filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

03 (16) апреля 2019 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)


Продолжение...



Преподобный Амфилохий (Макрис) Патмосский (греч. Αμφιλόχιος Μακρής), архимандрит (проигумен)


Преподобный Амфилохий (Макрис) Патмосский (греч. Αμφιλόχιος Μακρής), архимандрит (проигумен)


В миру Афанасий, родился 13 сентября 1889 года на острове Патмос, в многодетной крестьянской семье Эммануила и Ирины. Семейные предания говорят о благочестии его предков и о том, что божественная благодать не раз ниспосылалась на них. Маленький Афанасий также проникся православным духом буквально от материнской утробы, по средам и пятницам он отказывался от груди.
Пяти лет от роду Афанасий решил убедить свою крёстную, которая только что была помолвлена, отказаться от брака и провести оставшуюся жизнь в девстве. Афанасий и себя оберегал от ловушек мира и в 17 лет окончательно решил поступить в монастырь.

Родители с радостью дали ему свое благословение, и в марте 1906 года юный Афанасий стал послушником монастыря святого Иоанна Богослова на острове Патмос. В августе того же года он был пострижен в рясофор с именем Амфилохий.
Молодой монах был очень строг к самому себе. Сокрушаясь о множестве своих немощей, он изобретал способы борьбы с греховными прилогами, стремясь стяжать благодать Духа Святого. Особенно он был умерен в употреблении пищи и во время трапезы вкушал не более десяти кусочков, в постные же дни - семь или восемь олив. Прожив семь лет в монастыре и утвердившись в добродетели, Амфилохий был удостоен великой схимы. Постриг совершил его духовный отец, старец Антониадис. Примечательно, что старец этот был духовным чадом отцов-колливадов, движение которых послужило духовному возрождению греков, истомленных турецким игом. Это объясняет особую аскетичность и миссионерскую ревность отца Амфилохия.

В 1911 году игумен монастыря решил отправить молодого монаха на Святую Гору для обучения резьбе по дереву.
В мае 1913 года, игумен, видя добродетель и духовное возрастание Амфилохия, утвердился в решении, согласном со всей братией монастыря, посвятить его в диаконский сан. Монаха направили на остров Кос, чтобы там он был рукоположен епископом.

Однако сознание своего недостоинства и своей неспособности к этому служению подвигли Амфилохия поступить по-иному. Он сказал одному из братий, путешествующему вместе с ним, чтобы тоже быть рукоположенным: "Брат мой, недостоин я чести такой. Уж лучше буду переходить с места на место и просить милостыню с чистой совестью, чем недостойно восприиму честь рукоположения. Иди с миром, а я отправлюсь в Святую Землю".
Так сознание собственной худости соединилось со свойственной Амфилохию свободой духа и горячим желанием видеть Святую Землю. Паломничество это глубоко впечатлило его, и он решил просить патриарха Иерусалимского принять его в Братство хранителей Гроба Господня. Однако патриарх пожелал, чтобы молодой монах вернулся на место своего первого покаяния, вновь присоединившись к братии монастыря святого апостола Иоанна Богослова на Патмосе. Монастырская же братия "наказала" его за непослушание, отправив в пустынь Аполло, где подвизался старец Макарий. Там Амфилохий провёл несколько полных духовного ликования лет, ревностно предаваясь молитве и безмолвию.

С юных лет Амфилохий видел, сколь разорительны для духовной жизни греков оказались долгие годы турецкого гнёта и иностранного владычества, и потому всегда стремился с помощью Божией потрудиться к её возрождению. Ещё будучи простым монахом, он смог приобрести участок земли на скалистом западном склоне острова Патмос. Здесь, по соседству с часовней, он построил две кельи и надеялся со временем основать женский монастырь. В 1920 году Бог послал Амфилохию его первую сотрудницу на миссионерской ниве - Каллиопу Гуннарис (будущую монахиню Евстокию).

В 1919 году о. Амфилохий был рукоположен в сан диакона , а вслед за тем по настойчивому убеждению братии монастыря - и в священника.
Вскоре после посвящения он был послан на остров Кос служить на подворье монастыря. В добавление к священническому служению в монастыре Иоанна Богослова, он исполнял служение духовника на Додеканских островах, часто посещая остров Калимнос, где Каллиопа Гуннарис работала учительницей и где началось формирование ядра будущего женского монастыря.

В 1926 году отец Амфилохий был направлен служить в пещере Откровения на Патмосе. Много сил и времени уделял он студентам Духовной академии на Патмосе, его ученики стали старцами и игуменами нескольких монастырей.

В 1935 году острова были заняты итальянскими войсками. Оккупационные власти стремились подчинить своему влиянию церкви и монастыри, расположенные там, и потому старались ставить во главе их послушных им людей. Случилось так, что в это время нужно было избирать нового игумена монастыря святого Иоанна Богослова. Братия же, к неудовольствию итальянцев, но с согласия патриарха Константинопольского (в юрисдикции которого находились Додеканы), избрала настоятелем отца Амфилохия. Вскоре в 15 минутах ходьбы от монастыря в новом здании будущей женской обители Благовещения Пресвятой Богородицы открылись курсы вязания и ткачества (их основала Каллиопа Гуннарис, перебравшаяся к тому времени с несколькими благочестивыми девушками на Патмос). Здесь тайно, поскольку итальянцы запрещали обучать греческих детей родному языку, учили патмосских детей греческой грамоте. Курсы эти продолжали традицию тех тайных школ, что были распространены среди греков во время турецкой оккупации и во многом благодаря которым были сохранены греческие язык, культура и самосознание.

Труды старца обозлили итальянцев, и в 1937 году он и Каллиопа Гуннарис были изгнаны с острова в свободную Грецию. Вместо отца Амфилохия игуменом монастыря был поставлен угодный итальянцам монах. А небольшая Благовещенская община, которую старец рассчитывал укрепить, осталась без духовного наставника.

В Афинах отец Амфилохий нашёл приют у братства "Зои". Отсюда совершал он поездки по всей Греции. Приехав на Крит, он, по просьбе местных жителей, остался здесь духовником.

В 1939 году он смог вновь вернуться на Патмос.

В 1942 году итальянская оккупация Патмоса сменилась немецкой. Старец, изнурённый скитаниями, решил не возвращаться к игуменству. Он проводил жизнь на монастырских подворьях, направив все свои силы на устроение женского монастыря Благовещения. Кроме монастырей на Патмосе и Калимносе, старец желал основать ещё несколько обителей в других частях Греции. Со временем его старания увенчались успехом, и им было положено основание монастырям на Эгине и Икарии, а также церковному центру и храму на Крите.

Старец Амфилохий глубоко понимал людей и их нужды, равно печась о душах и телах людских. Совершая какое-нибудь дело ради сокровища души человеческой, он не забывал иных сторон человеческой натуры. Он обустраивал монастыри для желающих проходить этим путём духовную стезю и думал о том, как развить умы и умножить таланты других. В 1947 году старец позаботился о терпевших нужду сиротах Родеса, отправив на остров несколько монахинь во главе с игуменией Евстокией, чтобы устроить там приют и отделение для беременных.
Он принимал верующих, несмотря на слабость и болезни. А обеспокоенной его здоровьем монахине отвечал так: "Я слуга Церкви и не могу отдыхать". Сила его любви и молитвы была иногда являема людям. Так, однажды в Афинах две духовные дочери посетили старца. Они покидали дом, где он остановился, уже поздно вечером. Старец благословил их на дорогу и пожелал им доброй ночи. Всё же он сильно тревожился за них, потому что у одной из женщин болели колени и ей было тяжело ходить. Когда они ушли, старец принялся искренне молиться об их безопасном возвращении домой. И вот больная почувствовала, что она словно бы приподнимается над землей. Её спутница тоже заметила, как она движется в футе от земли. На следующий день старец подтвердил, что это было ответом на его усердные молитвы о них.

Келья старца Амфилохия
(Келья старца Амфилохия)


На Пасху 1968 года отец Амфилохий получил божественное извещение о приближающейся кончине. Ему дано было два года для приготовления к этому себя самого и своих духовных чад. Тем не менее, он очень переживал, что оставляет их. Со слезами он молил Господа, дабы продлились его дни, чтобы он мог ободрить, укрепить и вразумить своих духовных чад. Незадолго до кончины он рассказал одному из них о явлении Богородицы и святого апостола Иоанна Богослова, которые открыли ему, что Господь не склонился на его прошение отпраздновать ещё одну Пасху, 1970 года, на земле. Вскоре грипп истощил его силы, состояние его уже не улучшалось. Попрощавшись со всеми и отдав последние распоряжения духовным чадам, он мирно почил 16 апреля 1970 года.

Прп. Амфилохий Патмосский. Фреска


Преподобный Амфилохий Патмосский был причислен к лику святых на заседании Синода Константинополького Патриархата 29 августа 2018 года.



Шесть тысяч преподобномучеников Давидо-Гареджийских

В пустыне Давида Гареджийского, в Грузии, процветали 12 монастырей. Веками монахи во множестве населяли эти обители.
В 1616 году персидский шах Аббас I напал на Грузию и страшно опустошил ее, уничтожив большое число христиан. Однажды, на утро Пасхи, шах отправился на охоту и увидел множество огней: это были насельники 12 монастырей. Держа в руках свечи, они шли крестным ходом вокруг соборного храма. Когда шах узнал, что это были монахи, он удивленно спросил: «Не вся ли Грузия разорена мечом?» И приказал воинам тотчас обезглавить всех иноков.

В это время Ангел Божий явился игумену Арсению и известил о близкой смерти. Игумен передал весть братии, предоставив тем, кто хотел, возможность спастись бегством. Только два молодых монаха бежали на гору, остальные же приготовились к смерти, празднуя Воскресение Господне. Когда они читали молитву «Отче наш», персидские воины окружили церковь. Отец Арсений вышел им навстречу и попросил позволения закончить службу. После того как все монахи причастились Святых Тайн, они в праздничных одеждах предстали перед врагами. Персы обезглавили сначала игумена, а затем и всех братий.

вид на Давидо-Гареджийский монастырь с Азербайджанской границы
(вид на Давидо-Гареджийский монастырь с Азербайджанской границы)


От этого монастыря они направились к другим, намереваясь их разрушить. Обнаружив двух монахов, укрывшихся на вершине горы, персы потребовали от них принять ислам. Воины Христовы отказались и были безжалостно убиты, а на том месте вырос розовый куст, от которого исходило чудное благоухание.

Так закончилась история этих монастырей, которые более тысячи лет являлись очагом духовной культуры в Грузии. В конце XVII века грузинский царь Арчил повелел разыскать мощи мучеников. И по сей день они источают миро, исцеляющее самые тяжелые недуги.

Tags: Греция, Грузия, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments