filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

26 сентября (09 октября) 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение...


Благоверный Иоанн Нягое Крайовеску, Басараб (рум. Neagoe Craiovescu, Basarab), господарь Валашский

Господарь Нягое Басараб с семейством. Фреска Добромира Зографа 1526 г., епископский храм Куртя-де-Арджеш
(Господарь Нягое Басараб с семейством. Фреска Добромира Зографа 1526 г., епископский храм Куртя-де-Арджеш)


Родился около 1459 года. Его отцом был Пырву Крайовеску, великий ворник при Валашском господарском дворе. С детства воспитывался в благочестии. Впоследствии, был близок к Валашскому митрополиту, бывшему Константинопольскому патриарху святителю Нифонту, который стал его духовным наставником.
В 1512 году бояре из рода Крайовеску прогнали господаря Влада Молодого и посадили на его место Нягое. Это был первый случай, когда господарем Валахии стал не потомок Басараба Основателя. Чтобы легитимизировать свое пребывание на троне, Нягое взял второе имя Басараб и объявил себя сыном Басараба Цепелюша.

Нягое удалось добиться определенной стабильности, повысить благосостояние страны и её престиж у соседних государств. Он продолжил деятельность Раду Великого по переустройству государственных, административных, налоговых и судебных учреждений, поддерживая торговлю и защищая интересы валашских купцов.
Восстановил традиции ктиторства господаря в важнейших монастырях страны. Был щедрым жертвователем на строительство храмов. Самой известной из его ктиторий был собор Куртя-де-Арджешской обители. Торжества по случаю его освящения в 1517 году, на которых присутствовали многочисленные православные иерархи во главе с Константинопольским патриархом, были призваны явить сохранение преемства Восточного Рима. В то время была совершена первая известная официальная канонизация святого в Румынии - святителя Нифонта, духовного наставника господаря. Нягое Басараб построил также кафедральный собор в Тырговиште и богато одарял православные монастыри Востока. Особым его вниманием пользовался Афонский Дионисиевский монастырь, в который были возвращены мощи святителя Нифонта в 1517 году. В росписях церквей господарь изображался в одеянии из парчи с вышитым двуглавым орлом, что также символизировало продолжение ромейской традиции. В годы его правления в Валахии появилась официальная историография.

Поддерживал тесные связи с Сербией, Молдавией и Трансильванией, поддерживал трансильванских румын и сохранял хорошие отношения с саксами в Сибиу и Брашове. При нём были также установлены дипломатические отношения с Польшей, Венецией, Священной Римской империей и Папской областью. Дружеские отношения с Людовиком II Ягеллоном позволяли Нягое защищать интересы Валахии перед Портой. Хотя по некоторым данным господарь собирался принять участие в антиосманском крестовом походе, в годы его правления Валахии удалось сохранять мир с соседями.

Благодаря уравновешенной и мудрой политике Нягое сумел значительно укрепить внутреннее положение в княжестве и усилить господарскую власть.

Был женат на Милице Бранкович. Известны его дети - сыновья Феодосий (наследник), Иоанн (скончался при жизни господаря) и Петр (скончался при жизни господаря); дочери Стана, Ангелина и Руксандра. Оставил известное поучение сыну Феодосию.

Скончался 15 сентября 1521 года.

Господарь Нягое Басараб с сыном Феодосием. Образ из Афонского Дионисиевского монастыря
(Господарь Нягое Басараб с сыном Феодосием. Образ из Афонского Дионисиевского монастыря)


Почитание

Был канонизирован Румынской Православной Церковью согласно синодальному решению от 8-9 июля 2008 года. Торжественное прославление последовало в Бухаресте 26 октября того же года. 7 марта 2018 года синодальным решением его имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви в числе имён других святых, прославленных Румынской Православной Церковью.


Сочинения

"Слова наказательные", составленные господарем для своего сына Феодосия, считаются первым значительным произведением румынской литературы, ценным памятником педагогической и философской мысли, нравственной и духовной культуры. Написанные на церковнославянском языке, они известны также в ранних переводах на румынский и греческий.

Слова наказательные воеводы Валашского Иоанна Негоя к сыну Феодосию, [Авт. вступ. ст. и примеч.] П. А. Лавров, СПб.: О-во любителей древ. письменности, 1904, XXXVIII, (Памятники древней письменности и искусства. 152).


Tags: Православие, Румыния, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments