filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

19 мая (01 июня) 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч3)

Продолжение...

Преподобный Сергий Шухтомский (Шухтовский)

прп_Сергий_Шухтомский

Преподобный Сергий Шухтомский (в миру Стефан) был схимонахом Шухтомского (Шухтовского) монастыря, расположенного в селе Шухтоме (Шухтове) в 50 километрах от города Череповца. Святые мощи его были погребены под спудом монастырской церкви, ставшей после упразднения монастыря приходским Покровским храмом. Сведения о благочестивой и подвижнической жизни преподобного Сергия приведены в пространной надписи на его гробнице. В ней говорится, что 19 мая 1609 года, в день памяти священномученика Патрикия, епископа Прусского, преставился раб Божий, инок и схимник Сергий, в царствование великого князя Василия Иоанновича Шуйского и при Святейшем Патриархе Ермогене. «Погребено же бысть его трудолюбивое тело в часовне у церкви Живоначальныя Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы, что в Шухтове, во области града Белоозера».

Далее надпись сообщает о том, что святой угодник родился и воспитывался в Казани и, подобно святому Сергию Радонежскому, в младенчестве вместо материнского молока питался «ячменным и неквасным суслом». С возрастом он принимал в пищу лишь сухой хлеб и немного воды, да и то лишь два раза в неделю.

Оставив Казань, преподобный Сергий отправился в трехлетнее паломничество в Палестину, Константинополь и Грецию, поклоняясь святым местам и обучаясь монашеской жизни. Затем, как сообщает надпись, «непострижен из Палестины прииде в Великий Новград в соборную церковь Софии Премудрости Божией; из Новаграда пойде в Соловецкую обитель преподобных отец Зосимы и Савватия».
В 1603 году святой угодник Божий пришел в Вологодский край, где принял иноческий постриг от настоятеля Череповецкого Воскресенского монастыря архимандрита Исаии, который, будучи иконописцем, написал впоследствии образ своего святого постриженника.

О суровом аскетическом образе жизни преподобного Сергия надпись говорит в следующих подробностях: «Пребываше без сна день и нощь; в молитвах же и в постех, и в коленопреклонениих, постели себе не имеяши; егда же вздремаше, тогда мало сна приимаше на локтех точию и на колену».

Преподобный Сергий преставился в возрасте 50 (или 75) лет. При жизни был прославлен Господом многочисленными чудотворениями и удостоен дара пророчества. О внешнем облике святого схимника в надгробной надписи сказано: «Возрастом бе мал, лице имея бело, кругло, власами черн, кудреват, брады не имеяши, мантия долга, ряса черна».

Тропарь преподобного Сергия Шухтомского
глас 8
Бденными молитвами и потоки слезными пустыню напоил еси/ и из глубины воздыханьми ю расплодил еси/ и бысть постнически равно Ангелом житие твое;/ страдальчески бореньми, яже от бесов и от ненаказанных человек, претерпел еси/ и Ангелом собеседник явися,/ Божественнаго винограда насеятель быв;/ и, оставив временное житие, преселился еси в жилище Небесное./ Темже тя почитаем, преподобне отче наш Сергие,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Мученик Калуф Египтянин

Святой мученик Христов Калуф пострадал в царствование Максимиана1. Он был родом из египетского города Фив2 и за исповедание веры во Христа схвачен был и предан игемону. Последний велел привязать ему на шею большой камень и повесить его вниз головою, после чего палачи стали бить его, но святой мученик говорил им:

- Я желаю блаженства будущей жизни и ради этого терпеливо переношу побои и страдания.

После такого истязания святого сняли с дерева и стали принуждать его принести жертву идолам, но он отказался сделать это. Тогда его бросили в огонь, где он и принял кончину временной жизни.
________________________________
Примечания.
1
Здесь разумеется Максимиан Геркул, соправитель Диоклитиана, с титулом августа управлявший Италиею и Африкою с 284 до 305 года.
2 Город Фивы находился в верхнем Египте и расположен был на обоих берегах реки Нила.

Преподобный Иоанн Готфский, епископ

прп_Иоанн_Готфский

Преподобный Иоанн, епископ Готфский, жил в VIII веке. Будущий святитель был родом из Тавроскифии (в Крыму), сын благочестивых родителей Льва и Фотины. Иоанн с детства был посвящен на служение Богу, потому что родился по усердной молитве своих родителей и с юности подвизался в иночестве.

В 754 году православные в Готфии избрали Иоанна во епископа. Но не сразу принял сан преподобный, а обошел все святые места. Возвратившись, он отправился в Грузию (Иверию), сохранившуюся от распространения иконоборческой ереси, где был хиротонисан.
В 780 году, при императрице Ирине, послал Константинопольскому патриарху Павлу свиток с изложением веры (выписки из Ветхого и Нового Заветов о почитании икон). По удалении Павла (в августе 784 года), с разрешения императрицы Ирины, приходил в Константинополь по делам церковным, участвовал в Никейском Соборе, восстановившем иконопочитание. По возвращении епископ Иоанн нашел, что хазары заняли своим гарнизоном Дори, главный город его епархии. Иоанн убедил властителя Готфии выгнать хазар. Но каган хазарский вновь овладел этим местом, многих казнил, а Иоанна отдал под стражу. Верные помогли епископу бежать за море, в Амастриду.

Через четыре года, услышав о смерти хазарского властителя, святитель сказал: «Через 40 дней я пойду судиться с ним перед Христом Спасителем». Действительно, через 40 дней, 26 июня святитель скончался, это произошло в то время, когда он обращался с поучением к народу, в 790 году. С честью быт провожаем «с фимиамами и свечами до самого корабля» Амастридским епископом Георгием, и тело его 29 июля было доставлено в Готфию, в монастырь Парфенит, расположенный в Крыму у подошвы горы Аю-Даг, где прежде жил святитель у построенного им большого храма во имя святых апостолов Петра и Павла. Об этом свидетельствует надпись на камне, найденном на южном берегу Крыма: «Этот всечестный и Божественный храм святых славных всехвальных и первоверховных апостолов Петра и Павла был построен с основания в давние времена иже во святых отцем нашим архиепископом города и всея Готфии Иоанном исповедником». Память святителя Иоанна празднуется также 26 июня/9 июля.

Собор мучеников Холмских и Подляшских

собор_мчч_Холмских_и_Подляшских

В 2003 году Автокефальная Православная Церковь в Польше прославила в лике святых новых мучеников. Когда, казалось бы, Православие в этих землях почти уничтожено, православный мир становится свидетелем одного из значительных событий в церковной истории - причисление к лику святых Мучеников Холмских и Подляшских. За всю историю Автокефальной Православной Церкви Польши это вторая канонизация святых, которые жили и действовали во время автокефального бытия Польской Православной Церкви.
В 2003 году Автокефальная Православная Церковь в Польше прославила в лике святых новых мучеников Холмских и Подляшских. В ХХ веке Холмская и Подляшская земля стала местом особенного страдания, местом Голгофы для Православия, тут пролилась кровь мучеников за святую Православную Веру.

Прославление мучеников Холмских и Подляшских – важное событие не только в жизни Польской Поместной Православной Церкви, причислившей их к лику святых, но и всего Православия. Особенное значение имеет оно для украинского Православия, ведь именно сыны украинского народа пополнили сонм святых. И теперь они стали нашими небесными заступниками перед Престолом Всевышнего.
Решение о причислении Мучеников Холмских и Подляшских ХХ века к лику святых Священный Собор Епископов Автокефальной Православной Церкви Польши принял 20 марта 2003 г. в Люблине. К лику святых причислены восемь человек, мученически скончавшихся на Холмщине и Подляшье в сороковых годах прошлого века. Это протопресвитер Василий Мартыш, прот. Павел Швайко с праведной Иоанной, о. Николай Голец, о. Лев Коробчук, о. Петр Огризенко, о. Сергий Захарчук, монах Игнатий.
Учрежден Собор Святых Мучеников Холмских и Подляшских. В нем имена тех, кого «знаем, и тех, чьих имен не знаем, а ведомы они только Всемогущему Богу». Утверждены литургические тексты и икона новых святых. Празднование Собора Святых Мучеников Холмских и Подляшских установлено в первое воскресенье июня.

Торжества прославления мучеников Холмских и Подляшских, т.е. объявление миру о причислении к лику святых новых подвижников, состоялись 7-8 июня 2003 г. в Холме, древней столице Холмской земли, на протяжении веков бывшей центром духовной жизни региона.
Торжества возглавил первоиерарх Автокефальной Православной Церкви Польши Его Блаженство Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, сын Холмской земли. В торжествах участвовали все иерархи Православной Церкви Польши (архиепископы Симон, Адам, Иеремия, Авель, епископы Мирон, Иаков, Григорий) и представители большинства Автокефальных Православных Церквей.
Представителем Вселенского Патриарха Варфоломея был митрополит Геннадий (Италия). Присутствовал также Предстоятель Финской Автономной Православной Церкви (в юрисдикции Константинопольского Патриарха) митрополит Карельский и всей Финляндии Лев. Были представлены такие Автокефальные Православные Церкви: Александрийский Патриархат (митрополит Серафим, ЮАР), Московский Патриархат (епископ Феодосий, Россия), Сербская Православная Церковь (епископ Василий, Босния и Герцеговина), Румынская Православная Церковь (епископ Софроний, Венгрия), Греческая Православная Церковь (епископ Агафангел, Греция), Албанская Православная Церковь (архимандрит Иустин), Американская Православная Церковь (архимандрит Закхей). Прибыли православные иерархи из Беларуси (епископ Иоанн) и Украины (митрополит Илларион, архиепископы Варфоломей, Августин, Симеон). В празднованиях участвовал священник Украинской Православной Церкви Канады (которая находится под омофором Вселенского Патриарха) прот. Николай Сидорский.

Послание по поводу прославления прислал Блаженнейший митрополит Виннипега и всей Канады Василий, первоиерарх Украинской Православной Церкви Канады. Он является наследником блаженной памяти митрополита Илариона, который во время мученичества Мучеников Холмских и Подляшских – в 40-е годы ХХ в. – был архипастырем Холмщины и Подляшья, архиепископом (позже митрополитом) Холмским и Подляшским.

Торжества состоялись в единственном ныне в Холме православном храме – кафедральной церкви св. Иоанна Богослова. Празднования начались всенощным бдением, которое возглавил митрополит Савва. После всенощной отслужили последнюю панихиду по прославленным Церковью мученикам Холмским и Подляшским. Затем митрополит Савва сказал проповедь о значении прославления святых для православного христианина, подчеркнул, что День Прославления – это Пасха для Холмщины. Во время богослужения, которое продолжалось всю ночь, был отслужен акафист перед Холмской иконой Божией Матери и панихида с заупокойным акафистом. В шестом часу утра в храме св. Иоанна Богослова была отслужена ранняя Божественная Литургия.

Официальные воскресные торжества начались в половине десятого у престола, сооруженного на площади возле храма. После встречи архиереев, всех присутствующих приветствовал своим словом на украинском, польском и русском языках местный архиерей – архиепископ Люблинский и Холмский Авель. С этой минуты начался чин прославления новомучеников Холмских и Подляшских.
Секретарь Священного Собора Епископов Автокефальной Православной Церкви Польши архиепископ Лодзинский и Познанский Симон огласил на церковно-славянском языке Деяние Священного Собора Польской Церкви о причислении к лику святых Мучеников Холмских и Подляшских. Затем хор семинаристов Варшавской Духовной Семинарии и студентов Христианской Богословской Академии под управлением Владимира Волосюка впервые исполнил тропарь, кондак и величание новопрославленным святым.

Одновременно из Свято-Иоанно-Богословского храма была торжественно вынесена икона Собора свв. Мучеников Холмских и Подляшских и мощи новопрославленных святых. Митрополит Савва благословил народ иконой Собора свв. Мучеников Холмских и Подляшских со словами: «Христос Воскресе!».

Пока присутствовавшие архиереи и народ прикладывались к иконе и мощам, хор исполнил написанный специально для торжества кант Мученикам Холмским и Подляшским, слова которого принадлежат холмскому поэту Тадею Карабовичу, а музыка – молодому композитору Юрию Волосюку.

После прославления началась торжественная Божественная Литургия, которую возглавил митрополит Варшавский и всея Польши Савва. Ему сослужили все присутствующие иерархи. Митрополит Савва произнес проповедь о великом событии прославления мучеников Холмских и Подляшских на русском, польском, украинском и белорусском языках. После Литургии был отслужен молебен новопрославленным святым мученикам. В завершение празднования послание Святейшего Вселенского Патриарха Варфоломея зачитал министр Станислав Цёсек, затем выступил со словом мэр г. Холма Кшиштоф Грабчук.

В торжествах участвовали более 100 священников и около 2 тыс. паломников из Холмщины и Подляшья и всех епархий Православной Церкви Польши. Прибыли также сыны Холмщины, которые живут за пределами отчего края: из Львова, Луцка, Владимира-Волынского, а также Германии и Англии. Среди паломников были близкие новопрославленных мучеников: сестра священномученика Льва Надежда Горлицкая-Коробчук и семья священномученика Василия из Варшавы и Люблина.
Присутствовали представители государственных и самоуправленческих властей, Римо-католической и старо-католической церквей, дипломатического корпуса, украинских общественных организаций. Официальным представителем президента Польши Александра Квасневского был министр Станислав Цёсек. Присутствовал также чрезвычайный и полномочный посол Украины в Польше Александр Никоненко.

В связи с празднованиями Люблинско-Холмская православная епархия издала книжечки на украинском и польском языках под названием «Прославление Мучеников Холмских и Подляшских» Холм, 7-8 июня 2003 г. (Холм 2003), под редакцией и обработкой Григория Куприяновича. Иконки Собора святых Мучеников Холмских и Подляшских можно было приобрести во время торжеств.

Холмские торжества прославления Мучеников Холмских и Подляшских 7-8 июня 2003 г. стали крупнейшим церковным праздником в истории Православия на Холмщине и Подляшье. Еще никогда не собирались здесь одновременно представители такого большого количества поместных православных церквей, впервые служилась Божественная Литургия с участием 19-ти архиереев. Для украинского православного народа Холмщины и Подляшья это был день славы и торжества Православия.

Тропарь Собору мучеников Холмских и Подляшских

Благословен еси Христе Боже наш, мученики земли Холмския и Подляшския прославивый, гонения жестокая и муки Тебе ради претерпевшия, и сими в стране нашей святое Православие утвердившия, их же молитвами Господи, единомыслие и братолюбие в сердцах наших утверди, миру умирение, Церкви утверждение, и всем грехов оставление даруя

Кондак Собору мучеников Холмских и Подляшских

Любве Божия союзом связавшеся, и кровию мучения украсившеся, Холмския земли и Подляшския мученицы святи, злобу человеческия ненависти страданьми честными разрушили есте, темже и вечную славу наследовасте. О нас молитеся ко Господу, даровати всем велию и богатую милость.
Tags: Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments