filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

09 (22) апреля 2019 г. Страстная седмица. Великий Понедельник. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Страстная седмица. Великий Понедельник.

Мч. Евпсихия Кесарийского (Каппадокийского) (362); св. Моники, матери блж. Августина Иппонийского (387; Греч.), Память перенесения мощей в Рим в 1430 году.
Мчч. Дисана, епископа, Мариава, пресвитера, Авдиеса и прочих 270-ти (362–364); прмч. Вадима, архимандрита (376); прп. Акакия, еп. Амидского (V; Греч.); прп. Вальтруды Монсской (688; Нидерл.); прмчч. Рафаила архимандрита и Николая иеродиакона, мц. Ирины отроковицы, отца ее Василия, матери ее Марии, двоюродной сестры Елены (Сусанны) и Феодора учителя (1463; Конст., Серб., Греч., Амер.).
Мч. Гавриила Фомина (1942).

Икон Божией Матери: Цесарская и Цесарской-Боровской (XII).


Святые дня, молите Бога о нас!



В Великий понедельник Церковь вспоминает несколько событий из Нового Завета: проклятие бесплодной смоковницы и притчи о двух сыновьях и о злых виноградарях,
символизирующих отрекшийся от Христа Израильский народ и всякого человека, не приносящего добрых плодов своей жизни; а также пророчества Спасителя о Своих грядущих страданиях. К этому присоединяется воспоминание о ветхозаветном Иосифе, как прообразе Христа в Его страданиях и дальнейшей победе.

Великий Понедельник. Проклятие смоковницы. Печская патриархия. XIV в
(Великий Понедельник. Проклятие смоковницы. Печская патриархия. XIV в)

В Евангелиях рассказывается о том, что после торжественного входа в Иерусалим, в тот же день Иисус удалился из города в Вифанию и провел там ночь. Возвращаясь утром в Иерусалим, Христос захотел есть. Он подошел к смоковнице (т.е. инжирному дереву), но не нашел на ней плодов. Евангелист Марк объясняет это тем, что еще не время было собирания смокв (Мк. 11, 13). И тогда Спаситель сказал смоковнице: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла (Мф. 21, 19).

Нередко можно слышать от людей неверующих укор в адрес Господа, дескать, Он требовал того, чего быть не могло, ведь как можно ожидать плодов тогда, когда время еще не подоспело?
Но такие рассуждения не имеют под собой основания и вызваны лишь незнанием тех обычаев, что имели между собой иудеи того времени. Упоминание о том, что время собирания смокв еще не настало говорит напротив о том, что дерево все должно было быть покрыто плодами – ведь сбор плодов прежде освящения их был строго запрещен. И факт отсутствия на том дереве плодов означал, что к тому сроку, что она должно было принести достойные плоды, таковых на себе не обнаружило ни одного.

Иоанн Златоуст так объясняет поступок Спасителя: «Христос всегда благодетельствовал и никого не наказывал, между тем надлежало Ему показать и опыт Своего правосудия, чтобы и ученики, и иудеи узнали, что Он хотя и мог иссушить, подобно смоковнице, своих распинателей, однако же добровольно предает Себя на распятие, и не иссушает их. Он не захотел показать этого над людьми, но явил опыт Своего правосудия над растением». Еще раньше апостолы хотели попросить своего Учителя дать им власть низвести огонь на самарянское селение, в котором их не приняли. Господь запретил им это, сказав: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Ин. 19, 55-56). Сын Божий, Судия вселенной, единственный раз проявил Себя в этом качестве, да и то в отношении не человека, а бездушного дерева, которое, к тому же, по преданию, уже было подточено червями.

Это чудо также имеет важное нравственное значение и для каждого человека. В каждый миг человек должен быть готов к встрече с Богом, чтобы не оказаться тогда духовно пустым и бесплодным. «Наказания иссохшей за бесплодие смоковницы убоявшись, братья, принесем достойные плоды покаяния Христу, подающему нам великую милость», — молится Церковь в этот день.

Совершив чудо со смоковницей, Спаситель пришел в Иерусалимский храм и учил там народ. Тут же к Нему подошли первосвященники и старейшины народа и пытались уловить Его в словах. В ответ Христос сказал им притчу о злых виноградарях.

Притча о злых виноградарях, XI век
(Притча о злых виноградарях, XI век)


Беседуя в храме, Господь Иисус Христос, обращаясь к первосвященникам, книжникам и старейшинам народа, сказал им такую притчу.

«Был некоторый Хозяин дома, Который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
Когда же приблизилось время плодов, Он послал своих слуг к виноградарям, чтобы взять Свои плоды. Но виноградари, схватив слуг Его, одного избили, другого убили, а иного побили камнями.
Еще послал Он других слуг, больше прежнего. Но и с ними поступили так же.
Наконец, послал Он к ним единственного Сына Своего, возлюбленного, говоря: «постыдятся они Сына Моего».
Но виноградари, увидев Сына, стали говорить между собой: «это наследник. Пойдем, убьем Его, и завладеем наследством Его». И, схватив Его, вывели вон из виноградника и убили
».

Сказав эту притчу, Спаситель спросил их: «итак, когда придет Хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?»
Они ответили Ему: «злодеев этих предаст злой смерти; а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать Ему плоды во времена свои».

История о злых виноградарях обращена и к каждому человеку. Как часто мы сами пытаемся убить Бога в себе и в окружающем нас мире, устроить жизнь без Него. О чудовищной пустоте (Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 38), — скажет Спаситель) и разрушении (не останется здесь камня на камне), которые останутся в душе после этого «богоубийства», и предупреждает эта притча. Каждым грехом мы вновь распинаем Христа — один из главных мотивов сегодняшнего церковного богослужения. Об этом тоже надо задуматься и всегда помнить.

В этот же день Церковь вспоминает и ветхозаветного праведника Иосифа Прекрасного.

История Иосифа Прекрасного, праведного
(История Иосифа Прекрасного, праведного)


За свою чистоту жизни он претерпел множество страданий: был продан братьями, оклеветан женой египетского царедворца и был заключен в темницу. Господь, однако, во всех бедствиях спасал Своего угодника. В конце концов, уже Иосиф, став советником фараона, сам спас прощенных им братьев и отца от голодной смерти. В этом он стал прообразом Христа, много пострадавшего от людей и распятого ими, но победившего смерть своим воскресением и, тем самым, даровавшего спасение человеческому роду.


Тропарь на Великий Понедельник
глас 8
Се, Жених грядет в полунощи, / и блажен раб, егоже обрящет бдяща, / недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. / Блюди убо, душе моя, / не сном отяготися, / да не смерти предана будеши, / и Царствия вне затворишися, / но воспряни зовущи: / Свят, Свят, Свят еси, Боже, / Богородицею помилуй нас.

Мученик Евпсихий Кесарийский (Каппадокийский)

мч_Евпсихий_Кесарийский


Святой мученик Евпсихий родился в городе Кесарии Каппадокийской и получил христианское воспитание от своих знатных родителей.
Во время царствования Юлиана Отступника (361 - 363) святой Евпсихий вступил в христианский брак.
В Кесарии тогда находился языческий храм богини Фортуны, очень почитаемой Юлианом Отступником. В то время как шло брачное торжество Евпсихия, язычники устроили жертвоприношение богине Фортуне.
Святой Евпсихий воспламенился ревностью о Господе, собрал народ и разрушил языческий храм. Он знал, что это неминуемо повлечет за собой кару. Святой Евпсихий раздал все свое имение нищим и приготовился к мученическому подвигу.

Разъяренный император Юлиан обрушил свой гнев не только на святого Евпсихия, но и на все население этого города. Одних граждан он казнил, более почетных отправил в изгнание; христианское духовенство было взято на военную службу, а у церквей отнято имущество. Город был лишен названия Кесария (то есть Царственный) и обращен в простое селение с прежним названием Маза, а жители обложены тяжелой данью. Император угрожал совсем уничтожить город, если жители вместо уничтоженного не построят новый языческий храм.

Святого Евпсихия Юлиан велел любыми мучениями принудить принести жертву идолам. В течение многих дней святого страдальца истязали на виселице, а также железными когтями. Но вера его была тверда, и судья отдал приказание усечь мученика мечом (+ 362). В то время Юлиан, отправляясь в поход на персов, проходил через Каппадокию и приблизился к Кесарии. Городу угрожала опасность, так как император намеревался разорить его до основания. Тогда архиепископ города, святитель Василий Великий (+ 379; память 1 января), воздавая Юлиану честь как властителю, вышел ему навстречу и поднес три ячменных хлеба, какими питался сам. Император велел оруженосцам взять хлебы, а святителю Василию дать горсть сена со словами: "Ты дал нам ячмень, скотскую пищу, получи же от нас сено". Святитель ответил: "Мы, царь, принесли тебе то, чем сами питаемся, ты же дал нам пищу скотскую; ты насмехаешься над нами, ибо не можешь властью своей претворить сено в хлеб - естественную пищу человеческую". Юлиан гневно ответил: "Знай, что этим сеном я буду кормить тебя, когда возвращусь сюда из Персии. Я разорю этот город до основания и место его вспашу плугом и обращу в поле. Ибо мне известно, что это по твоему совету народ дерзнул разорить изображение и храм Фортуны".

После этого император продолжил путь, но вскоре погиб во время похода на персов. В 363 году он был убит святым великомучеником Меркурием (память 24 ноября).
После его гибели христиане города Кесарии воздвигли прекрасную церковь над гробом святого Евпсихия и от его мощей получали помощь и исцеления.


Мученики Дисан, епископ, Мариав, пресвитер, Авдиес и прочие 270

Святые мученики епископ Дисан, пресвитер Мариав, Авдиес и прочие 270 приняли мученическую смерть (+ около 362 - 364) от персидского царя Сапора II. В плену они отказались отречься от христианской веры. В их числе была и мученица Ия, которая воспоминается 11 сентября.


Преподобномученик Вадим Персидский, архимандрит

прмч_Вадим_Персидский


Святой преподобномученик Вадим архимандрит родился в IV веке в персидском городе Вифлапате, происходил из богатой и знатной семьи. В молодых годах он был просвещен христианским учением. Святой раздал часть имения и ушел в пустыню, где на свои средства основал монастырь. Для уединенной молитвы он уходил на гору и однажды удостоился видеть Славу Божию. В то время персидский царь Сапор (310 - 381) начал преследовать христиан. Святого Вадима взяли вместе с семью учениками и ежедневно истязали в темнице, добиваясь, чтобы они отреклись от Христа и поклонились солнцу и огню. Но преподобный Вадим и его ученики твердо держались христианской веры. Четыре месяца пробыли исповедники в тюрьме. Все это время святой Вадим был духовным вождем и опорой для христиан, живших в Персии.

Один из приближенных царя Сапора, Нирсан, исповедовавший христианство и даже перенесший за это заключение в темницу, не выдержал испытания и отрекся от Христа. Он обещал выполнить любое повеление царя. Сапор потребовал от Нирсана, чтобы он собственноручно отсек голову святому Вадиму. За это он обещал ему прощение и награду. Нирсан не смог побороть в себе страха новых мучений и согласился ступить на предательский путь Иуды. Когда к нему привели святого Вадима, он взял меч и направился к нему, но, обличаемый совестью, Нирсан вдруг затрепетал и как бы окаменел. Святой Вадим сказал ему: "Неужели твоя злоба, Нирсан, дошла до того, что ты не только от Бога отрекся, но и рабов Его начинаешь убивать? Горе тебе, окаянный, что станешь делать в тот день, когда предстанешь на Страшном суде дать ответ Богу?! Я с радостью скончаюсь в мучении за Христа, но не хотел бы принять смерть от твоей руки". Ожесточившись, Нирсан ударил мечом. Но руки его дрожали, и он не смог сразу отсечь голову святому, так что огнепоклонники стали называть его трусом. Преподобномученик Вадим стоял неподвижно, перенося страшные удары, пока убийце не удалось наконец отрубить ему голову (+ 376). Возмездие за отречение не замедлило постигнуть несчастного: терзаемый совестью, он покончил с собой, бросившись на меч. После смерти царя Сапора 7 учеников преподобномученика Вадима вышли из темницы.


Преподобномученики Рафаил архимандрит и Николай иеродиакон, мц. Ирина отроковица, отец ее Василий, матерь ее Мария, двоюродная сестра Елена (Сусанна) и Феодор учитель

Новомученики Рафаил, Николай и Ирина Лесбосские
(Новомученики Рафаил, Николай и Ирина Лесбосские)

Память во вторник Светлой Седмицы (Конст., Греч.) и 9 апреля (Конст., Серб., Греч., Амер.)

В миру Георгий Ласкарь или Ласкариди (Λάσκαρης, Λασκαρίδης), родился в 1410 году на острове Итака в благочестивой семье; отца его звали Дионисий. В монашеском постриге был наречен Рафаилом, удостоен сана священника, чина архимандрита и протосингела.
Был сподвижником преподобномученика Рафаила, с которым духовно сблизился
Во время миссии во французском городе Морле, направленной туда Константинопольским Патриархатом, духовно сблизился с диаконом Николаем, который сделался его сподвижником. Вместе они вернулись в Константинополь.

Когда в 1453 году турки захватили столицу, Рафаил монашествовал в Македонии вместе с Николаем. Они избежали нашествия агарян, вторгшихся во Фракию, и в 1454 году отплыли из гавани Александрополя на остров Лесбос. Достигнув селения Ферми, они поселились на холме Кариес в монастыре Рождества Богородицы, игуменом и наставником которого стал святой Рафаил.
В 1462 году многочисленный турецкий флот высадился на Лесбосе. Жители острова подняли восстание против захватчиков, но турки безжалостно расправлялись с восставшими. Жители вынуждены были отступить в горы под защиту монастырских стен. Обвинив монахов в помощи повстанцам, турки во время Великого поста 1463 года захватили монастырь.
Захватчики хватали христиан и многими способами мучили их за веру Христову. Святого Рафаила они схватили в Великий Четверг, после Божественной Литургии. Они влачили его по земле за бороду, а затем повесили на дереве, сильно избивая и нанося раны орудиями пыток. Наконец они распилили его пилой через уста во второй день Светлой седмицы, 9 апреля 1463 года.

Мощи новомучеников, сокровенные под землей, были преданы забвению на протяжении долгих веков турецкого владычества. В 1959 году во время проведения раскопок на Кариеском холме был найден гроб с останками неизвестного усопшего. Один нечестивый рабочий вел себя по отношению к останкам кощунственно, за что был наказан их неизвестным святым обладателем. Затем исцеленный этим же самым святым рабочий стал ревностным проповедником благодати дотоле неизвестного святого. Обретенный святой стал часто являться во сне и наяву многим благочестивым христианам и поведал им в подробностях обстоятельства мучения его и пострадавших вместе с ним. Святым этим был преподобномученик Рафаил.

В числе пострадавших с отцом Рафаилом были его сотрудник святой Николай иеродиакон и двенадцатилетняя Ирина, ее отец Василий, староста села Ферми, мать Мария и пятнадцатилетняя двоюродная сестра Елена (называвшаяся еще Сусанной), а также деревенский учитель Феодор. Их мощи были обретены неподалеку от мощей преподобномученика Рафаила. Святые в видении повелели торжественно совершать их память во вторник на Светлой Седмице, составить службу и написать икону. После этого они сообщили местным жителям о том, где спрятана икона Спасителя и где находится святой источник, от которого, равно как и от мощей святых, не перестают по сей день совершаться многие исцеления и чудеса. Рядом с мощами этих святых были обретены также останки других мучеников. В новых видениях преподобномученик Рафаил открыл, что это мощи монахинь, живших в обители за два столетия до него - игумении Олимпии и инокини Евфросинии, убитых на этом месте турецкими пиратами 11 мая 1235 года.


Преподобный Акакий Амидский, епископ Амидский


Был епископом в городе Амида в северной Месопотамии (совр. Диярбакыр, юго-восточная Турция).

В 419 году был отправлен императором Феодосием II с посольством в Персию. Патриарх Селевкийско-Ктесифонской Церкви Ябаллах II воспользовался его присутствием, чтобы созвать Собор в Селевкии-Ктесифоне в 420 году, на котором персидские христиане признали правила I Вселенского Собора и ряда Поместных Соборов (Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского и Лаодикийского).

Во время войны между Восточной Римской империей и Персией 421-422 годов он, продав священные сосуды, выкупил семь тысяч персидских пленников, захваченных римлянами в ходе этой войны. Созвав подчиненных себе клириков, епископ Акакий сказал: «Бог наш не имеет нужды ни в блюдах, ни в чашах. Он не ест и не пьет, ибо ни в чем не нуждается. А так как церковь от усердия своих прихожан приобрела много сосудов – и золотых, и серебряных, то ценою их прилично будет выкупить у воинов пленных персов и доставить им пропитание». Снабдив выкупленных пленных припасами, епископ Акакий отправил их на родину. Такой поступок дивного Акакия чрезвычайно изумил персидского государя; он понял, что римляне постарались победить его и войной, и благотворительностью. Говорят даже, что этот царь пожелал насладиться лицезрением Акакия и просил его посещения, и что Акакий, по приказанию царя Феодосия, действительно был у него.


Мученик Гавриил Фомин
(Фомин Гавриил, +22.04.1942)


Гавриил Фомин родился в 1882 году в селе Ивачево Зарайского уезда в семье крестьянина Харитона Фомина. Глубоко верующий человек, Гавриил помогал священнику в храме и исполнял при церкви обязанности сторожа, что было ему по домашним обстоятельствам удобно, так как он был человеком неженатым. Иногда он пел на клиросе в Захариино-Елизаветинской церкви села Горетово, отчего некоторые, редко ходившие в храм, думали, что он служит псаломщиком.
В 1925-1926 годы Гавриил Харитонович жил в селе Городец Коломенского района, и помогал здесь священнику Никольского храма. В 1928 году он был лишен избирательных прав, в 1932 году арестован и осужден на три года за несдачу хлебозаготовок государству. Все его имущество, включая дом и надворные постройки, было конфисковано, так что он в буквальном смысле остался без крова. Вернувшись из заключения, Гавриил Харитонович поселился в селе Сушково Коломенского района (ныне Луховицы) и стал помогать служившему здесь в Казанском храме священнику Сергию Любомудрову.

Как человек верный 7 сентября 1938 года он был арестован и обвинен в распространении контрреволюционной клеветы. В тот же день следователь предъявил ему обвинения в ведении среди пассажиров в июне 1937 г. на станции Сушково, а также среди колхозников в ноябре 1937 г. разговоров о скорой гибели советской власти.
Поскольку Гавриил не согласился признать ложных обвинений, были вызваны «свидетели», некоторые из которых служили негласными сотрудниками НКВД; они и подтвердили свои письменные доносы. После этого Гавриил Харитонович вновь был допрошен, но опять не подтвердил показаний лжесвидетелей. Тогда ему были устроены с ними очные ставки, но и тогда он проявил стойкость и мужество.

2 октября 1938 года следствие было завершено; в обвинительном заключении говорилось, что «допрошенный по делу в качестве обвиняемого Фомин Г. X. виновным себя не признал, но достаточно изобличается тремя свидетельскими показаниями и тремя очными ставками».
После окончания следствия Гавриил Харитонович содержался в Таганской тюрьме в Москве. 25 апреля 1939 года его освидетельствовал врач и установил, что он болен туберкулезом правого голеностопного сустава, что оставляло ему мало шансов пережить заключение.

Церковь Казанской иконы Божией Матери - Луховицы - Луховицкий район - Московская область
(Церковь Казанской иконы Божией Матери - Луховицы - Луховицкий район - Московская область)


Почти год мученик пробыл в тюрьме - не приговоренный и не оправданный, пока власти перестраивали систему «троек» и снова вводили судебные слушания, проходившие в том же закрытом режиме, что и заседания троек. Только 16 августа 1939 года, наконец, состоялись слушания по его делу. На суде Гавриил Харитонович сказал: «Я в церкви был сторожем, и были случаи, пел на клиросе. Виновным себя не признаю, потому что никаких контрреволюционных действий никогда не производил. Со свидетелями, которые вызваны по моему делу, - я их не знаю и в ссорах никогда с ними не состоял, и те разговоры, которые указаны в обвинительном заключении, я никогда нигде не разглашал. Псаломщиком я никогда в церкви не состоял, а наговорили свидетели, потому что были случаи, я пел на клиросе, потому они и думают, что я псаломщик».

В тот же день суд приговорил его к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере и трем годам «поражения в гражданских правах». Гавриил Харитонович Фомин скончался 22 апреля 1942 года в Унженском концлагере НКВД и был погребен в безвестной могиле.

Его имя внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Священного Синода от 21 августа 2007 г.

Tags: Великий Понедельник, Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments