Седмица 36-я по Пятидесятнице.
Свтт. Афанасия Великого (373) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских; прпп. Кирилла и Марии (ок. 1337), родителей прп. Сергия Радонежского.
Прп. Афанасия Сяндемского, Вологодского (1550); прав. Афанасия Наволоцкого (XVI–XVII); прп. Маркиана Кирского (Киринейского) (ок. 388); прп. Леобарда Мармутьесского (593; Галл.); свт. Ефрема, еп. Миласского (V; Греч.); прп. Де́рмота Справедливого (542; Кельт. и Брит.); прп. Ниннида Инисмаксэнтского (VI); прп. Ефрема Мцире (Малого), Философа (1101; Груз., ПЦА); прп. Кирилла, игум. Киевского (после 1146; Малоросс.); свт. Иоакима I, патриарха Тырновского (1246; Болг., Греч., ПЦА); прп. Алексия (Шушании), иером. Теклатского (1923; Груз.); мч. Ксении Киликийской (Греч.) (до 400).
Сщмч. Михаила Каргополова, пресвитера (1919); сщмч. Евгения Исадского, пресвитера (1930); сщмчч. Владимира Зубковича, Николая Красовского, Сергия Лебедева, Александра Русинова, пресвитеров (1938).
Святые дня, молите Бога о нас!
Святитель Афанасий Великий, Александрийский
Святой Афанасий родился в Александрии; мать его, подобно Анне, которая привела сына своего Самуила в храм Господень (1 Цар 1, 28), так же привела его к св. Александру, патриарху Александрийскому, и отдала в храм на служение Богу. И он стал при храме проводить свою жизнь, ревностно исполняя заповеди Божии.
В 319 г. патриарх рукоположил его в диакона Александрийской Церкви. Уже в это время святитель Афанасий стал писать сочинения. Будущий святитель видел, что нет у новопришедших в Церковь Христову ревности, нет у них истинного благочестия, многие из них искали славы для себя, пустословили, празднословили и все языческие обычаи, которые были раньше у них, переносили в христианскую жизнь. Объявился некий Арий, который хулил Христа, уничижал Матерь Божию и возмущал народ, уча народ добиваться чести, славы, проникать и в Церковь, достигать священства и даже архиерейства. И многие его слушали и становились последователями этой ереси — арианами. И эта ересь так распространилась, что чуть не захлестнула всю Церковь — великая была брань. В 325 г. святитель Афанасий был на Ннкейском Соборе, где выступал против Ария.
В 326 г. по смерти патриарха Александра святитель Афанасий был избран на Александрийскою кафедру. Епископом Афанасий объезжал церкви, много выступал, боролся против ариан, писал, обличал их, и восстали против него все неистинные христиане и стали на него клеветать. В то время царствовал Константин Великий (306-337 гг.), он считался покровителем Церкви Христовой. Он хорошо понимал военную стратегию, дипломатию, государственные дела, но дел церковных и проповеди Евангелия не знал, поэтому колебался между арианством и Православием.
Пользуясь добротой и простотой императора, еретики окружили весь его двор, проникли во все должности и стали нашептывать ереси и неправды и вводить расколы. Они обвиняли архиепископа Афанасия, что он плохой человек, что он не слушается царя, взимает налоги отдельно от царской казны и совершает нехорошие дела, что он и чародей, и преступник, и блудник. Император видел великую распрю, вражду, старался водворить мир, но бывали такие времена, что могла открыться война, тогда он предлагал святителю Афанасию на время удалиться куда-нибудь. И большую часть своего долгого правления святитель провел в изгнании, и тогда нередко он пользовался поддержкой монахов, был в дружбе с обоими отцами монашества — святыми преподобными Антонием и Пахомием.
В особенности старались еретики и злые люди обвинить святого Афанасия в том, что он не слушает повелений императора, не обращает внимания на его предписания, не принимая Ария в церковное общение, что он колдун и чародей, сами будучи явными чародеями, и что посредством какой-то мертвой руки, якобы принадлежавшей клирику Арсению, творит чарования Император повелел провести расследование. Арсений был клириком, чтецом, совершив какой-то проступок, он долго скрывался, а когда молва об этом стала распространяться везде, то у него проявилось чувство правды, справедливости, потому что невиновен был святитель Христов Афанасий, да и сам Арсений совершенно не пострадал, не ему отрубили руку, другого человека где-то нашли судьи-злодеи, хотя многие из них были епископы. Соболезнуя о своем отце и благодетеле и скорбя сердцем о том, что истина беззаконно побеждается ложью, он тайно пришел к самому Афанасию, припадая к его честным ногам Блаженный Афанасий, радуясь прибытию Арсения, повелел ему до суда никому не показываться.
Между тем злобная ненависть противников Афанасия так возросла, что к одной лжи они приложили еще новую: подкупили одну бесстыдную женщину возвести клевету на святителя Афанасия, что он совершил с нею беззаконие. Когда начался суд, судьи сели на своих местах и клеветники предстали, была введена и эта женщина. С плачем долго жаловалась она на святителя, которого никогда не видала, и даже не знала, каков он по виду. Все слушали в недоумении. А она и не хотела знать благочестия евангельского, радуясь, что много денег ей дали. В то время друг Афанасия пресвитер Тимофей, стоя с ним за дверями и все слыша, возмутился духом и, неожиданно войдя внутрь судилища, с поспешностью стал перед глазами той клеветницы, как будто он был сам Афанасий; он смело обратился к ней: «Я ли совершил над тобою ночью насилие, как ты говоришь?» И она еще с большим бесстыдством, возопила к судьям «Сей, сей человек мой растлитель и злоумышленник против моей чистоты; он...» Судьи рассмеялись, увидев подлость, разыгранную комедию и прогнали ее. Но противники св. Афанасия, хотя и устыдились, но не успокоились и стали обвинять его в убийстве Арсения, показывая какую-то страшную на вид мертвую руку.
Святой Афанасий терпеливо слушал их и молчал, потом спросил: «Есть ли среди вас, кто хорошо знал Арсения? Кто из вас может подтвердить действительно ли это его рука?» И поднялись большинство неправедных судей, подскочили и стали утверждать, что действительно это рука Арсения. И тогда, когда они показали свое грязное сердце и коварство свое, святитель отодвинул занавеску, за которой стоял Арсений, вывел его перед собранием и спросил: «А это кто стоит перед вами? Вы сказали, что Арсения нет в живых, это его рука». И все пришли в ужас. «Вот, мужи, и Арсений! — объявил святитель Афанасий. — Вот и руки его, которые совсем не были отсечены! Покажите же и вы своего Арсения, если такого имеете, и поведайте, кому принадлежит отсеченная рука, которая осуждает вас самих, как сделавших это преступление». Но судии продолжали проводить суд, истощая все свои клеветы. И святитель Афанасий, не вынося совершаемой несправедливости, вслух засвидетельствовал всему собору: « Угасла правда, попрана истина, погибло правосудие, исчезло у судей законное расследование и осторожное рассмотрение дел! Разве законно, чтобы желающий оправдаться содержался в узах, а суд всего дела был бы поручен клеветникам и врагам, и чтобы сами оговорщики судили того, на кого клевещут?» Императором святитель был оправдан и послан на свою Александрийскую кафедру.
Когда умер Константин Великий и престолом завладел его второй сын Констанций, то весь двор императорский перешел на сторону ариан. Они стали гнать христиан православных, епископов ссылать, ставить на престолы нечестивых людей, коварных, блудников, еретиков, которые Иисуса Христа не прзнавали за Бога. И пришлось святителю Афанасию бежать в Рим, где три года находился.
Потом Господь рассудил все судом Своим: наказал Ария и еретиков, и нечестивый царь погиб. После него два года царствовал Юлиан Отступник, за ним вступил Иовиниан благочестивый, потом Валент, который, хотя и много зла творил Церкви, но, испугавшись мятежа александрийцев, позволил святителю Афанасию вернуться и безбоязненно управлять Александрийской Церковью. И описывается в житии святителя Афанасия, что последнее время своей жизни он жил в мире и спокойствии, почил о Господе 2 мая 373 г. в возрасте 76 лет.
(Успение Афанасия Великого. Миниатюра из "Григория Богослова 16 слов", 3-я четв. XI в.)
46 лет святитель Афанасий был епископом города Александрии и много раз изгонялся с кафедры и возвращался обратно, потому что ариане, называющие себя христианами, верующие в Евангелие, искали, придумывали вину, чтобы осудить и предать смерти святителя. А Господь, возвещая Евангелие, не проповедовал убивать врагов своих; эти же злодеи притворно приняли крещение, христианство и веровали без благочестия.
(мощи святителя Афанасия Великого покоятся в раке в Церкви св. Захарии в Венеции)
Тропарь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.
Кондак святителей Афанасия и Кирилла Александрийских
глас 4
Священноначальницы величайшии благочестия/ и доблии поборницы Церкве Христовы,/ вся соблюдите, поющия:/ спаси, Щедре,// верою чтущия Тя.
Кондак святителя Афанасия Александрийского
глас 2
Православия насадив учения,/ злославия терпение изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне,// темже тя поем, Афанасие.
Святитель Кирилл Александрийский
Св. Кирилл происходил из знатной и благочестивой христианской семьи. Он изучил светские науки, в том числе и философию, но больше всего стремился приобрести знание Священного Писания и истин христианской веры. В юности св. Кирилл вступил в скит святого Макария в Нитрийских горах, где пробыл шесть лет. Патриарх Александрийский Феофил (385-412 гг.) посвятил его в сан диакона, причислил к клиру и, видя его одаренность, поручил произносить проповеди.
По смерти патриарха Феофила св. Кирилл единодушно был избран на патриарший престол Александрийской Церкви. Удаляя из среды своей паствы врагов св. веры — иудеев и язычников, св. Кирилл заботился и об утверждении своих пасомых в вере и благочестии. Его пламенная ревность о чистоте христианского учения и непреклонная твердость в защите веры особенно обнаружились в борьбе с Несторием, возмутившим своей ересью Церковь. Святитель Кирилл писал увещевательное послание к Несторию и письма императору Феодосию Младшему, папе Целестину I и в разные монастыри, опровергая мнения Нестория и излагая истинное христианское учение о воплощении Сына Божия. На III Вселенском Соборе, созванном в 431 г. в городе Ефесе, святитель Кирилл был председателем. Скончался святитель в 444 г.
Святитель Ефрем, епископ Миласский
Житие святого не сохранилось. Он упомянут в Житии прп. Ксении (в миру Евсевии) Миласской. Также в тексте есть свидетельство, что в Левке близ Милассы (ныне Миляс, Турция) была церковь во имя Ефрема, где находились его мощи.
Память св. Ефрема указана в Синайском Канонаре X-XI вв.
Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители преподобного Сергия Радонежского
Преподобный Кирилл состоял на службе сначала у ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.
В житии преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца перед чтением святого Евангелия, во время Херувимской песни, и когда священник произнес «Святая святым». Преподобные Кирилл и Мария ощутили на себе великую милость Божию, их благочестие требовало, чтобы чувства благодарности к Богу были выражены в каком-либо внешнем подвиге благочестия, в благоговейном обете. И праведная Мария, подобно святой Анне — матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание посвятить чадо Благодетелю всех — Богу. Господь даровал им сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие же дни, если она употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока. Заметив это, преподобная Мария вовсе отказалась от мясной пищи.
Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла: страннолюбия не забывайте, тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы (Евр. 13, 2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни этой блаженной четы, зато мы можем, вместе со святителем Платоном, сказать, что сам происшедший от них плод показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!
Около 1328 г. преподобные Кирилл и Мария переселились из Ростова в Радонеж. Верстах в трех от Радонежа был Хотьковский Покровский монастырь, в то время одновременно бывший и мужским, и женским. По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и князья, и бояре. Дух иночества сообщился от сына к родителям: под конец своей многоскорбной жизни праведные Кирилл и Мария пожелали и сами принять ангельский образ.
В этот монастырь и направили они свои стопы, чтобы там провести остаток своих дней в подвиге покаяния, готовясь к другой жизни. Но недолго схимники-бояре потрудились в новом звании. В 1337 г. они с миром отошли ко Господу.
(Покровский Хотьков монастырь - Хотьково - Сергиево-Посадский район, здесь в раке покоятся мощи преподобных родителей Сергия Радонежского)
3 апреля 1992 г., в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви состоялось общецерковное прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Канонизация достойно увенчала шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.
Тропарь преподобных Кирилла и Марии
глас 3
Блаженств Христовых причастницы,/ честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе,/ праведнии Кирилле и Марие,/ плод благочестия, Сергия преподобнаго, нам явившии,/ с нимже усердно молите Господа/ низпослати нам дух любве и смиренномудрия,/ да в мире и единомыслии// прославим Троицу Единосущную.
Кондак
глас 4
Днесь, вернии, сошедшеся, / восхвалим двоицу блаженную, благовернаго Кирилла и Марию добронравную, / тыя бо молятся вкупе со возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием, / ко Единому во Святей Троице Богу / отечество наше в правоверии утвердити, / домы миром оградити, / юныя от напастей и соблазнов избавити, / старость укрепити и спасти души наша.
Преподобный Маркиан Кирский
Преподобный Маркиан жил в IV веке. Удалившись в пустыню, он много лет провел в уединении, в непрестанных молитвах и строгом посте. Построив себе малую келлию, он затворился в ней и никогда не зажигал свечи, когда по ночам совершал молитвенное правило по Псалтири, так как Господь освещал келлию Божественным Светом. Через некоторое время преподобный принял двух учеников, поселившихся рядом с ним, но по-прежнему пребывал в затворе. Антиохийский Патриарх Флавиан (память 18 февраля) и другие епископы просили преподобного, для пользы христиан, оставить свое строгое уединение, но преподобный не согласился. Однако, не покидая своей келлии, он поучал приходивших к нему за наставлением и многих отвратил от ересей и привел к православной вере.
Перед кончиной преподобный Маркиан завещал своему ученику Евсевию похоронить его тайно, вдали от келлии, чтобы избежать посмертной славы и не допустить препирательств между желающими иметь его останки в близлежащих храмах. Преподобный Маркиан скончался в 388 г.
Преподобный Афанасий Сяндемский, Вологодский
Ученик преподобного Александра Свирского. Сподобился быть свидетелем благодатного посещения его учителя Пресвятой Девой Богородицей.
Преподобный Афанасий начал свои иноческие подвиги на Валааме, а затем в Свирском монастыре. После кончины своего наставника святой ушел для пустынножительства в дремучие леса Карелии, где на озере Сяндеме основал обитель. Вследствие клеветы на него местных жителей преподобный Афанасий переселился обратно в Свирский монастырь, где был избран игуменом, но в 1577 г. снова вернулся на озеро Сяндем.
Много потрудился преподобный и в духовном устройстве обители. Последние годы своей жизни святой провел в уединении на одном из островов озера. Скончался преподобный Афанасий в глубокой старости, и над могилой его была сооружена церковь во имя святителей Кирилла и Афанасия Александрийских, сгоревшая во время пожара в 1720 г. При постройке новой церкви были обретены нетленные мощи святителя Афанасия.
Преподобный Леобард Мармутьесский, затворник
Святой Леобард (Leobard), известный также как Либерд (Liberd) или Либхард (Liebhard), что в переводе со старо-немецкого означает любящий покровитель, жил в затворе двадцать два года в своей келье неподалёку от Мармутье под духовным окормлением св. Григория Турского.
Преподобный Де́рмот (Дирмит, Диарм, Диармайд) Справедливый (Dermot, Diermit, Diarmis, Diarmaid), игумен
Память 10 января (Кельт. и Брит.), 18 января (Кельт. и Брит.)
Родился в Коннахте, был княжеского происхождения. Его прадедом был Дубтах мокку Лугарь, один из первых поэтов Ирландии, обратившихся в христианство благодаря святителю Патрику.
Около 530 года Дермот основал монастырь на острове Инис Клотранн (Innis-Clotran Island, соврем. Инишклохранн) на озере Ри в епархии Арда (Ирландия). Когда молва о монашеских подвигах святого распространилась, к нему стали собираться ученики. Среди них был, в частности, преподобный Киеран Клонмакнойский. На острове были построены семь церквей, остатки шести из которых сохранились доныне.
Прп. Дермот скончался в 542 году.
Основанная им монашеская школа славилась ещё течение шестисот лет после его кончины.
Праведный Афанасий Наволоцкий
Краткие сведения об Афанасии Наволоцком сообщает «История о святом праведном Афанасии, Наволоцком чудотворце, иже близ Верхоледской слободки почивает», составленная на основании устного предания («по повестем от некиих жителей древних»). О рождении и воспитании А. Н. ничего не известно, преподобный пришел из окрестностей Каргополя на р. Вагу и поселился в 3 верстах от Верхоледской слободки, находившейся близ г. Шенкурска. Вскоре он тяжело заболел и скончался. Через 40 дней А. Н. явился одновременно 4 больным, жившим в разных местах, исцелил их и повелел им предать его тело земле на том месте, где оно лежало. Исцеленные не только погребли св. мощи А. Н., но и поставили над ними часовню, что положило начало почитанию преподобного. Издалека приходили люди и, «персть от святых мощей у гроба его взимающе и тою яко миром помазующе вся болезни», исцелялись.
В 1647 г. состоялась первая попытка освидетельствовать мощи святого. Священник Верхоледской слободки Флор, др. священники и неск. благочестивых крестьян, видя множество чудес, совершавшихся от могилы Афанасия Наволоцкого, приступили к раскопке могилы. Внезапно на них напал ужас, все почувствовали себя больными и, совершив молебен, отказались от своего намерения. Освидетельствование мощей преподобного состоялось в 1725 г. по распоряжению Святейшего Синода. Архиеп. Холмогорский и Важеский Варнава (Волатковский) благословил на это игум. Евфимия, настоятеля важского во имя ап. Иоанна Богослова монастыря и прот. шенкурского Благовещенского собора Алексия, которые обрели мощи А. Н. «целы и нетленны, в земли лежаща, а не во гробе и благоухание благовонно испускающа». Мощи покрыли чистыми поволоками, переложили в ковчег и поставили для поклонения. Потом их снова погребли в земле в часовне, около сев. стены, над мощами была устроена рака .
В 1759 г. вместо обветшавшей деревянной часовни по благословению архиеп. Архангелогородского и Холмогорского Варсонофия был построен храм во имя свт. Афанасия Александрийского. Во время разборки часовни произошло чудо: когда один из плотников хотел снять с крыши крест, поднялась буря, сильным ветром сломало дерево, обнесло его вокруг часовни и поставило вершиной вниз на месте отлома. На месте падения дерева был поставлен крест, в 1867 г. устроена часовня. В 1765 г. к Афанасиевскому приходу приписали 5 деревень, состоявших ранее в Верхоледском приходе (ближайшая к храму деревня находилась в 15 верстах), на 1 янв. 1859 г. в Афанасиевском приходе числилось 787 чел. Около Афанасиевского храма жили священники, для богомольцев были устроены кельи. В 1832 г. деревянный храм разобрали и на его месте построили одноименную каменную церковь с трапезой и приделом во имя вмч. Георгия Победоносца. Мощи А. Н. почивали за левым клиросом храма под спудом. На верхней доске раки находилась икона А. Н. в рост, написанная в 1735 г. ключарем важского Благовещенского собора свящ. Матфеем Федоровым, на боковой стенке раки было изображено чудо с деревом.
Образ прп. Афанасия Наволоцкого в числе 48 Карельских святых помещен на иконе «Преподобные отцы, в земле Карельской просиявшие» (кон. XIX – нач. XX в.), которая находится в семинарском храме во имя св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова в г. Куопио (Финляндия). В Минее (МП) под 18 янв. помещен тропарь прп. Афанасию. Имя преподобного включено в Собор Карельских святых, празднование которого возобновлено в 1974 г.
Преподобный Кирилл Киевский, игумен
Память 18 января (Малоросс.) и в Соборе всех святых в Малой России просиявших
Память преподобного Кирилла, игумена Киевского, с празднованием 18 января и в Соборе святых в Малой России, отмечена в хронологическом списке канонизированных святых и почитаемых подвижников игумена Андроник (Трубачёва).
На 2015 год память встречалась в некоторых англоязычных месяцесловах в интернете.
Мученица Ксения Киликийская
За свою веру во Христа была сожжена заживо в Киликии. Время подвига мученицы точно не известно.
Святитель Иоаким I, патриарх Тырновский (1235 - 1246), первый болгарский патриарх после восстановления Болгарской Патриархии
(Свт. Иоаким Тырновский. Фреска XIX в. из церкви св. Иоанна, монастырь Арапово, Болгария)
Согласно проложному житию, Иоаким происходил из благородной болгарской семьи и в молодости много лет провел на Святой Горе Афон, являя образец монашеской жизни и послушания. Иоаким вел строгую подвижническую жизнь, никогда не потягиваясь, чтобы не спать, и все его мысли в постоянной молитве.
Через некоторое время он вернулся в Болгарию и обосновался в местечке "над Красном" на берегу Дуная, где вместе с тремя учениками - Диомидом, Афанасием и Феодосием они высекли в горах небольшую пещерную церковь в честь Преображения Господня. Вероятно, это произошло до 1218 года, так как болгарский царь Иоанн Асень II (1218-1241) уже в начале царствования "слышал" о подвигах Иоакима, посетил его и одарил золотом. Здесь Иоакима называют старцем, что подчеркивает его сан и положение. На царские деньги он нанял работников, которые высекли церковь во имя Архангела Михаила, которая стала частью пещерного комплекса Михаило-Архангельского монастыря близ Русе.
Житие умалчивает о прохождении Иоакимом иерархической лестницы, называя его духовным отцом Иоанна Асеня II. Из сообщения в конце текста, что Иоаким «провел во иерействе 19 лет», некоторые исследователи сделали вывод, что он был рукоположен во иерея около 1226 года.
В связи с упрочением положения Болгарии в правление Иоанна Асеня II, встал вопрос не только о признании самостоятельности ее Церкви, но и о возведении ее предстоятеля в ранг патриарха. Это произошло после заключения Иоанном Асенем II с никейским императором Иоанном III Дукой Ватацем договора о военном союзе против Латинской империи.
Патриаршество
В 1234 году, после смерти архиепископа Василия, болгарский архиерейский Собор избрал иеромонаха Иоакима предстоятелем Болгарской Церкви. Выбор был одобрен царем, и Иоаким отправился в Никею, где была совершена его хиротония. Этим были продемонстрированы принадлежность Болгарской архиепископии к Восточной Церкви, каноническое общение с Вселенской Константинопольской Патриархией (временно находившейся в Никее) и окончательный разрыв с римской курией.
В 1235 году был созван Церковный Собор в городе Лампсаке под председательством Константинопольского патриарха Германа II, на котором за Тырновским архиепископом Иоакимом I было признано патриаршее достоинство. На Соборе провозгласили "патриархом благоговейного и святого мужа, прославленного в постнических делах и жизни, преждеосвященного архиепископа Иоакима не только устно, но и повелением патриарха Германа, которое все восточные епископы подписали, запечатали его печатью и дали его благочестивому царю и новоосвященному тогда патриарху Иоакиму на вечное неотъемлемое поминание".
Исследователи по-разному толковали некоторые формулировки источников о Соборе и об избрании свт. Иоакима патриархом. Например, уточнение в тексте Жития, что он был поставлен патриархом на Соборе «всех западных архиереев», трактовалось либо как противопоставление болгарских, считавшихся «восточными» архиереев «прозападным» иерархам Никейской империи, либо как противопоставление «западных», тырновских и охридских архиереев «восточным», византийским, либо даже как указание на создание текста на востоке, в пределах Византийской империи.
В том же 1235 году Иоаким участвовал в приеме в Тырнове святителя Саввы, архиепископа Сербского, возвращавшегося из паломничества в Святую землю, а после смерти последнего в болгарской столице (+ 13 января 1236) - в его погребении, а впоследствии - в освидетельствовании мощей и чудотворений от них и в их торжественной передаче сербскому королю Владиславу для перенесения в Сербию. Поэтому Иоаким часто изображается в житийных циклах святителя Саввы Сербского, в сцене его успения.
Святой Иоаким мудро управлял своей Церковью в течение чуть более десяти лет, несмотря на испытания, вызванные татарскими набегами и династическими спорами. Его патриаршая деятельность в Житии в основном описана стандартными формулами: акцентированы его заботы о благочестии паствы и правителей, ходатайства за осужденных и впавших в царскую немилость.
Кончина и почитание
Согласно Житию, святитель почил в мире 18 января 6754 (1246) года, но византийский современник Георгий Акрополит и его продолжатель Феодор Скутариот сообщают, что во время осады в 1237 году крепости Дзурулл (ныне Чорлу, Турция) Иоанн Асень II получил известие о смерти жены, ребенка и "тырновского епископа", во 2-й версии – "тырновского архиерея”. Болгарская историография отдает предпочтение сведениям Жития, считая, что византийские историки ошиблись.
Как патриарх, Иоаким должен был быть похоронен в одной из столичных церквей, но сведений о его захоронении и мощах не сохранилось. Житие заканчивается смертью святителя и опускает свойственный этому жанру рассказ о его посмертных чудотворениях. Поэтому предполагается, что оно было написано в Тырнове вскоре после смерти святителя с целью упрочить патриарший статус Болгарской Церкви и предотвратить попытки его пересмотра Константинопольской Патриархией.
Неясен вопрос о литургическом почитании свт. Иоакима в XIII в. В большинстве случаев написание Жития святого подразумевает и создание службы ему. Однако никому из святых, почитавшихся в Тырнове в эпоху первых Асеней (кон. XII - сер. XIII в.), не было в это время написано полноценной оригинальной службы. Поэтому не исключено, что в честь свт. Иоакима были написаны только тропарь и кондак, не дошедшие до нашего времени. Память Иоакима не засвидетельствована в месяцесловах Евангелий и Апостолов XIII - раннего XIV в. и не вошла в состав стишного Пролога и минейной части Тропарника Иерусалимского устава. По всей вероятности, из-за неблагоприятной политической ситуации в Болгарии после смерти Иоанна Асеня II почитание свт. Иоакима прекратилось, не успев по-настоящему сформироваться, и позднее не возродилось. Сведения о посвящении ему престолов церквей не сохранились.
Интерес к личности и деяниям свт. Иоакима (впрочем, без литургического компонента) возобновился у болгарских книжников в эпоху национального возрождения (2-я пол. XVIII - 3-я четв. XIX в.). Не позднее 1785 года его имя было включено в перечень «Святые от болгарского народа», помещенный в «Истории вкратце о болгарословенском народе», но встречающийся и в отдельных списках, напр. в сборнике кон. 1810-х годов хиландарского происхождения.