filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

23 мая (05 июня) 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение...

Святитель Леонтий Ростовский, епископ

святитель_Леонтий_Ростовский

Святитель Леонтий, епископ Ростовский, один из выдающихся архипастырей XI века земли Русской. По словам святителя Симона, епископа Владимирского, которого можно считать достаточно достоверным, святой Леонтий был постриженником Печерского монастыря и по происхождению русский, а не грек, хотя родился в Константинополе. Промыслом Божиим будущий просветитель и апостол Ростовской земли проходил послушание под духовным руководством основателей русского монашества преподобных Антония († 1073; память 28 сентября/11 октября и 10/23 июля) и Феодосия († 1074; память 3/16 мая, 14/27 и 28 августа/10 сентября) Печерских. Он был первым епископом, вышедшим из монастыря в Киевских пещерах, воспитавшего многочисленных святителей Русской земли. «От того Печерского монастыря Пречистыя Богородицы, — пишет святой Симон, — мнози епископы поставлены быша и яко светила светлая осветивша всю Русскую землю святым крещением; первый Леонтий, епископ Ростовский, священномученик, егоже Бог прослави нетлением и бысть первопрестольник, егоже невернии, много мучивше, убиша».

Свой равноапостольный подвиг священномученик Леонтий начал по возведении его в сан епископа в сороковых годах XI века и назначении на Ростовскую кафедру.
В Ростовской земле, населенной в то время чудскими племенами, святитель встретил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшественников — епископов Феодора и Илариона. Закоренелые язычники и слушать его не хотели, но святой Леонтий, как добрый пастырь, решился положить и душу свою за спасение врученной ему Богом паствы. Невзирая на постоянную опасность, святитель Леонтий ревностно обращал ко Христу местное население, твердо следуя апостольским заповедям. Однажды он был избит язычниками и изгнан из города, однако не оставил вверенной ему духовной паствы и поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где построил небольшой храм в честь Архистратига Михаила. Святитель все претерпел и ревностно продолжал проповедовать веру, подтверждая истинность ее чудесами. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Угодник Божий обучал детей началам Христовой веры и потом крестил. Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипастырю и также принимало святое крещение.

Закоренелые язычники взволновались, их неприязнь к просветителю росла, и, наконец, собравшись огромной толпой, одни с дубинками, другие с оружием в руках, отправились они к собору, чтобы убить или выгнать Леонтия. Причт соборный испугался, но святитель был покоен и укреплял бывших с ним, говоря: «Не бойтесь, дети, без Божией воли ничего они не сделают нам». Святой епископ Леонтий облачился в святительские одежды и приказал то же сделать клирикам храма. С крестом в руках он вышел навстречу язычникам. Апостольская твердость и спокойствие святителя Леонтия перед грозившей смертью остановили возбужденную толпу, а исполненное благодати его слово произвело на людей еще большее воздействие, и многие из них приняли святое крещение. С того момента святитель Леонтий стал более успешно утверждать свет Христовой веры в земле Ростовской. «Тогда начал отходить от нас мрак идольский и воссиял свет благоверия», — говорит древнее ростовское слово в память Леонтия. С проповедью о Христе Спасителе он обходил окрестную землю, и путь его отмечался утверждением Православия в местах прежнего идолослужения.

Апостольский подвиг святителя Леонтия увенчался мученической кончиной. В 1073 году он был убит закоренелыми язычниками по указанию волхвов.
Тело святителя было погребено в Ростове Великом в церкви Пресвятой Богородицы. Во время пожара в 1160 году этот храм сгорел, и по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского († 1174; память 4/17 июля) в 1162 году на месте прежнего был заложен каменный собор. «23 мая 1164 года при копании рвов нашли гроб, — сказано в его житии Никоном летописцем, — покрытый двумя досками, в недоумении открыли и увидели лице (Леонтия), светящегося славою: ризы на нем были как бы вчера надетые, сколько лет минуло и не изменилось священное тело его». В руках у него лежал свиток с именами просвещенных им иереев и диаконов. Обретенные мощи переложили в каменный гроб и поместили в церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на архиерейском дворе.
В 1170 году, когда было закончено строительство каменной церкви в честь Пресвятой Богородицы, гроб святителя Леонтия перенесли в этот храм и поставили в нише южной стены.

Святой Леонтий, почти неизвестный при жизни, после смерти сделался таким славным и популярным, что кафедра Ростовская называлась «кафедрою Леонтия чудотворца»; при избрании новых епископов Ростову, летописцы замечают, что «поставлен молитвами св. чудотворца Леонтия» такой-то епископ. С молитвой ростовцы прибегали к св. Леонтию. У гроба просветителя Ростовской земли совершались многочисленные благодатные чудотворения. Свидетельства о святости жизни епископа Леонтия, чудесных исцелениях и знамениях по его молитвам были собраны епископом Ростовским Иоанном (1190—1214). По благословению митрополита Федора было установлено совершать празднование памяти святителя Леонтия 23 мая/ 5 июня, в день обретения мощей. Епископ Иоанн написал и канон святителю Леонтию. До 1609 года мощи святителя Леонтия открыто находились в Успенском соборе, но после того, как в смутное время поляки похитили гробницу святителя, они были положены под спудом в том же храме у южной стены придела во имя святителя Леонтия, где находятся до настоящего времени.

Святой Леонтий — один из самых великих святителей земли Ростовской. Он велик по действиям земной жизни, как равноапостольный просветитель Ростовского края; он велик и на небе, как сильный молитвенник за землю Русскую. Святитель Леонтий стоит в ряду первых приемников апостольского служения Русской Церкви, вслед за святой равноапостольной княгиней Ольгой († 969; память 11/24 июля) и великим равноапостольным князем Владимиром († 1015; память 15/28 июля).

Тропарь святителей Ростовских Леонтия, Исаии, Игнатия
глас 4
Апостольским преданием, истинней вере проповедницы,/ и от тьмы к свету Богоразумия человеком наставницы,/ и за ны к Богу молебницы,/ на Небесная любовь возложисте к Любящему вы./ И ныне на Небеси со Ангелы и со всеми святыми ликовствующе/ у Престола славы всех Царя, Христа Бога нашего,/ святии чудотворцы Леонтие, и Исаие, и Игнатие,/ молите даровати стране нашей мир,/ на враги одоление,/ Церкви единомыслие/ и душам нашим велию милость.

Тропарь святителя Леонтия
глас 4
Апостолом сопричастник/ и к Богу молебник верен,/ добродетельми возшед на Небесная,/ и любовь возложил еси к Любящему тя,/ и неверныя люди обратил еси в веру./ Тем ныне, со Ангелы ликуя,/ предстоиши престолу славы всех Царя Христа Бога:/ молися, святителю Леонтие,// да спасет души наша.

Кондак святителей Ростовских Леонтия, Исаии, Игнатия
глас 8
Яко во вселенней трие велицыи святителие,/ бысте вы благочестием и добродетелию наставницы Ростову/ и, благоверием приимше паству, стадо Христово упасосте/ и вечный покой наследовасте./ Молим вас, святии чудотворцы,/ подати добродетелем исправление,/ и болезнем нашим исцеление, и соблазном избавление,/ и душам спасение, да зовем вам:/ радуйтеся, граду нашему Ростову похвала и утверждение.

Кондак святителя Леонтия
глас 4
Жития ради чистоты,/ Всевидец Господь свет Свой насади в души твоей,/ вразумити люди многия/ твоими учении,// Леонтие преподобне.

Молитва святителю Леонтию Ростовскому

О священная главо, преславный чудотворче, первопастырю святыя Ростовския Церкве, святителю отче Леонтие! К тебе припадаем и молимся мы, смиреннии и грешнии и, яко отца чадолюбиваго, просим: всели в сердца наша любовь твою, еюже к Богу и ближним твоим при жизни твоей преисполнен был еси, яко и душу твою за паству твою положил еси, мученически пострадав от идолослужителей, научи нас, отче, тебе подражати верно, Бога и ближних наших любити искренно и заповеди Господни совершати непогрешительно, да будем и мы чада твоя не по имени токмо, но самым делом и всем житием нашим. Молися, угодниче Божий, ко Христу Богу о святей Православной Церкви и державе Российской: да пребудут в мире и благостоянии и процветают в благочестии христианстем непоколебимы. Соблюди град твой Ростов и вся грады и веси страны Российския невредимы от всякаго зла. Призри благоутробно на всяку душу христианскую, милости и помощи от тебе ищущую, буди всем нам в болезнех целитель, в скорбех утешитель, в печалех избавитель, в бедах помощник, в час смертный покровитель; да при помощи молитв твоих святых сподобимся и мы, грешнии, спасение вечное получити и Царствие Христово унаследовати. Ей, святителю Христов! не посрами упования нашего, еже по Бозе и Пресвятей Богородице на тя крепко возлагаем, но яви нам твое многомощное заступление, да хвалим, славим и величаем великое человеколюбие дивнаго во святых Своих Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Святитель Михаил Синадский (Фригийский), епископ

святитель_Михаил_Синадский_Фригийский

Воспоминаемой ныне святой Михаил, епископ Синадский1, носивший имя тезоименное (одинаковое) имени Архангелу небесных сил, и житие проводил ангельское, украшенное девственною чистотою и всякими добродетелями. Еще в младенчестве он был посвящен Богу, а в юношеских летах принял монашество и явился достойным служителем Богу, подвизаясь вместе со святым Феофилактом2, епископом Никомидийским3 в патриаршество святейшего Тарасия4, которым оба и были посланы в монастырь, находившийся на берегу Черного моря. Подвизаясь здесь в иноческих трудах, оба святые весьма преуспевали в добродетелях, и молитвы их имели великую силу у Бога.

Однажды во время жатвы, когда в воздухе стояла невыносимая жара, так что от недостатка воды в том месте многие изнемогли от жажды, святые помолились Богу и, по молитвам их, сделалось так, что пустой медный сосуд источал воду, в достаточном количестве. Так Господь исполняет прошения и молитвы почитающих Его и приклоняет слух Свой к их молитвам. Это чудо напоминало собою то, прежде бывшее в пустыне, чудо, когда для изнемогавшего от жажды Израиля Бог извел воду из камня (Исх.17:6) и другое, - когда, ради Самсона (судии израильского), умиравшего от жажды, Бог источил родник живой воды из высохшей кости ослиной челюсти (Суд.15:19).

После того, святейший патриарх Тарасий, видя такую добродетельную жизнь этих преподобных отцов, сиявших как звёзды на небе, признал их достойными высокого архиерейского сана. Блаженного Феофилакта он посвятил в сан митрополита Никомидии, а святого Михаила посвятил в епископы города Синад, и оба они пасли стадо Христово, своею жизнью подавая доброй пример своей пастве.

Когда же отошел от здешней жизни ко Господу святейший патриарх Тарасий, а после него принял престол Константинопольской церкви святой Никифор5, снова поднялась буря ереси иконоборческой, которая уже была осуждена на седьмом вселенском соборе святых отец6. Нечестивый император Лев Армянин7, заразившись той ересью, поднял гонение на Церковь Христову, отрицая почитание святых икон и называя их идолами, поклоняющихся же им подвергал мучениям и смерти. Прежде всего он изгнал святейшего патриарха Никифора, а также и прочих православных архиереев с их престолов, а вместо них назначил своих единомышленников-еретиков, - и водворилась на святых местах мерзость запустения (Дан.9:27).

В это время святой Михаил явил себя ревностным защитником православия и обличителем еретического нечестия. Укрепляемый и умудряемой благодатью Святого Духа, он противоборствовал еретикам и заграждал уста их, порицавших святые иконы. Нечестивый царь Лев, не вынося обличений святого, дерзновенно порицавшего его еретическое заблуждение, предал святителя Христова на мучения. Святой же, не страшась мучений, мужественно отстаивал свои убеждения и сказал императору:

- Я почитаю святые иконы Спасителя моего Иисуса Христа и Пречистой Девы, Его Матери, и прочих святых и покланяюсь им; твое же распоряжение не считаю возможным исполнить.

Посрамленной Лев, исполнившись гнева, осудил исповедника Христова на изгнание8.
Гонимый из одного места в другое, много горьких скорбей и неприятностей перенес святой, пока не достиг обители небесной и не получил покоя вечного. Так кончил он праведную жизнь свою, украсившись двояким венцом, причисленный к архиереям, как архиерей, и к мученикам, как мученик, во славу Христа Бога нашего9.
__________________
Примечания
1
Синад - один из древних черноморских городов.
2 См. житие его под 8 марта.
3 Никомидия - город в северо-восточном углу залива, образуемого Мраморным морем. Он был построен в 264 г. до Р. Хр. и свое имя получил от вифинского царя Никомеда I. На месте древней Никомидии находится теперь город Иснид.
4 Святой Тарасий, Патриарх Константинопольский, занимал патриаршую кафедру с 784 г. по 806 г. - См. житие его под 25 февраля.
5 Святой Никифор патриаршествовал с 806 г. по 816 г. - Память его 2 июня.
6 Седьмой Вселенский собор происходил в 787 г. в городе Никее.
7 Император Лев (5-ый) Армянин царствовал с 813 г. по 820 г.
8 Первоначально святой Михаил был сослан во фракийский город Евдокиаду
9 Кончина святого мученика последовала ок. 818 г.

Кондак святителю Михаилу, исповеднику Синадскому
глас 8
Яко архиерей всечестен, и благочестия священнострадалец, прещения злоименитаго не убоявся, еретическое того противление победил еси, свободным гласом велегласно вопия: иконе покланяюся Христове, и Пречистыя Того Матере. Сего ради тя почитаем Михаиле.

Преподобномученик Михаил Савваит черноризец

Святой преподобномученик Михаил черноризец жил в IX веке, происходил из города Эдессы (Месопотамия) от родителей христиан и был ревностным учеником святого Феодора Эдесского (память 9 июля). Раздав бедным оставшееся после родителей имущество, он отправился в Иерусалим поклониться Святым Местам. Иерусалим же в то время был захвачен мусульманами. Святой Михаил остался в Палестине и поселился в монастыре святого Саввы. Однажды он был послан из монастыря в Иерусалим продавать изделия иноков. На рынке евнух мусульманской царицы Сеиды, увидев, что монастырские изделия были красивы и хорошо сделаны, привел его с собой к царице.

Молодой инок понравился царице, которая пыталась вовлечь его в греховную связь, но намерения ее оказались тщетными. Тогда по приказу разгневанной Сеиды инока избили палками, а затем обвинили перед царем как врага магометанства. Расспросив инока, царь стал убеждать его принять магометанскую веру, но святой Михаил отвечал: "Прошу тебя - или отпусти меня в обитель к моему наставнику, или крестись в нашу христианскую веру, или отсеки мне голову, и я тогда отойду ко Христу Богу моему".

Царь приказал дать святому чашу со смертельным ядом, выпив которую, святой Михаил остался невредим, после чего царь повелел отсечь ему голову. Кончина мученика произошла в Иерусалиме, но монахи обители святого Саввы перенесли тело святого в свою Лавру и погребли в ней с почестями. В начале XII века мощи святого мученика видел там игумен Киево-Печерского монастыря Даниил, путешествовавший по Святым Местам.

Преподобный Давид Гареджийский

прп_Давид_Гареджийский_1

Преподобный Давид Гареджийский известен как верный утешитель и помощник в деле родовспоможения.
` С именем прп. Давида связано предание о том, как одна монахиня оклеветала святого подвижника, обвиняя его в смертном грехе. Когда же пришла пора, она родила вместо ребенка камень. Отсюда происходит название того места, где в старину стоял женский монастырь – Квашуети (груз. ква - камень), а сегодня расположен Квашветский храм св. Георгия. Многие богомольцы спускаются в Квашветскую Георгиевскую церковь, чтобы приложиться к находя¬щемуся здесь старинному образу прп. Давида.
` Недалеко от храма сохранилась пещера, в которой жил прп. Давид, а в ней источник со сладковатой водой, который по преданию излился из горы по молитвам святого.
` Главный вклад св. Давида в церковную историю – это построенная его трудами знаменитая Гареджийская Лавра (от груз. гареджи - пустыня), ставшая центром целой монашеской Гареджийской страны, протянувшейся на 60 с лишним километров к северу от Тбилиси, и представляющая из себя целый комплекс пещерных и горных монастырей.

` Предание говорит, что прп. Давид возжелал жить в дикой местности, и именно по этой причине его местожительство пустыни называется Гареджи. Он взял с собой одного ученика по имени Лукиан. Когда Давид и Лукиан прибыли в это необитаемое и безводное место, их одолевала жажда. Тогда они нашли немного дождевой воды, которая собиралась в трещине в скале, так что они могли пить из нее. Скоро со всех сторон начали приходить к прп. Давиду люди и просили остаться с ним для иноческих подвигов. Но преподобный говорил: «Братья, это место тяжело для жизни, здесь нет никакой пищи, ни воды для тела». Не сумев убедить их, он сказал: «Так как вы решили по вере своей предоставить себя Богу, идите, и принесите лопаты, и выройте чаны для воды, и также пещеры, чтобы жить там». И они повиновались ему.

` Святой отец Давид выходил каждый день к пещерам в утесе, и возносил Богу смиренные молитвы. Однажды, когда он молился, к пещере прибыл некий человек, принадлежащий к племени варваров из района Рустави, и он охотился на птиц. Его ястреб сбил куропатку около места, где молился прп. Давид, и куропатка нашла убежище возле.

` Когда охотник увидел святого и куропатку, то спросил его: «Кто - ты?». Давид ответил: «Я – великий грешник, и я умоляю Господа простить мне все мои грехи. Ибо Он заботится и питает все Его твари, которые Он создал. Посмотри на эту куропатку, которая спасалась от твоего ястреба, и нашла убежище со мной, греховным слугой Божиим. Теперь уйди, и охоться на другую дичь, это же животное должно быть спасено от смерти».
Варвар ответил, «Я убью тебя, так как ты хочешь спасти куропатку от смерти». Варвар замахнулся рукой, чтобы ударить мечом старца, и та внезапно увяла и стала подобно засохшей древесине. Тогда варвар понял свой злой поступок и просил со слезами простить. Тогда прп. Давид пожалел его и сказал: «Иди в твой дом, и если это угодно Богу, когда ты войдешь в дом - выздоровеешь».

` Охотник поспешил домой в веселом настроении, тем более, что охота в этот день была успешна. Когда он достиг дома, его хромой сын, который имел обыкновение ползать на четвереньках, шел счастливо встретить отца! Когда отец увидел его полностью исцеленным и здравым, он сошел с лошади и воздал хвалу Богу.
` На рассвете, он нагрузил ослов хлебом и овощами, и отправился к святому отшельника, неся своего сына и двух других детей получить благословение преподобного.
` Когда они пришли, святой Давид с братией устроили трапезу. По окончании преподобный спросил варвара, имел ли он какую-либо нужду, которую старец мог бы исполнить, и тот просил его крестить. Прп. Давид велел ему идти к о. Додо и получить также его благословение.
` Додо оказал радостный и сердечный прием, он дал им священника, и вся семья варвара крестилась.

` Прошло некоторое время и прп. Давид отправился, с братьями, в святой град Иерусалим помолиться в святых местах.
` Когда они достигли места, которое называется Холмом Милосердия, прп. Давид увидел Иерусалим, он упал на землю и сказал своим спутникам: «Братья, я не могу дерзнуть идти дальше этого места, поскольку я недостоин святых мест. Но вы идите и молитесь за меня, грешника».
` После того, как он провел там много времени в молитвах, он взял с собой 3 камня, как будто священные реликвии от самой могилы Христа. После этого он повернулся и радостно пошел по дороге, которая вела обратно к Гареджи.

` Но Бог, желал прославить слугу Своего, который от избытка покаяния не смел даже войти в Иерусалим. Ночью Он послал ангела, чтобы говорить во сне с Илией, тогдашним патриархом Иерусалима: «Илия, вот прибыл в Иерусалим Давид, и верою своей он унес с собой всю благодать и покров Божий над Иерусалимом. Пошли своих лучших гонцов. У него есть старый мешок, в котором лежат три камня, их надо положить в то место, откуда они были взяты. Прикажи тем гонцам взять у него эти камни и вернуть ему один, и чтобы при этом сообщили ему Мои слова: «Вот, Господь ведет тебя - через твою веру ты забрал всю благодать и покров Господень от моего святого города Иерусалима. И мне казалось благом восстановить две части Иерусалиму, так чтобы город полностью не мог быть отлучен от милости Моей, но я даю тебе третью часть этой милости, чтобы ты унес ее домой. Иди тогда в мире, и отнести этот камень как священную реликвию в твою пустынь, как памятник и доказательство твоей веры».

` Патриарх, проснувшись, вызвал гонцов и рассказал им все, что он видел и какое получил во сне известие от ангела. Тогда гонцы настигли святого Давида и рассказали ему все, что сказал им патриарх. В мешке, который он нес с ним, они нашли эти три камня, и взяли два из них. Но один камень они оставили ему.
Некоторое время спустя прп. Давид вернулся в свою пустынь, и все братья приветствовали. А камень, принесенный Давидом, долгое время оставался в пустыни, производя большие чудеса и исцеления до настоящего времени.

` И сегодня прп. Давид почитается как великий заступник и наставник всего православного мира. Особо благоговеют перед ним и в России, где он почитается как помощник страждущим и беременным женщинам.

В московском храме Св. Троицы на Грязех имеется написанная икона прп. Давида, в которую в 2000 г. была вложена переданная из Грузии частица мощей преподобного.
День празднования: 7 мая ст.ст/ 20 мая н.ст.

Давидо_Гареджийский_монастырь
(Давидо-Гареджийский монастырь в Грузии)

Молитва святому Преподобному Давиду Гареджийскому

О преблаженне отче, славне Давиде!
Покрый нас кровом святых твоих молитв от всяких напастей, душевных же и телесных.
Призри, о украсителю Иверии, благосердием твоим на ны, к святей и честней раце мощей твоих притекающия!
Яко предобрый отец принеси наша молитвы ко престолу Царя Христа, яко да твоим ходатайством улучим у Него прощение содеянных нами прегрешений, вольных и невольных, и от тех очищеннии да сподобимся славословити вседержавную силу Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Подробно об отцах Давидо- Гареджийских я писал тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/106355.html
Tags: Грузия, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments