Мученик Прокопий Кесарийский (Палестинский), чтец
Прокопий1 был чтецом в Кесарийской церкви. Кесария эта была Палестинским городом, расположенным на восточном берегу Средиземного моря. Когда был в 79 году разрушен Иерусалим, то она стала главным городом Палестины и местом, где пребывал епископ, которому некоторое время подчинялся и Иерусалим. Впоследствии Кесарию разрушили, и сейчас это - пустынное место с грудами развалин на нем.
Прокопий-чтец сам был родом из Иерусалима. С раннего возраста святой был строг к себе, он вел такую богоугодную жизнь, что сумел украсить себя множеством добродетелями. Когда его назначили на должность чтеца, то он, имея дар разумения Писаний, изъяснял верующим Слово Божие; также еще он занимался и переводом Священного Писания на сирский язык. Кроме дара разумения Писаний, святой Прокопий удостоился от Господа и дара исцелять одержимых недугом беснования, изгоняя из них бесов.
Как-то раз, совершая путешествие в Скифополь, Прокопий читал слово Божие в христианских церквах, которые встречались ему по дороге, и вместе с чтением толковал написанное там. О святом Прокопии прознал нечестивый правитель Кесарии Диоклетиан и тут же велел схватить его, как христианина. Стоит напомнить, что этот царь отличался особой ненавистью к христианам и жестоким обращением с ними. Множество верующих были замучены по приказу этого зверя.
Когда святого Прокопия привели на судилище, Диоклетиан потребовал от него, чтобы тот отказался от Христа, а затем принес жертву языческим идолам и воздал поклонение четырем царям2, правившим тогда в империи и бывшими такими же нечестивцами и мучителями христиан, как и сам Диоклетиан. Но святой бесстрашно ответил на это требование:
– Христиане не должны почитать и поклоняться многим богам и владыкам. У нас только один Владыка, один Царь и Господь, Творец и Создатель всего.
Услышав это, правитель Кесарийский несказанно разъярился на святого и приказал мечом отсечь ему голову. Так святой Прокопий окончил свой земной путь и возведен был на Небо к своему Небесному Отцу и Богу, получив от Него мученический венец.
_________________________________
Примечания:
1- Не путать с великомучеником Прокопием (в миру Неанием), день памяти - 21 июля
2 - Император Диоклетиан разделил власть над империей с Максимианом, которому уступил восточную половину. При этом каждый император имел своего соправителя: Диоклитиаи имел соправителем Максимиана Галерия, который по смерти Диоклетиана стал императором востока; а на западе империи правил Максимиан Геркул с Констанцием Хлором. Таким образом, во время мученичества святого Прокопия в 303 голу, были четыре правителя в Империи. А цари почитались язычниками наравне с богами и в честь их ставились жертвенники и статуи и им приносили жертвы. Этому заблуждению язычников и не хотел послужить мученик Прокопий.
Мученик Агапий Каппадокийский
Родом из Каппадокии. Был усечен мечом. Иногда упоминается вместе с мучеником Агапионом и священномучеником Сисинием.
В современной печатной греческой Минее сохранился стишной ямбический синаксарь этому мученику после 6-й песни канона утрени.
Мученик Агапион Римлянин (̓Αγαπίων)
Родом из Рима. Брошенный на растерзание зверям в гонение императора Диоклетиана, чудесным образом не претерпел от них телесных ран и отошел ко Господу. Место мученичества неизвестно.
В современной греческой Минее имеется стишной ямбический синаксарь этому мученику на утрене после 6-й песни канона («̓Απῆλθε θηρσὶ μὴ βλαβεὶς ̓Αϒαπίων»).
Преподобный Каллист II Ксанфопул, патриарх Константинопольский
Святитель Каллист II, известный под именем Каллиста Ксанфопула, подвизался в монастыре Ксанфопулов на Святой Горе Афон - по-видимому, в обители Пантократора. В 1397 году он был возведен на Константинопольский патриарший престол и святительствовал при императоре Мануиле Палеологе.
Однако, вскоре оставив управление Константинопольской Церковью, святитель удалился в безмолвие. Вместе со своим сподвижником, Игнатием Ксанфопулом, святой составил Сто глав об умной молитве, помещенные во второй части славянского издания Добротолюбия. По утверждению их современника, святителя Симеона Солунского, святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы были удостоены Божественного осияния, как апостолы на Фаворской горе, и их лица "казались блистающими солнцевидно".
Святой Димитрий в Давуди
Память "святого Димитрия в Давуди" помещена под 22 ноября в календаре Миней синайского комплекта рубежа X-XI веков (Sinait.Gr.595).