Преподобномученик Онуфрий Хиосский, Габровский, схимонах
(Святые Мина и Онуфрий Габровский. Болгария, Долнобешовишский Михаило-Архангельский монастырь, 1845 год)
В миру Матфей, родился в селении Габрово Тырновской епархии в Болгарии. Матфей получил хорошее образование, но земным благам предпочел служение Богу и ушел на Афон, в Хилендарский монастырь. Здесь он принял иноческий постриг с именем Манассия. Но даже суровое подвижничество монаха Афонской горы не вполне удовлетворяло строгого к себе инока, и Манассия решил пострадать за Христа. Желанием этим он поделился со старцем Никифором. Старец постриг его в схиму с именем Онуфрий и, дав наставление, отправил с иноком Григорием на турецкий остров Хиос. Там преподобномученик Онуфрий открыто исповедал христианскую веру, за что был схвачен и предан жестоким мучениям.
После истязаний его обезглавили и бросили в море 4 января 1818 года.
По преданию, в раннем возрасте, будучи наказан своими родителями, по наущению диавольскому, он выразил пред турками желание принять магометанскую веру. Но милостью Божией был исхищен из рук магометан. Всю жизнь он горько раскаивался в своем юношеском поступке, и пострадать сподобился на том самом месте, где едва не предал Христа.
Мученица Дафросия (Дафроса, Аффроса) Римская (греч. Δαφροσία, лат. Dafrosa, Affrosa)
Жена высокопоставленного римского чиновника (возможно, префекта) Флавиана. Их дом был прибежищем для многих христиан во времена гонений Юлиана Отступника. После того, как Флавиан был мучим, а затем выслан их Рима, Дафросия была казнена. Произошло это около 362 года.
Примерно через год приняли мученическую кончину за Христа дочери Флавиана и Дафросии - святые Димитрия и Вивиана.
Преподобный Иоанн Схоларий (греч. Ἰωάννης Σχολάριος), игумен
Ученик преподобного Саввы, поставившего его игуменом монастыря Евдокииной башни - одного из 11 монастырей, воздвигнутых вокруг Великой Лавры. Впоследствии монастырь получил название Схолариевого.
Святой Иоанн просиял православной верой и монашескими добродетелями, являя их на протяжении 35 лет жизни в этой обители.
Память прп. Иоанна Схолария засвидетельствована в "Палестино-грузинском календаре" X века.
Святитель Симеон (Молюков), митрополит Смоленский (Сибирский, Новосибирский)
Память 4 января (в Новосиб. еп.), в Соборах Нижегородских, Сибирских, Смоленских святых.
Родился в Тобольске, по происхождению был из купеческого рода Молюковых.
Приняв монашеский постриг, он некоторое время жил в Ростовском Борисоглебском монастыре, а потом, как отличившийся высокими дарованиями, был поставлен в архимандрита Нижегородского Печерского монастыря. Здесь он своим благочестием и деятельностью, направленной на благоустройство обители, обратил на себя внимание церковной иерархии. В 1674 году его перевели в Москву в качестве настоятеля Андроникова монастыря, где он вскоре снискал к себе особое расположение царя Алексея Михайловича и его семейства.
9 апреля 1676 года хиротонисан во епископа Смоленского с возведением в сан архиепископа в Успенском Московском соборе.
Ему предстояло восстановить в недавно отвоеванном русскими у поляков Смоленском краю Православие, попранное латинскими ересями и оружием.
Сначала были приспособлены к православному богослужению прежние православные храмы и монастыри, обращенные в католические и униатские. Но этого было недостаточно для окормления паствы и в течении своего двадцати-трех-летнего святительства владыка Симеон занимался храмостроительством. В особом представлении царю архиепископ докладывал, что в Смоленске желательно иметь собор, который соответствовал бы величию Православия. В 1676 году из Москвы были присланы проект для постройки собора, двенадцать тысяч рублей, пожертвованные царём, а также необходимые материалы. 2 августа 1677 года была совершена закладка Успенского собора, однако закончить это начинание святителю не пришлось. По благословению архипастыря храмы строились и в других городах епархии. Так, был возведён Троицкий собор в Вязьме, начата постройка Успенского храма в городе Красном.
В 1678 году архиепископ Симеон был на Московском соборе по вопросу об обрядах в неделю Ваий.
1 сентября 1681 года был возведен в сан митрополита. В этом же году принимал участие в погребении патриарха Никона и получил от царя в подарок богатую митру из ризницы усопшего. Через несколько месяцев в присутствии царя освящал церковь во Флорищевской пустыни.
В конце 1681 года принимал участие в работе Земского Собора и в заседаниях Поместного Собора, на котором было решено учредить Смоленскую митрополию, а в Вязьме и Брянске — викариатства.
В 1682 году участвовал в хиротонии епископа Митрофана, будущего Воронежского чудотворца.
Но возвышение митрополита Симеона было не по душе новому патриарху Иоакиму. Когда скончался царь Феодор Алексеевич владыка Симеон быстро уехал из Москвы, не дождавшись венчания на царство Иоанна и Петра, и вскоре был подвергнут тяжкому уничижению. Он был лишён белого клобука и сослан на покаяние в Троице-Сергиев монастырь.
В его отсутствие в Смоленской епархии усилился раскол, римо-католическое духовенство тайно проникало в дома православных и совращало их. После двух лет заточения, святитель Симеон указом патриарха был освобожден и в прежнем сане отправлен в свою епархию, где продолжил усиленные труды по благоустройству епархии. Он неоднократно встречал в Смоленске царя Петра I.
Обременённый преклонным возрастом, святитель в 1695 году стал проситься на покой. Однако, пока решалось дело о достойном преемнике, в ночь на 4 января 1699 года он скончался.
Почитание
Погребли святителя в Троицком соборе Смоленска. Усыпальница его, ставшая позже местом упокоения его преемников — Сильвестра II (Черницкого), Сильвестра III (Крайского) и Дорофея (Короткевича), до революции часто посещалась благочестивыми смолянами. Над могилами архиеереев была построена придельная церковь в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радости".
Очень многие почитали митрополита Симеона святым, служили ему панихиды и по вере получали исцеления. Так, по молитвам святителя в 1840 году тяжелобольная помещица Богданович, много лет лечившаяся в России и за границей, получила исцеление после возобновления усыпальницы, пришедшей в ветхость.
В 1930-е годы останки были перенесены на городское кладбище.
17 марта 1996 года мощи митрополита Симеона были торжественно перезахоронены в усыпальнице Смоленского Успенского собора.
(Смоленский Успенский собор)
Святитель Симеон был канонизован как местночтимый святой Новосибирской епархии, а также прославлен в 1984 году в Соборе Сибирских святых.
Преподобный Тимофей Столпник, Кахуштский
Родился в VIII веке в деревне Кахушта, расположенной восточнее Антиохии, в христианской семье. Северная Сирия в то время находилась под арабским владычеством. Родители Тимофея умерли, когда тот был совсем маленьким, поэтому воспитывали его братья и сёстры. Когда ему было семь лет, он был однажды так сильно побит старшим братом, что убежал из дому и нашёл пристанище в деревне Кафр Зума на пути из Антиохии в Алеппо. Там его подобрали местные жители и воспитывали как собственного сына. Тимофей рос в благочестии, насыщаясь чтением житий святых, подвиги которых желал повторить.
Достигнув юношеского возраста, он принял решение отречься от мира и стать монахом. Вместе с несколькими друзьями он отправился в Святую Землю. Поклонившись святым местам, Тимофей посетил отшельников в окрестностях Иерусалима. Там он встретил некоего старца, который постриг его в монашество и дал первые наставления в духовной жизни.
Через несколько лет святой вернулся в Кафр Зуму. По пути он решил пожить некоторое время в монастыре Маруна близ Шейзара, чтобы под видом обучения плотницкому ремеслу завоевать доверие насельников и обратить их из монофелитской ереси в истинную веру. Однако когда он убедился, что его доводы на маронитов не действуют, то ушёл от них, а они сокрушались, восклицая: "Как жаль, авва Тимофей, что ты исповедуешь веру Максима!"
Приёмные родители встретили Тимофея с радостью и построили для него хижину, в которой тот стал жить затворником.
Примерно в 40-летнем возрасте святой предпринял путешествие в Антиохию и по пути, остановившись в Кахуште, встретил братьев. Они не узнали его. Тогда Тимофей открылся и рассказал о своей жизни. Братья убедили его остаться в родной деревне, и Тимофей продолжил отшельническую жизнь там. Молва о его святости быстро распространилась, и у преподобного появилось несколько учеников. Так образовался небольшой монастырь, в котором сам Тимофей через некоторое время стал подвизаться на высоком столпе. В житии упомянуто об особой церемонии, которая была проведена перед вступлением Тимофея на подвиг: "Собрались священники и селяне и совершили отпевание, как в обычае у отшельников, после чего заключили его в келью".
К святому во множестве стекались за помощью и советом люди, которых он он спасал от клеветы, избавлял от непогоды, возвращал им похищенное имущество, исцелял от болезней и беснования, вымаливал у Бога дарование детей, укрощал диких животных. Совершая многочисленные чудеса, он стал провозвестником воли Божией в округе, приходя на помощь скорбящим и исправляя изъяны в вере и нравах.
К Тимофею приходили не только христиане, "но и другие из всякого народа под небесами". Одно из своих первых чудес святой совершил над мусульманином, приведя его к раскаянию в блудном грехе, причём вопрос о его вероисповедании не возникал. Очевидно, это была сознательная позиция Тимофея. Так, богатого перса, пришедшего к нему просить об исцелении сына, дьявол искушал помыслами, что святой поставит условием чуда переход в христианство; однако подвижник показал, что знает об этих кознях, и уверил перса, что не потребует от него сменить веру. Однако другого мусульманина, специально пришедшего узнать, какая вера истинная, Тимофей с помощью чудесного видения обратил в христианство.
Когда невестку святого Тимофея обвинили в измене - никто не желал верить, что её сын законнорожденный, - тогда он попросил женщину поднять ребёнка в корзине к нему в келью. Затем, обратившись к Богу со словами: "Если этот мальчик появился от блуда, пусть его душа отойдёт, когда он упадёт на землю; но если его мать ложно обвинили, пусть он приземлится на ноги безо всякого вреда", - он выбросил ребёнка из окна. Его мать стала кричать от страха, но мальчик не пострадал.
Однажды посетить человека Божия приехал патриарх Антиохийский Феодорит (ок. 777 - ок. 794), в роскошном экипаже и дорогих облачениях. Тимофей упрекнул его за роскошь, ведь в то время христиане были угнетаемы, и призвал помочь бедным и вдовам, а также поддержать церкви и монастыри. Но как только иерарх вернулся к себе в город, он стал вести прежний образ жизни. Тогда преподобный послал патриарху известие, что если он не исправится, то не сможет освятит миро в Великий Четверг. Так и произошло: когда наступил этот день и патриарх готовился освящать миро, явились послы от халифа Гарун-ар-Рашида и арестовали Феодорита. Закованным в цепи его повезли к правителю, чтобы патриарх дал объяснения по поводу клеветнических обвинений в свой адрес. Феодорит уговорил стражу сделать в пути остановку возле столпа преподобного Тимофея. Святой предсказал, что благодатью Божией патриарх будет избавлен от этого испытания, но ему следует отказаться от щедрых предложений правителя. Едва патриарх предстал перед халифом, как тот отдал приказ немедленно его казнить. Но тут явился Ангел, внушивший палачу такой страх, что он не смог ничего сделать; у второго палача отнялась рука. По ходатайству одного из своих фаворитов халиф сменил гнев на милость, но присудил патриарху служить привратником. Архиерею пришлось выполнять это унизительное поручение, доколе однажды сын халифа не заболел. Когда все призванные врачи оказались бессильны, правитель в отчаянии обратился к Феодориту. Патриарх взял сосуд с маслом, освящённым преподобным Тимофеем, помазал мальчика, и тот сразу поправился. Обрадовавшийся Гарун-ар-Рашид наградил Феодорита золотом и драгоценностями. Но патриарх, помня о наказе Тимофея, отказался от богатства, лишь попросив халифа быть более справедливым к христианам при взимании с них подушного налога и позволить отреставрировать храмы. Исцелив затем своего палача и попросив не казнить его обвинителей, Феодорит отправился в обратный путь. Заехав по дороге к святому Тимофею, он снова получил увещевания воздать благодарность Богу и жить по-апостольски.
Преподобный Тимофей скончался в мире в возрасте 85 лет. В греческих месяцесловах указан год кончины: 872, однако он не согласуется с рассказом о визите патриарха Антиохийского Феодорита (ок. 777 - ок. 794)
Поскольку дата отшествия святого ко Господу не была записана, его память одни отмечали 24 апреля, в день возвращения Тимофея в родную деревню, другие - 8 января, вспоминая чудо ниспослания дождя по его молитве после долгой засухи; наконец, после перенесения мощей преподобного Тимофея в Антиохию, которое произошло 9 сентября, эта дата по распоряжению патриарха была внесена в синаксарь как официальный день памяти святого. Однако и она со временем была вытеснена другой - 4 января. Грузины же праздновали память святого Тимофея 28 января.
Преподобный Евагрий (сподвижник Шио Мгвимского), Илия-дьякон и другие
Память 4 февраля и, вместе со святым Илией диаконом и другими сподвижниками Тринадцати Сирийских отцов, 4 января.
Преподобный Евагрий был Картлийским вельможей, правителем Цихедиди. Сын благочестивых родителей, он с отрочества обучался Святому Писанию.
Однажды, Евагрий, охотясь в своих владениях, в горах Саркинети, внезапно увидел странную птицу, похожую на голубя, которая клювом куда-то несла пищу. Запомнив направление, куда она летела, Евагрий в следующий день направился туда и увидел в пещере молящегося старца.
Удивленный необычностью увиденного, Евагрий преисплонился святым рвением и кротко попросил святого отца, позволить ему остаться при нём. Святой Шио вначале отказал Евагрию, но тот настойчиво упрашивал старца. Преподобный Шио решил узнать Волю Божью и испытать твёрдость решения просящего. Он дал ему свой посох и сказал: "Опусти сей посох в реку Мтквари; река расступится, и ты пройдешь по суше. Ступай домой и распорядись своими владениями. На обратном пути опять опусти посох в реку и, если река опять расступится перед тобой, прейди ко мне, а если не расступиться, возвращайся домой, ибо, Господь не желает того, к чему стремишься ты".
Вернувшись домой, Евагрий распорядился своими владениями, обеспечив домашних и придворных всем необходимым, роздал имущество нищим и вернулся к отцу Шио. На обратном пути чудо произошло вновь: река расступилась перед ним и дала путь вставшему на стезю ангелоподобной жизни.
Молва о подвигах преподобных Шио и Евагрия распространилась по всей Грузии. Многие оставляли мир и начинали монашескую жизнь.
Достигнув преклонного возраста, святой Шио собрал братьев и сказал им: "Выберите одного из вас, который будет пастырем этого братства, ибо настало время моего уединения. Решил я спуститься в пещеру, подготовленную мною жильём и могилой себе!"
По просьбе братьев святой Шио избрал настоятелем монастыря преподобного Евагрия.
Преподобный Евагрий покорно принял бремя настоятеля братии и с Божьей помощью и молитвами отца Шио мудро правил монастырём.
Священномученики Александр (Скальский), Стефан (Пономарев) и Филипп (Григорьев)
(сщмч. Александр Скальский)
В городе Верном к 1916 году, когда здесь была учреждена новая кафедра, Семиреченская, существовало 16 церквей, несколько часовен и Иверско-Серафимовский женский монастырь. Однако наиболее посещаемой была Никольская церковь, настоятелем которой был протоиерей Александр Скальский (Скальский Александр Филимонович родился в 1876 году в селе Ярославичи Дубенского уезда Волынской губернии в семье священника), деятельный и одухотворенный священник. Отец Александр особо почитал великомученика целителя Пантелеимона. Его любовь к этому святому передалась и его пастве, и в 1910 году его стараниями в город Верный из Афонского Пантелеимонова монастыря прибыли в дар частицы святых мощей великомученика Пантелеимона и святителя Григория Богослова.
В октябре 1917 года, за две недели до революции, совершив длительный путь из Ирана в Семиречье, на новую Верненско-Семиреченскую кафедру прибыл преосвященный Пимен (Белоликов). Яркий проповедник и непреклонный защитник Православия, уже в сентябре 1918 года владыка Пимен был убит по приказу исполнительного комитета Верненского РСДРП.
Протоиерей Александр Скальский был одним из ближайших помощников и сподвижников епископа Пимена. Будучи настоятелем церкви при детском приюте, отец Александр вместе со своими питомцами насадил напротив приюта парк. Новые власти приют закрыли, детей расселили по коммунам, а парк вырубили. И даже сам город Верный переименовали в Алма-Ату.
О том, что происходило в городе в 1918 году, оставила воспоминания одна из монахинь Верненского Иверско-Серафимовского монастыря: «Женщины наряжались в священнические ризы, в митры, как архиереи, на телегах по городу ездили, песни пели, плясали». В монастырь пришли люди с винтовками, требуя выдать им генеральскую дочь игумению Евфросинию (Бакуревич). Сестры спрятали мать Евфросинию в амбаре. Красноармейцы, поискав, и не найдя игумению, в отместку поставили у монастырской стены двух монахинь и расстреляли.
В городе происходили повальные аресты духовенства, монашествующих и мирян. Осенью 1919 года был закрыт Иверско-Серафимовский монастырь, насельницы которого разбрелись по городу и его окрестностям. Многие из них ежедневно приходили в Никольскую церковь, где духовно окормлялись у протоиереев Александра Скальского и Стефана Пономарёва.
Отец Александр, видя бедственное положение сестёр, рассеянных по городу, и зная, что «монастырских» на работу не принимают, стал уговаривать их поселиться в церкви. Монахини закрытого и разоренного монастыря стали жить в нижнем полуподвальном помещении храма. В церкви они пели на клиросе, пекли просфоры, продавали свечи. Жили по монастырскому уставу.
Протоиерей Александр Скальский много времени проводил в Никольской церкви. И в церкви, и в церковном дворе не было ни одного уголка, где бы не чувствовалась его по-хозяйски добрая рука. Вся церковь была в цветах, и весь двор – три большие аллеи - были засажены всевозможными цветами и деревьями. Служил отец Александр по воскресным и праздничным дням. Все остальное время он ходил в дома обездоленных, больных и морально опустившихся людей. Утешал, проповедовал, старался помочь и направить на путь спасения.
Отец Александр очень любил торжественность богослужения, и сам он всегда был радостным, веселым, громкоголосым. «Надо, чтобы люди радовались, – говорил отец Александр, – чтобы все были веселы! Надо так служить, чтобы и сам воздух звенел!»
(сщмч. Стефан Пономарев)
Отец Стефан Пономарёв (Пономарёв Стефан Константинович родился 14 декабря 1880 года в городе Верный Семиреченской области в мещанской семье) был совершенно иным. Задумчив и молчалив, он всегда был погружен в молитву. Жил он как строгий монах и служил ежедневно, не пропуская ни одного богослужения. И службы его были тихими, строгими и неторопливыми, всегда проникновенными и благоговейными.
В Первую Мировую войну, во время боевых действий, отец Стефан долгое время находился в окопах. Была весна, дождь и мокрый снег наполняли окопы водой и грязью. Из окопов батюшку вытащили едва живого и доставили в госпиталь. Прежде отец Стефан имел очень красивую наружность и гордый нрав. В военном госпитале ему удалили носовые хрящи, отчего у отца Стефана деформировалась перегородка носа. Вернувшись с фронта, он сказал: «Бог шельму метит. Вот и меня Господь пометил и присмирил».
Священники жили очень скудно. Чтобы облегчить ведение домашнего хозяйства, одинокий отец Александр переехал жить к отцу Стефану и матушке Прасковье. Еды почти не было. Бывало, батюшки зайдут к монахиням: «Матушки, дайте стакан воды и хлеба». Сестры дадут, они посолят, поедят и так до вечера.
В 1927 году отец Александр стал склоняться к мысли о том, чтобы вступить в общение с обновленцами. Отец Стефан, напротив, не допускал ни малейшего компромисса с новыми властями. Дух единства, на котором коренилась дружба двух пастырей, был утерян, но не была утеряна христианская любовь и сопереживание одного человека другому.
Отец Стефан сказал отцу Александру: «Я в обновленчество не пойду. Я буду служить по-старому в Пантелеимоновском приделе. Но и тебя никуда не пущу. Выбирай себе любой придел и служи в нем, как знаешь. Ты настоятель, это твой храм и ты должен быть здесь».
Паства Никольского храма не пошла за настоятелем. Но и не осудила его. Посовещавшись, к отцу Александру послали одну пожилую прихожанку, которая должна была высказать ему мнение прихожан. После этого отец Александр сказал отцу Стефану: «Через эту старушку просветил Господь и душу мою, и разум». Отец Александр покаялся в своем желании отступить от полноты Церкви, и они с отцом Стефаном вновь стали служить вместе.
В 1930-е годы Никольская церковь осталась единственным в городе оплотом православия.
(Никольский собор г. Алма-Аты (г.Верный))
В это время в Алма-Ате был устроен пересыльный пункт ГПУ, куда отправляли заключенных со всей страны. Здесь заключенные получали распределение в лагеря, а ссыльные должны были сами являться в ГПУ за направлением в места ссылки.
Начальником ГПУ в то время был некий товарищ Иванов. Мать у него была верующей, поэтому он хорошо знал монахинь и неплохо к ним относился. Когда ссыльных было очень много и их негде было размещать, начальник Алма-Атинского ГПУ посылал их в Никольскую церковь, зная, что там принимают всех обездоленных.
Не было ни одной ночи, чтобы в Никольском храме не ночевали ссыльные. Монахини топили печь в церковном подвале, варили еду, стирали белье ссыльных. Отец Александр из скудного церковного дохода выдавал деньги на помощь ссыльным, на эти средства им покупали еду, одежду и обувь.
Вместе с ссыльными в город приходили эпидемии. В один год свирепствовал тиф, но и тогда в церкви всех принимали, и никто – ни священники, ни сестры – не заболели.
С 1929 года в Никольской церкви начал свое служение протоиерей Филипп Григорьев, калмык по национальности (Григорьев Филипп Михайлович родился 6 ноября 1870 года). После 1917 года отец Филипп служил в церкви села Александровка Алма-Атинской области, по закрытии которой он продолжил свое служение в Троицкой церкви Алма-Аты до тех пор, пока она не стала обновленческой. Не пожелав переходить в раскол, он стал проситься к отцу Александру Скальскому в Никольскую церковь, и был радушно принят.
В эти годы Никольская церковь, как Ноев ковчег, собирала под своими сводами всех терпящих искушения в волнах богоборческого беснующегося моря. И нередко алтарь Никольской церкви был переполнен духовенством от диакона до архиереев.
В начале декабря 1932 года к сестрам в Никольский храм пришла мать начальника ГПУ и сказала: «Мой сын послал меня предупредить, что в ночь под 10 декабря всех священников арестуют».
Вечером в церкви совершалась всенощная накануне празднования иконы Божией Матери «Знамение». Служил владыка Герман, сослужили отец Феоген, отец Александр, отец Стефан и отец Филипп. Кроме епископа Германа, священников и сестер, никто не знал о предстоящем аресте. Служба закончилась, сестры спустились в свою келью. Сестры поужинали и говорят: «Ну, вот и неправду сказали. Уже 10 часов вечера, а все спокойно». Мать Феодора возразила: «Рано еще так говорить, еще вся ночь впереди».
Вскоре пришли красноармейцы, арестовали всех священников, а сестер не тронули. Начальник ГПУ Иванов не дал ордер на их арест.
Сестры не знали, оставаться им жить в церкви или уходить. Сотрудники ГПУ объявили, что в храме сделают овощное хранилище, но сестрам разрешили остаться жить, только не зажигать света.
Протоиереев Александра, Стефана и Филиппа допрашивали в ГПУ в течение месяца. В тюрьме они заболели сыпным тифом. Первым умер отец Филипп Григорьев 17 января, вторым – отец Стефан Пономарев 18 января. Отец Александр Скальский умер 20 января 1933 года.
Тела священномучеников разрешили забрать монахиням и похоронить на лагерном кладбище.
Священномученики Александр, Стефан и Филипп были канонизированы к местному почитанию 14 февраля 1999 года. Причислены к лику святых новомучеников Российских Архиерейским собором Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания, им установлена общая память 4 января.
Священномученик Павел (Филицин)
Память 4 января, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Московских святых.
Родился в 1894 году в селе Карпово Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника.
В 1910 году окончил Дмитровское духовное училище, а в 1914 году - ремесленное училище имени Шелапутина в Москве и поступил псаломщиком в Воскресенскую церковь в селе Карпово.
В 1915 году он был мобилизован в действующую армию и во время боев в 1916 году попал в плен. Вернувшись на родину в 1918 году, он был назначен псаломщиком в Воскресенскую церковь.
15 ноября 1920 года рукоположен во диакона епископом Дмитровским Серафимом (Звездинским), определен к той же церкви.
В 1923 году был хиротонисан во священника к Николаевской церкви в селе Горки Дмитровского уезда.
4 апреля 1931 года был переведен в Москву, в храм Ризоположения в Леонове.
У о.Павла не было своей семьи, своего дома.
15 ноября 1937 года был арестован по обвинению в "антисоветской агитации" и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.
23 ноября 1937 года следователь допросил отца Павла.
– К Церкви какого направления вы принадлежите? – спросил он.
– Я принадлежу к тихоновской церкви, – ответил священник.
– Следствию известно, что вы на квартире встречались… и проводили контрреволюционную агитацию… Признаете, что это было? Так или нет?
– Нет, этого не было, ибо таких встреч на квартире и где бы то ни было не было, кроме как встреч мимоходом, и никакой контрреволюционной агитации против советской власти я не проводил.
5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Павла к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
Скончался в заключении 17 января 1941 года, погребен в безвестной могиле.
7 января 1957 года был реабилитирован Президиумом Московского городского суда по 1937 году репрессий.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года был прославлен в Соборе святых новомучеников и исповедников Российских.