filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

24 апреля (07 мая) 2019 года. Радоница. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня православная Церковь чтит память:


Седмица 2-я по Пасхе. Поминовение усопших. Радоница.

Мч. Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов (272).
Прп. Саввы Печерского, в Ближних пещерах (XIII); прп. Алексия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (XIII); мчч. Пасикрата и Валентина (228) Доростольских (228/285-301); мчч. Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и иных (303); прп. Фомы юродивого, Сирийского (546–560); прп. Елисаветы Константинопольской, чудотворицы, игумении (V); свтт. Илии (1678) и Саввы (1683), испп., митр. Ардяльских (Рум., Греч., Серб.); свт. Симеона (Штефана), митр. Ардьяльского, исп. (1656; Рум.); свт. Иосифа (Стойки), еп. Мараморошского, исп. (не ранее 1712; Рум., Греч.); свт. Вильфрида Старшего, еп. Йоркского (709/710; Кельт. и Брит.), память перенесения мощей в 940 году или ок. 948 года; прп. Эгберта Линдисфарнского (729; Кельт. и Брит., Нидер.); прп. Ксенофонта Афонского (ок. 1018-1035; Греч.); мч. Дуки, швеца Митилинского (1564; Греч.); мч. Николая Магнисийского (1796); блгв. царя Грузии Баграта III Объединителя (1014; Груз.).

Сщмч. Бранко Добросавлевича, пресвитера (1941) (Серб.).
Прав. Алексия (Товта), протопр. (1909; ПЦА); мч. Сергия Архангельского (1938).

Икона Божией Матери: Молченская (1405).


Святые дня, молите Бога о нас!



Радоница. Поминовение усопших.

Есть дивный пример того, как разделяют с нами радость о Воскресении Спасителя наши умершие. Однажды один благочестивый старец Киево-Печерской лавры на Пасху пошел вместе с диаконом покадить пещеры, где почивали усопшие. И только воскликнули они: «Христос воскресе, отцы и братия!», как послышалось в ответ громогласное восклицание: «Воистину воскресе!»

(Архимандрит Кирилл (Павлов))

Радоница

Радоница — это день поминовения усопших, который всегда приходится на первый вторник после Светлой Седмицы, на первый вторник Фоминой недели. Радоница — это русская традиция. Этот день не отмечается более нигде, ни в Греции ни на на Ближнем Востоке.
В некоторых источниках можно прочитать, что якобы еще по свидетельству святителя Иоанна Златоустого в этот день было принято собираться на кладбище и совершать там богослужение в поминовение усопших. Однако, я не нашел тому подтверждения в его работах.

У блаженного Иоанна Златоустого я нашел следующее:

Часто я размышлял сам в себе , для чего отцы наши , обойдя молитвенные дома , находящиеся в городах , установили , чтобы сегодня собирались вне города , и здесь ( совершали богослужение ); не напрасно же и не без причины , кажется мне , они сделали это. Я доискивался причины , и по благодати Божией нашел причину справедливую и основательную и приличную настоящему празднику. Какая же это причина? Мы совершаем воспоминание о кресте; а распятый на кресте был распят вне города : вот почему выводят нас за город...

...Итак, вне [города] мы собираемся поэтому. Но для чего именно в этом храме мучеников, а не в другом каком-либо? По благодати Божией наш город со всех сторон ограждается останками святых. Почему же именно здесь , а не в другом храме мучеников отцы повелели нам собираться? Потому, что здесь покоится множество умерших. Так как сегодня Иисус нисшел к умершим, то мы и собираемся здесь. Поэтому и самое место названо усыпальницею (koimhthrion), дабы ты знал, что скончавшиеся и лежащие здесь не умерли, но покоятся и спят...

...Видишь, как везде смерть называется сном; посему и это место названо усыпальницею, так как и самое это название полезно для нас и исполнено великого любомудрия. Итак, когда ты провожаешь сюда мертвого, не сокрушайся, потому что провожаешь его не к смерти, а ко сну. Этого названия достаточно тебе для утешения в несчастии. Знай же куда провожаешь его, - в усыпальницу; и когда провожаешь, - после смерти Христа, когда узы смерти уже расторгнуты. Таким образом и от места и от времени вы можете получить великое утешение. В особенности же слова наши относятся к женщинам, так как этот пол преимущественно чувствителен и склонен к унынию. У тебя есть достаточное врачевство против уныния - название места. Поэтому мы и собираемся здесь.

(Беседа о кладбище и о Кресте).

Изучающие труды святителя предполагают, что слово это сказано было предположительно в Великую Пятницу 392 г.
Может и так. Мне лично видится, что скорее в Великую Субботу. Но это лишь мое мнение, возможно это было и на день ранее. Тем не менее, подтверждений о том, что Праздник Радоницы имел место уже в его времена я не обнаружил.

Радоница отличается от других дней поминовения усопших. Слова «радоница» и «радость» — однокоренные. В этот день православные приходят на кладбище, чтобы принести радостную весть усопшим о Христе Воскресшем. Кроме того, остальные поминальные дни приходятся на субботы, и радоница — пасхальное исключение, более не повторяющееся. Это первый день после насыщенного богослужебного периода Страсной и Светлой седмиц, который можно посвятить поминовению усопших. Во вторник Фоминной недели можно служить панихиду, а в Светлое Христово Воскресение и в дни Светлой седмицы поминовение усопших в храмах прекращается.

Слова старца Кирилла Павлова, сказанные им в далеком 1963 году на радоницу:

архимандрит Кирилл Павлов 1

"Дорогие братия и сестры! Большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев по неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от них, так что они оказываются виновными перед Правосудием Божиим. И мы в то же время знаем, что в будущем будет только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых. Они могут помочь им и изменить их участь в будущей жизни. Если бы перед нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире.

Поэтому, дорогие братия и сестры, слушаясь призыва матери нашей родной, Христианской Церкви, которая умоляет нас не оставлять своей любви к ближним и по отшествии их от нас, вознесем ныне свои горячие молитвы к Воскресшему Господу, прося у Него помилования согрешившим отцам и братиям нашим и дарования им вечной жизни. Пусть наша общая молитва сольется в единый плач ко Господу о помиловании их, тогда и они, услышав эту молитву о себе, почувствуют нашу о них заботу и любовь к ним и преисполнятся к нам взаимной любовью.

Итак, дорогие, помолимся сейчас к Воскресшему Господу, чтобы Он простил согрешения, вольные и невольные, нашим отшедшим отцам, братиям, матерям и сестрам и вселил их в места светла, в места прохладна со всеми праведными, от века Ему угодившими, чтобы и наши родные преисполнились ныне вместе с нами радостью о славном Воскресении Его и на наше восклицание: Христос Воскресе ответили бы нам: Воистину Воскресе! Христос Воскресе!"
(архимандрит Кирилл Павлов, Радоница, 1963 год)

Очень хорошо в этот день посетить могилы своих близких, у кого есть такая возможность, побывать на Литургии, отслужить панихиду. Можно на могиле прочитать литию мирским чином - все хорошо будет! Плохо лишь, если вы будете устраивать на могилах поминальные тризны с потреблением вина и водки, оставлять на могилах еду, наипаче куличи и пасхальные яйца - дело это языческое и его следует до себя не допускать. Пищу, если есть желание, лучше раздать нищим.

И самое главное! Велики наши праздники, учрежденные Святой Церковью но не меньшей помощью нашим близким (и нам самим тоже) будет частое, по возможности ежедневное поминовение в своих молитвах усопших сродников, друзей, близких, благодетелей...Об этом никогда не забывайте - ведь они сами себе уже не в силах помочь.
Мне даже думается, что нам много важнее молиться об усопших, нежели о живых...

Господи, упокой души раб Твоих, всех от века усопших православных христиан в Своих Небесных Селениях и нас, грешных, помилуй яко Благ и Человеколюбец!



Мученик Савва Стратилат, Римский

мучаник Савва Стратилат Римский, Сербия,  Дечани, церковь Христа Пантократора
(мученик Савва Стратилат Римский, Сербия, Дечани, церковь Христа Пантократора)


Мученик Савва происходил из готфского племени. Своей храбростью он достиг высокого чина воеводы-стратилата и служил при императоре Аврелиане (270 - 275).

С юности Савва был христианином и усердно следовал заповедям Христа, помогал неимущим, посещал в темницах заключенных христиан. За чистую и добродетельную жизнь святой получил от Господа дар чудотворения и Именем Христа исцелял больных, изгонял бесов.

Когда император узнал, что святой Савва христианин, он потребовал от него отречения. Мученик сбросил воинский пояс и подтвердил, что не оставит свою веру. Его били, опаляли свечами, бросили в котел со смолой, но мученик оставался невредимым. Видя его мучения, уверовали во Христа 70 воинов, которых тут же усекли мечом. Святого Савву бросили в темницу. В полночь во время молитвы мученику явился Христос и осиял его светом Своей Славы. Спаситель повелел ему не бояться, но дерзать. Укрепленный, мученик Савва перенес наутро новые мучения и был утоплен в реке († 272).

Тропарь мученика Саввы
глас 5
Земнаго сана пояс оставив и почести, страдальче,/ пред мучителем, льстивым царем/ Христа, Бога суща, исповедал еси/ и Того ради многа страдания подъял еси, славне./ Тем прекрасным победы венцем увязлся еси/ от Царя всех царствующаго,/ с Небесными вои светло преукрашен./ Предстоя Тому, Савво,// моли, да спасет души наша.

Кондак мученика Саввы
глас 4
Непобедимый явлься стратилат,/ варварския козни победил еси/ и, страдальчествовав, славне, твердейши,/ множество врагов невидимых поборил еси,/ темже венец исплел еси победы./ О нас моли Христа, Савво всеблаженне,/ верою почитающих тя.


Преподобные Савва и Алексий Печерские

Преподобный Савва Печерский


Преподобный Савва Печерский подвизался в Ближних пещерах в Киево-Печерском монастыре не позднее середины XIII века. В рукописных святцах, в «Книге о святых» и в каноне службы преподобным отцам Киево-Печерским он называется чудотворцем. Память преподобного Саввы совершается также в день памяти преподобных отцов Ближних пещер, 28 сентября, и в день памяти всех Киево-Печерских чудотворцев, в Неделю 2-ю Великого поста. 24 апреля память преподобного празднуется ради тезоименитства со святым мучеником Саввой Стратилатом.

Преподобный Алексий Печерский, затворник


Преподобный Алексий, затворник Печерский, подвизался в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря в XIII веке. Мощи святого были обретены после 1675 года. Память преподобного Алексия празднуется также в день памяти преподобных отцов Ближних пещер, 28 сентября, и в день памяти всех Киево-Печерских чудотворцев, в Неделю 2-ю Великого поста. Святые мощи преподобного Алексия почивают рядом с мощами преподобного Саввы Печерского.


Тропарь Савве и Алексию затворнику, Печерским, в Ближних пещерах
глас 3
Преблаже́ннии и Богоно́снии отцы́ на́ши Са́вво и Алекси́е,/ я́ко стяжа́вшии дерзнове́ние ко Го́споду/ равноа́нгельным свои́м житие́м,/ его́же ра́ди обогати́ Христо́с/ нетле́нием и чудесы́ мо́щи ва́ша,/ мо́лим вас приле́жно:/ испроси́те душа́м на́шим очище́ние/ и ве́лию и бога́тую ми́лость.

Кондак преподобным Савве и Алексию затворнику, Печерским
глас 4
Бога́тство благода́ти и сыноположе́ния стяжа́сте/ мно́гими по́двиги и доброде́тельми,/ и́хже ра́ди Христо́с всели́ ду́ши ва́ша/ в Небе́сныя селе́ния Своя́,/ дарова́в благода́ть нетле́ния/ и чуде́с моще́м ва́шим,/ сего́ ра́ди вопие́м вам:/ ра́дуйтеся, Са́вво и Алекси́е,/ ли́ков и́ноческих похвало́ и украше́ние


Преподобная Елисавета Константинопольская, игумения

Преподобная Елисавета Константинопольская, игумения


Елисавета чудотворица была избрана на служение Богу еще до рождения. Ее матери было откровение, что отроковица будет избранным сосудом Святого Духа. С детства родители отдали девочку в монастырь.
Она выросла в посте и трудах и получила дар исцелять не только телесные недуги, но и душевные. Сестры избрали преподобную игуменией. Преподобная носила одежду из острой власяницы. Тело ее мерзло, но дух горел пламенем Божественной любви.

Воздержание святой было безмерно: многие годы она питалась лишь травами и овощами без хлеба, а вина и масла не принимала никогда. Много раз преподобная Елисавета проводила святую Четыредесятницу, ничего не вкушая. Подражая мытареву смирению, она три года не поднимала глаз на небо, но духовными очами всегда взирала к Богу.

Много чудес сотворила преподобная: лютого змея умертвила молитвой, исцелила кровоточивую женщину, которая болела много лет, отгоняла от людей нечистых духов. По смерти гроб преподобной Елисаветы также подавал исцеления от болезней. Даже самый прах, взятый от ее мощей, даровал слепым прозрение.

Тропарь
глас 8
Добродетельми украсившеся, всехвальная, и богобоязнством предивная всех явися, нищим сокровище, богатство на Небесех восприимше, чтущих поминай нас, праведным слава.

Кондак
глас 6
Истинне изрядне слово жизни стяжете, церковь свою, праведныя не усомнився высоты, богонаказатели, Богу угодивши, тем паче естества поитеся; сего ради зовем ти: радуйся, Елисавето премудрая.


Преподобный Ксенофонт Афонский, игумен, основатель одноимённого монастыря на Афоне

прп. Ксенофонт ктитор Афонский

Память 26 января (Греч.), 24 апреля (Греч.)

Ксенофонт поддерживал дружеские отношения с прп. Афанасием Афонским, по молитве которого исцелился его брат Феодор.
Во второй половине X века прп. Ксенофонт основал монастырь Святого Георгия, который затем стал называться его именем, и оставался его игуменом до 1018 года. После этого, передав управление обителью своему брату Феодору, стал вести уединённый образ жизни, ожидая времени своего отхода ко Господу.

Скончался мирно между 1018 и 1035 годами.


Мученик Дука Митилинский

Родом из Митилины. Пострадал в 1564 г. в Константинополе.

Дука был по профессии портным и часто, принимая заказы, ходил в дома знатных турок. Подобно праведному Иосифу он отверг любовь одной замужней турчанки и был оклеветан этой женщиной перед визирем. Схватив св. Дуку турки предлагали ему помилование в случае принятия ислама. Благочестивый и целомудренный юноша остался тверд в своем исповедании Христа. Св. Дука был подвергнут жестоким мучениям: с него живьем содрали кожу, а затем он был брошен в море.


Святитель Вильфрид Старший (Wilfrid), епископ Йоркский

Святитель Вильфрид Старший (Wilfrid), епископ Йоркский

Память 12 октября (Кельт. и Брит.), 24 апреля в день перенесения мощей (Кельт. и Брит.)

Вильфрид родился в Нортумбрии, в семье знатного королевского дружинника, в 633 или 634 году. По преданию, его рождение было отмечено особым знамением. Дом его родителей казался охваченным пожаром. Испуганные соседи, прибежав, чтобы справиться с огнем, с восхищением заметили, что огонь возносится к небу, ничего не повреждая.
Ещё совсем молодым Вильфрид решил посвятить себя Господу и в 14-летнем возрасте поступил в Линдисфарнский монастырь. Затем он учился в монастыре в Кентербери, а в 653 году решил посетить могилы святых апостолов и отправился на учёбу в Рим.

После своего паломничества Вильфрид почти три года пробыл в Галлии, в городе Лион, где принял монашеский постриг и, наконец, вернулся на свою родину.
В 661-665 годах был настоятелем монастыря в Рипоне, где вместо традиционного кельтского обряда вводил континентальный устав и римский обряд.
Ему было только тридцать лет, когда набожный король Альфред Йоркский назначил его в 664 году епископом Йоркским. Считая кельтских епископов схизматиками, он отправился в Компьень, где был рукоположен во епископа двенадцатью франкскими епископами. Вильфрид являлся ревностным представителем того направления, которое стремилось утвердить римские обычаи и папское влияние в Английской Церкви. На соборе в Уитби 664 года Вильфрид содействовал принятию решения в пользу Рима.

В 678 году он был отрешен от должности и хотел ехать в Рим, чтобы лично подать на это жалобу, но был послан к во Фрисландию, где проповедовал в течение года, обратив многих в христианство. Затем он продолжал свое путешествие в Рим, был оправдан папой, но по своем возвращении на родину снова изгнан в 680 году и удалился в Сассекс, где не менее ревностно проповедовал до 686 года.
В том году последовало его примирение с архиепископом Кентерберийским святителем Феодором. Вернувшись в Йорк в этом же году, Вильфрид вновь занимал там епископскую кафедру до 691 года, но вел постоянный спор со светской властью. В 692 году еще раз должен был отправиться в ссылку и снова добился в Риме оправдания. В 703 году собор в Остерфилде, собранный Бритвальдом, снова определил Вильфриду оставить епископскую кафедру. Несмотря на решение Рима в его пользу, когда в 705 году он был в третий раз восстановлен в звании епископа Йоркского, Вильфрид в итоге согласился со мнением собора и принял сан епископа Хексхэмского.

При Вильфриде в тех краях приумножились монастыри, возвысились великолепные соборы. Святой епископ сам руководил возведением этих грандиозных зданий.
Вильфрид известен и как чудотворец. Описан случай, когда бедная женщина умолила его воскресить мертвого ребенка.
Последние годы жизни он провёл в Рипоне, где скончался в 709 или 710 году и был похоронен.
В 940 году часть мощей была перенесена в Кентербери.


Мученик Николай Магнисийский


Мученик Николай Магнисийский


Родился в 1774 году (по др. сведениям, в 1754 году) в селении Пингея (по-турецки Яякёй) в окрестностях Магнисии (совр. Маниса, Турция), в семье Хаджи-Канелла, смотрителя земельных владений и стад турецкого аги Кара-Осман-оглу.
Николай был обручён с благочестивой односельчанкой. В 22 года, собираясь жениться на ней, он отправился в город, чтобы получить разрешение на брак, назначенный на Фомину неделю.

Как человек, состоящий на службе у влиятельного местного господина, Николай дерзнул надеть турецкие туфли и красную феску, которые турки запрещали носить христианам. Когда он проходил через городские ворота, стражники, узнав в нем христианина, схватили его и привели к судье. Тот спросил юношу, означает ли его одежда его желание принять ислам. Николай смело отвечал, что никогда не отречётся от своей веры, а одежду турецкую носит с позволения аги, поскольку его отец состоит у него на службе. Тогда судья приказал бить мученика палками, но юноша оставался твёрд в своей вере. Снова и снова судья напрасно пытался добиться от юноши отречения - ни лесть, ни обещания, ни новые пытки не могли сломить мученика. На втором допросе он заявил: "Перед глазами у меня - смерть, и нет такого способа, который заставит меня отречься от своей веры!" Его бичевали снова, и ещё раз - по животу, а затем, в бессильной злобе от невозможности сломить, его полумёртвого бросили в темницу, где он и скончался три дня спустя, возблагодарив Господа за то, что ему было даровано пострадать за имя Христово. По одним источникам, это произошло в 1796 году, по другим - в 1769 или 1776 году.

Житие новомученика включено в состав «Нового Мартирология» прп. Никодима Святогорца, где ошибочно указано, что имя его Георгий. Эта же ошибка в имени святого была повторена в Православной энциклопедии под ред. патр. Алексия и Кирилла (т. 11, с. 13). В греческом месяцеслове святой упоминается под именем Николай.


Преподобный Эгберт Ратмельсигийский, Линдисфарнский (Egbert, Ecgberht), епископ


Память 24 апреля, 23 декабря (Кельт. и Брит., Нидер.)

Англ родом из Британии. Был монахом Линдисфарна в Англии. Затем переселился в Ирландию и жил в Ратмельсиги в Коннахте со своим другом святым Эдильгуном. Однажды монастырь поразила чума, братия поумирали или рассеялись по разным местам; потом и Эгберт с Эдильгуном заболели этой болезнью. Тогда Эгберт стал молить Бога чтобы ему позволено было не умереть, пока он не искупит бездумных грехов детства и юности и не сотворит во множестве добрые дела. Он также поклялся, что будет жить в странствиях и никогда не вернется на родной остров; что в добавление к ежедневно читаемым псалмам он будет каждый день читать во славу Божью весь Псалтирь, если не помешает болезнь; что каждую неделю он будет голодать один день и одну ночь. Бог услышал молитву святого. В ту же ночь Эдильгун умер, а Эгберт излечился и жил еще долгое время, добившись достойными деяниями сана епископа.

Приносил благо не только своему народу, но и шотландцам и пиктам, среди которых жил. В монастыре Ратмельсиги он подготовил нескольких монахов для проповеди Евангелия в Германии. Побывал в Ионском монастыре в Шотландии где убедил братию принять православную дату празднования Пасхи.
В жизни проявил великие смирение, доброту, воздержание, простоту и справедливость. Он служил людям примером своей жизни, чистотой своего учения, властностью, с какой осуждал пороки, и щедростью, с какой раздавал полученное им от богачей. В добавок к обетам, данным во время болезни чумой, во время Великого поста он никогда не ел более раза в день, вкушая в небольшом количестве только хлеб и разбавленное молоко: обычно он наливал свежее молоко в сосуд, на другое утро снимал сливки и пил то, что оставалось, заедая маленьким куском хлеба. Такую же умеренность он проявлял в течение сорока дней перед Рождеством и сорока дней после Пятидесятницы.

Преставился в 729 году, в возрасте 90 лет.



Священномученик Бранко Добросавлевич, пресвитер

Священномученик Бранко Добросавлевич, пресвитер


Родился 4 января 1886г. в Скадре под Войничем. В 1908г закончил семинарию в Сремских Карловцах. Рукоположен в диаконы 15-го, а в священники - 22 марта 1909г. Служил в приходах в Бувачи, Радовици и Вельюну. Награждён Орденом Св. Саввы и Орденом Югославской короны V степени.

6 мая 1941г., в день своих именин - св. вмч. Георгия, о. Бранко был схвачен хорватскими усташами во главе с вельюнским учителем Иваном Шайфором. Вместе с протоиереем были схвачены его сын Небойша, студент медицины, священник Димитрий Скорупан, настоятель прихода из Цвиянович Брда, и ещё около 500 сербов. Все они были заперты в жандармском отделении Вельюна, где их жестоко мучили, особенно сына о. Бранко - Небойшу. Усташи требовали от протоиерея Добросавлевича, чтобы он совершил отпевание своего живого сына.

Священномученик Бранко Добросавлевич, пресвитер 1

Утром 7 мая 1941г. все они были отведены в лес Кестеновац под Хорватским Благаем, где и были убиты. После освобождения, в 1946г. их останки были перенесены в Вельюн, где и были похоронены в братской могиле.


Мученик Сергий Архангельский, псаломщик

Память 24 апреля, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Московских святых.

Родился 4 сентября 1898 года в селении Погост Десятая Пятница Богородского уезда Московской губернии в семье священника Василия Архангельского.
В 1910 году окончил сельскую школу, а в 1915 году Перервинское духовное училище. В 1916 году он поступил в Московскую духовную семинарию, но окончить ее уже не успел, после революции все духовные учебные заведения были большевиками закрыты.

В 1919 году был призван в Красную армию и исполнял обязанности экспедитора.
С 1937 года в течение двух месяцев до дня ареста он служил псаломщиком в храме Рождества Богородицы в селе Саурово-Уползы Павлово-Посадского района.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Саурово - Павлово-Посадский район
(Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Саурово - Павлово-Посадский район)

27 ноября 1937 года был арестован и заключен в тюрьму в городе Ногинске.

— Вы лишались права голоса? - спросил его следователь.
— Да, лишался. С 1922 года по день опубликования конституции.
— Кто еще лишался избирательных прав из ваших родственников?
— Отец, Василий Дмитриевич Архангельский, как священник, Двоюродная сестра Мария Аркадьевна Зачатейская, живущая в селе Купелицы Верейского района Московской области, как жена священника.
— Дайте показания, кто из ваших родственников был репрессирован органами НКВД.
— Муж двоюродной сестры Илья Александрович Зачатейский.
— Следствие располагает материалом о том, что вы систематически ведете антисоветскую агитацию, направленную против проводимых партией и правительством мероприятий. Следствие требует от вас правдивых показаний. В чем выражалась ваша антисоветекая деятельность?
— Никакой антисоветской агитацией я не занимался и по этому вопросу показать ничего не могу.
— Следствию известно, что вы вели агитацию за крах советской власти, говорили, что скоро придут Деникин, Колчак, сметут советскую власть, и мы тогда повесим всех коммунистов. Признаете себя виновным в этом?
— В агитации за крах советской власти и повешение коммунистов виновным себя не признаю. Этого я ни с кем никогда не говорил.
— Следствию известно, что вы говорили, что советская власть задушила налогами: вы не имеете ни скота, ни земли — а налоги давай плати. Признаете себя в этом виновным?
— Между мной, Никольским, Соколовым и Померанцевым действительно был разговор о том, что я не имею скота, дома и ничего, а меня почему-то обязали мясопоставкой. Также среди нас был разговор, что сейчас арестовывают священнослужителей. Другого мы ничего не говорили.
— Вы продолжаете отрицать, не хотите давать показания, хотите скрыть от следствия свою контрреволюционную деятельность. Еще раз требуем от вас откровенных показаний.
— Никакой контрреволюционной деятельностью я не занимался и остаюсь при ранее данных мной показаниях.
— Что вы говорили и относительно ареста священнослужителей?
— Относительно ареста священнослужителей у нас был разговор со священником Соколовым и диаконом Никольским о том, что к нам приходят часто из других приходов люди, чтобы окрестить ребенка, которые говорят, что у них арестовали священника, но за что арестовали и своих мнений по этому вопросу никто не высказывал.


На этом допросы были закончены, а 29 ноября и все следствие было завершено.
3 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила псаломщика к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

Скончался в заключении 7 мая 1938 года и был погребен в безвестной могиле.
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви 7 мая 2003 года для общецерковного почитания.


Мученики Евсевий, Неон, Леонтий, Лонгин и 40 иных

мчч. Елизавета Константинопольская и Евсевий Никомидийский
(мчч. Елизавета Константинопольская и Евсевий Никомидийский)


Евсевий, Неон, Леонтий, Лонгин и 40 иных присутствовали при страданиях великомученика Георгия (+ 303) и уверовали во Христа. Их заключили в темницу. После казни великомученика Георгия император Диоклетиан (284-305) издал указ, чтобы все узники принесли жертвы идолам. Мученики отказались. Их били железными прутьями, пока не обнажились внутренности, а затем отсекли мечом головы.


Преподобный Фома Сирийский, Христа ради юродивый

Фома был иноком одного из монастырей в Кесарии Каппадокийской (Малая Азия). Он нес послушание по сбору милостыни на нужды монастыря. Когда преподобный Фома приходил в город Антиохию Сирийскую, то принимал на себя юродство.

Эконом одной из церквей Анастасий, которому надоели просьбы преподобного Фомы, ударил его по щеке. Присутствовавшие упрекали Анастасия за грубое обращение с юродивым, но преподобный Фома успокоил их, говоря: "С этого времени ни я от Анастасия ничего не приму, ни Анастасий не сможет мне ничего подать". Эти слова оказались пророческими. На другой день Анастасий скончался, а преподобный преставился по дороге в свой монастырь в церкви святой Евфимии в пригороде Дафни. Его погребли на том месте, где хоронили странников.

Через некоторое время над гробом преподобного погребли некую странницу. Через четыре часа земля извергла гроб странницы. Ее снова погребли здесь же, но утром гроб опять оказался поверх земли. Тогда ее захоронили в другом месте.
То же повторилось и при погребении другой женщины. Все тогда поняли, что преподобный Фома не желает, чтобы над ним была погребена женщина. О случившемся сообщили Антиохийскому Патриарху Домну (546-560). По его повелению мощи преподобного Фомы были перенесены в Антиохию и поставлены в гробнице, где почивали мощи многих святых мучеников. Над этими мощами, источающими многие исцеления, построили небольшую церковь.
По молитвам преподобного Фомы в Антиохии прекратилась моровая язва. С того времени жители начали ежегодно чтить память преподобного Фомы.



Икона Богородицы Молченская

Молченская икона Божией Матери в Молченской Богородице-Рождественской Софрониевой мужской пустыни
(Молченская икона Божией Матери в Молченской Богородице-Рождественской Софрониевой мужской пустыни)


Память 24 апреля, 18 сентября.


Явилась 18 сентября 1405 года на болоте Молче недалеко от Путивля. Первоначально находилась в Молченской Софрониевой пустыни, а в 1605 году, вероятно 24 апреля, была перенесена в Путивльский Молченский монастырь.
Пожар в монастыре уничтожил оригинал иконы, но "милостью Божией сохранился первый список Молченской иконы Божией Матери, написанный в 1724 году при игумене Моисее, который прославился многими чудесами и является чудотворным".

В 1925 году после закрытия монастыря икона исчезла. Долгие года икону пытались разыскать, но безуспешно.


Новое обретение иконы

Версия 1


В 1960-х годах настоятелем Спасо-Преображенского собора и благочинным Путивльского и Бурынского районов назначен о. Георгий Козаченко. Между делами по благочинию, его особенно занимал вопрос розыска Молченской иконы Божией Матери. Но ни духовенство, ни миряне не знали местонахождения святыни. Отец Георгий часто возносил к Божией Матери свои молитвы, чтобы Она открыла, где находится один из ее чудотворных образов. В 1969 году к нему обратилась супруга покойного старосты Секерина, с тем, чтобы о. Георгий принял завещанную ему покойным мужем икону Пресвятой Богородицы. Но это была не Молченская икона, а Владимирская икона Божией Матери, список XIX века. После тщательного осмотра внутренней части кивота оказалось, что под Владимирским образом Богоматери хранилась чудотворная древняя икона Молченская. Вначале икона хранилась как семейная святыня дома (по вполне понятным причинам - у власти стояли коммунисты).

7 мая 1995 года икона была торжественно передана Путивльскому Молченскому монастырю. При совершении крестного хода много людей получили исцеление.

Версия 2

По другой информации, архимандрит Герман, настоятель Софрониево-Молченской пустыни, в ответ на молитву получил откровение, по которому Моченская икона была найдена в селе Угодичи у неверующей татарской семьи, где икону использовали для измельчения мела. Икона была торжественно принесена в Софрониево-Молченский монастырь.

Версия 3

"Исчезнувший" список не пропадал, он хранится Богоявленском храме с. Угодичи Ростовской области. Краевед, историк и писатель «крестьянин села Угодич» Александр Яковлевич Артынов сообщает, что граф Михаил Владимирович Толстой, автор книги "Святыни и древности Ростова Великого", в 1866 году посетил Угодичи. Рассматривая почитаемый Молченский образ, он сказал, что по древности и характеру письма угодичская икона вполне может быть той самой иконой из Путивля.

Путивльский Молченский монастырь
(Путивльский Молченский монастырь)


Тропарь
глас 4
Днесь светло красуется славный град Москва/ и в Путивле ликование велие,/ яко чествуют, Богомати, дивную икону Твою,// медом благодати всех напояющую.

Кондак

Притецем людие,/ к Владычице нашей Деве Богородице,/ икону бо Свою Молченскую нам даровала,/ токи исцелений источающую,/ всякую помощь в душевных и телесных недугах подающую// и к жизни вечной приводящую.

Величание

Величаем Тя,/ Пресвятая Мати Христа Бога нашего,/ от блата Молче иконою Своeю возсиявшая/ и люди, чтущия oбраз Твой святый// от бед избавляющая.

Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Радоница, Святые дня, архимандрит Кирилл Павлов, икона Божьей Матери Молченская
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments