filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

Книга живых...Иеромонах Игнатий (Порхач), Афон

Иеромонах Игнатий родился и вырос в Киеве. После школы он пошел работать в слесарную мастерскую, которая тогда находилась на Бессарабском рынке. Тем не менее долго проработать ему не удалось. При первой же возможности он поступил в семинарию Троице-Сергиевой Лавры и уже на втором курсе решил принять монашество. Самым большим отрытием этих лет для о. Игнатия явился старец Кирилл (Павлов), который немногословно своим примером являл евангельский Путь ко Христу.

Иеромонах Игнатий (Порхач)
(Иеромонах Игнатий (Порхач))


Поучившись в МДА иеромонах Игнатий понял, что научные занятия не для него. Тогда он сам попросился в скит при Лавре, называемый у монахов попросту — подсобка. Здесь не было столько народу, как в Лавре, и можно было больше времени посвящать молитве.

С 2005 года о. Игнатий подвизался на Афоне в скиту Новая Фиваида, а затем в Келье Катафигио скита Провата. В 2014 году о. Игнатия не стало. Господь его забрал в праздник Сретения Господня.

Всю жизнь о. Игнатий посвятил служению Литургии. Так Бог и забрал его во время, когда совершалась праздничная Литургия Сретения Господня.

В отличии от многих о. Игнатий уловил важнейшее направление Евангелия — нестяжательство. Он старался не иметь денег и забот, связанных с тем, куда эти деньги потратить. Надо сказать, что это ему, одному из немногих, удалось.

Предавшись послушанию в юности, он всю жизнь пытался нести крест смирения и так выполнил завет послушания даже до смерти. На Афоне он жил без документов, что создавало большие неудобства. Несмотря на то, что это причиняло ему большую скорбь, позаботиться о земном все как-то было некогда. То с одной страстью борешься, то с другой, то забота о том, чтобы не потерять молитву, то поиски покаяния. Наконец, оказалось, что земное ему и не понадобилось, а духовные заботы выстроили ему лестницу в небо.

***


Мне удалось найти подробности того, как отошел в иной мир иеромонах Игнатий...

Афонские очерки
Часть первая: На смерть монаха


На первой седмице Великого поста, в начале марта 2014 г., мне довелось побывать на Святой горе Афон.

Весна духовная совпала с весной природы: растения расцветали, птицы бойко щебетали, по дорогам бегали молодые лисицы (алепу) со своими отпрысками (алепопу, алепудица) – весеннее пробуждение природы чувствовалось во всём и создавало радостное ощущение того, что «жизнь жительствует».
И вот, как гром среди ясного неба, неожиданно пришло известие, что 15 февраля умер иеромонах Игнатий. Но кто это? Я знал на Афоне только одного иеромонаха Игнатия, и моё сознание решительно отвергало мысль о том, что он мог умереть. Иеромонаха о. Игнатия (Порхач) я знал много лет, заходил к нему в скит прп. Сергия около Троице-Сергиевой Лавры (на подсобку). Вместе мы с 1998 г. ходили по горам Абхазии и потом встречались на Афоне. Он был скромняга Божий, подлинный монах, в котором нет лукавства (Ин. 1, 47): своё молитвенное правило (три канона с акафистом) он знал наизусть ещё с 1990 г. и всегда старался уединяться и молиться Иисусовой молитвой. В этом году ему было только 50 лет, крепкий мужчина без хронических болезней и вредных привычек. А молодые и крепкие разве умирают? Только старые и больные неизлечимыми болезнями... Однако вскоре открылась горькая правда: умер именно он. Все же, до сих пор не верится: в 21 веке в «цивилизованной» высокотехнологичной Европе умер человек лишь вследствие не оказанной своевременно медицинской помощи.

У о. Игнатия случился заворот кишок, что может произойти с каждым, но у него были и провоцирующие факторы, такие как длительные периоды голодания, грубая твердая растительная пища и малоподвижный образ жизни. По причине произошедшего заворота кишок останавливается кровообращение в стенках кишечника. Если это продлится дольше шести часов, то может произойти некроз кишечника, и, как следствие этого, сильная интоксикация организма, тяжелый перитонит. Прогрессирующая интоксикация и обезвоживание организма уже в течение 8 часов могут привести к летальному исходу. Именно поэтому очень важна своевременная диагностика и немедленная госпитализация. Только срочная операция исцелит болящего, и восставит его хирург, и здрав будет.

Но для о. Игнатия все обстоятельства сложились неблагоприятно. В последние несколько месяцев он по просьбе братии жил на одной из келий в «Проватах», относящейся к Великой Лавре (а до этого много лет подвизался в Скиту «Новая Фиваида» Пантелеимонова монастыря). За несколько дней до смерти он почувствовал себя плохо, но терпел, так как находился вдали от других монастырей и не имел своего транспорта. Лишь когда стало совсем невмоготу, как-то на попутке доехал он до Кареи (административного центра Афона) и обратился к врачу. Тот поставил неверный диагноз (якобы «камни») и соответственно рекомендовал неверное лечение, которое лишь ухудшило состояние больного, да и фактор времени имел критическое значение: в данном случае счет шёл на часы, а были потеряны целые сутки. С врача, какой спрос? Известно, что врачи – это люди, которые выписывают лекарства, о которых мало чего знают, от болезней, о которых они знают ещё меньше, для людей, которых они не знают совсем. Кроме того, в данном случае поставить правильный диагноз можно было лишь с помощью рентгенографии и ультразвукового исследования, а на Афоне необходимого медицинского оборудования не имеется.

На следующий день в обморочном состоянии о. Игнатий добрался в Пантелеимонов монастырь, и уже другой врач предположил, что возможно это заворот кишок и нужна госпитализация. В критическом состоянии, когда медлить с операцией было нельзя, довезли его в больницу г. Полигирос. Это ближайший к Афону город областного значения, к которому формально административно относятся афонские монахи и потому направляются туда на лечение. Но больница в Полигире очень низкого уровня, и серьёзного хирургического вмешательства в ней не делают. Кроме того, у о. Игнатия давно уже истекла греческая виза, и несколько лет он жил в Греции нелегально, благо на Афоне полицейские «закрывают глаза» на таких монахов. Таким образом, исход был заранее предрешен: привезли монаха без визы и медицинской страховки вечером в больницу, в которой не делают серьёзных операций. Как и следовало ожидать, о. Игнатия оперировать там не стали, и на следующий день он умер. В той больнице такой случай уже не первый (и раньше там уже умирали монахи по недосмотру врачей). В Греции финансовый кризис, в больницах каждый бинтик на учёте, и поэтому первый вопрос к любому больному: «Кто платит за лечение?» Глупо было надеяться, что кто-то из персонала больницы вместо того, чтобы идти домой, повезёт больного на своей машине в Салоники и из своего кармана заплатит за операцию в частной клинике.

Похоронили о. Игнатия в Скиту «Новая Фиваида», где он подвизался много лет. «Горький да будет плач и рыдание теплое» (Сир. 39, 17). Все, знавшие его, скорбят о безвременной кончине доброго подвижника и молитвенника. Безмерно жаль, что всё так получилось, но «в память вечную будет праведник» и «честна пред Господом смерть преподобных Его».
(по материалам: http://nama-gr.livejournal.com/2477.html)

скит Новая Фиваида, Афон
(скит Новая Фиваида, Афон)

Упокой, Господи, раба Твоего иеромонаха Игнатия в Своих Небесных Селениях, и нас, недостойных, помилуй по велицей Твоей милости!

Tags: Афон, Православие, книга Живых
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments