filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

09 (22) мая 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение…


Мученики Николай Новый Вуненский, Фессалийский, и с ним мчч. Тирнавских: Ардомия (Армодия), Григория, Иоанна, Димитрия, Михаила, Акиндиния, Феодора, Панкратия, Павла, Христофора, Пантолеона, Еводия, Емилия (Емилиана) и мцц. Ирины и Пелагии

Мученик Николай Новый Вуненский, Фессалийский
(Мученик Николай Новый Вуненский, Фессалийский)


Николай происходил с Востока и с юности выказывал глубокое благочестие. Его взяли в армию, где он отличился такой храбростью, что император Лев VI Мудрый, несмотря на молодость Николая, поручил ему командование отрядом из тысячи воинов. Отряд был послан в Фессалию охранять город Лариссу. Николай заботился о том, чтобы его подчинённые научались страху Божию в такой же степени, что и воинскому искусству.
В начале X века в Фессалию вторглись враги, взяли Димитриаду (ныне Волос), и, истребляя население и грабя города и сёла, приблизились к Лариссе. Понимая, что его отряду не устоять, Николай приказал вывести всё население из города. Сам же он с несколькими воинами ушёл к подвижникам на гору рядом с Тирнавой в 16 километрах северо-западнее Лариссы.

Постом и молитвой Николай стяжал мир, который не может принести ни одно земное царство. Как-то ночью, когда Николай и его друзья молились, им явился ангел и объявил, что они должны готовиться к принятию мученического венца.

Несколько дней спустя завоеватели напали на скит. Николай шёл впереди христианских воинов и ободрял их пламенными словами, так что сначала они взяли верх над врагами, но потом оказались в окружении. Варвары схватили их и подвергли жестоким пыткам, требуя отказа от христианской веры. Святые остались непреклонны, как-будто кто-то другой страдал за них, и скончались, не отрекшись от Христа и Его Царства. Их звали: Ардомий (Армодий), Григорий, Иоанн, Димитрий, Михаил, Акиндиний, Феодор, Панкратий, Павел, Христофор, Пантолеон, Еводий и Емилий (Емилиан). Две женщины, Ирина и Пелагия, также удостоились мученической кончины.
Убежать удалось одному лишь Николаю. Уйдя чуть дальше на юг, он укрылся на лесистой горе Вунени рядом с Кардицей. Некоторе время вёл там безмолвную жизнь в пещере у большого дуба. Побеждая страсти и нападения демонов, он блистал сиянием добродетелей.

Варвары тем временем продолжали истреблять народ и всюду искали прославленного полководца. Наконец они обнаружили его, внезапно напав, схватили и пытками хотели заставить отречься от Христа. Николай отвечал, что сохранит верность Ему до последнего издыхания. Варвары долго глумились над ним, а затем пронзили насквозь его собственным копьём.


Почитание

После того, как захватчики ушли, Ларисский епископ вместе с выжившим населением вернулся в город. Он перенёс в Лариссу мощи Тирнавских мучеников. Но тело святого Николая до времени оставалось сокрытым внутри дуба и было чудесным образом сохранено от тления и диких зверей.

Много лет спустя, около 985 года, Фессалийский наместник Евфимий, будучи болен проказой и исчерпав все врачебные средства, обратился за помощью к святым. Он помолился великомученику Димитрию, а затем отправился в Лариссу к мощам святителя Ахиллия. Ему было видение, в котором он получил указание искупаться в источнике рядом с телом святого Николая на горе Вунени. В результате кропотливых поисков ему удалось найти наконец это место и обрести тело святого. Здесь вельможа построил церковь, чтобы положить в ней святые мощи. После нового откровения Евфимий нашёл и источник. Искупавшись в нём, он полностью исцелился.

Мученику Николаю Вуненскому посвящены многие церкви Фессалии. Его честная глава ныне почивает в монастыре святого Николая на острове Андросе.



Святитель Максим III, епископ Иерусалимский

Память 9 мая (Греч.), 26 августа (Груз.)

Максим притерпел мучения за веру во время гонений при императоре Галерии в начале IV века - один из глаз Максима был вырван, одна нога обожжена, а сам он осужден на принудительный тяжкий труд.
После освобождения святитель Макарий Иерусалимский рукоположил его епископом на Диоспольскую (Лиддскую) кафедру, но, Иерусалимская паства не захотела отпустать Максима и Макарий оставил его при себе в качестве помощника и наследника.

После кончины Макария в 333 или 334 году Максим стал Иерусалимским архипастырем.
В 335 году участвовал в Тирском Соборе, но не подписал осуждение свт. Афанасия Великого, и 346 году с большой радостью приветствовал возвращение святителя Афанасия из изгнания.
Святитель Максим освятил новопостроенную базилику Святого Гроба в честь Воскресения Христова. Как православный архиерей, Максим подвергся преследованию от ариан.

Скончался, по разным данным, в 348, 349 или 350 году.

Наследником его стал святитель Кирилл, которого он же и рукоположил во пресвитера незадолго до своей кончины.
Память святителя Максима значится в грузинской литургии под 26 августа, а в греческих Православных Церквах и в римо-католическом Латинском Иерусалимском Патриархате она совершается 5 мая.



Мученик Константин Корнуоллский, король Думнонии


Сын короля Думнонии, родился около 520 года. Вероятно, унаследовал думнонский трон от отца уже в молодости.

Современник Константина, преподобный Гильда Премудрый, называет короля "тиранический детёныш нечистой дамнонской львицы" и нелицеприятно обличает его в ряде преступлений. По словам Гильды, Константин, в течении многих лет "погрязший в частых и разнообразных тошнотворностях прелюбодеяний", выгнал свою законную супругу; затем он преступил торжественную клятву не чинить "обманов гражданам"; и, наконец, коварно облачившись в игуменские одежды, совершил святотатственное убийство двух юных королевичей на молитве в храме.

В зрелом возрасте характер Константина переменился. Смерть любимой жены стала для него большим горем. Затем случилось так, что во время охоты преследуемый королём олень укрылся в келлии преподобного Петрока. Поражённые силой его святости, король и его оруженосец тут же приняли Христианство.

Константин стал со-основателем монастыря в Корнуолле, а вскоре после этого отрёкся от трона в пользу своего сына Бледрика и вступил на путь подвижничества. Странствовал среди своего народа, основывая церкви. В частности, предания указывают его как основателя храмов в местах, где ныне находятся названные его именем деревни (Константин (Constantine) и Константин-Бэй (Constantine Bay), Корнуолл); в Иллагэн (Illogan), Корнуолл; а также в Милтон-Эбботе (Milton Abbot) и Дансфорде (Dunsford), Девон. Впоследствии святой Константин отправился к святителю Давиду Валлийскому в Меневию, где много лет подвизался как монах. Основал храм в Кошстон (Cosheston, ранее Costyneston, т. е. "Константиново село").

К концу земной жизни поселился отшельником на месте будущего Косместона (Cosmeston, ранее также Costyneston) в южном Уэльсе. Возможно, там и скончался, однако устойчивое предание гласит, что он потом отправился дальше на север, проповедовал в Галлоуэе и принял мученичество от рук язычников на полуострове Кинтайр в Шотландии. Согласно преданию, это произошло в 576 году.


Почитание

Имя святого Константина закрепилось за рядом мест, а костяной охотничий рог, подаренный королём преподобному Петроку после своего обращения ко Христу, долго сохранялся как реликвия в Бодмине. Однако со временем предания о святом короле Константине переплелись с памятью о других одноимённых деятелях его эпохи, особенно святом Константине Стратклайдском.

Письменная традиция, прослеживаемая до Гальфрида Монмутского в XII веке, содержит ряд сомнительных сведений о Константине. Здесь он представлен племянником короля Артура, который оставил ему после себя титул верховного короля Британии. Годом его восшествия на трон указывается год битвы при Камлане, в которой "сэр Константин" якобы оказался единственным уцелевшим. Наконец, королевичами, умерщвлёнными Константином, называются его племянники - сыновья Мордреда, убитые на самом деле в Винчестере и Лондоне.

В житии святого Константина, помещённом под 11 марта в "Абердинском бревиарии" XVI века, отражена шотландская традиция его почитания и приведены некоторые детали его мученичества. Согласно бревиарию, святой жил, видимо, среди пиктов, которые подвергли его жестоким пыткам и отрубили руку до плеча. После этого Константин скончался на руках своих спутников на Кинтайре в 576 году. Сообщаемый другим преданием день кончины святого Константина - 9 марта - относится к корнуоллско-валлийской традиции.


Tags: Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments