filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

03 (16) октября 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 21-я по Пятидесятнице.

Ап. от 70-ти Дионисия Ареопагита, епископа Афинского, сщмчч. Рустика, пресвитера, и Елевферия, диакона (96)
; прп. Дамари Афинской (I; Греч.).

Прп. Дионисия Щепы, затворника Печерского, в Дальних пещерах, иеромонаха (XV); прп. Иоанна Хозевита, епископа Кесарийского (VI); блж. Исихия Хоривита (VI); прп. Антония, архим. Радонежского (1877); прп. Иеронима Эгинского (1966; Греч.).

Свв. покровителей Корейской Православной Церкви (Кор.).

Сщисп. Агафангела (Преображенского), митрополита Ярославского (1928).

Икона Божией Матери: Трубчевская.



Святые дня, молите Бога о нас!


Апостол от 70-ти Дионисий Ареопагит, епископ, священномученики Рустик, пресвитер, Елевферий, диакон

апостол_Дионисий_Ареопагит_70


Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий убиты в Галлийской Лютеции (древнее название Парижа) в 96 году (по другим данным – в 110 году), во время гонения при императоре Домициане (81 – 96). Святой Дионисий жил в городе Афины. Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование. Затем отправился в Египет, где в городе Илиополе изучал астрономию. Вместе с другом Аполлофоном он был свидетелем солнечного затмения в момент распятия на Кресте Господа Иисуса Христа. «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается», – сказал тогда Дионисий. В Афинах, куда он возвратился из Египта, его избрали членом ареопага (верховного афинского суда).

Когда святой апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге (Деян. 17:16 – 34), Дионисий принял это спасительное благовестие и стал христианином. В течение трех лет Дионисий был сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. Впоследствии апостол Павел поставил его епископом города Афин. В 57 году святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы.

афинский_ареопаг
(афинский ареопаг)


проповедь апостола Павла в Афинах, монастырь Пентелис (Греция)
(проповедь апостола Павла в Афинах, монастырь Пентелис, Греция)


Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

После кончины апостола Павла, желая продолжить его дело, святитель Дионисий отправился с проповедью в западные страны, сопровождаемый пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Многих он обратил ко Христу в Риме, а затем в Германии, Испании. В Галлии, во время преследования христиан языческими властями, все три исповедника были схвачены и ввергнуты в темницу. Ночью святой Дионисий совершил Божественную литургию в сослужении Ангелов Божиих. Наутро мученики были обезглавлены. Святой Дионисий взял свою главу, прошествовал с ней до храма и только там пал мертвый. Благочестивая женщина Катулла погребла останки мученика.

Большое значение для Православной Церкви имеют творения святого Дионисия Ареопагита. До нашего времени из них сохранились четыре книги: «О Небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Именах Божиих», «О мистическом богословии», а также десять посланий к разным лицам.
Книга «О небесной иерархии» написана, вероятно, в одной из стран Западной Европы, где проповедовал святой Дионисий. В ней излагается христианское учение о мире ангельском. Ангельская (или небесная) иерархия состоит из девяти ангельских чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы. (Собор Небесных Сил бесплотных – 8 ноября.)

Цель Богоучрежденной ангельской иерархии – восхождение к Богоподобию чрез очищение, просвещение и совершенствование. Высшие лики становятся носителями и источниками Божественного Света и Божественной жизни для ликов подчиненных. Не только умные, бесплотные силы включены в светоносные духовные иерархии, но и род человеческий, воссоздаваемый и освящаемый в Церкви Христовой.

Книга святителя Дионисия «О церковной иерархии» является продолжением его книги «О небесной иерархии». Церковь Христова в ее всемирном служении зиждется, как и ангельские лики, на Богоучрежденном священноначалии.

В мир земной, к чадам церковным, Божественная благодать нисходит прикровенно – в святых церковных таинствах, духовных по существу, но чувственных по образу. Лишь немногие святые подвижники прозревали земными очами огнеобразную природу Святых Тайн Божиих. Но вне церковных таинств, вне Крещения и Евхаристии, нет для человека светоносной спасающей благодати Божией, нет Богопознания, нет обожения.

Книга «О именах Божиих» излагает пути Богопознания чрез Лествицу Божественных имен.

Книга святителя Дионисия «О мистическом Богословии» также излагает учение о Богопознании. Богословие Православной Церкви все основано на опытном Богопознании. Чтобы познать Бога – нужно к Нему приблизиться, достичь состояния Богообщения и обожения. Это более всего достигается молитвой. Не потому, что молитвой мы приближаем к себе Непостижимого Бога, но потому, что чистая сердечная молитва нас приближает к Богу.

Творения святого Дионисия Ареопагита (их называют «Ареопагитики») имеют исключительное значение в Богословии Православной Церкви. На протяжении почти четырех веков, до начала VI столетия, творения святого отца сохранялись лишь в тайном предании, преимущественно богословами Александрийской Церкви. Они были известны Клименту Александрийскому, Оригену, Дионисию Великому, преемственно возглавлявшим огласительное училище в Александрии, и святому Григорию Богослову. Святой Дионисий Александрийский писал святителю Григорию Богослову толкования на «Ареопагитики». Общецерковное признание творения святого Дионисия Ареопагита получили в VI – VII вв. Особую известность имеют комментарии к ним, написанные преподобным Максимом Исповедником (+ 662).

В Русской Православной Церкви учение святого Дионисия о духовных священноначалиях и обожении человеческой природы было известно сначала по «Богословию» преподобного Иоанна Дамаскина. Первый славянский перевод самих «Ареопагитик» был сделан на Афоне ок. 1371 года монахом Исаией. Списки его были широко распространены в России. Многие из них доныне сберегаются в отечественных книгохранилищах – в том числе пергаментная рукопись «Творения святого Дионисия Ареопагита», принадлежавшая святителю Киприану, митрополиту Киевскому и всея Руси (+ 1406) и писанная его рукой.

Тропарь священномученика Дионисия Ареопагита
глас 4
Благости научився и трезвяся во всех,/ благою совестию священнолепно оболкся,/ почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная/ и, веру соблюд, равное течение совершил еси,/ священномучениче Дионисие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Дионисия Ареопагита
глас 8
Небесная врата прошед духом, яко ученик/ до третияго Небесе достигшаго апостола, Дионисие,/ неизреченных обогатился еси всяким разумом/ и озарил еси во тьме неведения седящия./ Темже зовем:// радуйся, отче всемирный.


Преподобная Дамарь Афинская (греч. Δάμαρις η Αθηναία)

прп. Дамарь Афинская


В Деян. 17, 34 вместе с Дионисием Ареопагитом упоминается Дамарь (или Дамарида). В позднейшей церковной традиции Дамарь известна как супруга Дионисия Ареопагита, что объясняется двойным значением греч. слова γυνή (женщина, жена). Вероятно, эта традиция была известна уже свт. Иоанну Златоусту, который писал о том, что даже в Афинах, средоточии языческих суеверий, апостол Павел «обратил Дионисия Ареопагита с женой». Cвт. Амвросий, еп. Медиоланский, прямо писал о Дамари как о жене (uxor) Дионисия Ареопагита. Прп. Максим Исповедник понимал текст Деян. 17, 34 как рассказ об обращении Дионисия и его домашних. По его мнению, ап. Лука, составитель Деяний св. апостолов, счел нужным упомянуть лишь о Дионисии Ареопагите в силу значимости положения святого. Образ Дамари как супруги Димитрия Aреопагита был введен Гилдуином, который опирался на суждение свт. Амвросия.

Почитание Дамари как святой в Греческой Церкви возникло в Новейшее время под влиянием западной традиции (оно неизвестно прп. Никодиму Святогорцу и архиеп. Сергию (Спасскому)). Св. Дамарь упоминается в печатной Греческой Минее, однако отсутствует в Римском Мартирологе кард. Цезаря Барония. Вопрос о почитании св. Дамари как супруги Дионися Ареопагита обсуждался католическими исследователями Аллуа и К. де Би.


Преподобный Иоанн Хозевит, епископ

Преподобный Иоанн Хозевит, епископ


Преподобный отец наш Иоанн Хозевит был родом из города Фив, что в Египте. В монашество он был пострижен своим дедом и, по совету сего старца, ходил ко святым местам в Иерусалим. По возвращении оттуда, он провел со старцем несколько дней, а затем удалился от него в одно тесное ущелье, где нашел небольшую пещеру и жил там, питаясь одними кореньями и травами. Когда же Бог восхотел прославить Своего угодника, то явил сие следующим образом. В тех местах жил великий постник, по имени Анания. Однажды к нему приведен был сын одного человека, мучимый нечистым духом. Анания не принял его, но с великим смирением сказал, чтобы пошли внутрь страны и поискали бы там Иоанна Египтянина, который может исцелить отрока. Когда посланные нашли Иоанна, они объявили ему, зачем пришли. Сначала Иоанн отказывался, но, после долгой мольбы, согласился изгнать нечистого духа и помолился Богу. Обратившись затем к бесу, он сказал:

– Именем Иисуса Христа, – не я, но Анания повелевает тебе, нечистый дух, выйти из отрока сего.

По слову святого нечистый дух вышел из отрока, и сей последний стал здоров и всем объявил о совершенном над ним славном чуде. Затем святой Иоанн должен был, против воли, принять епископство в Кесарии, но, будучи не в силах принимать почести и желая проводить иноческую жизнь, оставил Кесарию и вновь удалился в пустыню, где и пробыл до конца своей жизни.

Бог прославил святого подвижника Своего славными чудесами. У одного человека малолетний сын был мучим духом нечистым. Отец посадил его в корзину и, покрыв сверху травою, принес к Иоанну и поставил ее у пещеры святого. Когда ребенок заплакал, святой встал и тотчас узнал, что в ребенке гнездится дух нечистый; прогнав беса, Иоанн исцелил дитя. Но изгнанный бес не успокоился и стал мстить подвижнику, приняв на себя человеческий образ. Встретив святого в прибрежном ущелье, бес припал к ногам его, как бы ища благословения. Раб Божий, нечаянно увидев его лицо, удивился, а бес, схватив святого за ноги, низвергнул его вниз к берегу; святой упал стремглав, но, по благодати Божией, остался невредим, так что человекоубийца не достиг ничего. Затем злой дух отдал раба Божия во власть одного разбойника, который бил святого, срывал с него одежду и сжег даже его хижину. Святой терпеливо переносил всё сие и только говорил про себя:

– О Всевышний Господи! благодарю Тебя, если сие угодно Тебе.

Тогда, по воле Всевышнего, разбойник был схвачен и умер позорною смертью, и раб Божий нашел себе на некоторое время покой. Но лукавый не прекратил, однако, борьбы с блаженным. Когда святой отправился однажды посетить братию, одна женщина встретила его на пути и пала к его ногам, умоляя войти к ней в дом и освятить его своею молитвою и благословением. Святого тронули ее мольбы, и он вошел. Тогда скверная обольстительница заперла двери и, вся обнажившись, делала всякие мерзости, чтобы только осквернить нескверного. Но твердый муж непоколебимо устоял против бесовского ухищрения и, оттолкнув ее, вышел невредимым.

Блаженный Иоанн, услышав о некоем постнике Маркиане, молва о котором распространялась повсюду, пожелал его видеть; между тем, еще ранее, св. Иоанн, чтобы избежать всякого соблазна, решился не покидать своей келлии ни в каком случае, и с этою целию сам связал себя и почитал сии узы своим неразрешимыми. И вот, ангел Господень восхитил Маркиана из его келлии и внезапно поставил его пред блаженным Иоанном. Они приветствовали друг друга и насладились духовною беседою. Затем Маркиан опять был взят ангелом и стал невидим.

Святой Иоанн изгонял из многих людей бесов, исцелял от лютых болезней, изводил молитвою водные источники, сводил с неба дождь и много других чудес совершил силою Божиею, и в глубокой старости с миром предал Богу святую душу свою.

монастырь свв.Иоанна и Георгия Хозевитов, иудейская пустыня
(монастырь свв.Иоанна и Георгия Хозевитов, иудейская пустыня, Израиль)


Монастырь св. Георгия возник в IV в., когда пять сирийских монахов, стремившихся к пустынному уединению по опыту пророков, поселились у пещеры, в которой св. пророк Илия скрывался три года и шесть месяцев, а вороны приносили ему еду (Цар.3, 17:5-6).
Св. Иоанн Хозевит, приехавший в монастырь из Египта в 480 г., значительно расширил монастырские постройки, превратив его в монастырь общежительного типа.
Наиболее ярко монастырь расцвел в конце VI начале VII вв. при настоятеле св. Георгии Хозевите, имя которого монастырь носит по сей день. Здесь селились и монахи-отшельники и братия, предпочитающая общежительный образ жизни.
Персидское нашествие 614 г. принесло страшный ущерб монастырю. Персы убили 14 монахов, разрушили монастырские постройки, оставшиеся в живых монахи ушли из монастыря.

Св. Георгий пытался возвратить монастырь к жизни, но безуспешно, крестоносцам в 1179 г. это тоже не удалось, к XIII в. монастырь совсем опустел.
Лишь в 1878 г. греческий монах Калиникос с монахами Святогробского братства приступили к восстановлению обители. Реставрация монастыря была завершена в 1901 г.

Монастырь Святого Георгия Хозевита

В монастыре хранятся мощи св. Георгия и Иоанна Хазевитов, а также Иоанна Румынского.
Кости и черепа монахов-мучеников, убитых персами в 614 г. можно увидеть в монастырской часовне.
В монастыре можно увидеть самовар, подаренный героем войны 1812 г. Денисом Давыдовым.



Преподобный Дионисий Печерский, Щепа, иеромонах


Преподобный Дионисий Печерский, Щепа, иеромонах


Преподобный Дионисий, затворник Печерский, по прозванию Щепа, имел сан пресвитера. В 1463 году во время пасхальной утрени Дионисий обходил с каждением мощи святых угодников в Антониевой пещере. Когда преподобный воскликнул: «Святые отцы и братие! Христос воскресе!», как гром, прозвучал ответ от святых мощей: «Воистину воскресе!» С того дня преподобный Дионисий ушел в затвор и после многих трудов отошел ко Господу. Чудо с преподобным Дионисием засвидетельствовано в 8-й песни общего канона Киево-Печерским святым. Преподобный погребен в Дальних пещерах.

Тропарь преподобного Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах
глас 4
Жертву Безкровную приносивый Господеви непорочне / и служивый Ему по званию своему многое время неленостне, / священне Дионисие, / молися о нас, / любовию чтущих тя.

Кондак преподобного Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах
глас 2
Священнодействовавшаго на земли священнолепно/ и потрудившагося в чину своем добре,/ ныне же на Небесех ликуеши светло,/ священными похваляем тя песньми, Дионисие, и молим:/ моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Величание преподобного Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах

Ублажаем тя, преподобне отче Дионисие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.


Блаженный Исихий Хоривит

Блаженный Исихий Хоривит


Блаженный Исихий Хоривит, Безмолвник, жил в VI веке в одном из монастырей на Афоне и вначале был не очень усердным иноком. После тяжелой болезни Исихий умер, но, дивным Промыслом Божиим, через час возвратился к жизни. После этого блаженный затворился в своей келлии и 12 лет пребывал в полном уединении. Братия слышала только пение псалмов и покаянные рыдания, доносившиеся из затвора. Перед своей кончиной блаженный Исихий сказал пришедшим инокам: «Простите меня, братия. Имеющий память смертную никогда не согрешит».

С именем Исихия связано образование на Афоне скита Безмолвников – исихастов, стяжавших особый опыт умной Иисусовой молитвы.


Священноисповедник Агафангел (Преображенский), митрополит

святитель_Агафангел_митрополит_Ярославский_(Преображенский)


Святитель-исповедник Агафангел, митрополит Ярославский (в миру Преображенский Александр Лаврентьевич) родился 27 сентября 1854 года в селе Могилы Кормовской волости Веневского уезда Тульской губернии, в семье священника Лаврентия.
В 1871 году юноша поступил в Тульскую Духовную семинарию и здесь пережил первые серьёзный духовные искушения. Особенности обучения и воспитания не соответствовали полученным в семье традициям церковного благочестия. Александр подумывать о профессии врача, но постоянное о6щение с отцом помогло ему преодолеть эти искушения и в 1877 году он поступает в Московскую Духовную Академию. Здесь он смог приобщиться к тому пастырскому подвижничеству, коим всегда славилась Троице-Сергиева Лавра.

В 1881 году Александр Преображенский успешно окончил Московскую Духовную Академию. За своё исследование на тему: «Шестоднев экзарха Болгарского. Опыт исследования языка и текста по списку 1263 года» он был удостоен степени кандидата богословия. В 1881 году Александр Лаврентьевич был назначен на должность преподавателя латыни в Ранненбургское Духовное училище Рязанской епархии, а 7 декабря 1882 года он становится помощником смотрителя Скопинского Духовного училища той же епархии. В том же 1882 году он вступает в брак с дочерью протоиерея Вознесенского Анной. Но не прожив и года счастливой семейной жизни, Александр Лаврентьевич потерял супругу и новорождённого младенца почти одновременно. «Жизненный путь, избранный мною — не мой жребий... я поспешил оставить мир, взять свой крест и приобщиться к лику иноческому» — так он вспоминал урок, вынесенный из этих страшных испытаний. 7 марта 1885 года Александр Лаврентьевич принимает монашеский постриг с именем Агафангел (в память мученика IV века, ученика священномученика Климента Анкирского), а затем принимает сан иеромонаха.

В 1886 году отец Агафангел назначается на должность инспектора Томской Духовной Семинарии с возведением в сан игумена — лишь через двадцать лет вернётся он в центральную Россию, уже уважаемым архипастырем.
В 1888 году отца Агафангела назначают ректором Иркутской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита, а 10 сентября 1889 года он принимает хиротонию в Иркутском Вознесенском монастыре во епископа Киренского, викария Иркутской епархии, и с 1893 по 1897 годы управляет епархией Тобольской и Сибирской; затем в 1897 году становится епископом Рижским и Митавским, а с 1910 года занимает кафедру Виленскую и Литовскую. В 1904 году Владыку возводят в сан архиепископа.

С 1913 года Владыка был назначен на Ярославскую и Ростовскую кафедру. Вскоре его возводят в сан митрополита. Начавшаяся летом 1914 года война не дала Владыке полностью отдаться мирной архипастырской деятельности. Он организовывает госпитали, отправляет священников в действующую армию. В 1917-1918 годах является членом Предсоборного присутствия и затем членом Поместного Собора. С 1918 года он — член Высшего Церковного Управления и Священного Синода при Патриархе Тихоне.

12 мая 1922 года Патриарх Тихон, будучи в заточении, категорически отверг требования группы обновленцев о передачи им полномочий на высшее церковное управление, передав митрополиту Агафангелу грамоту на право замещения: «Вследствии крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить Ваше Высокопреосвященство во главе Церковного управления до созыва Собора».
14 июня 1922 года митрополит Агафангел был вызван в ГПУ для допроса. Первый вопрос: отношение митрополита к советской власти.
То, что в особенности отличало митрополита и что было выработано опытом всей долгой жизни, – это непременная трезвость суждений и уравновешенность. Он знал, что не совершит поступка, увлекаемый пристрастием или случайными эмоциями. Опыта юности было довольно, он давно привык подчинять свои мысли и действия воле Божией. Размеренно и взвешенно отвечал митрополит следователю:

– Против существующей власти ничего решительно не имею, все ее распоряжения я исполнял и исполнять буду. Национализации крупной промышленности и крупного землевладения я сочувствую, но признаю желательным это отчуждение компенсировать, признаю необходимым предоставление права на мелкую собственность, то же и в отношении церквей и монастырей. Против запрещения преподавать Закон Божий в школах ничего не имею, но не согласен с запрещением преподавания его лицам, не достигшим 18 лет, потому что оно противоречит декрету отделения Церкви от государства. Против изъятия церковных ценностей, имеющих второстепенное значение, если оно не нарушает существенно интересов религии, как, например, изъятие сосудов, в которых совершалось таинство, и снятие риз с особо чтимых икон, – я не протестую.

Спрашивали о церковной власти. Владыка ответил:

– Власть Патриархом передана мне. Распоряжения Высшего Церковного Управления считаю незаконными.
– С кем ведете частную переписку?
– спросил следователь.
– С братом... – ответил митрополит.

На следующий день митрополиту Агафангелу было объявлено, что его ответы достаточно изобличают его в антисоветской деятельности, а посему, чтобы он не скрылся от следствия и суда, он должен дать подписку о невыезде с места жительства.
Патриарх Тихон был под домашним арестом, 1 июня петроградские власти арестовали митрополита Вениамина, а 10 июня начался над ним и частью петроградского духовенства судебный процесс.
Митрополит считал, что, став заместителем Святейшего Патриарха, он обязан высказать свой взгляд на происходящие события и предложить выход из создавшегося положения.

5(18) июня 1922 года он составил послание к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви:

«Во имя святого послушания и по долгу моей архиерейской присяги я предположил немедленно вступить в отправление возложенного на меня служения Церкви и поспешить в Москву. Но вопреки моей воле, по обстоятельствам, от меня независящим, я лишен и доныне возможности отправиться на место служения. Между тем, как мне официально известно, явились в Москве иные люди и встали у кормила правления Церковью русскою. От кого и какие на то полномочия получили они, мне совершенно неизвестно. А потому я считаю принятую ими на себя власть и деяния их незакономерными.
Возлюбленные о Господе преосвященные архипастыри! Лишенные на время высшего руководства, вы управляйте теперь своими епархиями самостоятельно, сообразуясь с Писанием, священными канонами и обычным церковным правом, по совести и архиерейской присяге, впредь до восстановления высшей церковной власти окончательно решайте дела, по которым прежде испрашивали разрешения Святейшего Синода, а в сомнительных случаях обращайтесь к нашему смирению
».

Текст послания митрополит Агафангел продиктовал епископу Вениамину (Воскресенскому) и затем отдал келейнику Василию Морову, который переписал послание в четырех экземплярах; они были подписаны митрополитом и отданы начальнику канцелярии протоиерею Сергию Лилееву для размножения и рассылки. В Москву митрополит передал два экземпляра для архиепископа Астраханского Фаддея (Успенского) и протопресвитера Николая Любимова.

Послание вызвало у властей беспокойство: принявший власть митрополит твердо стоял в решимости соблюдать церковные каноны и не признавать ВЦУ. 28 июня начальник Ярославского ГПУ распорядился провести у владыки обыск в Толгском монастыре, а самого владыку заключить под домашний арест в Спасский монастырь.
В конце 1922 года больной старец, после заключения в ряде тюрем, отправляется общим этапом с уголовными преступниками в трёхлетнюю ссылку в посёлок Колпашёв Нарымского края (Томская губерния). В своём завещании от 25 декабря 1925 года Патриарх Тихон называет митрополита Агафангела вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола.

В декабре 1926 года по окончании ссылки, владыка Агафангел вернулся в Ярославль.В конце 1927 года некоторые архиереи заявили о своем отделении от митрополита Сергия, высказав намерение править епархиями самостоятельно. В начале января 1928 года к митрополиту Агафангелу пришли архиепископ Угличский Серафим и митрополит Иосиф и стали убеждать владыку отойти от митрополита Сергия. То, чем дорожил владыка Агафангел более всего – мир церковный – явно нарушался. И архиепископ Серафим, и митрополит Иосиф в своих убеждениях были непреклонны. Митрополит Иосиф, оставшийся без кафедры, с неясной перспективой относительно своего места в церковной иерархии, готов был пойти на крайние действия. Разговор был столь тяжел, что после отъезда архиереев у митрополита случился сердечный приступ. И затем здоровье его настолько ухудшилось, что 30 января он совершил в ярославском Свято-Духовом храме свое последнее богослужение и уже не смог служить до самой кончины.

10 мая митрополит Агафангел, архиепископ Варлаам и епископ Евгений написали митрополиту Сергию: «В разъяснение нашей декларации от 6 февраля с.г. и в дополнение к письмам митрополита Агафангела на имя Вашего Высокопреосвященства, находим нужным сказать следующее:
1. Мы до сих пор не прерывали и не прерываем нашего молитвенного общения с заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием.
2. Никакого раскола мы не желаем учинять и не учиняем.
3. Никаких новшеств в церковной жизни нашей епархии не вводили и не вводим.
4. Принципиально власть Вашу, как заместителя, не отрицаем.
5. Распоряжения заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающие церковные каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте, исполнять не могли и не можем.
6. Всех обращающихся к нам иноепархиальных епископов, клириков и мирян с просьбой возглавить их и принять в молитвенное и каноническое общение, мы не отторгали и не отторгаем от единства церковного, а, внося мир, направляли их – непременно к Вашему Высокопреосвященству и Синоду, предварительно, насколько возможно, успокоив их смущенную религиозную совесть
».

Несмотря на усилия трех докторов, здоровье владыки все ухудшалось, и 2 октября он пожелал принять таинство святого елеосвящения, которое совершили архиепископ Варлаам (Ряшенцев), духовник митрополита архимандрит Ярославского Спасского монастыря Игнатий и архимандрит Толгского монастыря Григорий. При совершении таинства владыка почувствовал себя бодро и радостно. У него было такое настроение, будто приблизились светлые пасхальные дни. Не было страха приближающейся смерти, он с великой надеждой смотрел в будущее и, уповая на милость Божию, с дерзновением узревал те великие блага и радость, которые ждут наследующих жизнь вечную. Подозвав архиепископа Варлаама, он сказал ему:

– Передайте всем – и духовенству и мирянам – мое благословение, у всех прошу прощения, если кого обидел или огорчил, и сам всех прощаю, ни на кого ничего не имею, прошу у всех святых молитв.
– Молитесь и вы о нас Богу,
– просили присутствующие.
– Да, если получу дерзновение у Господа, буду и я молиться, – ответил старец.

Священноисповедник Агафангел (Преображенский), митрополит _1

6 октября, ему стало заметно хуже, и в половине одиннадцатого утра митрополит Агафангел скончался. Погребли Владыку лишь на седьмой день в склепе под Леонтьевским храмом на Ярославском Леонтьевском кладбище. Лицо его было как в первый день после кончины: светло, бело, покойно, а от гроба веяло благоуханием. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Рака с мощами святителя Агафангела находится ныне в Казанском соборе Казанского монастыря г. Ярославля.

Казанский собор Казанского женского монастыря, Ярославль
(Казанский собор Казанского женского монастыря, Ярославль)

Тропарь священноисповедника Агафангела (Преображенского)
глас 2
По вся дни умервщляем был еси Бога ради,/ святителю и исповедниче Христов Агафангеле,/ во время безбожных гонений лютых/ попечение о Церкви Русской от Патриарха Тихона прияв,/ коварные козни слуг диавола разорил еси/ и корабль церковный мудре управил еси/ силою возлюбившего тя Господа,/ Его же моли даровати нам мир и велию милость.

Кондак священноисповедника Агафангела (Преображенского)
глас 2
Столпе непоколебимый веры Православныя, / святителю Агафангеле богомудре, / узы темничныя, тесноты и скорби претерпевый, / от искушений тяжких паству охранил еси, / мир церковный соблюл еси. // И ныне защити Церковь Русскую от нападений вражиих.


Святые покровители Корейской Православной Церкви

СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ КОРЕЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ


К 2000 году в Капхёнском Преображенском монастыре - первой православной обители в Корее - были собраны частицы мощей 24 святых. В частности, частицы мощей русских святых были подарены Корейскому архипастырю Сотирию владыкой Владивостокским Вениамином.

В 2000 году по благословению митрополита Новозеландского Дионисия (Псиахаса) была установлена общая память этим подвижникам, поименованным святыми покровителями Корейской Православной Церкви (προστατῶν Ἁγίων τῆς Ὀρθοδόξου Ἐκκλησίας τῆς Κορέας). День памяти был установлен на 3 октября.

Капхёнский Преображенский монастырь, Корея
(Капхёнский Преображенский монастырь, Корея)


В числе святых покровителей Корейской Церкви:

• Вмч. Пантелеимон Целитель (+ 305, память 27 июля)
• Блгв. кн. Петр Муромский (+ 1228, память 25 июня)
• Прп. Серафим Саровский (+ 1833, память 2 января, 19 июля)
• Прмц. вел. кн. Елисавета Феодоровна (+ 1918, память 5 июля)
• Свт. Иннокентий Московский (+ 1879, память 31 марта, 23 сентября)
• Свт. Нектарий Эгинский (+ 1920, память 9 ноября)
• Прп. Силуан Афонский (+ 1938, память 11 сентября)



Икона Богородицы Трубчевская

Икона Богородицы Трубчевская.jpg

Празднование 3 октября по случаю освящения в этот день в честь ее храма.

Была писана в городе Трубчевске (Брянская область) иеромонахом Чолнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году, как значится в надписи на иконе. Затем икона оказалась в Троице-Скановом монастыре в Наровчате.
Эта икона числится в списках чудотворных икон России. Хотя письменных свидетельств о чудотворениях не сохранилось в связи с пожаром, при котором сгорели все документы о монастыре, воспоминания старожилов свидетельствуют о чудесной помощи иконы. Страшное несчастье в конце XIX века дважды обрушивалось на Наровчат обвальной эпидемией холеры. В один из этих тяжелых дней, переживаемых наровчатцами, при стечении множества народа духовенством был начат крестный ход вокруг города с выносом иконы из Троице-Сканова монастыря. Как гласит летопись, благоговейные почитатели этой иконы приписывали милосердию и покровительству Царицы Небесной скорое прекращение эпидемической болезни. В знак особого почитания иконы прихожанами была построена кладбищенская церковь во имя Трубчевской Божией Матери неподалеку от монастыря.

В 1930-е годы, после разграбления и закрытия монастыря в Наровчате, икона попала в районный краеведческий музей А. И. Куприна, где пролежала почти 50 лет в пыли и забвении. С иконы были сняты драгоценные камни, серебрянная риза, её использовали как стол для экспонатов. В 1975 году, при очередной описи музейных ценностей против строки "Трубчевская икона Божией Матери" написали: "утеряна". Но в 1993 году икона была обнаружена и возвращена прежнему владельцу. Ныне эта чудотворная икона отреставрирована и вновь пребывает в Троице-Скановом монастыре. Еще по меньшей мере три варианта иконы примерно этого же времени (середина XVIII в.) находятся на родине иконы - в г.Трубчевске Брянской области.

кладбищенская церковь во имя Трубчевской Божией Матери неподалеку от  Троице-Сканова монастыря в Наровчате, Пензенская обл..jpg
(кладбищенская церковь во имя Трубчевской Божией Матери неподалеку от Троице-Сканова монастыря в Наровчате, Пензенская обл.)

Эту икону особо почитают и католики, внося её в свои современные календари.

Через Трубчевск и его Спасо-Чолнский монастырь шёл известный иноческий путь с Афона через Молдавию, Киев, Чернигов, Н-Северский, Трубчевск. А далее путь расходился в разных направлениях - на Север, Северо-Восток, Восток и Юго-Восток. Шедшие в Пензенскую землю монахи и получили в дар список знаменитой иконы, оригинал которой, по последним сведениям, искать надо в католической Европе. В самом же Трубчевске перед революцией сохраняли множественные списки с неё, а в кафедральном Троицком соборе, по описи 1910 г. была "больших размеров" икона Трубчевской Божией Матери.

По благословлению патриарха Московского и всея Руси Кирилла празднование Трубчевской иконе было включено в церковный календарь Московской Патриархии на 2012 год.

Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня, икона Божьей Матери Трубчевская
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments