filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

07 (20) августа 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.4)

Продолжение…


Преподобная Олимпиада (Стригалёва), настоятельница Арзамасской Алексеевской общины, схимонахиня, местночтимая святая Киевской епархии

Преподобная Олимпиада (Стригалёва)

Память 7 августа (Киев.), 2 сентября (обретение мощей, Киев.) и в Соборе Киевских святых


В миру Ольга Васильевна Стригалёва, родилась 29 июня 1771 года в городе Костроме в семье благочестивых и именитых родителей из древнего купеческого рода - Василия и Параскевы Стригалёвых. Род Стригалевых отличался любовью к Отечеству и благотворительностью на пользу Церкви и общества. Получила хорошее образование и, как всех представителей семьи, ее ожидало светское будущее. Но воспитанная в благочестии и твердой вере, она в своем сердце возымела твердое намерение посвятить себя Богу. Как и многие подвижники не могла об этом сказать своим родителям и вынуждена была скрывать от них свое стремление. Тайно от всех домашних она со своей сестрой Феклой Васильевной долгие ночи проводила в молитвах. После замужества сестры стремление Ольги Васильевны посвятить себя Богу еще более укрепилось. За советом она обратилась к настоятельнице Арзамасской Алексеевской женской общины схимонахине Марфе (Протасьевой), которая также происходила из старинного и знатного рода. Мать Марфа, преданная ученица преподобного Феодора Санаксарского которая в своё время тайно ушла из отцовского дома, укрепила юную подвижницу. Преодолев колебания, Ольга решилась тайно уйти из дома.


В Арзамасской обители

Покинув родительский дом, пришла в Арзамасскую Алексеевскую общину. Настоятельница с радостью приняла её и оставила под видом странницы, одев в самое простое платье. Но вскоре распространился слух, что Василий Иванович разыскивает свою дочь. Схимонахиня Марфа стала просить Ольгу Васильевну отправиться вместе с ней к родителям. Радостными слезами и полными любви упреками встретили Ольгу Васильевну родители. Родители настаивали, чтобы она тотчас оделась в приличное платье, потому что они не могли видеть её в таком рубище, и чтобы она, забыв о монастыре, осталась в родном доме. Но Ольга Васильевна с твердостью возразила, что, посвятив себя Богу, никогда не изменит своего намерения, и что простое платье для неё приятнее пышных светских нарядов. В течение восьмимесячного пребывания в доме родителей, Ольга Васильевна не снимала свое одеяние, пребывала в непрестанных молитвах днем и ночью, строго постилась и всегда посещала храм Божий. Родители за это время совершенно убедились в непреклонном решении дочери посвятить себя Господу Богу. И тогда по отеческому благословению 17 марта 1793 года, на 20 году от рождения, Ольга Васильевна приехала в Алексеевскую обитель.

Здесь она стала духовным чадом и сподвижницей настоятельницы. 17 марта 1795 года через отца Адриана, "тайно от человек, но явно Богу," приняла иноческий образ и была наречена Олимпиадой. Через несколько лет ее постригли в схиму с тем же именем. Наставница передала ученице приверженность к преподобному Феодору Санаксарскому. С годами мать Олимпиада сделалась примером для сестер и приобрела их доверие.

Под руководством схимонахини Марфы ревностно проходила разные обительские послушания. Основными послушаниями сестер Алексеевской общины в то время являлись различные рукоделия, прежде всего золотое шитье. Занимались они также и выделыванием и чернением сукна, шитьем иноческих облачений, изготовлением обуви, вязанием чулок и другими ремеслами, что составляло основной доход для совместного общежития. К черной работе относились различные труды по хозяйству: при трапезной, в хлебопекарне, квасоварне, на скотном дворе или на огородах.

Родители Ольги Василий и Параскева Стригалевы впоследствии неоднократно посещали свою дочь и многое сделали для Алексеевской обители, внося обильные пожертвования.


Настоятельница

В 1813 году, по кончине матери Марфы, была единодушно избрана сестрами начальницей общины. Со слезами мать Олимпиада просила оставить её простой сестрой и сестры обители пошли ей навстречу, избрав настоятельницей сестру Матрону. Но матушка Матрона вскоре заболела и через шесть недель скончалась. Тогда молитвами сестер монахиня Олимпиада покорилась воле Божией. В том году обитель получила самостоятельность от Арзамасского Никольского монастыря, в связи с чем мать Олимпиада стала первой настоятельницей утвержденной резолюцией епископа и Высочайшим указом.

После избрания в должность сочла долгом побывать в Санаксарской обители и просить на могиле отца Феодора его святых молитв в помощь себе. Став четвертой начальницей, но первой самостоятельной настоятельницей общины, стала главной устроительницей порядка духовной и подвижнической жизни во вверенной ей обители. Управляя общиною на протяжении 15 лет, схимонахиня Олимпиада заслужила уважение всего города, любовь и неограниченную преданность сестер. Пребывая в должности настоятельницы, не изменила своего правила совершенного нестяжания и воздержания. Под ее управлением община не только цвела внутренней духовной жизнью своих обитательниц, но и с внешней стороны благоустраивалась.


Внешнее благоустроение обители

В её настоятельство был перестроен и украшен великолепный Вознесенский храм с приделом Казанской иконы Божией Матери, 1777-1787 годов постройки. Мать Олимпиада не только сама подготовила план перестройки церкви, распорядилась заранее приготовить все необходимые материалы, но и непосредственно руководила работами. Своим личным примером, несмотря на слабость сил и здоровья, матушка побудила сестер к помощи в строительстве. Пока рабочие отдыхали, сестры носили песок, кирпич, воду, и строители получали уже готовый материал, что значительно ускоряло работу по возведению храма. Получив 6 июня 1821 года разрешение на строительство, 9 июня приступили к работам, а уже 28 августа богослужение было перенесено в обширный, новоосвященный Вознесенский храм. Со временем в храме, благодаря усердию благотворителей и почитателей матери Олимпиады, помимо главного престола было устроено семь приделов. Усердием настоятельницы на главный иконостас были помещены несколько икон в серебряных ризах, подаренных ею; для общины ей были приобретены часть Животворящего древа Креста Господня и 35 частиц мощей святых.

Усердием матушки в обители также были построены три каменных корпуса, один из которых, предназначавшийся для золотошвейной мастерской, был сооружен отцом настоятельницы Василием Ивановичем Стригалёвым. Она же возвела больничный корпус с церковью, большую часть крепостных стен, деревянную мельницу и колодец с водопроводной машиной, а также приобрела несколько участков земли для огородов. Из уважения к матушке Олимпиаде многие благотворители сами предлагали средства на нужды общины, на украшение храмов, возведение общинных построек.


Духовное руководство

От Бога обладая даром слова и убеждения, сочиняла наставления сестрам и произносила их так, словно читала по книгам. Иногда, по немощи не выходя из кельи, матушка Олимпиада писала назидания своим духовным чадам, и эти поучения читались во время трапезы, питая душу насельниц небесным хлебом. Имела прекрасную память: знала многие молитвы, читала наизусть Псалтырь, отрывки из Священного Писания. Часто обращалась за духовным подкреплением к книгам святителя Димитрия Ростовского, во имя которого был устроен придел в Вознесенском храме обители.

Жизнь матушки Олимпиады была построена на основах евангельской любви к Богу и ближним, и чем выше становилось ее положение, тем смиреннее становилась она пред Господом, особенно в годы настоятельства. К управлению общины никогда не приглашались начальницы со стороны, они избирались из среды сестер обители, здесь воспитывались и духовно возростали под руководством опытных наставниц. Мать Олимпиада стала духовной матерью для двух последующих начальниц Алексеевской общины, одной из которых была Марфа (Пирожникова). Благодаря её примеру и руководству, лютеранка Тереза Вильронд приняла Православие, поступила в обитель и сделалась подвижницей под именем Варвары. Наиболее знаменитым из духовных чад её стал наместник Троице-Сергиевой Лавры преподобный архимандрит Антоний (Медведев). Она во многом определила его выбор жизненного пути, приучала к иноческим подвигам, во многом способствовала формированию человеческих качеств, стала примером духовной жизни и способности отрекаться от мирских благ ради высокого предназначения служения Богу. Долгое время он находился под её непосредственным духовным руководством, на протяжении всей жизни он пользовался её советами, часто бывал и щедро благотворил Алексеевской обители.


Кончина в Киеве

Всю свою жизнь имела желание посетить и поклониться преподобным отцам Печерским. В 1827 году, после видения преподобных Антония и Феодосия, явившихся ей во сне, стала просить епископа Нижегородского Афанасия (Протопопова) отпустить ее в Киев. Однако в тот год ей не было дано благословение на оставление Алексеевской общины. Между тем ей по-прежнему в сонных видениях неоднократно являлись преподобные Антоний и Феодосии, которые говорили ей: "Мы тебя от себя не отпустим." Только после нескольких настойчивых просьб владыка в 1828 году уволил её, разрешив осуществить намерение.

К этому времени была настолько больна, что сестры опасались за её жизнь. Тем не менее, 14 июня 1828 года она отправилась в Киев, причем сестры после последней молитвы в церкви перед иконой Божией Матери "Утоли мои печали" на руках перенесли её в дорожный экипаж. 9 июля 1828 года прибыла в мать городов русских; 10 числа молилась в Великой Церкви Лавры за всенощным бдением; 11 числа в день своего ангела также была на службе и причастилась Святых Христовых Тайн, а также посетила Ближние Пещеры и поклонилась преподобным отцам Печерским. Пребывая в Киеве в тяжелой болезни, старалась бывать в храме и причащаться Святых Тайн, в чем получала подкрепление и силы. Многие духовные чада, путешествуя по стране и зная, что матушка находится в Киеве, часто посещали ея и оказывали посильную помощь.

В Киево-Печерской Лавре не позволялось монашествующим исправлять какие-либо требы, но по благословению митрополита Киевского Евгения лаврский иеромонах Логгин, духовник матушки Олимпиады, сам причастил ее, соборовал и прочитал над умирающей отходную для упокоения души. Едва батюшка вышел из покоев больной, она без малейшего страдания, взирая угасающим взором на образ Спасителя, отощла ко Господу. Случилось это 6 августа 1828 года в 9 часов вечера.

Никого из умерших женского пола не хоронили в Лавре, даже монахов самой Лавры отвозили в Китаевскую пустынь, но по благословению митрополита Евгения отпевание и погребение совершалось в Лавре, причем митрополит распорядился похоронить матушку на Дальних Пещерах. Вынос тела и отпевание монашеское производилось лаврским духовенством по древней киевской традиции в руки почившей вложили кипарисовый крест. Погребена она была возле церкви Рождества Богородицы.

После матери Олимпиады осталось предсмертное духовное завещание сестрам, где она написала: "Святой Алексий, человек Божий, известный хранитель наш, молитвами отца и наставника нашего и основателя сего святого места, отца Феодора, да наставит вас к хранению святых преданий общежительных правил, да славится и в вас имя Божие навсегда." В завещании она заповедала именем Божиим хранить залог веры Христианской, быть непоколебимыми в исповедании Греко-Росийской Церкви, читать Божественное Писание, храниться ересей и расколов, соблюдать келейное правило как очистилище ежедневных грехов.


Почитание

Со временем тщанием благотворителя Алексеевской общины купца Киселева на могиле матери Олимпиады была установлена ограда и чугунная надгробная плита с надписью, в тексте которой кратко отображена вся её жизнь.

В ночь на 15 сентября 1999 года состоялось обретение её мощей по благословению архиепископа Вышгородского Павла (Лебедя). Впоследствии гробница с её святыми мощами была на время помещена в храме Киевского Введенского мужского монастыря. Есть свидетельства об исцелениях по молитвам у святых мощей схимонахини Олимпиады.

8 мая 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил её местное почитание в Киевской епархии в лике преподобных, установив память в день преставления.


Труды

Сохранился сборник наставлений схимонахини Олимпиады, ее письма к духовным чадам и родственникам. Также сохранилось её "Духовное завещание" сестрам, более чем на 14 листах.

Тропарь
глас 4

Любовь Христову паче любвé отéческия возлюбивше, и к Томý потéкше, иноческим образом украсилася еси. Великою схимою облéкшеся, к собору отцéв Печéрских сопречтенá была еси. Моли милостиваго Владыку преподобная наша мати Олимпиáдо, да и мы в любви Христовей ходити будем.



Преподобная Феодора (Богдана) Сихлинская (Сихловская), Карпатская

Преподобная Феодора (Богдана) Сихлинская (Сихловская), Карпатская

Память 7 августа и в Соборе Молдавских святых

Родилась в середине XVII столетия в селе Вынэторь в Молдавии, в семье благочестивых христиан. Отец ее, Стефан Жолдя Армаш, занимал воинскую должность, о чем говорит последняя часть его имени: отвечая за охрану большой Нямецкой крепости, он был, одновременно, армашем - хранителем оружия. Имя матери, которая занималась воспитанием в страхе Божием двух дочерей Феодоры и Маргьолицы и домашним хозяйством, для потомков не сохранилось. Меньшая дочь вскоре умерла, а старшая Феодора была обручена против ее воли с благочестивым юношей из города Измаила. У молодой супружеской четы не было детей, и Феодора, душа которой пламенела любовью к Господу, возымев стремление к чистому и непорочному житию и полному преданию себя воле Божией, твердо решила принять монашеские обеты. Великие отшельники, издревле подвизавшиеся на горах и в долинах Нямецкого края, давние наставники Феодоры и ее духовник, зная ее благочестивый нрав и ревность к тайной молитве, благословили ее на отшельническое житие.

Феодора приняла монашеский постриг в скиту Вэрзэрешть в горах Вранча, а спустя два года ее муж Елевферий стал иноком в Мерлополянском скиту, позднее - иеромонахом. Так Господь направил обоих по пути святости и спасения. В скиту все инокини подвизались с особой ревностью, но новоначальная Феодора превосходила всех в молитвенном делании, в смирении и духовных трудах.

Прошло несколько лет. Окрестности Бузэу подверглись опустошительному набегу турок, которые предали огню и скит Вэрзэрешть. Насельницы рассеялись по окрестным лесам, и Феодора укрылась в горах Вранча вместе со своей духовной наставницей схимонахиней Паисией. Там, хранимые Господом, они пребывали в посте и молитве, испытывая многие напасти от бесов, претерпевая всяческие лишения, голод и холод. Когда скончалась старица - около 1670-1675 года, - Феодора, следуя откровению, полученному от Господа, оставила место своих прежних подвигов и отправилась в Нямецкие пределы в непроходимые леса, намереваясь продолжить подвижническую жизнь в окрестностях монастыря Сихэстрия и скита Сихла. Но прежде она посетила Нямецкий монастырь, чтобы поклониться чудотворной иконе Божией Матери. Настоятель обители направил ее в монастырь Сихэстрия. Его настоятель иеросхимонах Варсонофий благословил инокиню Феодору находиться в послушании отца Павла. Он и привел ее в леса, что окружают скит Сихла и сказал, что, если сможет она вынести суровое пустынное жительство, неизбежные лишения и зимнюю стужу, то следует ей подвизаться здесь до самой смерти. Если же не хватит на это сил, то пусть возвращается тогда в монастырь.


Подвиг в Сихлинских лесах

Так Феодора оказалась в лесах Сихлы, где некий подвижник отшельник уступил ей свою келью. Близ нее располагалась пещера, впоследствии названная именем святой. Там и подвизалась она с великим мужеством много лет, пребывая в посте и молитве ночи напролет, проливая покаянные слезы и совершая тысячи земных поклонов, пребывая вдали от мира. Один только отец Павел, ее духовник, изредка навещал ее, приносил все потребное, духовно укреплял, исповедовал и причащал Святых Таин.
Пришел час, когда в небольшой пустыннической келье недалеко от Сихлы почил ее духовник. И осталась Феодора в полном одиночестве, поскольку никто не знал места, где проводила она подвижническую жизнь. Со временем одежда на ней истлела, пищей ей служил лишь щавель, лесные ягоды и орехи. В этом училище тишины и трудов приобрела святая Феодора дар пламенной молитвы, рождавшейся в сердце, дар слез и терпения, и наполнилась ее душа любовью к Богу. Теперь не мучил ее больше ни холод, ни голод, и дьявол уже не мог одолеть ее, потому что снискала она дар чудотворений и была подобна блистающему алмазу в горах Сихлы, забытая людьми, но пребывая под защитой самого Господа.

Вновь в страну вторглись турки, грабили монастыри и села; и дошли они до Сихлы, но святая Феодора укрылась в пещере. Когда турки добрались до укрытия святой, взмолилась она к Богу о спасении из рук неверных. В тот же миг произошло чудо: раскололось скала в основании пещеры, что видно и по сей день, и Феодора, укрытая скалой, была спасена от смерти. В этой пещере подвизалась святая Феодора до конца своих дней. Молилась она Богу непрестанно тайной молитвой сердца, и лицо ее просветлялось, и тело ее поднималось над землей, подобно тому, как это происходило со святой Марией Египетской. Как с пророком Илией, время от времени птицы небесные, по воле Божьей, приносили святой в клювах крохи хлеба, оставшиеся от трапезы в ските Сихэстрия. Воду же она находила в углублении в скале, которое и поныне зовется «Колодец святой Феодоры».

Приблизившись к концу земной жизни и чувствуя, что призывает ее Христос в свои небесные обители, где обретают покой и отраду все святые, взмолилась святая Феодора со слезами к Богу, чтобы послал Он ей священника, который причастил бы ее Святых Таин Христовых. И вот, по велению свыше, настоятель Сихэстрии, заметив, что птицы подбирают остатки хлеба с трапезы и улетают с ним в направлении скита Сихла, послал двух братьев, чтобы те узнали, куда они его уносят. Ведомые Богом, иноки подошли уже ночью к пещере святой Феодоры и увидели святую в молении с воздетыми к небу руками, окруженную светом подобно горящему огню. Тогда, устрашившись, иноки громко возопили, а святая Феодора, обратившись к ним по имени, попросила у них какую-либо одежду, чтобы укрыть свою наготу, и затем пойти в Сихэстрию и привести священника-духовника, чтобы можно было ей причаститься Святых Тела и Крови Христовых.

Инокам освещал путь свет с неба, и они быстро дошли до обители, и утром привели к пещере иеромонаха Антония и иеродиакона Лаврентия со Святыми Дарами. После исповеди, рассказав все о своем житии, трудах и искушениях, святая Феодора произнесла Символ веры и приобщилась Святых Таин, и, возблагодарив Бога за все, предала свою душу в руки Господа. Преставилась великая подвижница в первом десятилетии XVIII века. Святую отпели, и тело ее было погребено в пещере.

Преподобная Феодора (Богдана) Сихлинская (Сихловская), Карпатская 1


Мощи и почитание

Весть о ее преставлении быстро разнеслась по окресным землям и люди стали приходить отовсюду поклониться ее могиле. Ее мощи сохранялись нетленными и были отмечены многими чудесами. Кто целовал мощи, кто прикасался к мощевику, кто умывался в источнике - все уповающие на ее заступничество получали исцеление и утешение.

Бывший муж святой Феодоры, иеромонах Елевферий, услышав о том что она подвизалась под Сихлой, отправился туда. Он нашел ее пещеру вскоре после ее погребения. Печалясь о любимой жене, Елевферий не возвратился в свою обитель, но устроил для себя маленькую келлию у подножия Сихлинских утесов. Он прожил тут около десяти лет, постясь, молясь, и литургисая, прежде чем скончался. Погребли его тут же, на кладбище отшельников, и на месте его могилы был построен Иоанно-Крестительский скит.

В 1830 году молдавский господарь Михаил Стурдза провел в скиту Сихла восстановительные работы; мощи святой Феодоры были взяты из пещеры и помещены в драгоценную раку в скитском храме для всеобщего поклонения. Затем, когда в поместье господаря в селе Миклэушень близ Ясс возвели новую церковь, то в нее были перенесены мощи святой, и много людей приходили сюда поклониться им и получали помощь преподобной Феодоры. В 1856 году мощи святой были перенесены в Киево-Печерскую Лавру, где и покоятся ныне, и где за святой укрепилось наименование блаженной Феодоры Карпатской.

20 июня 1992 года Священный Синод Румынской Православной Церкви канонизировал святую Феодору и установил праздновать ее память 7 августа.

7 марта 2018 года синодальным решением её имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви в числе имён других святых, прославленных Румынской Православной Церковью.



Tags: Православие, Румыния, Святые дня, УПЦ МП
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments