filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

10 (23) июня 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Сщмч. Тимофея, епископа Прусского (361–363); Обре́тение мощей свт. Василия, епископа Рязанского (1609); Собор Рязанских святых; свт. Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского (1715); Собор Сибирских святых.

Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV); мч. Александра и мц. Антонины девы (ок. 313); прп. Феофана Антиохийского (363); свт. Вассиана, епископа Лавдийского (409).

Сщмч. Василия Победоносцева, пресвитера (1918); сщмч. Николая Динариева, протоиерея (1918), мч. Павла (1918), сщмч. Тимофея Ульянова, пресвитера (1940).


Святые дня, молите Бога о нас!

Святитель Василий Рязанский, епископ, обретение мощей

святитель_Василий_Рязанский

Угодник Божий, святитель Василий, епископ Рязанский жил во второй половине тринадцатого века. О происхождении его, — от кого и где родился, — никаких свидетельств не сохранилось. Но сохранились в песнопениях церковных указания на то, что святитель Василий с младенческих лет был освященным рабом Господним, что с юношеского возраста он усовершенствовал себя и нравственно и духовно, побеждая страхом Божиим в себе греховное и насаждая в душе и сердце своем все святое.

Первые подвиги благочестия своего начал он в Муроме. Там он принял на себя святой образ монашеский, и, когда Промыслу Божию угодно было поставить его святителем паствы Муромо-Рязанской, он сиял уже великими подвигам воздержания, кротости и смирения. Об избрании св. Василия в сан епископа в житии его говорится так: «По запустении града Мурома от неверных людей прибыл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославич. Сей князь обновил тамошнюю церковь Благовещения и второй храм св. страстотерпцев Бориса и Глеба и поставил в церкви их, по-прежнему, епископа, именем Василия, мужа праведна и благочестива».
Приняв на себя высокий сан архиерейства святитель Василий со всей ревностью истинного пастыря Церкви Христовой начал трудиться в устроении своей паствы: рассеянных варварским нашествием собирал во едино стадо, изнемогающих укреплял верой, сокрушенных утешал твердой надеждой на милость Божию, заблудших возвращал на путь правый. В таких высоких подвигах добродетели святитель Василий показал себя пастырем добрым, мудрым и неусыпным, милостивым и любвеобильным, незлобивым и смиренным, непоколебимым столпом чистоты и целомудрия, — примером своему стаду в молитвах, и пощениях, и в подвигах святоотеческих.

Такие высокие подвиги и добродетели святителя невыносимы стали врагу всего доброго — диаволу. Он употребляет все свои сатанинские хитрости, чтобы возбудить в легкомысленном муромском народе подозрение в чистоте и целомудрии жизни Святителя Божия. Он принимает на себя вид блудной девицы, часто входит и выходит из жилища святительского, показывается народу из святительского окна и, по-видимому, успевает в своих кознях. Однажды бояре и народ собрались к святителю Василию в вечернюю пору и видят девицу, бегущую вверх по ступеням к святителю, в руках у нее сапоги. Так сделал диавол. Народ, увидев это, возопил: «О, епископе, недостойно тебе имети дев в храмине своей на ложе». Напрасно святитель Василий уверял народ: «Неповинен я делу сему блудному, еже вы речете ми». Народ в самозабвении приступил к самосуду над угодником Божиим: не убоялся святительства его, не устыдился благолепия честных седин его, оболгал, поругался над ним и положил изгнать святителя из Мурома. Нашлись даже и такие, которые в неистовстве своем кричали: «За сие дело убьем его!» Тогда святитель Василий начал просить: «Отцы и братия! Дайте мне немного времени, до третьего часа дня». Народ, пораженный кротостью святителя, согласился и разошелся по домам. Невинный праведник всю ночь молился со слезами в соборном храме Бориса и Глеба; совершил всенощную и утром — Литургию. Затем отпел молебен пред чтимой им иконой Богоматери в храме Благовещения, взял эту икону с собой и, предав себя воле Божией, с надеждой на Божию Матерь, пошел к реке Оке, чтобы навсегда оставить Муром. Народ приготовил ему лодку. Но святитель Василий снял с себя мантию, разостлал ее по воде, взошел на нее с образом Богоматери и, чудесно несомый силой Божией, как бурным ветром, быстро поплыл по реке против течения ее воды. Мантия сделалась для него легким кораблем, Промышление Божие и заступление Богоматери — кормилом. Пораженные чудом, муромцы, все, от стара до мала, возопили со слезами: «О святый Владыко Василий! Прости нас, грешных рабов своих; согрешихом пред тобою, отче, святый Владыко, не забуди нас, рабов твоих». Но святитель Василий был взят от глаз муромцев «в мгновении ока». Так оправдал Бог невинность праведника Своего пред народом. Так посрамил Он козни диавола, искавшего погибели народа.

После обедни, в 3-м часу дня, святитель Василий оставил Муром, а в 9-м часу того же дня (к вечерне) принесен был в Рязань (старую), расстоянием более двухсот поприщ от Мурома. Дивный Промысл Божий чудесным образом известил жителей Рязани о приближении к их городу святителя Василия. Предание говорит, что жители Рязани пред самым прибытием святителя собрались в храм к вечернему богослужению, но диакон в облачении, вышедший начинать службу, при всех усилиях не мог произнести обычного начала. Народ смотрел на это с изумлением. Наконец диакон, как бы разрешенный от уз, связывавших его уста, невольно провозгласил: «Не могу начинать, Владыко прибыл, Владыку встречайте!» И весь собор пастырей со святыми крестами, князь с боярами и народом поспешили выйти на берег Оки в сретение богоявленному святителю и, видя его плывущим на мантии с Пречистым Образом Богоматери, с великой радостью приняли к себе.

Но недолго продолжалась радость святителя Василия и его паствы. То было время скорбей, а не радости. Во время одного опустошительного набега варваров, Рязань со всеми храмами была разрушена, а святителю Василию Промысл Божий назначил другое место пристанища и упокоения — это нынешняя Рязань. Предание говорит, что свт. Василий и сюда приплыл по Оке и Трубежу на своей чудодейственной мантии с тем же Муромским образом Божией Матери к церкве Бориса и Глеба. Здесь основал новую епископию и церковь Бориса и Глеба с того времени стала собором.

Пастырское служение святителя Василия продолжалось только десять лет. Перенесенные им огорчения, труды и заботы, скорби и печали при виде страждущей под игом татар паствы, сократили многотрудную жизнь святителя, и 3 июля (ст. стиль) 1295 года святитель Василий переселился в вечные обители. Святое тело его было погребено в Борисо-Глебском соборе.

Не без благих целей Промысла Божия совершалось переселение святителя Василия из одного места в другое. Муромцев оно вразумило, открыв им козни диавола, а жителей Рязани и Переяславля Рязанского — одних утешило и подкрепило в самое скорбное для них время, другим — дало пример веры и терпения.
Для подкрепления же и утешения верующих в страшное время для нашего Отечества, время самозванцев и польского нашествия, Промыслу Божию угодно было прославить угодника Своего нетлением мощей его, более трехсот лет почивавших в земле. Святые мощи святителя Василия были открыты архиепископом Рязанским Феодоритом и с подобающей честью перенесены в Успенский (ныне Христорождественский) собор. Это произошло 10 июня 1609 года. По причине смутного времени они были положены под спудом, на левом клиросе.

В 1636 году над мощами святителя была устроена каменная гробница, и над нею поставлена икона Божией Матери «Моление Василия». В 1753 году эта гробница была переделана наподобие раки с образом свт. Василия, а в 1783 году украшена Преосвященным Симоном.
На месте обретения св. мощей свт. Василия, у Борисо-Глебского собора, в 1712 году вместо древней полотняной палатки была устроена каменная, а в 1834 году ктитором Борисо-Глебского собора Семеном Пановым – «по тайной внушению ему свыше» – воздвигнут чугунный памятник.

Память его празднуется Церковью 10 июня и 3 июля (день кончины – 1295 г.). 10 июня 1609 года в Рязани были обретены и перенесены в кафедральный Успенский собор святые мощи епископа Василия.

В наше время мощи святителя Василия Рязанского покоятся под спудом в кафедральном Христорождественском соборе города Рязани:

кафедральный_Христорождественский_собор_рязань


Тропарь святителя Василия, епископа Рязанского
глас 4
Первее в Муроме святительством почтен был еси,/ из негоже неправедно изгоняемь,/ на мантию, яко на легкий корабль, возшел еси,/ на немже паче естества, яко безплотен,/ по водам шествие творя,/ промышлением Вышняго и заступлением Богоматере управляемъ/ богоспасаемого града Рязани достигл еси /и в нем, архиерейства престол восприим,/ богоданную паству рязанскую добре упасл еси,/ святителю отче наш Василие,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Василия, епископа Рязанского
глас 8
Яко многосветлая звезда, от града Мурома возсиял еси,/ святителю Василие,/ по водам же дошед до града нашего Рязани,/ Церковь Божию добре упасл еси,/ просвещая люди учением и житием твоим./ Поминай и ныне чада твоя, молим тя,/ наставниче наш добрый,/ и за ны Христу Богу и Пречистей Его Матери молися,/ да благодарною душею зовем ти:/ радуйся, угодниче Христов и теплый к Богу о нас молитвенниче.

Молитва святителю Василию Рязанскому

Святителю отче Василие! Дивным шествием твоим по водам и нетлением честных мощей твоих уверившеся, яко имаши велию благодать у Господа Бога, с верою и надеждою к тебе прибегаем и умиленно молим тя: моли о нас Христа Бога нашего, сохранившаго тя, якоже Петра, от потопления в волнах речных и от истления в сердце земли, да благодать Его спасительная сопутствует нам на всех путех жизни сея, сохраняющи ны невредимы от всякаго злаго обстояния, всякий противный ветр напастей и бурю страстей утоляющи, тихое же и безмятежное плавание в житейстем сем мори нам дарующи. Да простит нам Милосердый Господь всякое прегрешение, вольное и невольное, немощь естества нашего благостию Своею покрывая, да утвердит нас во святей Своей Православной вере и благочестии, исполняя сердца наша любве и ревности о соблюдении заповедей Его ко спасению душ наших. Церкви Православно-Российстей да дарует мир и благоденствие, да возглаголет в сердце правителей наших благая о ней и о всех людех, да низпослет земли нашей времена мирна, благорастворены воздухи, земли плодоносие и вся на пользу настоящаго жития потребная и да избавит вся грады и веси отечества нашего и всю землю Русскую от глада, губительнаго огня, смертоносныя язвы и от всякаго зла, да тако в мире, благоденствии и преспеянии в добродетелех путь жизни сея прешедше, внидем в вечное царство, уготованное святым Его. О всехвальный святителю наш и угодниче Христов Василие! Веруем и уповаем, яко можеши молитвами твоими устроити вся благая душим и телесем нашим, имея Помощницу Преблагословенную Владычицу нашу Богородицу, Еяже честною и чудотворною иконою сохраняемь, шествие по водам, яко по суху, совершив, богоспасаемаго града Рязани достигл еси. Сего ради прилежно молим тя: не отвержи нас от заступления твоего, потщися на помощь нашу и умоли за ны Господа и Бога нашего Иисуса Христа, избавлъшаго тя от злокозненных сетей лукаваго и клеветы человеческия, да, призрев на ны милостивно, избавит нас от всякия беды, скорби и болезни душевныя и телесныя и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего молитвами Пресвятыя Матере Своея и твоим теплым за ны предстательством, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Собор Рязанских святых

Собор_Рязанских_святых

Установлен 12 января 1987 года по инициативе архиепископа Рязанского и Касимовского Симона (Новикова) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена . День празднования был приурочен ко дню обретения мощей святителя Василия Рязанского.

В Собор Рязанских святых входят:


• Блгв. Борис, страстотерпец, князь (+ 1015; память 2 мая, 24 июля)
• Блгв. Глеб, страстотерпец, князь (+ 1015; память 2 мая, 24 июля, 5 сентября)
• Блгв. Михаил Муромский, князь (XII; память 21 мая)
• Блгв. Феодор Муромский, князь (XII; память 21 мая)
• Сщмч. Кукша Печерский, иером., просветитель вятичей, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ после 1114, память 27 августа)
• Блгв. Ирина Муромская, княгиня, супруга св. Константина Муромского (+ ок. 1129)
• Блгв. Константин Святославич Муромский, князь (+ 1129; память 21 мая)
• Прп. Илия Муромец, Печерский, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ ок. 1188; память 19 декабря)
• Блгвв. кнн. Петр и Феврония Муромские (+ 1228; память 25 июня)
• Блгв. Роман Рязанский, князь (+ 1270; память 19 июля)
• Свт. Василий Рязанский, еп. (+ 1295; память 12 апреля, 21 мая, 10 июня, 3 июля, 10 июля, Неделя всех святых)
• Свт. Иона Московский, митр. Киевский и всея Руси (+ 1461, память 31 марта, 27 мая, 15 июня)
• Прп. Матфей Чернеево-Шацкий, игумен (кон. XVI в.; память 5 октября)
• Прав. Иулиания Лазаревская (+ 1604; память 2 января)
• Свт. Феодорит Рязанский, архиепископ (+ 1617; память 10 сентября)
• Прп. Феодул Соловецкий, Рязанец, пустынник (сер. XVII)
• Сщмч. Мисаил Рязанский, Шацкий, архиеп. (+ 1655; память 9 апреля)
• Прп. Досифея (Тяпкина), Киевская (+ 1777; память 25 сентября)
• Блж. Василий Рязанский (Кадомский) (+ 1848; память 2 мая)
• Прп. Иларион Затворник, Троекуровский (Тамбовский) (+ 1853; память 5 октября)
• Свт. Филарет (в схиме Феодосий, Амфитеатров) Киевский, митр. (+ 1857; память 21 декабря)
• Свт. Гавриил (Городков), архиеп.Рязанский (+ 1862; память 7 апреля)
• Прп. Серафима Сезеновская, игумения (+ 1877; память 13 февраля)
• Свт. Феофан Затворник, Вышенский, еп. (+ 1894; память 6 января, 10 января, 16 июня)
• Свт. Мелетий (Якимов), еп. Рязанский (+ 1900; память 14 января)
• Св. Софроний (Лисин), Ибердский (+ 1914; память 25 января)
• Сщмч. Иоанн Кочуров, прот. ( +1917; память 31 октября)
• Сщмч. Матфий Рябцев, иерей (+ 1918)
• Сщмч. Николай Динариев, прот. (+ 1918; память 10 июня)
• Мч. Павел Парфенов (+ 1918; память 10 июня)
• Сщмч. Николай Пробатов, иерей (+ 1918; память 29 октября)
• Блж. Любовь Рязанская (Сухановская) (+ 1921; память 8 февраля)
• Сщмч. Петр Успенский, прот. (+ 1930; память 10 января)
• Сщмч. Василий (Зеленцов), Прилукский, еп. (+ 1930; 25 января)
• Сщмч. Николай Постников, прот. (+ 1931; память 28 марта)
• Сщисп. Амвросий (Полянский), еп. Каменец-Подольский (+ 1932; память 7 декабря)
• Блж. Матрона Анемнясевская (Белякова), исп. (+ 1936; память 16 июля)
• Сщмч. Димитрий Миловидов, иерей (+ 1937; память 7 августа)
• Мч. Евгений Дмитрев (+ 1937; память 18 августа)
• Сщмч. Иоанн Лебедев, прот. (+ 1937; память 27 августа)
• Сщмч. Иоанн Смирнов, прот. (+ 1937; память 27 августа)
• Мц. Наталия Козлова (+ 1937; память 1 сентября)
• Сщмч. Илия Бажанов, прот. (+ 1937; память 3 сентября)
• Прмч. Василий (Цветков), архим. (+1937; память 4 октября)
• Сщмч. Иувеналий (Масловский), Рязанский, архиеп. (+ 1937; память 11 октября)
• Прмч. Мина (Шелаев), архим. (+ 1937; память 22 октября)
• Сщмч. Александр Андреев, прот. (+ 1937; память 22 октября)
• Сщмч. Гавриил Масленников, иерей (+ 1937; память 5 ноября)
• Сщмч. Михаил Дмитрев, прот. (+ 1937; память 19 ноября)
• Сщмч. Алексий Аманов, прот. (+ 1937; память 20 ноября)
• Сщмч. Назарий Грибков, прот. (+ 1937; память 26 ноября)
• Сщмч. Сергий Аманов, иерей (+ 1937; 27 ноября)
• Мч. Дорофей Климашев (+ 1937; память 10 декабря)
• Сщмч. Евгений Харьков, прот. (+ 1937; память 10 декабря)
• Сщмч. Николай Карасёв, иерей (+ 1937; память 10 декабря)
• Мч. Михаил Якунькин (+ 1937; память 10 декабря)
• Сщмч. Анатолий Правдолюбов, прот. (+ 1937; память 10 декабря)
• Сщмч. Константин Бажанов, прот. (+ 1937; память 10 декабря)
• Мч. Лаврентий Когтев (+ 1937; память 10 декабря)
• Прмч. Сергий (Сорокин), иером. (+ 1937; 10 декабря)
• Мч. Петр Гришин (+ 1937; память 10 декабря)
• Сщмч. Александр Туберовский, прот. (+ 1937; память 10 декабря)
• Мч. Евсевий Тряхов (+ 1937; память 10 декабря)
• Мц. Александра Устюхина (+ 1937; память 10 декабря)
• Мч. Григорий Берденев (+ 1937; память 10 декабря)
• Мц. Татиана Егорова (+ 1937; память 10 декабря)
• Сщмч. Феоктист Хоперсков, прот. (+ 1937; память 28 декабря)
• Мц. Евдокия Мартишкина (+ после 1937; память 10 декабря)
• Сщмч. Игнатий (Садковский), еп. Скопинский (+ 1938; память 28 января)
• Сщмч Андрей Ясенев, прот. (+ 1938; память 22 февраля)
• Сщмч. Михаил Букринский, иерей (+ 1938; память 1 марта)
• Сщмч. Сергий Кротков, прот. (+ 1938; память 18 июня)
• Сщмч. Александр Цицеронов, иерей (+ 1938; память 28 декабря)
• Сщмч. Арефа Насонов, иерей (+ 1938; память 28 декабря)
• Сщмч. Павел Добромыслов, прот. (+ 1940; память 20 января)
• Сщмч. Иоанн Ансеров, иерей (+ 1940; память 23 апреля)
• Мц. Вера Самсонова, ктитор (+ 1940; память 1 июнь)
• Сщисп. Вассиан (Пятницкий), Тамбовский, архиеп. (+ 1940; 14 декабря)
• Исп. Александр Орлов, иерей (+ 1941; память 14 апреля)
• Сщмч. Николай Правдолюбов, иерей (+ 1941; память 31 июля)
• Сщмч. Петр Крестов, прот. (+ 1941; память 6 декабря)
• Прмч. Филарет (Пряхин), игумен (+ 1942; память 22 февраля)
• Исп. Анна Ивашкина (+ 1948; память 10 декабря)
• Исп. Татиана Бякирева (+ 1948; память 10 декабря)
• Сщисп. Сергий Правдолюбов, прот. (+ 1950; память 21 сентября, 5 декабря)
• Исп. Фекла Макушева (+ 1954; память 10 декабря)
• Присп. Анна (Столярова), схимонахиня (+ 1958; память 10 декабря)

Тропарь

Святии вси в земли Рязанстей и Муромстей просиявшии, / приснии наши молитвенницы и заступницы, / молите Владыку Христа Бога нашего / мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Кондак

Яко многосветлыя звезды, от града Рязани возсиявшии, угодницы Христовы, Православия охранители и благочестия учители, присные наши заступницы молим вас, за ны Христу Богу и Пречистей Его Матери молитеся, да благодарною душею зовем: радуйтеся, святии вси, в земли Рязанстей просиявшии.

Tags: Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments