filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

04 (17) июня 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение…


Священномученик Петр (Зверев), архиепископ, обретение мощей

сщмч_Петр_Зверев_архиепископ

Память 25 января, 4 июня в день обретения мощей, 27 июля в день перенесения мощей, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Соловецких, Воронежских, Липецких, Московских и Нижегородских святых

Священномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве в семье протоиерея Константина Зверева. При крещении был наречен Василием. После обучения на Историко-Филологическом факультете Московского Императорского Университета, Василий поступил в Казанскую Духовную Академию, где в 1900 году, за два года до окончания обучения, принял монашеский постриг с именем Петр. Вскоре он был рукоположен сначала во иеродиакона, а затем во иеромонаха.

По окончании Академии иеромонаха Петр назначили преподавателем Орловской Духовной семинарии, а затем епархиальным миссионером при Московском епархиальном доме.
В 1907 году он получил назначение на должность инспектора Новгородской Духовной семинарии, а с 1909 до 1917 года является настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в городе Белев Тульской епархии, в сане архимандрита. В это время будущий священномученик часто посещал расположенную неподалеку Оптину пустынь, проводя многие часы в беседах с Оптинскими старцами. Архимандрита Петра очень любили прихожане, поскольку он отличался ласковым и внимательным обращением с ними. Бывал отец Петр и в Сарове, и в Дивеево, не упуская при этом случая навестить блаженную Прасковью Иоанновну. Она подарила ему холст своей работы, из которого он сшил потом себе архиерейское облачение и которое хранил на собственное погребение. Во время Первой Мировой войны в Спасо-Преображенском монастыре был устроен лазарет для раненых. Отец Петр в 1916 году служил священником в действующей армии.

После февральского переворота благочестивого воина Христова назначается на должность настоятеля Тверского Свято-Успенского Желтикова монастыря. И уже в 1918 году, в Твери, он подвергается кратковременному аресту.

15 февраля 1919 года в Москве Святейшим Патриархом Тихоном архимандрит Петр был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Сразу после хиротонии Владыка Петр приехал в Нижний Новгород и поселился в Печерском монастыре на берегу Волги. Монастырь находился в упадке, братия была малочисленна, древний Успенский собор пришел в запустение. Владыка сам принял участие в уборке храма, и ввел строгую уставную службу. Случалось, что всенощная длилась всю ночь, и тогда епископ Петр привлекал к службе усердствующих прихожан, поскольку никакие певчие не могли столь долго стоять на клиросе.
В Печерском монастыре он завел преподавание Закона Божия для детей и сам учил их. Нижегородцы полюбили Владыку, увидев в нем настоящего духовного наставника. Однако вскоре Владыка был переведен в Канавино, за Оку, где в мае 1921 года его арестовали. Верующие, работавшие в местных заводах по поводу ареста любимого архипастыря устроили трехдневную забастовку, и местные власти пообещали его выпустить, но вместо этого тайно отправили в Москву.

С декабря он находился в заточении в Московских тюрьмах. Сначала его поместили на Лубянку, но и там Владыка не прекращал проповедь: ему не успевали посылать кресты: обращая людей к вере, Святитель снимал свой крест и надевал на обращенного. «Я хотел бы открыть им и показать свое сердце, как страдания очищают душу».
С Лубянки Владыку перевели в Бутырскую тюрьму, оттуда - в Таганскую. С плачем прощались с ним заключенные, а при переводе из Бутырок его провожали даже надзиратели.

В Таганской тюрьме в это время находилось двенадцать архиереев. Их духовные чада передавали просфоры и облачения, и святители прямо в камере совершали соборную службу. Здесь владыка Петр заболел от истощения и попал в больницу. В конце июля 1921 года он был отправлен по этапу в Петроград, где оставался в заключении до зимы. В декабре Владыка был освобожден и вернулся в Москву, где вскоре получил назначение епископом Старицким, викарием Тверской епархии. Вскоре он вновь был арестован за выпущенное им обращение к Тверской пастве, в котором он объяснял сущность обновленчества. В ноябре 1922 года его доставили в Москву. На допросах он показал, что признает Патриарха Тихона единственным законным главой Русской Православной Церкви, а решениям самозванного обновленческого совета Высшего церковного управления не подчиняется. В марте 1923 года Святитель был отправлен по этапу в Ташкент, а оттуда в ссылку в поселок Кызыл-Орду. Жил он в тяжёлых условиях, болел цингой, в результате чего лишился зубов.

Летом 1923 года был освобожден из заключения Патриарх Тихон. Он подал властям списки архиереев, без которых не мог управлять Церковью. В их числе был и епископ Петр. Летом 1924 года он вернулся из ссылки в Москву.

30 марта 1925 года он подписал Акт о восприятии священномучеником митрополитом Крутицким и Коломенским Петром (Полянским) власти Патриаршего Местоблюстителя.
В июле 1925 года владыку направили в Воронеж в помощь престарелому и больному митрополиту Владимиру (Шимкевичу). После его кончины отец Петр в 1926 году был назначен на Воронежскую кафедру с возведением в сан архиепископа.

Владыка пользовался огромным уважением жителей Воронежа, которые почитали его хранителем чистоты Православия. Храмы, где Владыка служил по Афонскому уставу, были всегда переполнены. Он не любил партесного пения: у него пела вся церковь. Народ шел к своему архипастырю непрерывно: входившие к нему с грустным видом выходили сияющими и утешенными.

При владыке Петре началось массовое возвращение из обновленчества. Возвращавшихся священнослужителей он принимал в Православие через всенародное покаяние. Верующие, опасаясь, что арестуют их любимого Владыку, устраивали круглосуточные дежурства возле его квартиры, неоднократно выражали массовые протесты. Когда Владыка отправлялся по очередному вызову в милицию или ГПУ, то по 300 человек мирян сопровождали его, требуя освобождения Святителя. В защиту архипастыря даже была послана телеграмма от имени рабочих в адрес XV-й партконференции.

Рассказывали, какое впечатление производил Владыка на служащих ГПУ. Входя в комнату следователя, он оглядывался, как бы ища икону. Но не найдя таковой, он крестился на правый угол, делая поясной поклон, и тогда начинал разговор со следователем. Служащие при его появлении невольно обнажали головы.
Однако властям удалось в ноябре 1926 года арестовать Святителя. Его немедленно вывезли из Воронежа, судили и приговорили к 10 годам лагерей «за контрреволюционную деятельность против советской власти».

Поздней осенью священномученик оказался на Соловках. Там он работал счетоводом на продуктовом складе. Владыка и в этих условиях строго соблюдал молитвенное правило, жил по церковному уставу. После отправки из Соловков священномученика архиепископа Илариона (Троицкого) владыка Петр был избран ссыльными архиереями главой Соловецкого православного духовенства и пользовался среди него высоким авторитетом. Там он возглавлял тайные богослужения, а после того как был отобран антиминс, службы совершались на груди у архиепископа Петра. Нравственная высота святителя была такова, что даже с метлой в руках в роли дворника или сторожа, он внушал благоговейное уважение. Грубые и наглые «вохровцы», привыкшие издеваться над заключенными, при встрече не только уступали ему дорогу, но и приветствовали его, на что он отвечал, осеняя их крестным знамеиием. Начальники же отворачивались: достойное спокойствие архипастыря принижало их, вызывало раздражение и досаду. Святитель Петр медленно шествовал мимо смущённого начальства, слегка опираясь на посох и не склоняя головы. Вскоре лагерная власть отомстила не сломленному ею человеку. Зимой 1928 года священномученик был отослан на остров Анзер «в уединенное и пустынное местожительство». Здесь, живя в бывшем Голгофском скиту, в молитвенном горении духа он написал Акафист преподобному Герману Соловецкому.

В конце 1928 года святитель Петр заболел тифом, и в январскую стужу был помещен в тифозный барак, который открыли в Голгофо-Распятском скиту на (острове Анзер). Святитель проболел две недели, и даже казалось, что кризис миновал, но Владыка был очень слаб и не принимал пищи. Его духовному сыну, в день кончины Святителя, пришло видение: в четыре часа утра он услышал шум, словно влетела стая птиц, он открыл глаза и увидел святую великомученицу Варвару со многими девами. Она подошла к постели Владыки и причастила его Святых Тайн. Вечером священномученик несколько раз написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает».

7 февраля 1929 года священномученик Петр, архиепископ Воронежский скончался. Первоначально Владыку похоронили в общей могиле, куда опускали всех погибших от тифа. Однако на пятый день заключенные тайно открыли общую могилу и, по рассказу присутствовавшей там монахини Арсении: «Все умершие лежали черные, а Владыка лежал... в рубашечке, со сложенными на груди руками, белый как кипельный».

После облачения в архиерейские одежды, духовенством лагеря было совершено отпевание, над могилой поставлен крест. Похоронен был Владыка в отдельной могиле у подножия Анзерской горы Голгофы, напротив алтаря храма в честь Воскресения Христова. Когда же могилу уже засыпали, над ней появился столп света, в котором увидели Владыку, всех благословившего.

крест_на_могиле_сщмч_Петра_Зверева_архиепископа
(Крест на могиле священномученика Петра Зверева)


17 июня 1999 года святые мощи священномученика Петра были обретены и сейчас пребывают в Соловецком монастыре.

сщмч_Петр_Зверев_архиепископ_мощи
(рака с мощами священномученика Петра Зверева)


Канонизован, как местночтимый святой Воронежской епархии в 1999-м году.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

Мощи священномученика Петра были перенесены в Соловецкий монастырь. На месте обретения мощей, на склоне Голгофы, поставлена деревянная часовня.
9 августа 2009 года состоялось перенесение мощей сщмч. Петра в Алексеево-Акатов монастырь города Воронежа. Честная глава святителя Петра по благословению патриарха Кирилла осталась в Соловецком монастыре, в храме святителя Филиппа.


сщмч_Петр_Зверев_архиепископ_1

Тропарь священномученику Петру (Звереву)
глас 1
Святое житие твое/ украсив венцем мучения,/ возшел еси, радуяся,Ї к небесным обителем./ И ныне, предстоя Святей Троице,/ священномучениче Василие,/ моли за град Твой,/ и вся люди, совершающия память Твою.

Кондак священномученику Петру (Звереву)
глас 4
Елеем милости Христовой всяку душу уврачевав,/ и растерзав яко паучину козни велиаровы,/ копием Слова Божия диавола умертвил еси, святе,/ и прославился еси в Царствии Небеснем,/ отче священнейший.


Священномученик Петр
(Беляев Петр Васильевич, +17.06.1918)

сщмч_Петр_Беляев


Священномученик Петр – Петр Васильевич Беляев – родился в 1874 году. Окончив Владимирскую Духовную семинарию, он был в 1895 году назначен псаломщиком в храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Карачарово Владимирского уезда, а в 1897 году рукоположен во священника.
В 1904 году отец Петр служил в Казанском храме Казанской женской общины в Каслинском заводе Екатеринбургского уезда Пермской губернии. 17 августа 1905 года он был перемещен в Успенскую церковь в Каслинском заводе. Среди прихожан он вскоре стал известен как труженик, который с терпением и любовью несет пастырский крест.

Храм Успения Божией Матери в Каслях, не действует, требуется работы по сохранению построек
(Храм Успения Божией Матери в Каслях, современное состояние. Не действует, требуется работы по сохранению построек)

В сентябре 1905 года отец Петр был назначен заведующим Каслинским башкирским приютом. Приют для детей башкир был открыт в 1891 году, но в 1901 году за неимением учеников закрыт. В 1904 году по инициативе епископа Екатеринбургского и Ирбитского Владимира (Соколовского‐Автономова) приют был вновь открыт. Епархиальное руководство поставило перед учителями задачу обучить детей башкир‐мусульман русской грамоте, чтобы приобщить их к русской культуре и русской гражданственности и расположить тем самым к принятию православия. Но эта задача уже тогда была трудно исполнима: к этому времени русская культура сама была в значительной степени обмирщена, имея невоцерковленных делателей и испытывая на себе сильнейшее иностранное влияние, а русская государственность давно находилась под немецким влиянием; и, таким образом, приобщение инородцев к «русской культуре» выводило их не на узкий путь к православию, а на широкую дорогу европейского безбожия. Однако некоторых успехов отцу Петру и его единственному помощнику учителю‐миссионеру все же удалось достичь, и в 1907 году священник был награжден «за успехи по церковно‐школьному делу». Одновременно отец Петр преподавал Закон Божий в Каслинской церковно‐приходской женской школе. В 1905 году за ревностное отношение к церковно‐школьному делу и аккуратное и плодотворное исполнение своих обязанностей он был отмечен в епархиальном отчете. В 1915 году отец Петр состоял членом Миссионерского комитета по Каслинскому заводу.

вид с колокольни храма Успения Божией Матери в Каслях, фото 1910 года
(Когда-то Успенский собор был величественным: вид с колокольни храма Успения Божией Матери в Каслях, фото 1910 года. На фото даже есть тень от колокольни...)


В Великую Среду 18 апреля (1 мая) 1918 года большевики устроили в Каслинском заводе атеистический митинг. Множество ораторов в своих речах яростно нападали на Православную Церковь и ее священнослужителей и с бранью поносили их. В ответ не поднялось ни одного голоса в защиту Матери Церкви. Безмолвная толпа в каком‐то параличе воли внимала поношениям и кощунствам, едва ли даже сознавая, что тем самым она сама участвует в них, присоединяясь к распинателям Христовым.

Спустя несколько дней после митинга, на второй день Пасхи, 23 апреля (6 мая), состоялся крестный ход из всех каслинских церквей к часовне святого великомученика Георгия Победоносца. По описаниям церковной прессы, история его происхождения была такова: «Несколько лет тому назад... завод был посещен страшным бедствием, в... день святого великомученика Георгия завод сгорел наполовину. Жители это бедствие приписали гневу Божию за то, что они в этот день работали, и впредь установили этот день праздновать; в память же события построили каменную часовню в честь великомученика Георгия, к которой ежегодно совершается крестный ход. В первые годы крестный ход совершался из всех церквей, но с течением времени этот благочестивый обычай был оставлен и крестный ход совершался только из главного заводского храма Успения Божией Матери». 23 апреля (6 мая) народ пошел в церкви и шел «сплошной волной. Храмы, несмотря на свою большую вместимость, едва вмещали молящихся. По окончании литургии крестный ход с прибывшими крестными ходами из других церквей двинулся к часовне... Лес хоругвей, блестящих на солнце, духовенство в светлых облачениях и многотысячная, молитвенно настроенная масса народа... Глядя на многотысячную массу, становилось радостно на душе: народ не забыл Бога и Церковь и праздновал... праздник праздников. Несмотря на холодную погоду, крестный ход собрал не менее пяти тысяч народа».

Но эта приверженность вере и Церкви, к сожалению, оказалась лишь внешней, – над этими людьми сбылось слово Христово, Который сказал о таковых: «когда настает скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются» (Мф. 13, 22). И, когда вновь воскурилась злоба бесовская и ожесточились гонения, никто из тех пяти тысяч не вступился за своего пастыря, прослужившего немало лет в Каслинском заводе.

3 июня 1918 года отец Петр отслужил литургию и, совершив в храме отпевание почившего прихожанина, проводил погребальную процессию до кладбища. В это время из разных мест стали раздаваться звуки перестрелки между красногвардейцами и отрядом местного народного ополчения. Вскоре после возвращения с кладбища священник был арестован. Прощаясь с родными и уже догадываясь об уготованной ему Богом мученической кончине, он был совершенно спокоен. Господь укреплял его Своей благодатью; отдавая последние распоряжения, он попросил родных передать всем, кому он вольно или невольно принес огорчение, чтобы простили его. Отец Петр был расстрелян почти сразу же после ареста, в ночь на 4 июня в штабе красногвардейцев в Каслинском заводе.

От пришедшей наутро узнать судьбу мужа супруги священника большевистские власти скрыли, что ее муж расстрелян, заявив, что его увезли в Екатеринбург. Тело замученного пастыря было найдено через несколько дней после освобождения Каслей от большевиков.

7 июля в Каслинском заводе состоялось отпевание и погребение убитых большевиками. Вместе с отцом Петром отпевали протоиерея Александра Миропольского и иерея Петра Смородинцева и двадцать семь убиенных мирян. Накануне вечером в Успенском храме, где служил отец Петр, была совершена заупокойная всенощная, а наутро – литургия.

Современник так описывал эти события: «Народу собралось много, каждый хотел проститься с почившими. Духовенство облачилось в белые облачения, народ поднял иконы и хоругви и с пением “Волною морскою...” двинулись ко гробам. Ясный солнечный день благоприятствовал процессии, хоругви ярко блестели на солнце, с церквей несся красный звон... На каждом проулке процессия встречала и принимала новых богомольцев, которые издали уже молились, увидев лес хоругвей, отражающих лучи солнца и разбрызгивающих блеск в различные стороны... А хор поет: “Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою...” И эти слова являлись как бы вздохом не единичных личностей, а всей массы народа, которая достигла до десяти тысяч... Около церкви процессия была встречена большой толпой народа. Гробы мирян были поставлены в ограде на приготовленные помосты, а гробы священников были внесены в церковь и поставлены рядом с гробом отца Петра Беляева... Церковь была переполнена народом, и продолжительное отпевание было совершено под несмолкаемые рыдания молящихся... Вот Царские врата отворились и священно‐церковнослужители вышли ко гробам, хор запел: “Помощник и покровитель...” и процессия двинулась вокруг храма под звон всех церквей, и через несколько минут над могилой погибших мучеников‐иереев возвышался могильный холм близ правой стены главного алтаря...»

Определением Священного Синода от 17 июля 2002 г. священник Петр Беляев был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.



Собор Вологодских святых

Собор_Вологодских_святых

Празднуется в 3-ю неделю по Пятидесятнице

Празднование Собора вологодских святых установлено в XIX веке. Его установление связывают с именем Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского, который кратковременно управлял Вологодской епархией в 1841 году.

На декабрь 2008 года, официальный сайт Вологодской епархии приводил следующий список святых Вологодской земли:

• Прп. Герасим Вологодский (+ 1178, память 4 марта)
• Прп. Феодор Каменский (+ ок. 1260, память 10 сентября)
• Прав. Иоанн Устюжский (+ после 1262, память 29 мая)
• Прав. Мария Устюжская (+ после 1262, память 29 мая)
• Прп. Киприан Устюжский (+ 1276, память 29 сентября)
• Блгв. кн. Глеб Ростовский, Белоезерский (+ 1280, память 24 июля)
• Прав. Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец (+ 1303, память 8 июля)
• Прп. Сильвестр Обнорский, Пошехонский чудотворец (+ 1379, память 25 апреля)
• Прп. Афанасий Череповецкий, Железный Посох (+ ок. 1388, память 5 июля, 25 сентября, 26 ноября
• Прп. Феодосий Череповецкий (+ ок. 1388, память 5 июля, 25 сентября, 26 ноября)
• Прп. Димитрий игум. Прилуцкий, Вологодский (+ 1392, память 11 февраля, 3 июня)
• Сщмч. Григорий, игум. Авнежский (+ 1392, память 15 июня)
• Прмч. Кассиан, келарь Авнежский (+ 1392, память 15 июня)
• Свт. Стефан, еп. Великопермский, просветитель зырян (+ 1396, память 26 апреля)
• Прп. Димитрий Цилибинский, Вологодский (XIV в., память 24 января, 26 октября)
• Прп. Пахомий Каменский (XIV-XV вв.)
• Прп. Сергий Нуромский, Обнорский, Вологодский (+ 1412, память 7 октября)
• Прп. Павел, пустынник Глушицкий (+ после 1422, память 12 октября)
• Блгв. кн. Мария Заозерская (+ 1424)
• Блгв. кн. Димитрий Заозерский (+ 1424)
• Прп. Ферапонт Белоезерский, Можайский, Лужецкий, чудотворец (+ 1426, память 27 мая, 27 декабря)
• Прп. Кирилл, игум. Белоезерский (+ 1427, память 9 июня)
• Прп. Павел Обнорский, Комельский (+ 1429, память 10 января, 7 октября)
• Прп. Дионисий, игум. Глушицкий, чудотворец (+ 1437, память 1 июня, 12 октября)
• Прп. Александр, игум. Куштский (+ 1439, память 9 июня)
• Прп. Тарасий, игум. Глушицкий (+ 1440, память 13 мая, 12 октября)
• Сщмч. Герасим, еп. Великопермский, Устьвымский (+ 1441, память 24 января, 29 января)
• Прп. Григорий, игум. Пельшемский, Вологодский чудотворец (+ 1442, память 30 сентября)
• Прп. Амфилохий, игум. Глушицкий (+ 1452, память 13 мая, 12 октября)
• Прп. Иоасаф Каменский, миру кн. Андрей Заозерский, Вологодский, Спасокубенский (+ 1453, память 10 сентября)
• Сщмч. Питирим, еп. Великопермский, Устьвымский (+ 1456, память 29 января, 19 августа)
• Прп. Филипп Рабангский (+ 1457, память 15 ноября)
• Прп. Кассиан, игум. Каменский, чудотворец (+ ок. 1463, память 10 сентября)
• Прп. Евфимий, игум. Сянжемский, Вологодский (+ ок. 1465, память 20 января, 11 апреля, 15 октября)
• Свт. Иона, еп. Великопермский, Устьвымский (+ 1470, память 29 января, 6 июня)
• Прп. Макарий, игум. Глушицкий (+ ок. 1480, память 13 мая, 12 октября)
• Прп. Мартиниан, игум. Белоезерский (+ 1483, память 12 января, 7 октября)
• Прп. Коприй Печенгский, Вологодский (+ после 1492, память 4 февраля)
• Прп. Моисей Белоезерский (+ ок. 1492, память 23 февраля)
• Прп. Авраамий Печенгский, Вологодский (+ после 1492, память 4 февраля)
• Христа ради юродивый Леонтий Устюжский (+ после 1492, память 18 июля)
• Прп. Иоанн Устюжский, Христа ради юродивый (+ 1494, память 29 мая)
• Прп. Авксентий Перцовский, Вологодский (+ 1499, память 12 июня)
• Прп. Тимофей Кубенский (XV в.)
• Прп. Досифей Белоезерский, старец (XV в., память 9 июня)
• Прп. Игнатий Белоезерский, Молчальник (XV в., память 9 июня)
• Прав. Кирилл Вельский, Важеский (XV в., память 9 июня)
• Прп. Василий Каменский, Христа ради юродивый (XV в., память 2 августа, 10 сентября)
• Прп. Петр Каменский (XV в., память 10 сентября)
• Прп. Феодосий Глушицкий (XV в., память 13 мая, 12 октября)
• Прп. Антоний Куштский (XV в., память 6 марта)
• Прп. Онуфрий Катромский (+ до XVI века)
• Христа ради юродивый Галактион Белоезерский (+ 1506, память 12 января)
• Прп. Герман Белоезерский (+ 1508, память 23 февраля)
• Прп. Нил Сорский (+ 1508, память 7 мая, 7 апреля)
• Прп. Харитон, игум. Сянжемский, чудотворец (+ 1509, память 28 сентября, 11 апреля)
• Прп. Иннокентий Комельский, в миру кн. Охлябинин, Вологодский (+ 1521, память 19 марта)
• Прп. Онуфрий Перцовский, Вологодский (+ 1521, память 12 июня)
• Блгв. кн. Иоанн Угличский, в иночестве Игнатий, Прилуцкий, Вологодский (+ 1522, память 19 мая)
• Прп. Филипп Ирапский, Череповецкий (+ 1527, память 14 ноября)
• Прп. Кирилл Белый, Новоезерский (+ 1532, память 4 февраля, 7 ноября)
• Прп. Кассиан Комельский (+ 1537, память 16 мая)
• Прп. Корнилий Комельский, Вологодский чудотворец (+ 1537, память 19 мая)
• Прп. Лонгин Коряжемский (+ 1540, память 10 февраля, 16 октября)
• Блгв. кн. Димитрий Угличский, Прилуцкий (+ после 1540, память 19 мая)
• Прп. Иродион Илоезерский (+ 1541, память 28 сентября)
• Прп. Стефан Озерский, Комельский (+ 1542, память 12 июня)
• Прп. Лаврентий Комельский (+ 1548, память 16 мая)
• Прп. Зосима Ворбозомский (+ ок. 1550, память 4 апреля, 7 ноября)
• Прп. Арсений, игум. Комельский, Вологодский (+ 1550, память 24 августа)
• Прп. Нифонт Телеговский, Устюжский (+ 1553, память 12 июля)
• Прп. Афанасий Сяндемский, Вологодский (+ после 1557, память 18 января)
• Прп. Симон, игум. Сойгинский (+ 1562, память 24 ноября)
• Прп. Феодосий Тотемский (+ 1568, память 28 января, 2 сентября)
• Прп. Феодорит Кольский, просветитель лопарей (+ 1571, память 17 августа)
• Прп. Христофор Коряжемский, Сольвычегодский (+ после 1572, память 25 июля)
• Прмч. Агапит Маркушевский (+ 1584, память 21 мая)
• Прп. Сергий Малопинежский (+ 1585, память 16 ноября)
• Свт. Антоний, еп. Вологодский и Великопермский (+ 1588, память 17 января, 9 сентября, 26 октября)
• Христа ради юродивый Иоанн Московский, Большой колпак (+ 1589, память 12 июня, 3 июля)
• Прп. Антоний Черноезерский (XVI, память 17 ?)
• Прп. Даниил Шужгорский (XVI в., память 21 сентября)
• Прмчч. Дионисий, Ефрем, Иероним и Исаакий Обнорские (XVI в.)
• Прп. Петр, иерей Черевковский, Сольвычегодский (XVI-XVII вв., память 9 июня)
• Прп. Викентий Вологодский (XVI-XVII вв., память 19 марта)
• Прав. Афанасий Наволоцкий (XVI-XVII вв., память 18 января)
• Прп. Гурий Шалочский (+ ок. 1603, память 15 ноября)
• Прп. Сергий Шухтомский (+ 1609, память 19 мая)
• Прмч. Евфросин Синоезерский (+ 1612, память 20 марта)
• Прп. Иосиф Заоникиевский, Вологодский, Христа ради юродивый (+ 1612, память 23 июня, 21 сентября)
• Прмч. Галактион Вологодский, в миру кн. Гавриил Иванович Бельский, затворник (+ 1612, память 24 сентября)
• Прп. Вассиан Тиксненский, Тотемский (+ 1624, память 12 сентября)
• Прп. Марк Белавинский (+ после 1630, память 2 августа)
• Сщмч. Симон, игум. Воломский, Устюжский (+ 1641, память 12 июля)
• Прав. Максим, иерей Тотемский, Христа ради юродивый (+ 1650, память 16 января)
• Прп. Тихон Крестогорский, Вохмовский (+ сер. XVII)
• Прп. Леонид Устьнедумский (+ 1654, память 17 июля)
• Прп. Филипп Яиковский, Сухонский (+ 1662, память 17 августа)
• Свт. Маркелл, архиеп. Вологодский (+ 1663, память 22 марта)
• Христа ради юродивые Василий, Иоанн, Иродион, Михаил и Фома Сольвычегодские (+ ок. 1669, память 3 июля)
• Христа ради юродивый Андрей Тотемский (+ 1673, память 10 октября)
• Прп. Антоний, игум. Заоникиевский (XVII в., память 23 июня)
• Прп. Иоанникий, игум. Заоникиевский (XVII в., память 23 июня)
• Прав. Николай Рынин, Вологодский (+ 1837, память 19 марта, 20 июня)
• Свт. Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский (+ 1867, память 30 апреля)
• Прав. Александр Баданин, иерей Вологодский (+ 1913, память 10 марта, 9 февраля)
• Прмч. Никифор (Югов), инок (+ 1918, память в Соборе новомчч. и испп. Российских)
• Сщмч. Варсонофий (Лебедев), еп. Кирилловский, сщмч. Иоанн Иванов, иерей Ферапонтовский, прмч. игум. Серафима (Сулимова), мчч. Анатолий Барашков, Михаил Трубников, Николай Бурлаков и Филипп Марышев (+ 1918, память 2 сентября)
• Сщмч. Прокопий Попов, иерей (+ 1918, память 30 сентября)
• Сщмч. Николай (Караулов), еп. Вельский (+ 1932, память 4 апреля)
• Сщмч. Виктор Усов, иерей (+ 1936, память 8 января)
• Сщмч. Алексий (Бельковский), архиеп. Великоустюжский (+ 1937, память в Соборе новомчч. и испп. Российских)
• Сщмч. Константин Богословский, прот. (+ 1937, память 6 сентября)
• Сщмч. Николай (Клементьев), архиеп. Великоустюжский (+ 1937, память 18 декабря)
• Сщмч. Сергий Рохлецов, прот. (+ 1938, память 25 апреля)
• Мц. Нина Кузнецова (+ 1938, память 1 мая)
• Прав. Иулиания Сольвычегодская (память 21 декабря)
• Прп. Кирилл, пустынник Вологодский
• Прп. Фавст, пустынник Вологодский (память 28 марта)
• Прп. Спиридон, пустынник Вологодский (память 5 декабря)
• Прп. Стефан, игум. Спасо-Кубенский (память 27 апреля)
• Прп. Тимофей Вологодский, игум. Никольского монастыря
• Блгв. кн. Феодор Всеволодович Вологодский

Память святых без указанного дня памяти совершается в день празднования Собора - в 3-ю неделю по Пятидесятнице.


Тропарь
глас 8
Яко светильницы всесветлии, / явистеся в пределех града Вологды, преподобнии отцы наши, Вологодстии чудотворцы: / вы бо, крест Христов от юности своея на рамена вземше, / усердно Тому последовали есте, / чистотою Богови приближившеся, / от Негоже и чудес даров нием обогатистеся; / темже и мы, с верою к вам притекающе, умильно глаголем: отцы преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак
глас 2
Волнений множество невлажно проходяще, безплотныя враги струями слез ваших крепко погрузили есте, Богомудрии и преподобнии, и чудес дар приимше, молите непрестанно о всех нас.

Величание

Величаем вас, / чудотворцы наши славнии Вологодстии, / страну северну лучами добродетелей озарившии / и образ спасения верным / светоявленно показавшии.


Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments