filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

11 (24) июня 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение...

Преподобный Варнава Ветлужский

прп_Варнава_Ветлужский

После просвещения русской земли светом христианского учения при святом князе Владимире и уничтожения им идолов, христианская вера, при посредстве трех, присланных Константинопольским Патриархом Сергием, епископов: Феодора, Иоакима и Фомы со многими пресвитерами и клириками, распространилась в русской земле. Св. Князь Владимир перед смертью разделил всю землю русскую между двенадцатью своими сыновьями по жребию. Но вследствие постоянных княжеских междоусобиц пространное и широкое российское государство погибло. Около половины XIII века постигло Россию нашествие монголов; многие княжества и города погибли в кровавых сечах, церкви были поруганы и разграблены, а жители рассеялись по лесам и многие, прежде населенные, места запустели. Во время нашествия Батыя на Poccию и разорения земли татарами, запустела от пленения и сия страна по берегу реки Ветлуги, и была пуста двести пятьдесят три года, и там, где было прежде жилище людей, земля поросла везде великими лесами и названа была «Ветлужской пустыней», и никем была непроходима; только немногие люди пределов града Унжи бывали там ради ловли звериной.

После победы Димитрия Донского над татарами российское государство стало свободно от ига поганского и притеснений со стороны татар, и русские люди стали свободно расселяться по пустынным местам, жить без страха и прежде всего обновлять и восстановлять разоренные города и села по берегу великой реки Волги. Любители же подвижнической жизни, преподобные отцы, основали многие общежительные обители и монастыри, и некоторые из них возлюбили житие пустынное и подвизались в одиночестве в лесах, в отдаленных пустынях, никому не известные, только одному Богу.

В это самое время в пустынные пределы по берегу Ветлуги пришел и Преподобный отец Варнава с севера, из города Великого Устюга, и поселился на берегу реки на «Красной горе», в диком и пустынном месте, и прожил здесь много лет, в слезах и подвижнических трудах, работая непрестанно Богу во псалмопении и молитвах, оставивши мир и вся «яже в мире». Одному Богу известно, сколько лишений и страданий претерпел Преподобный в одиночестве, питаясь травой и желудями, так как хлеба у него не было по отдаленности пустыни той от жилища человеческого на сто и более верст. По наружному своему виду Преподобный отец Варнава был высокого роста, украшен благолепными сединами и продолговатою брадою «изрядно умеренною»; он был в сане иерея, отличался высокими нравственными качествами и в беседе с другими был весьма сладкоглаголив. Когда он подвизался в одиночестве, то приходили к нему дикие звери, живущие близ его келии, и он ходил между ними, как между домашними животными, и, утешаясь, благодарил Бога за то, что они были для него безвредны и кротки. Высокие подвиги Преподобного отца Варнавы приобрели ему глубокое уважение, и многие стали посещать его и приходить в пустынную келию, чтобы получить от него благословение и услышать слово наставления и совета.
Людям, посещавшим его, Преподобный предсказал, что по смерти его по берегу реки Ветлуги умножит Бог житие человекам, а на месте его жительства будут жить иноки.

После двадцати восьми лет подвигов на «Красной горе» Преподобный Варнава скончался 11 июня 1445 г и был погребен на верху горы. По преставлении его, на место сие святое начали приходить на жительство из разных стран многие иноки, а с ними и земледельцы, а иные поселились на берегу реки Ветлуги – одни вверх, а другие вниз по течению ее и заселили все места возле нее и размножились так, что край, дотоле необитаемый, сделался населенным даже до великой реки Волги. Иноки построили на «Красной горе» две церкви: одну во имя живоначальной Троицы, а другую над гробом Преподобного отца Варнавы во имя Святителя Николая Мирликийского, Чудотворца, и основали общежительную обитель, которая получила название «Варнавинской пустыни». Здесь, при гробе Преподобного, начали совершаться чудесные исцеления, о чем скоро разнеслась широкая слава в соседние места: в обитель приходили больные из разных мест и исцелялись, а многие из приходящих рассказывали, что еще в своих домах получили здравие, когда призывали в молитвах Преподобного отца Варнаву. Таковые благочестивые рассказы порождали во многих желание пойти и поклониться гробу Преподобного, и многие народы благодарение Богу воссылали за проявление такой милости и приносили в церковь Божию вино, свечи, фимиам и все необходимое для существования обители. Во все же праздники и воскресные дни приходили в церковь на богослужение, благодаря Бога за то, что по молитвам Преподобного нежительная пустыня населена многими народами.

Так в пустынном месте образовалась святая обитель со многими иноками и пользовалась уважением и вниманием не только в ближайших окрестностях, но и в первопрестольной Москве. Когда Господь Бог благоизволил прославить Своего угодника, Преподобного отца Варнаву чудодействием, тогда и еще более стало стекаться ко гробу его богомольцев и больных различными болезнями, которые и получали здесь исцеление. Вследствие этого слух о чудесах Преподобного распространялся все более и более и дошел до Святейшего Патриарха Иоасафа I-го, который был весьма благочестивым Архипастырем и любил слушать рассказы о благочестивых подвигах и добродетелях святых мужей государства российсского, подвизавшихся во дни его святительства, и в это время ему рассказано было много о чудесах, происходящих при гробе Преподобного Варнавы, и при том от самых истинных свидетелей, принадлежащих к его освященному собору, пресвитеров и иноков. По распоряжению сего Святейшего Патриарха Иоасафа в 1638-1639 г.г. мощи Преподобного отца Варнавы были освидетельствованы по случаю чудес, совершавшихся при гробе его. По показанию свидетелей и самих исцеленных, многие больные получали исцеление от болезней не только при гробе Преподобного Варнавы, но и на пути к обители его и даже в домах своих, когда с верою призывали в помощь себе молитвы этого угодника Бoжия. Свидетельствование мощей Преподобного отца Варнавы было поручено игумену Макарьевского Желтоводского монастыря Пафнутию.

Братия «Варнавинской пустыни» и окрестные жители засвидетельствовали пред игуменом Пафнутием, что изливается обильный источник исцелений, и вручили ему запись чудес, в разное время совершившихся при гробе Преподобного отца Варнавы. Игумен Пафнутий прославил Бога, дивного во святых Своих, и представил запись, врученную ему, Пaтpиapxy при своем отчете об исполненном им поручении. Святейший Патриарх с душевной радостью возблагодарил Бога за то, что Он явственно явил ныне угодников Своих, честных пустынножителей, которые до сего неведомы были никем. С этого времени началось прославление Преподобного отца Варнавы, и он причислен был к лику святых российской Церкви, и положено было службу ему править ежегодно 11 июня в день его блаженной кончины (1445 г.).

Обитель Преподобного отца Варнавы, известная под именем «Варнавинской пустыни», была наделена усердием благочестивых Царей многими землями и угодьями по ту и другую сторону реки Ветлуги. В таком виде Варнавинская мужская обитель существовала до 1764 года, когда была упразднена и переименована в приходскую церковь, а на месте монастырской слободы, образовавшейся из монастырских служилых людей в 1779 году, возник город Варнавин, один из уездных городов Костромской губернии. Самый город расположен по вершине горы, а на береговом откосе горы, представляющем из себя как бы полуостров, ограниченный с востока и запада глубокими оврагами, а с юга рекою Ветлугой, расположены три соборных храма: каменный — во имя Святой Живоначальной Троицы и два деревянных: Успения Божией Матери и Святителя Николая Мирликийского Чудотворца; последний находится на самом обрыве «Красной Горы». Он построен в 1666 году на средства бывшаго здесь монастыря, а в 1854 году отремонтирован почти заново, причем архитектура храма осталась старинной, без всяких изменений. По оврагу с востока, а равно и по берегу реки Ветлуги гора окаймлена хвойным и лиственным лесом и в летнее время представляет собой весьма живописную картину.

В последнее время красота этого святого места нарушена происшедшим страшным обвалом горы со стороны реки. Крутой обрыв, являющийся правым нагорным берегом реки Ветлуги и имеющий здесь в вышину до ста сажен, с давнего времени начал осаживаться и сползать к реке, а в последнее время, захватывая все большее и большее пространство, стал угрожать и целости Николаевскаго храма, так что до верхнего уровня фундамента храма оставалось всего лишь аршина два неиспещреннаго трещинами материка земли. Так как дальнейшее разрушение являлось уже опасным и для судоходства по реке Ветлуге, то устройство и укрепление горы приняло на себя Министерство Путей Сообщения, и в 1910 году весной им произведено было техническое укрепление горы свайными скрепами в три ряда. Но это укрепление просуществовало менее двух лет.

В 1912 году, в ночь с 9 на 10 число месяца мая, рухнули искусственные укрепления горы с их громадными балками, переводами и всею насыпною землей, и храму, в котором покоились св. мощи Преподобного отца Варнавы, угрожала опасность. Тогда по поручению Св. Синода прибыл в город Варнавин 21 мая 1912 года Его Преосвященство, Преосвященный Тихон, Епископ Костромской и Галичский. Его Преосвященство лично осмотрел обвал горы, и на следующий день, 22 мая, при участии о. благочинного округа и местного духовенства, совершил раскопку могилы Преподобного отца Варнавы и перенесение святых мощей его из Николаевского храма в Троицкий Собор. Здесь, в левом приделе храма, посвященном Преподобному отцу Варнаве, и помещены были оные святые мощи Угодника Божия. В тот же день торжественно, при стечении множества городских жителей, перенесена была и рака с могилы Преподобного отца Варнавы в Троицкий Собор и поставлена над святыми мощами его. По совершении молебного пения, Преосвященнейший Епископ Тихон, взойдя на ступени раки Преподобного отца Варнавы, обратился к молящимся с глубоко прочувствованным словом. Выяснив слушателям, что все в мире устрояется по воле Божией, Его Преосвященство указал, что и настоящее событие совершилось, несомненно, не случайно, и для сердца верующего не может быть никакого сомнения в том, что Преподобный отец Варнава продолжает изливать свою благодатную помощь всем, с верою притекающим к его предстательству. — «Дорожите же, братие, этой драгоценной святынею, всегда спешите к предстательству святого Угодника Божия, Преподобного отца Варнавы, и пусть этот день будет для вас навсегда днем торжества и духовной радости» — закончил свою речь Преосвященный. И подлинно, в память вечную будет праведник: несмотря на то, что много времени прошло со дня кончины Преподобного отца Варнавы, память о нем среди жителей местностей по реке Ветлуге и притокам ее не только не изглаживается, но все более и более растет и распространяется, а благодатная помощь исцелений неоскудно и многообильно изливается от раки св. мощей его и до сего времени.

Особенно торжественно празднуется день кончины Преподобного отца Варнавы 11 июня; в этот день ежегодно стекается в город Варнавин великое множество богомольцев из различных мест.

Тропарь преподобному Варнаве Ветлужскому
глас 1
Желанием духовным распалився и мятежи мирския отринув, к Богу любовию прилежно присовокупися. И Того вседушне взыскуя, во внутреннюю пустыню отшел еси, при водах вселися, идеже во слезах и трудех пребывая многолетное время, в терпениих мнозех житие ангельское проходил еси в наставлении Божественнаго разума и множество монахов собрал еси, мудре, ихже, посещая не остави, Варнаво преподобне, отче наш, Пресвятей Троице моляся, от зол всяческих избавити и спасти души наша.

Кондак преподобному Варнаве Ветлужскому
глас 8
От юности, преподобне, плоть твою в постех и молитвах истончил еси и, крест твой взем, усердно последовал еси Христу, темже и к Вышним течение радостно совершил ecu, идеже со всеми святыми предстоиши. И ныне стадо твое посещай, поминая чтущих всесвятую память твою, да вси благодарственно вопием ти: радуйся, Богомудре Варнаво, наставниче пустынный.

Молитва преподобному Варнаве Ветлужскому

О всеблаженне отче преподобне Варнаво, теплый заступниче и помощниче с верою призывающим тя! Избави нас молитвами твоими ко Господу от всякаго обстояния бесовскаго. Изми нас, окаянных рабов твоих, о чудотворче Варнаво, от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети нас и свести во ад живых. Прости нас, отче, елико согрешихом ти, исторгни нас от греха и всякия напасти, приходящия грехов ради наших. Подаждь душам нашим утешение, всади в сердца наша страх суда Божия, избави нас от врагов наших видимых и невидимых, тебе бо имамы тепла молитвенника и заступника, еже в бедах сущия и в грехи впадшия. Ты бо явися столп благочестия, воздержания правило, смиренномудрия образ, целомудрия наставник, убогим и сиротам заступник и хранитель прибегающим к тебе. Кто убо по достоинству может похвалити равноангельное твое житие и кто может изчести твоих трудов подвиги и слезы ко Господу? Воистину яко солнца светлейши возсия твоя исправления, ревнитель бо бысть всем святым, преподобных и праведных учитель духовный и всем, призывающим тя, молитвенник ко Пресвятей Троице. Ты, яко мира оставил еси и яже в мире, и нас приведи ко Господу молитвами твоими, отче честнейший, да и мы сподобимся вечных благих, ихже наслаждаешися: Небесныя славы, желаемаго Иисуса Христа и сладчайшаго Владыки и Господа всех. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Преподобный Ефрем Новоторжский, архимандрит, перенесение мощей


прп_Ефрем_Новоторжский

Преподобный Ефрем Новоторжский, основатель Борисоглебского монастыря в городе Торжке, был родом из Венгрии. Вместе со своими братьями святыми Моисеем Угрином (память 26 июля) и святым Георгием он покинул родину, возможно, по причине преследования православных. Придя на Русь, братья поступили на службу к ростовскому князю святому Борису, сыну равноапостольного великого князя Владимира. В 1015 году на реке Альте вместе со святым князем Борисом погиб и брат Ефрема Георгий. Убийцы отрезали ему голову, чтобы снять золотую гривну, которую он носил на шее. Моисею удалось спастись бегством, и он поступил в число монахов Киево-Печерского монастыря. Ефрем, находившийся в это время, очевидно, в Ростове, прибыв на место убийства, нашел голову брата и взял ее с собой. Оставив службу при княжеском дворе, преподобный Ефрем удалился на реку Тверцу с тем, чтобы там вести уединенную иноческую жизнь. После того как возле него поселилось несколько монашествующих, он в 1038 году построил монастырь в честь святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Братия избрали его своим настоятелем. Близ монастыря, расположенного неподалеку от торгового пути к Новгороду, был устроен странноприимный дом, где бесплатно содержались бедные и странники. Скончался преподобный Ефрем в глубокой старости, его тело было погребено в устроенном им монастыре, а в гроб, согласно его завещанию, была положена голова его брата, святого Георгия. Мощи преподобного Ефрема были обретены в 1572 году.

Новоторжский_Борисоглебский_Монастырь
(Новоторжский Борисоглебский монастырь)

Тропарь преподобному Ефрему Новоторжскому
глас 1
Божественною свыше благодатию просветився, Богомудре, / и по смерти яви тя светлость жития твоего, / темже источаеши мирови благоухание, / иже с верою притекающим к раце мощей твоих, Ефреме преподобне. / Тем вопием ти: / слава Давшему ти чудесем благодать, / слава Прославльшему тя в чудесех, / слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобному Ефрему Новоторжскому
глас 8
Яко Богоявленная Российская звезда,/ днесь сияя чудесы, явился еси, преподобне отче Ефреме./ Тем не престай моляся о стаде своем,/ сохраняли отечество твое, град же и люди,/ иже тебе верою почитающих/ и к честным мощем твоим усердно притекающих,/ да велегласно тебе вопием:/ радуйся, Богомудре Ефреме, отче наш.

Ин кодак преподобному Ефрему Новоторжскому
глас 8
Светозарную лучу похвалим, преподобне,/ твою честную раку,/ многосветлою свещею просвещает бо Господь церковь твою от цельбоноснаго гроба твоего/ и озаряет омраченная наша сердца./ Якоже солнце незаходимое, отче,/ подобие образа твоего возсия нам,/ и град Торжек тобою благодать приемлет,/ обогащающу ти всех нас добротою чудес,/ содеянием благодати поющих ти: аллилуйя.

Молитва преподобному Ефрему Новоторжскому

О преславный Господень угодниче и Богом собраннаго зде о тебе стада Христова предобрый пастырю и наставниче, преподобне и бого¬носе отче наш Ефреме! Приими убогое сие наше и малое от любви душевныя приносимое тебе моление и не презри нас, грешных, требующих твоея помощи и заступления. Се бо мы, предстателя тя в нуждах непостыднаго стяжавше, верою несумненною тебе в хода¬тайство призываем, ты же, яко велие имеяй дерзновение ко Господу и Пречистей Его Матери, буди молитвенник, помощник и ходатай о всех, со тщанием в Божественный твой храм приходящих, честных же и многоцелебных мощей твоих со страхом и благоговением прикасающихся, услыши ны, святче Божий, и призри милости¬вым оком на предстоящия цельбоносному твоему гробу люди. Вемы бо во¬истину, яко аще по отшествии твоем плотию и разлучился еси от нас, но духом неотступно пребываеши с нами, тем и вся нам, яже ко спасению полезная, усердне просящим, молитвами твоими по¬да¬ти можеши. Простри убо преподобныя длани твоя, о добрый и великий наш заступниче, и не престай молитися о стране нашей и о людях, на всяком месте благочестно тебе на помощь призываю¬щих. Сохра¬ни же вся грады и страны Российския от нашествия инопле¬мен¬ник, междоусобныя брани, тлетворных ветр и от всякаго губительнаго зла. Всех нас избави от всяких бед и скорбей. Яко да тобою управляеми, многомятежное маловременнаго жития сего море безбедне пре-плывше, достигнем в желаемое оное небесное приста¬нище и просла¬вим Всесвятую, Равночестную и Единосущную Трои¬цу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Tags: Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments