Святые мученики Хрисанф и Дария и с ними мученики Клавдий трибун, Илария, жена его, Иасон и Мавр, сыновья их, Диодор пресвитер и Мариан диакон
Святой Хрисанф происходил из языческой семьи; получил хорошее образование. Среди книг ему попадались такие, в которых язычники рассуждали о христианстве. Но юноша захотел прочитать книги, написанные самими христианами. Юноше довелось найти книги Нового Завета. Священное Писание просветило душу разумного юноши. Он нашел скрывавшегося от гонений пресвитера Карпофора и принял от него святое Крещение. После этого он начал открыто проповедовать Евангелие. Отец юноши всячески старался отвратить сына от христианства и женил его на красавице Дарии, жрице Афины Паллады. Однако святой Хрисанф сумел обратить свою жену ко Христу, и молодые супруги по обоюдному согласию решили вести девственную жизнь. После смерти отца они стали жить в отдельных домах. Святой Хрисанф собрал вокруг себя нескольких обращенных ко Христу юношей, а вокруг святой Дарий собрались благочестивые женщины.
Горожане пожаловались епарху Келерипу, что святые Хрисанф и Дария проповедуют безбрачие. Святой Хрисанф был отдан на мучения трибуну Клавдию.
Однако пытки не смогли поколебать мужество молодого мученика, ибо сила Божия явно помогала ему. Пораженный этим, трибун Клавдий уверовал во Христа и принял святое Крещение вместе с женой Иларией, с сыновьями Иасоном и Мавром и со всеми домашними и воинами. Когда весть об этом дошла до императора Нумериана (283 - 284), то он приказал всех их казнить. Мученик трибун Клавдий был утоплен в море, а его сыновья и воины были обезглавлены. Христиане похоронили тела святых мучеников неподалеку в пещере, и святая Илария стала постоянно ходить туда, чтобы молиться. Однажды ее выследили и привели на мучения. Святая попросила дать ей несколько минут для молитвы, закончив которую скончалась. Служанка похоронила святую в пещере рядом с сыновьями.
(мч. Дария)
Святую Дарию мучители отдали в блудилище. Но там ее охранял посланный Богом лев. Всех, кто пытался осквернить святую, лев валил на землю, но оставлял живыми. Мученица проповедовала им Христа и обращала на путь спасения.
Святого Хрисанфа бросили в смрадную яму, куда стекали все нечистоты города. Но ему воссиял Небесный Свет, а вместо смрада яма наполнилась благоуханием.
Тогда император Нумериан велел отдать святых Хрисанфа и Дарию в руки палачей. После истязаний мученики были живыми зарыты в землю.
В пещере, расположенной неподалеку от места казни, стали собираться христиане, празднуя день мученической кончины святых. Они совершали Богослужения и причащались Святых Тайн. Узнав об этом, языческие власти приказали засыпать вход в пещеру, заполненную молящимися.
Так в муках погибло множество христиан, из которых двое известны по именам: мученики пресвитер Диодор и диакон Мариан.
Тропарь Мученикам
Мученицы Твой, Господи, / во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего: / имуще бо крепость Твою, / мучителей низложиша, / сокрушиша и демонов немощныя дерзости. / Тех молитвами / спаси души наша.
Очень подробное Житие мучеников можно прочитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/74472.html
Праведная София Слуцкая
Праведная София была последней княгиней славного рода князей Слуцких и Копыльских, потомков великого князя Ольгерда из рода Рюриковичей. Некоторые из этого рода сидели на Киевском престоле, другие были князьями Новгорода Великого. Родоначальником князей Олельковичей-Слуцких был внук Ольгерда Олелько Владимирович.
Блаженная София родилась 1 мая 1585 года. Информации о крещении княжны и имена её восприемников не сохранилось. По утверждению некоторых, оно было совершено духовником князей Слуцких иереем Малофеем (Матфеем) Стефановичем, настоятелем Свято- Варвариинской церкви Слуцка. Соответственно местом совершения мог служить либо один из замковых храмов Слуцкого «дзядинца», либо сам Варвариинский храм. В два года потеряла родителей: в том же году скончалась ее мать, а 6 мая следующего года умер и отец, князь Юрий Семенович. Осиротев, София стала богатой наследницей: ей досталась третья часть родового состояния. На протяжении буквально нескольких лет умерли также дяди Софии — Александр и Ян-Симеон. Детей у них не было, и к девочке перешли все остальные владения рода Олельковичей.
Согласно завещанию деда,София становится ещё и княгиней Копыльской. Она стала самой богатой невестой в Речи Посполитой. Опеку над ней взяли Ходкевичи, родственники по женской линии (бабка княжны Софии Юрьевны, мать Барбары, и жена Николая Кишки была урождённой Ходкевич). Младенчество и детство княжна проводила в Берестье и Вильно: сначала девочку опекал жмудский староста Юрий Ходкевич, забравший её в Вильно, затем Виленский каштелян, брестский староста Иероним Ходкевич.
Сохранились сведения об иконе, части родового наследства, которую княжна сохраняла при себе с самого младенчества: Покров Божией Матери (в богатой ризе). Позже эта икона сопровождала мощи святой. До наших ней не сохранилась.
Жизнь под опекой и брак
Оба опекуна юной Софии задолжали князьям Радзивиллам значительные денежные суммы и хотели использовать свою опеку: за счет громадных имений единственной прямой наследницы богатого рода отделаться от долгов, умножив при этом собственное состояние. По этим соображениям Ходкевич и князья Радзивиллы заключили письменную сделку относительно выдачи княжны Софии по достижении ею совершеннолетия за Януша Радзивилла, князя Несвижского, сына Виленского воеводы князя Христофора Радзивилла.Княжне было тогда одиннадцать лет; она считалась невестой Несвижского князя.
(Януш Радзивил, супруг праведной Софии Слуцкой)
Из архивных документов, усматривается неведение княжны о брачном договоре. Молодому князю Янушу было дозволено видеться с Софией Олелько в доме опекуна в Берестье (ещё при Юрии Ходкевиче). Однако имеется лишь одно упоминание о попытке князя посетить Софию в Берестье, по дороге в Венгрию 19 сентября 1598 года. Встреча не состоялась по воле опекунов. На основании этого нельзя утверждать о согласии в то время Софии на брак с князем Янушем. Скорее наоборот, неудавшийся визит можно объяснить нежеланием опекунов известить Софию о наличии брачного договора.
Почему не согласились опекуны на свидание? В тот момент Радзивиллы внезапно наложили запрещение на имение Ходкевичей Копыль под Оршей в счет оплаты старого долга. Разгневанные должники немедленно воспретили свидания князя Януша с княжной Софией; ни та, ни другая сторона не думала уступать, все готовились к межродовой войне.
Шли судебные тяжбы, увеличивая противостояние двух родов, отягощенное тем, что поскольку речь уже шла и о свадьбе, соглашение о которой было заключено под денежный залог, у опекуна княжны Софии Юрьевны образовался огромный долг перед Радзивиллами. Ходкевичи не могли выплатить, а Радзивиллы не хотели прощать долг. И хотя тяжба началась между Радзивиллами и Яном-Каролем Ходкевичем, в конфликт самым тесным образом вовлекли и опекуна княжны Софии Григория (Иеронима). Вся Литва ждала разрешения конфликта.
Событие обрастало слухами и домыслами, но все ждали кровопролития. Обе стороны всерьез готовились к войне.Радзивиллы собрали 6000 человек вооруженной пехоты и конницы, укрепили пушками свой дворец. Ходкевичи в свою очередь выставили 24 пушки и вооружили 2000 человек своей челяди. Войска Радзивиллов приступили к Вильно, где жил Иероним Ходкевич в доме со своей опекункой княжной Софией. (В Вильнюсе сохранились остатки этого дома по улице Савич.) Послы короля, как и униатский митрополит Ипатий Потей не смогли примирить стороны. Был объявлен трехдневный молебен во всех Храмах и монастырях Слуцка.
До февраля 1600 года юная княжна увещевает князя Януша Радзивилла о благочестии, не давая согласия на брак. Сохранились свидетельства об её отказе от 18 февраля 1600 года. Княжна указывает о доли родства между ею и Янушем Радзивиллом, о конфессиональной принадлежности (князь Януш протестант по крещению):
«…и предостерегаючи того, абым таким непорядком и с тем моим за его милость пана Януша Радзивилла вперед Господа Бога не ображала, а потом абых теж учстивост и маетностей моих до жадных небеспечностей не прыводила…"
Приведенные слова, как утверждают, княжна произнесла в момент, когда войско Радзивиллов стояло в самом Вильно, где в «каменице» ждали сражения Ходкевичи. До кровопролития оставались считанные часы.
Своей речью София старалась обелить Ходкевичей перед всей Литвой, высказывая в самый пик ситуации именно свою волю о браке, уповая на Господа, она пытается примерить враждующих до самого последнего момента. Но вдруг, как указывают, случилось неожиданное — не ведавший отступлений Кшиштоф Радзивилл отводит свои войска. Княжна София дает согласие на брак с Янушем. Януш умоляет отца остановить сражение, ибо не пристало воевать в день долгожданного согласия. И мир воцарился не только в Вильно, а по всей Литве.
Как пишут в житиях святой: «Во имя мира приняла Святая подвиг крестоношения в браке». Чуть позже Ходкевичи примирились с Радзивиллами и возникавшие споры уже навсегда решались только мирным путем. Новая мировая сделка была заключена на следующих условиях: аннулированы все денежные претензии Радзивиллов к Ходкевичам, которым были также выданы свидетельства о правильности ведения дел по опеке над имением княжны Софии.
Есть версия, что Януш Радзивилл обратился 20 июля 1600 года к Римскому папе с прошением о разрешении ему как католику заключить брак с княжной Софией Слуцкой, остающейся в Православии и поставившей непреложное условие, чтобы дети от этого брака были непременно православными. Вместе с тем, это не соответствует известному факту принадлежности Януша Радзивилла к кальвинистской ветви протестантизма.
Бракосочетание княжны Софии Юрьевны с князем Янушем Радзивиллом состоялось 1 октября 1600 года по православному обряду в одном из соборов Бреста. Пришлось это событие на празднование в честь Покрова Божией Матери. Как благочестивая и законопослушная жена княгиня София записывает в Новогрудском суде на мужа (по своей смерти) все свои земли и состояния.
По некоторым сведениям, обстоятельства этого межродового и межконфессионального союза и, в частности, обязательство воспитания будущих детей обоего пола в православной вере, впоследствии стали объектом краткой переписки между Константинопольским патриархом и Римским папой.
Защита от униатства и церковная деятельность
Не сладка была жизнь княжны Софии под опекой корыстных Ходкевичей, не стала она слаще и в замужестве. Единственной отрадой и утешением была для княгини Слуцкой православная вера: во всех печалях своих с самого раннего детства обращалась она к Богу. Ко всем же невзгодам житейским прибавилось еще одно горе, затмившее собою личные скорби княгини: церковная уния с Римом, объявленная в Западнорусском крае с 1596 года.
В период заключения унии Слуцк принадлежал княгине Софии. Именно она и стала защитницей православных святынь, охранительницей народа от униатского насилия. В молодой княгине нашли православные великое нравственное влияние, духовную и материальную поддержку. Жители города смогли сплотиться под сенью своих святынь в Слуцкое Преображенское Братство с целью защиты Православия.В деятельности Братства праведная София принимала самое деятельное участие как высокоименитая братчица.
Как могла, хранила православных от всех напастей княгиня София Юрьевна. Под ее кров стекались сирые, теснимые, гонимые за стойкость в Православии единоверцы из различных имений… Несмотря на опасности пути, она вместе с богомольцами, пешком посещала многочисленные Храмы в дни их престольных праздников.
Вдобавок, Софья убедила своего кальвиниста-мужа выхлопотать у короля Польши грамоту,которая запрещала принуждать её подданных к унии.Грамота была выдана, и эта важнейшая попытка княгини Софии юридически обеспечить защиту интересов Православия увенчалась полным успехом. Януш подтвердил эти права Слуцка и после того, как Софья скончалась.
«Чтобы церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других владениях на вечные времена неприкосновенно, без всякой перемены были сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения… уния в эти церкви не должна вводиться никаким насильственным или измышленным способом…»
Благодаря деятельности княгини Софии, Слуцк еще при жизни этой великой угодницы Божией получил особенное значение в религиозном отношении для всего Северо-Западного края, сохранив в чистоте и неприкосновенности Православие. Город постепенно становился религиозным и церковно-административным центром, около которого группировались патриотические силы Белой Руси. Слуцк мужественно выдержал жестокий гнет униатов, будучи твердыней веры, завещанной предками, сохранил целостность и чистоту учения, освятившего земли русские в 988 году.
Кроме юридической защиты Православия княгиня София всегда заботилась о материальном обеспечении монастырей, церквей и причтов, щедро жертвовала на храмы Божии. Архивы до сих пор хранят грамоты четы Радзивилов опожертвованиях церквям.
