filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

05 (18) ноября 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение…


Святитель Тихон Московский и всея России (Белавин), патриарх, Избрание на Патриарший престол

патриарх Тихон во время собора 1917 года
(патриарх Тихон во время собора 1917 года)


Приступили к выборам патриарха. Решено было голосованием всех членов Собора избрать трех кандидатов, а затем предоставить воле Божией посредством жребия указать избранника. И вот, усердно помолившись, члены Собора начинают длинными вереницами проходить перед урнами с именами намеченных кандидатов. Первое и второе голосование дало требуемое большинство архиепископам Харьковскому Антонию и Новгородскому Арсению и лишь на третьем определился митрополит Московский Тихон. Итак, свободным голосование членов Собора, на патриарший престол были избраны три кандидата. «Самый умный из русских архиереев — архиепископ Антоний, самый строгий — архиепископ Арсений и самый добрый — митрополит Тихон», — так выразился один из членов Собора.

Перед Владимирской иконой Божией Матери, принесенной из Успенского со¬бора в храм Христа Спасителя, после торжественной литургии и молебна, 5 ноября схииеромонах Зосимовой пустыни Алексий, член Собора, благоговейно вынул из урны один из трех жребиев с именем кандидата, и митрополит Киевский Владимир провозгласил имя избранника — митрополита Тихона. С каким смирением, сознанием важности выпавшего жребия принял преосвященный Тихон известие о Божием избрании. Он не жаждал нетерпеливо этой вести, но и не тревожился страхом — его спокойное преклонение перед волей Божией было ясно видно для всех. Когда торжественная депутация членов Собора, во главе с высшим духовенством, явилась в церковь Троицкого подворья в Москве для «благовестия» о Божием избрании и для поздравления вновь избранного патриарха, преосвященный Тихон вышел из алтаря в архиерейской мантии и ровным голосом начал краткий молебен.

После молебна митрополит Владимир, обращаясь к новоизбранному, произнес: «Преосвященный митрополит Тихон, Священный и великий Собор призывает твою святыню на патриаршество богоспасаемого града Москвы и всея России», на что митрополит Тихон отвечал: «Понеже Священный и великий Собор судил меня, недостойного, быти в таком служении, благодарю, приемлю, и нимало вопреки глаголю». Вслед за провозглашенным ему многолетием митрополит Тихон обратился к Соборному посольству с кратким словом.

«Возлюбленные о Христе отцы и братие. Сейчас я изрек по чиноположению слова: “Благодарю, и приемлю, и нимало вопреки глаголю”. Конечно, безмерно мое благодарение ко Господу за неизреченную ко мне малость Божию. Велика благодарность и к членам Священного Всероссийского Собора за высокую честь избрания меня в число кандидатов на патриаршество. Но, рассуждая по человеку, могу много глаголать вопреки настоящему моему избранию. Ваша весть об избрании меня в патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: “Плач, и стон, и горе”, и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль (2, 10; 3, 1). Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении и, особенно в настоящую тяжелую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа Моисею, мне придется говорить ко Господу: Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я не носил во чреве весь народ сей и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка? Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня (Чис. 11:11—14). Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах российских и предстоит умирание за них, во вся дни. А к сим кто доволен, даже из креплих мене? Но да будет воля Божия! Нахожу подкрепление в том, что избрания сего я не искал, и оно пришло помимо меня и даже помимо человека, по жребию Божию. Уповаю, что Господь, призвавший меня, Сам и поможет мне Своею всесильною благодатию нести бремя, возложенное на меня, и соделает его легким бременем. Утешением и ободрением служит для меня и то, что избрание мое совершается не без воли Пречистой Богородицы. Дважды Она пришествием Своей честной иконы Владимирской в храме Христа Спасителя присутствует при моем избрании: в настоящий раз самый жребий взят от чудотворного Ее образа. И я как бы становлюсь под честным Ее омофором. Да прострет же Она, Многомощная, и мне, слабому, руку Своей помощи, и да избавит град сей и всю страну Российскую от всякия нужды и печали».

Время перед торжественным возведением на патриарший престол митрополит Тихон проводил в Троице-Сергиевой лавре, готовясь к принятию высокого сана. Соборная комиссия спешно вырабатывала давно забытый на Руси порядок постановления патриархов. Добыли из богатой патриаршей ризницы облачения русских патриархов, жезл митрополита Петра, митру, мантию и белый куколь патриарха Никона.

Великое церковное торжество происходило в Успенском соборе 21 ноября 1917 года. Мощно гудел Иван Великий, кругом шумели толпы народа, наполнявшие не только Кремль, но и Красную площадь, куда были собраны крестные ходы изо всех московских церквей. За литургией два первенствующие митрополита при пении «Аксиос» трижды возвели Божия избранника на патриарший трон, облачили его в подобающие его сану священные одежды.
Когда митрополит Владимир вручил ему с приветственным словом жезл святителя Петра, митрополита Московского, Святейшей патриарх ответил исполненной глубины прозрения речью.

патриарх Тихон во время собора 1917 года, интронизация 21 ноября 1917 года
(интронизация 21 ноября 1917 года)


«Устроением Промышления Божия, мое вхождение в сей соборный патриарший храм Пречистой Богоматери совпадает с всечестным праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сотвори Захария вещь странну и всем удивительну, егда введе в самую внутреннюю скинию, во Святая святых, сие же сотвори по таинственному Божиему научению. Дивно для всех и мое Божиим устроением нынешнее вступление на патриаршее место, после того, как свыше 200 лет стояло пусто. Многие мужи, сильные словом и делом, свидетельствованные в вере, мужи, которых весь мир не был достоин, не получили, однако, осуществления своих чаяний о восстановлении Патриаршества на Руси, не вошли в покой Господень, в обетованную землю, куда направлены были их святые помышления, ибо Бог предзрел нечто лучшее о нас. Но да не впадем от сего, братие, в гордыню.

Один мыслитель, приветствуя мое недостоинство, писал: “Может быть, дарование нам Патриаршества, которого не могли увидеть люди, более нас сильные и достойные, служит указанием проявления Божией милости именно к нашей немощи, к бедности духовной”. А по отношению ко мне самому дарованием Патриаршества дается мне чувствовать, как много от меня требуется и как много для сего мне не достает. И от сознания сего священным трепетом объемлется ныне душа моя. Подобно Давиду, я и мал бе в братии моей, а братия мои прекрасны и велики, но Господь благоволил избрать меня. Кто же я, Господи, Господи, что Ты так воззвал и отличил меня? Ты знаешь раба Твоего, и что может сказать Тебе? И ныне благослови раба Твоего. Раб Твой среди народа Твоего, столь многочисленного — даруй же сердце разумное, дабы мудро руководить народом по пути спасения. Согрей сердце мое любовью к чадам Церкви Божией и расширь его, да не тесно будет им вмещаться во мне. Ведь архипастырское служение есть по преимуществу служение любви. Горохищное обрет овча, архипастырь подъемлет е на рамена своя. Правда, Патриаршество восстанавливается на Руси в грозные дни, среди огня и орудийной смертоносной пальбы. Вероятно, и само оно принуждено будет не раз прибегать к мерам запрещения для вразумления непокорных и для восстановления порядка церковного. Но как в древности пророку Илии явился Господь не в буре, не в трусе, не в огне, а в прохладе, в веянии тихого ветерка, так и ныне на наши малодушные укоры: “Господи, сыны Российские оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники, стреляли по храмовым и кремлевским святыням, избивали священников Твоих”, — слышится тихое веяние словес Твоих: “Еще семь тысящ мужей не преклонили колена пред современным ваалом и не изменили Богу истинному”. И Господь как бы говорит мне так: “Иди и разыщи тех, ради коих еще пока стоит и держится Русская земля. Но не оставляй и заблудших овец, обреченных на погибель, на заклание, овец, поистине жалких. Паси их, и для сего возьми сей жезл благоволения, с ним потерявшуюся — отыщи, угнанную — возврати, пораженную — перевяжи, больную — укрепи, разжиревшую и буйную — истреби, паси их по правде”. В сем да поможет мне Сам Пастыреначальник, молитвами Пресвятыя Богородицы и святителей Московских. Бог да благословит всех нас благодатию Своею. Аминь
».

После литургии патриарх по древнему обычаю с крестным ходом обошел вокруг Кремля, окропляя его святой водой.

Еще о святителе патриархе Тихоне вы можете почитать тут (последние годы жизни):
http://filin-dimitry.livejournal.com/850010.html

и тут (обретение мощей):
http://filin-dimitry.livejournal.com/809945.html

Тропарь святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси
глас 3
В годину тяжкую Богом избранный / в совершенной святости и любви Бога прославил еси, / во смирении величие, в простоте и кротости силу Божию являя, / положил душу за Церковь, за люди своя, / исповедниче патриарше святе Тихоне, / моли Христа Бога, / Емуже сораспялся еси, / и ныне спасти землю Русскую и паству Твою.

Кондак святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси
глас 2
Тихостию нрава украшен,/ кротость и милосердие кающимся являяй,/ во исповедании православныя веры и любве ко ГосподУ/ тверд и непреклонен пребыл еси,/ святителю Христов Тихоне./ Молися о нас, да не разлучимся от любве Божия,/ яже о Христе Иисусе, Господе нашем.


Святитель Григорий Кассанский, Каламбрийский


Св. Григорий родился в Кассано (северная Калабрия) около 930 г. от благочестивых родителей Ликастра и Иоанны. Когда Григорий был еще маленьким, умер его отец. Когда он подрос, его мать решила женить его и уже нашла невесту, но святой больше любил девство и хотел посвятить себя на служение Богу. Он тайно идет из дома и приходит к епископу, которому изъявляет свое желание стать священником. Около 950 г. св. Григорий принимает священный сан. Он часто ходил в монастырь св. Андрея di Cerchiara, где общался со своим духовником – о. Пахомием. Через некоторое время он, с благословения епископа, принимает монашеский постриг. Когда около 960 г. умер игумен Пахомий, св. Григорий был избран его наследником. Он проводил жизнь в молитве, чтении и переписывании книг. Однако спокойная монашеская жизнь в 969-970 гг. была прервана нашествием сарацин. Они нагрянули настолько неожиданно, что братия даже не успела спрятаться. Тогда св. Григорий, как игумен, предложил сарацинам взять себя, вместо братий. Те согласились и начали требовать от него монастырских сокровищ. Св. Григорий отдал им все монастырские деньги: 27 тари. Однако сарацины, подумав, что Григорий скрывает от них сокровища, начали его мучить. Когда же они захотели сжечь его, то у них парализовались руки. Таким образом, святой избавился от смерти.

Через некоторое время после этого св. Григорий пошел в Рим, где встретился с императрицей Феофано, супругой императора Оттона II, которая заставила его принять средства для постройки греческого монастыря в честь Спасителя, где сам Григорий должен был стать игуменом. Монастырь был построен и вскоре наполнился м братией. Однако, имп. Оттон, следуя желанию своей супруги, захотел послать св. Григория в Германию, чтобы тот основал там центр греческой духовности и культуры. Св. Григорий, взяв с собою 12 монахов калабрийцев, что в ту эпоху значило, греков, отправился в Германию, где поселился в Burtscheid около Аахена, и основал монастырь свв. Аполлинария и Николая. Монастырь, действительно, вскоре стал центром греческой культуры, который позволил Германии и Франции соприкоснуться с восточным миром. Там же в Германии и почил св. Григорий в 1002 г.



Преподобный Иларион (Фокин), Троекуровский, монах, затворник

Портрет преподобного Илариона Троекуровского, 1828 год
(Портрет преподобного Илариона Троекуровского, 1828 год)

Память 5 ноября, в Соборах Воронежских, Липецких, Рязанских и Тамбовских святых

В миру Иларий Мефодиевич Фокин (Фомин), родился в селе Зенкино, Раковые Рясы тож, Добринского уезда Рязанской губернии (ныне это Чаплыгинский район Липецкой области) в многодетной семье зажиточных государственных крестьян-однодворцев Мефодия Абрамовича и Феодосии Павловны (в девичестве Лутовой) Фоминых. Точная дата его рождения пока не установлена. Почти все исследования, использованные нами при составлении настоящего очерка, указывают на различные годы его рождения - от 1755 до 1784. К тому же пока не найдена или не сохранилась вовсе запись о его рождении в метрической книге Рождественской церкви с. Зенкино. Скорее всего это произошло в 1755 или 1756 году, что подтверждают исповедные ведомости Димитриевской церкви с. Троекурово за 1843 год и метрическая запись того же храма о смерти и погребении затворника. С большой долей вероятности можно предположить, что будущий угодник Божий родился 21 октября - в день памяти преп. Илариона Великого, в честь которого был крещен и которого он всегда почитал как своего небесного покровителя. Православная энциклопедия указывает дату рождения точно: 21 октября 1774 года.

С семи лет, после чудесного знамения, почти все время проводил в доме деда по матери Павла Лутова, постника и молитвенника. Несколько раз вместе с ним совершал паломничества в Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву лавры, другие обители.
После смерти деда в 1788 году вернулся в дом родителей, по настоянию которых около 1794 года женился на односельчанке. Согласно жизнеописаниям, сразу после венчания тайно от родных ушел в Киев, через некоторое время "в веригах и босым" вернулся домой. Избегал супружеских отношений. В течение четырех лет симулировал паралич правой руки. В свободное от крестьянского труда время ходил учиться грамоте в ближнее с. Головинщино к приходскому свящ. Трофиму.
Решив навсегда оставить свой дом, ушел в Киев, посетил несколько обителей. Познакомился с будущей старицей Евфимией Григорьевной Поповой из с. Каликина Лебедянского у. Тамбовской губ., предсказал ее дальнейшую судьбу. Поселился в одном из монастырей Рязанской губ. (Свято-Духовском мужском монастыре Скопинского уезда или Димитрие-Солунском мужском монастыре Ряжского уезда).
Жена подвижника, узнав от богомольцев о его местопребывании, подала прошение в рязанскую полицию с просьбой вернуть домой мужа, пребывавшего в монастыре без документов. Покинув обитель и скрывшись в лесу близ с. Каликина, Иларий жил в сооруженной им келье. Здесь преподобного навещала старица Е. Попова, пользовавшаяся его духовными советами и помогавшая отшельнику. Именно с Поповой подвижник поделился сомнением в необходимости продолжать отшельническую жизнь вдали от людей.

Вскоре Иларий поступил в монастырь. Первый биограф преподобного Ф. З. Ключарёв утверждал, что это была сначала Саровская Успенская пустынь, затем - Трегуляевский Иоанно-Предтеченский монастырь. Ключарёв писал, что постриг в рясофор с именем Иларий подвижник принял в Козловском Троицком монастыре (ныне в г. Мичуринске Тамбовской обл.), "откуда непонятно по каким причинам" поступил в Раненбургскую Петропавловскую пустынь (ныне в г. Чаплыгине Липецкой обл.).
По благословению строителя Авраамия Иларий был принят в число раненбургской братии, нес послушание просфорника, свободное время посвящал чтению и молитве. Пользовался доверием настоятеля, по благословению которого посещал благотворителей, собирал пожертвования, чем вызвал враждебное отношение братии. Завистники оклеветали Илария, сообщив настоятелю, что он присваивает деньги себе. Желая избежать встреч с братией, Иларий перестал ходить на общую трапезу. Настоятель, обвинив Илария в прелести и неуставном постничестве, на целый год «отказал» его «от трапезы и от хлеба». Лишь некий пономарь навещал Илария, принося ежедневно по просфоре. Вскоре по настоянию жены подвижника Рязанский еп. Амвросий (Орлин) распорядился удалить Илария из пустыни. Согласно жизнеописанию, в присутствии всей братии его вывели на монастырский двор, настоятель сорвал с него клобук и рясу, плюнул ему в лицо и приказал всей братии оплевать Илария и вытолкать за монастырские ворота.

Иларий вернулся в келью близ с. Каликина. В ревизской сказке за 1816 г. «Ларион» значится в с. Н. Раковые Рясы вместе с матерью и братьями, их женами и детьми. Его жена в реестре 1816 г. уже не упомянута. Вскоре Иларий поселился в Воловом овраге в 4 верстах от с. Головинщина, рядом с местом служения своего наставника свящ. Трофима. 6 лет он подвизался в лесу в ископанной пещере, изнуряя плоть трудами и постом. Совершал молитвенное правило - вечерню, всенощные и утренние службы, на литургию приходил в храм с. Головинщина. В жаркие дни молился в лесу на поляне, совершал до 3 тыс. земных поклонов. Питался редькой, которую выращивал, пил дождевую воду. Весь год носил лишь длинную рубаху из холста и легкий белый халат, ходил босой. Однажды во время Великого поста Иларий 18 дней ничего не ел и в церкви упал в обморок. Когда его приводили в чувство, обнаружили на теле тяжелые вериги и сорочку из медной проволоки. Чугунный крест с вериг и чугунный страстной образ Божией Матери, которые носил Иларий на груди, а также частичка проволочной сорочки хранились впоследствии в Троекуровском монастыре.
Первое время Иларий проживал один. Если посетители нарушали его уединение, удалялся в глубь леса или залезал на вершины высоких деревьев и молился там. Когда слава о подвигах и благодатных дарованиях Илария (особенно о даре духовного прозрения) распространилась, сложилась небольшая община: некто юродивый Григорий, крестьянин Орловской губ. Емельян и раненбургский мещанин В. Никитин примкнули к Иларию. Братия страдала от недостатка воды; по преданию, однажды после молитвы в лесу Иларий заснул, а проснувшись, увидел куст прекрасных цветов. На этом месте он вырыл колодец. Источник в Воловом овраге с водой, которая считается целебной, сохранился до настоящего времени.

Однажды ночью во время сильной вьюги, возвращаясь от свящ. Трофима в пещеру, Иларий сбился с дороги, ослабел и упал в снег. Проезжавший мимо крестьянин узнал его, положил в сани и привез к священнику. Отогревшись в доме о. Трофима, Иларий попросил отслужить молебен Божией Матери, затем встал с постели, поцеловал крест и, поклонившись священнику в ноги, бодро вышел за дверь. На др. день утром Иларий уже присутствовал на литургии в головинщинском храме, как всегда босой, в белом летнем халате и без обморожений. В благодарность Господу за избавление от смерти Иларий решил остальное время жизни провести в безвыходном затворе, однако это намерение не осуществилось. Полиция посещала старца в пещерах, Иларий несколько раз покидал овраг, паломничал в Киев.
Однажды, возвращаясь в с. Головинщино, Иларий заболел и остановился в Коренной Богородице-Рождественской пустыни близ Курска. Настоятель о. Филарет, хорошо знавший старца по прежним посещениям, постриг Илария в мантию с именем в честь прп. Илариона Великого.

Около 1800 г. пещеры в Воловом овраге посетила благочестивая девица Дария Кутукова, будущая Сезеновская преподобная. Иларион стал ее духовным руководителем, общался также с иеросхим. Агапитом (Болховитиновым) (+ 1825), старцем Задонского Богородицкого монастыря.
В 1801 году о. Иларион был арестован, пещеры закрыты. По утверждению историка свящ. И. Добролюбова, в фонде архива Рязанской консистории хранилось дело, согласно которому в мае 1801 г. данковский протопоп доносил епархиальному начальству: "...близ Алексеевского, Головинщина тож, находятся пустынники и живут в построенных ими кельях, почему консистория предписала… пустынников разослать по своим местам, а келии уничтожить, о чем и сообщить в светскую команду". Сначала Илариона заключили в острог, затем наложили на него шестимесячную епитимию (с весны по осень) в раненбургском Петропавловском монастыре. Настоятель иером. Паисий и братия встретили о. Илариона дружелюбно, т. к. слава о его добродетельной жизни утвердилась прочно.
По окончании епитимии о. Иларион вернулся в овраги, обнаружил, что разрушены и пещеры, и лесная келья близ с. Каликина. Два месяца жил в доме некоего крестьянина в селе, затем - в церковной караулке в с. Головинщине.

Около 1807 года к преподобному обратился помещик соседнего с. Карповка кн. Михаил Александрович Долгоруков с просьбой помолиться об избавлении от засухи на полях. В тот же день пошел дождь. В благодарность Долгоруков построил для о. Илариона келью у Иверского храма. Княгиня Долгорукова собственноручно обила сукном все стены кельи. Старец жил здесь несколько лет.
К этому времени относится предсказание о. Илариона об исходе войны 1812 года. Многие помещики, соседи князя Долгорукова, приезжали к преподобному за советом: куда уезжать от надвигающихся полчищ Наполеона. Тот отвечал: «...супостат посрамится», «...пусть он взял Москву - на деревне остановится». В Карповке о. Илариона часто посещала Кутукова, подобно своему наставнику переходившая с места на место. Для нее была выстроена келья близ церкви в с. Головинщине, где девица по благословению о. Илариона занималась выпеканием просфор для окрестных храмов. Также прп. Иларион тесно общался с другим подвижником, юродивым Иоанном Сезёновским, помогал ему в устроении храма, а впоследствии и Сезёновского женского монастыря, пожертвовав сначала 5 тыс. р. (получил от помещика Хрущёва), а затем 100 тыс. р. (получил от помещика Звягина). Окормлял многих насельниц Сезёновского Иоанно-Казанского девичьего монастыря.
После смерти Долгорукова управляющий имением и дворовые писали в Москву его наследнику, молодому князю Долгорукову, доносы на прп. Илариона, настраивали его против подвижника. Когда же молодой князь встретился с о. Иларионом, то понял нелепость клеветы, просил молитв старца и, уезжая из имения, приказал людям оберегать его от неприятностей. Однако недоброжелатели еще больше стали досаждать старцу.

С 1819 года Иларион некоторое время жил у различных лиц, пока данковский помещик В. Н. Меньшиков не устроил для него уединенную келью в глубоком овраге и не обеспечил всем необходимым. 22 мая 1822 года преподобный составил духовное завещание:

"...ужасаюся и трепещу, готовяся с часу на час к исходу от сей маловременной жизни - предстать на вечное пребывание. И возвращаюсь в землю, от нея же взят был. Разсудил я все свои тленныя вещи предоставить тленным же людям. Молю и прошу, по кончине дней моих, раздать все мое беднейшее имение самобеднейшим, да нестяжание мое видимо будет там, пред лицем Господа Бога моего. Я виновен против всех, прошу меня простить. А я от всей души моей прощаю всех. Убогий архигрешник Иларион-отшельник".

Здоровье прп. Илариона ухудшилось, в ноябре 1824 года подвижник с келейником поселились у владельца с. Троекурова Лебедянского у. Тамбовской губ. И. И. Раевского, который построил слева от Димитриевской церкви 3-комнатную келью. В двух комнатах жил о. Иларион, в третьей - келейник. О. Иларион вкушал пищу только по воскресеньям и четвергам и в двунадесятые праздники (обыкновенно щи или суп из чечевицы, без рыбы, а в постные дни - и без растительного масла). В остальное время довольствовался частью антидора и кофейным напитком. Лет за 10 до кончины преподобный и эту трапезу оставил, питаясь только антидором и 9-чинной просфорой. Ежедневное молитвенное правило совершал с 1 ч. ночи до полудня, прерывая его ранней литургией, которую служили в сельском храме. На службе в храме всегда становился в алтаре на правой стороне. Вечернее правило подвижника продолжалось с 3 ч. дня до 9 ч. вечера. Свободное от богослужений время он посвящал чтению книг и общению с посетителями. Келейникам советовал спать не более 4 ч. в сутки, будил их в 12-м ч. ночи и посылал за водой на реку или к колодцу.

Жители окрестных уездов, зная о прозорливости и других дарованиях старца, приходили к нему. Так, купец Рыхлеев исцелился после того, как по совету преподобного помазался маслом из лампады перед Владимирской иконой Божией Матери, находившейся в келье старца. Современник о. Илариона, свящ. Н. Андреев, вспоминал: "К нему идешь под гнетом тяжкого бремени, а от него летишь, словно птица на крыльях". Многочисленным посетителям преподобный чаще всего отвечал через келейников, некоторых принимал лично. С ним общался Тамбовский еп. Николай (Доброхотов). Посещавший о. Илариона Тамбовский еп. Арсений (Москвин) благословил приготовленный старцем для себя склеп и посоветовал ему сделать то, что преподобный уже давно предсказывал,- устроить женскую общину. Старец подарил епископу четки, предсказав служение на Киевской кафедре. Часто бывал у преподобного и послушник задонского Богородицкого монастыря Михаил, впосл. наместник Зосима Задонский. В 1839 году к о. Илариону обратился за советом А. М. Гренков, буд. прп. Амвросий Оптинский, искавший монашеской жизни. Старец посоветовал ему идти в Оптину пустынь и прибавил: "Можно бы поступить и в Саровскую пустынь, но там уже нет таких мудрых старцев, какие были прежде, а в Оптиной пустыни старчество процветает". Именно Илариону Троекуровскому принадлежат слова: "Иди в Оптину - и станешь опытным". Однако обычно преподобный отказывался окормлять монашествующих, отсылая их к духовникам и наставникам, которые руководили ими. Когда некоторые ревнители просили благословения носить вериги, он советовал лучше стяжать смирение, терпение, любовь к ближним и др. добродетели. Принимал посетителей, невзирая на их состояние, руководствуясь лишь важностью и неотложностью нужд.
Поскольку полиция продолжала притеснять старца, он при содействии помещицы А. И. Кузьминой приписался к мещанскому обществу Лебедяни, а местный купец Ф. А. Саков ежегодно платил за него казенные подати. В ревизской сказке Раненбургского уезда за 1834 год отмечено, что в 1826 году Иларион считался выбывшим из с. Зенкина и из хозяйства «в мещанство, в Тамбовскую губернию в город Лебедянь». Фамилия, которую о. Иларион носил с рождения (Фомин), могла быть изменена на фамилию Фокин, вероятно, в это время при записи его в Тамбовское мещанство.

После переезда о. Илариона в с. Троекурово у его кельи стали селиться вдовы и девицы, обращавшиеся к нему за наставлениями. По благословению преподобного и с разрешения Раевского были сначала поставлены три деревянные крытые соломой кельи. Со временем собрались 12 послушниц. Главное послушание сестер общины заключалось в выпекании просфор для троекуровского храма и церквей соседних сел. По благословению епископов Тамбовских Арсений (Москвин) и Николая (Доброхотова) в Троекурове началось устроение иноческой женской общины - будущего Троекуровского монастыря.
За 6 лет до смерти о. Иларион лишился зрения, к концу жизни не мог ходить в храм, редко принимал посетителей, еду ему готовили раз в месяц. Питался просфорой и антидором со св. водой. За 6 недель до смерти прозрел, хотя последние 6 лет был слепым. Перед кончиной преподобного в Троекурово приезжал тульский помещик Ключарёв. Старец благословил его заботиться о Троекуровской обители, а за советами обращаться к подвижникам Оптиной пустыни (впосл. Ключарёв стал насельником Оптиной пустыни, автором жизнеописаний мн. подвижников, в т. ч. и Илариона). Последнюю исповедь перед кончиной принял друг Илариона свящ. с. Губина Никандр Андреев.

Прп. Иларион скончался 5 ноября 1853 года в с. Троекурово. До 10 тыс. человек, духовных чад и почитателей старца со всей России, собрались на погребение. 10 ноября 1853 г. наместником лебедянского Троицкого монастыря игум. Сергием при участии местного благочинного и 10 священников были совершены заупокойная литургия и чин погребения. Разрешительную молитву прочел духовник почившего местный свящ. Симеон Песков. Впоследствии Песков рассказывал, что когда он собрался вложить рукописание в руку почившего, то пальцы прп. Илариона разжались и крепко взяли грамоту. По свидетельству очевидцев, в течение 5 дней келья и храм были наполнены благоуханием, исходившим от гроба почившего. Останки старца в простом, устроенном им самим гробу были погребены в выкопанной им же пещере в ограде Димитриевской церкви. Вскоре над захоронением была поставлена деревянная часовня, а затем на средства троекуровского помещика В. А. Раевского (племянника И. И. Раевского) - деревянная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделом во имя прп. Илариона Великого. В правой стороне храма сохранялась пещера, которую старец своими руками приготовил для упокоения. Спустившись на 5 ступеней вниз, можно было увидеть резную гробницу с чеканным изображением прп. Илариона.

В годы гонений на Церковь народное почитание затворника продолжалось.
В 1993 году местные жители создали приходскую общину при сохранившемся Михаило-Архангельском храме обители, решением Синода от 6 октября 2003 года Троекуровский монастырь был открыт.

13 июля 1999 года состоялось обретение мощей прп. Илариона. Мощи перенесены в Михаило-Архангельский храм, где они покоятся в специально устроенной раке. Епархиальная комиссия по канонизации святых Липецкой епархии готовит материалы к общецерковному прославлению прп. Илариона Троекуровского.

Очень подробно о старце Илларионе можно почитать тут:
https://azbyka.ru/days/sv-ilarion-zatvornik-troekurovskij-tambovskij


Тропарь
глас 5
Нищету Христову возлюбивши, дом и сродники твоя оставил еси, преподобне отче наш Иларионе, тем же приял еси мзду трудов твоих на небесех, идеже ликуя со ангелы, моли спастися душам нашим.

Кондак
глас 8
Днесь светло ликует обитель Троекуровская, яко множество скорбящих обретает утешение, на твоя молитвы надеющееся, преподобне Иларионе всеблаженне, ты бо еси земли Липецкой похвало и утверждение.


Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Патриарх Тихон, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments