Святитель Марк Евгеник, архиепископ
В миру Мануил Евгеник, родился в семье диакона и сакеллария Софийского собора в Константинополе, мать его была дочерью врача. Родители будущего святителя принадлежали к числу самых уважаемых жителей Византийской столицы. В возрасте 13 лет Мануил осиротел. Тем не менее, ему удалось получить блестящее богословское образование.
Вскоре Мануил занял место отца в клире Константинополя, получил широкую известность как талантливый проповедник. В 1418 году он принял монашество с именем Марк в монастыре на острове Антигон. Обитель, однако, вскоре прекратила свое существование по причине турецкого нашествия, и Марк вновь оказался в Константинополе. Марк Евгеник стал монахом Манганского монастыря в столице Византии.
В 1437 году был рукоположен во епископа и поставлен на кафедру древнего Ефеса. Назначение это было титулярным: Ефес к тому времени давно находился под властью турок и церковная жизнь в нем прекратилась. Тем не менее, в Константинопольской Церкви митрополит Ефесский традиционно считался одной из ключевых фигур. Митрополит Марк вскоре после своего поставления должен был принять участие в Ферраро-Флорентийском соборе, обсуждавшем возможность воссоединения православных и римо-католиков. Византия погибла под натиском турок, и многие греки видели в объединении с Римом единственную возможность получить помощь в борьбе с наступающими османами. Выехавший в составе византийской делегации на собор в Италию митрополит Марк был не против восстановления церковного единства. Однако он считал, что оно достижимо лишь при условии устранения тех новшеств, которые ввели в Православное учение латиняне. Митрополит Марк надеялся убедить западных христиан в ошибочности учения о «Filioque», чистилище и проч.
Богословские прения на соборе не увенчались успехом - Рим не хотел отступать от своих новшеств даже после того, как Марк Эфесский убедительно доказал неправоту латинских богословов. Однако Римский папа Евгений IV настаивал на унии греков с Римом, не останавливаясь даже перед такими средствами, как шантаж и запугивание. Под нажимом понтифика византийская делегация капитулировала и подписала акт унии, признав над собой главенство папы. Один митрополит Марк протестовал против этого беззакония. Папа Евгений IV, не видя подписи Марка на акте соединения церквей, откровенно сказал: "Мы ничего не сделали".
Тайно удалившись из Флоренции, святой Марк ревностно убеждал жителей Константинополя отвергнуть нечестивое соглашение. Вскоре святитель стал свидетелем ее гибели, будучи среди тех, кто одной из главных причин постигшей Константинополь катастрофы считал отступничество от Православия и переход в унию. На смертном одре Марк умолял патриарха Константинопольского Геннадия продолжать борьбу с латинянами.
Скончался в 1457 году.
Тропарь святителя Марка Эфесского
глас 8
Православия наставниче, новшеств противоборниче,/ степень веры, Церкве светильниче,/ учителей Богодухновенная печате, Марко всемудре,/ писании твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителя Марка Евгеника, архиепископа Ефесского
глас 4. Мануилово
Премудрыми словес твоих исплетении, всеблаженне,/ всякая уста хульная заградил еси/ и верныя Боговещании просветил еси чести Троицу в тождестве естества.
Преподобный Макарий Римлянин
Основатель и игумен Макарьевской Успенской пустыни, преподобный, чудотворец.
Память 19 января, в Соборе Санкт-Петербургских святых.
Родился в Риме в конце XV века от благочестивых родителей. Воспитанный в строгих религиозных законах, преподобный, покинув Рим с его духовным разладом, достиг Великого Новгорода. Здесь он поступил в Свирский монастырь и принял монашество. По благословению старца преподобный Макарий поселился для безмолвия на островке реки Лензи. В строгих подвигах бдения, поста и беспрестанных молитв, питаясь ягодами и травами, он подвизался немало времени в полном уединении.
Своими подвигами преподобный привлек к месту особую благодать, привлекавшую людей, жаждущих духа наставлений и иноческой жизни и явившуюся то в виде огненного столпа, то в виде благоуханного дыма, распространявшегося по окрестности. Вскоре на месте своих подвигов преподобный Макарий основал обитель, где стал первым игуменом. Управляя монастырем в течение нескольких лет, святой стяжал от Господа дар прозорливости и чудотворения.
(Макарьевская пустынь. Островок прп. Макария. Развалины)
Скончался мирно 15 августа во второй половине XVI века. Тело святого было погребено в построенной им Успенской церкви.
(Макарьевская пустынь. Место, где находилась Успенская церковь)
( Макарьевская пустынь, урочище - Тосненский район - Ленинградская область, восстанавливается)
В начале 2000-х мощи преподобного Макария были обретены при восстановлении Макарьевской пустыни.
Тропарь
глас 4
Рим отечество твое оставив, / в пустыню вселился еси, / и тамо в пусте месте обрет жилище себе, / отбегл еси суеты мира сего, / и в безмолвнем пристанищи / добре направлял еси себе ко Господу. / Сего ради и мы чтущии тя, / притекающе к раце мощей твоих и любезно тую облобызающе, / молим тя, отче Макарие: / моли о нас Господа, / да помилует нас в день судный.
Преподобный Макарий Александрийский, иеромонах
Родился в 295 г. в Александрии. До сорока лет занимался торговлей, затем принял святое крещение и удалился в пустыню. Через несколько лет подвижнической жизни он был посвящен в сан пресвитера и поставлен настоятелем монастыря, называемого «Келлии», в египетской пустыне между Нитрийской горой и скитом, в котором подвизались в безмолвии монахи-отшельники, каждый отдельно в своей келлии. Он был самым искренним другом преподобного Макария Египетского (+ ок. 390-394 г.), вместе с которым в царствование Валента был изгнан из отечества. Оба Макария по своему характеру и образу жизни были весьма похожи друг на друга и имели одного и того же общего учителя и наставника — преподобного Антония Великого (+ 356 г.), от которого они неоднократно получали наставления для усовершенствования в добродетельной жизни.
Однажды преподобным Макарию Александрийскому и Макарию Египетскому нужно было переправиться через реку Нил на большом пароме, на который взошли также два трибуна (тысяченачальника) со своею пышной свитой из войска, оруженосцев и дружинников, изукрашенных цепями и золотыми поясами. Когда эти трибуны заметили двух преподобных старцев, одетых в ветхие одежды и стоящих в углу, они восхвалили их смиренную и бедную жизнь, и один из тысячников сказал старцам: «Блаженны вы — пренебрегающие миром». Преподобный Макарий Александрийский на это ответил: «Мы, действительно, пренебрегаем миром, а над вами смеется мир. Произнесенное тобой — не по твоей воле, но пророчески, потому что мы оба называемся Макариями, то есть блаженными». Умилившись этими речами преподобного Макария Александрийского, трибун, по возвращении домой, совлек с себя свои одежды и, раздав свое имущество бедным, избрал отшельническую жизнь.
Преподобный Макарий, увеличивая свои подвиги, положил себе за правило не есть ни хлеба, ни варева, кроме жесткого проса или каких-нибудь семян, размоченных в воде. В таком воздержании преподобный прожил семь лет. Затем в течение трех лет в день съедал по небольшому куску хлеба (меньше фунта), равно и воды выпивал такой же мерой, что послужило сильным умерщвлением плоти. Употребляя все усилия, боролся преподобный и со сном, но после такого подвига говорил для назидания других: «Насколько имел силы, одолел сон, но человеческой природы, требующей сна, я не был в силах одолеть, а потому и должен был повиноваться ей».
Когда преподобного Макария стал весьма сильно искушать бес любодеяния, то он, чтобы преодолеть сего врага, в течение шести месяцев нагим сидел в скитском болоте, подвергая себя укусам множества больших комаров. И когда он вернулся в свою келлию, то только по голосу узнали ученики, что это их авва Макарий.
Услыхав об очень строгом уставе жизни тавеннисиотского монастыря, где настоятелем был преподобный Пахомий Великий (+ 348 г.), преподобный Макарий, скрыв себя под мирской одеждой, в течение всей святой Четыредесятницы не вкушал ни хлеба, ни воды, за исключением небольшого количества сухих листьев капусты в воскресные дни. И это он делал лишь для того, чтобы и другие иноки видели, что он ест и чтобы не впасть ему в грех высокомерия. Преподобный Макарий ночью непрестанно работал и не отдыхал от трудов, ни разу во все время не сел и не лег. Стоял он, не отверзая своих уст, ни с кем не разговаривая, но в молчании всем сердцем своим, вознося молитву к Богу. Увидав такой подвиг преподобного, подвижники того монастыря были посрамлены, ибо возносились умом, гордясь своими подвигами и постом. Преподобный Макарий, показав смирение и преподав всем наставление, возвратился в свое место.
Исконный враг рода человеческого сильно озлобился на преподобного Макария за его строго подвижнический образ жизни, потому стал искушать его ум тщеславием, понуждая отправиться в Рим. Борясь с искушением, святой насыпал мешок песка, взвалил его на себя и долго ходил с этой ношей по пустыне, пока не утомил свое тело, и гордая мысль не оставила его.
Подвижнической жизнью, постом, отрешением от всего земного преподобный Макарий стяжал дар чудотворения и прозрения сокровенных мыслей людей, удостоился многих чудесных видений. Авва Макарий, будучи исполнен Божественной благодати, видел, что бесы, посещая церковное пение и монашеское собрание, над одними насмехались, наводя дремоту или помыслы; над иными же, слабейшими братьями, невнимательными к молитве, они злобно глумились, сидя на их шеях и плечах; от некоторых же иноков, если бесы начинали пред ними делать что-либо непотребное, то внезапно были отгоняемы некоей силой и более ни осмеливались ни останавливаться пред таковыми, ни проходить мимо них.
Преподобный Макарий рассказывал еще другое, более дивное и ужасное, а именно, как один из подвижников святой обители, преподобный Марк, причащался Святых Таин из рук Ангелов, а нерадивые из братии получали, вместо Тела Христова, горящие угли, а преподаваемое иерейской рукой Тело Христово возвращалось обратно в алтарь. От тех же, кто были достойны святого причащения, бесы отбегали далеко. Между тем, около алтаря с иереем стоял Ангел Господень и вместе с иерейской простирал свою руку для раздаяния Божественных Тайн.
Св. Макарий прославился множеством чудес исцеления больных и одержимых бесами.
После многих трудов и подвигов преподобный Макарий с миром отошел ко Господу около 394-395 гг., имея сто лет от рождения.
Преподобный Макарий был и церковным писателем, его перу принадлежат «Слово о исходе души», входящее в состав Следованной Псалтири, правило монашеское в 30 главах, письмо к инокам.
ТРОПАРЬ
ГЛАС 1
Пустынный житель, и во плоти Ангел, и чудотворец явился еси, Богоносне отче наш Макарие, постом, бдением, молитвою Небесныя дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.
КОНДАК
ГЛАС 2
Чистотою душевною божественне вооружився, и непрестанныя молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения, Макарие, отче наш, моли непрестанно о всех нас.
Мученица Евфрасия Никомидийская
Родилась в Никомидии в знатной семье, отличалась красотой и была христианкой. Во время Максимианова гонения на христиан правитель города принуждал Евфрасию принести жертву идолам, когда же она отказалась, приказал бить ее, а затем отдал воину на осквернение. Святая пламенно молилась Господу, чтобы Он сохранил ее девство, и Бог услышал молитву. Святая Евфрасия предложила воину помочь ей найти траву, которая бы сохранила его от неприятельского оружия и смерти. Но трава эта, объяснила она, имеет силу только тогда, когда будет получена от девы, а не от женщины. Воин поверил святой Евфрасии и пошел с ней в сад. Святая дева нарвала травы, какая попалась под руку, и предложила воину испытать силу ее на ней. Она положила себе траву на шею и велела воину сильно ударить мечом. Тот исполнил ее просьбу, и мудрая дева предала дух свой Богу, сохранив девственную чистоту (+ 303).
Тропарь мученице Евфрасии Никомидийской
глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Евфрасия,
зовет велиим гласом:
Тебе, женише мой, люблю,
и Тебе ищущи страдальчествую,
и сраспинаются и спогребаюся крещению Твоему,
и стражду Тебе ради,
яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя,
да и живу с Тобою:
но яко жертву непорочную приими мя с любовию пожершуюся Тебе.
Тоя молитвами,
яко милостив, спаси души наша.
Кондак мученице Евфрасии Никомидийской
глас 2
Храм Твой всечестный яко цельбу душевную обретше,
вси вернии велегласно вопием ти,
дево мученице Евфрасия, великоименитая,
Христа Бога моли непрестанно о всех нас.
Преподобный Антоний Марткопский, Иверский, столпник
Память 19 января, 16 августа (Груз.), и в числе 13 Сирийских отцов 7 мая
Один из тринадцати каппадокийских святых отцов, основателей грузинского монашества, пришедший в Грузию в VI веке. По преданию, он принес в Грузию первый отпечаток на "черепице" с подлинника Едесского изображения Нерукотворного Спаса. Поселился на уединенной горе, названной в его честь Марткопской, что значит "уединенной", где основал обитель и построил храм в честь Нерукотворного образа Спасителя. Последние 15 лет своей жизни преподобный Антоний подвизался на столпе, почему и получил название столпника Иверской Церкви.
По окончании своей земной жизни преподобный Антоний был погребен в устроенном им храме; на его гробнице, привлекавшей множество верующих, совершались чудесные исцеления.
Память его совершается Грузинской Церковью 19 января и 16 августа, в храмовой праздник Анчисхатской церкви в Тбилиси, где хранилась чудотворная икона Нерукотворного Спаса, принесенная преподобным.
Святитель Бранвалладер Корнуоллский, Джерсийский, епископ
Память 19 января (Кельт. и Брит.), 9 февраля (Кельт. и Брит.) и 6 июня (Кельт. и Брит.)
Святой Бранвалладер (Branwallader или Branwalader), или Бранвалатор (Branwalator), или Брелад (Brelade), или Бревард (Breward), жил в VI столетии в Корнуолле (Cornwall). На 19 января, скорее всего, приходится день перенесения его мощей. Святой Бранвалладер был кельтским или валлийским монахом, который, как считают, был епископом на острове Джерси. Считается, что Бранвалладер трудился вместе со святым Самсоном в Корнуолле и на Нормандских островах, где его поминают в Джерси и Сент-Бреладе (St. Brelade). Возможно, что он также путешествовал вместе с Самсоном в Бретани, что на севере Франции.
В Эксетерском мартирологе Бранвалладер назван сыном корнуольского короля Кенена (Kenen).
Король Этелстан (Æthelstan), основавший монастырь Милтон (Milton) в Дорсете (Dorset), получил часть мощей святого (руку или главу) от бретонских клириков, спасавшихся от северян-норманнов (Northmen) и перенесших эти мощи в монастырь Милтон в 935 году. Уильям Уорчестерский (William Worcestre) объявил, что само тело было в Брэнстоне (Branston), что в Девоне (Devon), и Леланд (Leland) в этой связи упоминал часовню Святого Бреварда около Ситона (Seaton).
Почитание Святого Бранвалладера было велико по крайней мере начиная с X столетия. С этого времени его имя можно было найти в помянных списках. Его почитание сохранялось в Уинчестере (Winchester), Эксетере (Exeter) и Корнуолле. В Бретани его иногда путали со святым Бренданом (Brendan) и святым Брэнноком (Brannock).
Святитель Альберт Кашелский, епископ
Память 8 января (Кельт. и Брит.), 19 января (Кельт. и Брит.)
По имеющимся сведениям, Альберт был англичанином и служил архиепископом в городе Кашел (Ирландия), но Кашелская епархия существовала только с 1110 года, таким образом это неясный пункт в его биографии. Предположительно, Альберт был странствующим епископом. Вместе со святителем Эрхардом Регенсбургским проповедовал в Баварии.
Предприняв уже в преклонном возрасте паломничество в Иерусалим вместе со святителем Эрхардом Регенсбургским, он скончался на обратном пути и был погребён в Регенсбурге.
Житие XII века описывает святого Альберта игрой слов: "По роду англ, по речи ангел" ("natione Anglus, conversatione angelus").
Почитается святым покровителем города Кашел в Ирландии.
При исследовании его могилы в 1972 году было установлено, что он был в летах преклонных, высокого роста (около 1 м 70 см), страдал артритом позвоночника и таза.
Преподобный Константин в Телау
Память "преподобного Константина в Телау" помещена под 19 января в календаре Миней синайского комплекта рубежа X-XI веков (Sinait.Gr.595).
Преподобный Косма Хризостомат (греч.: ὁ Χρυσοστόματος)
Происходил с Кипра. Стал монахом в Кипрском Иоанно-Златоустовском монастыре отчего и стал называться Хризостомат - т. е. "Златоустовец". Преставился с миром.
Его память отмечена в типиконе Кипрской Златоустовской обители.
Преподобный Макарий (Нотара), митрополит Коринфский
Память 19 января (Греч.), 17 апреля (Греч.)
В миру Михаил Нотара, родился в Трикалах Коринфских в 1731 году в семье городского старосты Георганда и Анастасии. Учился в Кефалонии у знаменитого учителя Евстафия. Шесть или семь лет безвозмездно преподавал в Коринфской школе.
Его праведность и набожность стали широко известны. В 1764 году умер духовник Михаила епископ Коринфский Парфений, и коринфяне единодушно избрали Михаила на Коринфскую кафедру. После монашеского пострига с именем Макарий он был рукоположен во епископа в январе 1765 года.
В 1770 году принял активное участие в восстании греков против турок, после поражения был вынужден бежать. До 1773 года жил на о. Закинф, потом в монастыре на о. Гидра, затем переселился на Святую Гору Афон, где его духовником стал преподобный Афанасий Паросский и где примкнул к движению колливадов, возобновлявших древние аскетические традиции.
В 1774 году, Константинопольский патриарх Феодосий II, под давлением турецкой Порты, потребовал от епископов, которые были замешаны в Пелопоннесском восстании, написать прошение о добровольном отречении от своих кафедр. Макарий отказался писать такое прошение, объясняя это тем, что "священные каноны… повелевают подавшего либеллум об оставлении (своей кафедры) ни епископом не называть, ни иметь ему ничего от архиерейского сана". Действительно, согласно канонической традиции Церкви, архиерей, добровольно желающий оставить свою кафедру, подвергается наказанию запрещения в служении. Поэтому, в 1775 году патриарх Софроний II особым письмом был вынужден подтвердить каноничность архиерейского сана Макария. Ему было разрешено учить народ и служить за пределами Коринфской епархии, в которую он уже не мог вернуться.
Вероятно, во время второго своего пребывания на Афоне, в 1777 году он принял великую схиму и с этих пор уже не совершал богослужений. После посещения разных городов и островов Греции и малоазийского побережья, он с 1778 года поселился вместе со святым Афанасием на острове Хиосе. Посещал находившийся близ его места жительства Идрский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
На Хиосе св. Макарий принял важное служение "наставника мучеников". В Османской империи христиане за свои христианские убеждения не преследовались. Им позволялось держаться своей веры, не опасаясь за свою жизнь. Под угрозой смертной казни было запрещено лишь переходить из ислама в христианство. Св. Макарий убеждал греков, принявших ислам, вернуться в православие, даже если это за им грозила смертная казнь. Иногда увещевания Макария длились много дней, сопровождаясь постом, слезами, проповедями.
Среди святых, получивших венец мученичества благодаря поддержке Макария, были Феодор Византиец (+ 1795), Димитрий Триполицкий (+ 1794), Полидор Кипрский (+ 1794). Он навещал таких героев веры в тюрьме перед их казнью. Макарий сам составлял и жития погибших, чтобы они вдохновляли других православных. Для написания житий новомучеников святой Макарий пользовался сведениями, полученными от них самих, напутствуя их перед смертью, а также по рассказам знавших их людей, записям, сохранившимися в различных архивах и т.п.
Написанные им жития новомучеников вошли в сборник, которому он дал название "Новый Лимонарий" (Neon Leimonarion). Это название было заимствовано у Иоанна Мосха (545 (552) - 619) - автора книги, на русском языке известной как "Луг духовный". В оригинале, однако, она называлась "Лимон" (Leimon), а позже получила название "Духовный лимон" (Pneumatikos leimon) и "Лимонарий" (Leimonarion). Кроме житий новомучеников, в "Новый Лимонарий" вошли жития других святых, не публиковавшиеся ранее. Св. Макарий отыскивал рукописи с этими житиями в библиотеках Афона, Патмоса, Хиоса, одновременно с аскетическими трактатами. Также в сборник вошли душеполезные рассказы из житий Святых, которые могли бы назидать верных. Святой Макарий работал над "Новым Лимонарием" до конца своей жизни. В последние годы он привлек к составлению сборника своего ученика Никифора (1750-1821). В 1803 году преп. Никифор Хиосский поселился в келии св. Георгия - неподалеку от келии св. Петра, в которой жил св. Макарий, - и мог постоянно общаться со своим учителем, занимаясь под его руководством в числе прочего составлением и редактированием житий. Св. Макарий, чувствуя, что не успевает закончить начатый им труд, поручил его завершение преп. Никифору. После смерти св. Макария в "Новый Лимонарий" внесли некоторые дополнения как св. Никифор, так и св. Афанасий Паросский. Св. Никифор осуществил окончательную редакцию текста, и в 1819-м году книга вышла в свет. Она была напечатана в Венеции и носила следующее название: "Новый Лимонарий, содержащий древние и новые свидетельства, а также жития преподобных, собранные приснопамятным… Макарием Нотарасом, с дополнением из синаксариев Постной и Цветной Триоди, переведенных… Афанасием Париосом, с ними же и хвалебные последования различным новомученикам, составленные… Никифором Хиосским. Настоящее первое издание осуществлено… в Венеции Паном Феодосием, 1819".
Также св. Макарий уделял большое внимание изданию богословских книг, с целью богословского просвещения народа. Так, например, он способствовал изданию на греческом языке "Православного учения или сокращенной христианской Богословии" митрополита Московского Платона (Левшина). Сам он, вопреки, мнению некоторых исследователей, участия в переводе этой книги не принимал, потому что не знал ни немецкого, ни французского, с которых она была переведена на греческий. Его помощь заключалась только в изыскании денег для осуществления издания.
В первых числах сентября 1804 года его разбил паралич, в результате чего у него отнялась вся правая сторона тела. Весь период болезни рядом с ним находились его ближайшие ученики: Нил Калогном и Никифор Хиосский. Он каждый день причащался Святых Таин, готовясь к смерти.
Скончался 17 апреля 1805 года на Хиосе.
До нашего времени сохранился скит преодобного за стенами города Идры (тело его было перенесено в этот скит), а в городе существует площадь его имени. Могила преподобного находится на острове Хиос, его святая глава находится в Икарийской обители Благовещения, а часть мощей - в Трикалах Коринфских и в Коринфе, подаренные митрополитом Коринфским Пантелеимоном и заключенные в серебряную раку.
Службу св. Макарию написал преп. Никифор Хиосский. Она была издана в 1863 году иеромонахом Иосифом Хиосским вместе с житием, написанным св. Афанасием Париосом.
Мученик Феодор Гусев
Память 19 января и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился 22 апреля 1874 года в селе Сидоровское Звенигородского уезда Московской губернии. Его отец был крестьянином. Получить образование, даже начальное, Федору не удалось. В семье было пятеро детей, и с раннего детства он помогал отцу по хозяйству.
В 1912 году был избран односельчанами сельским старостой и оставался на этой должности до захвата власти большевиками. В своем хозяйстве имел дом, двор, амбар, сарай, лошадь, корову, телку, двух овец, поросенка. Его дальний родственник Сергей Гусев был церковным старостой в храме святителя Николая Чудотворца в Сидоровском. В конце 1920-х годов, когда крестьян стали загонять в колхозы, сын Сергея Гусева Иван был назначен колхозным бригадиром. Испугавшись близости отца к церкви, Иван Гусев потребовал от отца, чтобы тот вышел из церковного совета. На его место в 1929 году в церковный совет вошел Федор Федорович, он стал церковным казначеем.
По воспоминаниям его дочери Евдокии Федоровны,
"отец всю жизнь ходил в церковь и меня с собой брал. Ходили и на ночные службы «Двенадцати Евангелий». Нас детей было восемь, и все были крещеные. Он любил молиться и нас с детства придал к молитве. Он был очень добрый, мы от него никогда не слышали грубого слова. 1 июля, на праздник Боголюбской иконы Божией Матери, всегда приезжало много священников, певчих, они останавливались у нас в доме. 1 июля ходили крестным ходом по окрестным селам с иконой Божией Матери «Боголюбская». При храме была сторожка, там жил священник отец Федор Доброхвалов с семьей. Жили они бедно, не хватало средств на пропитание. Там же жил звонарь с матерью. В этой же сторожке и невест одевали к венцу».
В 1932 году вступил в колхоз. По воспоминаниям его младшей дочери Марии Федоровны, «отец был хороший колхозник, хороший хозяин. Колхозное добро он берег, как свое. Тятя наш всегда ходил в церковь, прислуживал там. Нас всегда обзывали просвирочниками. Мы, бывало, скажем: «Тятя, лучше не ходи в церковь». А он нам говорит: «Пусть обзывают, а вы молчите, тогда и отвяжутся».
В 1933 году Федора Гусева и священника сельского храма Федора Доброхвалова привлекли к ответственности по заявлению Голубевой О. В., которая утверждала, что будто бы священник и казначей оскорбили ее. Оба были осуждены к 6 месяцам исправительно-трудовых работ, но московский областной суд не признал обвинения основательными и приговор отменил.
В 1935 году был снова привлечен к суду в связи с пропажей из храма некоторых вещей из церковной утвари. Звенигородский районный суд обвинил его в недосмотре и приговорил к одному году условно.
В первой половине 1937 года стало ясно, что гонения на Церковь уси¬ливаются многократно, и сын Федора Федоровича Иван стал уговаривать отца, чтобы тот ушел из Церкви, так как власти хотят его арестовать. По воспоминаниям Евдокии Федоровны, Иван сказал отцу: «Уходи, отец, из Церкви, под тебя «подбирают ключи». Заберут тебя, посадят, и на нас будет пятно». «Не уйду я из Церкви», — ответил Федор Федорович, — «Я от Бога не откажусь. Заберут меня за Бога, а не за хулиганство, пусть эти богохульники «подбирают ключи».
10 августа 1937 года в село приехали сотрудники Звенигородского райотдела НКВД и стали вызывать крестьян и спрашивать у них о Федоре Гусеве, не ведет ли он антисоветскую деятельность и агитацию. Они проводили допросы три дня. Большинство крестьян заявило, что ничего подобного от него не слышали. Но нашлись и те, кто согласился подписать то, что хотел получить от них НКВД. Имена этих людей известны. Среди них оказался и родственник Федора Федоровича колхозный бригадир Гусев Иван Сергеевич.
Председатель правления Сидоровского колхоза и председатель сельсовета выдали характеристики Гусева Ф.Ф., которые гласили что Гусев Ф. Ф. «напитан религиозным духом», «активный церковник, член церковного совета (бессменный). Его влияние действует при помощи его сына Гусева И. Ф. отрицательно на колхозное укрепление труддисциплины. Сам он работает в колхозе хорошо (кроме праздников, воскресенье и др.)».
На основании стандартных обвинений в «проведении контрреволю¬ционной деятельности против Соввласти и правительства, высказывании террористических настроений по адресу руководителей партии и правительства и сожалении расстрелянным врагам народа» 20 августа начальник Звенигородского РО НКВД по Московской области лейтенант госбезопасности П. Столетов постановил: «Гр. Гусева Федора Федоровича привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58 п. 10 УК, мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей в Бутырской тюрьме».
Через два дня, 22 августа 1937 года, Федора Федоровича арестовали.
Евдокия Федоровна вспоминает:
«Был месяц, август, овес тогда убирали. Пришли к нам домой два милиционера и два понятых, показали ордер и сделали обыск. Дома были отец, мать и я. В сундуке у отца нашли ключи от церкви, деньги. Отец говорит: «Это деньги немой, сын копит на дом». Стали все переворачивать, найти мои письма и стали читать. Составили протокол, я подписалась. И забирают отца. Я заплакала, а милиционер, хороший был человек, успокоил: "Не плачь, до милиции довезут и отпустят». По воспоминаниям Марии Федоровны, « отца посадили на табуретку, и давай все искать в сундуке и кроватях. Потом сказали «Вы арестованы» и повели к машине, даже не дали нам проститься. Тятя только сказал матери: «Матрена, не плачь. Знать, такая моя судьба на старости лет». Федору Федоровичу было 63 года.
Сначала его содержали в камере предварительного заключения в Голицине, затем перевели в Звенигородскую тюрьму.
Из допроса:
— «Вы обвиняетесь в том, что проводите среди верующих контрре¬волюционную деятельность, направленную против существующего строя. Следствие требует от Вас дать правдивые показания.»
— «Никогда я среди населения контрреволюционной деятельности не проводил».
— «Кто у Вас был в доме 1 июля 1937 года?»
Федор Федорович ответил, что съезжались священники из соседних приходов, но разговоров на политические темы не было.
— «Когда еще у Вас собирались служители религиозного культа?»
Федор Федорович ответил, что по случаю церковного праздника Боголюбской иконы Божией матери кроме 1 июля 1937 года служители культа собирались у него в доме 1 июля 1936 г.
— «Следствием установлено, что Вы вместе с другими церковниками проводите контрреволюционную деятельность, направленную против существующего советского строя. Требую от Вас дать правдивые показания по данному вопросу!»
— «Контрреволюционной деятельности, направленной против существующего советского строя, я не проводил и не провожу».
Этим допросом следствие было завершено. Все это время родственники Федора Федоровича носили ему в Звенигородскую тюрьму передачи, их принимали, но свидания не давали. Однако иногда им удавалось переговорить с ним через тюремное окно.
Федора Федоровича посадили сначала в Бутырскую тюрьму, затем перевели в Таганскую. 17 сентября лейтенант госбезопасности П. Столетов подготовил обвинительное заключение по следственному делу №14986 по обвинению Гусева Ф. Ф. по ст. 58 п. 10 ч. 1 УК. В нем сказано, что Гусев Ф. Ф, «вел среди колхозников контрреволюционную деятельность, распространяя гнусную контрреволюционную клевету против Соввласти, выступал в защиту расстрелянных врагов народа, высказывал террористические настроения в отношении членов советского правительства». На основании этих измышлений следователь постановил представить следственное дело на рассмотрение судебной тройки при Управлении НКВД по Московской области.
11 октября 1937 года тройка УНКВД постановила: «Гусева Ф.Ф. заключить в исправтрудлагерь, сроком на десть лет, считая срок с 24.8.37 г.».
Федор Федорович был направлен в Амурскую область, в Югвостлаг. Родные получили от него несколько коротких писем, которые под его диктовку писали такие же как он осужденные, потому что сам он писать не умел. Сообщал, что работает сторожем в лагерном огороде. В последнем письме написал: «Пухнут ноги, опухоль дошла выше колен. Чувствую себя плохо, наверно, умру на чужой земле».
Скончался в Югвостлаге 1 февраля 1940 года и был погребен в безвестной могиле.
В 1996 году был реабилитирован.
16 июля 2005 года был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви.