filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

12 (25) июня 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение...

Преподобный Стефан Озерский

прп_Стефан_Озерский

Преподобный Стефан Комельский родился во второй половине 15 века в земле Вологодской от благочестивых родителей. Отец его служил при княжеском дворе и старался дать сыну лучшее тогда образование и воспитание. Он готовил в нем преемника себе и слугу князьям. Такая жизнь не казалась юноше завидной.

В то время славилась подвигами обитель Дионисия Глушицкого. Стефан оставляет родительский дом, друзей и родных и идет в Глушицы. Смиренно он просит настоятеля и братию принять его. Настоятель был тронут просьбами юноши и принял его сначала в число послушников, затем, видя его труды, постриг в монашество с именем Стефан и поручил опытному старцу для руководства в духовной жизни. Новый инок старался во всем подражать своему наставнику, проводя дни в монастырских трудах, а ночи в молитве. Он все более и более возрастал в духовной жизни.

По прошествии нескольких лет в Глушицах, для большего усовершенствования в духовной жизни, Стефан с благословения настоятеля монастыря и старца-руководителя отправился странствовать по северным пустыням и монастырям. Он дошел до Тихвины и остановился здесь на жительство, радуясь тому, что ежедневно поклоняется чудотворной иконе Божией Матери. Однако ежедневные толпы людей нарушали безмолвие монастыря и Стефан вернулся в Вологодские пределы.

Переходя с места на место, он достиг озера Комельского, которое было окружено со всех сторон болотами. Ему понравилось это безмолвное место, он решил остаться здесь навсегда. Поставив себе келью на восточном берегу озера при истоке реки Комелы и соорудив небольшую часовню, в которой находились две иконы, принесенные иноком из Тихвинского монастыря – Божией Матери и Николая Чудотворца, он стал подвизаться в посте и молитве. Очень трудно пришлось Стефану в Комельском лесу в первые годы, так как запасы хлеба заканчивались. Спустя более двух лет, случайно его нашли два зверолова и разделили с ним свои дорожные запасы. После того звероловы стали посещать инока чаще, а от них узнали об отшельнике и другие.

Спустя три года одинокого пребывания в пустыне, пришли к Стефану два брата делить труды пустынножительства. Иноки просили старца построить храм для молитвы, тогда с одним из них он отправляется в Москву с целью испросить благословения у митрополита. Митрополит Даниил с любовью принял старца, о котором он уже прежде слышал, поместил его в своей келье, а затем представил князю Василию Иоанновичу. Великий князь очень уважал иноков вологодских обителей, которые он посетил почти все в 1528 году, испрашивая у Бога наследника. После бесед с митрополитом и князем пустынник был рукоположен в священнический сан и поставлен игуменом новой обители.

Прибывши на озеро, Стефан, прежде всего, направился к часовне и сам отслужил первый благодарственный молебен Богоматери и святителю Николаю. Братья с радостью встречали своего игумена и просили у него благословения. Через несколько дней приступили иноки к построению храма, который скоро был создан. В 1534 году церковь была освящена во имя святителя Николая.

После освящения церкви преподобный Стефан еще 8 лет подвизался в устроенной им обители. Блаженный старец был милостив ко всем, но строг к самому себе. Он казался в обители послушником, нежели игуменом, старался служить каждому.

Скончался преподобный Стефан 12 июня 1542 года. В этом же году после его смерти обитель была разорена татарами. После ее возобновления новая церковь была построена над могилой преподобного.

Преподобные Иоанн , Андрей, Ираклемон (Иракламвон) и Феофил

прп_Иоанн_Фиваидский
(прп. Иоанн Фиваидский)

Похоронив преподобного Онуфрия Великого и поняв, что ему нет благословения остаться, преподобный Пафнутий отправился в обратный путь.

Через 4 дня преподобный Пафнутий дошел до пещеры, где его встретил пустынник, пребывавший в пустыне более 60 лет. Кроме двух других старцев, с которыми он подвизался вместе, этот пустынник никого не видел. Всю неделю подвижники проводили в одиночестве в пустыне, а в субботу и воскресенье сходились вместе для псалмопения. Питались они хлебом, который приносил Ангел. Так как была суббота, пустынники собрались вместе. Вкусив полученный от Ангела хлеб, они всю ночь провели в молитве. Уходя, преподобный Пафнутий спросил имена старцев, но они сказали: «Бог, знающий все, знает и имена наши. Поминай нас, да сподобимся видеть друг друга в Горних селениях Божиих».

Продолжая путь, преподобный Пафнутий встретил оазис, который поразил его красотой и обилием плодоносных деревьев. Из пустыни к нему вышли четверо обитавших здесь юношей. Юноши рассказали преподобному Пафнутию, что в детстве они жили в городе Оксинрихе (Верхняя Фиваида) и вместе обучались грамоте. Они горели желанием посвятить свою жизнь Богу. Сговорившись уйти в пустыню, юноши вышли из города и после нескольких дней пути достигли пустыни. Их встретил сияющий светом муж и привел к старцу-пустыннику. «Вот уже шесть лет, – сказали юноши, – мы живем на этом месте. Старец наш прожил здесь один год и преставился. Мы живем сейчас одни, питаемся плодами деревьев, а вода у нас из источника». Юноши назвали свои имена. Это были святые Иоанн, Андрей, Иракламвон (Ираклемон) и Феофил. Всю неделю юные пустынники подвизались отдельно друг от друга, а в субботу и воскресенье сходились в оазис и возносили общую молитву. В эти дни являлся Ангел и причащал их Святых Таин. Ради преподобного Пафнутия они не ушли в пустыню, а всю неделю молились все вместе. В следующую субботу и воскресенье святой Пафнутий вместе с юношами сподобился причаститься из рук Ангела Святых Таин и услышать сказанные Ангелом слова: «Да будет вам Пищей Нетленной, Веселием Нескончаемым и Жизнью Вечной Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, Бога нашего».

Преподобный Пафнутий дерзнул испросить у Ангела позволения до конца дней остаться в пустыне. Ангел ответил, что Бог указал ему иной путь – возвратиться в Египет и поведать всем христианам о жизни пустынников.

Священномученик иерей Василий
(Милицын (Милицин) Василий Степанович, +25.06.1918)

сщмч_Василий_Милицын
(Куртамыш,191о г. 25-летний юбилей медицинской деятельности фельдшера Туленкова. Справа, стоят: первый о.Виталий, третий-о.Василий (Милицины). Оба причислены к лику Новомучеников и Исповедников Русской Православной Церкви XX века )

Священномученик Василий – Василий Степанович Милицын – родился в 1861 году. Окончив Камышловское уездное училище, он был в 1887 году рукоположен во диакона и служил в храме в Воскресенской слободе Челябинского уезда Оренбургской губернии. 8 февраля 1894 года диакон Василий был переведен в Спасо-Преображенский собор в городе Шадринске. В 1897 году он был рукоположен во священника и служил в Преображенском храме в Верхне- Уфалейском заводе Екатеринбургской епархии, а затем в храме села Кунгурское. 9 августа 1907 года отец Василий был назначен во Входо-Иерусалимский храм Нижне-Тагильского завода Верхотурского уезда, а 7 октября 1909 года в Никольский храм села Верх-Ключевское Камышловского уезда. В 1915 году он служил в Спасо-Преображенской церкви села Алексеевское того же уезда. Священник Василий Милицын был убит безбожниками-большевиками 25 июня 1918 года в городе Камышлове.

Священномученик иерей Алексий
(Канцеров Алексей Яковлевич, +25.06.1918)

Священномученик Алексий (Алексей Яковлевич Канцеров) некоторое время служил учителем церковноприходской школы при станции Вязовая Самаро-Златоустовской железной дороги, а затем был определен псаломщиком к Преображенской церкви при той же станции. В 1907 году он был рукоположен во священника к Крестовоздвиженской церкви села Воздвиженка Белебеевского уезда Уфимской губернии. В 1915 году отец Алексий был назначен в Покровский храм в село Топорнино Уфимского уезда. Покровский храм строился в 1817–1823 годах стараниями местного помещика подполковника Топорнина, участника войны 1812 года. Вернувшись из заграничного похода, подполковник Топорнин решил выстроить храм, посвященный избавлению Русской Православной Церкви и державы Российской от нашествия «галлов и с ними двунадесяти языков». Храм был воздвигнут на высоком холме, на берегу реки Белой.

Осенью 1917 года власть в Уфимской губернии была захвачена большевиками, которые сразу же приступили к проведению радикальных реформ, направленных на уничтожение всего уклада русской государственной жизни. Уже к концу года народ стал оказывать сопротивление захватчикам. Против большевиков в Заволжье и Приуралье выступило Оренбургское казачество, в мае 1918 года выступил чехословацкий корпус. Большевики Уфы пытались организовать сопротивление наступающим чехословакам, но отряды большевиков были в то время еще малочисленны и не способны на серьезное сопротивление; по этой причине 9 июня большевики объявили всеобщую мобилизацию крестьян в Красную армию и стали отправлять в села своих представителей для агитации среди крестьян на волостных сходах. Такие сходы оканчивались зачастую принятием антибольшевистских резолюций и явным выражением нежелания поддерживать большевиков.

16 июня 1918 года местная организация большевиков в селе Топорнино созвала волостной сход крестьян. К 10 часам утра к зданию волостного правления собралось около пятисот крестьян, которые тесной толпой обступили крыльцо правления. На крыльце были установлены трибуна и стол, покрытый красным сукном. Крестьяне уже знали, что речь пойдет о мобилизации в Красную армию, и отношение у них сложилось заведомо отрицательное и к местным властям, и к отдельным их представителям. За столом в президиуме находились члены волостного исполкома, а также приехавший в Топорнино в сопровождении трех вооруженных красноармейцев уроженец этого села военный комиссар волости Кутуев. Собравшиеся, обратив внимание на вооруженных красноармейцев, стали говорить им: «Почему вы пришли с оружием на собрание?» – и, набросившись на них, отобрали винтовки.

Красноармейцы и комиссар зашли в здание волостного правления, откуда через некоторое время вышел комиссар Кутуев и заявил собравшимся, что не надо было отбирать оружие. Толпа крестьян начала шуметь, в адрес комиссара посыпались угрозы. Кутуев, отвечая что-то крестьянам, сошел с крыльца и направился в середину собравшихся. Его тут же принялись бить. Комиссар некоторое время защищался, но, видя, что это ему не удается, бросился бежать, и вдогонку за ним бросилось несколько человек.

Один из них, не известный никому здесь татарин в солдатской фуражке, выстрелил из отобранной ранее винтовки вслед комиссару. Кутуев, легко раненный в ногу, упал, а стрелявший скрылся в толпе, которая тут же стала разбегаться в разные стороны. Уже через несколько минут площадь села опустела. Кутуев встал и пошел по направлению к дому отца. Он прошел всего несколько домов, когда от крыльца волостного правления последовал второй выстрел. Пуля прошла через спину навылет. Полученная рана была смертельной, и через несколько дней комиссар скончался. Все последующие расследования советских представителей так и не выяснили, кто были стрелявшие.

Этой же ночью растерявшийся председатель Топорнинского волисполкома дал в Уфу телеграмму о заговоре местной буржуазии, начавшемся восстании и убийстве комиссара. Получив это сообщение, Уфимский губернский революционный комитет приступил к формированию карательного отряда, в задачи которого входило «разогнать гнезда контрреволюционеров в окрестностях бассейна рек Белой и Камы». Отряд возглавил некий Четверев, который до революции за тяжкие уголовные преступления был осужден на каторжные работы. Современники писали о нем, что тяжкие грехи настолько изуродовали душу этого человека, что он стал не способен к жизни в мирных условиях и с радостью и азартом ехал туда, где нужно было стрелять и убивать.

Отряд Четверева был собран за несколько дней и состоял из сорока человек, из которых только тринадцать имели отношение к военной службе, все остальные были подростками, причем среди них были и девушки. Таким образом, под предводительством уголовника была сформирована банда молодежи, которой предстояло беспощадно расправиться с мирными жителями.

На третий день после смерти Кутуева состоялись его похороны на сельском кладбище. Отец убитого стал настаивать, чтобы того привезли в Покровскую церковь для отпевания. Настоятель церкви священник Алексий Канцеров отказался отпевать комиссара, гибельная участь которого была определена уже тем, что он встал на борьбу с народом на стороне безбожников; кощунственной ощущалась просьба об упокоении безбожника со святыми, и не хотелось поступаться совестью и превращать молитву в формальный обряд, тем более что отец Алексий прекрасно знал и самого убитого, и его семью. Этот отказ должен был послужить уроком для других, кто еще намеревался встать на путь борьбы с Церковью.

24 июня 1918 года отряд вооруженных карателей погрузился в Уфе на пароход «Зюйд» и поплыл вниз по реке Белой; вся палуба парохода была завалена мешками с песком, между которыми были устроены бойницы для стрельбы из пулеметов. Пристав к берегу ночью, боевики вошли в Топорнино, все жители которого спали, охраняемые местными дружинниками, подчинявшимися волостному исполкому. В селе начались аресты. Всех арестованных сажали в трюм парохода, не слушая никаких объяснений с их стороны. Среди других был арестован и священник Алексий Канцеров.

Четверевым из числа боевиков была создана чрезвычайная комиссия. По ее приговору был расстрелян начальник продотряда, которого обвинили в том, что он «не выступил против бандитов» и «не оказал никакой помощи дружинникам во время кулацкого восстания». Отряд Четверева разграбил село, и через несколько дней пароход с награбленным и арестованными отплыл из Топорнино. Все арестованные находились в трюме, над входом в который стоял пулемет; арестованным было объявлено, что при малейшем подозрительном шуме в трюме их забросают гранатами. В Сарапуле отряд встретили революционные матросы, которые вместе с карателями продолжили «следствие». «Посмотрите, товарищи, – говорили они, показывая на арестованных, – какая рожа у этого буржуя, а у этого какое брюхо». – «А ты что, молебны служил, панихиды, народ обманывал?! Вот тебе чего надо», – ткнул матрос револьвером в отца Алексия. Четверев в это время напротив списка с фамилиями заключенных проставлял какие-то значки, а затем, разделив узников на две партии, с усмешкой сказал: «Ну, прощайтесь».

Часть арестованных была отправлена в тюрьму в Сарапуле, другую часть, двенадцать человек, оставили в трюме на пароходе, который той же ночью отплыл от пристани. На пятой версте от Сарапула, недалеко от железнодорожного моста начались казни. Незадолго до этого всех заключенных разъединили и развели по каютам. Четверев дал подросткам, которые должны были участвовать в казни, выпить водки, чтобы им было легче убивать безоружных людей, а затем по одному стали выводить осужденных. Палачи выходили по двое. После каждого расстрела они сменялись, и выходила следующая пара палачей-подростков. Один из них вспоминал впоследствии, что при расстреле приговоренного офицера тот попросил последний раз помолиться. Он с поднятыми к небу руками стоял на палубе и говорил: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Другой убийца рассказывал, что его приговоренный обещал за жизнь все свое имущество. Один из приговоренных целовал ноги палачей.
С исключительным мужеством и спокойствием встретил свой крестный час отец Алексий. «Бог вас простит, – сказал он. – Вы не знаете, что творите». После расстрела тела казненных были сброшены в воду.

Священномученик священник Алексей Канцеров канонизирован в 1999 году епископом Уфимским и Стерлитамакским Никоном как Местночтимый святой Уфимской епархии.

Священномученик священник Алексей Канцеров канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000г.
Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments