Седмица 34-я по Пятидесятнице. Святки.
Обре́зание Господне.
Свт. Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (379).
Свт. Элвана и св. Мидвина Бретонских, миссионеров Британских (кон. II; Кельт. и Брит.); мч. Василия Анкирского (ок. 362); св. Емилии, матери свт. Василия Великого (IV); прмч. Телемаха Римского (404; Греч.); прп. Мэлриса Бардсийского (VI; Кельт. и Брит.); прп. Куана Ирландского (VI; Кельт. и Брит.); прп. Коннаты (Комнатаны), игумении Килдарской (ок. 590; Кельт. и Брит.); прп. Клара, игум. Вьеннского (ок. 660; Галл.); прп. Феодосия, игум. Триглийского (VIII; Греч.)
Свт. Фульгентий (Фульгенций), епископ Руспийский (ок 530), мч. Петра Триполийского (1772/1776; Греч.); свт. Афанасия, еп. Могилевского и Полоцкого, Полтавского чудотворца (1801; Полтав.).
Прмч. Иеремии (Леонова), монаха (1918); сщмчч. Платона (Кульбуша), епископа Ревельского, и с ним Михаила Блейве и Николая Бежаницкого, пресвитеров (1919); сщмчч. Александра (Трапицына), архиепископа Самарского, и с ним Иоанна Смирнова, Александра Иванова, Иоанна Сульдина, Александра Органова, Вячеслава Инфантова, Василия Витевского, Иакова Алферова, пресвитеров (1938).
Святые дня, молите Бога о нас!
Обре́зание Господне
Обрезание – ветхозаветное обрядовое установление, которое состояло в отторжении крайней плоти детородного органа у всех младенцев мужского пола в 8-й день по рождении. Совершать его повелел Господь Аврааму и всем его потомкам по плоти: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт. 17:10-11). Повеление это было повторено Моисею (Исх. 12:44; Лев.12:3). Печатью этого знамения служило имя, которое давалось в этот же день. А наречение имени – очень важный момент. В отличии от всего на земле, человек – существо личностное. Имя выделяет человека из всей, так сказать, “массы человечества”, и дает возможность узнавать его.
Христос, будучи по плоти потомком Авраама, был обрезан на 8-й день и назван Иисусом – именем, которое было предвозвещено Пресвятой Деве Марии Архангелом Гавриилом, когда он благовестил тайну воплощения и рождения от Нее Сына Божия (Лк. 1:31; Лк. 2:21). Само наречение этого имени является знамением величайшего служения вочеловечившегося Сына Божия, ”ибо Он спасет людей Своих от грехов их” (Мф. 1:21). В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом, в знак очищения от первородного греха. Это еще не было полное, истинное очищение, которое установил Господь наш Иисус Христос, взяв на Себя грехи мира и пролив Свою Кровь на Кресте. Ветхозаветное обрезание было как бы наказанием за прародительское преслушание: ”се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя” (Пс. 50:7).
Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом – в каком завете с Богом нуждался Присносущественный Творец и Законоположник мира? По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: ”Не нарушить закон пришел Я, но исполнить”. Святитель Димитрий Ростовский писал: ”В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех”.
Совершив закон обрезания, Иисус Христос тем самым и упразднил этот закон. Теперь, как Он стал причастником нашей природы, так и нам надо быть причастниками Его жертвенной любви, Его чистоты, Его святости. И поскольку Он имеет всю полноту в нас, то и вы, – пишет Апостол Павел, “имеете полноту в нем”. Он “есть глава всякого начальства и власти; в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых“.
О смысле Ветхозаветного обрезания
Для христианина полноценная жизнь начинается с крещения. Чем-то подобным было обрезание в Церкви ветхозаветной. Еще Аврааму было сказано: “Сей завет Мой”: “да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами” (Быт. 17:10-14).
По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты).
В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся (Кол.2:11-12). Вместе с обрезанием, воспринятым Господом как знамение Завета Бога с людьми, Он получил и Имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира (Мф. 1:21; Мк. 16:17; Мк. 9:38-39; Лк. 10:17; Деян. 3:6 Деян. 3:16; Фил. 2:9-10). Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и “обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым” (Кол. 2:11). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.
(Обрезание Господне. Бенвенуто Тизи (Гарофало), 1519)
Господь пришел установить Новый Закон, и Он должен был исполнить Ветхий. И вот Он с самого Своего рождения (обрезание — первое священнодействие после рождения) сразу же начинает исполнять закон. Законодавец первый подчиняется закону. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое. Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец.
Исполняя Закон, Иисус пролил Свою кровь при обрезании, освятив землю, подобно как кровь и вода потом истекли из ребер Его, и даже капля той крови исцелила душу Корнилия сотника. Этим обрезанием Господь не нуждался ни в чем, что напоминало бы Ему о Завете, но исполнив Закон, Сам исполнил завет между Богом и людьми о спасении человеческого рода. Именно поэтому после воскресения Христа данный обряд потерял свое значение, ибо данное Богом обещание уже сбылось. Бог же, как отмечает свт. Феофилакт Болгарский, только известным Ему образом сохранил частицу обрезанной плоти неврежденной и по Воскресении снова воспринял оную, подобно как мы в воскресении получим тело наше в целости.
Если наш Господь исполнял закон, то и мы по примеру Его обязаны делать то же самое. “То есть прежде чем достигать высоких духовных созерцаний, мы обязаны сначала исполнять заповеди о делах; прежде чем молиться своими молитвами, нужно исполнять церковный чин; прежде чем дойти до свободы духа, нужно научиться дисциплине повиновения; прежде чем вступить в область благодати, нужно пройти еще закон; прежде чем достигнуть бесстрастия, нужно вести борьбу со страстьми и особенно с «собственной волею»; прежде чем дойти до совершенства любви, нужно научиться исполнять хоть повеления власти, Церкви (например, о постах); прежде чем войти в дух, во внутреннее, нужно сделать по букве, внешнее. Одним словом, прежде чем сделаться новозаветным человеком, нужно еще побороть в себе ветхого, то есть исполнить ветхозаветные требования.” – митрополит Вениамин (Федченков).
(От себя добавлю, что его Слово на Обрезание Господне на мой взгляд один из лучших богословских трудов на эту тему)
Господь, прежде чем получить в таинстве Крещения благодать Святого Духа, нисшедшего в виде голубя, сначала исполняет закон. Так и нам, чтобы действительно сделаться благодатными, уже окончательно возродиться, нужно еще исполнять разные законы, каноны, «правила», «послушания», чины и так далее. Закон, следовательно, нужно исполнять сначала.
Что касается истории включения праздника Обрезания Господня в церковный календарь, то считается, что это произошло в IV веке. Канон празднику был написан преподобным Стефаном Савваитом. Это событие, в конечном счете, и вошло в Церковь в виде великого праздника.
Тропарь Обрезанию
глас 1
Ты, Иисус, сидящий в небесах на огневидном престоле с Безначальным Отцом и Божественным Твоим Духом, благоволил родиться на земле от Девы, не познавшей мужа, Матери Твоей; поэтому и был обрезан, как человек, на восьмой день. Слава всемилостивой воле Твоей, слава промышлению Твоему, слава снисхождению Твоему, Единый Человеколюбец!
Кондак Обрезанию
глас 3
Господь всех (всего) терпит обрезание и, будучи Благодетелем, обрезывает человеческие прегрешения, дарует сегодня спасение миру
Праздник Обрезания Господня продолжается один день и соединяется с празднованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня.
Святитель Василий Великий, архиепископ
Василий Великий родился около 330 г. в Кесарии. В семье свт. Василия к лику святых причислены мать Эмилия, сестра Макрина, брат Григорий. Отец был адвокат, под его руководством Василий получил первоначальное образование, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом, а позже перешел в школы Константинополя. Для завершения обучения св. Василий отправился в Афины — центр классического образования.
В Афинах Василий Великий приобрел все доступные знания. О нем говорили, что «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, — это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».
Между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Около 357 г. святой Василий возвратился в Кесарию, где вскоре вступил на путь аскетической жизни. Василий, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Желая найти духовного руководителя, он посетил Египет, Сирию, Палестину.
Подражая наставникам, вернулся в Кесарию и поселился на берегу реки Ирис. Вокруг него собрались иноки. Сюда же Василий привлек своего друга Григория Богослова. Они подвизались в строгом воздержании; при тяжелых физических трудах изучали творения древнейших толкователей Священного Писания. Ими был составлен сборник Добротолюбие.
В царствование Констанция распространилось лжеучение Ария. Церковь призвала к служению Василия и Григория. Василий вернулся в Кесарию, где в 362 г. был рукоположен в сан диакона, в 364 г. — в сан пресвитера. При императоре Валенте, стороннике ариан, в тяжелые времена для Православия к Василию перешло управление церковными делами. В это время он составил чин Литургии, «Беседы на Шестоднев», а также книги против ариан. В 370 г. Василий был возведен епископом на Кесарийскую кафедру. Он прославился своей святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. Среди постоянных опасностей св. Василий поддерживал православных, утверждая их веру, призывая к мужеству и терпению. Все это вызывало ненависть к нему ариан. Все свои личные средства он употреблял в пользу бедных: создавал богадельни, странноприимные дома, лечебницы, устроил два монастыря — мужской и женский.
Ариане всюду преследовали его. Св. Василию угрожали разорением, изгнанием, пытками и смертью. Он же сказал: «Смерть для меня благодеяние. Она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь».
(три Вселенских учителя и святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст)
Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения истощили силы святителя, и 1 января 379 г. он преставился ко Господу, будучи 49 лет. Церковь тотчас стала праздновать его память. Современник Василия Великого, епископ Амфилохий так оценил его заслуги: «Он принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим».
Тропарь святителя Василия
глас 1
Во всю землю изыде вещание твое,/ яко приемшую слово твое,/ имже боголепно научил еси,/ естество сущих уяснил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ царское священие, отче преподобне,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак святителя Василия
глас 4
Явился еси основание непоколебимое Церкве,/ подая всем некрадомое господьство человеком,/ запечатлея твоими веленьми,// небоявленне Василие преподобне.
Молитва святителю Василию Великому
О великий во иерарсех, вселенныя учителю богомудрый, преблаженне отче Василие! Велия подвиги и труды твоя, яже во славу Святыя Церкве совершил еси: ты исповедник твердый и светильник веры Христовы на земли был еси, светом Боговедения верныя озаряяй, ложная учения попаляяй и всему миру слово спасительныя истины возвещаяй. Ныне же, велие на Небесех имеяй дерзновение ко Святей Троице, помози нам, со смирением к тебе припадающим, твердо и неизменно святую Православную веру до конца жития нашего сохранити, от маловерия же, сомнений и колебания в вере соблюди, да не прельщени будем богопротивных и душепагубных учений словесами. Дух ревности святыя, еюже ты пламенел еси, о преславный Церкве Христовы пастырю, возгрей предстательством твоим и в нас, ихже Христос постави быти пастырями, да всеусердно просвещаем и утверждаем в правей вере словесное стадо Христово. Умоли Господа, да возвысится страна наша, и да дарует всему народу нашему здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение. Испроси, о милосердый святителю, от Отца светов и всем, всякий дар коемуждо благопотребен: младенцем благое в страсе Божием возрастание, юным целомудрие, старым и немощным укрепление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблуждшим вразумление и исправление, обидимым заступление, сиротам и вдовицам защищение, искушаемым благодатное поможение, отшедшим от сего временнаго жития отцем и братиям нашим блаженное упокоение. Ей, святче Божий, призри милостиво от обителей Горних на нас, смиренных, многими соблазнами и напастьми обуреваемых, и к земли приверженных возведи к высоте Небесней. Преподаждь нам, преблагий отче, твое архипастырское и святое благословение, да, оным осеняемии, в сие новое лето и во все прочее время живота нашего в мире, покаянии и послушании Святей Православней Церкви поживем, заповеди Христовы усердно творяще, подвигом добрым веры подвизающеся, и тако Царствия Небеснаго достигнем, идеже с тобою и всеми святыми сподоби Троицу Святую, Единосущную и Нераздельную пети и славити во веки веков. Аминь.
Святая Емилия Кесарийская (Каппадокийская), мать св. Василия Великого
Родилась в Кесарии между 305 и 315 годами в богатой семье, которой принадлежали обширные владения в Малой Азии.
В юности Емилия отличалась редкой красотой, но, будучи глубоко верующей, готовила себя к безбрачию. Однако она рано осиротела, отец ее принял мученическую смерть при императоре Ликинии. В то время весьма часто одиноких девиц похищали для насильственного замужества. Опасаясь этого, Емилия вышла замуж за адвоката Василия, впоследствии ставшего иереем. Василий был известен как образованный и благочестивый человек.
Святитель Григорий Богослов пишет, что их супружество состояло не столько в плотском союзе, сколько в обоюдном стремлении к добродетели. Они заботились о нищих, принимали странников, значительную часть своего имущества тратили на благотворительность. Господь благословил Емилию многочадством, у нее было 10 детей.
Ее почитают как мать, взрастившую пятерых святых – Василия Великого епископа Кесарии Каппадокийской, Григория епископа Нисского, Петра епископа Севастийского, преподобную Макрину Младшую и блаженную Феосевию.
Сын Емилии Навкратий в 22 года оставил светскую карьеру, удалился в пустыню и 5 лет жил в уединении, после чего сподобился блаженной кончины. Другой сын, Никифор, умер в раннем возрасте. Имена остальных детей Емилии неизвестны. Предполагают, что некоторые из них впоследствии приняли монашество.
После смерти отца старшая дочь Макрина помогала Емилии вести домашнее хозяйство; когда дети выросли, она убедила мать обратиться к монашескому образу жизни. Вместе они удалились в отдаленное имение на берегу реки Ирис, в современной Турции, и основали там обитель. Некоторые и из отпущенных ими рабынь захотели вместе с ними отречься от мира и пойти в монастырь, и всё у них было общее: одна келья, один стол, одни одежды; всё, нужное для жизни у них было поровну; они служили Господу единодушно, в смирении, кротости и любви, и не было у них ни гнева, ни зависти, ни ненависти, ни презрения, ничего такого, что не было бы угодно Богу. Одно постоянное было у них дело – богомыслие и молитва, а попечение и труды для нужд тела они считали неважными подельями, а не самым делом.
Дожив до преклонных лет, Емилия приблизилась к кончине. Узнав, что она находится на смертном одре, к ней в обитель пришел ее младший сын Петр и вместе со святой Макриной стал ухаживать за матерью во время ее болезни. При самом же разлучении с телом у постели умирающей с обеих сторон сидели Макрина и Петр, и называли по именам остальных братьев и сестер, а она всем, как сокровище, оставляла свое материнское благословение. Потом, положив одну руку на Макрину, а другую на Петра, она сказала, обратившись к Господу:
– Тебе, Господи, отдаю начаток и десятину от плодов моего чрева: начаток – эта перворожденная дочь, десятина – этот последний сын! Ты в Ветхом Завете повелел приносить Тебе начаток и десятину плодов: пусть Тебе будут они благоприятной жертвой и пусть снизойдет на них Твоя святыня!
С этими словами она скончалась. Ей было тогда 73 года.
Преподобномученик Телемах Римский (Telemachus, Almachio, Almachius, Almachus, монах
О мученичестве Телемаха известно со слов церковного историка блаженного Феодорита Киррского (V в.):
"...Гонорий, воцарившийся над Европою, отменил издавна производившееся в Риме поединки, и сделал это по следующему поводу: Был тогда некто Телемах, возлюбивший подвижническую жизнь. Удалившись с востока и с известною целию прибыв в Рим именно в то время, когда происходило то ненавистное зрелище, он сам вступил на поприще и сошедши вниз, покушался остановить бойцев, действовавших друг против друга оружием. Но зрители кровопролития были раздражены этим и, воспламенившись неистовством демона, который увеселяется человеческою кровию, побили камнями поборника мира. Узнав это, дивный царь Телемаха повелел причислить к победоносным мученикам, а нечестивое зрелище отменил".
По греческому житию, св. Телемах принял мученическую смерть от гладиаторского меча.
Произошло это событие 1 января 404 года. Местом его мученичества традиционно считается Колизей.
После происшедшего Гонорий отменил гладиаторские бои навсегда.
(Телемах Римский останавливает гладиатора)
Память святого Телемаха помещена в "Мартирологах" преподобного Беды Достопочтенного, святителя Адо Вьеннского и инока монастыря Сен-Жермен-ан-Пре Усуарда.
Согласно версии мученичества св. Телемаха, изложенной в "Мартирологе" святителя Адо Вьеннского (858 год), святой был убит гладиаторами по приказу префекта Рима Алипия.
Мученик Василий Анкирский
(На путать со сщмч. Василием Анкирским, память 22 марта)
Святой мученик Василий принадлежал к знатным гражданам Анкиры. В царствование императора Юлиана Отступника, за исповедание и проповедь христианской веры, он был схвачен и приведен к игемону Сатурнину. На вопрос игемона, верует ли он во Христа, Василий громким голосом воскликнул:
- Нет иного Бога, кроме Него.
Так святой без малейшего страха засвидетельствовал о своей вере во Христа, за что и был подвергнут жестокой пытке: он был повешен на дереве и тело его немилосердно строгали железными орудиями.
Затем дерзновенный исповедник Христов отослан был в Константинополь и там снова подвергся тому же тяжкому испытанию. После того мучители стали вытягивать тело страстотерпца с такой силой, что его кости вышли из своих суставов; при этом с воина Христова срезали кожу в виде ремней и кололи тело его раскаленными железными спицами.
Святой Василий мужественно претерпел все эти мучения, будучи подкрепляем Божественною силой. Наконец мучители ввергли его в раскаленную печь. Сохраненный силою Божьей невредимым от огня, Василий в узах отведен был из Константинополя в Кесарию и здесь осужден на растерзание зверям. С горячею молитвою ожидал святой Василий мученического венца и стяжал его, после того как был растерзан львицей.
Некоторые из сродников и друзей святого страстотерпца тщательно собрали священные его останки, умастили их благовониями и обвив пеленами, предали честному погребению. Впоследствии при гробнице святого мученика Василия сооружен был храм.
Святитель Фульгентий (Фульгенций), епископ Руспийский
Родился в 467 году в родовитой карфагенской семье, внук сенатора. Отец умер когда Фульгентий был очень молод, но заботами благочестивой матери его Мариамны получил хорошее образование, научился греческому и латыни. Приобрел уважение за рачительность и уважение к матери, что помогло ему получить пост прокуратора Визацены (на территории современного Туниса) при Гунерихе. Но сочинения св. Августина заставили его сложить с себя светское звание и поступить монахом в обитель.
Для этого он обратился к Фаусту, епископу изгнанному из своей епархии вандальским королем Гунериком и основавшему обитель в Визацене. Тот пытался разубедить двадцати двухлетнего Фульгентия, опасаясь что из-за физической слабости он не сможет вести суровую иноческую жизнь, но настойчивость Фульгентия преобладала и он был принят на испытательный срок. Его мать пыталась забрать его из монастыря, но Фульгентий остался в обители и был со временем принят в братию.
Возобновление набегов на монастырь заставили Фульгентия уйти в другую обитель, где настоятель Феликс доверил ему управление мирскими делами монастыря. В 499 году, во время очередного арианского преследования, они бежали в город Сикка Венерия (ныне Эль-Кеф, Тунис). Здесь они проповедовали православное учение о двух природах Иисуса Христа, за что были схвачены местным арианским священником и подверглись пыткам.
Освободившись, Фульгентий намеревался отправиться в Александрию, но переменил планы, узнав что ариане завладели Египтом. Вместо этого он отправился в Рим где молился на могилах апостолов, а затем вернулся в Визацену и основал свой монастырь. Слава о нем быстро распространилась, и ему не раз предлагали одну из многих епископских кафедр овдовевших во время гонений короля-арианина Трасамунда. Он неоднократно отказывался, зная что Трасамунд приказал позволять лишь арианам занимать эти епархии.
Однако, по смерти Руспиийского епископа Фульгентия убедили стать его наследником. Его добродетели произвели большое действие на паству, но вскоре он был изгнан арианами на Сардинию вместе с около шестидесятью архиереев державшихся православной позиции. Римский папа Симмах ежегодно помогал им провизией и деньгами. Здесь Фульгентий обратил в монастырь один дом в городе Кальяри и взялся за написание трудов для просвящения христиан Африки.
В 515 он возвратился в Африку по приглашению короля Трасамунда для открытого дебата с арианскими епископами. Его книга "Ответ на десять возражений" является собранием его аргументов в защиту Халкидонского исповедания веры. Трасамунд был очень впечатлен ученостью Фульгентия и впредь приказал чтобы все его аргументы были представлены только устно, чтобы избежать распространения его писаний среди народа. В ответ Фульгентий написал "Три книги королю Трасамунду" с опровержением арианства, и снискал еще большее уважение короля, который позволил ему остаться в Карфагене. Однако возобновление жалоб со стороны арианского духовенства заставило Трасамунда вновь выслать Фульгентия на Сардинию в 520 году.
В 523 году, по смерти Трасамунда, на престол взошел его православный сын Хильдерих. При нем Фульгентий вернулся на свою кафедру в Руспию (Ruspe) и приступил к восстановлению порядка в епархии. Его проповеди были столь глубоки, что его архиепископ, Вонифатий Карфагенский, плакал когда слышел их и благодарил Бога за то что его Церкви был дарован такой проповедник.
Позднее Фульгентий удалился в монастырь на острове Киркиния (Circinia), но был вызван обратно в Руспию где и служил вплоть до своей кончины, последовавшей 1 января в конце 520-х-начале 530-х годов.
Почитание
Святой Фульгентий пользовался величайшим почитанием в древности. Уже в 534 году Карфагенский Поместный Собор, постановления которого были утверждены V Вселенским Собором в 553 году, и некоторые из которых вошли в нашу Книгу Правил, называет Фульгентия святым. На V Вселенском Соборе Карфагенская Церковь была представлена Секстиллианом, епископом Туниса. Житие св. Фульгентия, составленное вскоре после его кончины Карфагенским архидиаконом Феррандом, называет Фульгентия святым отцем и учителем Церкви, ставя его в ряд со свв. Амвросием, Августином и Иеронимом. Святитель Исидор Севильский именует св. Фульгентия "светочем Церкви".
Так как в своем иноческом делании св. Фульгентий руководился правилами Кассиана Римлянина и ввел их в основанную им обитель, то особенным почитанием его имя пользовалось в монастыре прп. Кассиана в Марселе, а также в монастыре св. Венедикта на Монте Кассино.
После разорения Африки мусульманами, мощи св. Фульгентия были перенесены в Галлию, в город Бурж около 714 года. Впоследствии они были уничтожены во время Французской революции.
Мученик Петр Триполийский
Родом из Триполии на Пелопоннесе. Принял мученическую кончину в Одемисионе в Малой Азии в 1772 году.
Преподобный Мэлрис (Маэлрис) Бардсийский (лат. Maelrhys)
Был родом из Бретани. Возможно, он приходился двоюродным братом святым Кадфану и Хивину. Мэлрис перебрался в Британию, где подвизался на считавшемся одним из крупнейших монашеских центров острове Бардси (Святой Остров) в Уэльсе на месте нынешнего графства Гуинедд, в основанном преподобным Кадфаном монастыре Святой Марии. В Средние века считалось, что три паломничества на остров заменяют одно паломничество в Рим.
(Руины аббатства Сент-Мэрис и остатки монастырского кладбища)
В небольшой деревушке Лланфэлрис в графстве Гуинедд на полуострове Ллейн есть церковь, освящённая в честь святого Мэлриса. Предание сохранило рассказ о том, как однажды в храм забрались два вора, но в наказание за своё преступление окаменели. Два камня, известные как "Lladron Maelrhys" ("воры Мэлриса"), в течение долгого времени стояли у дороги к церкви. Недалеко от неё некогда существовал источник, который народная память также связывала со святым.
Преподобный Куан Ирландский (Мокуа, Монкан, Монкайн, Клаун; ирл. Cuan, Mochua, Moncan, Moncain, Claunus), игумен
Жил в VI веке в Ирландии. Служил в войске местного князя. Оставил службу, отрёкся от мира и посвятил себя Богу, приняв монашество. Нёс иноческие подвиги поста, молитвы и послушания с таким усердием, что стал образцом совершенной жизни для братии. По преданию, Куан за свою долгую жизнь основал 30 церквей и 120 монастырей. Сам преподобный провёл 30 лет при одном из основанных им храмов, названном в честь него Teach Mochua.
Скончался мирно 1 января в Дайринисе (Dayrinis), на 99-м году жизни.
Преподобный Куан считается строителем первого каменного храма в Ирландии.
Преподобный Клар Вьеннский (Clarus), игумен
Родился в маленькой деревушке, называемой ныне Сен-Клэр-дю-Рон (Saint-Clair-du-Rhone), в Изэре (Isère), на юге краёв Вьеннских, Франция. Приняв постриг в монастыре св. Ферреоля, впоследствии св. Клар стал духовником в монастыре св. Бландины, где были монахинями его мать и сестра. Прибл. в 620 году он стал настоятелем монастыря св. Маркелла во Вьенне, где и прожил до своей кончины.
Скончался 1 января 660 года. Известен своими чудотворениями.
Его мощи почивают в Экс-ле-Бэн (Aix-les-Bains), в Савойе.
Преподобный Феодосий Триглийский , игумен
Игумен одного из четырёх знаменитых монастырей в Триглии. Почил с миром.
Святитель Элван (Елван) Бретонский, епископ Лондонский и святой Мидвин (Медвин) Бретонский, миссионеры
В своей "Церковной истории народа англов" святой Беда Достопочтенный писал:
"В год от воплощения Господа 156-й власть [над Римской империей] принял Марк Антонин Вер, четырнадцатый император после Августа, вместе с братом своим Аврелием Коммодом. В это время епископом в Риме был святой муж по имени Элевтерий, и Луций, король Британии, послал ему письмо, выражая желание с его благословения стать христианином. Его благочестивая просьба была удовлетворена, и так жители Британии крепко и нерушимо хранили дарованную им веру в мире и спокойствии до времен правления Диоклетиана".
По преданию, бретонские христиане Элван и Мидвин были в числе миссионеров, посланных епископом Римским Елевферием в ответ на просьбу короля Луция на Британские острова, где они, как и римляне Фугатий и Дамиан (Донатиан), проповедовали Евангелие среди местных жителей. Подробности их жизни неизвестны.
Считается, что святой Элван был вторым епископом Лондона.
Преподобная Конната (Комнатана) Килдарская, игумения
Была игуменией монастыря Келл-Дара (ирл. Cill Daire - Церковь Дуба, совр. Килдар, Ирландия), основанного в начале VI столетия преподобной Бригиттой. Подробности жизни неизвестны.