filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

21 мая (03 июня) 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.4)

Продолжение…


Святитель Каллистрат (Цинцадзе), католикос-патриарх всея Грузии

Святитель Каллистрат (Цинцадзе), католикос-патриарх всея Грузии


В миру Цинцадзе Каллистрат Михайлович, родился 12 апреля 1866 года в семье священника в маленьком селе Тобаниери в Имеретии.
Учился в Кутаисском духовном училище, а затем в Тифлисской духовной семинарии, откуда выпустился в 1888 году. После этого поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1892 году со званием кандидата богословия.
В 1893 году был рукоположен в сан священника к Дидубийской церкви Тифлиса (ныне Тбилиси).
В 1903 году переведен в Тифлисскую Квашветскую церковь.
В 1909 году возведен в сан протоиерея.

В течение 32 лет проходил служение в разных храмах Тифлиса, занимал следующие должности: был законоучителем Дворянской гимназии, мужской гимназии имени Левандовского, 1-й мужской гимназии и был членом правления Тифлисской духовной семинарии. При этом пастырская деятельность сочеталась в его жизни с общественной: в разное время исполнял обязанности члена Городской думы, секретаря и члена учёных обществ. Отец Каллистрат был сторонником восстановления автокефалии Грузинской Церкви.
Овдовел.

В 1925 году без пострижения в монашество был хиротонисан во епископа Ниноцминдского и 11 ноября того же года возведен в сан митрополита.
12 января 1927 года был отстранён от управления епархией. В том же году возглавил Манглисскую епархию.


Предстоятель Грузинской Православной Церкви

21 июня 1932 года на VI Соборе Грузинской Церкви был избран католикосом-патриархом всея Грузии, архиепископом Мцхетским и Тбилисским.
Стремился приостановить процесс закрытия, разрушения и разграбления храмов и монастырей, старался сохранить лояльные отношения с советской властью и добивался облегчения налогового гнёта на Церковь. Он не раз обращал внимание советских властей на нарушения закона "О свободе совести". Так, в письме на имя руководителя большевистской организации Грузии К. Чарквиани он отмечал, что:

"если так будет продолжаться, 1600-летняя Грузинская Церковь перестанет существовать, ибо священнослужители вынуждены прекратить служения... пока из советской конституции не изъята статья 124".

Благодаря совместным действиям католикоса-патриарха и грузинской интеллигенции от разрушения были спасены тбилисские храмы Метехи и Квашвети, а также церкви Гелатского монастыря. Особой заботой католикос-патриарха было признание автокефалии Грузинской Церкви поместными Православными Церквами.
Во время Второй Мировой войны советское правительство смягчило свою религиозную политику и католикосу-патриарху удалось добиться улучшения положения Церкви. По его личному ходатайству за время войны из лагерей были выпущены епископ Ефрем (Сидамонидзе), протоиерей Иоанн Лозовский, протодиакон Амвросий Ахобадзе; были открыты 23 храма. Грузинская Церковь начала сбор пожертвований на нужды фронта, за что католикос-патриарх неоднократно получал благодарственные телеграммы от Сталина. Их связывала совместная учеба в Тифлисской духовной семинарии.

Уже 7 ноября 1942 года газеты опубликовали юбилейное приветствие Сталину под которым подписались как католикос-патриарх, так и местоблюститель Московского патриаршего престола Сергий. Избрание митрополита Сергия патриархом дало повод католикосу прислать поздравительную телеграмму 14 сентября 1943 года с выражением надежды на упорядочение отношений между Церквами. Восстановление общения последовало 31 октября того же года, ознаменовавшись сослужением католикоса-патриарха с архиепископом Ставропольским Антонием (Романовским) в кафедральном Сионском соборе Тбилиси.

28 марта 1945 года возглавил Церковный Собор Грузинской Православной Церкви, который принял новое "Положение об управлении Грузинской Православной Церковью".
С 1945 года - участник ряда церковных собраний в СССР, включая Поместный Собор Русской Православной Церкви 31 января-2 февраля 1945 года, Совещание глав поместных Православных Церквей в Москве 1948 года, трёхстороннюю встречу в Тбилиси 5 августа 1950 года с патриархом Московским и всея Руси Алексием и армянским католикосом Геворгом VI, собрание предстоятелей пяти автокефальных Православных Церквей 23 июля 1951 года в Троице-Сергиевой Лавре.
Католикос Каллистрат был видным историком и источниковедом Грузинской Церкви, исследователем наследия Шота Руставели и грузинской христианской литературы. Ему принадлежит ряд важных научных статей и монографий. Доктор богословия.

Скончался 3 февраля 1952 года в Тбилиси. На его погребении в Тбилисском Сионском соборе присутствовала делегация Русской Православной Церкви.
Причислен к лику святых на заседании Священного Синода Грузинской Православной Церкви 22 декабря 2016 года.

Святитель Каллистрат (Цинцадзе), католикос-патриарх всея Грузии 1


Оценки, воспоминания

Однажды патриарх Каллистрат долго молился перед иконой святителя Николая, а затем сказал: "Ты архиепископ, а я патриарх, поэтому услышь и исполни просьбу патриарха".

Существует неподтвержденное иными источниками свидетельство дочери Сталина, С. И. Аллилуевой, о встрече католикоса с вождём СССР:

"Католикос рассказал мне историю, о которой я ничего до тех пор не знала. Во время второй мировой войны Сталина посетила делегация церкви Грузии во главе с тогдашним католикосом Каллистратом. Церковь молилась за победу и беспрестанно собирала средства на оборону. Они не знали, что правительство решило восстановить некоторые права церкви, вновь открыть многие храмы, вызвать из ссылки многих священников, открыть семинарии: это нужно было для победы, для поднятия духа простых солдат. Ничего не подозревая о таких обширных планах, делегация опасалась наихудшего. Каково же было их удивление, когда Сталин встретил их чуть ли не с распростертыми объятиями, угощал и задавал вопросы вроде: „Скажите, что нужно церкви? Мы всё дадим. Каллистрат возвратился в Грузию потрясенный виденным, потому что он был уверен, что видел перед собой почти что раскаяние, во всяком случае - виноватость. Он рассказывал эту историю много раз в кругах духовенства... Каллистрату показалось, что он видел перед собою тогда человека, мучимого совестью".

Архимандрит Антоний (Гулиашвили) вспоминал о нём:

"Мне было лет двенадцать, когда он умер. Он был очень старенький и очень добрый... Когда он скончался, Сталин прислал огромный венок. Святейший был очень-очень милостивым. Помню, как-то в алтаре батюшка детей поругал, а патриарх Каллистрат подозвал их к себе и сказал: "У нас в деревне так учили: если медведь на тебя зарычит, назови его дедушкой, и все будет хорошо, а если медведь зарычит на тебя и ты схватишь палку, медведь и палку поломает, и тебя покусает"... Его племянница вспоминает, как им во время войны привезли мешок муки, а расплатиться нечем. Она попросила деньги у Святейшего. Он был возмущён: "Какой мешок муки? Люди голодают, а патриарх мешками муку закупает?" И распорядился этот мешок раздать людям... Одну историю рассказал мне патриарх Ефрем. Когда он был митрополитом Кутаисским и Гаенатским, однажды приехал к Святейшему в гости. Надо сказать, жил патриарх Каллистрат очень скромно. Заходит владыка в комнату Святейшего, а тот чихает. И вместо того чтобы произнести: "Будьте здоровы", владыка Ефрем сказал фразу, которая переводится с грузинского как "Желаю милости огня". Получилось почти проклятие. И владыка бросился на колени, дополз до патриарха: «Ваше Святейшество, простите, не знаю, что со мной случилось». Тот переждал немного, дал ему успокоиться, погладил по голове и говорит: "Ну, Ефрем, если бы мы были неверующие, мы бы подумали, что ты хотел мне плохого, но мы же верующие, мы же знаем, что каждое доброе дело преследуется диаволом. Вот он и захотел нас с тобой поссорить. Но мы же не можем из-за этого ссориться!"... Они были большими друзьями с патриархом Алексием (Симанским)".


Сочинения

• Автокефалия Грузинской Церкви (Исторический очерк IV-XI вв.). Тифлис, 1905
• Историческая справка по вопросу об автокефальности Грузинской Церкви: Ответ Г. В. Самуилову. Тифлис, 1906.
• Телеграмма святейшего Каллистрата, католикоса-патриарха всея Грузии // «Журнал Московской Патриархии», № 1, 1950

Награды

• награды Российской империи до ордена Анны 2-й степени включительно
• почётный член Московской духовной академии (1949)
(по материалам: https://drevo-info.ru/articles/16610.html)



Преподобная Елена Дечанская (серб. Jелена Дечанска)

Преподобная Елена Дечанская


По преданию, она была сестрой короля Стефана Дечанского, но источники XIV - первой половины XVIII века ничего не говорят о сестре Стефана с таким именем, но содержат сведения о дочери Елене, которая изображена на фресках дечанского собора. Впервые Елена Дечанская названа сестрой короля в «Троношском родослове», сочинении сер. XVIII в. (не ранее 1746), послужившем источником многих легендарных сведений. В нем рассказывается о ее помощи при освобождении монастыря Дечаны от осады отряда Татархана. После поражения в 1691 году в войне с Османской империей и отступления за Дунай войск Священной лиги отряд Татархана в 1692 году осадил монастырь, по словам летописца, "была погибель роду сербскому и народу православному". Но чудесный огонь вырвался из гробниц св. Стефана и Елены Дечанских и убил осквернителей храма.

Почитание св. Елены сложилось в монастыре Дечаны, где в настоящее время находится саркофаг, в котором, по преданию, покоятся ее мощи. На саркофаге сохранились следы вскрытия, однако сведения об освидетельствовании мощей и их местонахождении отсутствуют. Судя по упоминаниям о поклонении мощам прп. Елены Дечанской сербских иерархов митр. Белградского Викентия (Стефановича) в 1753 году и митр. Валевского Феодосия (Стефановича-Поповича) в 1757 году, ее почитание возникло во 2-й четверти XVIII в. Английские путешественники 1860-х годов свидетельствуют, что местные жители ожидали исцелений от гробницы прп. Елены Дечанской.

Мощи прп. Елены Дечанской
(Мощи прп. Елены Дечанской)


В начале XIX века в Дечанах было изготовлено три ковчега для хранения крестов и мощей (один из них был расписан, вероятно, Симеоном Лазовичем, 2-й - его сыном Алексием), на которых были изображены св. Стефан Дечанский и Елена Дечанская, именуемая «святой царицей». В середине - конце XIX века Елена Дечанская неоднократно изображалась вместе со Стефаном Дечанским на гравюрах с видом Дечанского монастыря, в XIX веке ее изображение было включено в состав дечанского иконостаса. Она также изображена в церкви с. Горни-Матеевац под Нишем.

Собор мучеников Холмских и Подляшских

собор_мчч_Холмских_и_Подляшских

Об этих святых можно почитать тут:
https://filin-dimitry.livejournal.com/144450.html


Tags: Грузия, Православие, Святые дня, Сербия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments