Священномученик Илия Громогласов, пресвитер
(Священномученик Илия Громогласов, пресвитер, 1900-е годы)
Священномученик протоиерей Илия Громогласов родился в 1869 году в Тамбовской губернии в семье диакона. В 24 года Илия Михайлович окончил Московскую Духовную Академию и остался в ней преподавателем. Вскоре он женился на дочери князя Дулова - Лидии Николаевне.
В 1909 году Илия Михайлович был избран членом-корреспондентом Императорского Московского Археологического общества. Через два года он стал инспектором классов Мариинского женского училища при попечительстве о бедных и одновременно начал преподавать русскую литературу и всеобщую историю в Московской женской гимназии, которой заведовала его жена.
Талантливый ученый, Илия Михайлович продолжал свое образование, и в 1916 году он получил место приват-доцента на юридическом факультете Московского университета по кафедре церковного права.
В декабре 1917 года на Поместном Соборе Русской Церкви Илия Михайлович Громогласов был избран в Высший Церковный Совет. Во время работы Собора было опубликовано послание Святейшего Патриарха Тихона об отлучении от Церкви творящих революционные бесчинства. Илия Михайлович выступил по этому поводу на Соборе, он сказал: «Единственная надежда наша не в том, что будет у нас земной царь или президент – как угодно его назовите, – а в том, чтобы был Небесный Царь – Христос: в Нем Одном нужно искать спасения. Вместе с вами я благоговейно преклоняюсь перед мужественным и суровым словом Патриарха, которое давно пора было сказать. … Однако не следует нам забывать, что по сознанию выдающихся вождей христианской мысли даже Небесный Царь – Бог – не может спасти нас без нас, то есть если мы сами не принимаем участия в совершении нашего спасения. И мы ошиблись бы, если бы полагали, что посланием Патриарха дело закончено и нам нечего больше делать. Я полагаю, что мы должны надлежащим образом определить свое отношение к переживаемым событиям. … И вот, вслед за тем, как прозвучало слово Патриарха, очередь за нами как представителями Церкви, которые должны позаботиться, чтобы слово отлучения не осталось направленным в пространство, по неизвестному адресу. Нужно определить твердо и ясно, кто именно те враги Христа и Церкви, против которых поднято это грозное оружие, и – что самое главное, ради чего я и всходил на кафедру, – нужно, чтобы отлучение было реальным, действительным отчуждением, отделением тех, кто всею душою предан Церкви, от ее врагов и гонителей», – так переживал будущий священномученик провозглашенное Патриархом отлучение революционеров-богоборцев.
В начале 1922 года Илия Михайлович оставил светскую службу, приняв твердое решение стать священнослужителем. Для такого поступка в условиях гонений требовалось огромное мужество. 18 февраля 1922 года Святейший Патриарх Тихон рукоположил 53-летнего профессора в сан диакона ко храму святого мученика Антипы в Москве, а через два дня – в сан священника к той же церкви. Через месяц после принятия сана отец Илия был арестован. В тюрьме он провел год.
По данным ПСТГУ, 24 июля 1923 года был возведен в сан протоиерея.
По освобождении, 1 августа 1923 года он был временно назначен настоятелем Воскресенской церкви в Кадашах, а 30 сентября общее собрание прихожан единогласно избрало его настоятелем.
8 марта 1924 года ГПУ произвело в квартире священника обыск, после которого он был увезен на допрос и арестован. Во время следствия выяснилось, что о. Илья болен рожистым воспалением головы и лица, и ГПУ, отложив допрос, поместило его в заразный барак Бутырской тюрьмы. Узнав, что о. Илья заболел, его жена, Лидия Николаевна, стала усиленно хлопотать о его освобождении.
24 марта о. Илья был освобожден из тюрьмы, но следствие продолжалось, и 19 мая Коллегия ОГПУ приговорила его к трем годам ссылки на Урал. 28 июня о. Илия был вызван в милицию, где ему было предложено в трехдневный срок покинуть Москву и проследовать к месту ссылки – в Екатеринбург. Зная, что совершенно ни в чем перед властями не виновен, о. Илья не терял надежды, что ему удастся остаться в Москве и, продолжая церковное служение, закончить свои научные труды. Священник добился приема у прокурора Верховного Суда Красикова; в то время кабинете Красикова находился его помощник Катанян, им о. Илья и изложил существо дела. Его обвиняют в том, что он присутствовал на собраниях у католички Абрикосовой (где будто бы обсуждался вопрос о создании единого антисоциалистического фронта), в которых о. Илья принимал участие как представитель православного духовенства. Между тем по самому делу он ни разу не был допрошен, и вот теперь ГПУ требует, чтобы он в трехдневный срок покинул Москву. В ответ Красиков и Катанян обещали, что отсрочка священнику будет дана и они пошлют телефонограмму в ОГПУ. Отец Илья сообщил об этом представителям ОГПУ, но те ему заявили, что никакой телефонограммы не получали и снова потребовали немедленно покинуть Москву.
(Церковь Воскресения Христова в Кадашах)
Отец Илья, надеясь на обещание Красикова, никуда не поехал. Через день его вызвали в ГПУ и сообщили, что отсрочка ему дана, и когда он понадобится, его снова вызовут.
7 апреля 1925 года скончался Патриарх Тихон. Протоиерей Илия Громогласов, близко знавший Патриарха, сказал слово о почившем святителе: «Мы верим, что Господь смилуется над Русской Православной Церковью по молитвам Святейшего отца нашего Патриарха Тихона...», – сказал отец Илия. Через месяц он был арестован и отправлен в ссылку на север, в село Сургут.
(Протоиерей Илья Громогласов. Внутренняя тюрьма ОГПУ. 1925 год)
В 1928 году Коллегия ОГПУ постановила лишить протоиерея Илию Громогласова права проживания в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе и Ростове-на-Дону и прикрепить его к определенному месту жительства. Так отец Илия оказался в Твери, куда в это время получил назначение святой архиепископ Фаддей (Успенский). Отец Илия знал его еще по учебе в Академии, и им обоим суждено было стать мучениками. Служил отец Илия за Волгой, в церкви иконы Божией Матери Неопалимая Купина – одном из последних незакрытых храмов.
В 1937 году, в ночь со 2-го на 3-тье ноября сотрудники НКВД арестовали священника. В течение месяца его допрашивали. Следователь твердил одни и те же вопросы и постоянно спрашивал: «Признаёте? Признаёте?». Отец Илия держался спокойно, мужественно. Обвинения отрицал.
– Вы … являетесь участником контрреволюционной фашистско-монархической организации…, – говорил следователь.
– Участником контрреволюционной организации я не был, и о существовании её мне неизвестно, – отвечал священник.
– Вы говорите ложь! – кричал следователь.
– Ни в каких контрреволюционных организациях я не участвовал, – повторял отец Илия.
– Вы организовали литературный богословско-философский кружок, на котором проводили контрреволюционную деятельность. Признаете вы это? – не унимался следователь.
– Никаким кружком я не руководил и о существовании такового я ничего не знаю, – отвечал священник.
На дальнейшие вопросы он говорил только: «Нет, не признаю» или «Решительно отрицаю».
Протоколы допросов подписали обновленцы и протоиерея Илию Громогласова приговорили к расстрелу. Расстреляли его в Твери (которая тогда носила имя Калинина) 4 декабря 1937 года – в день праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Память священномученика празднуется на следующий день.
26 декабря 1958 года был реабилитирован президиумом Калининского облсуда (по 1937 году репрессий).
В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Тропарь
глас 4
И нравом причастник, / и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, Богодухновенне, / в видения восход, / сего ради слово истины исправляя, / веры ради пострадал если даже до крове, / священномучениче Илие, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.
Священномученик Иоасаф (Жевахов), епископ
Священномученик Иоасаф, епископ Могилевский (в миру Владимир Давидович Жевахов), родился в 1874 году в Полтавской губернии, он происходил из княжеского рода и был потомком святителя Иоасафа Белгородского. Закончив университет, князь Владимир Жевахов до 1917 года состоял на государственной службе. Он был глубоко верующим человеком, дружил с писателем Сергеем Нилусом.
В 1924 году Владимир Давидович был арестован в Киеве и 7 месяцев провел в тюрьме. Освободившись, он отправился в Зверинецкий скит и принял там монашеский постриг с именем Иоасаф. Этот скит был основан в 1912 году по инициативе князя Жевахова, на средства которого производились раскопки древнего Киева. Когда в киевском «зверинце» был обнаружен древний пещерный монастырь 12 века, на том же месте был основан Зверинецкий скит, почетным попечителем которого стал князь Жевахов.
В 1926 году в Нижнем Новгороде иеромонах Иоасаф (Жевахов) был рукоположен в епископский сан митрополитом Нижегородским Сергием (Старгородским). Владыка Иоасаф начал свое архипастырское служение в качестве викария Курской епархии. В тот же год он был арестован и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, где находился 3 года. После он отбывал такой же срок ссылки в Нарымском крае. С 1934 года епископ Иоасаф занимал Могилевскую кафедру. Но уже через 2 года был отправлен на покой и поселился в Белгороде. Здесь он был арестован последний раз и приговорен к расстрелу.
Приговор был приведен в исполнение в день вынесения, 4 декабря 1937 года, в Курске.
20 мая 1990 года был реабилитирован прокуратурой Белгородской области по 1937 году репрессий.
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 17 июля 2002 года для общецерковного почитания. Материалы к канонизации еп. Иоасафа были собраны братией Киевского Троицкого Ионинского монастыря и подчиненного ему Зверинецкого скита.
В возрожденном Зверинецком монастыре нижний храм освящён в честь двух Иоасафов - Белгородского и Могилёвского.
Преподобноисповедница Параскева (Матиешина)
Преподобноисповедница монахиня Параскева (в миру Параскева Федоровна Матиешина) родилась на Украине 28 октября 1888 года в селе Песчаное Подольской губернии в крестьянской семье Федора и Матроны Матиешиных. Получив начальное образование, в 1907 году Параскева поступила послушницей в Теолинский монастырь, затем она подвизалась в Турковичском монастыре, который в годы Первой Мировой войны был эвакуирован в город Дмитров.
В 1917 году его закрыли, и Параскева осталась в Дмитрове послушницей в Спасо-Влахернском монастыре. Параскева хорошо овладела Богослужебным Уставом и перечитала много Святоотеческих книг, воспринимая прочитанное умом и сердцем. Заметив высокую духовную образованность подвижницы, крестьяне соседних деревень попросили ее помочь в обучении дочерей церковному пению и чтению книг на церковно-славянском языке. К этому делу Параскева отнеслась с таким вниманием и любовью, что вскоре число ее учениц возросло до нескольких десятков. В 1921 году епископ Серафим (Звездинский), оценивший духовную образованность послушницы Параскевы и ее педагогическую одаренность, вызвал Параскеву из монастыря, видя ее предназначение в миссионерской деятельности. Владыка Серафим постриг Параскеву в рясофор и посвятил на алтарное служение как диаконису. Монахиня Параскева (Матиешина) стала ближайшей духовной дочерью владыки Серафима.
В течение многих лет она прислуживала в алтаре храма Казанской иконы Божией Материи в Дмитрове и была регентом детского хора, который сама обучала. В 1930 году матушка Параскева получила 5-летний срок высылки в Казахстан за церковную и миссионерскую деятельность. В ссылке матушка Параскева работала поварихой большой рабочей артели ссыльных в степном районе, ссыльные называли ее «сестрой». Спустя некоторое время матушку Параскеву перевели в Алма-Ату. Здесь она встретилась с духовной дочерью отца Алексия Мечёва Еленой Владимировной Быковой. Елена Владимировна, выпускница Московского университета, была хорошо знакома со многими выдающимися духовными наставниками начала 20 века. В ссылке Елена Владимировна стала духовной дочерью матушки Параскевы (Матиешиной). После освобождения матушка Параскева поселилась в Астрахани, условия жизни были тяжелые, приходилось голодать, и бывшие воспитанницы уговорили ее переехать обратно в Дмитров.
Несколько лет матушка Параскева проработала в храме Казанской иконы Божией Матери. Когда она слегла, ее взяла к себе одна из воспитанниц. Матушка Параскева скончалась 4 декабря в деревне Бирлово в 1952 году в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, поэтому день памяти святой перенесен на 5 декабря.
(Спасо-Влахернский монастырь - Деденево - Дмитровский район)
Причислена к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2000 года.
11 сентября 2001 года были обретены святые мощи преподобноисповедницы Параскевы. 30 сентября состоялось их торжественное перенесение из Борисо-Глебского Дмитровского монастыря в Спасо-Влахернский женский монастырь в селе Деденево Дмитровского района.
Священномученик Феодор Гусев, пресвитер
Священномученик Феодор родился 2 февраля 1875 года в семье священника села Никольское Клинского уезда Московской губернии Евдокима Гусева. Окончил Дмитровское Духовное училище. С 1899 по 1901 год Федор Евдокимович служил в армии рядовым. В 1903 году он стал служить псаломщиком в Успенской церкви села Изосименье Клинского уезда и прослужил в этом храме всю жизнь. В 1912 году митрополит Московский Владимир (Богоявленский) рукоположил его в сан диакона.
В ноябре 1929 года священник Успенской церкви был арестован и сослан на три года за невыполнение хлебопоставок. Служить стало некому, и в декабре храм был закрыт. 31 марта 1930 года по ходатайству прихожан храм вновь был открыт, в нем стали попеременно служить священники из соседних приходов. 15 мая 1934 года церковь была вновь закрыта за неуплату налогов. В августе того же года прихожане вновь добились ее открытия.
8 ноября 1936 года епископ Волоколамский Иоанн (Широков) рукоположил диакона Феодора во священника к этому храму.
21 ноября 1937 года отец Феодор был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Во время допроса следователь спросил его:
– С кем вы поддерживаете связи и кого вы хорошо знаете в районе?
– Я поддерживал связь со священником Грибовской церкви Василием Ивановичем Колоколовым, в настоящее время арестованным органами НКВД.
– В чем заключалась связь с указанным вами лицом?
– Связь моя с Колоколовым заключалась в том, что я часто обращался к нему за советами, касающимися богослужений.
– Вы арестованы за контрреволюционную антисоветскую деятельность, проводимую вами среди окружающего населения. Следствие требует ваших искренних показаний по существу предъявленного вам обвинения.
– В июле 1937 года по вопросу налоговой политики я среди колхозников говорил: «Советская власть на нас налагает непосильные налоги. Нет больше сил платить». Других разговоров против советской власти среди общины верующих я никогда не вел и виновным себя в этом не признаю.
1 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Феодора к расстрелу. Священник Феодор Гусев был расстрелян 4 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.
Священномученик Владимир Рясенский, пресвитер
Священномученик Владимир родился в 1891 году в городе Осташкове Тверской губернии в семье священника Федора Рясенского. По окончании Тверской Духовной семинарии он был рукоположен в сан священника к церкви села Ясенович Вышневолоцкого уезда. 2 сентября 1916 года о. Владимир по его прошению был переведен в храм погоста Волго Осташковского уезда. В двадцатых годах он служил в Знаменском храме в Осташкове. Много раз священника вызывали в ЧК и с угрозами требовали, чтобы он прекратил произносить проповеди, но каждый раз он отвечал: "Произносил и произносить буду".
В ноябре 1929 года скончался один из старейших священников Осташкова, бывший много лет благочинным, протоиерей Иоанн Бобров. Уважение к этому пастырю было столь велико, что отпевание собрало в храм почти весь город, пришли монахини Знаменского монастыря, многие рабочие завода, и шествие от собора до кладбища растянулось на полгорода. В соборе и затем на кладбище многие священники говорили проповеди в память почившего. Отец Владимир, в частности, сказал, что протоиерею Иоанну пришлось много претерпеть гонений от властей, он был одним из первых, кого власть стала преследовать, и еще в 1918 году он был приговорен к тридцати годам заключения. Арест, следствие и заключение пагубно отразились на здоровье о. Иоанна и способствовали приближению его кончины.
Подходил к концу 1929 год; распоряжением властей многие крестьяне и духовенство были заключены в концлагеря или расстреляны; служение священническое венчалось в те годы подвигом исповедническим и мученическим. И прошло совсем немного времени после похорон о. Иоанна, когда самому о. Владимиру пришлось исповедовать верность Богу и православию в узах.
Некий шорник, имевший в Осташкове мастерскую, чтобы избавиться от строгого надзора жены и ездить в Москву по своим делам и погулять с приятелями, придумал "уважительный" предлог для отлучек из дома. И решил, что лучше рассказать жене и шурину, рабочему кожевенного завода, что он ходит на тайные религиозные контрреволюционные собрания в Житный монастырь, что существует организация, называющая себя "Красный якорь", имеющая печать с изображением якоря. Собрания будто бы происходят в подвале монастыря, и для безопасности даже выставляются часовые. О чем говорилось на этих собраниях и кто состоял в "контрреволюционной" организации, шорник придумывать не стал. Однако, выслушав его объяснения и видя, что теперь наступило время, когда все газеты и власти в своих распоряжениях говорят о контрреволюции, шурин обо всем написал в Осташковское ГПУ и в конце декабря 1929 года был вызван к следователю для допроса, на котором подтвердил все ранее сообщенное.
Тогда же был вызван для допроса заведующий рыбными промыслами в Осташкове - вероятно, по близости расположения его конторы к монастырю. Он показал, что во время погребения протоиерея Боброва священники устраивали панихиды и собрания в соборе в течение четырех дней, когда говорились антисоветские проповеди и, в частности, священником Владимиром Рясенским, а сами похороны были приурочены к вечернему времени, чтобы освободившийся от работы народ смог принять в них участие.
Эта ли клевета, воспринятая как свидетельство активности верующих в Осташкове, или решимость местного ГПУ исполнить постановление Политбюро по беспощадному аресту духовенства и церковников, но через непродолжительное время, летом 1930 года, ГПУ арестовало священника Владимира Рясенского.
Во время заключения в тюрьме о. Владимира жестоко мучили, били, вырывали на голове волосы по волоску, но священник остался тверд в своем исповедании - не отрекся от Бога и не признал себя виновным в вымышленных преступлениях. Мужество его было удивительным. На заданные вопросы о знакомых ему священнослужителях о. Владимир отвечал: "Священнослужителей знаю, но разговоров на политические темы мы никогда не вели. Я лично - аполитичен и вопросами политики не интересуюсь… Я никогда не вел разговоров на темы о советской власти. В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю".
23 декабря 1930 года следствие по делу священника было закончено, на следующий день было составлено обвинительное заключение.
Отца Владимира обвинили в том, будто бы он говорил: "Разложение религии соответствующими органами власти ведет к падению культуры народа и гибели России. Властители подзаборные и евреи занимаются грабежом богатой страны и сплавляют эти богатства за границу, этими же богатствами они откупаются от темных рабочих масс и тратят большие деньги на пропаганду".
Обвиняемый не признал себя виновным в возводившихся на него преступлениях, следственный материал не выдерживал ни малейшей критики, и уполномоченный ОГПУ решил, что "настоящее дело нецелесообразно направлять на рассмотрение открытого судебного заседания, а потому направить его для внесудебного рассмотрения в Особое Совещание при Коллегии ОГПУ". Тройка ОГПУ через несколько дней, 26 декабря 1930 года, приговорила священника Владимира Рясенского к пяти годам заключения в концлагерь. 30 января 1931 года священник был отправлен этапом в концлагерь Мариинска.
Тяжелые условия следственной тюрьмы в Великих Луках, путешествия по пересыльным тюрьмам и непосильная работа в концлагере привели к тому, что отец Владимир Рясенский через полтора года скончался. Священномученик умер в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря 1932 года.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Преподобномученик Герасим (Мочалов), иеромонах
Память 22 ноября, в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
В миру Григорий Игнатьевич Мочалов, родился в 1870 году в селе Маринино Дмитровской волости Дмитровского уезда Московской губернии. Отец о.Герасима был крестьянином, но работал на фабрике. Образование Григорий получил в сельской школе.
6 сентября 1903 года Григорий Игнатьевич был принят в число послушников Смоленской Зосимовой пустыни во Владимирской губернии, послушание проходил в слесарной мастерской; 13 декабря 1906 года он был зачислен в братство обители, а 2 апреля 1908 года по благословению игумена Германа (Гомзина) пострижен в мантию с именем Герасим. В 1910 году монах Герасим был рукоположен во иеродиакона. В послужном списке значится: "очень хорошего поведения и усердно исполняет послушание чреду иеродиакона".
В 1920 году рукоположен в сан иеромонаха.
6 мая 1923 году Зосимова пустынь была закрыта советской властью, и отец Герасим перешел служить в Николаевский Песношский монастырь в Дмитровском уезде, в котором он прослужил до его закрытия, а затем был назначен в храм в селе Гарьево, когда-то входившем в состав Дмитровского уезда.
С 1936 года иеромонах Герасим стал служить в Покровском храме в селе Кикино Дмитровского района.
27 ноября 1937 года был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве и в тот же день допрошен.
– Следствию известно, что вы среди населения ведете активную антисоветскую деятельность. Дайте по этому вопросу показания, – потребовал следователь.
– Никакой антисоветской деятельности я не вел и это отрицаю.
Следователь стал расспрашивать о хозяйке дома, в котором жил отец Герасим, и настаивать, что тот собирал в доме антисоветские сборища из числа верующих, среди которых вел антисоветскую агитацию. Но отец Герасим категорически отверг эти вымыслы, подтвердив только то, что он там жил, и если кто к нему и приходил, то лишь договориться о совершении церковных таинств.
О.Герасим обвинялся в высказываниях недовольства гонениями на Церковь, надежды на скорую гибель советской власти и победу фашистов, рекомендации в выборах не участвовать и большевиков не избирать. Все обвинения он категорически отвергал и виновным себя не признал.
Лжесвидетели подписали необходимые следствию протоколы допросов, и 1 декабря тройка НКВД приговорила отца Герасима к расстрелу.
4 декабря 1937 года был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.
Преподобномученики Евтихий (Диденко), монах, Авенир (Синицын), инок, Савва (Суслов), Марк (Махров), монахи, мученик Борис Козлов
Преподобномученик Евтихий родился в 1870 году в селе Николаевском Курьинской волости Змеиногорского уезда Томской губернии и в крещении был наречен Емельяном. 10 ноября 1901 года он поступил в Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни. 20 ноября 1901 года он был одет в подрясник, 4 июня 1905 года – пострижен в рясофор. Послушанием его стали работы на монастырской даче. Он был небольшого роста, его все любили за простоту и доброту. 24 июня 1911 года послушник Емельян был пострижен в мантию с именем Евтихий. После закрытия безбожниками в 1923 году монастыря отец Евтихий сначала жил в Козельске в одном доме с оптинскими монахами Авениром (Синицыным) и Саввой (Сусловым). Монах Евтихий был арестован 30 октября 1937 года и заключен в тюрьму в городе Сухиничи.
Преподобномученик Авенир родился в 1879 году в городе Болхове Орловской губернии Матвея Синицына и в крещении наречен был Андреем. Он женился, но овдовел и поступил в 1908 году в Оптину пустынь. 11 октября 1911 года Андрей был определен в число братии, а затем пострижен в мантию с именем Авенир; в монастыре проходил послушание звонаря. Монах Авенир был арестован 30 октября 1937 года и заключен в тюрьму в городе Сухиничи. Преподобномученик Савва родился 20 сентября 1873 года в деревне Каменевой Успенской волости Ливенского уезда Орловской губернии в семье крестьянина Андрея Суслова и в крещении был наречен Сергием. В 1900 году Сергий поступил в Оптину пустынь и первое время проходил послушание закройщика в рухольной. 19 декабря 1910 года он был пострижен в монашество и поставлен на послушание за свечной ящик, затем был определен помощником пономаря, а в 1916 году снова переведен в рухольную. После закрытия безбожниками Оптиной пустыни отец Савва по-селился в Козельске, зарабатывал на жизнь шитьем, подвизался в молитве и посещал вместе с оставшейся в Козельске братией городской храм. Монах Савва был арестован вместе с монахами Оптиной пустыни 30 октября 1937 года и заключен в тюрьму в городе Сухиничи. В тот же день следователь допросил его. «Работая по домам колхозников,– ответил отец Савва,– я го-ворил, что «всякая власть от Бога». Мне власть всякая хорошая, которая не делает мне вреда. Я везде говорил, что есть Бог и нужно веровать в Бога. Бог есть будущая наша жизнь. Против советской власти я не выступал, а держусь крепко за Божественные убеждения и призывал всех веровать».
Преподобномученик Марк (Махров) родился 3 октября 1875 года в деревне Зайцево Бабичевской волости Малоярославецкого уезда Калужской губернии и в крещении наречен был Михаилом. 24 июня 1911 года на престольный праздник святого Иоанна Предтечи, в тот же день, что и монах Евтихий, он был пострижен в мантию с именем Марк и проходил послушание садовника. 30 октября 1937 года он был арестован и заключен в тюрьму в Сухиничах. На допросах он показал, что монахи сохранили монашеские традиции, участвовали в церковных службах, а зарабатывали случайными работами, что конечно раньше в монастыре жилось лучше, они были обеспечены хлебом и квартирой, а после закрытия обители, когда их отказывались принять на работу, жизнь ухудшилась, а теперь и совсем стало плохо.
Мученик Борис родился 23 июля 1886 года в деревне Слепцово Козельского уезда Калужской губернии в семье крестьянина Антона Коз-лова. В 1926 году Борис Антонович был избран церковным старостой в Покровском храме села Покровского недалеко от Слепцова. Вероятно, весьма ревностно исполняя свои обязанности, он стал раздражать безбожников и, желая закрыть и разорить храм, они обязали его заданием по дровозаготовкам, которое он исполнить не смог, и суд приговорил его к одному году принудительных работ и тремстам рублям штрафа. После отбытия наказания Борис Антонович поселился в Козельске, работать он устроился конюхом в городской больнице, где и жил, а все свое свободное время отдавал церкви, он пел на клиросе в Благовещенском храме. Ближайшими его друзьями и единомышленниками стали жившие в Козельске монахи Оптиной пустыни. Вместе с ними Борис Антонович и был арестован 28 октября 1937 года и заключен в тюрьму в Сухиничах.
21 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила монахов Евтихия (Диденко), Авенира (Синицына), Савву (Суслова), Марка (Махрова) и мирянина Бориса Козлова к расстрелу. Никто из арестованных не признал себя виновным перед безбожной властью.
Господу угодно было, чтобы в самый день праздника Введения Пресвятой Богородицы, 4 декабря, они пробыли в молитве, хотя и в тюрьме, но на земле. Монахи Евтихий (Диденко), Авенир (Синицын), Савва (Суслов), Марк (Махров) и церковный староста Борис Козлов были расстреляны на следующий день, 5 декабря 1937 года, и погребены в общей безвестной могиле.
Причислены к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 27 марта 2007 года.