Седмица 24-я по Пятидесятнице.
Вмч. Димитрия Солунского (Фессалоникийского) (ок. 306). Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде (740).
Сщмч. Рогатиана пресвитера и мч.Феликиссима (не позже 258; Афр.); прп. Феофила Печерского, архиепископа Новгородского, в Дальних пещерах (1482); мч. Луппа Солунского (Фессалоникийского) (ок. 306); прп. Димитрия Цилибинского (XIV); прп. Афанасия Мидикийского (ок. 814); прмч. Иоасафа (Афон.) († 1536 г.), свт. Антония, еп. Вологодского (1588); прп. Димитрия Басарбовского (Бассарабовского) (1685); мч. Георгия Нового, Янинского (1838; Греч.), перенесение мощей в 1971 году; мч. Димитрия Самопожертвователя, царя Иверского (1289); свт. Кедда, еп. Ластингемского (664; Кельт. и Брит.); свт. Эты, еп. Хексхэмского и игумена Линдисфарнского (686; Кельт. и Брит.).
Свт. Александра (Окропиридзе), еп. Гурийско-Мингрельского (1907; Груз.).
Святые дня, молите Бога о нас!
Великомученик Димитрий Солунский (Фессалоникийский)
Великомученик Димитрий родился в городе Солуни в Греции (иначе - Фессалоники, ныне - Салоники) в правление нечестивых царей-богоборцев Диоклетиана и Максимиана. Родители его, тайные христиане, долго не имели детей. Они усердно молили Господа о даровании им наследника. Всемилостивый Господь внял их молитвам и даровал им сына, которого они назвали Димитрием. Когда отрок подрос, они, призвав священника, тайно крестили его в своем потаенном домашнем храме и постоянно наставляли в вере.
Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.
Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий — христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу.
Как в светлом чертоге святой Димитрий сидел в темнице, хваля и прославляя Бога. Дьявол, желая устрашить святого, обратился в скорпиона и хотел ужалить его в ногу. Осенив себя крестным знамением, святой безбоязненно растоптал нападавшего. Также он сподобился посещения Ангела Божьего, принесшего ему мир и ободрившего его перед страданиями.
В это время нечестивый Максимиан развлекал себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов гордый и наменный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.
Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и испросил у него благословения на единоборство с Лием.
Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Гибель Лия сильно опечалила Максимиана, и он тотчас приказал казнить блаженного Нестора.
***
Надо заметить, что подвиг мученика Нестора Солунского, память которого мы будем праздновать уже завтра, очень для нас поучительна. Она нам помогает понять, что не всякое убийство вообще есть грех. Ведь ничто нечистое не может войти в Царство Небесное! А Церковь свидетельствует о святости Нестора, который испрашивал благословения на убийство, получил его от святого (разве может святой благословить на грех?), и был казнен тут же, сразу после своей победы безо всякого покаяния и исповеди!
Подробно об этом вопросе можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/740708.html
***
Но эта казнь не утешила злочечтивца, а когда он узнал, что святой Нестор поразил злодея Лия по совету и благословению святого Димитрия, он разозлился еще сильнее и возгорелся желанием отомстить за гибель любимого борца..
Ранним утром 26 октября 306 года в темницу вошли воины. Они застали святого стоящим на молитве и тут же пронзили его копьями. Так исповедник Христов, святой Димитрий, перешел в вечные светлые обители. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле.
Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Когда слух об этом дошел до Максимиана, император приказал ему тоже отрубить голову.
В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, в котором совершалось множество чудес и исцелений. А через сто лет один иллирийский вельможа по имени Леонтий, получив в том храме исцеление от тяжкого, неизлечимого недуга, захотел в знак благодарности построить новый величественный храм.
(храм вмч. Дмитрия Солунского в Салониках)
При разборке старого храма были обретены нетленные мощи. Из них исекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием. От прикосновения к мощам и помазания святым миром совершались чудеса и исцеления. Намного позднее, в XIV веке Димитрий Хризолог напишет: миро “по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ... Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом”. По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.
Множество чудес совершил святой великомученик Димитрий и в нашем Отечестве. По предуказанию Божьему его имя в самых древних русских летописях упомянуто прежде, чем другие имена святых: преподобный Нестор летописец рассказывает, что греки, побежденный великим князем Олегом под Константинополем в 907 г. приписывали свое поражение не храбрости славян, а заступничеству за них их покровителя святого Димитрия.
Об особом почитании святого Димитрия среди славян свидетельствует такой выдающийся факт: первым сочинением на славянском языке святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после создания ими славянской азбуки был "Канон Димитрию Солунскому".
Этот канон считается отправным местом в рождении великой славянской литературы.
Сербы и болгары с древнейших времен почитают великомученика Димитрия как покровителя славян, называют "отечестволюбцем" славянских народов, связывая это со славянским происхождением святого, а в старинных русских сказаниях святой Димитрий предстает русским по происхождению.
Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. Русские издревле старались приобрести хоть малейшие частички от мощей, одежды, миро или или даже персти от гроба святого Димитрия. Поэтому во всех древних русских монастырях и храмах среди частиц мощей различных святых почти непременно находится часть мощей или миро от святого великомученика Димитрия.
В начале 70-х годов XI столетия основан Дмитриевский монастырь в Киеве, известный ввпоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. В XII веке воздвигнут Дмитриевский собор во Владимире, который и доныне является украшением этого древнего города. В 80-х годах XIII столетия святой благоверный князь Даниил Московский воздвиг храм во имя святого великомученика Димитрия, который стал первым каменным храмом Московского Кремля. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте был воздвигнут Успенский собор с приделом Димитрия Солунского.
(Успенский собор Москва, открытка начало XX века)
В древней Руси день святого великомученика Димитрия был в числе больших праздников; службу обыкновенно совершал сам Патриарх в присутствии Государя. Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в воинских доспехах, с копьем и мечем в руках. На свитке писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу в видении Иллюстрия (см. выше): "Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей - с ними и я спасен буду, если погубишь - с ними и я погибну."
Об особом почитании на Руси святого Димитрия свидетельствует и традиция русских князей называть своих первенцев его именем. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. Святой благоверный великий князь Димитрий Донской был ревностным почитателем святого Димитрия.
(храм вмч. Дмитрия Солунского на Благушах, Москва)
Тропарь великомученика Димитрия Солунского
глас 3
Велика обрете в бедах тя поборника вселенная, страстотерпче,/ языки побеждающа./ Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню,/ и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора,/ тако, святе Димитрие,/ Христу Богу молися// даровати нам велию милость.
Кондак великомученика Димитрия Солунского
глас 2
Кровей твоих струями, Димитрие,/ Церковь Бог обагри,/ давый тебе крепость непобедимую/ и соблюдая град твой невредим,// того бо еси утверждение.
Величание великомученику Димитрию Солунскому
Величаем тя, страстотерпче святый Димитрие, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.
Молитва великомученику Димитрию Солунскому
Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя с дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление православным христианам, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоутробное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.
Мученик Лупп Солунский (Фессалоникийский)
Мученик Лупп жил в конце III в. – начале IV в. и был верным слугой святого великомученика Димитрия Солунского (память 26 октября). Присутствуя при кончине господина, он омочил свою одежду его кровью и взял перстень с его руки. Этой одеждой, а также перстнем и именем великомученика Димитрия святой Лупп творил в Солуни многие чудеса. Он разбил языческих идолов, за что подвергся преследованию от язычников, но силой Божией был сохранен невредимым. Святой Лупп добровольно предал себя в руки мучителей и по повелению императора Максимиана Галерия был усечен мечом († после 306 г.).
Тропарь мученику Луппу
глас 4
Мученик Твой, Господи, Луппе во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего; имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.
Кондак мученику Луппу
глас 2
Звезда светлая явился еси непрелестная мирови, Солнца Христа возвещающи, зарями твоими, страстотерпче Луппе, и прелесть погасил еси всю, нам же подаеши свет, моляся непрестанно о всех нас.
Преподобный Феофил Печерский, архиепископ
Память 26 октября, в Соборах прпп. отцев Киево-Печерских Дальних Пещер и всех прпп. отцов Киево-Печерских, а также Киевских и Новгородских святых
Святитель Феофил, архиепископ Новгородский, был избран по жребию после смерти святителя Ионы († 1471; память 5 ноября) и возведен в сан архиепископа Новгородского 15 декабря 1472 года в Москве. До возведения в сан архиепископа он подвизался ризничим в Отенской пустыни. Трудный жребий выпал на долю святителя по управлению новгородской паствой: посадница Марфа Борецкая и ее приверженцы вооружали и возмущали народ против великого Московского князя Иоанна III, а монах Пимен, сторонник Борецких, разжигал в пастве ненависть к архиепископу. Некоторые из новгородцев склонялись перейти на сторону Литвы, изменив Московскому князю, и готовы были пойти на вероотступничество. Святитель Феофил останавливал мятежных новгородцев: «Не изменяйте Православию или не буду пастырем отступников, уйду назад в смиренную келью, откуда извлекли вы меня на позорище мятежа».
Сохранилась отреченная грамота святителя, написанная в 1479 году. Однако ослепленный народ не внимал словам пастыря: между Новгородом и Москвой разгорелась междоусобная война. Разбитые новгородцы вынуждены были просить пощады, и многие из них обязаны жизнью заступничеству святителя. В 1480 году святитель Феофил был отправлен Иоанном III на заточение в Московский Чудов монастырь и «сидел полтретья лето, ту и преставися». По преданию, когда святитель Феофил лежал больной в Чудовом монастыре, во сне явился к нему Новгородский святитель Нифонт (†1156; память 8 апреля), похороненный в пещерах преподобного Антония Печерского, и напомнил об обещании поклониться Печерским чудотворцам. Святой архиепископ отправился в Киев и уже приближался к Днепру, как болезнь его усилилась, и он получил откровение, что хотя не дойдет живым до пещер, но тело его упокоится в них. Это исполнилось.
(рака с мощами прп. Феофила Печерского в Дальних (Феодосиевых) пещерах)
Тропарь преподобному Феофилу Печерскому, архиепископу Новгородскому, в Дальних пещерах почивающему
глас 4
Правило веры и образ кротости, и воздержания известный учитель Христову стаду воистинну был еси, уча е выну смирению, не мудрствовати еже высокая, сего ради стяжал, яже желаше, отче святителю Феофиле, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобному Феофилу Печерскому, архиепископу Новгородскому, в Дальних пещерах почивающему
глас 4
Яко воистину, по имени твоему житие, ты, Боголюбезне святителю Феофиле и преподобне, соблюл еси, явися тебе Христос Спас, обещая ти живот вечный и Царствие Свое, в немже днесь ликуя, не забуди нас, рабов твоих.
Преподобный Димитрий Басарбовский (Бассарабовский)
Память 8 июля на перенесение мощей, 26 октября
Преподобный Димитрий Басарбовский подвизался в пустыни, в Болгарии, близ города Рущука. Скончался в 1685 г. 8 июля 1779 г. мощи его были перенесены в Бухарест.
Скальный монастырь святого Дмитрия Басарбовского, первые упоминания о котором восходят к 1431 году, является единственным действующим мужским скальным монастырем в Болгарии и имеет высокое архитектурное, культурное и религиозное значение.
Он назван в честь самого известного его обителя - святого Дмитрия, родившегося в селе в 1685 году и проведшего всю жизнь в монастыре. Гуляя по окрестностям этого места, можно увидеть колодец, выкопанный монахом. Согласно народным поверьям, вода в нем целебная. У подножия монастыря расположены выкопанные более чем полвека назад три помещения, одно из которых представляет собой столовую.
Пройдя дальше, можно подняться по 48 каменным ступеням и увидеть нишу, где спал святой Дмитрий, а также скальную церковь с красивым иконостасом и иконой, изображающей святого во весь рост. На территории монастыря расположена пещера, в которой находится музейная экспозиция и хранятся мощи монаха Хрисанта, возродившего этот монастырь в 1937 году.
Преподобномученик Иоасаф Афонский
Память 26 октября и в Соборе Афонских преподобных (Вторая неделя по Пятидесятнице).
Преподобный Иоасаф, Монах Дионисиевского монастыря на Святой Горе Афон, был учеником святейшего патриарха Константинопольского Нифонта (11 августа). Стараясь по силам подражать добродетельной жизни и подвигам учителя своего, он достиг такой высоты совершенства любви к Богу, что желал пролить и свою кровь за Него. И когда объявил о таком желании блаженному Нифонту, тот, провидя духом, что есть на то звание и воля свыше, предсказал ему, что он совершит подвиг мученичества в Константинополе.
(Дионисиевский монастырь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи на Афоне - Дионисиат)
Итак, после кончины святого Нифонта, благословенный Иоасаф отправился в Константинополь и там, явившись в судилище турецкое, проповедал с великим дерзновением пред всеми мусульманами таинство Святой Троицы и таинство воплощения Сына и Слова Божия, Его смерть крестную за наше спасение, и прочее. Удивленные дерзновением инока исступленные турки, после различных истязаний, наконец отсекли святую его главу.
Преподобный Афанасий Мидикийский
Преподобный Афанасий Мидикийский по любви к иноческой жизни тайно ушел из родительского дома, но был насильно возвращен отцом. Однако через некоторое время Афанасий с разрешения отца поступил в Мидикийский монастырь, в Вифинии. Он был сподвижником преподобного Никиты (память 3 апреля) и скончался около 814 года. На его могиле выросло кипарисовое дерево, от которого, по благодати Божией, происходили исцеления.
Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения) бывшего в Константинополе
В 740 году Константинополь и многие города Византийской империи поразило страшное землетрясение. В столице рухнула часть башен Феодосиевой стены, разрушены были многие здания. Это было знамением конца царствования гонителя православных святынь иконоборческого императора Льва III Исавра, умершего через несколько месяцев после этого события.
В память избавления от этого бедствия были составлены тропарь и кондак, установлено общецерковное молитвенное вспоминание.
Тропарь трясения
глас 8
Призираяй на землю и творяй ю трястися,/ избави ны страшнаго труса прещения, Христе Боже наш,/ и низпосли нам богатыя милости Твоя// молитвами Богородицы, и спаси ны.
Кондак трясения
глас 6
Избави труса тяжкаго всех нас, Господи,/ и язвы нестерпимыя грех ради наших,/ пощади, Господи, православныя люди Твоя,/ яже стяжал еси Твоею Кровию, Владыко,/ и град не предаждь в погибель трусом страшным,/ иного бо, разве Тебе, Бога не вемы,/ и воззови поющим:// Аз есмь с вами, и никтоже на вы.
Преподобный Димитрий Цилибинский
Преподобный Димитрий был одним из самых ближайших учеников и ревностных помощников святителя Стефана Пермского в распространении Православной веры. По происхождению своему он, вероятно, был уроженцем Коми-Пермского края. Приобщая жителей Перми к истинам Православия, святитель Стефан воспитал себе из их числа «немало помощников, которые, как их соплеменники, хорошо знакомые с нравами и обычаями своего народа и говорившие с ними на одном языке, могли быть более способными к миссионерству. Известно, что эти священнослужители совершали богослужения на родном и понятном для местного населения коми-пермяцком языке.
Преподобный Димитрий, ученик святого Стефана, основал на реке Вычегде Цилибинскую пустынь. Она находилась в двадцати восьми верстах от Яренска. По замыслу основателя, монастырь должен был служить приютом для проповедников христианства и таким образом являться своеобразным миссионерским центром. Храм пустыни был освящен в честь Архистратига Божия Михаила.
(Церковь Рождества Христова - Цылиба (Цилеба, Целиб), урочище - Ленский район - Архангельская область, все, что осталось от пустыни)
Преподобный Димитрий вел строгую подвижническую жизнь. Под монастырским храмом он выкопал пещеру, где уединялся для молитвы. Пещеру эту он покидал только для совершения богослужений и проповеди.
Год и день кончины преподобного Димитрия Цилибинского неизвестны. Тело его было погребено в основанной им пустыни, близ Михайло-Архангельского храма, а над могилой была построена часовня. На крышке гроба, где почивали мощи преподобного Димитрия, имелось его изображение.
(остатки деревни Цылиба, где стояла деревянная часовня с мощами Димитрия Цилибинского)
Впоследствии Цилибинская пустынь пришла в упадок, а Михайло-Архангельский храм стал приходской церковью. Но, несмотря на упразднение монастыря, основанного преподобным Димитрием, память его уже несколько столетий благоговейно почитается местными жителями, свято хранящими память о своем земляке.
Священномученик. Рогатиан , пресвитер и мученик Фелициссим
Об этих африканских святых известно только, что они пострадали в гонение Валериана и Галлиена.
Святитель Антоний, епископ Вологодский и Великопермский
Память 26 октября, 17 января (Волог., Смол., Греч.), 27 августа (Волог.) - обретение мощей в 1998 году, в Соборах Вологодских и Смоленских святых
В юном возрасте принял монашеский постриг в Болдинском Троицком монастыре, где подвизался под духовным руководством преподобного Герасима Болдинского, воспитываясь в духе благочестия и строгой монашеской жизни. Там же был рукоположен во иеромонаха.
Впоследствии стал третьим игуменом Болдинского монастыря, приняв от Иосифа Краснописца попечение о братии. В его настоятельство, в 1576 году, было переписано завещание-устав основателя обители. Написал житие своего аввы, преподобного Герасима.
11 октября 1586 года митрополит Московский и всея Руси Дионисий возглавил его хиротонию во епископа Вологодского и Великопермского. Святительствовал всего два года, но, как передает его жизнеописатель:
"в это непродолжительное время он своей отеческой заботой о благе пасомых, тихостью нрава и кротостью обращения, нелицемерным правосудием, радушием и милосердием к бедным снискал у всех большую любовь и уважение".
В последний год его земной жизни близ Вологды произошло чудесное явление благочестивому крестьянину Илариону Владимирской иконы Божией Матери, после чего святитель послал ключаря Софийского собора священника Иоанна Емельянова на место явления иконы. Впоследствии святитель повелел здесь построить храм и монастырь во имя Пресвятой Богородицы - Заоникиевскую Владимирскую пустынь.
1 октября 1588 года святитель освятил придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Вологодском Софийском соборе. Уже изнемогая телесно, владыка Антоний ежедневно ходил в новоосвященный храм ко всем церковным службам; здесь он совершил последнюю Божественную литургию. В последний день своей жизни святитель Антоний облачился сам во все святительские одежды, преподал свое архипастырское благословение священному собору, попросил у них прощение, поцеловал святые иконы и престол, приобщился Святых Христовых Таин и, пришедши в свою келью, возлег на одр, продолжая принимать и благословлять всех приходящих к нему. И так с благословляющей рукой почил о Господе 26 октября 1588 года.
Мощи и почитание
Более трёх недель тело епископа Антония не было предано земле - ждали, когда из Ростова по благословению Московского митрополита святителя Иова прибудет архиепископ Варлаам для погребения святителя - но не подверглось тлению. 18 ноября 1588 года почивший архипастырь был погребён в Вологодском Софийском соборе у северной стены.
Со временем у гроба святителя стали совершаться чудеса. В его Житии описаны два чуда, случившиеся в 1598 году: исцеление бесноватой Дарьи Степановой и девочки Матроны, ослепшей после болезни. О посмертном чуде святителя рассказывается также в первой редакции жития преподобного Герасима Болдинского. Инок Дионисий из Болдинского монастыря, бывший учеником святого Антония, после многих лет благочестивой жизни впал в хулу и ропот, укорял монастырский устав и предание преподобного Герасима, перестал ходить в церковь и на братскую трапезу, крал еду из трапезной, ел тайно в своей келье, за что был наказан помрачением ума. Братия, связав Дионисия железными путами, привели его ко гробу святого Герасима и отслужили молебен. После молебна, придя в себя, Дионисий рассказал о своем чудесном избавлении: "Пришед ко мне преподобный Герасим со епископом Антонием с Вологодцким... И со многим трудом... едва отъяша мя от темнообразных онех". Наконец, в рукописной книге "Житие вологодских чудотворцев", хранившейся в Вологодском Софийском соборе, сказано, что "от честного его гроба верные исцеления приемлют и доныне, всяким недугом одержимые, молитвами святителя".
Сохранилось краткое Житие святителя Антония, составленное в Вологде в начале XVII века. Время канонизации и составления тропаря и кондака неизвестно. Святитель упоминается в "Описании о российских святых" конца XVII-XVIII века. В 1841 году его имя было включено в Собор Вологодских святых.
На сохранившихся иконах XVII-XIX веков святитель Антоний изображен средовеком, со слегка волнистыми волосами до плеч и клинообразной, раздвоенной на конце бородой средней длины, в фелони, омофоре и митре, иногда с Евангелием в руке. Редким единоличным образом святого является икона конца XVII-начала XVIII века из Вологодской Николаевской Золотокрестовской церкви, в 1930 году, по закрытии храма, поступившая в Вологодский музей-заповедник (ВГИАХМЗ; 104,5 x 49,4 см - cм. на иллюстрации). Образ святителя Антония присутствует в ряде икон "Спас Вседержитель, с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами", где помещён, как правило, в верхнем ряду: напр., на 2 иконах XVIII века (ВГИАХМЗ) - с Евангелием в руках; на иконе того же времени из Спасо-Болотской цекрви Вологды (ВГИАХМЗ); на иконе "Спас обыденный" XIX века (списка с иконы, написанной за один день в 1654 году во время моровой язвы) из Андреевской Фрязиновской церкви Вологды (ВГИАХМЗ). На иконе "Спас Вседержитель, с 32 вологодскими святыми" XVIII века из Троице-Герасимовской церкви Вологды (ВГИАХМЗ) и образе того же века из Николаевской Золотокрестовской церкви Вологды (ВГИАХМЗ) у святого широкая окладистая борода, волосы спадают 2 прядями. В иконописном подлиннике середины XIX века об облике святого сказано: "Надсед, брада аки Василия Великаго, поуже на конец, на главе шапка святительская, ризы святительския и во омофоре, в руках Евангелие".
9 сентября 1998 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II были обретены мощи святителя и 26 сентября крестным ходом перенесены из Софийского собора в храм святителя Николая во Владычной слободе Вологды.
(Церковь Николая Чудотворца во Владычной слободе - Вологда. Здесь ныне покоятся мощи святителя Антония)
Тропарь
глас 4
И́же от ю́ности, Богому́дре, возсле́дуя Христу́,/ во бде́ниих и в поще́ниих пребыва́я,/ и па́ству от Бо́га дарова́нную ти́ до́бре пасы́й/ и уче́ний Боже́ственных исполня́я и в жи́зненный пу́ть наставля́я:/ отню́дуже и архиере́йства са́ном почте́ся,/ це́рковь и лю́ди возвесе́лил еси́:/ и по преставле́нии свое́м чуде́с лучи́ испуща́еши,/ неду́гом с ве́рою приходя́щим исцеле́ние подая́,/ и сле́пу младе́нцу све́т дарова́,/ уго́дниче Христо́в, святи́телю Анто́ние,/ предстоя́ престо́лу Христо́ву с ли́ки А́нгельскими,/ с ни́миже моли́ Его́ о на́с,/ притека́ющих к честне́й твое́й ра́це,/ получи́ти от Него́ оставле́ние грехо́в// и ве́лию ми́лость.
Кондак
глас 8
Возвесели́ся, Христо́ва честна́я Це́рковь,/ прии́мши тя́ в не́дра своя́ па́стыря и учи́теля:/ мы́ же ве́рнии лю́дие прославля́ем Пода́вшаго ти́ благода́ть неоску́дну,/ я́же твори́ши пресла́вная чудеса́ от честны́я сия́ ра́ки./ Те́м, святи́телю, не преста́й моля́ Христа́, Ему́же угоди́л еси́,/ о на́с хва́лящих и чту́щих тя́,/ к честне́й ра́це твое́й притека́ющих,/ пода́ти ми́лость зде́ и в де́нь су́дный, да зове́м ти́:/ ра́дуйся, святи́телю Анто́ние,// гра́ду на́шему похвала́ и утвержде́ние!