filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

24 сентября (07 октября) 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение…


Мученик Петр Алеут

Мученик Петр Алеут 1

Память 24 сентября (Амер.) и в Соборе первомучеников Американских (Амер.)

Алеут с острова Кодьяка, был крещен с именем Петр.
Сведений о жизни св. Петра имеется относительно немного. Место и год рождения, а также из какого он происходил народа, доподлинно неизвестны. Есть предположение, что Чукагнак (имя до крещения) родился на Кадьякских остр-х, бывшей тогда территорией Русской Америки. Большую часть местных жителей составляли алеуты, поэтому русские так называли все население.
Стоит напомнить на этих островах с кон. XVIII в. довольно успешно действовала Кадьякская духовная миссия. Предположительно, будущий святой был одним из учеников прп. Германа Аляскинского и принял крещение с именем Петр.

Свою жизнь святой Петр Алеут окончил мученически. Произошло это так. В 1812 г. в 80 км. от Сан-Франциско (Сев. Калифорния), в стратегически выгодном месте, русскими было основано поселение под названием форт Росс. Здесь работала компания, занимающаяся охотой на морских животных. Это место также попадало в поле зрения испанских колонизаторов. В 1815 г. неподалеку от поселения работала группа из 14 алеутов. В непогоду их плавательные суда причалили у залива Сан-Педро, где они попали в плен к испанским военным.

По одной из версий невольники были переданы иезуитам. Другая версия рассказывает, что алеуты были переданы в руки францисканцев. Захватчики принуждали пленных принять католичество. Однако алеуты показывая свои крестики, отвечали, что уже крещены и не хотят принимать другую веру. Пленных попарно заточили и мучали без пищи и воды. Святой Петр был заключен вместе с алеутом Иваном Кыглаем, ставшим свидетелем его мученического подвига.
На очередном допросе, Петру стали отсекать поочередно суставы пальцев ног. Петр твердо переносил муки и повторял, что не поменяет своей веры. После этого ему отсекли по очереди суставы пальцев на руках, а далее – ступни ног и кисти рук. От большой потери крови мученик преставился.
На следующий день пленных переслали в другое место и они спаслись.

В 1819 г. Кыглай сбежал из плена и добрался до Новоархангельска. Его рассказ о мученичестве Петра был передан прп. Герману. Выслушав историю, святой встал и, осенив себя крестным знамением, произнес: «Святой новомученик Петр, моли Бога о нас!».

Мученик Петр Алеут 2


Прославление Петра Алеута было совершено Американской Церковью в 1980 г. Зарубежная Церковь почитает святого в Соборе первых мучеников Американской земли.
В честь мученика Петра на Северо-Американском континенте построено ряд церквей.


Преподобная Дорофея Кашинская

Схимонахиня Дорофея Кашинская


СКАЗАНИЕ О ЖИЗНИ МОНАХИНИ ДОРОФЕИ ЛАДЫГИНОЙ, СПАСАВШЕЙСЯ В КАШИНСКОМ СРЕТЕНСКОМ ДЕВИЧЬЕМ МОНАСТЫРЕ

Для нравственной характеристики Сретенского монастыря нам следовало бы изобразить подвиги игумений и монахинь, которые имели бесспорно благотворное влияние на горожан и окрестных жителей в течение всей истории обители. Однако же, к сожалению, нет достаточных источников, из которых можно было бы почерпнуть подробные сведения об описываемой обители. Усердие и расположение к ней князей, царей и окрестных жителей, доказываемые значительными вкладами, позволяют заключить, что им, без сомнения, предшествовали и были побуждением известность добродетельной жизни инокинь Сретенского монастыря. Так, в число их вступали лица высшего сословия, например, упоминаемая в описи 1668 года в числе стариц княгиня Анна Шехонская и др., и таких инокинь было немало и впоследствии, — только до нас не дошли сведения о их жизни и подвигах. Имена почивших о Господе сестер этой обители остались на листах древних синодиков для вечного поминовения в роды родов, и, конечно, многие из них записаны в ту великую «книгу жизни», которая будет некогда прочитана в слух неба и земли.
В ряду упоминаемых в описях древних инокинь следует отметить достославную казначею, позже схимонахиню Марфу Анисимову из дворянского рода Баскаковых. Она весьма много послужила обители своими приношениями, сделав первый вклад в 30 р. и 100 четвертей ржи и второй в 50 р, и 50 четвертей ржи; строгими подвигами примерно-благочестивой жизни заслужила глубокое уважение современников и доселе осталась памятною местным жителям. В 1700 г. она погребена в Кашинском Клобукове монастыре, где подвизался и погребен супруг ея, схимонах Сергий (1670 г.).

Из позднейшего времени достопамятна Екатерина Головачева по своей строгоподвижнической жизни; она пожертвовала все свое имущество на устройство в обители храма во имя Пресвятой Троицы над св. вратами, и по освящении его (в 1794 г.) приняла пострижение с именем Елисаветы (1822 г.), причем в иночестве отличалась совершенною нестяжательностью, кротостью и даром прозорливости; могила ея находится около придельного алтаря теплой церкви Святителя и Чудотворца Николая.
Известны по благочестивой жизни также игуменьи: Палладия Волкова, Антония Мезенцова и другие. В ряду этих и других подвижниц различных времен мы считаем нравственным долгом при описании Сретенского монастыря остановиться с некоторою подробностью на изображении высокоподвижнической жизни благоговейно издревле и доныне почитаемой схимонахини-молитвенницы Дорофеи.

Подвижница Дорофея родилась в 1549 г. и происходила, вероятно, из рода князей Коркодиновых, но какое имя ее было до монашества, неизвестно; по преданию имя се Дорофея. Она была в замужестве за Федором Ладыгиным и имела сына Михаила, род которого вписан им в старинном монастырском синодике. Достойно замечания, что как рождение ее было в благополучное время царствования Иоанна Грозного, до известной печальной перемены в его характере и жизни, так и кончина ее последовала в мирное царствование Михаила Федоровича Романова. Между тем вся жизнь монахини Дорофеи, начиная с двенадцатилетнего возраста, протекла во время самых ужасных государственных переворотов и крамол, страшного голода от неурожая и мора, которые снова сменились на Руси внутренними смятениями и внешними войнами. Тогда в одной Москве погибло около полумиллиона жителей; заметно сократилось население и благосостояние многих заметно уменьшилось в России с весны 1601 и до 1603 г. Почти вслед за ужасной карою небесной поляки и литовцы в так называемый период самозванцев и междуцарствия вторглись в пределы нашего Отечества и едва не сокрушили его вконец. Кашин, как выше сказано, был разорен и опустошен огнем и мечом. Сохранившийся в монастырском архиве синодик XVII века пополнился за этот бурный период именами героев, мужественно павших на поле брани с врагами. В числе убиенных значится и имя Федора Ладыгина, который, вероятно, при защите Кашина пал от руки врагов.

И вот, потеряв земное счастье после кончины любимого супруга, видя невыразимые бедствия Отечества, Дорофея, пораженная глубокою скорбью, решила оставить мир и стала в молитвах и подвигах искать не земного и временного счастья, столь часто омрачаемого различными и тяжкими злоключениями, но небесного и вечного.
По внушению Божию она избрала себе мирное спасительное убежище в только что опустошенном Сретенском монастыре. Сколько трудов, лишений, терпения и неимоверных подвигов предстояло вынести ей при вступлении в эту обитель! Устроив среди ее развалин убогую тесную келию, Дорофея посвятила себя здесь молитве, послушанию, посту и другим святым подвигам, в которых и провела около двадцати лет. В то же время она старалась помогать всем бедствуюшим и скорбящим жителям города и окрестностей: число же нуждавшихся лиц было весьма велико. И словом утешения, и сердечною ласкою, и денежными пособиями она старалась всякому подать милость, всякого ободрить и восставить в это удручающее всех время.

Все, что осталось у нее по смерти мужа, Дорофея или обратила на восстановление обители, или раздала нуждавшимся. Ей самой ничего не нужно было, кроме молитвы, слез и подвигов. Привыкшая жить среди богатства и обилия, она теперь не знала, где найти себе и хлеба насущного, и должна была терпеть всякого рода лишения и нужды. И она при помощи Божией все терпела, все выносила благодушно, с твердою верою в Промысл Божий. В своей однооконной келии она желала иметь сокровенное место от людей, чтобы плакать, молиться и воздыхать пред Господом Богом день и ночь во спасение себя и ближних, молиться за убиенного на поле брани супруга своего, за опустошенный город и об устроении святой обители. Она искала одного — самых трудных и скорбных подвигов для очищения души своей от грехов и приготовление себя к блаженной вечности.

И Господь, видимо, услышал ее теплые молитвы о восстановлении Сретенской обители. Вскоре же после поселения Дорофеи на печальных развалинах, они огласились духовным ликованием прежних сестер, которые, по миновании опасностей от врагов, мало-помалу возвратились в обитель. Слух о высокой духовной жизни ее и делах милосердия привлек в обитель и многих других дев и жен, искавших спасения своей душе. Таким образом, восстановлена была обитель: собралось достаточно сестер — нужна была игумения. Но та, которая своими неисчислимыми трудами и подвигами, своими пожертвованиями воссоздала Сретенский монастырь, чужда была внешних почестей и славы: по глубокому своему смирению она не желала быть настоятельницей и решительно отреклась от столь высокого звания, предпочитая в звании инокини продолжить свою подвижническую жизнь. И во всю жизнь свою эта монахиня служила для всех примером трудолюбия, терпения, самоотвержения, крепости и пламенной надежды на Бога. Напоминая всею жизнью древних христианских подвижниц, около 20 лет она подвизалась в Сретенской обители, в которой в 1615 году приняла схиму. Накануне Дня преподобного Сергия, 24 сентября 1629 года, последовала блаженная кончина восьмидесятилетней Дорофеи, которая с того времени предстала пред Господом с горящим светильником пламенной любви к Нему и с елеем добрых дел для ближнего. Она перешла от смерти в живот, уготованный всем любящим Бога, и из земной обители в небесную, где имеет большое дерзновение молиться пред Всевышним. Подвижнические останки блаженной Дорофеи погребены близ Сретенского соборного храма, на северной стороне. Над могилою ея положен был памятник из белого камня, обтесанный наподобие колонны, длиною около 2,5 аршин, толщиною в диаметре около 7 вершков. На памятнике признательностью обители или родных сделана следующая надпись славянскими буквами: «ко 29 году (7129) месяца сентемврия представися раба Божия смонахиня Дорофея Феодоровская жена Лодыгина, а жила осемьдесят лет». Замечательно, что этот памятник, пребывавший на земле без покрова, остался неповрежденным и доселе сохранил надгробную надпись почти в совершенной целости.

Славное имя и подвиги схимонахини Дорофеи представляют самый светлый образ истории Сретенского монастыря. В течение 263 лет после блаженной кончины подвижницы память об ее святой и богоугодной жизни преемственно и твердо жила в памяти сестер обители, и доселе живет среди граждан г. Кашина и жителей его окрестностей. Пример ее высокодобродетельной жизни и в наше время может служить для инокинь ближайшим руководством на пути нравственного преуспеяния, а молитвы пред Господом признаются действенными.
В обители было записано немалое количество достоверных случаев, когда притекающие к могиле Дорофеи, с верою обращаясь к молитвенному предстательству пред Всевышним, получили и получают свыше благодатную помошь и исцеление от различных недугов. Мы приведем здесь на память знаменательные видения из жизни игумении Антонии из брошюры «Каш. Срет. монастыря игумения Антония Мезенцова». По убеждениям крестном матери согласившись переместиться из Суздальского монастыря в Кашинский девичий монастырь, двадцатидвухлетняя Александра (в мире) глубоко скорбела о лишении первой обители своей, в которой блаженно почивают мощи благоверной княгини Софии (многострадальной жены Грозного, в мире Сусанны), в предположении, что новая для нее обитель лишена таковой благодати. И вот после ночной слезной молитвы увидела она во сне, что входит в св. врата Сретенского монастыря в Кашине, дотоле ей незнакомого, и по причине большого стечения народа не может войти в монастырь. После многих усилий она, наконец, вошла и, удивляясь необыкновенному стечению богомольцев, спросила окружающих о причине; ей ответили, что открывают мощи преподобной Дорофеи, о которой до того времени она не слыхивала.

Это видение прекратило горесть души Александры Мезенцовой и успокоило в той уверенности, что и в Сретенской обители почивает праведница, и не без воли Божией совершается ее перемещение сюда. С тех пор, питая особенное благоговение к этой подвижнице, матушка Антония всем сердцем желала каким-либо особенным образом выразить почтение к памяти ея. Приезжая к досточтимому Угличскому старцу о. Петру, она не раз слышала от него укорительные слова: «Дорофее-то у вас чести нет!» Это глубоко печалило Антонию, и вот однажды она спросила, что нужно сделать, чтобы почтить ее? Он отвечал резко и решительно: «Ставь часовню!» После того летом в 1857 г. игумения соорудила часовню из железа с покровом из белой жести, и эта часовня стояла до 1870 года, когда по благословению Тверского владыки Филофея была построена новая, в 9 аршин, каменная часовня, иждивением А. Вапчаковой. Внутренность этой часовни была украшена святыми иконами, а над могилою схимонахини Дорофеи поставлен продолговатый столик, покрытый пеленою с крестом, на которой имелась надпись: «В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится». (Пс. III, 6-7). Здесь совершалось чтение Псалтыри и горела неугасимая лампада пред благолепною иконою Владычицы Милостивой, которая высоко чтима была в обители, и многие из сестер и богомольцев получали от нее благодатную помошь. В день празднования иконы 12 ноября в часовне после литургии торжественно совершаелся водосвятный молебен; здесь же два раза в году — 24 сентября, в день представления Дорофеи, и 6 февраля, в день ее тезоименитства, отправляли соборные панихиды.

Сретенский женский монастырь. Часовня, где покоятся мощи Пр.Дорофеи. Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома Район Волги», разорена в годы лихолетия
(Сретенский женский монастырь. Часовня, где под спудом покоятся мощи Пр.Дорофеи. Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома Район Волги», разорена в годы лихолетия как и сам монастырь)


Существовало изображение, на котором подвижница представлена в виде схимонахини, держащей в правой руке деревянный крест и восковую заложенную свечу, а в левой, на которой висит подобранная мантия, дымящееся кадило. Изображение это принадлежит искусной кисти игумений Антонии, которая по бывшему ей в 1848 году чудному видению схимонахини, вышедшей как бы из северных дверей алтаря Троицкого храма (во время утренних кафизм) по окончании богослужения бегло в своей келии набросала карандашом на бумаге виденную схимонахиню, которую сочла за подвижницу Дорофею, постоянно призываемую ею в молитвах. Впоследствии она написала это изображение в том же самом виде, во весь рост, па холсте масляными красками. Глубоким почтением блаженной Дорофеи объясняется пламенное желание игумении иметь место вечного упокоения близ ее останков и оно было выполнено по смерти игумении: подвижническое тело ее в этой часовне, против иконы Господа Вседержителя погребено на том самом месте, которое она ранее указала. В юго-западном углу этой часовни покоились тела благотворителей монастыря И. и А. Ванчаковых (Исторический очерк. Кашинский Сретенский монастырь, 1909 г.).
(Сочинения Прудникова, 1858 г. Петербург.)


Преподобный Феодосий Манявский, игумен

Память 24 сентября (Укр.), 24 июня вместе с прп. Иовом Манявским (Укр.-Конст.) и в Соборе Галицких святых

Наследовал преподобному Иову (Княгиницкому) как второй игумен Манявского скита. Скончался 24 сентября 1629 года и был погребен в Манявской обители.
Был прославлен решением Священного Синода Украинской Православной Церкви 8 марта 1994 года в лике преподобных. Торжество прославления состоялось 14 марта того же года.



Преподобный король Стефан Первовенчанный, в монашестве Симон, свв. князь Давид и король Владислав, Сербские

Преподобный король Стефан Первовенчанный, в монашестве Симон

Стефан Неманич Первовенчанный


Старший сын святого жупана Стефана Немани, брат святителя Саввы, первого архиепископа Сербского. Когда престарелый жупан, под влиянием принявшего постриг Саввы, решился посвятить последние свои годы молитве и посту в иноческой обители, то пред собранием священных лиц и вельмож Сербии он передал правление державой Стефану, оставив его как "велнего жупана и севастократора" Рашского. Стефану было дано "стольное место среди земли Сербской", тогда как младший сын Вукан получил в удел Холм и Зету, с титулом "великого князя", под верховною властью старшего брата.


Внутренняя междоусобица и примирение братьев

Стефан сын стал великим жупаном в марте 1195 года. Лишь в первое время правления он спокойно занимался делами благочестия - вскоре на него восстал Вукан. Венгерский король помог Вукану войсками и тот обрел независимость, а потом стал домогаться первого Сербского престола. Он подчинился папе Римскому, венгерский король обещал папе ввести папизм в Сербии, и их соединенные повели войну против Стефана в 1198-1199 годах. Стефан в 1199 году также обращался к папе Иннокентию с просьбой защитить его от насилий Венгрии, и также просил себе королевскую корону, изъявляя готовность присоединиться к Римской Церкви.
Чтобы упредить коронацию соперника, Венгерский король Эмерих вторгся с войском в Сербию в 1202 году. Он предоставил Вукану великокняжеский престол и дал свое согласие на коронование и возведение его в королевское достоинство, но под условием признания верховной власти Венгерского короля над Сербией; вместе с тем Эмерих присоединил к своему титулу титул короля Сербского.

Кровопролитная война опустошала Сербию, Стефан с трудом отбивался, и в эту пору обращался и к своему брату, святителю Савве. Стефан просил Савву для спасения страны принести в Сербию мощи их отца, преподобного Стефана Немани. Стефан писал:

"Брат мой пренебрег завещанием отца и господина своего - привел иноплеменников на отечество свое, забрал и опустошил его, не послушав заповеди Божией: чти отца твоего и матерь. Но - мы надеялись не на оружие наше, а на силу Господа, Спасителя Иисуса Христа. И не обманулись в своей надежде. Низложив их силою Своею, Господь возвратил в свое отечество. Прошу тебя, преподобный отец Савва, принеси благоуханные мощи святого. По отшествии вашем, земля наша стала осквернена беззакониями нашими, улита кровию, пленена иноплеменными, враги одолели нас и по взаимной ненависти мы стали смехом для соседей наших. Может быть, вашими святыми молитвами, вашим пришествием к нам, всемилостивый Бог умилосердится над нами и соберет воедино рассеянных и посрамит противников".

Святой Савва внял Стефанову прошению и прибыл в Сербию с мощами отца. Вукан, по почтительности к отцу, явился на встречу мощей, а будучи свидетелем чудес от них, по убеждению Саввы, дал клятву не тревожить более брата в законных правах его. Стефан со своей стороны помог брату выгнать из Холма западника Петрислава, оставив за последним только Невесин и Дебре. По примирении, Стефан, как верховный правитель, смог спокойно располагать уделами Сербии.


Внешние войны

По усмирении домашних неурядиц Стефану пришлось бороться со сторонними неприятелями. Против него выступили Болгарский царь Борил и его тесть, латинский Константинопольский император, но вскоре их силы были побеждены.

В эту пору Стефан укрыл у себя Болгарского князя-беглеца Стрезу, чьей смерти искал Борил. Стефан побратался с Стрезой и дал ему для житья крепкий замок Просек, а потом передал в его управление несколько других мест. Однако, Стреза оказался беспутным и неблагодарным - теша себя жестокостями и презирая увещевания Стефана и святителя Саввы, он наконец поднялся войной против своего благодетеля и грозил согнать Стефана с престола. Но его поразил Божий гнев - однажды ночью, в ужасе от привидения, он заколол сам себя. Также неожиданно погиб другой враг Стефана - грек Михаил, захвативший у Сербии Драч (ныне Дуррес). Венгерский король также поднявшийся против Стефана по наущению латинского императора, но Стефану удалось примириться с венграми, что заставило латинянина отступить.


Первовенчанный король

По окончании этих бед Стефан, благоговея к памяти своего великого отца, составил его житие.

В 1216 году Стефан вступил в брачный союз с внучкою Венецианского дожа Дандоло. Могущественная в те годы Венецианская республика могла оказывать давление на папу Римского, и когда родственники жены Стефана попросили у папы для Стефана королевского венца и защиты против Венгрии, папа в 1217 году послал ему венец, а королю Венгерскому запретил называться Сербским королем. Стефан воспринял титул "краля всей Сербской (Рашской) и Поморской земли, Диоклитии и Травунии, и Далматии и Захолмья." В знак признательности Стефан утвердил за Млетским бенедиктинским монастырем остров Млет и Бабино поле.
Приняв венец от папы Римского, Стефан однако не изменил Православию и вскоре подтвердил это новым венчанием на царство. Когда святитель Савва был посвящен в архиепископа Сербского, то по совещании с представителями Сербской земли он короновал своего брата венцом, присланным от православного императора из Никеи, помазал его святым миром и одел в королевскую мантию. Венчание было совершено в 1222 году в Жичском монастыре. При этом блаженный король торжественно исповедал, что он - верный сын Православной Церкви. Вслед затем сделаны были распоряжения для ограничения влияния иноверия в Сербии.
Будучи таким образом коронован, Стефан стал первым королем Сербии и вошел в историю как "первовенчанный". Возвышение Сербского властителя и определенный отказ от римо-католицизма вызвал новую волну противодействия - венгерский король снова объявил Сербии войну, но по личным сношениям со святителем Саввой угроза была отведена.

При содействии святого Саввы Стефан приводил в порядок церковные дела в Сербии, утверждал Православие и установил церковную иерархию. Первовенчанный краль употребил власть свою на ослабление в народе обычаев, несогласных с Христианством. В грамоте Жичскому монастырю он изложил меры против своевольных разводов и сочетаний брака, предписав наказания для нарушителей; запретил сочетания в родстве; повелел обращаться пред браком к священнику с просьбой разыскать, нет ли родства между желающими брачиться. Для упреждения ошибок в церковных распоряжениях он входил в письменное сношение со знатоком церковных правил Охридским архиепископом Димитрием (Хоматианом).

Святой король много благотворил храмам и обителям: Студенице, Милетскому, кафедральному в Жиче, Сопочанам, Которскому монастырю Превале, а в превую очередь - Хилендару на Афоне. Набожный христианин, мудрый и мирлюбивый властитель, Стефан вместе со святым Саввой утвердил Православие и единство Сербии.
Некрепкий здоровьем, блаженный Стефан в болезни почувствовал близость смерти и желал принять пострижение от руки своего святого брата. Святитель Савва, имея в виду не глубокую старость его, отвечал, что еще будет время для выполнения желания. Когда же по новому призыву к умирающему королю владыка Савва все же явился, его брат уже лежал бездыханный. Пораженный скорбью святитель помолился, и Стефан ожил. По совершении пострижения он вновь предал дух свой Господу, 24 сентября 1224 или 1228 года.


Димитрий, в монашестве Давид , удельный князь Сербский

Внук преподобного Стефана Немани, сын мятежного Вукана, князя Зетского, который лишь к концу жизни примирился со своими святыми братьями - святителем Саввой и королем Стефаном Первовенчанным. В отличии от отца, благочестивый князь Димитрий охотно довольствовался уделом, какой назначил ему дядя, король Стефан. Он построил обитель на реке Лиме в Бродареве и, приняв иночество с именем Давид, был по смерти причислен Сербской Церковью к святым.


Стефан Владислав, король Сербский

Св. король Стефан Владислав. Фреска Милешевского монастыря
(Св. король Стефан Владислав. Фреска Милешевского монастыря)


Второй сын преподобного короля Стефана Первовенчанного. Одно время управлял жупой Чёрная стена и в то время, в 1218-1219 году, построил в своих землях Милешевский монастырь.

Когда его брат Стефан Радослав был изгнан из Сербии, Владислав был объявлен его преемником. Радослав объявил было о намерении возвратить престол, но убеждения святителя Саввы Сербского, их дяди, предотвратили междоусобицу. Приняв царственное имя Стефан, Владислав правил Сербским королевством с 1234 по 1243 год.
Вскоре после его взошествия на престол, граф Омышский Владимир со своими людьми, привыкшими к морскому разбою, опустошил приморские земли Сербии. Расправившись оружием с грабителями, Владислав обязал дубровчан грамотою не помогать ни Владимиру, ни другому подобному, в действиях неприязненных для Сербии.

Заботясь о внутреннем устройстве Сербии, король Владислав отыскал серебряные рудники в стране разработкой их обогатил державу. По известию Даниила:

"желая достигнуть небесных селений, он построил на земли храмы прекрасные и снабдил их дарами (землями) и всякими принадлежностями; им с основания построен храм Вознесения Господня, называемый Милешев, в который он перенес из Тернова тело великого архиерея Саввы".

Король также обильно благотворил нищим, странным и больным.
На монетах он писался: "раб Христов Владислав", и изображался как стоящий король с венцем на голове, в длинной одежде, опоясанный, с державой в правой руке.
Ещё во время правления Стефан Владислав выговорил себе помощь и безопасное пребывание в Дубровнике, если он принужден будет покинуть Сербию. Впоследствии Владислав был вынужден уступить королевский престол своему младшему брату Урошу I, а сам воспользовался этим договором и управлял Зетой. Скончался он после 1267 года и был похоронен в своей задушбине - Милешевском монастыре.


Мощи и почитание

Тело его положено было в его монастыре Милешеве. В Милешевской обители на стене имелось изображение с надписью: "обретение мощем святаго Стефана", а в древнем Сербском уставе, под 30 июля, сказано: "бысть объявление мощем краля Владислава, хтитора Милешевскаго, въ дьни многокраснаго царя Уроша".


Tags: Православие, Святые дня, Сербия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments