Седмица 4-я по Пасхе.
Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (прославление 1913); мц. Домитиллы Римской (I; Греч.); мч. Панкратия Римского (304); свт. Епифания, епископа Кипрского (403); свт. Германа, патриарха Константинопольского (740).
Прп. Дионисия Радонежского, архимандрита (1633); Второе обре́тение мощей прав. Симеона Верхотурского (Меркушинского) (1992); свтт. Савина I, архиепископа Кипрского (V) и Полувия, епископа Ринокирского (V); прп. Феофана Нового, епископа Солийского (1550; Греч.); мч. Иоанна Влаха (Валаха) (1662) (Румын.); прп. Антония, архимандрита Радонежского (1877); собор преподобных отцев Молченских (Конотоп.); мч. Иоанна Серрского (XV-XVI; Греч.); прп. Феодора Киферского (X; Греч.).
Сщмч. Петра Попова, пресвитера (1937); мц. Евдокии Мартишкиной (1938), мч. Андрея (Мищенко), регента (1938) (Харьков.).
Собор новомучеников, в Бутове пострадавших (переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе).
Иконы Божьей Матери Кипрской-Нижегородской (1771).
Святые дня, молите Бога о нас!
Собор новомучеников, в Бутове пострадавших
В четвертую субботу по Пасхе, Русская Православная Церковь празднует Собор святых новомучеников, в Бутове пострадавших.
Бутовский полигон находится на земле бывшей усадьбы Дрожжино, известной с XVI в. Последним хозяином усадьбы был И.И. Зимин, старший брат владельца московской частной оперы С.И. Зимина. После Октябрьской революции имение и конный завод при нем были конфискованы в пользу государства, завод поставлял лошадей внутренним войскам. До сер. 30-х гг. в Бутове размещалась сельскохозяйственная колония ОГПУ. В 1934 г. почти все были выселены из этих мест, в кон. 1935 - нач. 1936 г. на территории бывшего имения Зиминых оборудовали стрелковый полигон «Бутово», где сразу же начали проводиться расстрелы и захоронения репрессированных лиц. С авг. 1937 по окт. 1938 г. здесь были расстреляны и похоронены 20765 чел.
В настоящее время известны около тысячи чел., расстрелянных на Бутовском полигоне за исповедание православной веры, к лету 2003 г. 255 из них канонизированы Русской Православной Церковью. На территории России нет др. места, где почивали бы мощи такого многочисленного Собора святых.
(убиение праведников в Бутове)
На Бутовский полигон осужденных доставляли из московских тюрем: Таганской, Сретенской, Бутырской, а также из районных тюрем Московской обл. и из Дмитлага - огромного лагерного объединения, предназначенного для строительства канала Москва-Волга (узниками Дмитлага были также сооружены стадион «Динамо», Юж. и Сев. (Химкинский) порты Москвы, жилые комплексы и многое др.). После прибытия на Бутовский полигон осужденных заводили в барак якобы для санобработки. Непосредственно перед расстрелом объявляли приговор, сверяли данные и наличие фотографии. Случалось, что казнь откладывали из-за каких-либо разночтений в документах, а иногда (в единичных случаях) даже отменяли. Приведение приговора в исполнение осуществляла одна из «расстрельных команд» - группа из 3-4 офицеров спецотряда, как правило, людей со стажем, служивших в органах ОГПУ-НКВД со времен гражданской войны, имевших правительственные награды; в дни особо массовых расстрелов число исполнителей, очевидно, увеличивалось. На казнь из барака выводили по одному, каждый палач вел свою жертву к краю рва, стрелял в затылок с расстояния не более метра и сбрасывал тело в траншею. Далеко не всегда при этом присутствовали врач и прокурор. Первое время расстрелянных хоронили в небольших ямах-могильниках, которые копали вручную; с авг. 1937 г., когда казни в Бутове приняли невиданные в мировой истории масштабы, экскаваторы карьерного типа выкапывали для этих целей траншеи шириной и глубиной в 3 м, длиной от 150 м. За день в Бутове редко расстреливали менее 100 чел., бывали дни, как, напр., 28 февр. 1938 г., когда казнили 562 чел. Иногда, видимо, приговоренных расстреливали в московских тюрьмах, а на Бутовск полигон привозили только для захоронения.
Большую часть расстрелянных на Бутовском полигоне составляют крестьяне и рабочие Москвы и Подмосковья, которых зачастую арестовывали и казнили семьями, включая подростков и стариков. Подавляющее число жертв были беспартийными, т. е. далекими от политики людьми, имевшими низшее образование или неграмотными. Примерно четверть от общего числа казненных на Бутовском полигоне - уголовники, подавляющее число их было расстреляно за прошлые судимости, по которым прежде они уже отбыли срок наказания. Под категории «социально опасных» и «социально вредных элементов», осужденных и расстрелянных на Бутовском полигоне, подпадали самые разные люди: родственники ранее осужденных, бывшие царские министры, нищие, уличные торговцы, гадалки, картежники. В янв. 1938 г. с санкции властей началась тайная расправа над инвалидами: в февр.-марте того же года было расстреляно 1160 инвалидов. Большинство казненных на Бутовском полигоне были русскими (более 60%), затем следуют латыши, поляки, евреи, украинцы, немцы, белорусы, - всего свыше 60 национальностей, в т. ч. граждане др. гос-в: Германии, Польши, Франции, США, Австрии, Венгрии, Румынии, Италии, Греции, Чехословакии, Турции, Японии, Индии, Китая и др.
На Бутовском полигоне были замучены 739 священнослужителей РПЦ: 1 митрополит, 2 архиепископа, 4 епископа, 15 архимандритов, 118 протоиереев, 14 игуменов, 52 иеромонаха, 363 священника, 60 диаконов (в т. ч. 4 протодиакона и 1 архидиакон), 10 монахов, 58 монахинь (в т. ч. 3 схимонахини), 14 послушников и послушниц, 8 священнослужителей (без уточнения сана). За веру на Бутовском полигоне были расстреляны 219 мирян (псаломщики, чтецы, регенты, певчие, церковные старосты, иконописцы, члены церковных советов, уборщицы храмов, церковные сторожа). В числе казненных в Бутове «церковников» - 59 старообрядцев, 9 обновленцев, более 60 баптистов, хлысты, «антивоенники», евангелисты, сектанты (без уточнения, к какой именно секте принадлежали; иногда следователи так называли представителей «катакомбной» церкви или истинно-православных христиан), а также 4 муллы и 1 раввин.
Первыми православными священнослужителями, расстрелянными на Бутовском полигоне, были священномученики протоиереи Алексий Воробьёв, Алексий Касимов и сщмч. диак. Елисей Штольдер († 20 авг. 1937).
Весной 1994 г. на Бутовском полигоне был установлен Большой Поклонный крест (освящен 8 мая 1994), сооруженный по проекту скульптора Д. М. Шаховского, чей отец, свящ. Михаил Шик, был расстрелян в Бутове. 25 июня 1995 г. в Бутове в походном палаточном храме Всех Святых, в земле Российской просиявших, Православного Свято-Тихоновского Богословского института была отслужена первая литургия, которую возглавил ректор института прот. Владимир Воробьёв. Начиная с 1994 г. горячее участие в деле увековечения памяти пострадавших в Бутове принимала внучка расстрелянного здесь сщмч. Серафима (Чичагова) игум. Серафима (Чёрная). В 1995 г. Бутовский полигон передали Московской Патриархии. По проекту Шаховского был воздвигнут деревянный храм во имя Новомучеников и исповедников Российских (освящен в 1996), настоятелем которого стал внук расстрелянного здесь сщмч. прот. Владимира Амбарцумова свящ. Кирилл Каледа.
Закладка каменного храма в Бутове состоялась 15 мая 2004 года.
19 мая 2007 года состоялся чин великого освящения храма, совершенный патриархом Московским и всея Руси Алексием II и первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром.
(храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове)
В день памяти Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по традиции совершает Божественную литургию под открытым небом вблизи храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне.
(Патриаршее служение на Бутовском полигоне)
Тропарь собору новомучеников, в Бутове пострадавших
глас 4
Всуе шатается богоотступных соборище,на Христа возстает древней лютостию,устрелянием убо тщится дерзостне христоносных в Бутове мученик одолети,но всеславное тех Серафимово воинство,всеоружие восприим Креста,утверждает веру ревностию,упование страстотерпчеством, водворяяся в Царстве всепобеждающия любве.
Иной тропарь собору новомучеников, в Бутове пострадавших
глас 4
Нивы церковныя класы безчисленнии/ плод сторичный яве приносят/ смертным страданием в Бутове за Христа/ полагаются в основание веры/ укрепляют надеждею небесных/ добропобедныя свидетелие Истины и Любве/ дерзновении о нас молитвенницы/ се бо кровь мученическая/воистину семя Церкве есть.
Кондак собору новомучеников, в Бутове пострадавших
глас 6
Русская Голгофа Бутово-село показася, яко древо спасения воздвигше Соловецкий крест, яко гроб святый явивше пребезмолвныя рвы – громогласныя свидетелие страстей и воскресения.
Молитва собору новомучеников, в Бутове пострадавших
О святии бутовские мученицы и вси исповедницы и номученицы российстии, во всяком возрасте и сословии за Христа пострадавшие, верность Ему даже до смерти свидетельствовавшие и венец жизни от Него приявшие. Вы во дни гонения лютаго, землю нашу от безбожных постигшаго, на судищах, в заточениях и пропастех земных в горьких работах и всяких скорбных обстояниях образ терпения и непостыднаго упования мужественно явили есте. Ныне же в раи сладости наслаждающися пред престолом Божиим во славе предстоите и присно хвалу и ходатайство со ангелы и всеми святыми Триединому Богу возносите.
Сего ради мы недостоиные молим вас святые сродницы наши, не забудете земнаго отечества вашего, грехом Каиного братоубийства, поруганием святынь, безбожием и нашими беззакониями отягоченного.
Умолите Господа сил да утвердит Церковь Свою непоколебимую в мире сем многомятежном и лукавом. Да возродит в земли нашей дух разума и благочестия, дух святости и страха Божия, дух братолюбия и мира, да паки будем мы царское священие, род Божий, избранный и Святый, присно с вами славящии Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Праведный Симеон Верхотурский (Меркушинский), второе обретение мощей
Праведный Симеон Верхотурский родился в начале XVII века в европейской части России в семье благочестивых дворян. Повинуясь Божественному водительству, он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхотурья, где молился в деревянной церкви.
С благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном праведный Симеон ходил по окрестным селениям. Он не чуждался и иноверцев вогулов, коренных жителей этого края, которые полюбили святого за его чистое житие. С помощью благодати Божией праведный Симеон пробудил в сердцах вогулов стремление к добродетельной жизни. В девственной сибирской тайге он предавался Богомыслию, в каждом живом существе видя неизреченную Премудрость «Сотворившего вся».
Подвижник никогда не оставался праздным. Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства.
Другим любимым занятием праведного Симеона было ужение рыбы. Для этого он нередко с удочкой в руках уходил из Меркушино верст за десять, в уединенное место. Там, сидя под развесистой елью на берегу Туры, размышлял о величии Творца и «мысль к Богу имел… да не удицею греха уловлен будет от вселукавого врага спасения нашего». Но и в ловле рыбы он проявлял умеренность: ловил рыбу только для дневного пропитания.
И теперь еще указывают на камень у берега Туры, на котором сиживал праведник во время ловли рыбы. Камень этот будто нарочно был приспособлен для ужения: нижняя часть его выступала вперед так, что рыбаку, сидевшему на нем, весьма удобно было ставить на него ноги. Возле же камня некогда стояла ель, но в настоящее время ее уже не существует. Благочестивые богомольцы, почитая память святого Симеона и благоговея перед всеми предметами, которые были освящены его присутствием, отламывали от этой ели ветви и уносили их в свои дома. От этого она засохла, а около 1854 года ее сломало бурею, и ствол, вероятно, был унесен водою вниз по течению Туры.
Страдая болезнью живота, вероятно, от строгого воздержания, праведный Симеон отошел ко Господу еще в довольно молодых летах. Это произошло между 1642 и 1650 годами. К сожалению, точная дата его кончины осталась неизвестной. Жители села Меркушино, питавшие глубокое уважение к праведнику, с честью похоронили его у недавно построенной приходской Михаило-Архангельской церкви.
Господь прославил Своего угодника, который оставил все земное ради служения Ему Единому. В 1692 году, спустя примерно 50 лет после кончины святого, жители села Меркушинского чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли. Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления. Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692-1700) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты?» — явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский», — и стал невидимым.
В «Иконописном Подлиннике» под 16 апреля значится: «Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския».
Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной».
И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.
12 сентября 1704 года, по благословению митрополита Тобольского Филофея, было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. В этот день Церковь празднует вторую память святого праведного Симеона Верхотурского (первая — 18 декабря).
Обстоятельства земной жизни праведного Симеона известны значительно меньше, чем его посмертные чудеса.
25 сентября 1920 года в день памяти Симеона Верхотурского представители большевистской власти решили провести вскрытие его святых мощей. Для совершения этого кощунства была назначена комиссия, в которую вошли: председатель Екатеринбургской ЧК Тунгусков, председатель Верхотурского уездного исполкома Ларичев, доктор Петров и другие.
Вскрытие наметили провести примерно в час дня, сразу по окончании Божественной литургии. В этот день в монастыре собралось около пятнадцати тысяч человек. Люди, которые не смогли войти в переполненный Крестовоздвиженский собор, стояли на соборной площади. Монахи и священники, возглавляемые архимандритом Ксенофонтом, торжественно и нарочито медленно служили литургию, вслед за ней так же медленно совершали молебен, за молебном читали акафист… Богослужениям не виделось конца. Отовсюду были слышны вздохи, плач, прерываемые выкриками. Начало вскрытия откладывалось уже на два часа. Власти потребовали прекратить богослужение и начать вскрытие мощей, но получили отказ. Тогда вооруженные красноармейцы по-военному решительно начали выталкивать людей из собора и пробиваться к раке с мощами, где плотной стеной стояли монахи и монахини. Оттеснив монахов, красноармейцы с большим трудом подняли мощи, вынесли их на паперть и установили на столе. Перед собором вдоль всей площади стояли вооруженные красноармейцы, выстроенные в две шеренги лицом друг к другу, чтобы предотвратить возможные эксцессы и в случае необходимости защитить большевистскую комиссию.
Вскрытие начал сам архимандрит Ксенофонт. Он снял покров с мощей, но от дальнейших действий отказался. После короткого совещания с членами комиссии председатель Екатеринбургской ЧК Тунгусков подошел к гробу, опустил в него руку и, вынув голову святого Симеона Верхотурского, высоко поднял ее для всеобщего обозрения. Толпа в ужасе ахнула. Так началось надругательство над мощами Верхотур¬ского чудотворца, в течение двух с половиной столетий щедро благотворившего всем, кто приходил к нему с верою. Его святые мощи были подвергнуты расчленению, изъяты из гроба по частям и разложены на столе. После этого члены комиссии перевернули гроб и вывалили на стол то, что в нем оставалось. Это был лебяжий пух, который в 1704 году в селе Меркушино архимандрит Израиль положил на дно гроба, специально изготовленного для перенесения мощей в Верхотурье. Проходившие мимо верующие, плача и крестясь, успевали тайком взять со стола лебяжьи пушинки и спрятать их в складках одежды. Стояла глубокая тишина. Только кое-где слышались всхлипывания.
Не успела комиссия по вскрытию мощей закончить свою работу, как за ее спинами, у главных дверей собора монастырский архидиакон Вениамин во всеуслышание провозгласил: «Прошу не кощунствовать». Красноармейцы мгновенно подскочили к архидиакону, закрутили ему руки за спину и, расталкивая народ, повели в один из корпусов. Председатель исполкома Ларичев, указав на плачущих монахов и монахинь, сказал верующим мирянам, которые тоже плакали: «Вот эта стая черных воронов триста лет обманывала народ». Наконец, монахам было разрешено вернуть мощи на место. Братья вместе с отцом Ксенофонтом, обливаясь слезами, сложили святые останки в гроб. Народ долго не расходился. Мощи вновь внесли в храм и положили в раку. Было разрешено продолжать богослужения в соборе по-прежнему.
На другой день архимандрит Ксенофонт после произнесенной в соборе проповеди, обличавшей безбожную власть, был заключен в тюрьму за «антисоветскую пропаганду». Почти одновременно с ним были арестованы настоятельница женского Покровского монастыря и другие духовные особы.
Мощи праведного Симеона оставались в Крестовоздвиженском соборе до его закрытия в 1926 году, после чего были отправлены в Нижнетагильский краеведческий музей. Но православный народ продолжал тянуться к праведному Симеону. Люди, заплатив за билеты, шли к нему на поклонение и в музей. Когда началось откровенное паломничество, мощи были изъяты из экспозиции, увезены в Свердловск и выставлены в музее атеизма, размещенном в Ипатьевском доме, где была расстреляна Царская семья. Здесь святые останки находились продолжительное время. Затем мощи убрали в запасники краеведческого музея, который размещался в здании собора Александра Невского закрытого Ново-Тихвинского женского монастыря, и с тех пор среди православных они считались безвозвратно потерянными. На все запросы Церкви о мощах музейные работники отвечали, что их в запасниках нет. След их потерялся. Так было до тех пор, пока в конце 1980-х годов одна простая благочестивая женщина, работавшая в краеведческом музее, не попросилась на прием к Владыке и не сообщила, что своими глазами видела в запасниках железный ящик со святыми останками, на которых лежал акт их вскрытия от 25 сентября 1920 года.
После этой радостной новости епархиальное начальство начало переговоры с руководством музея. В результате мощи вернули без всякой огласки, составив соответствующий акт. Владыка Мелхиседек, несколько священников и протодиакон Владимир сами вынесли их из музея.
Все время, пока для них готовилось достойное место, святые мощи хранились в келье Владыки. Вскоре, весной 1989 года святые мощи торжественно при огромном стечении духовенства и верующих были внесены в храм Всемилостивого Спаса в Свердловске.
(Крестный ход с мощами св. Симеона 25 мая 1989 г.)
А 24 сентября 1992 года, то есть через шестьдесят три года после изъятия, мощи святого праведного Симеона в канун празднования их первого перенесения были возвращены в Верхотурский Николаевский монастырь, в котором почивают и поныне. Вновь, как в былые времена, к раке с мощами Верхотурского чудотворца и к его цельбоносному источнику в Меркушино едут паломники со всех концов России и получают помощь. Празднование святому Симеону совершается трижды: 12/25 мая — в день второго обретения его мощей, 12/25 сентября — в день перенесения мощей праведника из Меркушино в Верхотурье и 18/31 декабря — в день прославления праведного Симеона.
(Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь)
Подробное житие праведного Симеона Верхотурского Вы можете прочитать тут:
http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/index.php/saints/625-svyatoj-pravednyj-simeon-verkhoturskij
Тропарь праведного Симеона Верхотурского
глас 4
Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/ да в видения восход обрящеши горе,/ отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/ но очистив душу и тело, приял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к тебе, праведный Симеоне./ Темже, по данному ти дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми, / и моли спасти души наша.
Ин тропарь на прославление праведного Симеона Верхотурского
глас 4
Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/ да в видения восход обрящеши горе,/ отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/ но очистив душу и тело, приял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к тебе, праведный Симеоне./ Темже, по данному ти дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми, / и моли спасти души наша.
Кондак праведного Симеона Верхотурского
глас 2
Мира суетнаго отверглся еси, да блага вечныя жизни наследиши,/ возлюбив незлобие и чистоту души и тела./ Снискал еси, еже возлюбил, свидетельствуют бо о сем гроб и нетление мощей твоих, и благодать чудотворения наипаче./ Точиши бо цельбы всем притекающим к тебе и непросвещенным, Симеоне блаженне, чудотворче предивный.
Молитва праведному Симеону Верхотурскому
О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребывая! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Собор преподобных отцев Молченских, местное празднование Конотопской епархии
Празднование установлено Священным Синодом Украинской Православной Церкви в честь угодников Божиих, в разное время несших послушание в Софрониево-Молченском Рождества Пресвятой Богородицы Печерском мужском монастыре (село Нова Слобода Путивльского района Сумской области).
В Собор входят:
• Прп. Софроний (Батоврин), мон. (+ 1692)
• Прп. Серапион, иером. (+ 1718)
• Прп. Феодосий (Маслов), архим. (+ 1802)
• Блаж. Сергий Тихонов, послушник (+ 1879)
Тропaрь
глас 3
Самовидцы бывше чудесем от иконы Владычицы, преподобнии отцы наша Молченстии, молите Приснодеву и Рождшагося от Нея Господа, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.
Кондак
глас 3
Веселится обитель Молченская, ликует же и гора Чудная, се ублажаем верных сынов ея, в подвизе добрем просиявших, и Богови житием своим угодивших, тем же ныне любовию вопием: не престайте молити за ны Всещедраго Бога.
Мученик Иоанн Серрский (греч. Ιωάννης εκ Σερρών, Ιωάννης ο Σερραίος)
Родился в XV веке в богатой православной семье в городе Серры (Σέρρες) в северной Греции, оккупированной в тот период турками. Его красота, его смелость в обращении с захватчиками, его богатый внешний вид вызывали раздражение и злобу мусульманских властей. Поэтому последние обвинили Иоанна в том, что своими смелыми поступками и отказом принял ислам он публично оскорбляет магометанскую веру.
Мусульманский судья, к которому привели Иоанна, лживыми обещаниями и посулами пытался принудить юношу отречься от праведной веры, надеясь, что этому примеру могут последовать и другие христиане.
Но Иоанн твердо и решительно отверг нечестивые обещания, и тогда турки начали пытать юношу. Мученика бросили в тюрьму, потом лишили одежды и проволокли по земле, вырвали волосы и потом стали избивать его палками. Однако, святой, несмотря на страшные муки, продолжал славить Господа Иисуса Христа. И тогда близ него появился величественный всадник, лицо которого сияло как солнце, который сказал Иоанну ничего не бояться и не терять мужества.
Турки, видя, что никакими пытками невозможно принудить храброго юношу отречься от истинной веры, решили убить его. Иоанна привели на городскую площадь и связанного положили на кучу хвороста, который подожгли. Мученик Иоанн оставался спокойным на протяжении всего ужасного страдания и громко славил Бога. Один из его мучителей, чтобы Иоанн замолчал, убил его, вогнав деревянный кол в рот мученика.
Житие святого составлено великим ритором Великой церкви Христовой Мануилом Пелопоннесским, вероятно, в период 1451-1481 г.г.
Святитель Савин I Кипрский, архиепископ
Сей преподобной происходил из страны Финикийской1 и родился в городе Ликии, где был крещен и принял монашество святой Епифаний2. Когда Бог прославил Епифания, то жители Ликии послали за ним пользовавшегося у них известностью мужа, чтобы поставить его епископом своего города. В то время вместе с этим мужем пришел к Епифанию и Савин и, отрекшись от мира, остался с Епифанием и принял иночество. После сего он ушел с Епифанием в пустыню и пробыл там вместе с ним пять лет. Он написал житие преподобного, где описал его всенощные молитвенные бдения, усердные земные поклоны и чудеса, которые совершил чрез него Господь. Когда святой Епифаний был епископом на острове Кипре3, то пожелал рукоположить Савина в сан пресвитера, но он не соглашался на это. Тогда преподобной ввел его в церковь и сказал ему:
- Стань здесь и стой неподвижно.
Он стал, при чем ноги его были как бы пригвождёными к земле, и святой Епифаний рукоположил его во пресвитера. После смерти Епифания Савин стал преемником его, заняв епископскую кафедру в том же городе Констанции4, где был епископом и Епифаний. Совершив множество достойных памяти чудес, защитив церковь свою от еретиков и благочестиво проведши жизнь, святой Савин отошел ко Господу5.
_____________________
Примечания.
1 Финикия расположена была вдоль берегов Средиземного моря между Палестиной и древним Сирийским государством. Начало христианства в Финикии относят ко времени Апостолов.
2 Память святого Епифания празднуется в этот же день.
3 Остров Кипр находится в Средиземном море близ берегов древней Финикии. Христианство было насаждено на нем святым Апостолом Павлом в первое его благовестническое путешествие.
4 Город Саламин, где был епископом святой Епифаний, иначе назывался Констанцией Кипрской. Он расположен у самого моря на восточном берегу острова.
5 Святой Савин скончался около половины V в.
Святитель Полувий Ринокирский, епископ
Преподобный отец наш Полувий был учеником святого Епифания. Он сопровождал своего учителя тогда, когда он плыл на корабле, возвращаясь из города Константинополя. В то время святой Епифаний сказал ему:
- Чадо Полувий! Вот я отхожу уже из этой жизни; исполни же мою заповедь, иди в Египет, ибо и после смерти моей я буду заботиться о тебе.
И когда святой Епифаний скончался, то Полувий, не дождавшись его погребения, так как тело его не было погребено десять дней, отправился по его завещанию в Египет, и там встретил его начальник города Ринокира1 и спросил его:
- Откуда ты идешь?
- Из Кипра, отвечал Полувий, ибо я был учеником Епифания, архиепископа кипрского, который отошел уже ко Господу.
Градоправитель Ринокира сильно был опечален смертью преподобного и, пригласив святого Полувия к себе, поставил его епископом в своем городе. За свою добродетельную и непорочную жизнь святой Полувий удостоился дара чудотворений. Так, молитвою он низвел дождь с неба и умножил тем плоды на нивах. Достигнув глубокой старости, он отошел ко Господу2.
___________________
Примечания.
1 Город Ринокир находился в горной части Фиваидской пустыни в верхнем (южном) Египте.
2 Святой Полувий скончался в V веке.
Мученица Домитилла Римская Старшая (греч. Δομιτίλλα)
Не путать с одноимённой святой, её племянницей Флавией Домитиллой Младшей.
Флавия Домитилла жила в I веке н.э. в Риме. Она была женой римского сенатора Тита Флавия Климента и дочерью сестры императора Домитиана (81 - 96).
Как и её муж, Домитилла была христианкой. За отказ принести жертву идолам оба они подверглись преследованиям и мучениям. Тит Флавий Климент был замучен до смерти в 96 году, после чего Флавию Домитиллу отправили в изгнание на остров Пандатерия в Тирренском море, где она прожила несколько лет и скончалась.
Мученик Панкратий Фригийский, Римский (греч. Παγκράτιος, лат. Pancratius, Pancras)
Как и у большинства раннехристианских мучеников, житие святого Панкратия известно из источников не ранее конца IV века. Согласно житию, Панкратий родился около 289 года в Синнаде Фригийской, рано лишился родителей, остался на попечении дяди Дионисия и вместе с ним переехал в Рим. Здесь оба приняли крещение.
В 303 году, во время гонений Диоклетиана, 14-летнему Панкратию было предложено властями принести жертву римским богам. Панкратий решительно отказался, его затем уговаривал лично Диоклетиан, обещая деньги и блестящее будущее, но Панкратий остался верным Христу. 12 мая 303 года Панкратий был обезглавлен на Аврелиевой дороге, за городскими стенами. Римская матрона Оттавилла выкупила тело мученика и похоронила его в находящихся поблизости катакомбах.
Житие явно легендарно: в качестве правящего папы в нём упомянут Корнелий, умерший в 253 году, а Диоклетиан не был в Риме после 286 года.
ПОЧИТАНИЕ
О почитании святого Панкратия в Риме известно с V века. Папа Симмах (498—514) построил базилику над местом погребения мученика. Эта базилика и находящиеся под ней катакомбы с тех пор носят имя Сан-Панкрацио. Григорий Великий, направляя миссию Августина в Англию, передал ему частицы мощей Панкратия, в результате чего Панкратий стал одним из популярных святых в Англии. В честь него названа старинная церковь в Лондоне, а затем и железнодорожный вокзал.
Начиная с 1595 года, память святого Панкратия отмечалась в Римской церкви в один день с римскими мучениками-легионерами Нереем и Ахиллесом. По аналогии с ними Панкратий стал также часто изображаться в военных доспехах. В середине XIX века легенда приписала Панкратию смерть на арене от пантеры.
Мученик Андрей Никитич Мищенко, регент
Память 12 мая и в Соборах новомучеников и исповедников Слободского края и Церкви Русской
Родился 30 октября 1893 года в городе Харькове.
До революции 1917 года работал учителем.
Позднее стал регентом Харьковской Софийской церкви.
5 апреля 1938 года был арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 25 мая того же года в Харькове.
Был прославлен 22 июня 1993 года Священным Синодом Украинской Православной Церкви как местночтимый святой в Соборе клириков и мирян, пострадавших в Слободском крае за веру Христову.