filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

14 (27) июня 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Прор. Елисея (IX в. до Р. Х.); свт. Мефодия, патриарха Константинопольского (847); Обре́тение мощей сщмч. Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского (1992).

Блгв. кн. Мстислава (во Святом Крещении Георгия) Храброго, Новгородского (1180); прп. Мефодия, игумена Пешношского (XIV); прп. Елисея Сумского (XV–XVI); Собор Дивеевских святых.

Сщмч. Иосифа Сикова, пресвитера (1918); сщмчч. Александра Парусникова, Павла Иванова, пресвитеров, Николая Запольского, диакона (1938).

Святые дня, молите Бога о нас!

Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит, обретение мощей

сщмч_Владимир_Богоявленский_в_Лужецком_монастыре_1908
(митрополит Владимир Богоявленский в Лужецком монастыре. 1908)

Митрополит Владимир (Богоявленский) — первый иерарх Православной Церкви, который после революционных событий 1917 г. принял мученическую смерть за Христа.

Как убивали святого…

В конце января 1918 г. Киев был взят большевистскими войсками. Церковников они воспринимали как дармоедов, а их начальников — как самых злых врагов трудового народа. Владыка Владимир, в отличие от многих других мучеников безбожного времени, был убит бандой. Не было ни суда, ни следствия — только желание покуражиться и отомстить кому то из тех, кто ассоциировался с бывшей властью. Но самое страшное в его гибели даже не это. Никто из братии древнего монастыря не встал на защиту своего архиерея. Монахи даже слышали звуки выстрелов недалеко от стен Лавры, но тело мученика лежало на снегу до утра. По этому поводу митрополит Евлогий (Георгиевский) прямо пишет: «Кровь его и на монахах Лавры».

Вот как владыка Евлогий описывает гибель святого: «Когда Киев был взят, командующий большевистскими войсками Муравьев пришел к наместнику Лавры с предупреждением: “Я буду жить в лаврской гостинице, с вами, у меня телефон. Если ворвутся к вам банды с обыском, с требованием денег или случится еще что нибудь — звоните ко мне”, — сказал он. Вскоре днем в трапезную Лавры пришла банда матросов и потребовала еды. В то время как монахи их кормили, начались расспросы: довольна ли братия начальством? не имеют ли монахи каких либо жалоб?.. Послушники, распропагандированные революцией и возбужденные агитацией <…>, стали жаловаться на притеснения: народ несет в Лавру большие деньги, а поедает их “он”… — и они указали наверх, где находились покои митрополита. Матросы ворвались в его квартиру, отпихнули старика-келейника, пригрозив ему револьвером, и бросились в спальню. Там они оставались около двух часов.

Что в спальне происходило, неизвестно. Потом они вывели владыку Владимира и направились с ним к черному ходу. “Прощай, Иван…” — успел сказать келейнику митрополит. Вывели владыку из Лавры незаметно. У лаврских валов матросы прикончили его — расстреляли в упор… Он лежал полунагой, когда его нашли. Убийцы сорвали крест, панагию, даже набалдашник с посоха, только шубу не успели унести и бросили тут же… Монахи, видевшие, как уводили их митрополита, не только не подняли тревоги, не ударили в набат, но ни звука никому не сказали. Спустя уже значительное время кто то спохватился и позвонил Муравьеву. Тот прислал своих солдат. Допросы, расспросы: кто? куда увели? когда? Но было уже поздно, злодеяние совершилось… Убиенного, полураздетого, изуродованного владыку митрополита увидала на рассвете крестьянка, несшая молоко в Лавру. Монахи объясняли свое молчание растерянностью, паникой: “Мы были парализованы…”
».

Сохранился рассказ о том, как погибал святой. «Убийцы… повели митрополита влево от дороги, на небольшую поляну между крепостных валов. Митрополит Владимир спросил:

- Что, вы здесь хотите меня расстрелять? 
- А что же? Церемониться с тобою?
— ответил один из них.

Услышав такой ответ, владыка попросил дать ему время помолиться.

- Но только поскорее! — сказал убийца.

Воздев руки кверху, митрополит стал вслух молиться:

- Господи! Прости мои согрешения, вольные и невольные, и прими дух мой с миром. 

Затем он благословил убийц и сказал:

- Господь вас благословляет и прощает. 

Не успел он еще опустить руки, как раздались три выстрела, и митрополит Владимир упал. Убийцы подошли к митрополиту вплотную и сделали еще несколько выстрелов, а затем ударили штыком в живот.

Вспоминая о священномученике, владыка Евлогий (Георгиевский) пишет: «Митрополит Владимир был старец чистейшей, прекрасной души. Застенчивый, непоказной, незлобивый, необыкновенно кроткий, он всегда безропотно принимал испытания, которые выпадали на его долю».

В течение 74 лет его мощи находились в Крестовоздвиженской церкви над Ближними пещерами Киево-Печерской Лавры.

В ночь с 26 на 27 июня 1992 г., после определения точного места его захоронения, состоялось обретение мощей священномученика. Останки страстотерпца были перенесены в Дальние пещеры Лавры, где находятся и поныне. С тех пор ежегодно 26 июня мощи священномученика Владимира крестным ходом переносят в Трапезный храм. Там они пребывают до окончания Литургии, затем их возвращают в Дальние пещеры.

Литургия_в_день_обретения_мощей_сщмч_Владимира_Богоявленского
(Литургия в день обретения мощей священномученика Владимира Богоявленского)

8 мая 2012 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира принял решение о проведении торжеств по случаю 20 летия обретения честных мощей священномученика Владимира (Богоявленского) († 1918) и 20 летия установления дня памяти Собора новомучеников и исповедников, от безбожной власти в ХХ в. за Христа пострадавших.

Воспоминания участников обретения мощей священномученика Владимира

Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий:

митрополит_Онуфрий

Мощи извлекали из под земли. Сняли плиты, потом пробивали потолок. — Через отверстие спустились в саркофаг и начали искать гроб на ощупь, при свечах. Заметили какие то шарики на четырех концах гроба. Сначала подумали, что это — для украшения. Потом выяснилось, что гроб перевернут, и то были ножки гроба. Прежде извлекли мощи, а под ними нашли крест, панагию. Когда мощи были извлечены, их промыли. Затем мощи сложили в анатомическом порядке и облачили.

Насельник Киево-Печерской Лавры архимандрит Поликарп (Линенко):

архимандрит_Поликарп_Линенко

Когда митрополит Киевский Филарет ушел в раскол, на душе была — страшная тягота: хоть иди в подполье, новые катакомбы. И когда приехал Блаженнейший Митрополит Владимир, то первым делом решили прославить святого священномученика. Об этом поговаривал еще Филарет, но, видно, священномученик Владимир не дал ему — находившемуся на пути в раскол — совершить дело обретения святых мощей.

Обретение мощей решили совершать тайно, чтобы не начались хождения по санэпидемстанциям. Мы уже примерно знали, когда это должно произойти.
В тот вечер я гулял на территории Ближних пещер. Там находились сторожа и еще некоторые из братии. Было, наверное, часов 9–10 вечера. Потом пришли владыки Онуфрий, Сергий, Алипий, Иоанникий, наместник Лавры архимандрит Питирим — ныне тоже владыка. (Накануне они принимали участие во встрече Блаженнейшего Владыки, когда тот 20 июня 1992 года приехал в Киев). И вот они зашли в храм и закрыли его. Зная, что в храме архиереи, мы не дерзали туда войти и продолжали гулять по площади перед Крестовоздвиженской церковью.

Стало уже темно, когда вдруг увидели, что над храмом образовалось темно-красное облако. Мы подумали, что это, возможно, зарево от какого нибудь пожара за Днепром, и поднялись на горку над церковью. Но оказалось, что это большое облако стоит как раз над центром храма. Лишь впоследствии мне пришла в голову мысль, что это, быть может, знамение Господне. Почти такое же, кстати, как было при обретении в 1091 г. мощей преподобного Феодосия Печерского.
Тогда, как свидетельствует «Киево-Печерский Патерик», над Лаврой видели три огненных столпа.

Спустя некоторое время нас пустили в храм. Горело центральное паникадило. Склеп уже был вскрыт. Затем мощи подняли на поверхность, аккуратно отделили от всего остального, разложили на специально приготовленном столе, на белой скатерти, промыли и оставили сушиться до утра. Все было закончено около трех часов ночи.
Утром мощи облачили и перенесли в Верхнюю Лавру, где в Трапезном храме совершили Божественную литургию. Потом крестным ходом перенесли мощи в Дальние пещеры.
У братии была такая радость, какая возникает после грозового дождя, пролившегося после невыносимой жары. Ощущалась уверенность, что, несмотря на разразившийся раскол, мы выстоим. Казалось, священномученик встал из гроба и пришел на помощь: ведь он тоже боролся с раскольниками и боролся из за той же неканонической автокефалии. Более того, он – святой митрополит Киевский Владимир – был канонизирован в тот момент, когда к нам прибыл тезоименитый владыка – Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. И в тот день у нас на трапезе читалась книга «Венок на могилу Высокопреосвященного митрополита Владимира», написанная сразу после погребения священномученика.

Тропарь священномученика Владимира
глас 2
Веры православныя непорочный блюстителю/ и заповедей Христовых усердный исполнителю,/ священномучениче Владимире,/ Христа всем сердцем возлюбив,/ паству твою добре упасл еси,/ незлобиво мученическую смерть приял еси./ Сего ради в вечней славе пребывая,// моли спастися душам нашим.

Кондак священномученика Владимира
глас 2
Образ Христова милосердия являя,/ покров и защищение пастве твоей был еси,/ святителю отче Владимире,/ в кротости и незлобии страдания приемля,/ безбожных мучителей, благословляя, простил еси./ Темже и нам испроси у Христа Бога// дух мирен и велию милость.

Молитва священномученнику Владимиру, Митрополиту Киевскому

О священномучениче и исповедниче Христов Владимире! Услыши слезныя молитвы чад твоих и воздыхания, сердцем сокрушенным и смиренным приносимая. Се бо беззаконии омрачихомся и того ради бедами, яко тучами, обложихомся. Но ты, святе Владимире, понеси, яко сильный, немощи наша, не отлучайся от нас духом, да не разлучимся в конец от любве Божия. Призри милостивно на предстоящия и молящияся пред святою иконою твоею и вся прошения их во благое исполни. Веруем бо, яко твоих страданий ради за отечество и люди российския велие дерзновение ко Господу имаши. Егоже умоли, да укрепит ны в Православии и единомыслии, и непоколебимом даже до смерти исповедании веры Христовы, страну нашу да спасет от междоусобныя брани, пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, правителем же суд и правду, обидимым заступление, недугующим душ и телес исцеление. Мы же, грешнии, твоим предстательством укрепляеми, восхвалим Господа Иисуса Христа, Емуже слава подобает, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments