Продолжение….
Преподобный Сергий Малопинежский
(прп. Сергий Малопинежский и вмч. Георгий Победоносец)
Память – 16 ноября/29 ноября в Соборе Вологодских святых – 3-я Неделя по Пятидесятнице
О земной жизни преподобного Сергия Малопинежского известно очень немного. Отец его, Маркиан Стефанович Неклюд, был «из роду митрополичьих и десятильничих новгородских боярских детей» (12, 569). В те времена боярские дети были светскими чиновниками при древних епископах. Маркиан слыл образованным для своего времени человеком, «был научен книжному ученью и грамоте». Возможно, со временем он мог бы стать не последним из знатных и влиятельных новгородцев, однако в 1477 году, когда Новгород перестал быть «вольным городом» и был присоединен к Московскому царству, он был вынужден покинуть родные места и удалиться «на реку Пинегу, в волость Малую Пинежку». Здесь он женился на девушке по имени Аполлинария и стал священником в Сурском приходе, у него родился сын Симеон.
Маркиан и Аполлинария воспитали своего сына «во всяком благочестии и чистоте». От отца Симеон унаследовал любовь к чтению книг духовного содержания.
Родители Симеона в старости приняли монашество. «Маркиан, под именем Матфея, кончил жизнь игуменом Воскресенской обители в г. Кевроле, а Аполлинария скончалась схимницей под именем Пелагии» (19, 569).
В возрасте тридцати лет Симеон стал священником и служил в двух местных храмах, Преображенском (в селе Согра) и Георгиевском, до шестидесяти двух лет. Ревностное и на редкость долгое служение потребовало от него апостольского подвига обращения ко Христу «некрещеной чуди», то есть многих остававшихся еще язычников из этого народа. Успеху в деле обращения в Православную веру язычников способствовали нравственные качества священника Симеона. По свидетельству старинной летописи, он «был взором кроток, тих хождением, умилен видом, имел душу милостиву и чист помысел, сердце бодро, смирение и крепость молчаливую и любовь воистину нелицемерную, и был милостив к нищим до самоотвержения». «Была слава многая о нем ради добродетельной жизни его» (12, 570 – 571). Сведений об его личной жизни не сохранилось.
В глубокой старости, за год до своей кончины, священник Симеон принял схиму с именем Сергия. 16 ноября 1585 г. преподобный Сергий преставился. Из девяноста двух лет его земной жизни шестьдесят два года были отданы служению Богу.
Преподобный Сергий был похоронен у алтаря Преображенской церкви, в которой он прослужил долгие годы. «И домашнии ему людие устроиша над ним голбчик деревянный, то есть сенцу малую, памяти ради где погребен бысть…» (38, 6). Уже спустя год после его кончины от его могилы стали совершаться исцеления. К ней приходили множество болящих, которые, в надежде получить помощь, брали с его могилы песок. По вере их Господь возвращал им здоровье. Наиболее часто помощь святого Сергия получали люди, страдавшие головными болями. В середине XVII века местный священник Киприан, сыновья которого после молитв к преподобному исцелились от тяжкой болезни, построил над могилой его часовню. Также им были собраны свидетельства о жизни преподобного Сергия. Возможно, что именно священник Киприан является автором его жития (38, 3).
В 1655 году была написана икона святого Сергия Малопинежского.
(Храм Преображения Господня на Малой Пинеге (ныне Согра), Архангельская область, восстановлен)
Преподобный Сергий Малопинежский почитался местно. В день его преставления, 16 ноября, в часовне, где находились его мощи, ежегодно совершался молебен Спасителю. Это было завещано самим преподобным Сергием, который, явившись после своей кончины одной исцеленной им женщине, повелел «неотложно и непременно» почитать его память (12, 573).
В 1914 году в Согре был построен каменный Преображенский собор. В его подвальном помещении, так называемом «подцерковии», почивали мощи преподобного Сергия. Они бережно хранились там до страшных времен гонений на Православие. Во время разгула воинствующего безбожия в закрытом Преображенском храме устроили склад, а мощи преподобного Сергия были погребены под свалкой мусора, среди которого были и иконы, вынесенные из собора. За стеной, рядом с гробницей святого, было устроено отхожее место. Так люди, забывшие Бога, отрекшиеся от веры в Него, глумились над своими святынями… (39, 3)
Есть сведения о том, что во времена воинствующего атеизма преподобный Сергий являлся жителям Пинежья, словно свидетельствуя о ложности и лживости безбожия. В тридцатые годы жительница деревни Монастырь Анна Кокорина видела его в образе «белого старца», который плыл в лодке без весел по реке Пинеге. В сороковые годы жительница одной из деревень Горьковского сельсовета Глафира Бессонова, возвращаясь ночью с фермы и проходя мимо Преображенского храма, где в ту пору размещалась сельская школа, увидела, что алтарь храма залит светом, по яркости напоминающим электрический. Надо сказать, что электричества в ту пору в селе не было. Когда женщина подошла поближе к храму, свет исчез (40, 78). Кроме того, в житии преподобного Сергия Малопинежского, написанном отцом Иоанном Верюжским, имеется упоминание об аналогичном чуде, произошедшем в веке, когда со времени кончины преподобного Сергия прошло уже более шестидесяти лет.
Священник Елисей, чтивший память святого Сергия и служивший в той самой Преображенской церкви, где служил и был впоследствии похоронен преподобный, в день его памяти, 16 ноября, пошел в храм служить утреню. Подойдя к церкви, он увидел, что она ярко освещена и полна молящимися, и некий незнакомый священник уже совершает богослужение. Приняв его за «десятильника» (в те времена так назывались люди, собиравшие «патриаршую дань»), Елисей испугался, что получит от него выговор «за свою неисправность». Поэтому он вошел в трапезу, чтобы через окошко разглядеть попристальнее, что же происходит в храме. К его изумлению, оказалось, что храм пуст, но «вся церковь и трапеза наполнены чудным благоуханием» (12, 571 – 572).
Как в далеком XVII веке, так и во времена богоборчества совершались на Архангельской земле чудеса от мощей преподобного Сергия Малопинежского. Память о нем пережила атеистическое лихолетье. Жители села Согры, в котором он совершал свое подвижническое служение, «отыскали в подвале нынешней Преображенской церкви тот деревянный «голбчик» (41,6), под которым был похоронен преподобный. В 1994 году началось восстановление Преображенского храма. По рассказам местной жительницы и инициатора возрождения храма К. П. Ширяевой, оно сопровождалось чудесными событиями. Так, в 1995 (или 1996) году перед иконой Спаса Нерукотворного, находившейся в храме, сама собой зажглась лампада. В мае 1999 года К. Ширяева услышала голос, который предупреждал, что ее дом сгорит, но хозяева его останутся живы. Женщина не придала этому значения, однако ночью дом Ширяевых, находившийся в тридцати метрах от храма, загорелся и был дотла уничтожен огнем, но никто из его хозяев не пострадал. Последнее известное нам сообщение о чудесном явлении преподобного Сергия Малопинежского относится к 2000 году. Анна Малухина, жительница деревни Машканово Горьковского сельсовета, в сонном видении видела белого старца, сидящего на пастбище за деревней. Старец попросил, «чтобы поставили для него хотя бы скамеечку, а он будет всегда на этом месте охранять пасущийся на этом пастбище скот.
На указанном старцем месте была построена часовня.
Полное житие прп. Сергия Малопинежского вы можете прочитать тут:
http://krasnoborsk-hram.blagochin.ru/svyatye-i-svyatyni/prepodobnyj-sergij-malopinezhskij/
Священномученик Ипатий, епископ Гангрский
(сщмч. Иппатий Гангрский (слева) и Ираклид, византийская фреска, Кипр)
Память 31 марта, 16 ноября
Священномученик Ипатий, епископ Гангрский, современник св. Спиридона Тримифунтского и свт. Николая Чудотворца, был епископом города Гангры в Па-флагонии (Малая Азия). В 325 году он принимал участие в I Вселенском Соборе в Никее, на котором была предана анафеме ересь Ария.
Святой Ипатий имел от Бога дар чудотворения, исцелял различные недуги и изгонял бесов. В одном селении он претворил воду в источнике из горькой в сладкую; в другом месте по его молитве забил из земли теплый родник, имеющий целебные свойства. Как-то темной ночью он оказался возле реки, и вдруг из воды появились огни и указали дорогу святому, чтобы он не упал в реку.
Однажды, при царе Констанции, сыне равноапостольного Константина, во дворец вполз огромный змей. Окружив царскую сокровищницу, он никому не давал приблизиться к ней. Многие архиереи и священники пытались изгнать змея молитвой, но не смогли, а некоторые даже погибли. Тогда царь попросил святого Ипатия приехать в Царьград, ибо слышал о его чудесах. Приехав, святитель пал на землю и довольно долго молился, а поднявшись, попросил устроить на площади большую печь и сильно разжечь ее. Потом он отправился во дворец, подошел к сокровищнице и долго бил змея посохом. Затем вложил посох ему в пасть и сказал:
— Во имя Господа Иисуса Христа следуй за мной.
И змей, словно связанный пленник, взялся зубами за жезл и последовал за святым. Ипатий провел его по городу к удивлению и ужасу жителей, а потом приблизился к разожженной печи и сказал змею:
— Во имя Христа, Которого я, недостойный, проповедую, повелеваю тебе войти в огонь.
Чудовище тотчас бросилось в печь и сгорело.
По дороге из Константинополя в Гангры на святителя напали разбойники. Это были еретики, ненавидевшие святого Ипатия за то, что он своими чудесами утверждал людей в Православии. Вооруженные мечами и кольями, они внезапно бросились на святителя и, сильно изранив его, сбросили с обрыва в болото. Ипатий же, еще живой, подняв руки к небу, молился за своих убийц, как некогда архидиакон Стефан:
— Господи, не вмени им греха сего.
Когда он так молился, одна женщина-арианка, взяв большой камень, ударила им святого по голове и убила.
Гангрские христиане вскоре обрели мощи своего святого епископа и с честью погребли их. А убийц постигла Божья кара — они впали в жестокое беснование. Когда же над гробом Ипатия они во всеуслышание исповедали свой грех, то получили исцеление и прощение по молитвам священномученика Ипатия, который, исполненный незлобия, и по смерти благодетельствовал врагам своим.
После смерти мощи святителя Ипатия прославились многочисленными чудо-творениями, в особенности изгнанием бесов и исцелением болезней.
С давних пор священномученик Ипатий особо чтился в Русской земле. Так, в 1330 году в Костроме был построен Ипатьевский монастырь, на месте явления Божией Матери с Предвечным Младенцем и предстоящими святыми - апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, епископом Гангрским. Этот монастырь впоследствии занимал значительное место в духовной и общественной жизни нашего народа, особенно в годы Смутного времени.
Древнейшие списки жития священномученика Ипатия были широко распространены в русской письменности, и один из них вошел в состав Четиих Миней митрополита Макария (1542-1564). В этом житии сохранилась запись о явлении Спасителя святителю Ипатию накануне мученической кончины. Почитаемому святому составлялись молитвы, похвальные слова и поучения в день его памяти.
Благоговейное почитание святителя Ипатия выразилось и в литургическом творчестве русских авторов. В XIX веке была написана новая служба священномученику Ипатию, отличающаяся от службы, написанной преподобным Иосифом Студитом, содержащейся в мартовской Минее.
Тропарь священномученика Ипатия, епископа Гангрского
глас 4
Изволением Божественнаго разума/ вперив ум свой в Небесныя обители/ и равно Ангелом житие пожив на земли,/ сего ради мучения красоты венец на своем версе утвердив,/ священномучениче Ипатие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак священномученика Ипатия, епископа Гангрского
глас 2
Римскому отечеству светильник,/ Богозарными лучами концы светя,/ ныне просвети твое празднество поющия, Ипатие,/ прося свыше мира и грехов оставления,/ молитвами защити ны, Ипатие многострадально.
Святитель Евхарий Лионский (Eucharius), епископ
Был родом из благородной семьи. После кончины своей жены, Галлии, он, по благочестивому обычаю христиан, отправился в Леринский монастырь, основанный святым Гоноратом на меньшем из двух Антибских островов, где он поселился вместе со своими сынвьями Веранием (Veranius) и Салонием (Salonius) и стал жить простой и строгой жизнью, уча себя и своих детей. Несколько позже он перебрался на соседний остров Лерона (Lerona, ныне Сент-Маргарита). С мыслью о том, что он мог бы присоединиться к отшельникам в пустынях Востока, он обратился за советом к Иоанну Кассиану, знаменитому отшельнику, который прибыл с Востока в Марсель. Кассиан ответил ему некоторыми из своих "Collationes", описывая повседневную жизнь отшельников в пустыне Фивейской. Именно в это время, около 428 года, Евхарий написал своё эпистолярное эссе "De laude Eremi" ("В похвалу отшельникам"), адресованную святому Иларию, епископу Арелатскому.
Подражая аскетическому образу жизни египетских отшельников, Евхарий поддерживал связь с мужами, известными учёностью и благочестием, такими как Иоанн Кассиан, Иларий Арелатский, Гонорат Марсельский, Клавдиан Мамерт (Claudianus Mamertus), Сидоний Аполлинарий (Sidonius Apollinaris) и его родственник Валериан, для которого он написал свою "Epistola paraenetica ad Valerianum cognatum, de contemptu mundi" ("Послание родственнику Валериану, о презрении к миру"), в которой выражалось отчаяние относительно настоящего и будущего мира в его последних муках.
В своём труде "Liber formularum spiritalis intelligentiae," обращенном к его же сыну Веранию, содержится обоснование законности аллегорий в Священном Писании, употребления метафор в Псалмах и таких фразах как "десница Божия". Термин анагогия (ἀναγωγὴ) был использован для применения Священного Писания к Небесному Иерусалиму; там же имеются и иные примеры того, что стало классической средневековой герменевтикой.
Известность Евхария была столь широко распространена в юго-восточной Галлии, что он был выбран епископом Лиона. Это было, вероятно, в 434 году. Он представлял Лионскую епархию на Соборе в Аравсионе (Оранже) в 441 году, и оставался во главе епархии до своей блаженной кончины последовавшей около 449 года.
После него епархию возглавил один из его сыновей, Вераний, в то время как другой сын, Салоний, стал епископом Женевы.
Эразм Роттердамский столь высоко оценивал послание Евхария к Валериану "О презрении к миру," что отредактировал его и издал в Базеле в 1520 году.
Священномученик Иннокентий (Тихонов), архиепископ Винницкий
(Еп. Ладожский Иннокентий (Тихонов). Фото 1922 г.)
Память 16 ноября (Укр.), в Соборе Винницких святых и Соборе новомучеников и исповедников Слободского края (Харьков.)
В миру Тихонов Борис Дмитриевич, родился 22 мая 1889 года в городе Троицке Оренбургской губернии в семье городских мещан.
По окончанию в родном городе гимназии учился в Томской духовной семинарии. В 1911 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1913 году был пострижен в монашество в Александро-Невской Лавре и через полгода был рукоположен во иеромонаха.
В 1914 году был духовником больных и раненых воинов в подвозном автомобильном перевязочном отряде. В следующем году - духовник при втором Серафимовском лазарете. Военную службу закончил в звании полкового священника Терского казачьего полка.
В 1915 году закончил Петроградскую духовную академию со степенью кандидата богословия и Петроградский археологический институт, где обучался для углубленного изучения церковной истории. Темой его кандидатской диссертации были древнерусские церковные облачения. В 1915-1916 годах был оставлен профессорским стипендиатом духовной академии при кафедре Церковной археологии.
В 1917 году поступил в число братии Александро-Невской Лавры. В 1918 году был назначен правителем дел лаврского духовного собора. Его силами при Лавре было создано Александро-Невское братство, в котором он возглавил кружок любителей православного богослужения. Управлял одним из братских хоров, играл на скрипке. Благодаря владыке Иннокентию основой жизни братства стали ежедневные Литургии.
С 1919 года занимал должности в Русском отделении Академии истории материальной культуры.
В 1921 году был возведен в сан архимандрита.
Служение Ладожским викарием, ссылки и заключения
9 апреля, в Вербное воскресенье 1922 года был хиротонисан во епископа Ладожского, викария Петроградской кафедры. Хиротонию совершил митрополит Петроградский священномученик Вениамин в сослужении викарием.
Вскоре после клеветнического показательного суда, приговорившего к смерти священномученика митрополита Вениамина и ряд других Петроградских клириков, был арестован. 1 июня 1922 года в Лавре, как лидер Александро-Невского братства, был взят под стражу и заключен в Доме политзаключенных. По делу петроградских православных братств владыка проходил как основной обвиняемый. Следователь в своем обвинительном заключении писал, что епископ Иннокентий:
"в присутствии женщин и детей устраивал продолжительные беседы не только на религиозные темы, но и касался вопросов государственной деятельности митрополита от 5 и 12 марта. Уверившись в сочувственном отношении массы к его беседам, он приступил к созданию примерного устава Братства. Закончив работу по этой отрасли, стал проповедовать под флагом религиозного возбуждения о деятельности прогрессивного духовенства, в беседах называл их большевистскими соглашателями. Совместно с митрополитом разработал воззвание к Петроградской Православной епархии об отлучении последних из сана. Являлся прямым наставником демонстративного шествия его братчицами к ДПЗ по случаю ареста митрополита."
Владыка Иннокентий выступал за отлучение от Церкви лидера обновленчества - Александра Введенского. В одном из доносов Введенскому "доброжелатель" писал: "Имейте в виду, что Ваше "отлучение" составлено Иннокентием Тихоновым и по его настоянию послано... Отец Иннокентий вернулся из Ладоги и всю ночь просидел у митрополита, составляя эту грамоту."
14 сентября 1922 года по обвинениям в антисоветской деятельности был сослан на два года в Усть-Цильму Архангельскую губернию. Через год дело пересмотрели и Петроградское ГПУ вынесло решение об административной выселке. Чуть позднее по делу было принято новое решение: ссылка на два года в Туркестан по обвинению в "агитации против изъятия церковных ценностей."
Вернувшись из заключения, 12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому священномученику Петру (Полянскому). В конце года, вероятно в декабре, был вновь арестован "за распространение литературы контрреволюционного характера" и приговорен к трём годам заключения в Соловецкий лагерь особого назначения.
После Соловецкой ссылки находился на высылке в Вологде.
(Основатели Александро-Невского братства иеромонахи Гурий (Егоров), Иннокентий (Тихонов), Лев (Егоров))
Епископ Благовещенский, в Белбалтлаге
12 сентября 1930 года был назначен епископом Благовещенским, но принять назначение не смог, так как был осужден по делу епископа Архангельского Антония (Быстрова). По данному делу проходило 26 человек, включая епископа Иннокентия как "выступавшего в своих проповедях с критикой советской власти." В декабре 1931 года коллегией ОГПУ СССР по обвинению в "участии в контрреволюционной группировке духовенства Архангельска" был приговорён к трём годам заключения в Беломорско-Балтийском ИТЛ. 19 сентября 1932 года был уволен от управления Благовещенской епархией.
В лагере участвовал в проведении взрывных работ, где получив контузию, вскоре был освобожден.
Последние годы архиерейского служения и мученичество
С 1 ноября 1933 года - епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии.
В 1934 году снова был арестован.
С января 1937 года - архиепископ Харьковский, но на епархии не был.
5 апреля того же года - архиепископ Винницкий.
После того как году Винницкий кафедральный собор был закрыт, архиерей лишился места служения и поселился в пригороде Винницы, городе Хмельнике. По воспоминаниям его духовной дочери С. Чистоткиной "жил он там в очень трудных условиях, постоянно ожидая ареста." Прожил в Хмельнике всего месяц, но и в течение этого короткого периода начал собирать духовенство, призывая его к активным действиям.
28 октября 1937 года владыку Иннокентия с большей частью винницкого духовенства арестовали, инкриминируя ст. 54-10, ч. 2 УК УССР (контрреволюция). Их содержали вместе с другими заключенными в здании на ул. Дзержинского. В камерах, рассчитанных в среднем на 16 человек, постоянно находилось более двухсот заключенных. Если кому-нибудь нужно было передвигаться по камере, его поднимали и передавали над головами других узников. Возмущаться было бесполезно и небезопасно: охранники нередко стреляли в заключенных через окошко за громкие разговоры, пение. Заключенных постоянно избивали, заставляли простаивать перед следователем без сна и еды по несколько суток.
13 ноября в отношении него был проведен первый и единственный допрос. Архиепископ не назвал ни одной фамилии, отрицал обвинения, не соглашался со свидетельствами и ни в какие переговоры со следователем не вступал.
29 ноября 1937 года по приговору Винницкого НКВД был расстрелян в полночь, проведя в тюрьмах, лагерях и ссылках четверть своей жизни.
Память и почитание
Во время немецкой оккупации проводилась эксгумация останков погибших из общих могил жертв НКВД в Виннице: опознали 679 человек, и среди них - владыку Иннокентия.
О его трагической кончине долгое время не было известно православному священству. Только в 1943 году, после того как патриарх Сергий (Страгородский) обратился с письмом к правительству СССР об амнистии 26 заключенных священнослужителей, среди которых упоминалось имя архиепископа Иннокентия (Тихонова), стало известно о мученической кончине владыки.
Его сподвижник, один из немногих оставшихся в живых в годы гонений и ставший впоследствии митрополитом Гурий (Егоров) вспоминал:
"Владыка Иннокентий был ученый монах. Это был богословский ум, который любил постоянно рассуждать. Он был очень горячий, вспыльчивый; тогда с ним трудно было иметь дело. Мы с ним иногда спорили, расходились, но, конечно, только в мелочах. А в главном мы были с ним единомышленны. Владыка Иннокентий очень любил богослужение. Всё, начиная от его внешних форм и кончая его содержанием, он всегда стремился осмыслить. Богослужение совершал он особенно прекрасно. Он всегда горел душой."
22 июня 1993 года был прославлен в числе новомучеников и исповедников Слободского края.
В 1998 году был посмертно реабилитирован зампрокурором Санкт-Петербурга.
1 апреля 2015 года решением заседания Священного Синода УПЦ днём памяти установлен 16/29 ноября, его имя внесено в новообразованный Собор Винницких святых.
Сочинения
Сохранились письма владыки из ссылки. В них он призывает братчиков держаться принятой в их среде строгой жизни, не оставлять добрых дел, не поддаваться на провокации обновленцев, но больше всего заботится об их церковном единстве:
"Берегите Братство, это святое общение в Церкви. Доселе вы очень дорожили зданием, иконами, украшениями и принадлежностями богослужения, колоколами. Кажется, все Господь возьмет на время или совсем от нас для того, чтобы мы восчувствовали не убор, не блеск, но самое Тело во Христе, самую Церковь, братское общение наше в благодати."