На Мир-горе Язельского прихода, тогда Бобруйского уезда, София на свои средства строит Покровский Храм. Она своими руками вышивала тяжелейшие золотканные священнические ризы в дар Церквам (Эти ризы сохранились до XX века и были описаны, как и Евангелие, воспроизведенное Юрием Олельковичем, польским исследователем Смолинским в 1903 году).
Смерть
Блаженная София скончалась от первых родов мертворожденной дочери в возрасте 26 лет 19 марта 1612 года, в Омелево, недалеко от местечка Игумен (Червень). Её обширные владения отошли к мужу, в род Радзивиллов, включая 7 крепостей и дворцов и около 32 деревень.
Её похоронили в Замковой Свято-Троицкой церкви Слуцка, рядом с местом, где покоился её отец князь Юрий Юрьевич. На внешней стороне крышки гроба надпись: «1612 год, марта 19, представилася благоверная София княжна Слуцкая Олельковна Юрьевичовна Ольгердово племя и положена бысть в монастыре Святой Живоначальной Троицы».
Смерть супруги глубоко ранила мужа — князя Януша. Его близкий друг, лично знавший княгиню Софию, поэт Соломон Рысинский оставил такие строки в «Эпитафии» (Жалобной песни на смерть Софии):
«Ты сохранилась в созвездии Слуцком едина, Между литовскими, славой ярчайшая, первая дочь! Разве ты менее рыцарь, чем гордый супруг твой великий? Сила какая, нагрянув нежданно тебя унесла!…»
И по смерти жены князь Януш глубоко уважал традиции, завещанные благочестивой супругой. И действительно, влияние праведной княгини было столь велико, что все Радзивилы, вступая на княжение в Слуцке, обязывались и хранили православие в крае, хотя сами оставались в иноверии. К примеру, спустя некоторое время княгиня Людвига Радзивилл издала такую грамоту:
«Изъяснив всем, кому знать должно, что церкви религии старой Греко-Российской, с незапамятных времен построенные и арендованные в городе Слуцке и Копыле и во всем княжестве Слуцком и Копыльском, а также в имениях моих Койдановском, Копыльском, Белицком, Заблудовском, Невельском, Себежском и других, всегда стояли под благословением восточного Константинопольского патриарха, и блаженной памяти князь и княгиня, предки мои, всегда этой религии и подданным православным покровительствовали, и что они доселе пользовались и ныне пользуются свободою своего старогреческого богослужения и силою церковных правил в духе Церкви восточной, а потому настоящею привилегиею своею утверждаю, чтобы церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других моих владениях на вечные времена неприкосновенно, без всякой перемены были сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения под вышеозначенным Константинопольским благословением и во всех своих обычаях и обрядах церковных; на место умирающих пресвитеров униаты не должны быть поставляемы и уния в эти церкви не должна быть вводима никаким насильственным или измышленным способом, но да будет им позволено для посвящения пресвитеров к владыкам их ездить за границу без всякого препятствия и малейшего затруднения. Все это содержать, как сама обещаладуховенству Слуцкому; и преемников своих обязываю эту привилегию точно и неприкосновенно соблюдать».
Канонизация
Практически сразу после смерти София стала почитаться в народе, как святая покровительница больных женщин, готовящихся стать матерями. Мощи оказались нетленными, на гробнице происходили чудеса. В 1848 г. крестный ход с мощами святой спас город от холеры.
В жизнеописании отмечают:
Простой православный люд веками хранит предания о заступничестве благоверной Софии Случчине. Так, согласно ее пророчеству в Слуцке, на Юрьевской улице не случилось ни одного пожара. Когда были открыты нетленные мощи святой, то крестный ход с ними не раз спасал город от эпидемий и других бедствий. Учителем Слуцкой Духовной семинарии, иеромонахом Маркианом, в 18-том веке, была составлена книга: «Чудеса Благоверной Слуцкой княгини Софии Олельковны, мощами своими в Слуцком Свято-Троицком монастыре нетленно почивающей».
Свидетельств о более ранней общецерковной канонизации святой нет. Но стоит упомянуть о причислении в начале XX века её к лику местночтимых в Минской Епархии. К вопросу о канонизации святой следует добавить, что православные ученые Польши утверждают о её возможной канонизации во времена Петра Могилы. Да и А. Трофимов в книге «Святые жены Руси» указывает на дореволюционную канонизацию святой Софии. Решение таких вопросов документами РПЦ отнесено к ведению Епархиальных Комиссий по канонизации.
Официально Православной Церковью святая София княгиня Слуцкая (память 19 марта — 1 апреля) канонизирована по Благословению Владыки Пимена в Соборе Белорусских Святых 3 апреля 1984 г. Основанием для включения в Собор и дальнейшей канонизации послужил рапорт Митрополита Минского и Слуцкого Филарета.
Святые Мощи и почитание их
Поначалу и дольше всего нетленные останки Праведной Софии Слуцкой почивали в Слуцком Троицком монастыре.
Длительное время мощи святой находились под алтарной частью Спасского храма монастыря. В 1904 году они были перенесены в так называемую зимнюю каплицу монастыря. А в 1912 году гроб был помещен за правый клирос Свято-Троицкого храма, напротив придела в честь Святой великомученицы Екатерины.
На солее между иконостасом и гробом с мощами стояла в киоте фамильная икона Слуцких князей в серебряной ризе, усыпанной драгоценными камнями. Икона эта в 19-20 вв. почиталась местночтимой, и по описанию Архимандрита Афанасия (Вечерко), была вся увешана вывесками, пожертвованными богомольцами.
Перед иконою, по субботам в течение всего года, перед литургией совершался молебен ко Пресвятой Богородице, соединенный с акафистом. Близ гробницы стоял медный подсвечник высотою с аршин, с вылитыми изображениями ангелов при трех ножках, для братской свечи весом в 1-2 пуда. Подсвечник этот всегда стоял на солее близ гроба.
(рака с мощами прав. Софии Слуцкой)
Почитание святой и её мощей не прекращалось никогда. Изначально 17 сентября каждого года о ней служились панихиды. Существовала ещё одна традиция: облачением Святой во гробе занимались только лица женского пола, даже настоятель монастыря не мог присутствовать при облачении. Средства на переоблачение всегда собирались соборно благочестивыми прихожанками. Рядом с нею находились и Святые Мощи мученика-младенца Гавриила Заблудовского.
21 февраля 1930 г. комиссия в составе начальника отдела Бобруйского исполкома Антонова, доцента БГУ Червакова, управляющего Бобруйской больницей Сурова, представителя церковного совета Троицкого Собора Павлюкевича, церковного старосты того же Собора Криводубского, инспектора просвещения Иваницкого, представителя Слуцкого горсовета Сечко, в присутствии Настоятеля Троицкого Собора Епископа Николая (Шеметило) «совершила осмотр» мощей младенца Гавриила и святой Софии, княгини Слуцкой. Была вскрыта рака и составлен протокол осмотра с приложением заключения и фотографий. В выводах комиссия признавала отсутствие специального бальзамирования тел, а нетление обосновывала «типичным примером натуральной мумификации трупа». Затем мощи святой княгини были доставлены в Минск в анатомический музей медфакультета БГУ.
Во время оккупации Минска немецкими войсками стараниями подвижников, вероятно, по просьбе настоятеля Свято-Духового собора в Минске Жировицкого архимандрита Серафима (Шахмутя) (и по разрешению оккупационных властей) мощи были перенесены в Свято-Духов Собор Минска, хотя почти всю оккупацию оберегались из-за угрозы вывоза в Германию в подвале одного из частных домов Минска. Только после войны они вновь вернулись в Свято-Духов Собор. В жизнеописании Софии Слуцкой отмечают достаточно сложный момент этого перенесения:
По свидетельствам очевидцев и современников событий 1941 года, оккупационные власти приняли просьбу о возврате мощей в лоно Церкви, когда их обнаружат в руинах Минска. И вот, в чудом уцелевшем здании мед. Факультета БГУ, службы вермахта, проводившие осмотр и инвентаризацию уцелевших зданий обнаружили Святыню — мощи Святой. Патруль известил (видимо с ведома командования) причет Минского Свято-Духового Собора, тогда бывшего монастырским храмом, о своей находке, об удовлетворении ранее поступившей просьбы о возврате мощей.
Нетленные останки княгини Слуцкой Софии почивают ныне открыто в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска.
Тропарь праведной Софии, княжне Слуцкой
глас 5
Блаженная мати Софие,/ нетлением мощей и чудес сиянием почти тя Бог;/ поминающе твое праведное житие,/ тя молим испросити/ телесем нашим здравие и душам спасение.
Мученик Панхарий
Святой мученик Панхарий был сановником императора Максимиана (305 - 311). Он оставил христианство и стал язычником. Мать и сестра, узнав об этом, прислали ему письмо, в котором убеждали отступника исполниться страха Божия и вспомнить о будущем Суде. Раскаявшись, святой Панхарий открыто исповедал свою веру перед императором Максимианом, за что претерпел мучения в Риме, а затем был отправлен в Никомидию и там обезглавлен (+ ок. 302).
Преподобный Иннокентий Комельский, Вологодский
Преподобный Иннокентий Комельский, Вологодский, родился в Москве и происходил от рода московских князей Охлябининых. Он принял монашество в монастыре преподобного Кирилла Белозерского (+ 9 июня 1427 года) и был отдан в руководство преподобному Нилу Сорскому (+ 1508, память 7 мая).
Преподобные Иннокентий и Нил странствовали по Востоку и побывали в Палестине, Константинополе, провели несколько лет в Афонских монастырях. Вернувшись на Русь, святые поселились не в самом Кирилло-Белозерском монастыре, а в уединенной келлии за монастырской оградой. Из любви к пустынножительству они затем удалились в непроходимый лес на реку Сору, за 15 верст от монастыря. Здесь они водрузили крест, выкопали колодец и поставили себе келлии отдельно, по образцу скитских пустынножителей. С большим трудом на болотистой местности была устроена церковь. Отшельники вели суровую жизнь.
Предвидя свое преставление, преподобный Нил послал святого Иннокентия на реку Нурму и предсказал ему: "Бог тебя прославит там. и обитель у тебя будет общежительная, моя же пустыня после смерти моей останется такой же, как при моей жизни, и братия по одному будут жить в своих келлиях".
По преставлении преподобного Нила, его святой ученик ушел в Вологодские пределы и в 1491 году поставил келью на речке Еде, впадавшей в реку Нурму. В скором времени к нему стали собираться ученики. Следуя завету учителя, преподобный Иннокентий ни у кого не спрашивал вкладов.
Тридцать лет трудился преподобный Иннокентий в устройстве монастыря. На основании творений святых отцов и особенно писаний преподобного Нила Сорского, он оставил для братии наставления. Преподобный Иннокентий завещал прежде всего избегать ссор и споров и просил хранить любовь о Христе и мир духовный. Святой запретил принимать и постригать в своей пустыни юных и безбородых иноков, вводить в пустынь женщин. Выходивший из пустыни инок терял право на келлию, а если возвращался, то мог занять ее лишь с согласия настоятеля и братий. Будущую церковь преподобный просил освятить во имя святого и великого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, в воспоминание третьего обретения его честной главы (празднуемого 25 мая), ибо святой Иоанн - наставник всем инокам и пустынножителям (в дальнейшем монастырь стал называться Преображенским по главному храму).
Скончался преподобный Иннокентий 19 марта 1521 года. Согласно завещанию он был погребен в углу монастыря близ болота. На могилу его был положен камень, на котором записан год, месяц и день преставления.
Тропарь преподобного Иннокентия Комельского, Вологодского
глас 4
От юности сосуд избранен был еси/ и в житии Богу послужил еси,/ иноков наставниче Иннокентие,/ потщался еси хуждшее покорити лучшему,/ темже и страсти умертвив,/ возвысился еси к зрению красоты несозданныя,/ в Бозе Емуже предстоиши,/ моли, отче, Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак преподобного Иннокентия Комельского, Вологодского
глас 8
Мира и сродник удалився,/ в пустыни неустанною молитвою Богу угодил еси/ и в подвизе жития, отче, просиял еси,/ поминай нас, чтущих усердно память твою, да зовем ти:/ радуйся, Иннокентие преподобне.
Новомученик Димитрий Торнар
Сведения о происхождении святого и месте мученической кончины не сохранились. Известно, что Димитрий Торнара жил по соседству с турками и часто общался с ними. Однажды турки начали принуждать его стать мусульманином. Поскольку Димитрий не пожелал отречься от православной веры, они привели его в суд и ложно свидетельствовали, что он оскорбил ислам. Судья приказал бить и пытать Димитрия до тех пор, пока тот не согласится принять мусульманство. Убедившись в его непреклонности, судья вынес смертный приговор, по которому Димитрий был обезглавлен.
В литературе существуют разногласия относительно времени кончины святого. Архиеп. Афинский Хризостом (Пападопулос) в кн. «Новомученики» рассказывает о Димитрии Торнаре (с. 26), казненном 19 марта 1564 г., и о Димитрии Турнаре (с. 34), принявшем мученическую смерть 14 марта 1654 г. В «Греческой религиозной и христианской энциклопедии» (т. 2. с. 1227) упоминается Димитрий Торнара, пострадавший 19 марта 1654 г. В «Новом Мартирологионе» прп. Никодима Святогорца и в «Великом Синаксаристе», составленном кафигум. В. Матфеу, говорится о Димитрии Торнаре, обезглавленном 19 марта 1564 г. По-видимому, речь идет об одном и том же святом, относительно времени его мученичества рядом исследователей была допущена ошибка.
Поскольку архиеп. Хризостом (Пападопулос) сопоставляет Мученичество Димитрия Торнары с Мученичеством Иоанна Кулики, пострадавшего 8 (или 18) апреля 1564 г., о котором упоминается и в «Новом Мартирологионе» прп. Никодима Святогорца (с. 59), то правильной датой кончины Димитрия Торнары следует считать 19 марта 1564 г.
Икона Богородицы «Умиление» Смоленская
Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Умиление», явилась в 1103 году в Смоленске. Этот образ, сыгравший особую, вдохновляющую роль в период обороны Смоленска от польских захватчиков в начале XVII века (1609-1611 гг.), находился в лагере русских войск воеводы Шеина, в течение 18 месяцев удерживавших неприятеля от разграбления города.
Список Смоленского чудотворного образа «Умиление» пребывает в настоящее время в Спасо-Окопном храме города Смоленска.
В 2003 году в Смоленске торжественно отмечали 900-летие явления святого образа. Накануне праздника икона «Умиление» была доставлена в Свято-Успенский кафедральный собор, где перед ней был отслужен молебен с водосвятием. В самый праздник после Божественной литургии вокруг собора прошел многолюдный крестный ход, во время которого священники несли сразу две почитаемые Смоленские чудотворные иконы: «Одигитрию» и «Умиление», воздавая им особую почесть.
На чудотворной иконе Пресвятая Богородица, подняв руки к груди, с умилением взирает на лежащего на Ее одеянии Божественного Младенца, который держит в правой деснице державу – символ власти и силы.
Икона Божией Матери Любятовская
Дни празднования: 1 апреля (19 марта по старому стилю); в понедельник после дня "Всех святых, в земле Российской просиявших"
У образа Божией Матери "Умиление", что хранился в Никольском храме (15 в.) пригорода Пскова, с древних времен есть еще народное название – «Любятовская». Названа так икона по месту пребывания, в этом именовании явственно звучит слово «любовь». «Любятовской» православные псковичи называют и празднество, которое сохраняется до наших дней в честь чудотворной иконы Божией Матери «Умиление». В псковской церкви свт. Николая Чудотворца в Любятове особенно почитаемая святыня - чудотворная икона Владимирской Божией Матери, первая половина XV века, по описи монастыря называлась «Умиление», до революции находилась в Знаменском приделе храма, позже освященного в честь Владимирской иконы Божией Матери.
В 1928 году чудотворная икона была вывезена, и с 1930 года до настоящего времени находится в собрании Государственной Третьяковской галереи. На обороте иконы в 1890 году была укреплена серебряная, гравированная пластинка с надписью: «В лето 1570 года, в субботу второй недели Великого поста, царь Иван Васильевич Грозный, идя казнить псковичей, ночевал в сем монастыре, у святого Николая на Любятове, то здесь во время утреннего пения, стоя в церкви, взирая на чудотворную икону Умиления Божией Матери, умилившись сердцем, сказал своим воинам: «Иступите мечи о камень, и да перестанут убийства». В тексте передано главное чудо, совершенное святыней, которая спасла город от разгрома войсками Ивана Грозного.
В 1581 году Лик и рука Любятовской Владимирской иконы «Умиление» были прострелены поляками во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием. Тогда чудесное заступничество Божией Матери избавило псковский Никольский пригородный монастырь от поляков. В память об этом событии, ежегодно, в первое воскресение Петрова поста, теперь в день «Всех святых, в земле Российской просиявших», совершается крестный ход вокруг монастырской ограды, а икона «Умиление» получила второе название - Любятовская. Но, считается, что настоящее празднество Любятовскому образу проходит на следующий день – в понедельник, когда празднуется престол.