filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

19 мая - день памяти жертв геноцида понтийских греков...

19 мая - день памяти жертв геноцида понтийских греков, осуществленный правительством младотурок и продолженный кемалистами в 1915—1923 в Османской империи, против греческого населения исторического Понта.

Национальный день памяти геноцида понтийского эллинизма 1

В самой Турции 19 мая отмечают национальный праздник "День молодежи и спорта". Этот национальный турецкий праздник связан с высадкой 19 Мая 1919 г. Мустафы Кемаля в Самсуне и началом полномасштабных зачисток кемалистской революции.
Турция до сих пор отказывается признавать геноцид народов, населявших Османскую империю, которых планомерно уничтожали в начале прошлого века и изгоняли с территории сегодняшней Турции. А с теми странами, кто решается это признать, разрывает дипломатические отношения, как это было несколько лет назад со Швецией.

В марте 1915 года в окрестностях города Смирны (ныне Измир) и в причерноморском регионе Понт младотурками была осуществлена резня греков, призванных незадолго до этого в турецкую армию. По свидетельству германского военного атташе, военный министр Энвер-паша сказал в октябре 1915 года:

Я хотел бы решить Греческую проблему в ходе войны... тем же путём, каким я, кажется, решил Армянскую проблему.

Именно 19 мая 1919 года, день высадки войск Кемаля в Самсуне и начало второй волны резни, отмечается как день Геноцида понтийских греков.


19 мая 1919 года Мустафа Кемаль Ататюрк высадился в Самсуне, чтобы принять командование над двумя армейскими корпусами в Анатолии. С этого дня турецкий геноцид понтийских греков, который начался уже несколько лет назад, достигает своего апогея. Понтийцы стали жертвами кемалистского плана — очистить Малую Азию от национальных меньшинств. Союзница Турции — Германия, имевшая собственные экономические интересы в Энгисе и на среднем Востоке, не противилась уничтожению христианского населения и даже содействовала распространению геноцида. Под руководством немецкого полковника Лимана фон Сантера Турция начала мобилизацию христиан в рабочие отряды, которые, в действительности, стали лагерями смерти. По свидетельству немецкого консула Амиса Кухова, в 1916 году практически все население Синопа и прибрежных территорий было выдворено.

Занятие русскими войсками Трапезунда и появление партизанских отрядов послужило младотуркам лишним поводом к истреблению всего греческого. Все население, от мала до велика, было вынуждено перебираться с место на место, жить впроголодь и гибнуть. К февралю 1917 года погибло более четверти перемещенного населения, остальные же были доведены до крайнего обнищания. Так, при турецком градоначальнике Керасунда Топале-Османе, из 14 тысяч греков, проживающих в городе выжили лишь 4 тысячи.

Жестокость приверженцев Ататюрка была очевидна как внутри страны, так и для всей мировой общественности. Юрисконсульт Константинопольской комендатуры и президент следственной комиссии султанского правительства Фери-паши, Джемаль Нузхет, резко осудил действия Кемаля, обвиняя его в том, что тысячи греков были заживо сожжены в храмах, что их поселения разграблены, женщины подвергались насилию, и в целом около 90% процентов греческого населения Пафры было уничтожено. Европейские и американские гуманитарные организации и консульства подтверждали эти заявления. Газета Telegraph в мае 1922 года опубликовала протест украинской дипломатической миссии, которая стала свидетельницей разрушений, насилия и убийств в Самсуне.

АТАТЮРК Мустафа Кемаль (Atatrk Mustafa Kemal)
(АТАТЮРК Мустафа Кемаль (Atatrk Mustafa Kemal))

В октябре 1922 года при посредничестве союзнических сил греческое правительство и Кемаль договорились перевезти выживших понтийских греков на турецких кораблях в Константинополь и оттуда на греческих судах в Грецию. Ответственным за перевозку беженцев был назначен Александрос Паллис.

Первый корабль с беженцами отплыл в Грецию из Самсуна через Константинополь в ноябре 1922 г. Отток беженцев продолжался и весь 1923 год. В 1924 году христианское население Понта подпало под греко-турецкий договор об обмене населением. В общей сложности более 350 тысяч понтийских греков в городах и деревнях, в ущельях и в горах, в тюрьмах и ссылках приняли смерть от рук младотурок.

Среди тех, кто оказался среди переселенцев был и преподобный Арсений Каппадокийский, крестивший младенца Арсения, ставшего потом великим Афонитом преподобным Паисием Святогорцем. В 1924 г. при переселении малоазийских греков прп. Арсений сопровождал свою паству и умер через 40 дней после прибытия в Грецию, на острове Корфу. Младенец Арсений также чуть не погиб во время этого переселения...Вот как об этих событиях описывается в Житии старца:

Итак, в Фарасах, на каппадокийской земле, вырастившей многих Святых, 25 июля 1924 года, в день Успения святой Анны, родился Старец.

   При Крещении родители хотели дать ему имя деда — Христос. Однако преподобный Арсений сказал бабушке младенца: «Послушай, Хаджианна, ведь я окрестил тебе столько детей! Неужели ты не дашь хоть одному из них мое имя?» А родителям Старца преподобный Арсений сказал: «Хорошо, вот вы хотите оставить кого-то, кто пошел бы по стопам деда. А разве я не хочу оставить монаха, который пошел бы по моим стопам?» И, повернувшись к крестной матери, произнес: «Скажи: Арсений». То есть Преподобный дал Старцу свое имя и свое благословение, а также предвидел, что он станет монахом, как и произошло в действительности.

   В том же году, когда родился Старец, произошел Обмен Населением и греки Малой Азии были с корнем вырваны из родного отеческого края. Вместе с остальными фарасиотами и преподобным Арсением семья Старца отправилась в горький путь эмиграции. На корабле, в давке и толчее, кто-то наступил на младенца, и его жизни угрожала опасность. Но Бог сохранил избранного Своего живым, потому что ему предстояло стать поводырем многих душ в Небесное Царство. Потом сам Старец — разумеется, по смирению — говорил: «Если бы я умер тогда — только что получив Благодать Святого Крещения, — то меня бросили бы в море и мое тело съели бы рыбы. Какая-нибудь рыбешка сказала бы мне за это, по крайней мере, «спасибо», и моя душа пошла бы в Рай». Старец подразумевал, что, оставшись в живых, он якобы не сделал ничего доброго.


будущий прп. Паисий Святогорец в пятилетнем возрасте с родителями
(будущий прп. Паисий Святогорец в пятилетнем возрасте с родителями)

   Приплыв в Грецию, беженцы недолгое время пробыли в порту Пирея, а затем были переведены в крепость острова Керкира, где преподобный Арсений скончался и был погребен, согласно его собственным пророческим словам: «Я проживу в Греции сорок дней и умру на острове». С Керкиры беженцы перебрались сначала в одно селение недалеко от Игуменицы, а окончательно осели в Конице.


Сопротивление

Нельзя сказать, что греки не сопротивлялись истреблению.

Угроза смерти вынуждала богатых греков выплачивать определенную денежную сумму в 20 золотых лир (“петели”), неимущим же приходилось уходить в горы. Здесь же оказывались и те, кто дезертировал из турецкой армии из-за невыносимых условий в ней. Так начали создаваться первые партизанские группы, которые действовали как сообща, так и по отдельности, ведя отчаянные бои с прекрасно вооруженной и обученной турецкой армией.

Партизанская война сосредоточилась в основном в западных областях Понта, в районах Амиса и Пафра. Только благодаря защите населения, которую обеспечивали партизанские отряды, из 183 тысяч проживавших в Амисе греков в эти годы выжило по крайней мере 50 тысяч. В 1915 году в борьбу с турками вступает отряд Василь-аги (Василеоса Анфопулоса), который сеял ужас среди турок в Амисе.

Партизанам под началом Пандель-Амису (Панделиса Анастасиадиса) удалось противостоять многотысячной турецкой армии в многодневной битве под Агиу-тепе (16 ноября 1917 года). Тот же отряд участвовал в важном сражении у Небентага (конец 1917 года) под Пафрой. Когда закончились все боеприпасы, отряд предпочел погибнуть, но не попасть под власть турок.

Осенью 1921 года воины Кутса-Анастаса (Анастасиоса Пападопулоса) уничтожили 700 турецких солдат в битве против турецкого военачальника Лива-паши на горе Топсам.

В конце 21 года местечко Дазли стало местом столкновения между партизанами и командиром Джемалем Джевитом, который был уничтожен с помощью Истила-аги.

В восточном Понте защитники Санты вынудили турок дать ей неписаные права неприкосновенности. В битве под Копалантами 25 января 1918 года победа над турецкими войсками обеспечила спокойствие этой территории вплоть до 21 года, когда Кемаль Ататюрк решил отправить огромную армию для борьбы с партизанским движением в этом районе. Глава местного партизанского движения, Евклидис Куртидис, успел лишь вывести оттуда женщин и детей.

Достойны упоминания также отряды Евстафия Феодоридиса, Иорданиса Тсарухонета, Иоанниса Кианхидиса, молодого священника Панайотиса Макридиса и Димосфена Евфремидиса.

По сегодняшним подсчетам, партизанское движение состояло из 6-7 тысяч участников, условия жизни которых были исключительно жалкими. Суровые погодные условия, холод и снег не оставляли возможности прокормиться за счет окружающих деревень. Обладая лишь почти первобытным оружием (ножами, кирками и т.д.) они пытались оградить мирное население от турецких нападок. Долгое время их единственным источником вооружения служили отобранные в результате удачных столкновений с турками “трофеи”, и лишь позднее партизанам стали помогать оружием русские.

Понтийские греки, воины вооруженного сопротивления, начало 20 века
(Понтийские греки, воины вооруженного сопротивления, начало 20 века)

Однако отсутствие единого руководства и надлежащего вооружения в конце концов привели это движение к поражению.

Когда же русские оставили Трапезунд в феврале 1918 года, половина его населения снялась с насиженных мест и последовала за отступающей русской армией. Большинство этих беженцев осело в районе Кавказа и грузинского побережья.

160000 мужчин было депортировано во внутренние области Анатолии, и большинство их погибло в дороге. Примерно 400 000 беженцев направились в Грецию, в Россию - около 135 000. Вследствие систематического истребления, предпринятого турками, все побережье Понта было очищено в национальном, религиозном и расовом аспекте от компактного греческого населения, жившего там более 3000 лет.

Национальный день памяти геноцида понтийского эллинизма 2

Остались лишь те немногие, что приняли ислам и притворившиеся таковыми. Поэтому на Понте еще существуют тайные христиане.

Бежавшим в Россию грекам тоже пришлось несладко. Сразу после революции они планомерно стали подвергаться репрессиям, поскольку с народами России их роднила православная вера, а большевики как раз начали ее истреблять. За годы советской власти были репрессировали сотни тысяч понтийских греков. В том числе и живших в Крыму, о чем сейчас часто говорят.

Всего число жертв геноцида греков по разным оценкам составляет от 850 тыс. до 1,5 млн. человек.

Геноцид понтийских греков признан только парламентом Греции и штатом Нью-Йорк.

Сегодня во многих храмах мира служится панихида по убиенным.
(использованы материалы: http://www.immigrant-press.ru/2011/05/19-maya-den-pamyati-zhertv-pontiyskogo-genotsida/; http://www.newsbomb.gr/ru/story/588049/den-pamyati-zhertv-genocida-pontijskih-grekov; http://agionoros.ru/docs/1198.html; Житие прп. Паисия Святогорца)

Tags: Греция, Турция, геноцид, зло, ислам, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments