Священномученик Кирилл (Лукарис) (греч. Κύριλλος Λούκαρις), патриарх Константинопольский
Родился в 1572 году в Ираклионе на Крите. Был взят на воспитание своим дядей, Александрийским патриархом святителем Мелетием (Пигой).
Получал образование у ученого монаха Мелетия (Власта), который преподавал в школе Синайского подворья. После получения общего образования продолжал учёбу под началом писателя и проповедника епископа Кифирского Максима (Маргуния). Завершал образование в греческой коллегии в Венеции в 1584-1588 годах и в Падуанском университете в 1589-1593 годах.
В 1593 году был рукоположен во диакона, а затем во пресвитера патриархом Александрийским Мелетием, который не оставлял своего питомца без внимания и поддержки.
Подвизался в Анкарафском монастыре на Крите. Был начальником греческого монастыря на Крите (Анкарафского?).
Приближенность к Царьградскому патриаршему двору, особенно к патриарху Иеремии II, расширила его осознание состояния Православной Церкви. Кирилл решил оставить спокойную жизнь в одном из богатейших критских монастырей и отправился в Египет, где Александрийская Патриархия прозябала в нищете.
Деятельность в юго-западной Руси
Прибыв в Речь Посполитую стал учителем греческого языка и ректором Острожского училища. В качестве экзарха Александрийского патриарха присутствовал на Брестском Соборе 1596 года. После того как собор провозгласил унию с Римом, в 1597 году Александрийский патриарх Мелетий, как местоблюститель Константинопольского патриаршего престола, объявил русских епископов-униатов низложенными, а до поставления новых епископов назначил Кирилла одним из наместников Вселенского престола в южной России. Однако, так-как в Речи Посполитой развернулись гонения на православных, Кирилл как и ряд других греческих клириков бежал из страны.
По выезде из польских земель посетил Виттенберг, Женеву и другие центры Западной Европы.
Когда Польский король Сигизмунд III обратился к святителю Мелетию (Пиге) за содействием к умиротворению юго-западной Руси, волновавшейся по поводу введения унии, патриарх в 1600 году вновь послал Кирилла в качестве своего уполномоченного. Ничего не успев сделать, Кирилл снова скоро вынужден был вернуться в Александрию.
Патриарх Александрийский
В 1601 году был избран на патриарший Александрийский престол. Как Александрийский первосвятитель реорганизовал финансы Патриархата, чинил церкви, проповедовал, и поддерживал переписку с другими Поместными Церквами - особенно с Иерусалимской, Кипрской и Киевской митрополией. Патриарх приложил усилия для восстановления патриарших школ в Александрии и Каире.
В 1612 году краткосрочно был местоблюстителем Константинопольского патриаршего престола.
Одной из главных забот для патриарха Кирилла стала борьба с римо-католической экспансией в юго-западной Руси и на Ближнем Востоке. На поместном Каирском Соборе он осудил латинскую пропаганду среди христиан Египта. Его западный опыт подталкивал его к сближению с другими европейскими силами сопротивления католичеству. В выстраивании этих связей патриарх Кирилл пользовался живой поддержкой послов Англии и Нидерландов в Порте. В первую очередь он стал налаживать контакты с англиканами - в Англию были направлены на учебу несколько молодых греков, патриарх передал в дар Английскому королю Иакову т. н. "александрийский кодекс" Святой Библии, а также послал архиепископу Кентерберийскому Вильяму Лауду ценный список Пятикнижия с арабским переводом. Несколько позднее контакты были завязаны и с женевскими кальвинистами.
На Царьградском престоле
Борьба с римо-католицизмом
4 ноября 1620 года Священный Синод Константинопольской Православной Церкви избрал его - как "знаменитого добродетелью и мудростью" - на патриарший престол Нового Рима.
Свое управление Константинопольской Церковью патриарх Кирилл проводил будучи в центре религиозно-политической борьбы за влияние между римо-католиками и протестантами. Из-за происков своих врагов Кирилл был четыре раза свергаем с престола османским правительством, но через короткие промежутки времени вновь восстановляем. Впервые он был сведен с престола в 1623 году, но возвращен в том же году; во второй раз - в 1633 году, возвращен в том же году; в третий раз - в 1634 году, заточен на острове Тенедос, возвращен в том же году; в четверный раз - в 1635 году, возвращен в 1637 году. Каждый раз патриарх был переизбираем голосом православного духовенства при поддержке мирян. Важную роль играли дипломатические представители противоборствующих западных лагерей - Франции и Австрии с одной стороны; Голландии, Англии и Швеции с другой.
В период особенно деятельной пропаганды иезуитов, патриарх неизменно видел в них главную угрозу Церкви. По его словам, они "ищут нашего уничтожения и разрушения Патриархата и всей Церкви греков". Главные меры патриарха были направлены против иезуитской пропаганды - одно время он даже добился формального изгнания иезуитов из пределов Османской империи. Основанная им в Константинополе типография в частности печатала полемические сочинения против латинян.
В свою очередь проводники влияния римо-католицизма - главным образом иезуиты, Congregatio de Propaganda Fide, и дипломатические представители Франции и Австрии - были первыми противниками патриарха, использовавшими зачастую политическое давление и клевету для умаления его влияния. Самым важным их оружием на политическом уровне были обвинения в государственной измене. Однако, самым эффективным для подрыва его авторитета среди православных были обвинения в отступничестве от Православия в кальвинизм.
Отношение к протестантизму и "Исповедание веры"
В борьбе с римо-католической экспансией патриарх Кирилл на Царьградской кафедре продолжал курс на сотрудничество с протестантами проявившийся в Александрийские годы. Это позволяло ему пользоваться значительной поддержкой представителей Голландии, Англии и Швеции. С другой стороны это ограничивало возможности защищать православное учение от протестантского влияния, хотя известна грамота от 1622 года в которой патриарх Кирилл говорит о протестантстве как о богохульном вероучении.
Тем временем кальвинисты - особенно голландский посол Корнелий ван Хааг с помощью проповедника Антония Легера - стали также использовать политическое влияние, дипломатию, деньги и другие средства для привлечения православных к своим взглядам. Богословские обсуждения, проповеди и беседы Легера склонили на его сторону многих из патриаршего окружения. Около того времени кальвинисты опубликовали в Женеве перевод Библии на новогреческий язык Максима Каллиполитиса - и патриарх Кирилл был вынужден благословить перевод, несмотря на его кальвинистский уклон. Другим знаком сближения с Западом был перевод в 1628 году летоисчисления на патриарших документах с отсчёта от Сотворения мира к отсчёту от Рождества Христова. Наконец, в 1629 году в Женеве на латинском языке появилось "Исповедание веры преосвященнейшего господина Кирилла Патриарха Константинопольскаго от имени и с согласия Патриархов Александрийского и Иерусалимкого и прочих Предстоятелей восточных Церквей, написанное в Константинополе в месяце Марте 1629 года" с откровенно кальвинистским учением. В следующие годы оно было издано также по-французски, по-немецки, по-английски, а 1633 году наконец по-гречески.
Со времени своего появления "Исповедание" вызвало большое смущение и раздор в Церкви как среди богословов так и среди дипломатов. Явно неправославное содержание и слог "Исповедания" с самого начала заставило большинство считать его подделкой. Протестанты указывали на "Исповедание" как на подтверждение согласия с ними православных, а римо-католики пользовались им для сманивания православных напуганных явной ересью. Сам патриарх Кирилл несколько раз на словах отрицался авторства и провозглашал свою верность Православию в письмах и поведении. Однако, письменного отречения от "Исповедания" он не оставил. В результате спор вокруг этого писания и православности самого патриарха Кирилла продлился на многие годы.
Внутрицерковные дела и кончина
Среди приметных дел патриарха Кирилла по укреплению Церкви известно основание в 1627 году патриаршей типографии в Константинополе для печатания духовных книг. Особым посланием патриарх Кирилл призывал всех православных жертвовать средства на восстановление сгоревшего Афонского Симонопетрского монастыря. Синодальным решением от 1622 года был прославлен святой Герасим Кефалонский.
Патриарх поддерживал деятельные сношения со всей Русью. Известны 50 писем его к царю Михаилу Федоровичу и патриарху Московскому и всея Руси Филарету, в которых Кирилл предстаёт вполне приверженным Православию. Патриарх Кирилл в 1623 году утвердил Луцкое церковное братство и дал его училищу устав, послуживший образцом для других братских школ.
В начале Азовского сидения враги Кирилла обвинили его перед османским правительством в том, что казаки захватили Азов по внушению патриарха, который якобы ждет только прибытия этих своих единоверцев к Константинополю, чтобы поднять греков против турок. По этому обвинению в 1638 году патриарх Кирилл был в пятый раз сведен с престола и по повелению султана Мурада IV - удавлен 27 июня 1638 года. Тело его было брошено в море.
Оценки и почитание
В 1638 году Константинопольский Собор предал анафеме как "Исповедание," так и самого патриарха Кирилла. Однако, когда после некоторого времени тело удавленного патриарха было вынесено волнами на берег острова Халки, оно было с почестями погребено патриархом Константинопольским Парфением I в монастыре Богородицы Камариотиссы на Халки.
Впоследствии пять других поместных Соборов - Киевский в 1640 году; Ясский в 1642 году; Константинопольский и Вифлеемский в 1672 году; Константинопольский в 1691 году - подтверждали еретичество "Исповедания," но их суждения о патриархе Кирилле были иными. Так, подводя итоги Ясского Собора 1642 года святитель Петр (Могила) писал:
"По настоянию нашей Русской Церкви Церковь Константинопольская произнесла проклятие на все кальвинские, еретические артикулы веры, изданные подложно под именем святого отца памяти Кирилла (Лукаря), Патриарха Константинопольского, на соблазн верных Божиих чад Восточной Церкви".
Вифлеемский Собор 1672 года, специально занимавшийся делом патриарха Кирилла, также совершенно оправдал его, засвидетельствовав, что Константинопольский Собор 1638 года проклял Кирилла не потому, что считал его автором исповедания, а за то, что Кирилл не написал опровержения на это приписываемое ему сочинение.
Мнение о патриархе Кирилле как о кальвинисте впоследствии поддерживалось западными исследователями, которые кроме "Исповедания," в частности, ссылались также на его обширную переписку с протестантскими учеными - особенно на письма 1618-1620 годов к голландцу Вельгельму. Православный исследователь жития патриарха Кирилла епископ Арсений (Брянцев) оспорил подлинность этой переписки. Спор об авторстве "Исповедания" продлился вплоть до наших дней - например, в 2002 году протоиерей Валентин Асмус ссылался на заключение архимандрита Василия (Стефанидоса) о том что патриарх Кирилл всё же был автором пресловутого текста.
Невзирая на это, 6 октября 2009 года Священный Синод Александрийской Православной Церкви прославил патриарха Кирилла в лике священномучеников.
Священномученик Кирион III (Садзаглишвили), архиепископ Мцхетский и Тбилисский, католикос-патриарх всея Грузии
Известный грузинский духовный и общественный деятель, учёный и публицист, борец за восстановление автокефалии Грузинской Православной Церкви.
Память 27 июня (Груз.), 12 марта (Амер.)
В миру Садзаглишвили Георгий Иеронимович, родился 10 ноября 1855 года в семье священника Грузинской епархии.
В 1876 году окончил Тифлисскую духовную семинарию и в 1880 году - Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В академии, наряду с богословскими науками, углубился в изучение всемирной истории, географии и археологии.
1 августа назначен помощником инспектора Одесской духовной семинарии.
С 1883 г. - помощник смотрителя Телавского духовного училища.
В 1885 г. перешел на ту же должность в Горийское духовное училище.
В 1890 г. назначен преподавателем Кутаисского духовного училища и епархиального женского училища.
В 1891 г. переведен в Тифлисское духовное училище.
2 ноября 1896 г., после гибели жены и детей, пострижен в монашество Московским митрополитом Владимиром б.Экзархом Грузии, 6 ноября рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Квабтахевского Успенского монастыря с возведением в сан игумена, а с 31 декабря - благочинным монастырей Грузинской епархии и инспектором школ "Общества восстановления Православного Христианства на Кавказе".
10 мая 1898 года возведен в сан архимандрита.
23 августа 1898 года хиротонисан во епископа Алавердского, викария Грузинской епархии. Хиротонию совершали в Тифлисском Сионском кафедральном соборе: экзарх Грузии Флавиан, епископы: Гурийско-Мингрельский Александр, Имеретинский Виссарион и Горийский Леонид.
Состоя викарием Грузинского Экзархата, преосв. Кирион некоторое время исполнял обязанности председателя Комитета Тифлисского Церковно-археологического музея, где положил много труда. Под его председательством музей как бы возродился, значительно увеличилось число памятников древнейшей грузинской христианской культуры. Количество одних грузинских рукописей, в особенности на пергаменте, возросло в нем до тысячи. Стали печататься научные рефераты и исследования, обратившие внимание не только русских ученых, но и ученых заграничной печати.
Наряду с духовной и общественной деятельностью, он активно занимался научно-исследовательской работой.
С 12 августа 1900 года - епископ Горийский, викарий Грузинской епархии.
Активно боролся за возобновления автокефалии Грузинской Православной Церкви, что объясняет его частые перемещения по кафедрам - своего рода ссылки неудобного епископа.
С 10 марта 1902 года - епископ Балтский, викарий Подольской епархии.
С 3 мая 1903 года - епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии.
С 23 апреля 1904 года - епископ Орловский и Севский.
С 3 февраля 1906 года - епископ Сухумский, переведен на эту кафедру по собственному желанию.
С 25 января 1907 года - епископ Ковенский, викарий Литовской епархии.
15 февраля 1908 года уволен на покой.
В том же году был обвинен в убийстве 28 мая 1908 года экзарха Никона (Софийского), был арестован и лишен сана. В 1910 году его оправдали, но не дали право вернутся на родину.
На покое проживал в Куряжском монастыре (Харьковской епархии), затем в Санаксарской пустыни (Тамбовской епархии), и, наконец, в Херсонесском святого Владимира монастыре близ Севастополя (Таврической епархии).
С 10 января 1915 года - епископ Полоцкий и Витебский.
1 августа 1917 года уволен, согласно прошению, от управления епархией.
После Февральской революции летом 1917 года вернулся в Грузию и 17 сентября того же 1917 года Собором самопровозлашенной Грузинской автокефальной Церкви избран католикосом-патриархом всея Грузии.
Интронизован 1 октября 1917 года во Мцхете, в патриаршем соборе 12-ти Апостолов при громадном стечении народа и всеобщем ликовании.
10 июля 1918 года был найден убитым в своей келье в Марткопском св. Антония монастыре. Рядом с убитым на полу валялся револьвер, из которого был произведён смертельный выстрел, предохранитель револьвера был в закрытом состоянии. Распространили слухи, что Кирион покончил с собой, но человек, покончивший с собой, никак не смог бы закрыть предохранитель. Через некоторое время убили заступников и соратников католикоса-патриарха Кириона, монаха Мириани и епископа Кутаиского Антония (Георгадзе). Убийство католикоса-патриарха Кириона по сегодняшний день остаётся тайной.
7/20 июля 1918 года был торжественно погребен в Тбилиси, в Сионском соборе.
17 октября 2002 года был канонизирован Священным Синодом Грузинской Православной Церкви как священномученик.
Труды
Будучи еще преподавателем, был деятельным сотрудником "Духовного Вестника Грузинского Экзархата", в котором помещал статьи по изучению грузинской старины.
Любовь к церковно-историческим вопросам и учено-литературная деятельность, посвященная, главным образом, прошлым судьбам Церкви родного ему Грузинского края, определилась еще в студенческие годы под обаятельным влиянием даровитых профессоров Киевской Духовной Академии, в особенности Малышевского И.И., Терновского Ф.А. и Ковальницкого М.Г. (впоследствии архиепископа Херсонского Димитрия).
В его публицистике отражены интересные взгляды в области филологии и этнографии. Но в первую очередь он был исследователем грузинской церковной истории. В периодике он публиковался на грузинском и русском языках. Своей научной и общественной деятельностью Кирион внёс большой вклад в восстановление независимости Грузинской Церкви. Интересны его полемические письма И. Восторгову и другим оппонентам. Кирион посвятил этому вопросу монографию «История экзархата Грузии».
Из трудов Кириона следует особо отметить изданное в 1910 году на русском языке обширное исследование «Культурная роль Иверии в истории Руси», написанное им в ссылке. Подробно изучив русские и грузинские источники, Кирион показывает давнюю культурную связь обеих стран, выдвигает научную гипотезу, что русские летописи разработаны с учётом грузинских источников. Аналогичный характер носит его труд о «Житии отцов Киево-Печерской лавры», где он показывает, что автор данного Жития использовал житие отцов Шио-Мгвимского монастыря.
Большая часть трудов Кириона написана на русском языке. Русские учёные относились к нему с большим почтением. В одном из личных писем он пишет: «Уж очень раздуто мнение обо мне, как об историке и археологе. Не только духовенство, но и все, кто читают печатные издания, очень почтительно относятся ко мне. Какой силой обладает, Отче, малюсенькое острие пера...»
Многочисленные книги и брошюры частью печатались отдельными изданиями, частью перепечатывались во многих журналах, в которых он сотрудничал, как то: "Журналы и протоколы Предсоборного Присутствия", "Пастырь", "Духовный Вестник Грузинского Экзархата", "Весь Кавказ", "Мцхемсь", "Иверия", "Маамба", "Кавказ", "Новое Обозрение", "Тифлисский Листок", "Кавказское Обозрение", "Труды Московского Археологического Общества", "Подольские Епархиальные Ведомости", "Херсонские Епархиальные Ведомости", "Орловские Епархиальные Ведомости".
Полный сборник трудов (печатных и рукописных) до 1910 года, включительно, дан в конце его объемистого труда: "Культурная роль Иверии в истории Руси", (с. 445-448).