filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

26 апреля (09 мая) 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение…



Преподобный Иоанникий Девиченский, Чернорецкий, Сербский

Преподобный Иоанникий Девиченский, Чернорецкий, Сербский

Память 26 апреля (серб.), 30 августа и 1 декабря (серб.), 2 декабря (греч., Служебник МП).

Преподобный Иоанникий Девиченский подвизался в первой половине XV века. Святой был родом из Черногорского приморья. С юности избрал он путь монашеского подвига, рано покинул отчий дом и поселился в пещере на берегу реки Ибар, где, по преданию, в XIV веке жил другой сербский пустынник — преподобный Петр Коришский. Вскоре сюда, в место, называемое Черная Река, стали приходить иноки, до которых дошла молва о благочестивом отшельнике. Они оставались здесь с благословения преподобного, подражая его строгой и богоугодной жизни. Послушание святому Иоанникию они считали великим благом. Со временем, когда братия стала многочисленной, преподобный Иоанникий и его сподвижники воздвигли храм.

В обитель стекалось все больше людей. Слава святого Иоанникия распространялась все шире. Это тяготило пустынника. Предав своих духовных чад воле Божией, он удалился в пустынный Девиченский лес. Жил святой по слову Спасителя, подобно птице, не заботясь о пище и месте для ночлега. Многие дни проводил в дупле дерева. Слезной молитвой побеждал посылаемые искушения.
Святой получил от Бога власть над демонами и чудесный дар врачевания недугов. Когда весть о пустыннике достигла княжеского двора, деспот Георгий Бранкович (1427–1459) отправился к нему с просьбой исцелить больную дочь. Молитвами святого Иоанникия Господь избавил ее от болезни, и тогда благодарный властитель воздвиг в Девиче храм в честь Введения Пресвятой Богородицы. Впоследствии там был основан монастырь.

Преподобный Иоанникий отошел ко Господу 2 декабря 1430 года. Его святые мощи покоятся в Девиче и славятся чудотворениями. В Сербии особенно чтут преподобного Иоанникия как целителя душевных болезней.

Монастырь Девич сожжен до тла албанцами при попустительстве французских миротворцев в марте 2004 г.
(Монастырь Девич сожжен до тла албанцами при попустительстве французских миротворцев в марте 2004 г.)

Монастырь Девич был разорен и осквернен албанскими экстремистами в июне 1999 года, а в марте 2004-го албанцы сожгли монастырь, и его насельницы чудом остались в живых. Сейчас монастырь частично восстановлен, и монашеская жизнь в нем продолжается, хотя монахини и сам монастырь находятся в постоянной опасности, так как сейчас отсюда ушли силы КФОР, и эта территория стала полностью албанской.

Оскверненная фреска монастыря Девич
(Оскверненная фреска монастыря Девич)

Игумения  монастыря Девич (Сербия, Косово), Анастасия (Билич)
(Игумения монастыря Девич (Сербия, Косово), Анастасия (Билич))

Подробное интервью с игуменьей монастыря Девич вы можете почитать тут:
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/73145.htm


Блаженный Георгий Шенкурский, Христа ради юродивый, чудотворец

Блаженный Георгий Шенкурский, Христа ради юродивый

Память 23 апреля (мест.), и в Соборе Новгородских святых

Блаженный Георгий Шенкурский был современником преподобного Варлаама Важского, Шенкурского и, видимо, уроженцем города Шенкурска на правам берегу реки Ваги. Спасался святой в подвигах юродства. По рукописным святцам, он скончался в день своего тезоименитства, 23 апреля.

Блаженный Георгий является местночтимым святым. О нем упоминает житие праведного Прокопия Устюжского, где говорится: «Река Вага, на которой город Шенкурск, ублажает Георгия юродивого». Служба святому была отменена на волне Никоновских церковных реформ.
В иконографической традиции святой изображается либо с седой бородой и в шубе, либо в рубище, босой, с молитвенно сложенными руками. Образ святого также представлен в Иконописном подлиннике Филимонова: «Подобием сед, образам и брадою и власы, аки Петр Апостол; риза вохряная с чернью, исподняя голубая, плечо гало, руки малебныя, ноги босы, колени голы».

Тропарь
глас 1
Глас апостола Твоего Павла услышав глаголюща, мы юроди Христа ради, раб Твой Георгие, юрод бысть на земли Тебе ради Христе Боже; тем же и ныне память его почитающе, Тебе ся молим, Господи спаси душа наша.

Кондак
глас 4
В юродство претворився волею, мира сего красоты отнюдь возненавидел еси; плотская мудрования увядил еси, постом и жаждою, и зноем, и студению мраза, от дождя и снега, и от прочия воздушныя тяготы, никогда же уклонився душею; и очистил еси себе яко злато в горниле, Георгие блаженне.


Преподобный Рихарий Пикардийский (Richarius), игумен, отшельник

Преподобный Рихарий Пикардийский (Richarius), игумен, отшельник


Родился в Центуле (Centula, ныне Селль (Celles)), неподалёку от Амьена, Франция.
Юношей он повстречал двух миссионеров из Ирландии. Жившие в окрестностях язычники всячески издевались над ними, но Рихарий защитил их и приютил в своем доме. Всю ночь Рихарий внимал словам людей Божиих, со слезами исповедал им грехи и решил с тех пор посвятить жизнь проповеди Евангелия.


Отпустив на волю своих рабов, он начал странствовать, возвещая Благую Весть и раздавая бедным подношения, которые ему делались. К себе самому он был очень строг и питался одним лишь ячменным хлебом, размоченным в воде, но ко всем другим относился с большой любовью, так что недужные и скорбящие толпами стекались к нему, ища исцеления как для души, так и для тела. Обойдя северные края и дойдя до самой Англии, Рихарий обратил к покаянию множество грешников и идолопоклонников и дал свободу многим пленникам, как христианам, так и язычникам.
Для учеников, желавших встать под его руководство, он построил церковь и монастырь. Они располагались неподалеку от места его рождения, в Кентуле. Святой сам любил приходить туда, чтобы побыть в уединении.

Однажды его посетил король Дагоберт (629–639). Благословив правителя, Рихарий с кротостью дал ему несколько советов о том, как надлежит христианскому государю осуществлять свою власть: не гордиться собственным могуществом и не возлагать надежды на лесть и преходящее богатство, но славить Бога – единственного Царя неба и земли, Которому он должен будет дать ответ за свое правление. Король почтительно выслушал наставления святого и в дальнейшем относился к человеку Божию с большим уважением.

Когда Рихарий достиг преклонных лет, он стал искать большего уединения, чтобы приготовиться к смерти. Король и сеньоры той страны предоставили ему подходящее место в лесу Креси. Там он и поселился с одним лишь учеником, чтобы всецело посвятить себя созерцанию благ, уготованных Господом на небе Его достойным служителям. Святой предался сугубому подвигу и обрел великую власть над природой и дикими зверями. Однако вскоре место его уединения было обнаружено. Нищие и недужные наравне с сильными мира сего стали приходить туда. «Все, о ком он молился, – пишет составитель жития святого, – немедля получали по благости Христовой то, о чем просили».

Когда Рихарий почувствовал, что приближается конец его земного странствия, он попросил ученика сделать ему гроб из ствола дерева и, завершая свою последнюю молитву, сказал: «Да будет милостив ко мне Спаситель мира. И как в этой жизни Он был мне утешителем, так и в будущей да не оставит Он меня Своей милостью!» Святой Рихарий почил в мире 26 апреля 643 (или 645) года.

Некоторое время спустя ученики взяли его тело и погребли в Кентуле, где гробница святого вскоре стала источником чудес. Затем в его монастыре построили большую церковь. Эта обитель стала одной из самых знаменитых в средние века.


Новосельские мученики

Новосельские мученики

Память 26 апреля и в Соборе Болгарских святых


Во время подавления Апрельского восстания 1876 года, когда болгары поднялись на борьбу с османскими властителями, подверглись жестокому избиению священнослужители, окормлявшие жителей села Батак и сестер Новосельского Троицкого женского монастыря, а также насельницы этого монастыря и несколько тысяч мирян. В монастыре были убиты священники Николай Барбулов и Георгий Долгодрейский, монахини Сусанна (Сомлева), София (Павкова), Елисавета (Злийска), Евфросиния (Мофтиева), Христина (Калиста) и Екатерина, мирянка Сусанна Чорбаджиева.

Инициатива по канонизации мучеников Апрельского восстания рассматривалась Священным Синодом Болгарской Православной Церкви с 2005 года. В начале 2011 года решение о прославлении было принято, несмотря на отсутствие свидетельств о чудесах, которые происходили бы от мощей. Чин прославления 3 апреля того же года, в Неделю 4-ю Великого Поста, в Патриаршем храме-памятнике благоверного великого князя Александра Невского в Софии возглавил патриарх Болгарский Максим, совершив таким образом первое прославление святых за время своего патриаршего служения. Вместе с Новосельскими мучениками был пославлен также сонм мучеников Батакских.

Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании 30 мая 2011 года (журнал № 50) "постановил включить в месяцеслов Русской Православной Церкви: <...> имена священномучеников Николая и Георгия, мученицы Сусанны и прочих мучеников Новосельских — с празднованием памяти 26 апреля (9 мая н. ст.)".


Священномученик Иоанн, пресвитер и сыновья его, мученики Николай и Петр Панковы

Священномученик Иоанн, пресвитер и сыновья его, мученики Николай и Петр Панковы

Память 26 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Священномученик Иоанн родился в 1873 году в семье псаломщика Льва Панкова. С 1900 года Иван Львович был учителем мужского училища в городе Ливнах Орловской губернии. Рукоположен во священника и с 1915 года служил в Троицком храме в селе Усть‐Нугрь Кривцовской волости Болховского уезда Орловской губернии и был законоучителем в Курасовском и Толкачевском начальных училищах.

В полуверсте от Троицкого храма находилась водяная мельница, принадлежавшая Оптиной пустыни. При захвате власти безбожниками, мельница была реквизирована Кривцовским волостным комитетом, и заведовать ею был поставлен солдат Тихон Кутузов, брат болховского комиссара юстиции. Кутузов своим кощунственным поведением и преследованиями местного священника Иоанна Панкова сразу же обозначил свое отношение к церкви; создалось впечатление, что он может священника убить, и отец Иоанн обратился к крестьянам, чтобы в случае нападения они защитили его.
В Великую Субботу 1918 года пьяный и вооруженный Кутузов посетил псаломщика и учителя, а затем направился к дому священника. Отец Иоанн, увидев вооруженного Кутузова, велел звонить в набат. Оказалось, что пьяный Тихон пришел перед Пасхой просить прощение за свои безобразия.
Крестьяне, возмущенные захватом Кутузовым мельницы, в первый день Пасхи, 22 апреля, явились на мельницу, чтобы выселить его, а в случае сопротивления арестовать. Кутузов не пожелал уходить и несколько раз выстрелил в толпу из винтовки, убив двух крестьян и одного ранив. Разъяренная толпа набросилась на Кутузова и он был убит.

Утром 26 апреля в село прибыл карательный отряд из семи‐десяти красноармейцев. Отца Иоанна обвинили в подстрекательстве к мятежу, он был исколот штыками и расстрелян. Вместе с ним были убиты его сыновья: старший – Николай, офицер, и младший – Петр, учащийся второго курса Орловской Духовной семинарии.
Тела убитых – священника Иоанна Панкова и его сыновей Николая и Петра – в течение недели оставались непогребенными, а затем были похоронены неподалеку от храма в селе Усть‐Нугрь.
Имущество священника было разграблено, над церковной дарохранительницей красноармейцы совершили кощунство.

Священник Иоанн Панков с сыновьями причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня, Сербия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments