filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

02 (15) мая 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 6-я по Пасхе.

Свт. Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (373); перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1072 и 1115); прп. Афанасия Свирского (ок. 1550).
Свт. Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца (1654); мч. Еспера, мц. Зои и чад их, мчч. Кириака и Феодула (II); блгв. и равноап. царя Бориса (во Святом Крещении Михаила) (907), принявшего Крещение со своим народом в IX веке (Болг); свт. Серапиона, митрополита Сарского и Подонского (1652; Тамбов.); свт. Панарета, епископа Пафского (1790/1791; Греч.).
Перенесение главы ап. Тита из Венеции на Крит (1966; Греч., Амер.-Антиох.).

Икон Божией Матери: Путивльская (1635); Вутиванская.


Святые дня, молите Бога о нас!



Святитель Афанасий Великий, Александрийский, архиепископ

святитель_Афанасий_Великий

Память 18 января, 2 мая.


Родился около 297 года в городе Александрии в семье благочестивых христиан. Он получил хорошее светское образование, но еще более глубокие познания приобрел прилежным изучением Священного Писания. С отроческих лет будущий великий святитель Афанасий стал известен Александрийскому Патриарху, святому Александру при следующих обстоятельствах. Однажды группа детей, среди которых находился и отрок Афанасий, играла на берегу моря. Дети-христиане решили крестить своих сверстников-язычников. Отрок Афанасий, которого дети избрали "епископом", совершал крещение, в точности повторяя слова, слышанные им в церкви при этом таинстве. Все это наблюдал из окна Патриарх Александр. Потом он велел привести к себе детей и их родителей, долго беседовал с ними и, удостоверившись, что крещение, совершенное детьми в игре, было во всем согласно с церковным уставом, признал крещение действительным и дополнил его миропомазанием. С этого времени Патриарх наблюдал за духовным воспитанием юного Афанасия и со временем присоединил его к клиру, сначала чтецом, а затем посвятил в сан диакона. В этом сане святой Афанасий сопровождал Патриарха Александра в 325 году на I Вселенский Собор в Никее. На Соборе святой Афанасий выступал с опровержением ереси Ария. Эта речь была одобрена православными отцами Собора, а ариане - явные и скрытые - возненавидели Афанасия и на протяжении всей его жизни подвергали гонениям.

9 июня 328 г., после смерти святого патриарха Александра, святой Афанасий был единодушно избран его преемником на Александрийскую кафедру. Он долго отказывался, считая себя недостойным, но по настоянию всего православного населения должен был согласиться, и в возрасте 28 лет был рукоположен в сан епископа и поставлен во главе Александрийской Церкви.

Его бескомпромиссная православная позиция сильно раздражала ариан, которые не брезговали никакими средствами, чтобы свалить святителя. Так, в 334 году по приказу императора был созван Кесарийский собор, который рассматривал обвинение святого Афанасия Великого в убийстве некоего мелетианского епископа Арсения и использовании им его правой руки в магии и колдовстве. В качестве доказательства на Соборе даже была представлена отсеченная рука! Несмотря на призыв самого императора предстать перед лицом собравшихся в Кесарии епископов, святой Афанасий на Собор не явился. Однако, объявленный убитым, а в действительности скрывавшийся в Фиваиде епископ Арсений был вскоре найден святым Афанасием. После предоставления императору Константину необходимых доказательств обвинение было снято.

По бездоказательным наветам ариан, святитель Афанасий был низложен в 335 году Тирским собором, а в 336 году осужден на изгнание в Трир императором, которому успели внушить, что Афанасий хочет приостановить ежегодный вывоз зернового хлеба из Александрии в Константинополь.
По смерти императора Константина в 337 году, Афанасий возвратился из ссылки осенью 338 года, но его энергичная борьба против ариан возбудила их вражду в такой степени, что весной 340 г. императорский наместник с помощью вооруженной силы поставил и архиепископом александрийским арианина Григория. Афанасий бежал в Рим к архиепископу Иулию I, по старанию которого он был признан на Римском соборе 341 г. и на соборе в Сардике в 343 г. невинным, а учение его объявлено согласным с догматами церкви. Император византийский Констант также благоволил к Афанасию, и выхлопотал ему у брата своего Констанция разрешение вернуться в Александрию по смерти Григория, в октябре 346 г. Когда же Констанций, сделавшись единодержавным монархом, доставил победу арианам в 355 г., то Афанасий должен был вновь отказаться от духовной власти. На его место был назначен Георгий из Каппадокии, а когда солдаты ворвались 9 февраля 356 г. ночью в церковь св. Фомы, где Афанасий совершал по случаю праздника всенощное бдение, то он вынужден был бежать в Египетскую пустыню; но и отсюда имел большое влияние на паству своим личным авторитетом и сочинениями. По вступлении на престол Юлиана Отступника, Георгий был убит во время народного восстания, и Афанасий мог вернуться в Александрию в феврале 362 г., но его ревностная деятельность, клонившаяся к умиротворению церкви, возбудила неудовольствие императора, так что 25 октября 362 г. ему пришлось в четвертый раз отправиться в изгнание, на этот раз в Фиваидскую пустыню. После падения Юлиана Афанасий возвратился в Александрию в феврале 364 г., но в царствование императора Валента был вынужден еще раз оставить город с октября 365 г. по февраль 366 г.; с тех пор его более не беспокоили до самой его кончины.
Скончался 2 мая 373 г., в возрасте 76 лет.

Из 45 лет своего епископства, Афанасий провел в изгнании около 20 лет. Об его характере еще при его жизни судили различно. Ненавидимый своими противниками до самой смерти, а приверженцами почитаемый за святого, Афанасий неустрашимо боролся при самых разнообразных обстоятельствах жизни и словом и делом за одну великую идею, от признания которой, по его убеждению, зависело существование Церкви. За страшную суровость, в которой упрекали его враги, они, в свою очередь, жестоко отплачивали ему всякий раз, когда им представлялась к тому возможность. Как архипастырь он соответствовал строгому идеалу своего времени, умел, несмотря на свою мало внушающую наружность, господствовать над умами и оставил свое учение в наследие всей церкви. В его многочисленных сочинениях догматического и полемического характера вместе с пламенной ревностью к православию высказывается выдающийся созерцательный ум, которым он далеко превосходил своих противников; горячность глубокого личного убеждения соединяется в них с ясностью, осмотрительностью и точностью изложения.

Подробное житие святителя Афанасия Великого можно прочитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/125816.html


Тропарь святителя Афанасия Великого
глас 3
Столп был еси православия,/ Божественными догматы подтверждая Церковь,/ священноначальниче Афанасие:/ Отцу бо Сына Единосущна проповедав,/ посрамил еси Ария./ Отче преподобне,/ Христа Бога моли// даровати нам велию милость.

Кондак святителя Афанасия Великого
глас 2
Православия насадив учения,/ злославия терния изсекл еси,/ умножив семя веры одождением Духа, преподобне,// темже тя поем, Афанасие.

Молитва святителю Афанасию Великому

О всехвальный и преславный святителю Афанасие Великий, за веру Православную ты был еси в долзех трудех, мнозех подвизех, в пятикратных изгнаниих и бегствех, претерпел еси многи клеветы и оболгания, многажды за ню хотеша врази твои убити тя, и токмо Сам Бог чудесно сохрани тя от смерти. И все сие ты претерпел еси от нечестивых еретиков - ариан, с ними же и боролся еси, и ихже, в пучине словес погрузив, терпением твоим препобедил еси, и, зловерие их от Церкве отгнав и православное учение насадив, умножил еси семя веры Христовой. Воистинну ты еси храбрый воин Христов, яко воин бо, до конца дний твоих славно боролся еси за правую веру со еретики. Воистинну ты еси столп веры Православныя, ибо никакоже поколебася вера твоя Православная от сих гонений еретических, но паче утвердися и укрепися, и не токмо у тя и у паствы твоей, но и во всей Церкви Христовей. К тебе молимся, угодниче Божий, испроси у Христа Бога нашего и нам имети веру непоколебиму и не уклонитися от праваго пути ея, но до конца дний своих пребыти на нем, не боящеся ни лести, ни прещения, ни даже гонения, и унаследовати Царство Небесное во славе Бога Отца и Сына и Святаго Духа, идеже ты и вси святии пребывают. Аминь.



Мученики Еспер , его супруга Зоя и их сыновья Кириак и Феодул

мч_Зоя_Атталийская
(мученица Зоя Атталийская)


Святые мученики Еспер, его супруга Зоя и их сыновья Кириак и Феодул пострадали за веру Христову во II веке, в гонение Адриана (117 - 138). Святые супруги приняли христианство в детстве и своих детей также воспитали в глубокой вере. Все они были рабами знатного римлянина Катулла, жившего в Малоазийском городе Атталии. Служа своему земному господину, святые никогда не оскверняли себя идоложертвенной пищей, употребление которой язычниками было обязательным. Однажды Катулл послал святого Еспера по делам в Тритонию. В это время святые Кириак и Феодул решили бежать, не желая находиться в постоянном общении с язычниками. Однако святая Зоя не благословила сыновей на этот поступок. Тогда юноши просили материнского благословения на открытое исповедание своей веры во Христа и получили его. Когда братья объявили Катуллу, что они христиане, тот удивился, но не предал их на мучения, а отослал вместе с матерью к святому Есперу в Тритонию, надеясь, что родители убедят своих детей к отречению от Христовой веры. Находясь в Тритонии, святые некоторое время прожили в спокойствии, готовясь к предстоявшему им мученическому подвигу. Ко дню рождения сына Катулла все рабы были возвращены в Атталию, и в доме устроен был праздник в честь богини Фортуны. Рабам были посланы яства со стола господ, в числе прочего были идоложертвенные мясо и вино. Но святые не притронулись к еде. Зоя вылила вино на землю, а мясо бросила собакам. Узнав об этом, Катулл приказал истязать сыновей Зои - святых Кириака и Феодула.

Братьев, обнажив, подвесили на дереве, терзали железными орудиями на глазах их родителей, которые во время пыток наставляли своих детей терпеть до конца за веру.
Потом и сами родители, святые Еспер и Зоя, были подвергнуты жестоким пыткам. Наконец, всех четырех мучеников бросили в раскаленную печь, где они с молитвой предали свои души Господу. Тела их сохранились в огне неврежденными, и слышно было Ангельское пение, прославляющее подвиг исповедников Господних.


Преподобный Афанасий Свирский

Подвизался в XVI веке и был одним из учеников преподобного Александра Свирского. Святой подвижник был погребен в Островском монастыре в честь Введения Пресвятой Богородицы.



Перенесение главы ап. Тита из Венеции на Крит (1966; Греч., Амер.-Антиох.)


Апостол от 70-ти Тит, епископ
(Апостол от 70-ти Тит)


Почитание святого Тита можно проследить с IV века. Днём его памяти стало 25 августа. В VI веке на месте упокоения критского апостола в Гортине была воздвигнута деревянная базилика освященная в его имя, куда были положены его мощи. При опустошении острова арабами в 823 или 824 году базилика была разрушена, а из мощей святого благочестивые христиане смогли сберечь лишь главу. После освобождения Крита в 961 году в Хандаке (ныне Ираклион) был воздвигнут новый митрополичий собор, где с тех пор почивала глава апостола. При изгнании венецианцев с Крита в 1669 году, они забрали реликвию с собой и положили её в Венецианском соборе святого Марка. После почти десяти лет переговоров с 1957 по 1966 год, православным удалось убедить римо-католиков вернуть святыню.

Собор ап. Тита, Ираклион, Крит, Греция
(Собор ап. Тита, Ираклион, Крит, Греция)


Торжественное возвращение состоялось 15 мая 1966 года. В то время сотни верующих собрались в порт Ираклиона почтить прибытие мощей, после чего архиепископ Критский Евгений возглавил торжественную литургию в Титовском соборе.


Святитель Серапион (Сысоев, митрополит Крутицкий (Сарский/Сарайский и Подонский)

Свт. Серапион Сарайский. Фрагмент иконы Собор Тверских святых (1902 г.), устроенной Иоасафом Яковлевичем Кункиным
(Свт. Серапион Сарайский. Фрагмент иконы "Собор Тверских святых" (1902 г.), устроенной Иоасафом Яковлевичем Кункиным)

Память 2 мая (местн.) , в Соборах Тамбовских и Тверских святых

Родился в городе Кашине в семье Саввы Максимовича Сысоева, соборного протоиерея, и Стефаниды, в иночестве Филониды. О первоначальной жизни Серапиона не сохранилось сведений.

Принял монашество в Калязинском монастыре. С 1628 года - архимандрит Спасо-Андрониева монастыря в Москве. 8 июля 1634 года был перемещен в Рождественский монастырь в городе Владимире. 1 января 1637 года хиротонисан во епископа Крутицкого (Сарского и Подонского) с возведением в сан митрополита.
В междупатриаршество с 28 ноября 1640 года по 27 марта 1642 года управлял делами Русской Церкви. В марте 1642 года участвовал в избрании и посвящении патриарха Иосифа. В 1645 году участвовал в венчании на царство Алексея Михайловича.
В 1651 году удалился на покой в Калязинский монастырь.

Скончался 2 мая 1653 года. Был погребён в соборном Троицком храме Калязинского монастыря, в западной части паперти, по правую сторону от дверей храма.

Справа от гробницы, устроенной из белого камня, висел его портрет, на котором святитель изображен во весь рост в полном архиерейском облачении. По преданию, портрет этот устроен иждивением санкт-петербургского купца, бывшего в болезни. Святитель, явившись во сне и объявив свое имя, повелел больному изобразить свой образ в таком виде, в каком недужный сподобился видеть святителя, и отослать изображение в Калязин монастырь. Оно доставлено было в 1779 году через Калязинского архимандрита Стефана, бывшего тогда в Санкт-Петербурге. К останкам святителя Серапиона в Калязине имели глубокое уважение



Святитель Панарет, епископ Пафский

Панарет , епископ Пафский, святитель


Родился в начале XVIII века в деревне рядом с Фамагустой и стал монахом в тамошнем монастыре святого Анастасия. Он окончил школу греческой грамматики и музыки, основанную архиепископом Кипрским Филофеем, с которым святой позднее находился в дружеских отношениях. В 1764 году святой Панарет стал игуменом монастыря Богородицы Паллуриотиссы.

В 1767 году он стал епископом Пафским и нес архипастырское служение в Пафосе до своей смерти последовавшей в 1790 или 1791 году. Время святительского служения святого Панарета пришлось на трудный период в истории Кипра, когда угнетение со стороны турок было особенно сильным. Святой как ласковый отец вместе со своей паствой переносил все тяготы и невзгоды, укреплял народ в борьбе за сохранение Православной веры и одновременно пытался смягчить суровые условия его существования. Усилиями святого был заменен турецкий наместник Пафоса, отличавшийся особой жестокостью. В 1783-1784 годах святой Панарет с другими Кипрскими владыками отправился в Константинополь, где им удалось добиться удаления с Кипра Хаджибакки, угнетавшего киприотов непомерными налогами. Будучи епископом, святой Панарет занимался проблемами каждого, кто просил его о помощи. Он уделял много времени просвещению в то время, когда на Кипре не было школ. Святитель содействовал изданию книги афинского философа Феофила Коридаллеаса «О рождении и смерти у Аристотеля» (1780) и книги архимандрита Киприана «История острова Кипр» (1788).

Участие епископа Панарета в церковной жизни Кипра было особенно важным, так как это был период активной исламизации местного населения, православные церкви превращались в мечети. Святой Панарет призывал народ к восстановлению церквей, и его заслугам принадлежит восстановление многих храмов Пафоса, а также нескольких монастырей. Кроме того, при нем в Пафосе было написано большое количество икон, многие из которых сохранились до наших дней. На собственные средства святитель построил храм святого Анастасия в Фамагусте и обеспечил его иконами. Также он украсил раку с главой апостола Филиппа, находящуюся сейчас в монастыре Честного Креста в Омодосе, и заказал икону апостола. На ней изображен и сам святой Панарет, протягивающий апостолу серебряный ларец с его главой.

В те годы единственным средством сохранения веры в народе было присутствие святых людей, которые своей жизнью показывали путь христианина, величие Православия по сравнению с исламом, и являлись предметом для подражания. Таким маяком стал святой Панарет. Он сочетал свою пастырскую деятельность с суровой подвижнической жизнью: отличался воздержанием, сну предпочитал молитву, исповедовал со смирением, служил с благоговением. Укрощая страсти и смиряя плоть, святой носил на теле бронзовые и железные вериги. Еще при жизни святой был отмечен даром чудотворения. В его житии описан случай, когда один священник присвоил церковные деньги и отрицал это. Святой Панарет приказал ему молчать и тот онемел. Позднее священник этот тяжело заболел и перед смертью послал за святым Панаретом, умоляя о прощении. Святой пришел к несчастному, и, когда он приблизился, священник обрел дар речи, исповедовался, получил прощение и мирно скончался.

Кончина святого Панарета венчала всю его добродетельную жизнь. Святой предсказал свою смерть и приготовил себе гроб на том месте, где сегодня находится алтарь кафедрального собора святого Феодора в Пафосе. Также святой Панарет предчувствовал, что в Пафос приедет Парфений, епископ Карпафский, за которым он послал. Когда Парфений пришел к святому, тот исповедовался ему, причастился и умер. При похоронах святителя произошло много исцелений.


Почитание

За добродетельную жизнь и чудеса святителя Панарета стали почитать как святого практически сразу после его кончины. Он был официально причислен к лику святых уже в конце XVIII века, когда патриархом Константинопольским был киприот Герасим III.

Вериги, которые носил святой Панарет, находятся сейчас в монастыре Ставровуниу. На острове Саламин в одной из церквей сохранилась древняя фреска с изображением святого. Позднее же на Кипре было написано большое количество его икон. Святого особенно почитают в Пафосе.


Икона Богородицы Вутиванская

икона_Божьей_Матери_Вутиванская


Чудотворная ВУТИВАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Сведений о месте и времени ее явления не сохранилось. Изображение в основном известно по гравюрам и иконам XVIII-XIX вв.: Богоматерь сидит на троне, Младенец в короне с левой стороны; 2 ангела (иногда без крыльев), указывающие на Них, предстоят по сторонам престола. Существуют варианты изображения Младенца: с прижатой к груди ладонью правой руки и благословляющей именословно правой рукой или со свитком в левой руке.

Вутиванская икона восходит к иконографическому типу сидящей Одигитрии с Младенцем на левом колене, выделившемуся из сцены «Поклонение волхвов» и первоначально распространенному в Египте и Сирии (напр., изображения Богоматери на копт. тканях V-VI вв.). Близкими к Вутиванской иконе являются чудотворные иконы Божией Матери «Испанская», «Кипяжская», «Свенская-Печерская», «Псково-Печерская» и др.

До наст. времени изображения Вутиванской иконы сохранились на иконах «Распятие и Страсти Господни» со 142 чудотворными образами Пресв. Богородицы (кон. XVIII - нач. XIX в.; 164?134) из Богоявленского придела Богоявленского собора в Москве и «Божия Матерь «Неопалимая Купина», двунадесятые праздники и чудотворные иконы Богородицы» (XIX в., ЦАК МДА); на гравюре В. Т. Георгиевского «Изображение двунадесятых праздников и 132 явлений чудотворных икон Богородицы с Неопалимой Купиной в центре», пожертвованной в древлехранилище братства блгв. кн. Александра Невского во Владимире (воспроизведение в кн.: Сергий (Спасский), архиеп. Рус. лит. об иконах Пресв. Богородицы в XIX в. СПб., 1900. С. 51, 53), и др.


Икона Богородицы Путивильская

икона_Божьей_Матери_Путвильская


Богоматерь изображена на этой чудотворной иконе с Предвечным Младенцем, держащим в левой руке шар, символ Его вседержительства и обладания всем миром. У правой руки Богоматери изображена лестница; это символ того, что Она, родив Иисуса Христа, примирившего Бога с человечеством, соединила таким образом земное с небесным. Подобным образом изображается Богоматерь на Молченской иконе, но эти две иконы не следует смешивать (Молченской иконе празднуется 18 сентября). Явление чудотворной Путивльской иконы Богородицы последовало 2 мая 1635 года. Путивльской она именуется, потому что некоторое время пребывала в городе Путивле Курской губернии на городских воротах; впоследствии она была перенесена в путивльский Печерский монастырь. Размер ее: 1 арш. и 2 вершка в ширину и 1 1/2 аршина в высоту. Икона украшена сребропозлащенной ризой.

Существуют сведения, что чудотворный образ Пресвятой Богородицы долгое время находился на городских воротах и прославился многочисленными чудотворениями и знамениями.
Благодаря заступничеству Богородицы через Свою святую икону, город Путивль «от нахождения в давних годах на град Путивль татарских людей, а в прошлых годах от свеев (шведов) неоднократно был избавляем».
Во времена воинствующего атеизма первообраз чудотворной иконы, как и многие другие святыни Русской Православной Церкви, был утрачен. Сохранились лишь иллюстрации в дореволюционных изданиях, где Божия Матерь изображена с Предвечным Младенцем, держащим в левой руке шар, как символ Вседержителя; у правой руки Богоматери изображена лестница, в свою очередь символизирующая соединение земного с Небесным через Рождество Спасителя. Подобное изображение встречается и на Молченской иконе Пресвятой Богородицы.
Несмотря на утрату древнего образа, православный народ и в наше время почитает Путивльскую икону Пресвятой Богородицы. К современному списку с чудотворного образа Божией Матери, пребывающему ныне в Путивльском Преображенском соборе, не иссякает поток любящих, благодарных сердец.

Tags: Православие, Святые дня, икона Божьей Матери Вутиванская, икона Божьей Матери Путвильская
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments