filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

30(12 февраля) января 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! ( ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
Сщмч. Ипполита , папы Римского и с ним мчч. Кенсорина , Савина , Хрисии девы и прочих 20-ти мучеников (III).
Блж. Пелагии Дивеевской (1884).
Прп. Зинона , ученика свт. Василия Великого (V). Мч. Феофила Нового (784). Блгв. Петра , царя Болгарского (967). Прп. Зинона , постника Печерского (XIV).
Сщмч. Владимира пресвитера (1933). Мч. Стефана (1945).

Святые дня, молите Бога о нас!

Блаженная Пелагея Дивеевская

пелагея_дивеевская

30 января/12 февраля 1884 года в Серафимо-дивеевском монастыре отошла ко Господу чистая, многострадальная душа блаженной Пелагеи Ивановны Серебренниковой. Необыкновенно трогательно и поучительно ее житие. Невозможно измерить все страдания и скорби, выпавшие на долю этой простой русской женщины. Каким мужеством, какой духовностью, ревностью по Бозе надо обладать, чтобы вынести все это, что вынесла она!

Нет в Христовой Церкви большего и труднейшего подвига, чем подвиг юродства Христа ради. Сам Господь благословляет на этот путь только редких избранников Своих. Именно на эту стезю была поставлена Богом блаженная Пелагея Ивановна.
Родилась Пелагия Ивановна в 1809 г. в Арзамасе, росла в доме сурового отчима. По рассказам матери, она с детства отличалась странностями, и мать поскорее постаралась выдать замуж «дурочку». Два сына и дочь Пелагии Ивановны умерли в младенчестве.
В 1828 году Пелагея Ивановна посетила Саровскую пустынь, чтобы получить наставления и молитвенную помощь отца Серафима. Святой старец Серафим указал ей путь высочайшего самоотвержения. Он возложил на нее подвиг юродства, как необходимый для ее душевного спасения, и предрек ей, что она впоследствии будет жить в Дивееве и заменит там его самого. Сказал ей батюшка Серафим: "Иди, матушка, иди немедля в мою-то обитель, побереги моих сирот-то. Многие тобою спасутся, и будешь ты свет миру".
Муж отрекся от нее, и мать поместила Пелагею Ивановну в Дивеевский монастырь.
Здесь она в первое время продолжала безумствовать: бегала по монастырю, бросала камни, била окна в кельях, вызывала всех на оскорбления себя и побои. Становилась ногами на гвозди, прокалывая их насквозь, и всячески истязала свое тело. Питалась только хлебом и водой. Много лет, до старости, ходила она «на свою работу» - кидала кирпичи в яму с грязной водой. Все перекидает, потом лезет вытаскивать и снова кидает.
Терпения и лишения были ее уделом: она никогда не просила пищи, а вкушала, когда предложат, и то очень скудно; круглый год она ходила босиком, не мылась, не стригла ногтей; спала на полу на войлочной подстилке; денег никогда ни от кого не брала; говорила иносказательно, но весьма мудро и имела дар прозорливости.

Человеческий ум не вмещает подвига рабы Божией Пелагеи. Поистине, душе ее, скрытая от окружающих видимым безумием, сияла чистотой и любовью. Лишь внимательному и сострадательному взгляду была видна небесная красота ее души.
Так исполнилось предсказание отца Серафима. Сорок шесть лет провела она в обители, год за годом неся тяжкое бремя подвига, оберегая своей молитвою святую обитель.
Прожив 45 лет в обители, блаженная скончалась 30 января/11 февраля 1884 года. Девять дней ее тело стояло в душном храме без малейшего изменения при большом стечении народа. Хотя была зима, она с головы до ног была осыпана живыми цветами, которые непрестанно разбирались и заменялись новыми.
31 июля 2004 года блаженная старица Пелагия Дивеевская была прославлена в лике местночтимых святых Нижегородской епархии. В октябре 2004 Архиерейским Собором было принято решение о ее общецерковном почитании. Святые мощи блаженной Пелагии, обретенные в сентябре 2004 года, положены для поклонения в Казанскую церковь Серафимо-Дивеевского монастыря.

Почитание блаженной дивеевской старицы Пелагии Ивановны Серебренниковой началось еще при ее жизни. Сразу же после ее упокоения, у тела усопшей было отмечено несколько чудесных исцелений. И в настоящее время по молитвам к святой совершаются чудеса и исцеления.
Память блаженной Пелагеи Ивановны свято чтится в Дивееве. Могила многострадательной подвижницы находится близ алтаря Троицкого собора. Преклонись, христианин, перед подвигом ее. Вспомни свои скорби и тяготы, - и станут они ничтожными в сравнении с ее страданиями. Многим поможет и многих убережет предстательством своим славная избранница Божия.

Кончина и погребение старицы ознаменовались исцелениями, которые еще более утвердили ее почитателей в том, что почившая велика пред Господом.
Блаженная старица Дивеевская Пелагея, моли Бога о нас!

Тропарь
Явилася еси земли Российския украшение, /Обители Дивеевския блаженная матере наша Пелагея, /благословение Царицы Небесныя исполнившая/ и дерзновение ко Господу стяжавшая, / моли у Престола Пресвятыя Троицы о спасении душ наших.

Кондак
глас 2
Тело твое постами изнуривши,/ бденными молитвами Творца умолила еси о деяниих твоих, /яко да приимеши совершенное оставление:/ еже и обрела еси мати яве,/ путь покаяния показавше.

Полностью житие блаженной старицы можно прочитать тут: http://kotovsk-istok.com.ua/230-fevral-mesyats/12-fevralya/1810-blazhennaya-pelageya-diveevskaya.html?limitstart=0

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

собор_вселенских_учителей

При императоре Алексее Комнине, который правил с 1081 по 1118 г. в Константинополе разгорелся спор, разделивший на три лагеря мужей, просвещенных в вопросах веры и усердных в стяжании добродетелей. Речь шла о трех святителях и выдающихся отцах Церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте. Одни выступали за то, чтобы предпочесть св. Василия двум другим, поскольку он сумел объяснить тайны природы как никто другой и был вознесен добродетелями на ангельскую высоту. В нем, говорили его сторонники, не было ничего низменного или земного, он был организатором монашества, главой всей Церкви в борьбе с ересями, строгим и требовательным пастырем относительно чистоты нравов. Поэтому, делали вывод они, св. Василий стоит выше св. Иоанна Златоуста, который по характеру был более склонен прощать грешников.

Другая партия, напротив, защищала Златоуста, возражая противникам, что прославленный епископ Константинополя ничуть не в меньшей степени, чем свт. Василий, был устремлен бороться с пороками, призывать грешников к покаянию и побуждать народ к совершенствованию по евангельским заповедям. Непревзойденный в красноречии, златоустый пастырь оросил Церковь настоящей полноводной рекой проповедей. В них он толковал слово Божие и показывал, как его применять в повседневной жизни, причем ему удалось это сделать лучше, чем двум другим христианским учителям.
Третья группа ратовала за то, чтобы признать главным свт. Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его языка. Они говорили, что свт. Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице.
Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы. Вовсе уже не помышляя о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки. Разногласиям между партиями не было видно ни конца ни края.
Тогда однажды ночью три святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому (память – 5 октября), сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке,
которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год. Если они будут почитать нас таким образом — едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении». После этих слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом, обращаясь друг к другу по имени.
Тогда свт. Иоанн Мавропод собрал без промедления народ и сообщил об откровении. Так как все уважали митрополита за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей. Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января, чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности.
Как поется в многочисленных тропарях из этой великолепной службы, три святителя, «земная троица», разные как личности, но единые по благодати Божией, заповедали нам в своих писаниях и примером своей жизни почитать и прославлять Пресвятую Троицу — Бога Единого в трех Лицах. Эти светильники Церкви распространили по всей земле свет истинной веры вопреки опасностям и преследованиям и оставили нам, их потомкам, святое наследие. Через их творения мы можем также достичь высшего блаженства и вечной жизни в присутствии Бога вместе со всеми святыми.
На протяжении января мы празднуем память многих славных иерархов, исповедников и подвижников и завершаем его соборным праздником в честь трех великих святителей. Таким образом Церковь вспоминает всех святых, которые проповедовали православную веру своей жизнью или в своих сочинениях. Этим праздником мы отдаем дань почтения всей совокупности знаний, просвещенности, ума и сердца верующих, которые они получают через слово. В итоге праздник трех святителей оказывается воспоминанием всех отцов Церкви и всех примеров евангельского совершенства, которые Святой Дух порождает во все времена и во всех местах, чтобы появлялись новые пророки и новые апостолы, проводники наших душ на Небеса, утешители народа и пламенные столпы молитвы, на которых и покоится Церковь, укрепляясь в истине.

Тропарь святителей
глас 4
Яко апостолов единонравнии/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак святителей
глас 2
Священныя и боговещанныя проповедники,/ верх учителей, Господи,/ приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение:/ труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,// Едине прославляяй святыя Твоя.

Молитва святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту
О пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли озаривший и мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившия! Припадающе к вашему милосердию с верою и любовию из глубины души вопием: предстояще престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и души своя полагаете, всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в православии и единомыслии, и непоколебимей даже до смерти исповедании веры Христовы, и во вседушевнем послушании Его Церкви Святей; да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша; да соблюдет Церковь Свою незыблему от неверия, суеверия, ересей и раскола; да дарует народу нашему долгоденствие и во всем благое поспешение; пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, властем суд и правду, воином терпение, мужество и одоление на враги, сирым и вдовицам заступление, болящим исцеление, юным благое в вере возрастание, старцам утешение, обидимым заступление и всем вся, ко временней и вечней жизни потребная, яко да в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, добрым подвигом подвизающеся, течение наше скончаем и сподобимся в Небеснем Царствии купно с вами всегда пети и славити пресвятое и великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Священномученик Ипполит, мученики Кенсорин, Савин, Хрисия дева и другие 20 мучеников
свмч_ипполит_папа_римский
Священномученик Ипполит, мученики Кенсорин, Савин, Хрисия дева и другие 20 мучеников пострадали в III веке.
Святой Кенсорин был первым сановником в царствование римского императора Клавдия II (268 - 270). По доносу он был взят и заключен в темницу за веру во Христа. Здесь он Именем Господа Иисуса Христа воскресил умершего, после чего обратились ко Христу 20 воинов - темничных стражей. Вместе со святым Кенсорином они были обезглавлены. Тогда же была приведена к допросу девица Хрисия, которая мужественно исповедала себя христианкой и была подвергнута мукам. После зверских истязаний она была утоплена в море.
Святого Савина избивали тяжелым молотом, а затем подвесили на дереве и жгли тело огнем. В мучениях он предал Господу святую душу.
Со святой Хрисией пострадали: Филикл, Максим, Геркулин, Венерий, Стиракин, Мина, Коммод, Ерм, Мавр, Евсевий, Рустик, Монагрей, Амандин, Олимпий, Кипр, Феодор, Тривун, Максим пресвитер, Архелай диакон и Кирин епископ.
Святой Ипполит, епископ Остии, Римской пристани при устье Тибра, узнав о страдании мучеников, несмотря на свои преклонные годы, явился в суд и обличил мучителя в бесчеловечности, называя его кровопийцем. Разъяренный судья предал святого епископа на мучения. После долгих истязаний его связали по рукам и ногам и бросили в море.
Эти мученики пострадали в 269 году. Мощи священномученика Ипполита были положены в Риме, в храме святых мучеников Лаврентия и папы Дамаса. Святой священномученик Ипполит был учеником святого Иринея, епископа Лионского, известен как христианский Богослов, написавший много сочинений против еретиков. Им составлены Канон пасхальный, знаменитое сочинение о Христе и Слово об антихристе. Святой Ипполит писал также много толкований на Священное Писание, на Книги Бытия, Исход, Притчи, Екклесиаста, Песнь Песней, на Евангелия от Матфея, Луки, Иоанна, на пророков Исаию, Иезекииля, Даниила, Захарию, на Псалмы Давида и Апокалипсис. Часть его сочинений сохранилась лишь в отрывках. Полностью сохранились слова, посвященные Богоявлению и пророку Даниилу. Слова его являются образцом искусства древней церковной проповеди.

Преподобный Зинон

Преподобный Зинон, ученик святителя Василия Великого, родился в городе Понте в богатой семье. Служил при дворе императора Валента (364 - 378) в числе воинов, с которыми рассылались царские грамоты. После смерти Валента святой Зинон оставил мир и поселился в пещере близ города Антиохии. Сорок лет подвизался он в этой пещере, в полном уединении проводил суровую жизнь, очищая душу, и занимался Божественным созерцанием. Каждое воскресенье преподобный Зинон ходил в храм и причащался Святых Христовых Таин. В своей келлии он не имел ни постели, ни очага, ни светильника. Одевался подвижник в ветхое рубище, питался только хлебом и водой, за которой ему приходилось совершать нелегкий путь в горы к источнику. С особой любовью относился преподобный Зинон к святым книгам, которые он брал для чтения у приходивших к нему за духовными советами. По глубокому смирению блаженный подвижник, исполненный благодатных даров, считал себя духовно нищим. Скончался преподобный Зинон в начале V века.

Святой мученик Феофил Новый

Святой Феофил родился и воспитывался в Царьграде при императоре Константине Порфирородном и матери его святой Ирине. Во время нашествия арабов он был назначен главнокомандующим греческих войск; благодаря личной храбрости и военному искусству, он потопил много неприятельских судов и не раз наносил поражения арабам.
Божьим попущением однажды его флот был окружен более многочисленными неприятельскими кораблями, и Святой Феофил взять был в плен. Когда его представили арабскому государю, тот, пораженный красотою и мужеством святого Феофила, стал убеждать его отречься от христианской веры; но ни обещания всяческих почестей, ни угрозы победителей не подействовали на доблестного христианского военачальника. Когда он увидел, что воины его перебиты, то стал упрекать варваров за их жестокость, и обличал нечестивую их веру.
Отведенный в их страну, Святой Феофил заключен был там в темницу; через четыре года, по случаю совершавшегося арабами какого то их религиозного торжества святого страстотерпца вывели из тюрьмы и стали принуждать к участии в торжестве; когда же Святой Феофил отказался повиноваться, то ему отсекли голову, и так воин Христов воспрял мученический венец.
Tags: Дивеевские блаженные, Пелагея Дивеевская, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments