filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

Книга памяти России...Николай Нилович Бурденко...

Сегодня мы вспоминаем....

Николая Ниловича Бурденко (1876-1946), хирурга, одного из основоположников нейрохирургии, академика АН СССР (1939), академика и первого президента АМН СССР (1944-46), генерала-полковника медицинской службы, Героя Социалистического Труда (1943).

Николай Нилович Бурденко



Н.Н. Бурденко на осмотр раненого хватало минуты. За эту минуту он намечал план операции и тут же приступал к ней. И на этот раз все было также. Шла сложнейшая операция на черепе. Н.Н. Бурденко оперировал молча, сосредоточенно. Присутствующие с благоговением следили за руками хирурга, инструментами. Операция закончилась успешно. Николай Нилович поспешно вышел в предоперационную и нетерпеливо сказал «Марфуша! Кохер и шарик!»

Сестра молча подала требуемый инструмент и стерильный марлевый шарик. На ее лице не отразилось даже удивления. Одним рывком Бурденко удалил себе зуб, заложил в ранку шарик и с облегчением вздохнул, разглядывая зуб «Так вот кто пять дней меня мучил! Негодяй!..»
Как мог человек в 65-летнем возрасте блестяще провести пятичасовую операцию на черепе с острой зубной болью! А если бы обморок или болевой шок. В этом эпизоде как в капле воды отразился характер военного хирурга Николая Ниловича Бурденко, одного из основоположников нейрохирургии в Советском Союзе.

***

Николай Нилович Бурденко родился 3 июня 1876 года в селе Каменка, Нижне-Ломовского уезда, Пензенской губернии (ныне город Каменка Пензенской области). Отец — Нил Карпович, сын крепостного, служил писарем у мелкого помещика, а затем — управляющим небольшим имением.
До 1885 года Николай Бурденко учился в Каменской земской школе, а с 1886 года — в Пензенском духовном училище.

В 1891 году Николай Бурденко поступил в Пензенскую духовную семинарию. Окончив её, Бурденко сдал на отличные оценки вступительные экзамены в Петербургскую духовную академию. Однако, он резко изменил свои намерения, увлекшись медициной. Семья жила в постоянной нужде, одна надежда на Николая. И вдруг такая блажь... В результате имел сложный разговор с отцом:

— Что же ты круто сворачиваешь с пути? — спросил отец.
— Веры такой, какая необходима священнику, не имею. Врать Богу не могу. Но богоугодную профессию приму от него с радостью. Увидев каменное лицо сына, глава семейства понял, что уговаривать бесполезно.
— Денег тебе не дам. Вот 2 марки на письмо. Сообщи, когда последний твой час придет.

…Николай Нилович Бурденко часто вспоминал этот разговор и до конца дней хранил 2 семикопеечные почтовые марки: отправка не потребовалась.

1 сентября 1897 года Николай поехал в Томск, где поступил на недавно открывшийся медицинский факультет Томского Императорского университета. Там он увлёкся анатомией, и к началу третьего курса был назначен помощником прозектора. Помимо работы в анатомическом театре, он занимался оперативной хирургией, много и охотно помогал отстающим студентам.

В 1899 году Николай Бурденко был исключён из Томского университета за участие в первой томской забастовке студентов. Подал прошение о восстановлении и снова вернулся в университет. В 1901 году его имя снова появилось в списке забастовщиков, по некоторым сведениям, случайно. Тем не менее, Бурденко вынужден был покинуть Томск и 11 октября 1901 года перевестись в Юрьевский университет (ныне университет в Тарту, Эстония) на четвёртый курс медицинского факультета.

Занимаясь науками, Николай Бурденко принимал активное участие и в студенческом политическом движении. После участия в студенческой сходке ему пришлось прервать занятия в университете. По приглашению земства он прибыл в Херсонскую губернию для лечения эпидемии сыпного тифа и острых детских заболеваний. Здесь Бурденко, по собственным словам, впервые приобщился к практической хирургии. Проработав почти год в колонии для больных туберкулёзом детей, благодаря помощи профессоров, он смог вернуться в Юрьевский университет. В университете Николай Бурденко работал в хирургической клинике помощником ассистента. В Юрьеве он познакомился с трудами видного российского хирурга Николая Ивановича Пирогова, которые произвели на него глубокое впечатление.
В соответствии с порядком того времени, студенты и преподаватели выезжали на борьбу с эпидемическими заболеваниями. Николай Бурденко в составе таких медицинских отрядов участвовал в ликвидации эпидемий тифа, чёрной оспы, скарлатины.

Русско-японская война


С января 1904 года Николай Бурденко в качестве добровольца принимал участие медработником в русско-японской войне. На полях Маньчжурии студент Бурденко занимался военно-полевой хирургией, будучи помощником врача. В составе «летучего санитарного отряда» выполнял обязанности санитара, фельдшера, врача на передовых позициях.

Н.И.Бурденко был ранен при выносе раненных солдат из-под огня неприятеля. Награжден солдатским Георгиевским крестом. Эти обстоятельства позволили Николаю Бурденко окончить университет только в 1906 году, но зато он был уже крупным сформировавшимся ученым и практиком.

Начало медицинской карьеры


В декабре 1904 года Бурденко вернулся в Юрьев, чтобы начать готовиться к экзаменам на звание врача, а в феврале 1905 года приглашён в качестве стажирующего врача в хирургическое отделение Рижской городской больницы.
В 1906 г. медицинский факультет Юрьевского (Тартуского) университета присудил Бурденко диплом "лекаря с отличием".

С 1907 года работал хирургом Пензенской земской больницы. Сочетал медицинскую деятельность с научной работой и написанием докторской диссертации. Выбор темы диссертации — «Материалы к вопросу о последствиях перевязки venae portae» был обусловлен влиянием идей и открытий Ивана Петровича Павлова. На «павловские» темы в области экспериментальной физиологии Николай Бурденко написал в тот период пять научных работ и в марте 1909 года защитил диссертацию и получил звание доктора медицины. Летом того же года Николай Бурденко уехал в командировку за границу, где провёл год в клиниках Германии и Швейцарии.

С июня 1910 года стал приват-доцентом кафедры хирургии в клинике Юрьевского университета, с ноября того же года — экстра-ординарным профессором по кафедре оперативной хирургии, десмургии и топографической анатомии. Из медицинских наук молодого врача более всего интересовала хирургия. Еще студентом он увлекся наследием великого Пирогова, читал сочинения замечательного хирурга, писал о нем статьи. Н. И. Пирогов - ученый мыслитель, создатель военно-полевой хирургии (хирургии военного времени) - до конца жизни оставался идеалом Бурденко.

Первая мировая война


В июле 1914 года, с началом Первой мировой войны, Николай Бурденко заявил о желании отправиться на фронт, и был назначен помощником заведующего медицинской частью Красного Креста при армиях Северо-западного фронта.

В сентябре 1914 года прибыл в действующие войска в качестве консультанта медицинской части Северо-Западного фронта, участвовал в наступлении на Восточную Пруссию, в Варшавско-Ивангородской операции. Организовывал перевязочно-эвакуационные пункты и полевые лечебные учреждения, лично оказывал тяжело раненым неотложную хирургическую помощь на передовых перевязочных пунктах, попадая при этом нередко под обстрел. Успешно организовал эвакуацию более 25 000 раненых в условиях военной несогласованности и ограниченности санитарного транспорта.

С 1915 года Николай Бурденко был назначен хирургом-консультантом 2-й армии, а с 1916 года — хирургом-консультантом госпиталей Риги.
В марте 1917 года, после февральской революции, Николай Бурденко приказом по армии и флоту был назначен «исправляющим должность главного военно-санитарного инспектора», где занимался разрешением и упорядочением отдельных вопросов медико-санитарной службы. Встретив противодействие в вопросах реорганизации медицинской службы в период правления Временного правительства, Бурденко в мае вынужден был прервать свою деятельность в Главном военно-санитарном управлении, и снова вернулся в действующую армию, где занимался исключительно вопросами лечебной медицины.
Летом 1917 года Николай Бурденко был контужен на линии фронта. По состоянию здоровья вернулся в Юрьевский университет и был избран там заведующим кафедрой хирургии, которой ранее руководил Н. И. Пирогов.

Послереволюционный период


В конце 1917 года Николай Бурденко прибыл в Юрьев на должность ординарного профессора по кафедре факультетской хирургической клиники. Однако, Юрьев вскоре был оккупирован немцами. Возобновляя работу университета, командование германской армии предложило Николай Бурденко занять кафедру в «онемеченном» университете, но он отказался от этого предложения, и в июне 1918 года, вместе с другими профессорами эвакуировался с имуществом юрьевской клиники в Воронеж.
В январе 1920 года организовал специальные курсы для студентов и врачей по военно-полевой хирургии при Воронежском университете. Создал школу для среднего медицинского персонала — медицинских сестёр, где вёл педагогическую работу. В это же время Бурденко занимался организацией гражданского здравоохранения, и являлся консультантом Воронежского губернского здравотдела. В 1920 году по его инициативе в Воронеже было учреждено Медицинское общество имени Н. И. Пирогова. Председателем этого общества был избран Н. Н. Бурденко.

Переехав в 1923 г. из Воронежа в Москву, он открыл в факультетской хирургической клинике Московского университета нейрохирургическое отделение, став профессором оперативной хирургии. Шесть последующих лет Бурденко занимался клинической деятельностью уже в условиях мирного времени. В 1930 году этот факультет был преобразован в 1-й Московский медицинский институт имени И. М. Сеченова. С 1924 года Бурденко был избран директором хирургической клиники при институте. Этой кафедрой и клиникой он руководил до конца своей жизни, теперь эта клиника носит его имя.

госпиталь им. Н.Н. Бурденко
(госпиталь им. Н.Н. Бурденко, Москва)

В 1929 году по инициативе Николая Бурденко была создана кафедра военно-полевой хирургии на медицинском факультете Московского университета. С 1932 года он работал хирургом-консультантом, а с 1937 года — главным хирургом-консультантом при Санитарном управлении Красной Армии. Будучи председателем на часто созывавшихся в Москве хирургических съездах и конференциях, Бурденко неизменно ставил проблемные вопросы военной медицины, подготовки военно-врачебных кадров. На основе своего боевого опыта и изучения материалов прошлого он выпустил инструкции и положения по отдельным вопросам хирургического обеспечения войск, что подготовило военную медицину к началу Великой Отечественной войны.

Вторая мировая война. Последние годы жизни


В 1939—1940 годах во время советско-финской войны 64-летний Бурденко выехал на фронт, проведя там весь период боевых действий, и руководил там организацией хирургической помощи в действующей армии. По опыту советско-финской войны он разработал положение о военно-полевой хирургии.

В 1941 году, с начала Великой Отечественной войны — главный хирург Красной Армии. Несмотря на свои 65 лет, он сразу же выехал в действующую армию, в дальнейшем пользовался всякой возможностью, чтобы побывать на фронте. Занимался организацией помощи раненым во время боёв под Ярцевом и Вязьмой.
Для проведения сложных операций Бурденко добирался до полковых и дивизионных медсанбатов, лично провёл несколько тысяч операций. Организовал работу по сбору оперативной информации о ранениях.
В 1941 году академик Бурденко был второй раз контужен во время бомбардировки на переправе через Неву. В конце сентября 1941 года под Москвой, при осмотре прибывшего с фронта военно-санитарного поезда у Николая Бурденко произошёл инсульт. Он пролежал около двух месяцев в больнице, почти полностью лишился слуха, и был эвакуирован сначала в Куйбышев, затем в Омск.

Ещё не оправившись от болезни, Бурденко в местных госпиталях занимался лечением поступивших с фронта раненых, обширной перепиской с фронтовыми хирургами передовых этапов. На основе своих наблюдений он написал ряд исследований, оформив их в виде девяти монографий по вопросам военно-полевой хирургии.

Бурденко записал на листе бумаги установку самому себе: «Если сдают физические силы, должна выручать сила нравственная. Если у тебя на руке останется только один палец — не сдавайся и работай, действуй с той же энергией, как если бы у тебя были целы все пальцы».
Волевая натура помогала вооружать врачей знаниями. Одни названия статей говорили сами за себя: «Специализированная хирургическая помощь раненым», «О роли симпатической нервной системы при энцефалите», «Основные установки современного учения об огнестрельных ранениях».
Каждый день он тренируется произносить слова перед зеркалом. Недели, месяцы — говорить не получается. И вот однажды Мария Эмильевна (жена) услышала звуки и поняла сказанное.

— Мой ты солдат! Неужели опять задумал на фронт?

Со слезами радости он оставил ей записку: «В Омске морозы, вьюги, ветры, так что и пословицы «Сиди у моря и жди погоды» ко мне не приложить. Поеду в Москву — не могу больше быть безработным!».

В апреле 1942 года Николай Бурденко прибыл в Москву, где продолжал исследовательскую работу, писал научные труды. В ноябре того же года был назначен членом Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков; на работу этой ответственной комиссии по поручению правительства у него ушло много времени и сил.

В 1943 году после инспекции проводил сбор начальников санитарной службы соединения фронта. В лесу под Юхновым и застала весть, что ему первому из советских медиков присвоили звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Академику налили фронтовых 100 граммов, но он отказался и уехал в крупный госпиталь. Военный врач В. Гиллер так описал этот день:

«Сигнал воздушной тревоги. Задрожали стекла, залпы соседней батареи заглушили наши голоса.

— Давайте в убежище! — предложил Николаю Ниловичу начальник управления.
— Привыкайте. Страшно только вначале, — сказал он. — Раненые уже никуда не могут уйти прятаться. Они ждут. Место врача — у постели больного.
Он переоделся, вымыл руки и пошел в операционную, где для него подготовили сложных раненых, у кого пулей или осколком снаряда был поражен череп и мозг.
Бурденко взял из рук операционной сестры нож и, наклонясь над головой раненого, не примериваясь, быстрым, как молния, и точным движением рассек кожу на черепе сразу до кости.
Оперировал уверенно и смело, одновременно и правой, и левой рукой, что требовало напряженного внимания обоих ассистентов. Обнажив пульсирующий мозг, он быстрым взглядом окинул висящую перед ним рентгенограмму, едва заметным движением инструмента вынул металлический, с острыми краями бурый осколок. Закончив операцию вплоть до зашивания кожи, перешел к раненому, уже усыпленному на другом столе, и, сменив перчатки и халат, снова включился в работу. И так с небольшим перерывом, ни разу не присев, оперировал до позднего вечера».

Постановлениями Совета Народных Комиссаров от 1 февраля 1943 года Николаю Бурденко было присвоено звание «генерал-лейтенант медицинской службы», от 25 мая 1944 года — «генерал-полковник медицинской службы».

30 июня 1944 года, в период завершающих битв войны, по инициативе Н.Н. Бурденко и в соответствии с разработанным им планом, была учреждена Академия медицинских наук СССР. Постановление об этом выпустило правительство, подчинив вновь созданный орган Народному комиссариату здравоохранения СССР. С 20 декабря 1944 года по 11 ноября 1946 года — первый президент Академии Медицинских Наук СССР.

Комиссия академика Николая Бурденко работает в Катыни, за Бурденко митрополит Николай Ярушевич
(Комиссия академика Николая Бурденко работает в Катыни, за Бурденко митрополит Николай Ярушевич)

Летом 1946 г. с Бурденко случился третий инсульт, учёный долго находился в предсмертном состоянии. 1 — 8 октября 1946 года в Москве происходил XXV Всесоюзный съезд хирургов. Почётным председателем этого съезда был избран Н. Н. Бурденко, однако он не мог самостоятельно выступать, и его доклад, посвящённый лечению огнестрельных ранений, который он писал на больничной койке, зачитал один из его учеников.

Скончался от последствий кровоизлияния 11 ноября 1946 года в г. Москве. Урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище Москвы. На могиле установлен памятник работы скульптора Г. Постникова.

Могила Бурденко на Новодевичьем кладбище
(Могила Н.Н. Бурденко на Новодевичьем кладбище)

Упокой, Господи, душу раба Твоего Николая в Своих Небесных Селениях и нас, недостойных, помилуй по велицей Твоей Милости!


Tags: Россия, история, книга Памяти
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments