрального собора в Тобольске, был обнаружен склеп, в котором покоились останки священномученика Ермогена. 2-3 сентября того же года состоялись торжества по случаю обретения его святых мощей и перенесение их в Покровский собор. Празднование обретения мощей сщмч. Ермогена - 20 августа - внесено в месяцеслов по благословению патриарха Кирилла 28 ноября 2011 года.

Тропарь
глас 7
Во святителех дивен показался еси, / ревностию по Бозе окрыляем, священномучениче Гермогене. / И пастве Сибирстей путевождь во страданиях являяся, / с Державнствующим узы и заключения разделяя / и страдальчески путь скончавши, / на небесех мзду трудов твоих восприял еси, / молися за народ наш ко Господу.

Кондак
глас 4
Подвиг святительский добре свершившаго / и течение мученическое мужественно скончавшаго / прославляем тя, священномучениче Гермогене, / яко предстателя пред Господем / за страну Российскую.

Об этом и других Новомучениках и исповедниках Российских, память которых празднуется сегодня, подробно можно прочитать тут:
http://pstgu.ru/news/martir/2014/06/29/53344/

Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments