Священномученик Евграф Еварестов, пресвитер
Священномученик протоиерей Евграф Еварестов родился в 1857 году в Самарской губернии в семье сельского священника. Закончил Самарскую духовную семинарию, после чего поступил на должность преподавателя русского и церковнославянского языков в Самарское духовное училище. В 1885 году он закончил Казанскую духовную академию и 2 года служил помощником инспектора в Уфимской духовной семинарии. В 1887 году в Уфе будущий священномученик был рукоположен в сан диакона и затем в сан иерея.
Все свое пастырское служение со дня хиротонии и до самой мученической кончины отец Евграф совершал в Уфимском Воскресенском кафедральном соборе. До конца жизни продолжалось также его преподавание в стенах Уфимской духовной семинарии.
В 1900 году отец Евграф был возведен в сан протоиерея и назначен на должность настоятеля Воскресенского собора.
В Церкви отец Евграф проявил множество своих талантов, он был выдающимся проповедником, активно участвовал в епархиальной и общественной жизни. Дважды он избирался депутатом духовного ведомства в уфимскую Городскую Думу. Был членом губернского Статистического комитета, казначеем Православного Миссионерского Общества, начальником Противораскольнической Миссии, членом Восточно-русского культурно-просветительского общества, председателем Уфимской экзаменационной комиссии для кандидатов в священный сан.
Множество поучений и проповедей было произнесено им в Кафедральном соборе и во время миссионерских поездок по уездам Уфимской епархии; более 30 из них опубликованы в Уфимских епархиальных ведомостях. В семье протоиерея Евграфа Еварестова и его супруги Анны Васильевны родилось 15 детей.
В 1914 году протоиерей Евграф Еварестов был награжден "за службу по гражданскому ведомству" орденом святого Владимира 3-й степени. Это награждение дало право семье отца Евграфа на потомственное дворянство.
В 1918 г. все уфимское духовенство хлебом-солью встретило Белую Армию, освободившую летом город Уфу от большевиков. В соборе служились благодарственные молебны, молебны о спасении Отечества. При храмах епархии, в том числе при Воскресенском соборе был организован сбор одежды, белья и денежных средств для Белой Армии, устроен лазарет. Матушка Анна Васильевна принимала участие во всех этих трудах. За эту деятельность отец Евграф подвергался аресту, из-под которого, вероятно, был освобожден контрнаступлением армии Колчака в марте 1919 г.
Четыре сына отца Евграфа служили в Армии Колчака: двое из них пошли добровольцами, двое были мобилизованы. С Армией Колчака ушли две дочери отца Евграфа – одна была замужем за прокурором Суда Западной Армии Колчака, вторая – замужем за инженером, офицером при Армии Колчака.
9 июня 1919 г. красные окончательно взяли Уфу. Отец Евграф был арестован в своем доме 18 ноября 1919 г. красноармейцами-латышами. Они ворвались с черного хода и сразу же стали обыскивать квартиру. Забрали все мало-мальски ценные вещи, награды, документы, фотографии и увели с собой священника.
По обвинению в «агитации в пользу Колчака» отца Евграфа приговорили к расстрелу с конфискацией имущества. В обвинительном заключении следователь написал: "... гр. Евграф Еварестов обвиняется 1) как член монархической организации Михайла Архангела, вина эта его удваивается ибо он поп; 2) как член и учредитель агитационного Просветительного Общества течения Колчака, что являлось определенной Правительственной агитацией в пользу Колчака и затемнение Народных масс, которыя он и без того затемнял как поп; 3) в добровольных пожертвований на Народную Армию...; 4) участник сборов разного имущества как то: одежды и белья в своем приходе на Народную армию; 5) в родственных связях с активными белогвардейцами; 6) в ложно злостных показаниях при допросе. Находя Е. Еварестова врагом Советской власти, принесша много вреда и способного его приносить, предлагаю его РАССТРЕЛЯТЬ".
Приговор был приведен в исполнение 7-8-го декабря 1919 г. Священномученика вели на расстрел в одном нижнем белье, босиком по снегу. Через некоторое время арестовали и вдову священника, а детей зимой, в страшный холод выслали в Катав-Ивановский завод.
В 1999 г. прославлен в лике местночтимых святых Уфимской епархии.
В августа 2000 года Архиерейским Собором РПЦ его имя внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ в. для общецерковного почитания.
Священномученик Евгений Яковлев, пресвитер
Священномученик Евгений родился 4 января 1856 года в семье пономаря Троицкой церкви села Теплого Нижегородского уезда.
В 1878 году он окончил Нижегородскую духовную семинарию. И в этом же году распоряжением епископа Нижегородского и Арзамасского Хрисанфа (Ретивцева) был определен учителем и надзирателем в епархиальную ремесленную школу, располагавшуюся на территории Богородицкого мужского монастыря в Оранках.
Важным событием в жизни Евгения Яковлева стала его хиротония во священника 22 ноября 1880 года, совершенная Преосвященным Макарием (Миролюбовым), викарным епископом Балахнинским. После этого молодой священник был определен в приход Николаевского храма села Елизарьева Ардатовского уезда, где прослужил четыре года. В селе Борисовском Нижегородского уезда батюшка продолжил службу.
В Борисовском священник занимал также должность законоучителя — преподавателя Закона Божия в приходской школе.
В 1866 году распоряжением епископа Нижегородского Модеста (Стрельбицкого) отца Евгения перевели в расположенный рядом приход в селе Вязовка — Казанскую церковь. В Вязовке батюшка преподавал в земском начальном училище, а заодно открыл церковно-приходскую школу в соседней деревне Бугры и стал ее директором.
В 1899-м новый правящий архиерей, Преосвященный Владимир, перевел батюшку в Нижний Новгород, на место второго священника в Строгановскую церковь. И, конечно, «учительская» линия вновь выходит в деятельности отца Евгения на передний план: епархиальный училищный совет назначает его законоучителем Рождественской приходской школы и исполняющим обязанности наблюдателя церковно-приходских школ Балахнинского уезда. На этом поприще отец Евгений прослужил три года и только потом подал прошение об увольнении по состоянию здоровья.
Отец Евгений был главой большой дружной семьи. Вместе с матушкой Софьей Арсеньевной и четырьмя дочерьми они жили рядом с храмом, на Дворянской улице в Нижнем Новгороде. Все девушки получили благочестивое воспитание. Три дочери вышли замуж за достойных людей — диакона, учителя и ветеринарного врача, одна дочь жила с родителями.
Беззаветная преданность избранному пути, внимание и чуткость отца Евгения к своим прихожанам не остались незамеченными церковным начальством. В 1889 году за ревностное и усердное пастырское служение он получил первую награду — набедренник, через четыре года — скуфью, в 1897 году — камилавку. А на праздник Пасхи 6 мая 1904 года распоряжением Святейшего Синода его наградили наперсным крестом с украшениями.
Одну из самых ценных своих наград — орден святой Анны III степени — отец Евгений получил по Высочайшему указу Святейшего Синода на праздник Святой Пасхи в 1910 году. А в 1915 году его возвели в сан протоиерея. В 1921 году по благословению Святейшего Патриарха Тихона протоиерей Евгений Яковлев награжден золотым наперсным крестом с украшениями, через шесть лет — митрой.
Попечитель
Когда 3 января 1903 года отца Евгения назначили вторым священником к церкви великомученицы Варвары, он был уже немолод. Между тем окормления требовали почти полторы тысячи прихожан, а потому душевных и физических сил приходилось тратить немало. Но сил у пожилого батюшки хватало: их придавала искренняя вера в Господа, осознание того, что опыт, знания нужны людям. Кроме богослужений в храме отцу Евгению, которого знали как исключительно порядочного, совестливого человека, доверили работу по экономической части. Добавим, что батюшка служил еще в составе эмеритальной (пенсионной) кассы при епархиальном попечительстве для духовенства.
(Улица Варварская с видом на храм св. вмц. Варвары, Нижний Новгород, фото начала XX века)
И это далеко не полный список послушаний, которые входили в орбиту деятельности священнослужителя. Отца Евгения отличали подлинная любовь к людям и стремление по силам оказывать помощь нуждающимся. Вот почему когда в 1903 году в Нижнем Новгороде состоялось открытие и освящение новой богадельни для престарелого духовенства, в попечительском совете трудился протоиерей Евгений Яковлев. Помимо него в совете состояли купцы, зажиточные горожане, уважаемые пастыри. Кроме того, начиная с августа 1911 го и вплоть до Октябрьского переворота в 1917 году отец Евгений входил в попечительский комитет епархиальной Успенской богадельни и приюта для бедняков.
В 1913 году при Варварской церкви по благословению епископа Иоакима (Левицкого) было открыто благотворительное общество святой великомученицы Варвары. Оно оказывало нравственную и материальную помощь приходским беднякам. И в этом обществе, конечно, работал отец Евгений.
Мученик
В трагическом 1937 году оборвалась жизнь всех священнослужителей Варваринской церкви. Все духовенство было арестовано в период с 30 апреля по 26 нояб¬ря. К отцу Евгению 6 ноября пришли в квартиру. Сотрудники НКВД изъяли золотой наперсный крест, орден святой Анны, часы и личную переписку. Других ценных вещей, на которые рассчитывали чекисты, у батюшки не было.
Что же безбожные власти вменили в вину почтенному русскому священнику? Ни много ни мало, в протоколе он значится как активный участник контрреволюционной церковно-фашистской диверсионно-террористической организации. Дело было заведено в рамках массового процесса в отношении священнослужителей Нижегородской епархии во главе с епископом Феофаном (Туляковым), который якобы и был создателем фашистской структуры.
Во время следствия отец Евгений не признавал себя виновным и не дал ложных свидетельств на других обвиняемых пастырей и мирян, о чем свидетельствует протокол допроса от 21 ноября 1937 года. Но для следствия это ровным счетом ничего не значило. Решением особой «тройки» НКВД от 2 декабря 1937 года все арестованные священники Нижнего, и среди них отец Евгений, были приговорены к расстрелу. Но до казни пожилой священник не дожил, не выдержав тюремного содержания и допросов. Вот что говорилось в официальной справке. «Тюрьма города Горького сообщает, что заключенный Яковлев Евгений Никандрович, числящийся содержанием за IV отделом, 7 декабря умер в больнице отдела лагерей». К, сожалению, точное место погребения священника не известно.
В августе 2000 года протоиерей Евгений Яковлевбыл причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
Священномученик Михаил Богородицкий, пресвитер
(Священномученик Михаил Богородицкий, пресвитер, 1926 год)
Память 24 ноября, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 30 мая 1872 года в селе Студенецких Выселках Липецкого уезда Тамбовской губернии, в благочестивой крестьянской семье. Отец, Трофим Иванович, был псаломщиком в храме Рождества Христова, мать, Дария Алексеевна, воспитывала детей. В семье было 13 ребятишек, из них шесть сыновей. Пятеро сыновей окончили Тамбовскую духовную семинарию. Четверо из них стали священниками, один - диаконом.
В 1897 году Михаил окончил Тамбовскую духовную семинарию по II разряду и до женитьбы учительствовал в школе.
В 1898 году женился на Марии Федоровне, дочери настоятеля храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Козлова - протоиерея Феодора Шарова. Впоследствии у отца Михаила и Марии Федоровны родилось тринадцать детей.
7 июня 1898 года рукоположен в сан иерея епископом Тамбовским и Шацким Александром (Богдановым) и определен ко храму иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Козлова (ныне Мичуринск). Помимо служения в храме и приходской работы, преподавал Закон Божий в женской гимназии.
Батюшка пользовался огромным уважением прихожан. Он был очень отзывчив к нуждам других людей, в любое время суток он запрягал лошадь и ехал исповедовать и причащать больных. Принимал живое участие в судьбах обездоленных людей и помогал, чем мог: писал прошения, чтобы бедные дети могли учиться в гимназии за казенный счет, приглашал нуждающихся и их детей из приюта в свой дом на трапезу, хотя сами жили небогато, так как семья была большая (двое детей умерли в годовалом возрасте).
За ревностное пастырское служение был возведен в сан протоиерея.
В 1922 г. был арестован за "контрреволюционную агитацию". Обновленцы стали уговаривать матушку, чтобы она пошла к о. Михаилу с предложением служить в «живой церкви», тогда его отпустят на свободу, и он сможет служить в любом храме. Мария Федоровна расплакалась: она, конечно, желала освобождения мужа, но знала, что он никогда не согласится с таким предложением, и, в конце концов, заявила пришедшим, что если она с этим предложением придет к мужу в тюрьму, то он прогонит ее, и она навсегда потеряет его уважение. Отца Михаила вскоре освободили, но власти всё увеличивали и увеличивали суммы налогов, и в результате дом и все их имущество было конфисковано.
В 1927 г. был вновь арестован по сфабрикованному уголовному делу и посажен в городскую тюрьму, но улик также не было, и его отпустили.
В 1930 году последовал новый арест по обвинению в контрреволюционной агитации, священник был заключен в тюрьму города Тамбова. На следующий день после ареста отец Михаил был допрошен и, отвечая на вопросы следователя, сказал: «Никогда против советской власти агитации я не вел и ни в церкви, ни среди граждан ничего антисоветского не говорил».
Вызванные после его допроса свидетели показали, что священник жаловался на трудности и сетовал вслух: «Сколько же это может продолжаться, куда ни придешь, тебе нет ничего, ни корки хлеба не добьешься». Говорил, что ничего не остается, как только терпеть, рука Господа прекратит издевательства над нами захватчиков. Увидев проходивших по кладбищу обновленцев, отец Михаил будто бы сказал: «Вы продались власти. Власть творит безобразия и вы тоже. Власть мучает нас, православных, то же делаете и вы. Ну ладно, будем терпеть, а там, может, чего-либо и дождемся».
19 марта 1930 года тройкой при ПП ОГПУ СССР по Центрально-Черноземной области приговорен к пяти годам ссылки. Наказание отбывал 4 года 4 месяца в лагере в Новосибирской области.
Из ссылки вернулся инвалидом II группы, служить в своем храме уже не мог - его захватили обновленцы.
В 1935 году направлен служить в село Беломестная Двойня в теплом каменном храме во имя св. Михаила Архангела. В селе батюшка жил один, снимал квартиру у хозяйки, т.к. взрослые дети к тому времени разъехались, а матушка с двумя детьми, которые в то время учились, жила в Мичуринске.
25 декабря 1936 года отец Михаил писал дочери:
«Ты пишешь, что у тебя нервы не в порядке. Я тебе предлагаю очень верное средство, которое я на себе испытал — это отдайся всецело на волю Божию. Помни, что Бог всё, что ни делает, всё к лучшему. Как лучший доктор дает больному и сладкое лекарство, а больше всё горькое, так и Господь дает нам в жизни и горькое, и сладкое лекарство — для спасения нашей души. Подкрепляй свою веру молитвой дома и в храме, чтением слова Божия, в особенности святого Евангелия, и будешь всегда спокойна и счастлива. Это я говорю, на себе испытал».
(с.Беломестная Двойня Тамбовского р-на Тамбовской обл. Памятный крест на месте разрушенной в годы лихолетия Михаило-Архангельской церкви)
В 1937 году в связи с началом нового этапа антицерковных гонений сотрудники НКВД допросили о протоиерее Михаиле свидетелей. Один из них показал, что когда отец Михаил узнал, что власти намереваются закрыть храм, то стал служить ежедневно, и однажды, войдя в церковь, свидетель будто бы слышал его проповедь, в которой тот говорил, что коммунисты одновременно пишут в конституции, что можно свободно отправлять религиозные обряды, и после этого закрывают церкви; для того, чтобы не наказал Господь, надо не допустить закрытия храма. Другая свидетельница показала, что священник, протестуя против закрытия храма, стал служить ежедневно и пригласил ее на службу, сказав, чтобы она приходила вместе с другими верующими колхозниками. В храме во время проповеди отец Михаил призвал верующих не отдавать православную церковь коммунистам. Верующие стали чаще посещать церковь, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. «Но ни в чём контрреволюционном священник не замечен», — завершила свои показания свидетельница.
Не удовлетворившись этими показаниями, следователь привлек к даче показаний «дежурных», или как их еще называли «штатных», свидетелей, которые и подписались под протоколами допросов, сочиненными следователем.
В октябре 1937 года Богородицкого вызвал к себе председатель сельсовета и предупредил, что его арестуют, и ему нужно уехать в Москву или Ленинград. На это священник сказал, что паству свою не оставит. Предчувствуя скорую смерть, о. Михаил поехал в Мичуринск навестить жену и детей. Он починил матушке печку (чему научился в лагере), взял теплые вещи, попрощался, ничего не сказав ей о предстоящем аресте. Но матушка своим чутким сердцем поняла, что видит мужа в последний раз. О. Михаил вернулся в свой храм и стал ждать своего ареста.
Из завещания о. Михаила жене, детям и внукам, написанного 14 октября 1937 года:
Прошу у всех прощения, в особенности у тебя — мама, я очень во многом перед тобою виноват. Дорогие детки! И вы простите меня, я к вам иногда был чересчур строг, хотя строгость моя вытекала из любви к вам. И я всем, всем прощаю.
Прошу вас, детки и внучатки! Будьте усердны к молитве, никогда не забывайте Господа Творца нашего. Спасайтесь! Смерть у каждого из нас за плечами стоит. Затем благословляю вас всех именем Господа нашего Иисуса Христа. Желаю вам от Господа доброй, счастливой жизни, а за гробом — райской небесной жизни. Аминь.
12 ноября 1937 года он был арестован Тамбовской опергруппой УНКВД по Тамбовской области. Жил он в то время так бедно, что сапоги у него были единственные, и те за ветхостью находились в починке, и чтобы было во что обуться, пришлось посылать к сапожнику, а сотрудникам НКВД ждать. Батюшка был отправлен под стражу в Тамбовскую тюрьму.
Через два дня после ареста отца Михаила допросили, но он отказался признать себя в чем-либо виновным. Следователь спросил, знает ли священник таких-то свидетелей, на что отец Михаил ответил, что из всех перечисленных знает только одного, но когда следователь зачитал показания того, священник ответил, что эти показания ложные.
20 ноября состоялся суд. Обвинение гласило:
Систематическая контрреволюционная агитация, дискредитация вождя ВКП(б), разжигание религиозного фанатизма верующих, призывы к противодействию мероприятиям партии и Советской власти и использовании трибуны церкви для ведения контрреволюционной пропаганды и агитации, призывы к колхозникам оказывать организованное сопротивление хлебосдаче.
Решением Тройки УНКВД по Тамбовской области о. Михаил Богородицкий был осужден по ст. 58-104.2 УК РСФСР и приговорен к расстрелу.
Расстрелян 7 декабря 1937 года, погребен в безвестной общей могиле.
Реабилитирован постановлением президиума Тамбовского областного суда от 31 августа 1961 года по 1937 году репрессий.
В декабре 2004 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви протоиерей Михаил был причислен к лику святых как священномученик.
Священномученики Александр Левицкий, Алексий Тютюнов, Иоанн Никольский, Корнилий Удилович, пресвитеры
(икона новомучеников Стародубских)
Город Стародуб, ныне относящийся к Брянской области, издревле отличался крепкими Православными устоями. После большевистского переворота 1917 года большое влияние на укрепление его жителей в противостоянии натиску безбожия оказал Священномученик Дамаскин (Цедрик), Епископ Стародубский. В 1929 году по Стародубу прокатилась первая волна массовых арестов дyховенствa и мирян. В октябре и ноябре 1937 года также были арестованы некоторые Стародубские священники.
Священномученик протоиерей Александр Петрович Левицкий родился в 1868 году в селе Мишковка Стародубского района Орловской области в семье священника. В 1892 году он окончил Черниговскую Духовную Семинарию. 28 апреля 1893 года Преосвященным Сергием (Соколовым +1893), Епископом Черниговским и Нежинским, был рукоположен во священника к храму во имя Святых Праведных Захарии и Елисаветы города Стародуб. С этого времени священник Александр преподавал Закон Божий в Стародубском городском училище, а также состоял членом правления этого училища. В 1897-98 годах священник Александр Левицкий принимал участие в народных чтениях Православного Палестинского общества, посвященных знакомству со Святой Землей, проводимых в городе Стародуб. С 1896 по 1898 год он был членом комитета по построению нового здания для Стародубского Духовного Училища. За труды по строительному комитету Преосвященным Антонием (Соколовым, +1911), Епископом Черниговским и Нежинским, 19 октября 1900 года о. Александр был награжден набедренником.
При обозрении храмов Стародубского уезда тем же Преосвященным сделана заметка в ведомости о храмах: "Священнику Елисаветннской церкви г. Стародуба Александру Левицкому за труды поучительству своих пасомых для поощрения его труда и для соревнования труда, выразить признательность епархиального начальства... " За труды на пастырском поприще Преосвященным Епископом Антонием 4 марта 1909 года иерей Александр был награжден скуфьей, а за труды по гражданскому вeдoмству 6 мая того же года Священным Синодом был награжден камилавкой. Впоследствии он был возведен в сан протоиерея. К 1910 году у о. Александра и его матушки Анны Ивановны было шестеро детей, сыновья Петр, Николай и Сергий; дочери Юлия, Мария и Екатерина.
К 1937 году протоиерей Александр служил в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы в городе Староду6. 20 октября 1937 Года он был арестован по вымышленному обвинению в контрреволюционной деятельности и заключен в тюрьму города Стародуб.
Священномученик протоиерей Митрофан Феодосиевич Корницкий родился в 1873 года в местечке Троянов Житомирской губернии (ныне местечко Райгородок Житомирского района Киевской области) в семье псаломщика. Окончил Духовное Училище и был рукоположен во священника. У отца Митрофана и матушки Надежды было шестеро детей, дочери Ольга и Мария, сыновья Петр, Феодор, Евгений и Павел. Служил он в местечке Оеники, селе Янковцы и селе Клишки Черниговской губернии. С 1915 года отец Митрофан служил в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы села Медведово Стародубского уезда Черниговской губернии. 13 Конце 1920-хГодов он был возведен в сан протоиерея.
В 1929 году храм закрыли и через некоторое время разрушили. Протоиерея Митрофана перевели в храм в честь Похвалы Пресвятой Богородицы села Логоватое Стародубского уезда. Здесь он служил в течение года, пока не закрыли и этот храм, а затем был переведен в храм во имя Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца села Ярцева Стародубского уезда. После закрытия храма в селе Ярцева протоиерей Митрофан был назначен настоятелем храма во имя Архистратига Божия Михаила города Стародуб. 20 октября 1937 года о. Митрофан был арестован по обвинению в систематической агитации против советской власти и заключен тюрьму города Стародуб.
Священномученик иерей Алексий Михайлович Тютюнов родился в 1892 году в городе Стародуб в семье кустаря-сапожника. Окончил сельскую школу. До 1924 года он вместе с отцом занимался сапожным делом в своем доме. В то время, когда с 1917 Года было воздвигнуто гонение на Русскую Православную Церковь, Алексей Михайлович решает посвятить свою жизнь служению Богу. В 1925 году его рукоположили в сан священника. Тогда этот шаг неминуемо был связан с мученичеством или исповедничеством. Не сохранилось сведений о его церковной жизни до рукоположения, но можно предположить, что он был усердным прихожанином, общался с духовенством и занимался самообразованием.
К 1937 году священник Алексий служил в храме в честь Святого Богоявления города Стародуб. Матушка отца Алексия Бородулина Елисавета Никифоровна и дочь Ирина жили в городе Новгород-Северский Черниговской области. 22 октября 1937 года о. Алексий был арестован и заключен в тюрьму города Стародуб. Его необоснованно обвиняли систематической контрреволюционной деятельности.
Священномученик иерей Иоанн Степанович Никольский родился в 1866 году в селе Паниковицы Трубчевского уезда Орловской губернии в семье дьячка. Окончил Орловскую Духовную Семинарию. С 1891 года спужил священником.
Черниговские Епархиальные Ведомости 3 мая 1894 года сообщают, что "перемещен на праздное священническое место при Рождество-Богородицкой церкви с. Сетолова Мглинского уезда священник Георгиевской церкви с. Кистра Стародубского уезда Иоанн Никольский". В 1896 и1897 годах он упоминается как член Стародубского уездного отделения Епархиального училищного совета. После большевистского переворота, Когда начались гонения за веру в Бога, он выступал на диспутах в защиту Православной веры.
Ко времени ареста в1937 году о. Иоанн служил в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы города Стародуб. Матушка его к тому времени уже умерла, сестра Наталья жила в городе Стародуб, а дочь Александра с мужем, учителя средней школы - в городе Гжатск Смоленской области. 20 октября 1937 Года иерей Иоанн был арестован и заключенпод стражу в Стародубскую тюрьму. Его обвинили в антисоветской агитации.
Священномученикиерей Корнилий Иванович Удилович родился В 1877 году в селе Старое Тумашевского уезда Люблинской губернии (Польша) в семье священника. В 1903 году окончил Волынскую Духовную Семинарию. В 1907 году был рукоположен во священника. С 1929 года служил в храме во имя Святителя Василия Великого села Дедово Стародубского района. Матушка его, Лидия Васильевна Якубовская, была дочерью священника. 20 октября 1937 года о. Корнилий был арестован по обвинению в антисоветской агитации и заключен в Стародубскую тюрьму.
Все священники не признали себя виновными в вымышленных обвинениях, но 22 ноября особая тройка при управлении НКВД по Орловской области приговорила их к разстрелу с конфискацией лично принадлежащего им имущества. 7 декабря 1937 года, в день памяти Великомученицы Екатерины, Священномученики Александр, Митрофан, Алексий, Иоанн и Корнилий были рзстреляны в городе Клинцы Брянской области. Место их погребения неизвестно. 10 июня 1958 года они были реабилитированы постановлением президиума Брянского областного суда.
На основании изследовательских трудов сотрудников Отдела Агиологии Брянского Епархиального Управления были поданы материалы в отношении Стародубских священников в Синодальную комиссию по канонизации Святых.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2005 Года протоиереи Александр Левицкий и Митрофан Корницкий, иереи Алексий Тютюнов, Иоанн Никольский и Корнилий Удилович были причислены к лику Святых и включены в Собор Новомучеников и Исповедников Российских XX века.