Бетанийские исповедники
(Преп. исповедники архим. Георгий Мхеидзе, архим. Гавриил Ургебадзе, архим. Иоанн Майсурадзе)
На протяжении нескольких десятилетий коммунистических гонений единственным местом, где в Грузии сохранялась монашеская жизнь, был Бетанийский монастырь, в котором подвизались два архимандрита – Иоанн и Георгий.
Официально Бетанийский монастырь не значился как действующий, его просто признавали «выдающимся памятником архитектуры», а монахов считали сторожами-смотрителями и даже выплачивали им зарплату. Но в действительности здесь все было как в действующем монастыре: в храме у икон теплились лампады, горели свечи, шло богослужение, отцы ходили в монашеских одеяниях. По праздникам сюда приезжали верующие, был крестный ход, совершались крещения и венчания. В мирное время иеромонахи не совершают таинство венчания, но в условиях гонений и нехватки духовенства отцы Иоанн и Георгий не находили возможным отказывать в венчании тем, кто просил об этом.
Немало людей приезжало в те годы к любвеобильным старцам, и благодарная память гостей сохранила для нас духовные черты этих подвижников. Приведем для примера воспоминания М.Л. Михайловой, которая в детстве была частой гостьей бетанийских монахов.
«Моя мама было грузинка, верующая. В 1941–1948-х годах мы жили в Орбети и часто ходили в Бетанийский монастырь. С отцами Иоанном и Георгием познакомились в 1941–1942-х годах. Они были на удивление добрыми, внимательными и чуткими.
Отец Георгий был худой, носил очки. Он часто болел и поэтому с нами меньше общался. А вот отец Иоанн был полон жизни, веселый и ласковый. До сих пор чувствую тепло, которое он посеял в моем детском сердце. После службы отец Георгий направлялся в свою комнату для отдыха, а отец Иоанн оставался побеседовать с нами. Мы, дети, настолько были избалованы им, что однажды, в день памяти Иоанна Крестителя, с ног до головы облили его водой. В этот праздничный день среди верующих существует обычай омовения. Родители стали ругать нас за такую вольность, но отец Иоанн стал успокаивать их, говоря, что сегодня праздник и что именно так и следует поступать. Отец Иоанн и отец Георгий учили нас правилам поведения в храме, как нужно исповедоваться, причащаться, рассказывали много интересного о вере и Церкви. Нас, детей, когда мы приходили на исповедь, всегда спрашивали не украли ли мы чего-нибудь, не сплетничали ли, не обижали ли кого и т.д.
Если в монастырь приходили русские, то отцы богослужение проводили преимущественно на церковнославянском.
Помню, когда отец Иоанн лег в больницу на операцию, обеспокоенный отец Георгий даже писал письма главврачу и горячо умолял сделать все для того, чтобы отец Иоанн поправился. А отец Иоанн, в свою очередь, переживал за оставшегося в одиночестве в монастыре отца Георгия. Эти два отца очень были привязаны к друг другу и нежно любили друг друга настоящей христианской любовью.
Несмотря на такую братскую близость, характерами они очень отличались друг от друга, но душа у них была одинаково чистой и светлой. Они учили нас, детей, чтобы мы постоянно повторяли короткую молитву “Господи, помилуй”. Они говорили, что тем самым мы будем в постоянном общении с Господом, и это поможет жить праведной жизнью».
Святейший Синод Грузинской Православной Церкви на заседании от 18 августа 2003 года причислил к лику преподобноисповедников архимандрита Иоанна (Майсурадзе) и архимандрита Георгия-Иоанна (Мхеидзе), определив днем их памяти 8/21 сентября.
Мы решили познакомить русскоязычного читателя с житиями этих новопрославленных грузинских святых.
Преподобноисповедник Иоанн (Майсурадзе; † 1957)
(Преподобные Иоанн Майсурадзе и Георгий Мхеидзе)
Архимандрит Иоанн (в миру Василий Майсурадзе) родился в Цхинвали в 1882 году. С детства он трудился в Церкви. С двенадцати лет, не щадя себя, помогал настоятелю Бетанийского монастыря иеромонаху Спиридону, который в 1894–1896 годах с большим трудом восстановил и обустроил эту обитель.
В 1903 году Василий приехал на Святую гору Афон, где принял монашество с именем Иоанн и подвизался в скиту апостола Иоанна Богослова. Вскоре монаха Иоанна рукоположили в сан диакона, а затем священника. Семнадцать лет он провел на Афоне. Затем наступили трудные времена, и в 1920-х годах он вместе с другими грузинскими монахами вынужден был оставить Святую гору.
Вернувшись на родину, отец Иоанн поселился в монастыре святого Армаза, где к тому времени из-за гонений со стороны безбожников-коммунистов жил вместе с ним всего лишь один монах. Однажды вооруженные чекисты пришли в монастырь, насильно повели обоих насельников к ближайшему оврагу и выстрелили им спину. Упавших в овраг монахов они посчитали мертвыми, однако, по милости Божией, оба они выжили.
Выздоровевший отец Иоанн пришел в монастырь Бетания, где к тому времени еще жил его наставник детства иеромонах Спиридон. Вскоре настоятелем обители стал Иоанн. В 1924 году в Бетанию пришел отец Георгий (Мхеидзе), после чего эти два святых отца всю оставшуюся жизнь вместе провели в монастыре. С детства приученный к труду отец Иоанн сумел великолепно обустроить монастырское хозяйство. Каждого приходящего в обитель отцы Иоанн и Георгий встречали как самого дорогого и близкого человека, посланного к ним Самим Господом. Они окружали его самой трогательной любовью и вниманием.
Отец Иоанн очень любил детей и всяческий баловал их, всегда имел при себе сладости для них. И дети свободно чувствовали себя в общении с ним. Однажды отец Иоанн с удивительным почетом принял тогдашнего воспитанника Московской духовной семинарии Ираклия Шиолошвили. Такой поступок отца Иоанна заставляет думать, что он в пришедшем молодом человеке узрел будущего Католикоса-Патриарха всей Грузии.
Отец Иоанн жил очень строгой жизнью. Много постился, весь день трудился, спал только на доске и ночами молился. Те, кто оказывался рядом с ним, терялись в догадках, когда же отдыхал святой отец и откуда у него бралось столько энергии и бодрости.
Отец Иоанн самые тяжелые работы в монастыре выполнял сам, он очень беспокоился об отце Георгии, который был слаб здоровьем, но все же святой Иоанн раньше отошел ко Господу. После непродолжительной болезни он преставился в 1957 году в возрасте 75 лет. Похоронен во дворе Бетанийского монастыря.
Преподобноисповедник Георгий-Иоанн (Мхеидзе; † 1960)
Архимандрит Георгий (Мхеидзе) родился в 1887 году в селе Схвави Амбролаурского района (Рача, Грузия). Его отец Мефодий Мхеидзе был уважаемым человеком, имел боевые награды, в их числе – Георгиевский крест за взятие в плен известного имама Шамиля. У Георгия было семеро братьев и трое сестер. После получения начального образования в сельской школе юношу направили в Тбилиси, где он при поддержке дяди продолжил обучение и некоторое время служил личным секретарем праведного Илии Чавчавадзе.
Затем Георгий поехал в Санкт-Петербург для поступления в военное училище, но вскоре был вынужден вернуться в родное село. В то время он стал свидетелем духовного преображения своего старшего брата Полиактра, который решил посвятить себя Богу, уединился и стал постоянно молиться. Брат вскоре умер, предупредив заранее родных, что «идет к Пресвятой Богородице», лицезреть которую сподобился при жизни.
В год смерти Полиактра (1909) в руки Георгия попали его записки. Именно знакомство с ними определило его дальнейший жизненный путь. Родным святой Георгий заявил: «Решено, я жертвую себя Господу, это мой путь».
Юноша некоторое время подвизался в пещере недалеко от села, а затем отправился в Самегрело и стал учеником преподобного Алексия (Шушании). А постриг его в монашество священномученик Назарий (Лежава). Образованного и скромного монаха вскоре рукоположили в священный сан, затем он стал архимандритом.
Монастырские ворота и храмПосле революции святому Георгию довелось испытать немало притеснений и пострадать за веру. Однажды, в 1924 году, когда он служил в Хирсском монастыре, на отца Георгия напали чекисты, сильно избили его, остригли волосы и половину бороды и грозились убить. После этого, до тех пор пока борода не отросла, он ходил с перевязанным лицом.
Отравленные ядом атеистического мировоззрения восстали против него и два родных брата-коммуниста – Иван и Петр. Они всячески издевались над ним. Например, как-то, когда он спал, остригли ему бороду, а в другой раз обманом заманили в комнату, где поджидала проститутка, и, захлопнув дверь, закрыли ее снаружи. Но вскоре сама женщина стала раздраженно кричать, чтобы ее выпустили «от этого сумасшедшего». Когда братья открыли дверь, то увидели, что святой Георгий стоял лицом к стене и истово молился. Петр Мхеидзе работал в ЧК и со временем высоко поднялся по служебной лестнице – стал заместителем Берии. Он даже поменял себе отчество, стыдясь, что его брат – монах. Позднее, в 1938 году, оба брата-коммуниста погибли: Петра вместе с женой расстреляли, а Иван покончил жизнь самоубийством.
В 1924 году отец Георгий пришел в монастырь Бетания, где его встретил отец Иоанн (Майсурадзе), и с тех пор эти два святых отца единодушно жили и служили Богу в этой обители.
(Мужской монастырь Бетания. Монастырь Бета́ния в честь Рождества Пресвятой Богородицы, более известный как Грузинская Бетания, основан не позднее XI века. Бетания (груз. ბეთანია /bɛˈtʰanɪa/, от арам. בית עניא Бейт-Аниа — «Вифания») является мужским монастырем Мцхета-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположен в Грузии, в 16 км от Тбилиси, в ущелье реки Вере около села Квесети.)
Во время Великой Отечественной войны, когда вокруг свирепствовал голод, у святых Иоанна и Георгия имелись произведенные собственным трудом хлеб, сыр, мед, и они кормили всех приходивших к ним людей, давали им продукты с собой, помогали и деньгами. Тогда монастырь Бетания часто посещали как верующие, так и праздные люди, пришедшие из любопытства. И хотя приходящие нарушали покой обители, святые отцы с большой любовью и вниманием встречали каждого, и посетители, уходя, уносили с собой самые теплые чувства к этому святому месту и к этим замечательным людям.
Высокий, худой, с хорошей выправкой, отец Георгий внешне выглядел намного строже отца Иоанна, меньше разговаривал с посетителями и не баловал детей. Однако у него было любящее сердце и он щедро раздавал плоды своих трудов с монастырского хозяйства неимущим посетителям обители. «Бог воздаст нам, Бог не оставит нас», – часто повторял он.
Отец Георгий был украшен дарами прозорливости и исцеления, которые тщательно скрывал, а в случае, если это становилось известно, старался объяснить все житейскими причинами. Однажды он назвал по имени совершенно незнакомого посетителя, а когда заметил изумление последнего, сказал, что будто бы присутствовал на его крещении, которое было за тридцать лет до того. А когда племянник святого без предупреждения привел к нему его сестер, которых он не видел в течение 48 лет, оказалось, что отец Георгий уже все приготовил для их встречи. Известны многократные случаи исцеления людей по молитвам святого Георгия. О нем и его собрате Иоанне высоко отзывался и русский старец того времени схиигумен Кукша.
В 1957 году, когда отошел ко Господу отец Иоанн, отца Георгия постригли в великую схиму и нарекли Иоанном – так же, как и его духовного брата. Он остался последним монахом в единственном действовавшем тогда в Грузии монастыре. Все монастырские заботы взвалились на плечи отца Георгия-Иоанна, что еще больше подорвало его и без того слабое здоровье.
За несколько дней до кончины отец Георгий-Иоанн находился в городе, где ему явился ангел, сообщил о близкой кончине и велел ждать ее в монастыре. Все так и случилось. Святой Георгий-Иоанн (Мхеидзе) отошел ко Господу в 1960 году и был похоронен во дворе Бетанийского монастыря рядом со святым Иоанном (Майсурадзе).
(перевел с грузинского Мераб Джикия)