Седмица 32-я по Пятидесятнице.
Рождественский пост
Мчч. Севастиана Медиоланского и дружины его: Никострата казнохранителя, жены его мц. Зои, мч. Кастория, сщмчч. Транквиллина, пресвитера, и сынов его Маркеллина и Марка, диаконов, мчч. Клавдия, начальника над тюрьмами, сына его Симфориана, брата Викторина, Тивуртия и Кастула (ок. 287); свт. Гатиана, еп. Турского (III; Галл.).
Прп. Севастиана Сохотского, Пошехонского (ок. 1500); Прославление прав. Симеона Верхотурского (Меркушинского) (1694); свт. Модеста, архиепископа Иерусалимского (633–634); прп. Флора Амийского, епископа (VII); прп. Михаила Сингелла (помощника епископа) (ок. 845); прп. Даниила, безмолвника Воронецкого (1504; Рум.).
Мч. Виктора Матвеева (1937); сщмчч. Фаддея (Успенского) Тверского и Кашинского, Николая (Клементьева) Великоустюжского, архиепископов, Илии Бенеманского, Иоанна Миронского, Владимира Преображенского, Николая Кобранова, пресвитеров (1937); сщмч. Сергия Астахова, диакона, мц. Веры Трукс (1942).
Святые дня, молите Бога о нас!
Мученики Севастиан , и дружина его: Никострат, мученица Зоя, мученик Касторий, священномученики Транквиллин, пресвитер, Маркеллин, Марк, диаконы, мученики Клавдий, Симфориан, Викторин, Тивуртий, Кастул
Святой мученик Севастиан родился в городе Нарбоне (Галлия), а образование получил в Медиолане. При императорах-соправителях Диоклитиане и Максимиане (284 – 305) он занимал должность начальника дворцовой стражи. Святой Севастиан пользовался авторитетом и любовью у воинов и придворных, ибо был человеком храбрым, исполненным премудрости, правдивым в словах, справедливым в суде, предусмотрительным в совете, верным на службе и во всех поручениях. Будучи сам тайным христианином, святой много помогал братьям по вере. Заточенные в темницу братья-христиане Маркеллин и Марк, сначала твердо исповедовавшие истинную веру, под влиянием слезных уговоров своих родителей-язычников (отца Транквиллина и матери Маркии), жен и детей поколебались в своем намерении пострадать за Христа. Святой Севастиан пришел к царскому казнохранителю, в доме которого содержались в заключении Маркеллин и Марк, и произнес вдохновенную проповедь.
«Доблестные воины Христовы! Не бросайте знамени ваших побед ради женских слез и не давайте ослабления низложенному под ваши ноги врагу, дабы он, получив опять силу, не начал с вами борьбу. Воздвигните же над земными пристрастиями славную хоругвь вашего подвига. Если бы те, кого вы видите плачущими, знали, что есть другая жизнь – бессмертная и безболезненная, в которой царствует непрестающая радость, то непременно пожелали бы войти в нее с вами и, презирая временную жизнь, старались бы получить вечную. Кто не хочет быть служителем вечной жизни, тот и эту временную жизнь погубит напрасно».
Святой Севастиан убедил братьев идти на мученический подвиг. Речь его потрясла всех присутствовавших. Они увидели, что лицо святого сияет, как у ангела, явившиеся семь Ангелов облекли его в светлую одежду, а Прекрасный Юноша благословил проповедника и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Жена царского казнохранителя Никострата, Зоя, 6 лет назад потерявшая дар речи, припала к ногам святого Севастиана и знаками просила исцелить ее. Святой осенил женщину крестным знамением, – она тотчас же заговорила и прославила Господа Иисуса Христа и сказала, что видела Ангела с раскрытой книгой, по которой святой Севастиан читал свою проповедь. Тогда все присутствовавшие уверовали в Спасителя мира. Никострат снял оковы с Маркеллина и Марка и предложил им скрыться, но братья отказались.
Марк сказал: «Пусть терзают наши тела любыми муками; они могут убить тело, но душу, воинствующую за веру, победить не в силах». Никострат и его супруга просили Крещепия. Святой Севастиан посоветовал Никострату устроить так, чтобы Крещение совершилось над возможно большим числом людей. Тогда Никострат попросил начальника тюрем Рима, Клавдия, прислать к нему в дом всех заключенных. Беседуя с узниками, Севастиан убедился, что все они достойны Крещения, и призвал пресвитера Поликарпа, который приготовил их к таинству огласительным словом, предписал им поститься, назначив совершение таинства на вечер.
В это время Клавдий известил Никострата, что его вызывает римский епарх Агрестий Хроматий для объяснения, по какой причине в его доме собраны узники. Никострат рассказал Клавдию об исцелении своей жены, и тот привел к святому Севастиану своих больных сыновей, Симфориана и Феликса. Вечером священник Поликарп крестил Транквиллина, его родных и друзей, Никострата и его семью, Клавдия и его сыновей, а также 16 осужденных узников. Всего новокрещенных было 64 человека.
Представ перед епархом Хроматием, Никострат рассказал ему, как святой Севастиан обратил их в христианскую веру и многих исцелил от болезней. Слова Никострата убедили епарха. Он призвал к себе святого Севастиана и пресвитера Поликарпа, просветился от них и уверовал во Христа. Вместе с Хроматием приняли святое Крещение его сын Тивуртий и все домочадцы. Количество новопросвещенных возросло до 1400 человек. По совету христиан Хроматий оставил должность епарха. В это время епископом Рима был святой Гаий (впоследствии папа Римский, с 283 по 296 год; память его 11 августа). Святитель благословил Хроматия, чтобы он уехал в свои поместья на юге Италии вместе с пресвитером Поликарпом. Христиане, которые были не в силах идти на мученичество, уехали с ними. Священник Поликарп был послан для утверждения новообращенных в вере и совершения таинств. Сын Хроматия, Тивуртий, желал принять мученичество и остался в Риме при святом Севастиане. Остались также посвященный святителем Гаием в сан пресвитера Транквиллин, Маркеллин и Марк, посвященные в диаконы, Никострат, жена его Зоя и брат Касторий, Клавдий, сын его Симфориан и брат Викторин. Они собирались во дворце императора у тайного христианина, сановника Кастула, но вскоре для них настало время пострадать за веру.
(мч. Зоя Римская)
Первой язычники схватили святую Зою, молившуюся у гробницы апостола Петра. На суде она мужественно исповедала веру во Христа и почила, повешенная за волосы над гниющими отбросами; тело ее было брошено в реку Тибр. Явившись в видении святому Севастиану, она сообщила о своей смерти. После нее пострадал пресвитер Транквиллин: его язычники побили камнями у гробницы святого апостола Петра, а тело его также бросили в Тибр. Святых Никострата, Кастория, Клавдия, Викторина и Симфориана схватили на берегу реки, когда они отыскивали тела мучеников. Их привели к епарху, и святые отказались исполнить его повеление – принести жертву идолам. Тогда святым мученикам привязали камни на шеи и утопили в море. Святого Тивуртия предал лжехристианин Торкват. Не добившись отречения от Христа, судья велел поставить юного Тивуртия на раскаленные угли, но Господь сохранил его: Тивуртий ходил по горящим углям, не чувствуя жара. Мучители обезглавили святого Тивуртия. Неизвестный христианин похоронил святого.
Торкват выдал также святых диаконов Маркеллина и Марка и сановника Кастула. После истязаний Кастула бросили в ров и живого засыпали землей, а Маркеллину и Марку пригвоздили ноги к пню. Они простояли всю ночь в молитве, а утром их пронзили копьями.
Последним был взят на мучения святой Севастиан. Его допрашивал лично император Диоклитиан и, убедившись в непоколебимости святого мученика, приказал отвести его за город, привязать к дереву и пронзить стрелами. Жена сановника Кастула, Ирина, пришла ночью, чтобы похоронить святого Севастиана, но нашла его живым и принесла в свой дом. Святой Севастиан вскоре излечился от ран. Христиане уговаривали его удалиться из Рима, но он отказался. Подойдя к языческому храму, святой увидел направлявшихся туда императоров и публично обличил их в нечестии. Диоклитиан приказал отвести святого мученика на ипподром и казнить. Святого Севастиана убили, а тело его бросили в мусорный ров. Святой мученик в сонном видении явился христианке Лукине и повелел ей взять тело и похоронить в катакомбах. Благочестивая христианка с честью похоронила тело святого.
Тропарь мучеников
глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.
Преподобный Севастиан Сохотский
Преподобный Севастиан Сохотский, Пошехонский, основал монастырь в честь Преображения Господня на реке Сохоти в 90 верстах от города Романова (ныне Тутаев) Ярославской области. Иноки обители сами обрабатывали землю и питались трудами рук своих. Этому научил подвижников своим примером и поучениями основатель обители. Преподобный Севастиан преставился около 1500 года.
Преображенская обитель на реке Сохоти была впоследствии приписана к Череповецкому Воскресенскому монастырю, а в 1764 году упразднена. В середине XIX века над мощами преподобного Севастиана был построен каменный храм.
Тропарь преподобному Севастиану Пошехонскому
глас 4
Удалився мира и водворився в пустыни, добрым подвигом подвизася, злостраданием, и вниманием, и молитвами, отнюдуже и по смерти источаеши исцеления, Севастиане, отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобному Севастиану Пошехонскому
глас 3
Сиянием Духа Пресвятаго, мудре Севастиане, просвещся, оставил еси яже в житии молвы, пустыню же достиг, преподобне отче, воз¬веселил еси иже над всеми Бога и Зиждителя. Сего ради прославляет тя Христос, блаженне, Великий Дародатель.
Праведный Симеон Верхотурский (Меркушинский)
Об этом угоднике Божьем можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/260006.html
Святитель Модест Иерусалимский, архиепископ
Родился в Севастии Каппадокийской в Малой Азии на границе с Арменией в благочестивой семье. Еще молодым посвятил себя Богу и вел строгую монашескую жизнь. Был настоятелем обители Феодосия Великого.
В 614 году персидский царь Хозрой ІІ предпринял опустошительное нашествие с целью истребить христиан в Сирии и Палестине. Иерусалимский патриарх Захария вместе со многими людьми и Святым Животворящим Крестом был захвачен в плен. В это смутное время на святителя Модеста было возложено временное управление Иерусалимской Церковью в должности местоблюстителя патриаршей кафедры. Он заботливо собирал останки убиенных монахов и с почестями погребал их в гробницах. С помощью Александрийского патриарха Иоанна Милостивого он восстановил Иерусалимский храм Гроба Господня и Вифлеемский Рождественский храм. Возрождал он и монастыри Святой Земли.
Через 14 лет возвратился из плена с Крестом Господним патриарх Захария. После его кончины святой Модест был в 632 году поставлен патриархом Иерусалимским. Умер он 18 декабря 634 года в возрасте 97 лет. Святитель был похоронен в храме на Елеонской горе.
Память святителю значится - 16 декабря в греческой литургии, 17 мая, 29 марта, 17 декабря, 18 декабря (память "во дворе") и 24 декабря (память "во дворе", собор) в палестино-грузинском календаре на Святой Земле. В римо-католических Acta Sanctorum память помещена под 16 декабря и 19 октября.
Тропарь святителя Модеста, архиепископа Иерусалимского
глас 4
Преподобно пожив, Богомудрие Модесте,/ и святительскою одеждою украшен,/ пастырю Иерусалима блаженнейший,/ в веселии ныне Христу предстоиши/ и концы озаряеши чудесы,/ помощник убо буди тя призывающим,/ моляся, отче, о всех нас.
Кондак святителя Модеста, архиепископа Иерусалимского
глас 3
Светлых подвигов твоих твердость/ и сострадания ко всем богатство видя,/ Всеблагий Подвигоположник Бог/ богатых дарований Своих сподоби тя, Модесте,/ славный иерарше и чудотворче./ Тем, молящеся тебе, вопием:/ свобождай нас от лютых обстояний/ и недугом нашим подаждь исцеление.
Святитель Гатиан (Гациан, Катиан (лат. Gatianus, Catianus; франц. Gatien, Cassien)), первый епископ Турский
Свт. Григорий Турский упоминает Гатиана в «Истории франков» в числе семи посланных в Галлию епископов-проповедников. Это событие Григорий датирует 250 г.- временем начала гонений императора Деция, при этом он опирается на сообщение «Страстей св. Сатурнина, еп. Толозского», прибывшего в Галлию в консульство Деция и Грата (250), и связывает с этой датой имена остальных перечисляемых им епископов, чтобы получить священное число 7. Однако деятельность некоторых из них относится ко времени либо раньше 250 г. (напр., Трофима Арелатского), либо позже (напр., Гатиан). Скорее всего епископат Гатиана пришелся на время правления в Галлии Констанция Хлора и Константина Великого (306-337): Григорий Турский упоминает о том, что Гатиан был погребен на христианском кладбище близ г. Туроны, следовательно, ко времени его кончины христианская община г. Туроны была достаточно значительна и сильна, имела свое кладбище и туронские христиане не опасались язычников.
(Тур, собор св. Гатиана)
Вероятно, Григорий Турский сознательно упоминал о вакантной Турской кафедре, чего не было в действительности, и, т. о., приписал Гатиану 50 лет епископского служения, чтобы подвести начало его епископата к 250 г. и включить его в число семи епископов-просветителей Галлии.
В сочинении «О славе исповедников» Григорий уточняет, что Гатиан был послан в качестве миссионера из Рима, и сообщает, что свт. Мартин Милостивый, придя однажды на могилу Гатиана, разговаривал с ним как с живым и получил от него благословение.
Преподобный Михаил Сингел, Константинопольский), исповедник
Родился в Иерусалиме в семье ревностных христиан и с молодых лет посвятил себя иноческой жизни. После смерти отца мать и сестры святого Михаила ушли в монастырь, а преподобный Михаил был посвящен в сан пресвитера. Он славился как сильный проповедник, поэтому Патриарх Иерусалимский Фома I приблизил его к себе и возвел в звание синкелла (заведующий делами церковного управления). В то время царствовал император иконоборец Лев Армянин (813 - 820). Патриарх послал к нему преподобного Михаила вместе со святыми братьями Феодором и Феофаном, чтобы они убедили царя прекратить гонения на православных. Император подверг святого Михаила пыткам и послал в изгнание.
Вернувшись из изгнания, преподобный вновь пострадал за почитание святых икон от императора Феофила (829 - 842). Сподвижники святого Михаила, святые Феодор и Феофан, подверглись истязаниям: на лица их были наложены раскаленные клейма с поносящими их надписями. Они получили прозвище "Начертанных". Вновь осужденный святой Михаил со своим учеником Иовом был сослан в Павеиадский монастырь. После смерти Феофила императрица Феодора (842 - 855) восстановила иконопочитание, вернула сосланных иконоборцами христиан и предложила святому Михаилу занять патриарший престол вместо низложенного иконоборца Иоанна Грамматика. Но святой мученик уклонился от этого. На патриарший престол вступил святитель Мефодий.
Святой Михаил исповедник до конца дней трудился в должности синкелла. Скончался мирно около 845 года.
Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ
Священномученик Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский) родился в семье сельского священника в Нижегородской губернии (с.Наруксово Лукоянского уезда).
После окончания Нижегородской семинарии будущий архиерей поступил в Московскую Духовную Академию.
Через год после окончания Академии (в числе лучших 4-х студентов) Иван Васильевич принимает монашество с именем Фаддей в честь св. апостола Фаддея, а затем священный сан и получает назначение в Смоленскую духовную семинарию преподавателем логики, психологии, философии и дидактики. Через год его переводят в Минск на должность инспектора Минской Духовной семинарии и преподавателя Священного писания, а позднее он был переведен в Уфимскую Духовную Семинарию на должность преподавателя основного, догматического и нравственного богословия.
В 1902 году иеромонах Фаддей был возведен в сан архимандрита, а затем назначен на должность ректора Олонецкой Духовной семинарии. Шесть лет своей жизни отдал архимандрит Фаддей Олонецкой епархии. Здесь же он получил известие о том, что его рукополагают во епископа Владимиро-Волынского.
Свое новое служение епископ Фаддей начал в 1908 году в возрасте 36 лет, понимая свое новое назначение «как подвиг пасения стада Христова». На новое место служения он приехал на занятые в долг деньги, без прислужников и почти без багажа, привезя с собой только иконы.
В сентябре 1916 года состоялся перевод епископа Фаддея на Владикавказскую кафедру в связи с болезнью епископа Владикавказского Антонина.
1917 год застал епископа Фаддея во Владикавказе.
В 1919 году архиепископ Волынский Евлогий (Георгиевский) оставил епархию и уехал за границу, и епископ Фаддей стал правящим архиереем Волынской епархии, ввергнутой во все ужасы оккупации, междоусобицы и разрухи.
В 1921 году чекисты приступили к уничтожению повстанческого движения на Волыни. По доносу епископ был арестован. И, несмотря на защиту местных жителей, его переправили в Харьков. Отпустили владыку только через несколько месяцев с таким предписанием: «Выслать епископа Фаддея в распоряжение Патриарха Тихона с правом жительства только в одной из центральных северных губерний РСФСР и Западной Сибири со взятием подписки о регистрации в органах ЧК…».
На следующий день после освобождения из Харьковской тюрьмы владыка Фаддей прибыл в Москву, где принимал активное участие в работе Священного Синода при Патриархате. Служил большей частью на Валаамском подворье.
В марте 1922 г. большевики приступили к изъятию церковных ценностей, начались новые гонения на церковь: аресты и расстрелы. Был арестован и владыка Фаддей. Через полгода было составлено обвинительное заключение, в котором предписывалось подвергнуть епископа Фаддея административной высылке в пределы Зырянской области сроком на один год как политически вредный элемент.
(Священномученик Фаддей - архиепископ Тверской, тюрьма ГПУ, 1922)
Из Москвы владыку Фаддея вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым) перевезли в тюрьму во Владимир и поместили в камеру с уголовниками.
Когда закончился срок ссылки, владыку направили в Астрахань.
Владыка Фаддей приехал в Астрахань в разгар обновленчества. Обновленцы захватили половину церквей и два монастыря. Часто действовали обманом, приписывая приходы к обновленцам без ведома прихожан. За все время пребывания в Астрахани владыка ни одного слова не сказал против обновленцев публично, но пример его личности, его жизни был красноречивее любых слов. И многие возвращались в лоно Православной Церкви. Под влиянием этого примера покаялся в грехе раскола идеолог астраханских обновленцев священник Ксенофонт Цендравский.
В Тверь владыка Фаддей был переведен в 1928 году. Он снимал дачу неподалеку от Твери (в селе Пречистый бор) и ездил туда поработать.
Служил владыка Фаддей чаще всего в храме Вознесения. Когда его отобрали, перешел служить в Покровскую церковь после того, как ее отобрали, служил в храме иконы Божией Матери Неопалимая Купина; когда закрыли и этот, стал ездить за Волгу на Волынское кладбище в единоверческий храм.
Летом 1937 года начались массовые аресты. Было арестовано почти все духовенство Твери и области. 20 декабря 1937 года сотрудники НКВД пришли арестовать владыку Фаддея. Обыск проводился всю ночь до 5 часов утра, перерыли весь дом, но ни денег и ничего ценного не нашли.
Через 10 дней после ареста Тройка НКВД приговорила архиепископа к расстрелу. Владыка Фаддей был казнен 31 декабря 1937г. Рассказывают, что владыку утопили в яме с нечистотами.
(Тюрьма, где принял мученическую кончину Архиепископ Фаддей)
После его смерти тюремный врач предупредила православных, что вскоре владыку повезут хоронить. На кладбище повозку с телом встретили две женщины, которые видели, куда положили владыку. Тело опустили в яму в нижней одежде.
Весной 1938 года после Пасхи женщины тайно раскрыли могилу, положили тело в простой гроб. Одна из них вложила в руку владыке пасхальное яйцо. На могиле поставили крест и сделали надпись, но вскоре все было уничтожено властями. Храм, стоящий на кладбище, разрушили. Уничтожили большую часть памятников и крестов, и место погребения владыки было утрачено.
Мощи св. Фаддея были обретены через много лет, 26 октября 1994 года в день празднования Иверской иконы Божией Матери. А в феврале 1997 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил Архиепископа Фаддея к лику святых для общецерковного почитания.
(Вознесенский собор в Твери. Тут почивают мощи сщмч. Фаддея)
Тропарь священномученику Фаддею, архиепископу Тверскому и Кашинскому
глас 1
Хвала Богу и жертва живая житие твое, священномучениче Фаддее, явися. Постом, бдением и молитвою небесная дарования приим, многим добрый помощник и утешитель бысть. Пастырскою мудростию и тихостию нрава украшен, лукавства врагов Христовых препобедил еси. Слава Давшему тебе во страданиях крепость, слава, яко мученика, Венчавшему тя, слава Действующему Тобою всем исцеления.
Кондак священномученику Фаддею, архиепископу Тверскому и Кашинскому
глас 4
Духа нeбoязни, силы, любвe и упования / дaдe Пacтырeнaчaльник ти, cвятитeлю Фаддee, / во страдании бo твоем благодарение Богу воздавал ecи / и в гoнeнииx cтpaждущих утешал ecи, глаголя: / нe унывайте, Христос бo с нами есть.
Молитва
О, пречудный угодниче Христов, истинное сокровище и красото Церкве Российския, священномучениче отче наш Фаддее, ты от юности явил еси благодатныя дары: кротость, незлобие и смирение, и от чина иноческаго дух пламенный монашеский стяжа, созерцание и богомыслие. Служением твоим архипастырским земли Тверския, Волынския, Астраханския освятил еси. Гонения, заточения, страдания претерпев, собратий твоих утешал еси, глаголя: «Не унывайте, с нами Христос».
Ей, святче Божий, друже иже во святых отца нашего Патриарха Тихона, не остави нас убогих в молитвах твоих пред Престолом Триединаго Бога. Аминь.
Священномученик Николай Кобранов, пресвитер
Николай Яковлевич Кобранов, брат епископа Муромского Евгения (Кобранова), родился в 1893 году в селе Елаговищи Дорогобужского уезда Смоленской губернии. Образование он получил в Духовной Семинарии, после окончания которой учился сначала в Варшавском университете на факультете общих наук, затем перешел и какое-то время обучался в Московском университете.
В 1920 году Николай Яковлевич был рукоположен во иереи и служил в селе Колги Мелитопольского уезда Запорожской губернии. 5 мая 1922 года отец Николай был арестован и обвинен в «соучастии в антисоветсокй деятельности Патриарха Тихона». По делу он проходил как «взятый в засаде на Троицком подворье». На самом деле он был арестован в момент, когда пришел на Троицкое подворье просить место священника в Ново-Спасском монастыре, в котором служил наместником его брат.
В октябре 1922 года отец Николай был освобожден и начал служить настоятелем в церкви Троицы Живоначальной в Кожевниках (до этого, мы не знаем когда, он был возведен в сан протоиерея). Прихожане с большой любовью вспоминают о.Николая, как он служил и каждую среду проводил беседы, раздавал в письменном виде послания о помощи и милосердии, т.к. храм не отапливался и не убирался. Сам батюшка с женой, матушкой Людмилой, дочерью 5-ти лет и сыном 8-ми лет жил в этом же храме под колокольней.
В 1935 году, при закрытии церкви был арестован и ее настоятель. По нашим сведениям, отец Николай Кобранов погиб в заключении 31 декабря 1937 года. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 1 октября 2004 года протоиерей Николай был причислен к лику святых.
Мученица Вера Трукс
Вера Васильевна Трукс родилась 14 февраля 1886 года в деревне Тамаровке Черниговской губернии. Отец ее был чех и работал у местного помещика объездчиком леса. Вера окончила двухклассное городское училище и выдержала экзамен, дававший право быть народной учительницей. С 1909 по 1923 год она работала учительницей в сельских школах. В 1909 году Вера Васильевна слушала лекции на курсах по повышению квалификации во Владимиро-Волынске, где в то время жил епископ Фаддей и читал на курсах лекции по вопросам педагогики. Вера Васильевна познакомилась с ним, и впоследствии он много поддерживал ее, а когда она тяжело заболела, выхлопотал ей направление в Крым для лечения. Часть средств была казенной, а недостающие на поездку деньги епископ добавил от себя. Когда в 1921 году епископа Фаддея арестовали, Вера Васильевна вместе с прихожанами усиленно хлопотала о его освобождении.
После его освобождения в 1923 году, памятуя все, чем была обязана кроткому и щедрому владыке, Вера Васильевна решила, что пора и ей отдать долг, тем более что, вернувшись из ссылки, архиепископ нуждался в помощи. В 1923 году она поехала в Москву и обратилась к Патриарху Тихону за благословением быть келейницей у архиепископа Фаддея. Давая благословение, Патриарх сказал: «Много скорбей понесешь».
20 декабря 1937 года был арестован архиепископ Фаддей, а на третий день после ареста владыки арестовали Веру Васильевну. На допросах спрашивали, что ей известно, как человеку близкому к архиепископу, о его враждебной деятельности.
— Мною за все время с его стороны никогда не замечалось какого-либо проявления враждебного отношения к советской власти.
— Как часто и кто конкретно посещал архиепископа Успенского и какие велись разговоры?
— Принимал на квартире священников, приезжавших к нему по различным надобностям.
— Кто из священников бывал у вас из Кашинского района?
— Бывали не только священники, но и прихожане, но их фамилий я не знала, так как всех физически я упомнить не могла.
На допросах Вера Васильевна отвечала категорично:
— Я никогда и нигде контрреволюционную агитацию не вела и виновной себя в этом не признаю.
Против нее свидетельствовал обновленческий священник Колесников. На очной ставке с ним Вера Васильевна сказала:
— Посещение священником Колесниковым архиепископа Фаддея возможно что и было, я этого не помню, но слов его я не подтверждаю, так как я, если кому и отвечала, то только так, что архиепископ не принимает, и обругать я его не могла.
14 сентября 1938 года Особое Совещание при НКВД приговорило Веру Васильевну к пяти годам исправительно-трудового лагеря. Ее отправили в Сибирские лагеря. Глубоко верующий человек и мужественная исповедница, Вера Васильевна Трукс умерла в лагере в 1942 году за несколько месяцев до окончания срока.
Канонизирована Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000г. (представление Тверской епархии).
Священномученик Николай (Клементьев), архиепископ
Память 18 декабря, в Соборах Санкт-Петербургских святых, Вологодских святых, новомучеников и исповедников Казахстанских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
В миру Николай Федорович Бардаков (Клементьев), родился 6 октября 1873 года в деревне Лосевой Нерехтского уезда Костромской губернии (ныне Ивановской области). Он был младшим и единственным сыном в семье священника Федора Николаевича Бардакова и Ефрасии (Евпраксии) Петровны, у которых было трое дочерей.
Раннее детство Николай провел в Макарьевском уезде в селе Крутцы, куда в декабре 1875 года был переведен его отец. Село стояло на речке Ширмакше, на торговом тракте из Пучежа в село Ковернино, вблизи границы с Семеновским уездом Нижегородской губернии.
В 1884 году поступил Костромское духовное училище, по окончании которого в 1889 году поступил поступил в Костромскую духовную семинарию, которую окончил в 1895 году.
При поступлении в Санкт-Петербургскую духовную академию Николай Федорович сменил родовую фамилию на новую — в костромских документах впервые этот факт был зафиксирован в клировых ведомостях Никольского храма (1897 г.), где, в частности сказано: «Сын вдовой священнической жены Ефрасии Петровой Бардаковой — Николай Феодоров Клементьев, обучается в С.–Петербургской духовной академии, поведения отлично-хорошаго».
В 1899 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и получил должность учителя логики и латинского языка в Александро-Невском духовном училище.
7 мая 1904 года был рукоположен во иерея к кладбищенской Большеохтинской Георгиевской церкви в Санкт-Петербурге. Служил также в храме Охтинского детского приюта.
С 7 декабря 1908 года служил в церкви Сошествия Святого Духа на Большой Охте.
После 1914 года овдовел.
7 апреля 1919 года был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Петроградского храма Сошествия Святого Духа, а также благочинным 10-го благочиния.
В 1922 году был арестован по делу «об изъятии церковных ценностей», приговорен к трем годам заключения, но через 9 месяцев освобожден.
Овдовел.
В 1924 году принял монашество и 23 июня был хиротонисан во епископа Сестрорецкого, викария Петроградской епархии. Хиротонию возглавил патр. Тихон (Беллавин).
Активно противодействовал обновленцам. 11 мая и 25 июня 1925 г. совместно с епископами Венедиктом (Плотниковым) и Иннокентием (Тихоновым) подписал послания, предостерегающие паству от доверия обновленцам и рекомендующие воздерживаться от участия в подготовке к их собору 1925 г.
15 декабря 1925 года был арестован и отправлен на три года в Иркутскую область. в 1929 году был освобожден с ограничением в местожительстве "минус шесть".
Епископ Николай поселился в Твери и только в 1931 году смог вернуться в Ленинград, где полтора года жил у своих дочерей, пока не была введена всеобщая паспортизация. Владыке не разрешили получить прописку в Ленинграде. Он выехал в город Тихвин, но и там ему отказали в прописке.
22 марта 1933 года назначен епископом Никольским, управляющим Великоустюжской епархией. В мае 1933 года прибыл в Великий Устюг.
С 6 июля 1924 по 4 апреля 1933 года временно управлял Охтинским викариатством Ленинградской епархии.
9 июля 1934 года был возведен в сан архиепископа и назначен правящим архиереем Великоустюжским и Усть-Вымским.
7 декабря 1935 года был арестован вместе с девятью своими сослуживцами по обвинению в "участии в контрреволюционной группе". Обвинение гласило:
"Архиепископ Клементьев в городе Великом Устюге с конца 1933 г. организовал вокруг себя наиболее реакционную и антисоветскую настроенную часть духовенства, с которыми под предлогом заседания епархиального совета и разных празднеств устраивает сборища, обсуждая на них вопросы противодействия советской власти. Кроме этого, для контрреволюционной агитации широко использовал церковный амвон".
3 сентября 1936 года Особым Совещанием при НКВД СССР был осужден на 5 лет ссылки в Казахстан.
Ссылку отбывал в с. Ванновка Тюлькубасского района Южно-Казахстанской области.
23 декабря 1937 года был арестован в ссылке по обвинению в "контрреволюционной деятельности".
Из обвинительного заключения:
"В Тюлькубасском районе, будучи враждебно настроенным к советской власти, ведет систематическую контрагитацию, направленную на дискредитацию мероприятий партии и правительства. Имеет тесную связь с контрреволюционным духовенством и с ссыльными в разных городах СССР, с которыми поддерживает связь и дает директивные указания в контрреволюционной деятельности".
30 декабря тройкой при УНКВД по Южно-Казахстанской обл. приговорен к высшей мере наказания.
Расстрелян 31 января 1937 года в 24 часа.
31 мая 1989 года был реабилитирован прокурором Чимкентской области по 1937 году репрессий.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.