Продолжение…
Святитель Иоанникий (Руднев), митрополит Киевский и Галицкий
Память 7 июня (Киев.), 30 августа (Тульск.) и в Соборе Тульских святых
В миру Руднев Иван Максимович, родился 29 февраля 1826 года в селе Верхнем Скворчьем Новосильского уезда Тульской губернии в семье диакона.
Обучался в Тульской духовной семинарии.
В 1849 году окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия и оставлен в академии бакалавром.
11 октября 1849 г. пострижен в монашество.
В сентябре 1849 г. назначен преподавателем Священного Писания в Киевской Духовной Академии.
6 ноября рукоположен во иеродиакона и 7 ноября - во иеромонаха.
21 декабря 1854 г. возведен в сан архимандрита.
С 1856 г. - инспектор Киевской духовной академии.
С 6 октября 1858 г. - ректор Киевской духовной семинарии и настоятель Богоявленского монастыря, а в 1859 году - ректор академии.
С 6 октября 1860 г. - ректор Санкт-Петербургской духовной академии.
12 июня 1861 г. хиротонисан во епископа Выборгского, викария С.-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора.
С 12 января 1864 г. - епископ Саратовский и Царицынский.
С 13 июля 1873 г. - епископ Нижегородский и Арзамасский.
14 февраля 1877 г. возведен в сан архиепископа.
С 8 декабря 1877 г. - архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии.
С 1881 года член Свят. Правит. Синода и почетный член Казанской духовной академии.
С 27 июня 1882 г. - митрополит Московский и Коломенский.
С 17 ноября 1891 г. - митрополит Киевский и Галицкий.
С 31 января 1892 г. почетный член Московской духовной академии.
14 мая 1896 г. награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре.
С 25 декабря 1898 г. был первенствующим членом Св. Синода.
Скончался 7 июня 1900 г. в Голосеевской обители. Погребен в Кресто-Воздвиженской церкви Киево-Печерской Лавры, на Ближних Пещерах, рядом с митрополитом Арсением (Москвиным).
Сохранились воспоминания современника о последних днях Преосвященного Иоанникия. В 1900 году, возвратившись из С.-Петербурга ранней весною, Преосвященный Иоанникий, несмотря на тяжкие труды по заседаниям в Святейшем Синоде, выглядел бодрым и здоровым и в совершенном здравии переехал на летнее местожительство в Голосеевскую пустынь. Но 31 мая 1900 года Владыка после отдыха на открытой террасе, к вечеру почувствовал озноб. Врач Янченко, посещавший Преосвященного, констатировал простудное заболевание. Однако, несмотря на принятые меры, болезнь быстро усиливалась и вскоре осложнилась воспалением дыхательных путей. В ночь с 3 на 4 июня наступило заметное ухудшение, и Владыка причастился Святых Христовых Таин из рук своего духовника иеромонаха Алексия. Положение его быстро ухудшалось и наконец стало безнадежным. Вызванный епископ Сергий (Ланин) совершил над умирающим таинство елеосвящения. К вечеру опять последовало ухудшение в состоянии больного Владыки. 8 июня он вновь приобщился Святых Таин, и вскоре сознание совершенно оставило его. Когда духовник стал читать «Отходную», умирающий Владыка лежал тихо и безмолвно. Присутствующие при последних минутах его жизни викарии, наместник Лавры, врачи и домашние преклонили колена, духовник закрыл глаза почившему, и удар колокола возвестил братии пустыни о скорбном часе. На 9 июня назначено было перенесение тела усопшего Владыки из Голосеевской пустыни в Киево-Печерскую Лавру. Из церкви гроб был вынесен присутствующими иеромонахами и архимандритами. Процессия приблизилась к Святым вратам Лавры, и там вновь была отслужена лития.
Деятельность
Известны его постническое воздержание, его удивительно широкая благотворительность, истинно-христианская скромность жизни, справедливость, простота и прямота в обращении и, наконец, молитвенное настроение духа, доходящее на общественных богослужениях до высокого вдохновения. В общественном служении он счастливо сочетал в себе зрелость и ясность понимания с выдающимися способностями к широкому почину и многосторонней практической деятельности. Во всякое дело, ему вверяемое, он умел вносить редкую ясность понимания, неистощимую энергию, внимательность и трудолюбие. На ученой кафедре он был даровитым профессором, в должностях педагога-начальника примерным руководителем-воспитателем, - в епархиальном управлении всюду заводил образцовый порядок, устанавливал правильное течение дел и вызывал к жизни многочисленные просветительные и благотворительные учреждения.
Укажем главнейшие проявления архипастырской заботливости митрополита Иоанникия о благе Церкви и подведомственного ему духовенства:
В Саратовской епархии он обратил внимание на недостаточность средств в борьбе с расколом и основал с этой целью "Братство Святого Креста". Он же был первым и главным жертвователем в пользу братства. Братство высылало в епархию своих миссионеров, которыми впоследствии были по большей части лица, обратившиеся из раскола. "Братство Святого Креста" было первым обществом, основанным для борьбы с расколом. По его образцу стали затем возникать и другие с той же целью. По инициативе митрополита Иоанникия, при братстве образовалась богатое собрание старопечатных книг, часто посещаемое даже самими раскольниками. При этом же братстве открыты были публичные собеседования с раскольниками, в которых Преосвященный Иоанникий принимал непосредственное участие. Для содействия братству в борьбе с расколом, учение о расколе в духовной семинарии было выделено им в самостоятельную кафедру. Изучение раскола велось, главным образом, по старопечатным книгам, причем ученикам семинарии вменено было в обязанность по очереди являться на публичные собеседования и составлять о них отчеты, разбираемые затем на уроках. При том же братстве впоследствии возникли: бесплатная столовая для бедных, помещающаяся под братской библиотекой, ремесленная школа, или учебно-заработный дом для бедных детей, и духовно-просветительный союз. Последний, в дополнение к полемическим задачам братства - борьбе с расколом, поставил своею целью распространение духовного просвещения, особенно в низших классах населения, путем религиозно-нравственных чтений и распространения душеполезных книг. Впоследствии духовно-просветительный союз открыл филиальные отделения не только в городах, но и во многих селах Саратовской епархии.
Благодаря митрополиту Иоанникию, Саратовская епархия одна из первых завела у себя училище для девиц духовного звания. Доброе дело началось добровольной подпиской, давшей сумму в несколько сот рублей. Остальная сумма была взята из местных епархиальных средств. На эти средства было куплено для училища особое помещение. Плата за содержание и обучение в этом училище была назначена настолько умеренная, что в училище стали поступать даже дочери псаломщиков. Кроме того, оказалось возможным давать бедным девицам по окончании курса пособие на первоначальное обзаведение, или оставлять их до приискания места в различных должностях при училище. Устройством женского епархиального училища он пришел навстречу насущной потребности Саратовского, особенно сельского духовенства, нуждавшегося в дешевых средствах образования своих дочерей. При отсутствии этих средств, девицы духовного звания часто оставались без всякого образования и нередко по той же причине без куска насущного хлеба. При Саратовском женском училище по его почину в скором времени образован был приют для малолетних бедных детей духовенства, которые по своему возрасту нуждаются в уходе, а по своему сиротству в крове отеческом. По мысли основателя этот приют стал не только убежищем от бедности, но вместе и воспитательным учреждением, и как бы ступенью к дальнейшему образованию. Несколько лет спустя, та же отеческая рука открыла при училище-приюте отделение для престарелых священно- и церковно-служителей, куда могли поступать лица, послужившие церкви и требующие по своим немощам посторонней помощи.
Главный источник епархиальных средств, необходимых на содержание помянутых благотворительных и просветительных учреждений, митрополит Иоанникий нашел в доходах свечного епархиального завода. Как основание епархиального завода, первого по времени в России, так и прочная постановка его операций принадлежали исключительно его стараниям и энергии.
В Нижегородской епархии по образцу Саратовского братства было основано митрополитом Иоанникием в тех же целях и такое же братство Святого Креста. Затем, его же заботами и щедротами приведено в лучшее состояние местное епархиальное училище для девиц духовного звания, и при училище положено основание для детского епархиального приюта, в котором еще при его жизни нашли себе теплое и надежное убежище до сорока детей. Вслед за учреждением приюта, ввиду беспомощного состояния тех детей, которые по болезни или неспособности к учению, обречены на безвыходное положение, той же отеческой заботливостью учреждена была митрополитом Иоанникием при Оранском монастыре ремесленная школа на сорок мальчиков. Школа напоминает собой такую же школу или учебно-заработный дом в Саратове. Особенную же заслугу для Нижегородской епархии составляло учрежденное им при Нижегородской семинарии, первое в России, общежитие для своекоштных воспитанников. В то время в Нижегородской семинарии было 288 учеников, из которых 108 содержалось на казенный счет, один на стипендию и 29 жили у родителей или родственников. Всех остальных воспитанников, а числе 151, приняло под свой кров семинарское общежитие.
Для общежития было построено великолепное здание в нескольких шагах от семинарии. Устройством семинарского общежития решались два крупнейших вопроса из быта Нижегородского духовенства - первый о практических способах обеспечения духовенства и второй - о лучших условиях образования духовного юношества. С учреждением семинарского общежития средства, тратившиеся раньше бедным духовенством на квартирное содержание своих детей, естественно пошли на семейные нужды и потребности, а с другой стороны открылась возможность получать образование тем из детей духовенства, которые до этого времени по бедности совсем не имели этой возможности, и вообще значительно улучшилась та обстановка, те материальные и моральные условия, среди которых приходилось жить большинству учащегося духовного юношества. Митрополит Иоанникий знал об этих условиях по личному горькому опыту, собственно и натолкнувшему его на давнишнюю и заветную мечту об училищных бесплатных или льготных общежитиях. В своей речи по случаю открытия при Нижегородской семинарии общежития он, между прочим, говорил:
"Кому неизвестно необеспеченное состояние духовенства и скудость получаемых им средств для своего содержания. Но иное дело знать о скудости и бедности по слуху, иное самому на себе испытать их со всеми их тяжелыми последствиями. Мне судил Господь последнее. Не роскошной и не богатой обстановкой окружено было мое детство; много нужды и лишений испытал я в период своего воспитания. По собственному опыту известна мне вся привлекательность так называемой квартирной жизни воспитанников духовно-учебных заведений. Видел я, как многие способные и даровитые воспитанники гибли нравственно среди той неприглядной обстановки, в которой они жили в период своего воспитания.
Знал я немало из своих сверстников, которые единственно по недостатку каких бы то ни было, даже самых скудных, средств к своему содержанию, принуждены были прекращать свое образование, одни не докончив его, другие - дошедши до половины пути, а иные и едва начав. Было время, когда мне самому угрожала та же опасность. Она, конечно, и постигла бы меня, если бы благопопечительное начальство, может быть даже с отступлением от правды, не оказало мне помощи".
Все эти грустные явления, повторяющиеся ежегодно по два раза, глубоко падали на впечатлительную душу, и вот в голове, почти детской, в то время в первый раз возникает мысль о том, отчего бы не устроить дело так, чтобы все способные и желающие учиться могли беспрепятственно, не стесняемые материальными нуждами, получать образование.
Юношеские его мечты не заглохли среди других интересов, и после целых лет настойчивого труда воплотились в живом, созданном отеческой, твердой и умелой рукой, деле. - Главные средства на устройство и упрочение этого дела, как равно и других благотворительных и просветительных учреждений Нижегородской епархии, митрополит Иоанникий нашел опять в свечном епархиальном заводе, поставленном его творческим умением и энергией в наилучшие условия доходности. Другой источник епархиальных средств состоял, как и в Саратове, из добровольных пожертвований и, прежде всего, самого преосвященного.
Митрополит Иоанникий оставил многие памятники своей архипастырской заботливости и о нуждах Грузинской Церкви. В заботах о поддержании православия и насаждении духовного просвещения своей новой паствы, он положил здесь начало воскресным публичным собеседованиям о предметах веры, причем нередко принимал в них личное участие. Его заботливостью и энергией преобразован епархиальный свечный завод, начавший приносить более значительные, чем раньше, доходы, целесообразно распределяемые на нужды духовно-учебных заведений. Затем его же усердными стараниями было открыто и благоустроено женское епархиальное училище с приютом для малолетних сирот духовенства.
Устройством училища митрополит Иоанникий удовлетворил настоятельной потребности духовенства Грузинской Церкви в женском образовании. До того времени трудно было встретить во всей Грузии трех или четырех священников, имеющих образованную жену.
Не забыта была попечительным Экзархом Грузии и Тифлисская духовная семинария. По его почину было увеличено содержание воспитанников семинарии. Вообще же, насколько живо и отечески любвеобильно было участие митрополита Иоанникия к судьбам Грузинской Церкви, можно судить по тому, что почти все свое жалование за четыре с половиной года служения в экзархате (28.000 рублей) он пожертвовал на нужды духовного образования.
Такие же заботы о нуждах паствы и Церкви проявил он и в Московской и Киевской епархиях.
В литературе вл. Иоанникий известен многочисленными проповедями и небольшими религиозно-нравственными рассуждениями, которые печатались преимущественно в "Воскресном Чтении". Все они собраны и напечатаны в книге - "Юбилейном Сборнике".
Был образ верным словом, всегда кратким и неподкупным, прямым и властным, но исполненным силы и доброжелательства; житием - строго иноческим, смиренным, всегда и во всем скромным; любовию - сердечною, отеческою, ничего себе не ищущей, но всегда жертвовавшей для облегчения нужды, скорби и горя...
Мудрый и твердый администратор во всем и на всех ступенях своего служения Церкви и отечеству ставил во главу своего управления строгую законность, неподкупную правду, высокое беспристрастие и справедливость, чуждые человекоугодия и подобострастия.
Привлекал и подготовлял к миссионерской деятельности молодых священников, выдающихся строгостью жизни и способностями.
Просвещенный покровитель и горячий поборник света богословской науки и литературы.
Основатель трех духовных журналов: "Руководство для сельских пастырей", "Труды Киевской Духовной Академии" и "Миссионерское обозрение".
В истории внутренней миссии имя его будет стоять наравне с именами приснопамятных иерархов - Миссионеров Платона, Филарета и др.
(Последняя заупокойная лития по митрополиту Иоанникию и схииеромонаху Вассиану отслуженная митрополитом Онуфрием в день его прославления)
Труды
• Речь, сказанная при вручении жезла Преосвященному Амфилохию, епископу Угличскому, вик. Ярославской епархии. "Приб. к "ЦВ" 1888, № 19, с. 507.
• Приветственная речь в Успенском соборе. "Приб. к "ЦВ" 1888, № 44, с. 1203.
• Речь к новорукоположенному епископу Виссариону 30 июля 1889 года. "Приб. к "ЦВ" 1889, № 33, с. 965.
• Речь при освящении нового помещения для Перевинского духовного училища. "Приб. к "ЦВ" 1890, № 42, с. 1399.
• Речь при хиротонии епископа Димитрия Самбикина. "Моск. Еп. Вед." 1887, № 3.
• Речь при вручении жезла новопоставленному епископу Александру. "Прав. Собес." 1885, июль, с. 563.
• Юбилейный сборник: Речи, слова, беседы и назидательные статьи. СПб., 1899.
• Речь при вручении посоха новопоставленному епископу Можайскому Мисаилу 20 февраля 1883 года. "Прав. Обозрен." 1883, февраль, с. 463.
• Речь при открытии общежития при Московской духовной семинарии. "Прав. Обозрен." 1885, октябрь, с. 375.
• Речь, сказанная новопоставленному епископу Геннадию Сухумскому. "Прав. Обозрен." 1887, январь, с. 3.
• Речь при вручении посоха Преосвященному Амфилохию, епископу Угличскому. "Прав. Обозрен." 1888, май-июнь, с. 485.
• Речь при освящении нового дома общежития в Перервинском духовном училище. "Прав. Обозрен." 1890, сентябрь, с. 206.
• "Пять слов о покаянии". СПБ, 1899.
• "Для нового года верным чадам Церкви архипастырское наставление о том, чем и как каждый православный христианин должен служить святому делу вразумления заблудших братий". СПБ.
• Речь при вручении жезла новохиротонисанному епископу Чигиринскому Димитрию 28 июня 1898 года. "Труды К.Д.А." 1898, июль, с. 111.
• Слово в великий пяток. М., 1890.
• Речь при прощании с московской паствою 8 дек. 1891 г. в кафедральном Христа Спасителя соборе. М., 1891.
• Слово при вступлении в управление киевской паствою и Киево-Печерскою Успенскою лаврою. Киев, 1891.
• Поучения, речи и внебогослужебные чтения. Киев, 1903.
Почитание
3 июня 1987 года по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова) имя святителя было внесено в Собор Тульских святых. Составлены тропарь и кондак.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 20 июля 2016 митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий (Руднев) прославлен как местночтимый святой Киевской епархии с установлением памяти 7 июня, в день его преставления.
Сообщается, что в Киево-Печерской Лавре были обретены нетленные мощи святителя Иоанникия.