filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

15 (28) апреля 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение…



Праведный Даниил Ачинский

Праведный Даниил Ачинский

Память 15 апреля, 16 декабря (Сибир.), в Соборах Сибирских и Полтавских (Укр.) святых

В миру Делиенко Даниил Корнилиевич, родился 12 декабря 1784 года в местечке Новые Сенжары Кобелякского уезда Полтавской губернии в бедной семье казаков. Был крещен в местной Успенской церкви.

С января 1807 года служил солдатом, с 1809 года - в артиллерии.
Участвовал в Отечественной войне 1812 года, был ранен, с русскими войсками вступил в Париж. По свидетельству родных, из Франции присылал на Полтавщину на имя приходского протоиерея Петра Базилевича письма и денежные переводы.
После 1817 года вернулся в Россию.
К 1820 году в звании унтер-офицера исполнял обязанности каптенармуса. В батарейной школе обучился грамоте, читал духовную литературу, решил принять постриг. В этом же году батарея, в которойрой служил Даниил Корнилиевич, квартировалась в Лебедине (ныне Сумская область, Украина). В августе того же года подвижник посетил родных, рассказал о намерении поступить в монастырь, раздал деньги и часть своей земли ближним. По преданию, стал подвизаться в пещере в глухом лесу, посещал хутор Диканька, в Никольском храме молился перед чтимой иконой свт. Николая Чудотворца.
В начале 20-х годов XIX века отказался от предложенной командиром полка военной карьеры и офицерского чина, находился под арестом, в карцере читал Священное Писание и Жития святых.

9 июня 1823 года решением военного суда "за принятое намерение удалиться от службы для пустынножительства... по конфирмации главнокомандующего 1-й южной армии, как упорствующий в своем мнении и не хотящий служить" (на суде сказал: "Лучше получить смерть, чем оставить оное намерение"), был лишен воинского звания и направлен в ссылку в Нерчинск; вместе с другими каторжанами шел в кандалах.
В 1824 году Тобольской экспедицией был определен "на вечные работы" на Боготольском винокуренном заводе (ныне город Боготол Красноярского края). Со смирением трудился на самых тяжелых работах, ночи проводил в молитве. Претерпел издевательства от местного пристава Е. П. Афанасьева, который однажды зимой выгнал подвижника обнаженным на мороз и приказал поливать его водой. Через некоторое время пристав тяжело заболел, но раскаялся в злодеяниях и выздоровел по молитвам преподобного. "Бог тебя простит, ибо я... наказания достоин, потому что я - клятвопреступник",- сказал Даниил Корнилиевич. По ходатайству Афанасьева перед губернатором был освобожден от каторжных работ.
Поселился в Ачинске, несколько лет жил в келье во дворе купца А. Хворостова, затем в тесной келье у крестьянина деревни Зерцалы близ Ачинска, которая, по словам жизнеописателя святого - инока Парфения, была "совершенный гроб" с окном "в медный гривенник". Жил в совершенном нестяжании, шил одежду для односельчан, помогал соседям по хозяйству, жал и косил на полях. Вкушал ржаной хлеб или картофель с водой, носил железные вериги, обруч и берестовый пояс, который к концу жизни врос в тело.

Многие стали приходить к Даниилу Корнилиевичу как к старцу, стяжавшему дар прозорливости, просили совета и молитв, посетил его и Иркутский архиепископ Михаил (Бурдуков). Когда владыка, уезжая, захотел в благодарность старцу дать ему денег хотя бы на масло для лампады, тот ответил: "Лампадку для чего мне иметь, когда в душе моей тьма? А когда бывает в душе моей свет, то кольми паче мне нужна лампадка, ибо без того светло и радостно".

Церковь Даниила Ачинского - Красноярск
(Церковь прав. Даниила Ачинского - Красноярск)


Преподобный сторонился мирской славы, не любил празднословия. В «Сказании» инока Парфения повествуется, как к Даниилу Корнилиевичу приехала томская мещанка М. И. Иконникова, праздно путешествовавшая по святым местам. Старец встретил ее с гневом: "Что ты, пустая странница, пришла ко мне? Зачем ты бродишь по свету и обманываешь Бога и людей? Тебе дают деньги в Киев на свечку и на молебны, а ты их тратишь на свои прихоти". Несмотря на обличения старца, вскоре Иконникова с родственниками вновь отправилась в "паломничество". В Саровской пустыни прп. Серафим также обличил Марию: "Зачем ты пошла в Россию? Ведь тебе брат Даниил не велел больше ходить в Россию! Теперь же ступай назад домой".

В другой раз, когда один из односельчан решил заглянуть в окно кельи старца, оттуда вырвалось пламя и едва не опалило любопытного. "Впредь не испытывай",-крикнул старец односельчанину из-за дверей.

Предчувствуя скорую кончину, старец Даниил снял с себя вериги и обруч, чтобы скрыть свой подвиг от людей.
В январе 1843 года по просьбе духовной дочери, настоятельницы Рождественского монастыря города Енисейска игумении Евгении (Стариковой), старец переехал в обитель, где и скончался 15 апреля 1843 года. За 3 дня до смерти он дал наставление игумении и сестрам. В день кончины старца исповедовал священник Василий Касьянов, служивший в Рождественском храме монастыря, автор жизнеописания преподобного. Предшественница Евгении, бывшая игумения монастыря Девора, будучи совершенно слепой, увидела вдруг свет, когда почившего старца несли мимо ее кельи. Старец был похоронен в монастыре.

В 1860 году над могилой старца в 5 саженях от Рождественского храма была поставлена часовня во имя прп. Даниила Столпника, в которой служились регулярные панихиды, совершались исцеления.
В мае 1920 года постановлением президиума Енисейского губернского комитета РКП захоронение Даниила Ачинского было вскрыто, часовня уничтожена, останки преподобного, вероятно, тогда же были перезахоронены, к 2012 году их местонахождение неизвестно.


Прославление

14 ноября 1999 года во время Божественной литургии, которую совершил в кафедральном Покровском соборе Красноярска архиепископ Красноярский Антоний (Черемисов), состоялся чин канонизации старца в лике местночтимых святых.

В 2000 году была найдена чугунная плита с могилы старца, на начало XXI века хранящаяся в кафедральном Успенском соборе Енисейска. В том же храме находится икона преподобного, написанная в 1989 году по благословению настоятеля.
Протоиерей Геннадий Фаст по благословению Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония (Черемисова) написал церковную службу святому старцу, в том числе и молебный канон.

Прав. Даниил Ачинский. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1891 г. (РГБ)
(Прав. Даниил Ачинский. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1891 г. (РГБ))

20 января 2001 года во имя Даниила Ачинского была освящена церковь на кладбище Бадалык в Красноярске. В 2011 году построен храм во имя святого в Привокзальном районе Ачинска.


Тропарь

Ангельски на земли поживших и со ангельскими чинми на Небеси ныне светло ликующих святых, в земли Сибирстей просиявших, песньми почтим: радуйся, праведный Данииле, манием Божиим в Сибирь пришедший и святостью жития твоего ю просветивший. Ты моли о нас Превечного Бога.



Святой благоверный князь Мстислав Владимирович Великий, во святом крещении Феодор, великий князь Киевский, старший сын Мономаха


Святой благоверный князь Мстислав Владимирович Великий


Родился 1 июня 1076 года в Смоленске, от брака Владимира с Гидой Гаральдовной, королевной английской.
Когда ему было всего 12 лет, его дед, великий князь Киевский Всеволод Ярославич (1078-1093), отправил внука княжить в Новгород. Новгородцы полюбили юного князя. В 1095 году они изгнали князя Давида, который ушел в Смоленск, и специально ходили в Ростов за благоверным князем Мстиславом.
После смерти деда святой Мстислав занял свою вотчину Ростовский стол. В 19 лет юный князь одержал блестящую победу над своим дядей, Черниговским князем Олегом. Князь Олег убил его брата Изяслава и захватил Ростов и Суздаль, принадлежавшие благоверному князю Мстиславу.
Святой не хотел проливать неповинной крови. Он желал примириться с дядей и просил его довольствоваться наследованным городом Рязанью. Но Олег уже собирался в поход на Новгород. Тогда благоверный князь Мстислав разбил его в сражении (1096), и Олег, потеряв Суздаль и Ростов, едва укрылся в Муроме. Святой Мстислав снова предложил мир и просил лишь вернуть пленных. Олег притворно согласился, и благоверный князь Мстислав распустил войско. В празднование великомученику Феодору Тирону, в субботу первой седмицы Великого поста, он спокойно сидел за обедом в Суздале, когда гонцы принесли ему весть, что князь Олег стоил на Клязьме с войском. В одни сутки благоверный князь Мстислав собрал войско и через 4 дня, когда к нему подошел брат, дал новое сражение. Олег в страхе бежал в Рязань, а святой Мстислав освободил пленников, вышел из Муромской земли и затем примирил Олега с великим князем Святополком (1093-1114) и своим отцом Владимиром Мономахом.

Благодарный за милости Божии, благоверный князь заложил в 1099 году на Городище вблизи Новгорода храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Именно для этого храма было написано знаменитое Мстиславово Евангелие, дорогой оклад которого был сделан в Константинополе. В 1114 году благоверный князь заложил в Новгороде церковь во имя святителя Николая. Этот храм был знаком признательности святителю Николаю за исцеление. В тяжелой болезни благоверный князь усердно призывал на помощь святителя, мощи которого незадолго перед тем были перенесены в Бар (1087). Святитель Николай в видении повелел послать в Киев за своей иконой, указав вид и меру. Посланные за иконой люди были задержаны на острове Липном разыгравшейся на Ильмене бурей. На 4-й день они обрели на воде ту самую круглую икону, которая была показана в видении. Больной князь приложился к иконе и получил исцеление. Впоследствии на месте явления иконы, на острове Липнем, был устроен монастырь с каменным храмом во имя святителя Николая.

В 1111 году Мстислав ходил с отцом на половцев; в 1113 г. победил чудь; в 1116 г. завладел ливонским городом Оденпе (ныне Отепя).
В 1116 году благоверный князь снова ходил на чудь, а после победы обновил в Новгороде крепость - "заложил Новгород велик" - и выстроил более обширные помещения для Новгородского Владыки. Тогда же по его повелению посадник Павел заложил крепость в Ладоге, где был построен каменный храм в честь великомученика Георгия.
В 1117 году великий князь Владимир Мономах вызвал сына к себе в помощники и перевел его в Белгород под Киевом. В 1123 году благоверный князь Мстислав противостал Волынскому князю Ярославу, который пытался захватить Киевское княжение и привел на Русь польские и венгерские войска.
В 1119 году по повелению Мстислава в Новгородском Юрьевом монастыре был заложен Георгиевский собор.

В 1125 году умер великий князь Владимир Мономах, и благоверный князь Мстислав занял Киевский престол. Он держал удельных князей, братьев и племянников, в строгом повиновении; одержал блистательную победу над половцами, прогнав их за Волгу; по отношению к Святославичам и Ростиславичам действовал решительно; задумавших стать независимыми полоцких князей победил и пленными отправил в Константинополь, а Полоцкую землю отдал своему сыну Изяславу.
В 1127 году святой Мстислав дал клятву защитить Черниговского князя Ярослава, изгнанного племянником. Духовенство и все люди умоляли его не проливать христианскую кровь. Благоверный князь послушался, но до конца жизни плакал, что преступил крестное целование.
В 1128 году благоверный великий князь заложил каменную церковь во имя великомученика Феодора Тирона (своего тезоименитого святого) в память о победе, одержанной над Черниговским князем Олегом.
В 1131 г. святой Мстислав воевал с Литвой и привел в Киев множество пленных. После удачного похода на Литву он заложил храм в честь Пирогощской иконы Божией Матери.

Печать Мстислава Владимировича вел. князя Киевского 1125-1132 гг.
(Печать Мстислава Владимировича вел. князя Киевского 1125-1132 гг.)


Скончался 14 апреля 1132 года на Пасхальной седмице и был погребен в построенном им храме святого великомученика Феодора.
Из дочерей его от брака со шведской королевной одна была замужем за норвежским королем Сигурдом, а после — за датским Эриком-Эдмундом, вторая — за Канутом Святым, отцом короля датского Вальдемара, третья — за греческим царевичем Алексеем. С именем Мстислава связывается древнейшая известная княжеская грамота, данная новгородскому Юрьеву монастырю, вместо крепости, на земли и судные пошлины.


Почитание

Святой князь почитался еще при земной жизни. Писец Мстиславова Евангелия называл его благоверным и христолюбивым. Изготовитель оклада Мстиславова Евангелия, Наслав, писал о себе: "Много труда подъял я и печали. Но Бог утешил меня молитвой доброго князя... Дай Бог его молитву всем христианам".
Проложное житие святого благоверного князя было помещено под 15 апреля в сербском богослужебном Прологе конца ХIII - начала ХIV века. Этот Пролог был переписан с более раннего болгарского, источником для которого служил русский оригинал. Под 15 апреля известно житие благоверного князя Мстислава в Болгарском синаксаре 1340 года. В этих Прологах память святого благоверного князя Мстислава поставлена наряду с такими известными русскими памятями, как память святой равноапостольной великой княгини Ольги, святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Эти факты свидетельствуют о широком почитании святого благоверного князя Мстислава в славянских странах.

Tags: Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments