filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

20 октября (02 ноября) 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 23-я по Пятидесятнице.

Вмч. Артемия Антиохийского (362).

Свт. Акки, еп. Хексхэмского (740; Кельт. и Брит.); прп. Матроны Хиосской (1462); прав. отрока Артемия Веркольского (1545); Прп. Герасима Кефалонского (1579; Греч.), перенесения мощей в 1581 году; прмч. Игнатия Афонского, Болгарского, Константинопольского (1814; Греч.), память перенесения мощей из Константинополя на Афон; прп. Анастасии Киевской (1900; Киев.), обретение мощей в 2009 году; присп. Гавриила (Ургебадзе) (1995; Груз.).

Сщмч. Николая Любомудрова, пресвитера (1918); сщмчч. Зосимы Пепенина, Иоанна Ганчева, Иоанна Речкина, Иоанна Родионова, Николая Фигурова, Леонида Никольского, Иоанна Талызина, Александра Орлова, пресвитеров, Михаила Исаева, Петра Кравца, диаконов, мч. Павла Бочарова (1937); сщмч. Германа (Коккеля), епископа Благовещенского (1937).

Святые дня, молите Бога о нас!



Великомученик Артемий Антиохийский

Великомученик Артемий Антиохийский


Св. Артемий был одним из выдающихся военачальников в правление равноапостольного царя Константина Великого (306-337, память 21 мая), а затем - его сына и преемника, Констанция II (337-361). Артемий имел много наград за отличную службу и отвагу, был поставлен наместником Египта. В этой должности он много сделал для распространения и укрепления христианства в Египте. Императора Констанция на престоле сменил Юлиан Отступник (361-363), который, желая возвратить язычество, вел непримиримую борьбу с Христианством, отправляя на смерть сотни христиан.

В Антиохии он приказал истязать двух епископов, не желавших отречься от Христовой веры. В это время в город пришел святой Артемий и всенародно обличил Юлиана в нечестии. Разгневанный Отступник подверг святого жестоким пыткам. После этого великомученика бросили в темницу.
На следующий день Юлиан потребовал, чтобы великомученик Артемий признал языческих богов. Встретив решительный отказ, император прибег к пыткам. Подвижник переносил все без единого стона. Святой предрек Юлиану, что скоро тот получит справедливое возмездие за зло, причиненное им христианам. Отступник разъярился и прибег к еще более лютым пыткам, но они не сломили волю великомученика, и тогда святой Артемий был обезглавлен (+ 362).

Его останки были погребены христианами. После кончины святого великомученика Артемия сбылось его пророчество о скорой гибели Юлиана Отступника. После гибели императора мощи святого великомученика Артемия были с почестями перенесены из Антиохии в Константинополь.


Тропарь великомученика Артемия
глас 4
Истинною бо Христовою верою/ утверждься, страстотерпче,/ мучителя злочестива царя/ победил еси со идольским того возношением./ Тем от Царя Великаго, вечно царствующаго,/ пресветлым венцем победным одарен бысть,/ вся исцеляяй болящия и призывающий тя, Артемие великий,/ моли Христа Бога/ спасти души наша.

Кондак великомученика Артемия
глас 2
Благочестиваго и венценоснаго мученика,/ на враги победы вземшаго одоление,/ сошедшеся, достойно песньми восхвалим Артемия,/ превеликаго в мученицех,/ чудес же дателя пребогатаго,// молится бо Господу о всех нас.

Молитва святому великомученику Артемию

О всехвальный великомучениче Артемие, Господень воинственниче и всем нам крепкий поборниче! Скор буди предстательством твоим у Человеколюбца Христа, да даст правоверным людем, почитающим тя и на поклонение мощем твоим приходящим, милость и благих прошений скорое исполнение. Предстояй Престолу Божию в лице мученик, поминай всех нас, бедами, напастьми и скорбьми обстоимых, и в житии сем много страждущих: да твоею помощию и крепким поборством престанут приходящая на нас злая. Мы же, твоими злостраданиями назидаеми, силою благодати Христовы чрез тебе исполняеми, в терпении крестоношения жити начнем, во еже Господу покаянием благоугодити и неизреченная благая наследовати, яже уготована любящим Бога и прославляющим святое имя Его, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Подробное житие святого великомученика Артемия Антиохийского можно почитать тут:

http://azbyka.ru/days/sv-artemij-antiohijskij


Праведный Артемий Веркольский


Праведный Артемий Веркольский


Родился в 1532 г. в селе Верколе Двинского края, в благочестивой крестьянской семье. Воспитанный в страхе Божием и христианском благочестии, св. Артемий еще и в детстве отличался кротостью, послушанием и трудолюбием. В возрасте 12 лет, работая в поле, он был убит молнией. Суеверные односельчане оставили тело блаженного Артемия, как умершего от внезапной смерти, неотпетым и положили его лесу, поверх земли, прикрыв хворостом и берестой.
Так пролежало оно, всеми забытое, 32 года. Но в 1577 г. мощи св. Артемия были чудесно обретены нетленными и прославились многими чудесами и исцелениями болезней. Так, во время распространившейся в Двинском краю злокачественной лихорадки веркольский селянин Калинник, взяв с гроба св. Артемия бересту, привесил ее к кресту на груди умиравшего сына, и тот получил исцеление.

Впоследствии были написаны иконы праведного Артемия. От досок, на которых их писали, оставались стружки. От них больные также получали исцеления от своих недугов. На месте обретения мощей св. отрока был основан монастырь, где и положили его святые мощи.


Тропарь праведного отрока Артемия Веркольского
глас 2
Вышняго повелением,/ тученосным облаком, небо помрачившим/ и молниям блистающим,/ грому же возшумевшу с прещением,/ испустил еси душу твою в руце Господеви,/ премудре Артемие,/ и ныне предстоиши Престолу Владыки всех,/ иже верою и любовию приходящим к тебе,/ подай исцеление всем неотложно/ и моляся Христу Богу,/ спастися душам нашим.

Кондак праведного отрока Артемия Веркольского
глас 8
Возсия днесь пресветлая память премудраго Артемия;/ Богоданная благодать, яко реки, изливает от целебных мощей его дивная исцеления,/ имиже от многоразличных недуг избавляемся,/ с верою приемлюще я и взывающе:/ радуйся, Артемие Богомудре.

Молитва святому праведному Артемию Веркольскому

Святый угодниче Божий, праведный Артемие, присный хранителю святыя веры Православныя и близкий защитниче всего севернаго края Российския страны! Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных, и твоим благомощным предстательством испроси нам у Господа прощение согрешений наших, преспеяние в вере и благочестии и ограждение от козней диавольских. Моли Господа, да хранит в здравии и непременяемем благополучии верных людей Своих, да подаст стране нашей мир и тишину, а нам нелицемерное послушание, да сподобит всех нас получити, по христианстей кончине, Небесное Царствие, идеже вси праведнии вместе с тобою вечно славят Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь.


Святитель Акка (Асса) , епископ Хексхэмский

свт. Акка Хексхэмский


Родился в Нортумбрии. Вначале святой подвизался вместе с Босой, будущим епископом Йоркским. С 678 года сопровождал святителя Вильфрида в его путешествиях. По возвращении из Рима в 692 года, Вильфрид возвратился в Хексхэм и поставил Акку в игумены Хексхэмского Свято-Андреевского монастыря. После смерти святого Вильфрида в 709 году Акка наследовал ему на Хексхэмской кафедре.

Был человеком ученым и дружил с церковным историком святым Бедой Достопочтенным. Беда особо хвалил его библиотеку, которой он пользовался при написании своих сочинений. Святой Акка побудил историка Эдди написать житие святого Вильфрида. Также он способствовал приезду в Англию специалистов по церковному пению - по его призванию прибыл певчий по имени Мабан, который внедрял в церковную жизнь римские песнопения. Много сил отдавал украшению храмов.
Сохранилось письмо святителя Акки к Беде, которое обычно печатается в сочинениях последнего.

В 732 году, по неизвестным причинам, Акка выл выдворен из Хексхэма и покинул кафедру. Ушел в пустынь в Витерне (Withern), в Гэллоуэе. Незадолго до кончины возвратился в Хексхэм и был единодушно принят там. Преставился в 740 или 742 году.

Его почитание как святого началось сразу же после его смерти. На месте его погребения в Хексхэме были возведены два креста, один из которых сохранялся на начало XXI века. Когда его мощи были извлечены для перенесения, его облачения оказались нетленными. Впоследствии мощи его почивали в Хексхэмском Андреевском монастыре. Повествования о чудесах святого Акки были составлены Эльредом (Aelred) и Симеоном Дарэмским (Simeon of Durham).


Преподобная Матрона Хиосская


Матрона Хиосская


Матрона Хиосская (греч. Οσία Ματρώνα η Χιοπολίτιδα, иначе Αγία Κυρά - святая Госпожа [настоятельница]) (+ 1462), игумения Хиосского монастыря в Меса Дидима
Память 15 июля и 20 октября


В миру Мария, родилась в Волиссосе, была младшей из семи дочерей Анны и Леона Сепсинас, богатых и благочестивых хиосских землевладельцев и благочестивых христиан. Она тайно покинула Волиссос в совсем еще юном возрасте и ушла в пешеру в горах возле деревни Катаварис, где в полном одиночестве вела подвижническую жизнь до тех пор, пока родители не нашли ее. По их настоянию она вернулась домой, но твердо заявила, что никогда не выйдет замуж. Ее семья не стала принуждать ее к замужеству, ей просто отдали ее приданое и разрешили делать с ним все, что заблагорассудится. Мария сразу передала свою часть земель в управление сестрам, попросив их использовать доход от этих земель и от всего ее приданого для благотворения вдовам, сиротам и бедным.
Распорядившись таким образом своим состоянием, она вернулась в Катаварис и еще три года подвизалась там, встречаясь лишь с одной из своих сестер, которая приносила ей пищу. К концу третьего года почувствовала, что Бог призывает ее на послушание в одну из местных обителей, Она поступила в маленький хиосский монастырь в местечке Меса Дидима, в котором была лишь настоятельница и две ее родные дочери. Они жили монашеской жизнью в своем собственном доме, к дому была пристроена часовня. Мария приняла монашество с именем Матрона и отдала все, что оставалось от ее приданого, для постройки новых келий и расширения здания часовни. После смерти настоятельницы, Матрону избрали на ее место.

Рассказывают, что когда рабочие копали яму под фундамент для расширения церкви, они нашли нечто, выглядевшее как клад с золотом. Позвали святую Матрону, и она, взглянув на него, помолилась: «Господи Иисусе Христе, если это Твой дар, дай нам ясный знак, а если это уловка лукавого, пусть все исчезнет». Золото исчезло, а на его месте осталась груда тлеющих углей. Хиосские христиане, узнав от рабочих об этом чуде, начали жертвовать на строительство церкви материалы и деньги.

В конце XV века, когда Хиос был захвачен генуэзскими войсками, в монастырь зашла группа солдат, и один из них попытался изнасиловать молодую монахиню. Настоятельница Матрона стала молить Бога о помощи, и солдат упал замертво. Сожалея, что он умер в таком состоянии, она снова помолилась, и он вернулся к жизни. Преподобная Матрона после краткого увещевания велела солдатам уходить, и, как говорится в ее житии, «после того случая они стали вести себя лучше».
Мирно скончалась 20 октября 1462 года. За семь дней до ее кончины, Господь открыл святой Матроне, что она скоро умрет. Перед смертью она приняла Святые Тайны.

Ее мощи стали источником исцелений для многих страждущих, не только греков, но и мусульман, и западных христиан. Сейчас большая часть ее мошей покоится в болгарском монастыре Зограф на Горе Афон, но и в монастыре святой Матроны в крохотной хиосской деревне Меса Дидима, где она жила, также имеется маленькая частица ее мошей. Там до сих пор живут несколько престарелых монахинь. Монастырь открыт для посещения утром или во второй половине дня до раннего вечера. Частица мощей святой Матроны хранится в деревянном красиво украшенном ларце, в правой части солеи.

Поскольку настоятельниц женских монастырей называли "кира" (κυρά - госпожа), празднование в честь святой Матроны именуется Кирасия.


Преподобный Герасим Кефалонский, Афонский, Новый, Пелопоннесский, Нотара

Лутраки Герасима икона Герасима

Память 16 августа (Греч.), 20 октября (Греч.) и в Соборе Афонских преподобных


Родился в селении Трикала на Пелопоннесе (на территории совр. нома Коринфия). Его отец Димитрий принадлежал к знатному и богатому роду Нотара.
Юношей Герасим оставил родительский дом и удалился на остров Закинф. В поисках духовного наставника он обошел всю Грецию, Пропонтиду, побывал в Константинополе и на Афоне. На Св. Горе он принял великую схиму и подвизался некоторое время в одном из монастырей.
Затем по благословению афонских старцев он отправился в Иерусалим поклониться св. местам. Посетив помимо Палестины Синай, Египет и Сирию, Герасим вернулся в Иерусалим и некоторое время трудился кадиловозжигателем в храме Гроба Господня. Иерусалимский патриарх Герман Пелопоннесец рукоположил его во диакона, а затем во пресвитера.

Удаляясь во время Великого поста к реке Иордан, прп. Герасим постился в течение 40 дней. Желая вести жизнь отшельника и подражать древним подвижникам, он вернулся через Крит на остров Закинф и обосновался в пещере на вершине горы. Там он провел в уединении 5 лет, питаясь только травой. Затем он переселился в окрестности монастыря св. Георгия «тон Кримнон». По местному преданию, на Закинфе он служил иереем в храме прав. Лазаря и был духовным отцом свт. Дионисия Закинфского, архиеп. Эгинского.

В 1559 г. он отправился на остров Кефалинию (Кефалония) и поселился в пещере недалеко от сел. Спилия. Туда к нему стали приходить местные жители за советами и благословением. В настоящее время в пещере устроена часовня, сохранилось высеченное из камня ложе святого. Т.к. число посетителей непрестанно увеличивалось, через 11 месяцев Герасим удалился в глухое и безмолвное место, называемое Омала. Там он восстановил старую полуразрушенную церковь, которую назвал Новым Иерусалимом. При церкви возник женский монастырь, где подвизались 25 инокинь. Прп. Герасим руководил монастырем 30 лет, проводя жизнь в трудах, посте и молитвах. За богоугодную жизнь он удостоился от Господа дара чудотворения. Во время продолжительной засухи по молитве преподобного пошел дождь. Преподобный врачевал различные болезни и изгонял нечистых духов. Он предвидел свою кончину за неск. дней и, собрав духовных чад, дал им наставления и благословение.

Скончался 15 августа 1579 года в возрасте 71 года. Поскольку день кончины совпадает с двунадесятым праздником Успения Пресвятой Богородицы, его память отмечается 16 августа.
20 октября 1581 г. при перенесении мощей святого присутствовал наместник Константинопольского патриарха Иеремии II. Когда гроб преподобного был открыт, его тело оказалось нетленным и издавало благоухание. От мощей прп. Герасима, помещенных в серебряную раку, происходило множество чудес и исцелений. В 1622 г. он был официально причислен к лику святых сигиллием Константинопольского патриарха Кирилла I Лукариса.
Преподобный Герасим считается покровителем острова Кефалиния, святого также часто именуют Герасимом Новым или Пелопоннесским.

Основным историческим источником о жизни преподобного Герасима являются воспоминания, составленные ок. 1622 г. Иеремией Кацаитисом, который в течение 50 лет (1603-1652) был игуменом монастыря прп. Герасима Кефалинийского. Спустя несколько лет на основании этих сведений иером. Митрофан из Нафплиона составил Житие прп. Герасима. В 1625 г. др. Житие преподобного было написано иером. Паисием Метаксасом. Житие прп. Герасим вошло в состав «Нового Лимонария» свт. Макария Нотары, архиеп. Коринфского.

Служба святому издавалась более 20 раз. Впервые она была напечатана в Лондоне в 1625 г. Службы в честь прп. Герасима были составлены иером. Митрофаном из Нафплиона и иереем Николаем Гавриилопулосом с острова Закинф. Отредактированная прп. Никифором Хиосским служба вошла в состав «Нового Лимонария» (Венеция, 1819).

О нашем посещении монастыря преподобного Герасима Кефалонского в Лутраки можно почитать тут (начало):
http://filin-dimitry.livejournal.com/117242.html


Тропарь
глас 1
Вéрных тя́ предстáтеля/ и скóраго послýшателя,/ о́тче чи́стейший, богонóсе Герáсиме,/ яви́ тя́ Бо́г на земли́,/ всéх покрови́теля;/ врачýеши бо стрáсти ду́ш и телéс благодáтию./ Сла́ва велелéпно Прослáвльшему тя́,/ сла́ва Дáвшему ти́ чудéс благодáть,// сла́ва Дéйствующему тобóю всéм исцелéния.

Кондак
глас 3
Покрый, соблюди́ и сохрани́ от вся́ческих искушéний/ о́стров тво́й, преподóбне,/ твои́ми благоприя́тными моли́твами,/ тобóю бо, а́ки сокрóвищем некрадóмым обогати́вся,/ предстáтельство дерзновéнно тя́ имéет, красýяся./ Сегó рáди и вопиéт ти́:// рáдуйся, похвалó моя́, Герáсиме.


Преподобная Анастасия Киевская, обретение мощей в 2009 году


Инокиня Анастасия (Романова)
(Инокиня Анастасия (Романова))

Память в четверг Светлой седмицы, 20 октября (местн. Киев.), и в Соборе Киевских святых

В миру Александра Петровна Романова, в протестантском крещении Александра Фредерика Вильгельмина, родилсь 2 мая 1838 года в Санкт-Петербурге. Дочь принца Ольденбургского Петра Георгиевича, известного филантропа.

Унаследовав взгляды отца, уже в юные годы помогала бедным и больным детям. 25 января 1856 года перешла в Православие с именем Александра и вступила в брак с великим князем Николаем Николаевичем Романовым (Старшым), братом императора Александра II. Супруги имели детей - великих князей Николая и Петра. Великая княгиня основала в Санкт-Петербурге Покровскую общину сестёр милосердия, больницу, амбулаторию, отделение для девочек-сирот, фельдшерское училище и другие благотворительные учреждения. До 1881 года была председателем совета детских приютов Ведомства учреждений императрицы Марии Феодоровны, которое возглавлял принц Ольденбургский. Благодаря заботам великой княгини был составлен капитал, на доходы от которого содержались 23 приюта для 5 тысячь сирот. Во время Русско-Турецкой войны на собственные средства организовала санитарный отряд.

В 1879 году великая княгиня, страдавшая от рака груди, уехала на лечение за границу, в 1880 году переехала в Киев, где в 1889 году основала Покровскую женскую обитель, в которой и поселилась. Здесь великая княгиня, долгие годы прикованная к постели, получила чудесное исцеление и стала ходить.
После кончины супруга, последовавшей 13 апреля 1891 года, тайно приняла монашеский постриг с именем Анастасия. При Покровском монастыре открыла современную больницу для неимущих с единственным в Киеве рентгеновским кабинетом, устроила бесплатную аптеку, училище и приют для девочек-сирот, приюты для неизлечимо больных женщин и для слепых. Суровая, полная лишений жизнь сестёр обители, организованная по строгому Студийскому уставу, проходила в молитве и трудах, несмотря на это, число желающих поступить туда в первый же год составило 400 человек, тогда как монастырь мог принять лишь 150 инокинь.

Великая княгиня Александра Петровна Романова
(Великая княгиня Александра Петровна Романова, в иночестве Анастасия)


Была строгой постницей, жила в простой келье, отдавая все средства на содержание основанных ею учреждений. Исполняла обязанности ассистентки хирурга на операциях, осуществляла надзор за больничным распорядком, питанием и духовной жизнью больных, приготовлениями к операциям, несла дежурство у постелей оперированных, поддерживала дух больных. В 1897 году предотвратила эпидемию тифа в Киеве, организовав несколько специализированных больниц. До 1894 года, когда её состояние здоровья стало ухудшаться и ей самой потребовалась операция, она присутствовала на всех монастырских службах, сама читала шестопсалмие, часы, канон.
«Княгинин» монастырь, как называли Покровскую обитель, имел миссионерское и просветительское значение: здесь работали книжная и иконная лавки, большим тиражом выпускались листки религиозно-нравственного содержания, помещённые в обитель сектантки-штундистки благодаря мягкому обращению и беседам с ней через некоторое время возвратились в Православие.

Киевский Свято-Покровский женский монастырь
(Киевский Свято-Покровский женский монастырь)

В 1894 году к Покровскому монастырю был присоединён преобразованный в женский Межигорский в честь Преображения Господня монастырь. В 1896 году, во время визита императора Николая II и императрицы Александры Фёодоровны, в Покровской обители был заложен собор во имя святителя Николая по проекту великого князя Петра Николаевича. На средства, пожертвованные императором, в 1897-1898 годах было открыто новое здание больницы и усовершенствовано медицинское оборудование.

Скончалась 13 апреля 1900 года после тяжких страданий во вторник Светлой седмицы. Похоронена при огромном стечении народа в основанной ею обители, на против алтаря Покровской церкви.

Великая княгиня Александра Петровна Романова, в иночестве Анастасия, преподобная

24 ноября 2009 года Священный Синод Украинской Православной Церкви заслушав рапорт архиепископа Херсонского Иоанна, председателя Комиссии по канонизации святых УПЦ о причислении к лику местночтимых святых Киевской епархии инокини Анастасии, постановил благословить местное почитание преподобной и установил днями ее памяти четверг Светлой седмицы и день обретения мощей - 20 октября (2 ноября).


Священномученик Николай Любомудров, пресвитер


Священномученик Николай Любомудров, пресвитер

Память 20 октября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской


Родился 11 апреля 1862 года в селе Юркино Пошехонского уезда Ярославской губернии, в семье псаломщика. Был старшим сыном из шестерых детей.
В 1877 году окончил Пошехонское духовное училище и поступил в Ярославскую духовную семинарию, которую окончил в 1884 году по первому разряду, что давало право на поступление в духовную академию, однако для этого не было материальных возможностей: как старший сын, он должен был обеспечивать больную овдовевшую мать, младших братьев и сестер.

В 1884 году назначен псаломщиком в Ярославский Богородице-Рождественский храм, что на Духовской улице.
2 февраля 1887 года, в праздник Сретения, обвенчался с дочерью священника с.Печелки Софьей Петровной Дьяконовой, учительницей школы для крестьянских детей в с.Абакумцеве, основанной Н.А. Некрасовым. Ее брат, Александр Петрович Дьяконов, стал профессором Петербургской духовной академии.
В феврале того же года был рукоположен во диакона, затем во священника.
В марте того же года назначен священником в село Лацкое Мологского уезда Ярославской губернии и законоучителем трехклассной земской школы. В многолюдном торговом селе было две церкви: Вознесенская и кладбищенская церковь Казанской иконы Божией Матери.

Церковь Вознесения Господня - Лацкое - Некоузский район - Ярославская область, не действует
(Церковь Вознесения Господня - Лацкое - Некоузский район - Ярославская область, не действует)


Отец Николай развернул активную духовно-просветительскую работу: в 1897 г. создал первую в округе библиотеку-читальню для крестьян (100 рублей на библиотеку пожертвовал св. Иоанн Кронштадтский); будучи абсолютным трезвенником, в проповедях, в публичных чтениях вел неустанную борьбу с пьянством; создал образцовое садовое хозяйство и пасеку. Выписал из Америки несколько сельхозмашин на конной тяге, которыми пользовались и крестьяне. На выделенных его семье десятинах церковной земли о.Николай завел образцовое хозяйство, разбил яблоненвый сад, пасеку. Он часто консультировал крестьян по вопросам плодородия земли, снабжал их высокосортными семенами зерновых культур. О.Николай был сторонником постоянного государственного жалования для приходских священников, считая унизительным и безнравственным получать за церковные требы деньги с крестьян-бедняков.

В 1898 году о.Николай тяжело заболел тифом. Его жена, Софья Петровна, будучи беременной, отправилась в Петербург и просила молитвенной помощи у о. Иоанна Кронштадтского. Помолившись, о.Иоанн сказал ей: "Супруг выздоровеет, а ребенок родится здоровым". Вскоре о.Николай поправился, а сын в благополучном здравии прожил 93 года.

В 1918 г. власть в с.Лацком захватили "красные", и о.Николай по настоянию детей просил о переводе на другой приход. Управляющий епархией архимандрит Иаков благословил его остаться на месте, сказав: "Если убьют - примешь от Господа мученический венец".

В июле 1918 г. произошли эсеровские мятежи в Ярославле, Рыбинске и других городах, Осенью 1918 г. был объявлен "красный террор". 16 октября неизвестные вооруженные люди, действуя угрозами и уговорами, собрали ополчение из жителей села для борьбы с большевиками и увели множество мужчин. О.Николай, повинуясь пастырскому долгу, отслужил по слезным просьбам родственников молебен о здравии и спасении ушедших, которые к вечеру вернулись домой. Этот молебен еще больше озлобил местных активистов, решивших, что о.Николай служил молебен о даровании победы над большевиками. Не считая себя виновным и не находя возможным дать повод к новым подозрениям, о.Николай отказался скрыться, когда к селу приблизился карательный отряд латышских стрелков.

2 ноября 1918 г. на Димитриевскую родительскую субботу он отслужил литургию и панихиду. После этого его арестовали. Пришедшие за о.Николаем в церковь комиссар и двое солдат расстреляли его на огороде, недалеко от собственного дома, и поспешили присоединиться к остальным, занимавшимся в это время грабежом. Местная власть запретила отпеть о.Николая в церкви, и его похоронили ночью, при свете факелов и тихом пении "Святый Боже". Отпевание о.Николая, после настоятельных просьбы матушки, было совершено тремя знакомыми священниками только весной следующего года.

Священномученик Николай Любомудров 1

Священник Николай Любомудров был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.


Молитва священномученику Николаю Любомудрову

О, всехвальный отче Николая, истинный иерее Божий и добропобедный мучениче Христов!
Услыши убо ныне моление наше и милостив сотворися на прошения наши. Ты, аще и жил еси на земли, якор прочии человецы, но ангельская дела творил еси, неуклонно Заповеди Божии исполняше, многия добродетели еси, в вере и надежде укреплялся, последи же и высшую их, любовь, стяжал еси. Егда злобныя мучителя тя убиваша, яко агнца незлобиваго, ты, поминая Слово Божие, врагов своих с любовию благословил еси и о прощении их Бога молил еси. За сие в Царствии Небесном, идеже вечная любовь пребывает, славно воцарился еси. Священномучениче Николая, призри с высоты своея славы на ны, грешныя люди, с верою ти молящися, испроси нам у Господа милости и помощи во бранех духовных, даруй нам крепость телесную для исполнения воли Божией. Церквам мир и благоденствие даруй, архиереем мудрость и силу, пастырем кротость, милосердие и долготерпение, пастве послушание, монашествующим смиренномудрие и покаяние истинное в сокрушении сердца, да вси прославим Отца нашего, иже на Небесех, и Единороднаго Его сына и Всесвятого Духа. Аминь.


Священномученик Зосима Пепенин, пресвитер

Свящ. Зосима Пепенин с семьей. Иркутск, 1925
(Свящ. Зосима Пепенин с семьей. Иркутск, 1925)

Cвященномученик Зосима, в миру Зосима Алексеевич Пепенин, родился в 1888 г. в деревне Пепенино Вятской губернии, в бедной крестьянской семье. Учился в церковно-приходской школе. Под впечатлением от жизни древних монахов уходил в лес, рыл пещеры и уединялсядля молитвы. В деревне о нем говорили: «Этот будет попом или монахом». Вместе с тем он был очень трудолюбив, умел делать любую работу и отличался добрым нравом. В семнадцать лет с отцом и братьями ушел на заработки в город, шил шубы, тачал сапоги, столярничал, а когда закончились работы, в деревню не вернулся.
Призвание привело его в Иркутск, куда он добирался несколько лет, зарабатывая на жизнь ремеслом. Около года был послушником в одном из монастырей на пути в сибирь. В Иркутске Зосима Пепенин поступил в духовную семинарию. По окончании семинарии, в 1913 г., он женился на дочери известного иркутского протоиерея Михаила Чирцева, миссионера, просветителя якутов.

Александра Михайловна Чирцева была очень хорошо образованна, знала языки, играла на фортепиано, пела, была очень хороша собой, и многие женихи просили ее руки. Она же выбрала молодого семинариста Зосиму, юношу из бедной крестьянской семьи, пришедшего издалека. Он был красив и статен, хорошо пел и рисовал, но главное, что открывалось в нем, – внутренняя красота, молитвенность и щедрость души. Отец Михаил, опытный и проницательный священник, одобрил выбор дочери, сам венчал молодых, и Зосима был с любовью принят в семье. В этом же году онстал священником. А верный друг и добрый помощник Александра Михайловна – матушкой Александрой.

Приход отец Зосима получил в селе Борисовском под Барнаулом. Здесь у них с матушкой родились дочери: в 1914 г. – старшая, Александра (†2000), в 1919 г. – младшая, Галина (†2008).

Тихое, мирное житие и служение было недолгим. В 1917 г. наступили трагические для России и ее Церкви времена.
Трудным и долгим был путь юного Зосимы в сибирь, где началось его священническое служение. Но еще более долгий и трудный путь ждал его впереди – из сибири в Москву, где в храме Рождества Пресвятой Богородицы накануне праздника Воскресения Христова он отслужил последнюю в своей жизни литургию.
В 1920 г. жизнь батюшки подверглась серьезной опасности. Его увезли роговцы – банда, известная своими жестокими расправами. Промысел Божий сохранил его. Чудом, стараниями матушки отец Зосима избежал смерти и вернулся домой. Но его начинают преследовать органы советской власти. В 1921 г. он был арестован и приговорен к заключению в барнаульской тюрьме. Матушка, чтобы быть рядом с мужем, оставила дом, хозяйство и вместе с детьми переехала в Барнаул, устроилась на работу воспитателем в детский приют и паспортисткойвпаспортныйстол.В1922 г. за примерную работу в тюремной сапожной мастерской отца Зосиму освободили.

В 1923 г. – снова арест, вскоре после рождения сына. Младенец серафим прожил недолго, батюшку отпустили только похоронить сына. Освободили его через год, он снова служит в Борисовском, у них рождается сын Константин. Но гонения не прекращаются, батюшке грозит очередной арест, и в 1925 г. отец Зосима с семьей уезжает в Иркутск, к родным матушки Александры. Отец ее, священник Михаил Чирцев, к этому времени уже умер, мать – матушка Александра Васильевна со своими детьми, переехала в Москву к старшему сыну.

с 1925 г. отца Зосиму назначают и переводят на разные приходы. Таким образом Церковь в те годы старалась уберечь своих служителей от преследований и арестов. Около двух лет батюшка был настоятелем (и единственным священником) храма в деревне Коза Ярославской обл. Затем в г. Любим Владимирской обл., здесь священников было несколько; затем в деревне Шапкино под г. Ковров Владимирской обл.
Последнее назначение – в 1929 г. в Москву, настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. В его приходе было пять деревень: Крылатское, Терехово, Татарово, Верхние и Нижние Мневники. Здесь батюшка также служил один, помогал ему псаломщик, который жил при храме с женой и дочкой. Отец Зосима с семьей снимал комнату в частном доме на Можайском шоссе.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, Москва
(Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, Москва)


Матушка Александра везде, где служил отец Зосима, пела на клиросе, была регентом, занималась с детьми прихожан. Батюшка очень ценил и берег свою семью, в которой царили любовь и согласие. Матушка отличалась строгостью, а батюшка ласковостью. Прихожане почитали отца Зосиму как крепкого молитвенника и очень любили за то, что он был добр и внутренне радостен.
Трудно постичь это трагическое время, среди «граждан» нашлись доносчики, которые написали, что своими проповедями любимый всеми батюшка «агитирует против советской власти».
Отца Зосиму арестовали в Великую субботу, в апреле 1935 г. Накануне, в Великую Пятницу, после вечерни к нему подошел незнакомый старичок. «Вы, батюшка, завтра в церковь не приходите, вас арестуют», – сказал он отцу Зосиме. Дома отец Зосима поведал об этом матушке Александре и о том, что облик неизвестного старичка ему странным образом знаком. Они решили, что это был святитель Николай. Но как оставить храм в Великую Cубботу? «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16, 24–25). Отец Зосима последовал за Христом.

Восемь месяцев отец Зосима провел в Бутырской тюрьме. Особым совещанием при УНКВД CCCР был осужден по статье 58/10 УК РсФсР на три года заключения в Карлаге. Перед отправкой было короткое «свидание», когда можно было в течение нескольких минут увидеть батюшку в толпе заключенных, отправляемых по этапу. Матушка, обладавшая сильным характером и пережившая несколько арестов мужа, поняла, что видит отца Зосиму в последний раз. Александра Михайловна Пепенина умерла в 1969 г. в Москве на восьмидесятом году жизни.

В день освобождения из заключения в Карлаге батюшка был арестован по обвинению в том, что, «поддерживая тесные отношения с враждебно настроенными к советской власти и советскому правительству заключенными, проводил агитационную работу, говоря, что при царе Николае рабочему классу жилось лучше». Тройкой при НКВД по Карагандинской обл. приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 2 ноября 1937 г.

Реабилитирован 28 апреля 1989 года прокуратурой и Управлением КГБ по Карагандинской области по 1937 году репрессий.
Канонизирован в августе 2000 года решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

Tags: Лутраки, Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня, УПЦ МП
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments