filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

08 (21) октября 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.4)

Продолжение…

Преподобномученик Игнатий Афонский, Константинопольский, Новый, Старозагорский, Болгарский

Афонские преподобномученики Акакий, Игнатий и Евфимий
(Афонские преподобномученики Акакий, Игнатий и Евфимий)

Память 1 мая (вместе с мчч. Евфимием и Акакием), 8 октября (в день кончины), 20 октября (перенесение мощей на Афон), в Соборах Афонских преподобных и Болгарских святых

В миру Иван, родился в г. Стара-Загора и, вероятно, был болгарином по происхождению. В кон. XVIII в. его родители, Георгий и Мария, переехали в Пловдив (греч. Филиппополь).

Иван c детства отличался благочестием и 6 лет прожил в Рыльском монастыре в послушании у своенравного старца. Согласно болгарской версии Жития, Иван в монастыре жил у дяди (брата отца или матери), иером. Игнатия (Калпакчиева), бывшего разбойника, который раскаялся и стал монахом.
Иван вернулся в Пловдив, когда турки набирали людей в армию для подавления бунта в Сербии. Его отец отказался воевать с братьями по вере, за что был жестоко убит, а мать и 2 сестер насильно обратили в ислам. Узнав об этих событиях, Иван спрятался у благочестивой старицы. Сестры выдали его туркам, но Ивану удалось скрыться.

Некоторое время Иван пробыл в Бухаресте, а затем направился на Афон и в Шумене встретил знакомого по Бухаресту Елевферия, который перешел в ислам. Отречение друга расстроило Ивана. По дороге он был схвачен турками и от страха тоже дал обещание перейти в мусульманство. На Афоне он посетил разные монастыри, некоторое время прожил в скиту св. прав. Анны, затем перешел в скит Иверского монастыря во имя св. Иоанна Предтечи, где его наставниками были духовник Никифор и старец Акакий. Узнав о мученической кончине в Фессалонике прмч. Давида (+ 1813) и друга Елевферия, принявшего монашество с именем Евфимий (+ 22 марта 1814), Иван решил пострадать за Христа и тем искупить грех малодушия. Старец Акакий постриг его в монахи с именем Игнатий (в болг. версии высказано предположение, что имя было дано в честь дяди) и благословил на мученичество.

29 сентября 1814 года Игнатий пришел в Константинополь вместе с мон. Григорием, который ранее сопровождал Евфимия. Через несколько дней, во вторник, причастившись Св. Таин, Игнатий переоделся в турецкую одежду и направился на заседание суда. Там он сорвал с головы тюрбан, бросил его на землю и сказал, что в юности вынужденно солгал, пообещав отречься от веры, а теперь желает забрать свои слова обратно и исповедать Христа, Истинного Бога. Судья призывал его изменить решение, но Игнатий смело порицал религию мусульман. Его заключили в темницу, где уговорами и пытками в течение 2 дней старались заставить отречься от Христа, но мученик был непреклонен. Тогда его осудили и 8 октября 1814 года повесили.

Через 3 дня монах Григорий выкупил его мощи и 20 октября доставил их на Афон, где положил вместе с мощами прмч. Евфимия в новом храме в скиту св. Иоанна Предтечи. Честная глава св. Игнатия находится в русском монастыре вмч. Пантелеимона на Афоне, частицы его мощей хранятся в скиту св. Иоанна Предтечи и в Иверском монастыре.


Агиография

Житие Игнатия и служба ему были написаны мон. Онуфрием Иверским и впервые изданы в Афинах в 1862 г. Акакием, монахом афонского скита св. Иоанна Предтечи. В честь преподобномучеников Игнатия, Евфимия Нового и Акакия Нового также были написаны общая служба и Похвальное слово. Афонский мон. Герасим Микраяннанит (+ 1991) составил в честь упомянутых 3 святых и прмч. Онуфрия Габровского (+ 4 янв. 1818) общий молебный канон (находится в ркп. в скиту св. Иоанна Предтечи) и акафист.


Иконография

Игнатий изображен молодым, безбородым монахом в темной рясе, с книгой в правой руке и с крестом в левой на житийной иконе «Святые Акакий, Игнатий и Евфимий» (1818, мастер Досифей из Печской Патриархии), хранящейся в скиту св. Иоанна Предтечи. На фреске в часовне св. Архангелов Рыльского монастыря он изображен молодым монахом с маленькой бородкой, в темном монашеском облачении, держащим в руках свиток с надписью: «Аще приходиши работати Господу Богу, уготови душу свою во искушение» (1845).



Праведная Пелагея Григорьевна Горленко

В девичестве Иваненко Пелагея Григорьевна, родилась в семье Григория Григорьевича Иваненко и Анны Федоровны (в девичестве Ширай).

Не ранее 1788 года вышла замуж за войскового товарища Ивана Петровича Горленко (+1794), который приходился троюродным племянником святителю Иосафу Белгородскому. У супругов родился сын, Егор (Георгий).

5 апреля 1810 года Георгий Иванович, бывший тогда губернаторским секретарём, получил разрешение на строительство новой церкви за принадлежащим ему селом Яблуновкой. 11 апреля 1811 года был заложен первый камень фундамента Спасо-Преображенского храма. 25 сентября 1813 Георгий Горленко писал преосвященному Анатолию позволить ему в новой церкви устроить на хорах с левой стороны престол во имя Архистратига Михаила.

Спасо-Преображенский храм селя Яблуновка, Нежинская епархия, Украина
(Спасо-Преображенский храм селя Яблуновка, Нежинская епархия, Украина)


Когда Георгий скончался, по его завещанию достраивать храм взялась его мать, Пелагея. Её тщанием храм был успешно достроен, причём благоустроительница, по её словам:

покрыла 5 куполов железом, установила большие позолоченные шары с крестами, провела внутренние и внешние штукатурные работы, украсила церковь иконостасом и жертвенником хорошей работы. Закупила большую гробницу в серебряно золоченой оправе с драгоценными иконами и другими церковными вещами на сумму 10 000 рублей.
Освящение главного престола совершил епископ Полтавский Анатолий (Максимович) 3 октября 1815 года, освящение Михайловского придела - Пирятинский протоиерей Михаил Кудлаевский 11 апреля 1816 года.


После этого Пелагея Горленко жила почти 40 лет, много жертвуя на добрые дела, и скончалась в 1855 году.


Почитание

После освящения новой Преображенской церкви Пелагея перенесла останки своего мужа Ивана Горленко, которые находились в старой Михайловской церкви, в семейный склеп новой Преображенской церкви. В том же склепе была похоронена и сама Пелагея, когда отошла ко Господу. Три гроба, которые находились рядом с её гробом, были разрушены временем, но погребение с нетленным телом праведной храмоздательницы осталось неизменным.

После закрытия церкви безбожной властью в 1930 году, в ней поставили двигатель и все масла протекали в щель пола прямо на гроб Пелагеи. Нашлись кощунники, вскрывшие склеп и принявшиеся глумиться над телом Пелагеи. Её останки привязали к трактору и таскали по полям, из-за чего у мощей оторвалась рука. Тело привязывали к дереву и пугали прохожих ночью. Наконец богобоязненные люди сумели снова поместить тело на свое место. Склеп был закрыт и до времени оставлен без особого внимания.

В 1987 году верующие села открыли склеп с телом Пелагеи и поместили его в раке, но районная власть запретила выставлять святыню в церкви и останки снова пришлось вернуть в склеп. Лишь в 1992 году верующие с благоговением подняли нетленные мощи рабы Божьей Пелагеи из склепа и поместили их посреди церкви в раке, где они покоились с тех пор. Каждый год, 21 октября, в день преподобной Пелагии Елеонской, честный останки открывались для поклонения.


Рака с мощами прав. Пелагии (Горленко). Яблуновский Преображенский храм
(Рака с мощами прав. Пелагии (Горленко). Яблуновский Преображенский храм)


В течении последующих лет собралось много документальных подтверждений и свидетельств об исцелении людей, которые с верой прикладывались к мощам чтимой праведницы. В 2011 году священноначалию были поданы документы с прошением о канонизации подвижницы. 21 декабря 2017 года Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил прославить праведную Пелагию Горленко как местночтимую святую Нежинской епархии, с установлением памяти 8 (21 н.с.) октября.

Tags: Православие, Святые дня, УПЦ МП
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments