Неделя 21-я по Пятидесятнице.
Прп. Пелагии Елеонской, Антиохийской (457).
Прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского, игумена (1482); прп. Трифона Вятского, архимандрита (1612); прп. Таисии Египетской (IV); мц. Пелагии девицы, Антиохийской (303); мц. Репараты Кесарийской (249-251/253); прмч. Игнатия Болгарского, Афонского, Константинопольского (1814; Болг., Греч.); прав. Пелагии (Горленко) (1855; Нежин.).
Сщмчч. Димитрия (Добросердова), архиепископа Можайского, и с ним Иоанна Хренова, диакона, прмчч. Амвросия (Астахова), архимандрита, Пахомия (Туркевича), игумена, прмц. Татианы (Бесфамильной), инокини, мч. Николая Рейна, мцц. Марии Волнухиной, Надежды Ажгеревич (1937); сщмч. Ионы (Лазарева), епископа Велижского, прмч. Серафима (Щелокова), архимандрита, сщмчч. Петра Никотина, Василия Озерецковского, Павла Преображенского, Петра Озерецковского, Владимира Сперанского, пресвитеров, мчч. Виктора Фролова, Иоанна Рыбина, Николая Кузьмина, мц. Елисаветы Курановой (1937); прмч. Варлаама (Ефимова), монаха (конец 1930-х).
Прп. Алексия (Кабалюка) Карпаторусского, исповедника (1947; Укр.)
Память святых отцев VII Вселенского собора (787); Собор Вятских святых.
Святые дня, молите Бога о нас!
Преподобная Пелагия Антиохийская
Преподобная Пелагея (Пелагия) родилась в Антиохии сирийской и до своего обращения ко Христу была легкомысленной и распущенной девицей. Имея очень привлекательную наружность, она украшала себя роскошными одеждами, золотом и драгоценными камнями, за что поклонники называли ее Маргаритой, т. е. жемчужиной.
Однажды в Антиохию съехались на собор епископы соседних епархий. Среди них находился Нонн, епископ Илиопольский, известный своей мудростью и праведной жизнью. Во время перерыва епископы вышли из храма, где они заседали, и вдруг перед ними появилась шумная толпа юношей. Среди них особенно выделялась своей красотой одна девица — с обнаженными плечами и нескромно одетая. Это была Пелагия. Она громко шутила и смеялась, а поклонники вились вокруг нее. Смущенные епископы потупили свои взоры, а святой Нонн, напротив, стал пристально рассматривать Пелагию. Когда шумная толпа удалилась, Нон спросил епископов: «Разве не понравилась вам красота этой женщины и ее наряд?» Они молчали. Тогда Нонн продолжал: «А я многому научился от нее. Она поставила своей целью нравиться людям и, как вы думаете сколько часов употребила она на украшение себя, на заботу, чтобы показаться красивее других женщин в глазах своих почитателей! На страшном суде ею осудит нас Господь, потому что мы, имея на Небе бессмертного Жениха, пренебрегаем состоянием своей души. С чем мы предстанем перед Ним?».
Придя в гостиницу, святой Нонн стал усердно молиться о спасении Пелагии.
(Пелагея в окружении любовников и святой Нонн, молящийся о её обращении)
В следующее воскресение, когда Нонн совершал Божественную литургию, Пелагия, влекомая таинственной силой, впервые пришла в храм. Богослужение и проповедь святого Иоанна о Страшном суде так потрясли ее, что она пришла в ужас от своей грешной жизни. Придя к Нонну, она изъявила желание креститься, но не была уверена, помилует ли ее Господь: «Грехи мои многочисленнее песка морского, и не достанет воды в море, чтобы омыть мои скверные дела». Добрый пастырь утешил ее надеждой на милосердие Божие и крестил ее.
Став христианкой, Пелагия собрала свое имущество и принесла Нонну. Нонн же велел раздать его нищим, говоря: «Пусть будет умно потрачено худо собранное». Несколько дней спустя, Пелагия, переодевшись в мужскую одежду, удалилась из города. Пошла она в Иерусалим и здесь приняла монашеский постриг. Ее приняли за юношу. Устроив себе келью на Елеонской горе, она затворилась в ней и стала вести суровую монашескую жизнь в покаянии, посте и молитве. Жители окрестных мест считали ее за инока Пелагия, евнуха. После нескольких лет, достигнув высоких духовных дарований, инок Пелагий скончался приблизительно в 457 году. При погребении обнаружилось, что почивший инок — женщина.
(Гробница в пещере прп.Пелагии на Елеонской горе)
Пещера принадлежит мусульманам и находится на территории мечети, под сводами одного из одноэтажных зданий, примыкающих к мечети. Расположенную в полуовальной нише у южной стены гробницу мусульмане покрыли длинным зеленым покрывалом и такого цвета же ковриком. Пещера издавна почитается не только христианами, но и иудеями и мусульманами, причем иудеи считают, что пещера является местом погребения пророчицы Хульды (VII в.), а арабы приписывают ее мусульманской святой Реабе Аладия, жившей в ней в VIII веке.
Елеонская пещера, где подвизалась в мужском образе преподобная Пелагия, упоминается уже в древнейших описаниях паломничеств во Святую Землю. Так, в «Хожении Даниила, Русьскыя земли игумена» (нач. XII в.) читаем: «На горе Елеонской есть глубокая пещера, близ Вознесения, на юг от него. В этой пещере стоит гроб святой Пелагии-блудницы; тут вблизи расположился столпник, муж весьма духовен…». И грек Иоанн Фока, посетивший святые места в 1185 году, в своем «Сказании вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины» писал, что недалеко от места вознесения Спасителя «есть пещера, в которой совершала свои аскетические подвиги святая Пелагия, где и святое тело ее в каменной раке почивает». Много столетий спустя, в 1830 году, русский монах Серапион в своем «Путешествии во святый град Иерусалим» расскажет о «турецкой мечети» и вблизи нее «пещере, в которой спасалась преподобная Пелагия», заметив, однако, что «в сию последнюю турки никого не впускают».
Тропарь преподобной Пелагии
глас 8
В тебе мати известно спасеся, еже по образу:/ приймши бо крест, последовала еси Христу,/ и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Пелагие, дух твой.
Кондак преподобной Пелагии
глас 2
Тело твое постами изнуривши,/ бденными молитвами Творца умолила еси о деяниих твоих,/ яко да приимеши совершенное оставление,/ еже и обрела еси, мати, яве,/ путь покаяния показавши.
Мученица Пелагия Антиохийская
Жила в царствование Диоклетиана в Антиохии Сирийской, происходила из знатного рода. Она была ученицей священномученика Лукиана, пресвитера Антиохийского.
Правитель города, узнав, что она – христианка, послал воинов взять ее. Воины, исполняя повеление правителя, окружили дом, где жила Пелагия. Тогда она начала умолять воинов подождать, и когда они согласились, святая стала лицом к востоку на том месте, где обычно молилась, и, простерши руки и возведя очи к небу, усердно молила Бога, чтобы ей не быть отданной в руки воинов, но отойти к Нему жертвою непорочною и чистою. После сего она оделась в лучшие свои одежды, бросилась с верху дома и предала дух свой Богу.
Св. Пелагии было всего 15 лет, когда она, для сохранения своего девства, так добровольно пострадала. Это было в начале IV века. Св. Амвросий св. Пелагию поставляет в пример мученичества, хотя она и не успела потерпеть от гонителей мучений за Христа. У св. Иоанна Златоуста есть о ней два слова, в которых прославляется эта юная блаженная мученица.
Преподобная Таисия Египетская
Святая Таисия родилась в Египте в конце III столетия. Воспитанная своей матерью, женщиной дурного поведения, Таисия с юных лет предалась развратной жизни и стала блудницей. Прельщая юношей и мужей своей редкой красотой, она многих из них довела до разорения.
Слух о грешной Таисии дошел до старца Пафнутия Великого, который многих погибающих грешников сумел привести к покаянию. Одевшись в светские одежды, старец Пафнутий пришел к Таисии и попросил научить ему свидание в таком укромном месте, где бы решительно никто не увидел их — не только люди, но и Сам Господь!
Таисия, хотя и была язычницей, однако не лишена была элементарных представлений о Боге. Улыбнувшись, она ответила старцу, что исполнить его просьбу невозможно, так как Бог везде находится и все видит. Тогда преподобный Пафнутий живо представил ей всю тяжесть ее грехов и то, какой страшный ответ она должна будет дать Богу за обольщенных ею людей. Слова старца потрясли грешницу, и она, придя в глубокое раскаяние, решила в корне изменить свою жизнь.
Собрав свои сокровища, приобретенные греховными поступками, она сожгла их на людской площади, чем всенародно осудила свой прежний образ жизни. После этого
Таисия поступила в женский монастырь и здесь три года она подвизалась в затворе, горько оплакивая свои грехи. Скончалась преподобная Таисия около 340 года. Инок Павел, прозванный Простой, имел видение, что Господь простил Таисии ее грехи и удостоил Царства Небесного. Узнав это, старец Пафнутий очень обрадовался: ему удалось спасти погибшую было душу.
Тропарь преподобной Таисии Египетской
глас 8
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест последовала еси Христу, и дающи учила еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о душе, вещи безсмертней: темже и со Ангелы срадуется, преподобная Таисие, дух твой.
Кондак преподобной Таисии Египетской
глас 2
За любовь Господню, преподобная, покоя желание возненавидела еси, пощением дух твой просветивши: крепко бо звери победила еси: но молитвами твоими противных шатание разори.
Мученица Репарата Кесарийская, дева
(Святая Репарата. Флорентийский кафедральный собор (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore), Италия)
По преданию святая Репарата (итал. Santa Reparata, фр. Sainte Réparate) была схвачена за исповедание Христовой веры, когда ей было всего двенадцать лет. Отказавшись отречься от Христа, святая дева была брошена в печь, но вышла оттуда невредимой. После этого святой Репарате отрубили голову, и душа её в виде голубя взлетела на небо.
Имеются предания, согласно которым её тело было положено в лодку, которая дуновением ангелов была приведена в Ниццу, в бухту, известную ныне как Бухта Ангелов (фр.) (Baie des Anges). Сходное предание касается житий святой Реституты, святой Девоты (Devota), покровительницы Монако и Корсики, и святого Трофима.
До IX века, покуда не появился мартиролог святого Беды Достопочтенного, письменных свидетельств о её почитании известно не было. Она также не упоминается Евсевием Кесарийским.
Почитание святой Репараты было широко распространено в Европе в Средние века, особенно в Италии, в частности, во Флоренции, Атри, Неаполе и Кьети. Её изображали многие художники, включая Фра Бартоломео, Арнольфо ди Камбио.
Святая Репарата — покровительница Ниццы и со-покровительница Флоренции вместе со святым Зиновием (англ.) (Zenobius Флорентийский собор святой Репараты (англ.) (Santa Reparata, Florence) построен на месте, где ранее располагалась церковь святой Репараты.
(гробница где почивают мощи святой Репараты (крипт кафедрального собора Флоренции))
В крипте собора находится гробница святой. Также ей посвящен собор святой Репараты (Ницца) (англ.) (Sainte-Réparate Cathedral, Nice) в Ницце.
Преподобный Досифей Верхнеостровский, игумен
На острове Верхний (о. Белов) Талабского архипелага находится бывший монастырский храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Основателем монастыря был преподобный Досифей Верхнеостровский, ученик преподобного Евфросина Спасо-Елеазаровского.
(Восстановленный храм апостолов Петра и Павла, Талабские острова)
Около 1470 года он основал свой монастырь во имя святых апостолов Петра и Павла, в котором был первым игуменом. Преподобный Досифей ушел в пустынь на остров Верхний, который славился своей разбойничьей историей. Леса здесь были непроходимые, и нужно было обладать великой кротостью и смирением, чтобы среди этих людей не только суметь жить, но и повернуть их к покаянию, растопить злобные сердца. Под алтарем храма расположена пещерная церковь, в которой молился преподобный Досифей, и где под спудом покоятся его святые мощи.
На другой стороне острова находится Досифеевская горка с поклонным крестом, где был когда-то скит, основанный преподобным.
(Поклонный крест на месте, где, по преданию, была построена келья преподобного Досифея)
Тропарь преподобного Досифея Верхнеостровского, Псковского
глас 4
Яко светильник всесветел явился еси во острове Псковскаго езера, / преподобне отче наш Досифее. / Ты бо крест Христов от юности своея на рамо взем, / усердно Тому последовал еси, / чистотою Богови приближився, / отонудуже и чудес дарованием обогатился еси. / Темже и мы, притекающе ко святей иконе твоей, умильно глаголем: / отче преподобне, моли Христа Бога / спастися душам нашим.
Кондак преподобного Досифея Верхнеостровского, Псковского
глас 2
Чистотою душевною Божественно вооружився/ и непрестанный молитвы, яко копие, вручив,/ крепко пробол еси бесовская ополчения,/ Досифее, отче наш,/ моли непрестанно о всех нас.
Величание преподобного Досифея Верхнеостровского, Псковского
Ублажаем тя, преподобне отче Досифее, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
Преподобный Трифон Вятский, архимандрит
Память 8 октября, в Соборе Вятских святых
В миру Трофим Дмитриевич Подвизаев, был родом крестьянин из селения Малой Немнюшки Пинежского уезда Архангельской губернии. Преподобный с юности имел желание к иноческой жизни. Услышав в храме слова о том, что кто принимает на себя иноческий образ, того Господь причисляет к Своим избранным, святой тайно оставил родительский дом и пришел сначала в Великий Устюг, а затем принял постриг в Пыскорском монастыре Пермской губернии.
От непрестанных трудов и великих подвигов преподобный тяжело заболел и был близок к смерти. Во время болезни он имел видение святого Ангела Хранителя и святителя Николая, который и исцелил его. С этого времени преподобный стал подвизаться еще усерднее и получил от Бога дар чудотворения. Некоторые из братии позавидовали славе преподобного, и блаженный, чтобы избежать раздоров, удалился в пустынные места на реке Мулянке. Здесь он много потрудился над обращением ко Христу язычников-остяков и уничтожил ель, которую они почитали, как божество.
Перейдя на реку Чусовую, святой устроил здесь Успенский монастырь в 1580 году. Другая обитель была основана им на реке Вятке, близ Клыкова (Вятки). Щедрые царские дары и доходы от земель позволили преподобному Трифону построить в Успенском монастыре 4 храма, колокольню, ограду и ряд других жилых и хозяйственных построек. Несколько раз по монастырским делам святой Трифон путешествовал в Москву. Бывал преподобный и в Казани, где в одной из бесед с митрополитом Казанским Гермогеном предрек ему патриаршество и мученическую смерть.
В 1600 году был возведен в сан архимандрита.
Для братии он ввёл строгий общежительный устав. В молитве, посте и трудах был примером для монахов и приходивших в обитель вятчан. Однако среди старшей братии, которая состояла в основном из людей богатых и знатных, возникло недовольство столь строгим уставом и они изгнали своего настоятеля. Лишь в 1612 году, после долгих лет скитаний, преподобный смог вернуться в родной монастырь, где скончался 8 октября того же года. Был погребен в созданном им Успенском монастыре.
(Успения Пресвятой Богородицы Трифонов монастырь - Вятка (Киров))
Тропарь преподобного Трифона Вятского
глас 4
Яко светозарная звезда, / возсиял еси от востока до запада, / оставль бо свое отечество, / дошел еси Вятския страны и Богоспасаемаго града Хлынова, / в немже обитель во славу Пресвятыя Богоро¬дицы создав, / и, тамо на добродетель вперився, / собрал еси иночествующих множество, / и, сих наставляя на путь спасения, / был еси Ангелом собеседник, / и постником сопричастник, Трифоне преподобне, / с ними Христа Бога моли спастися душам нашим.
Ин тропарь преподобного Трифона Вятского
глас 4
Яко светозарная звезда возсиял еси от востока до запада, оставль бо свое отечество, дошел еси Вятския страны и Богоспасаемаго града Хлынова, в немже обитель во славу Пресвятыя Богородицы создав, и тамо на добродетель вперився, собрал еси иночествующих множество, и, сих наставляя на путь спасения, был еси ангелом собеседник и постником сопричастник, Трифоне преподобне, с ними Христа Бога моли спастися душам нашим.
Кондак преподобного Трифона Вятского
глас 8
Днесь в начале основания добродетелем, блаженне, положил еси в души своей страх Божий, от юности взем крест свой, благочестно Христови последовал еси, ангельским образом облечеся и бысть монах предивен, в добродетелех цветяше, к будущим Богови простирался. И своей плоти, яко врагу, немилостив, отче, был еси, терпением явися, блаженне, яко злато искушено в горниле, но и ныне не забуди посещати чад своих, поминай нас, чтущих пресвятую память твою, да вси благодарне вопием ти: радуйся, премудре Трифоне, наставниче монахов.
Ин кондак преподобного Трифона Вятского
Волнений множество невлажно преходя, безплотныя враги струями слез твоих крепко погрузил еси, Богомудре Трифоне, и чудес дар прием, моли непрестанно о всех нас.
Величание преподобного Трифона Вятского
Ублажаем тя, преподобне отче Трифоне, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
Молитва святому преподобному Трифону, Вятскому чудотворцу
О священная главо, преподобне отче наш Трифоне! Земный ангеле и небесный человече, светильниче пресветлый, страну Вятскую озаряяй чудесы, граду нашему стено и утверждение, бедствующым крепкий помощниче, обители твоея добрый хранителю, присный о нас к Богу молитвенниче и теплый о душах наших ходатаю! Тебе, угодниче Божий, неистощимое от Всеблагаго Владыки благодати и даров дадеся сокровище, еже целити недуги телесныя и отгоняти страсти душевныя и от всех зол избавляти с верою имя твое призывающих. К тебе убо прибегаем и тебе припадающе молимся: не презри нас, молящихся тебе и твоея просящих помощи, избави нас от враг видимых и невидимых, завистно на ны возстающих и яростию зверскою поглотити хотящих, изми нас невидимым предстательством твоим от смущения и бури и тмочисленных скорбей наших, за грехи наша нам прибывающих. О предивный и богоносный отче наш Трифоне! Скоро потщися на помощь нашу. Вознеси благомощную молитву твою ко Господу сил: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их Господь да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш, да потребит Господь от земли нашея вся неистовыя крамолы, и утвердит в ней безмятежие, мир и благочестие, да сохранит обитель твою святую, град наш и вся грады и веси страны нашея от глада и губительства, от мятежа и нестроения, от запаления и бури, от нападений вражиих и от тлетворных ветр и от всякаго зла. Умилостиви о нас благоприятными молитвами твоими Христа Бога нашего, еже избавитися нам от грех наших и наветов вражиих, яко да заступлением твоим и помощию в мире и тишине богоугодне зде на земли поживем, и в будущем веце да сподобимся части святых Господем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает и честь и поклонение, ныне и во вся веки. Аминь.
Священномученик Петр Озерецковский, пресвитер
(Священник Петр Озерецковский. Москва, Тюрьма НКВД, 1937)
Память 8 октября, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Бутовских новомучеников и Московских святых.
Родился 10 июня 1889 года в селе Еганово Бронницкого уезда Московской губернии в семье псаломщика Александра Николаевича Озерецковского.
В 1903 году окончил Донское духовное училище и поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1909 году.
По окончании семинарии с 1909 по 1912 год работал учителем.
В 1912 году был рукоположен во священника ко храму Иоанна Предтечи села Ново-Рождественское Бронницкого уезда, где служил в течение 25 лет до самого его закрытия в 1937 году.
В октябре 1936 года Мособлисполком принял решение о закрытии и сносе храма. Отец Петр с председателем церковного совета Надеждой Кисловой ездили в Москву в Синод за советом – как можно воспрепятствовать закрытию храма. Там им посоветовали написать ходатайство во ВЦИК. 11 мая 1937 года верующие получили в ответ постановление ВЦИКа о закрытии храма.
Отец Петр перешел служить в единоверческий храм Михаила Архангела села Михайловская слобода Раменского района.
4 сентября 1937 года по обвинению в контрреволюционной деятельности и заключили под стражу в Таганскую тюрьму.
– С какого времени вы стали на путь контрреволюции? – спросил следователь.
– По пути контрреволюции я никогда не шел, – отвечал отец Петр.
– Назовите конкретные факты контрреволюционной деятельности попа Богословского, дьячка Ильинского, церковного старосты Кисловой и активистки-церковницы Евдокимовой.
– Никаких фактов контрреволюционной деятельности со стороны указанных лиц я не знаю.
– Признаете себя виновным?
– Нет, не признаю.
17 октября 1937 года тройкой НКВД был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 21 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
30 июня 1962 года был реабилитирован.
В августе 2000 года был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
Священномученик Василий Озерецковский, пресвитер
(Священник Василий Озерецковский. Москва, Тюрьма НКВД, 1937 год)
Священномученик Василий родился 31 декабря 1885 года в селе Лобаново Московского уезда Московской губернии в семье священника Иоанна Озерецковского. Образование Василий Иванович получил в Московской Духовной семинарии. С 1904 года он служил псаломщиком в московском Покровском соборе и учителем в Московской Зачатьевской церковноприходской школе, а с 1908-го – псаломщиком в Покровской церкви в селе Локотне Звенигородского уезда. В 1915 году он был направлен служить в храм Рождества Богородицы в село Руднево Верейского уезда.
В 1920 году Василий Иванович был рукоположен в сан диакона и в том же году в сан священника ко храму Смоленской иконы Божией Матери в селе Рыжково неподалеку от Наро-Фоминска.
В 1921 году он был переведен в храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в село Ирининское Подольского уезда. С начала тридцатых годов до своего ареста в 1937 году отец Василий служил в храме Рождества Богородицы в селе Ивано-Теремец Михневского района Московской области.
5 октября 1937 года отец Василий был арестован и заключен в тюрьму в городе Кашире по обвинению «в распространении контрреволюционной клеветы о руководителях ВКП(б) и советской власти и в активной обработке колхозников в религиозном духе».
Виновным в предъявленных ему обвинениях священник себя не признал.
17 октября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Священник Василий Озерецковский был расстрелян 21 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
7 июля 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Московской области.
В августе 2000 года был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
Собор Вятских святых
Прославление собора Вятских святых состоялось в связи с празднованием 350-летия Вятской епархии в день памяти преподобного Трифона Вятского, 21 октября 2007 года, в Успенском кафедральном соборе Трифонова мужского монастыря митрополитом Вятским Хрисанфом. Празднование собора было установлено на тот же день. Среди прославляемых в нем угодников Божиих:
• Прп Трифон Вятский (+ 1612, память 8 октября)
• Блж. Прокопий Вятский (+ 1627, память 21 декабря)
• Прп. Леонид Устьнедумский (+ 1654, память 17 июля)
• Прп. Стефан Филейский (+ 1890)
• Сщмч. Николай (Подьяков), прот. (+ 1918)
• Сщмч. Прокопий (Попов), прот. (+ 1918)
• Сщмч. Анатолий (Ивановский), свящ. (+ 1918)
• Сщмч. Виктор (Усов), свящ. (+ 1918)
• Сщмч. Михаил (Тихоницкий), свящ. (+ 1918)
• Прп. Матфей Яранский (+ 1927)
• Исп. Виктор (Островидов), еп. Глазовский (+ 1934)
• Мц. Нина (Кузнецова) (+ 1938)
• Присп. Александр (Орудов), архим. (+ 1961, память 14 августа, 5 сентября)
Тропарь собору Вятских святых
глас 8
Яко образы добродетелей и молитвы плод богодарованный земля Вятская приносит Ти, Господи Боже, вся святыя в той пожившия и просиявшия, тех молитвами и Богородицы соблюди ненаветно отечество наше.
Кондак собору Вятских святых
глас 3
Днесь земля Вятская ликует, прославляя вся зде Богу угодившия, тии ныне предстоят в Церкви и со всеми святыми за ны молятся Вышнему, даровати нам велия милости.
Молитва собору Вятских святых
О всеблаженнии и богомудрии угодницы Божии подвиги своими землю Вятскую освятившии и телеса своя в ней оставльшии, душами же своими Престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися! Се ныне в день общего торжества мы грешнии меньшия братия ваши, дерзаем приносити вам сие хвалебное пение. Величаем ваши великия подвиги, ублажаем ваше святое житие, прославляем ваша великия чудеса, восхваляем вашу богоподражательную любовь. Вси святии сродницы наши от дней великаго Трифона преподобнаго архимандрита Вятского до последних времен подвизавшияся и просиявшия, помяните немощь нашу и уничижение и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего да и мы безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры в пристанище вечного спасения достигнем и в блаженных обителях горняго отечества вкупе с вами и со всеми святыми водворимся благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Ему же со Превечным Отцем и Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех во веки веков. Аминь.
Священномученик Иона (Лазарев), епископ
(Священномученик Иона (Лазарев), епископ, тюрьма НКВД 1937 год)
Память 8 октября, в Соборах новомучеников и исповедников Российских, Бутовских новомучеников и Воронежских святых
В миру Иван Иванович Лазарев, родился в 1869 году в селе Лучино Санкт-Петербургской губернии в семье священника. В 1892 Иван Иванович окончил Новгородскую духовную семинарию и был определен надзирателем в Звенигородское духовное училище. Он учился в Новгородской семинарии в тот период, когда ректором ее был архимандрит Тихон (Никаноров), будущий священномученик (+1920).
4 ноября 1892 года Иван был пострижен в монашество с наречением имени Иона, а 3 декабря того же года рукоположен в сан иеродиакона. 23 декабря 1893 года иеродиакон Иона был зачислен в число братии Саввино-Сторожевского монастыря, а 6 января 1895 года рукоположен в сан иеромонаха. 30 декабря 1899 года иеромонах Иона по ходатайству епископа Полоцкого Тихона (Никанорова) был зачислен в число братии Полоцкого архиерейского дома, а 5 января 1900 года назначен казначеем и ризничим Полоцкого архиерейского дома. 27 ноября того же года иеромонах Иона был назначен настоятелем Невельского Спасо-Преображенского заштатного необщежительного монастыря. 2 сентября 1902 года он был переведен на должность настоятеля Новгородского Сковородского необщежительного третьеклассного монастыря и через год возведен в сан архимандрита.
В 1907 году епископ Тихон (Никаноров) жил в ставропигиальном Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, исполняя должность его настоятеля. Перед тем как покинуть монастырь и занять архиерейскую кафедру, владыка предложил Святейшему Синоду назначить на должность настоятеля Новоиерусалимского монастыря архимандрита Иону, которого он давно и хорошо знал с самой лучшей стороны, и 22 марта 1911 года архимандрит Иона был назначен на должность настоятеля этого монастыря. В январе 1918 года архимандрит Иона был отправлен в распоряжение архиепископа Воронежского и Задонского Тихона.
29 января 1926 года архимандрит Иона был рукоположен во епископа Невельского, викария Полоцкой епархии, но приступить к своим обязанностям он по независимым от него обстоятельствам не смог. 14 мая 1926 года он был уволен на покой с благословением заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия проживать в селе Батюшково Дмитровского района Московской области. Живя здесь, он служил в Никольском храме в этом селе. Многие почитали епископа Иону за дар рассуждения и приезжали, чтобы получить от него духовные наставления.
В тридцатых годах на территории Дмитровского района была создана система исправительно-трудовых лагерей, заключенные которых занимались строительством каналов и шлюзов. Среди узников этих лагерей было много духовенства, и епископ через заключенных, имевших свободный выход из лагеря, помогал находящимся в неволе священникам.
Во время гонений 1937 года епископ Иона был арестован по обвинению в том, что он под видом церковных проповедей вел контрреволюционную агитацию. На допросах он виновным себя не признал. 17 октября Тройка НКВД приговорила владыку к расстрелу.
Епископ Иона (Лазарев) был расстрелян 21 октября 1937 года на полигоне Бутово и погребен в безвестной могиле.
Причислен к лику святых новомучеников Российских Архиерейским собором Русской православной церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.
Преподобный Алексий (Кабалюк), Карпаторусский, архимандрит
Память 8 октября в день прославления (Укр.), 19 ноября в день преставления (Укр.), а также в Соборе Карпаторусских святых
Об этом угоднике Божьем можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/736504.html