Праведный Алексий Георгиевич Товт (англ. Alexis Toth), протопресвитер
Память 24 апреля (ПЦА, Греч., Румын.), в Соборах Галицких (Львов.) и Карпаторосских (Укр.) святых
Родился 6 марта 1854 года в деревне Ольшавица Шписского комитета в Угрии, в тогдашней Австро-Венгрии, близ Прешова, 18 марта 1854 г. в карпаторосской семье униатского священника Георгия Товта и матери Цецилии. Отец настоятельствовал в округе Сепеш. Брат о. Алексея тоже стал униатским священником, а дядя был епископом.
Начальное образование о. Алексей получил в школе в Гемнице, 8-и классной гимназии в Пряшеве, прошел военную службу, учился в течение года в Римо-католической семинарии в Эстергоме (Острохолм), закончил униатскую семинарию в Ужгороде и богословский факультет в Прешевском университете. О. Алексей к учению был прилежен, выучил несколько языков (карпаторусский, венгерский, русский, немецкий, латинский и мог читать по-гречески).
Униатский священник
По окончании семинарии женился на дочери священника Розалии Михайлич, и на 24-м году своей жизни 18 апреля 1878 г. принял священный сан, рукополагал его дядя Прешовский епископ Николай (Товт). Первое время о. Алексей служил вторым священником. В 1879 г. умерла матушка Розалия, а вслед за ней и их единственный ребенок.
В мае 1879 г. о. Алексей был назначен секретарем Прешевского епископа и главой епархиальной канцелярии. Одновременно он заведывал детским приютом для сирот и преподавал в Семинарии Историю Церкви и Каноническое право, что ему впоследствие очень пригодилось в его служении в Америке.
В октябре 1889 г. в ответ на прошение униатского прихода в США епископ Прешовский Иоанн (Валий) посылает о. Алексея в Америку, приходским священником в униатский приход в Минеаполисе, штат Миннесота, который подчинялся епископу латинского обряда. 3 ноября 1889 г. о. Алексей прибыл в Америку. По приезде в Миннеаполис о. Алексей, явился к своему епархиальному архиепископу Иоанну Айрланду, который принедлежал к партии американцев ратующих за "американизацию" всех римо-католиков в Америке. Он считал, что его паству должна объединять одна вера, культура, обряды и язык. Естественно, различные этнические группы и духовенство не-латинского обряда не вмещались в эти рамки. О. Алексей вспоминал:
"Я представился архиепископу Иоанну Айрланду 19 декабря 1890 г, поцеловал его руку (без поклона, что было моей большой ошибкой, которую я впоследствии признал), и передал ему мои рекомендации. Хорошо помню, как он читал их около 15 минут, после чего начался строгий допрос (беседа велась на латинском). У вас есть жена? Я ответил, что нет, но я был женат и овдовел. Когда архиепископ это услышал, то бросил мои документы на стол и закричал: "Я уже послал протест в Рим, чтобы мне не присылали сюда подобных священников" Я спросил архиепископа, каких священников он имеет ввиду. Архиепископ ответил: "Таких как вы". В ответ я заметил, что являюсь католическим священником греческого обряда, я униат, был рукоположен законным католическим епископом. - "Я не считаю ни вас, ни вашего епископа католиками; более того, мы тут не нуждаемся в униатских священниках, с нас достаточно польского священника, который может обслуживать католиков греческого обряда". Я возразил: "но он же латинского обряда, наши люди его не поймут, и не примут, они именно для этой цели построили себе церковь". - "Я им не давал разрешения, и вам не позволяю тут служить". Я был так обижен таким фанатичным отношением римо-католического епископа, что резко ответил: "В таком случае я не нуждаюсь ни в вашей юрисдикции, ни в вашем разрешении, я знаю каноническое право Католической Церкви, и знаю как Уния была установлена, и в согласии с этим буду продолжать тут свое служение". Архиепископ побледнел, и я тоже. Затем последовал обмен слов, который не стоит повторять.
Два дня спустя меня навестил о. Яков Почольский, польский священник, он был в ужасе: "Ради Бога, отче, что вы натворили? Архиепископ написал мне, чтобы я порвал с вами всякое общение, и что он не считает вас законным священником, и строго приказал объявить с амвона, что он запрещает прихожанам принимать от вас какие-либо таинства". Я ответил, что они с архиепископом могут делать, то что считают нужным, но я не собираюсь сдаваться и мне безразлично, что они с архиепископом собираются делать.
В польском римо-католическом храме был прочитан указ архиепископа, что он не считает меня католиком, и что все мои пастырские труды тут тщетны, и он запрещает русинам посещать их храмы. Архиепископ написал в Рим требуя поддержки и угрожая изгнать из своей епархии всех униатских священников. Я в свою очередь написал обо всех притеснениях униатскому епископу, спрашивая его какие будут дальнейшие распоряжения, но ответа не получил. Наконец я получил письмо от канонника Иосифа Дзюбая: "Ради Бога, терпи, и если епископ сомневается, что ты католик, поклянись, но докажи ему, что это так". В другом письме он просил меня письменно изложить как я был принят архиепископом, советовал сделать это осторожно и мудро, т.к. письмо должно было пойти в Рим. После получения моего ответа, он написал, что письмо написано слишком резко, а посему он не может послать его в Рим, несмотря на то, что я все делал согласно данным мне предписаниям. В других американских епархиях католические епископы проявили ту-же нетерпимость по отношению к униатскому духовенству, только потому, что они были женаты и совершали службы на церк.-славянском, а также потому, что они лишали доходов духовенство латинского обряда. Они не допускали их в свои храмы, проклинали и унижали их. Епископ Питсбурга заявил, что "женатый священник не может быть ни хорошим, ни католиком!" Все наши жалобы вызвали только один ответ: "Всем униатским священникам следует вернуться к себе на родину".
Переход в Православие
В октябре 1890 года из 10 американских униатских священников 8 собрались в городе Вилькесбарре, штат Пеннсильвания под председательством отца Алексея. Ожидая высылки из Америки, отец Алексей объяснил сложившуюся ситуацию своим прихожанам и спросил - не лучше ли ему вернуться в Европу. В ответ они категорически запретили ему оставлять свою паству и предложили обратиться к русским православным епископам. "Почему мы всегда должны подчиняться иностранцам?" Было решено написать письмо в русское консульство в Сан-Франциско, чтобы узнать адрес русского епископа в Америке. Один из прихожан Иван Млинар поехал в Сан-Франциско, чтобы встретиться с епископом Алеутским Владимиром; затем в феврале 1891 года отец Алексей и его староста Павел Поданый, также отправились в Сан-Франциско и встретились с епископом Владимиром. В марте сам епископ Владимир прибыл в Миннеаполис и 25 марта 1891 года принял отца Алексея и его прихожан (числом 361) в лоно Православной Церкви, Церкви их предков. Инициатива перехода в Православие принадлежала самим прихожанам отца Алексея, среди униатов не велась миссионерская работа, потому что о их существовании в Америке русские иерархи тогда еще ничего не знали.
Епископ Владимир назначил отца Алексея благочинным и поручил ему также окормлять открывшийся приход в Чикаго. Только год спустя после перехода в Православие, в июле 1892 года, Святейший Синод Русской Церкви официально принял отца Алексея с прихожанами в Алеутскую и Аляскинскую епархию, этот указ был получен в Америке только в октябре.
С 1893 года отец Алексей - настоятель церкви в Вилькесбарре. Первое время ему и его прихожанам пришлось столкнуться с открытой религиозной и национальной враждой. Его обвиняли в продаже своей веры и карпаторосского первородства "москалям" за деньги. На самом деле отец Алексей долгое время вообще не получал жалования от Синода и, чтобы содержать себя вынужден был работать в пекарне. И даже в своей нужде он не забывал нищих и обездоленных. Он уделял часть своего жалования многодетным священникам, у которых положение было еще более тяжелое, отдавал последние гроши на храм и на содержание семинарии в Миннеаполисе.
В 1893 году отец Алексий был возведен в протоиереи. Русские архиереи в Америке - Владимир, Николай (Зиоров), святой Тихон (Беллавин) и Платон (Рождественский) по достоинству оценили талант проповедника у отца Алексея и постоянно посылали его на проповедь в места поселений эмигрантов со славянскими корнями. Он всегда послушно исполнял возложенное на него Церковью послушание и посещал многие униатские приходы, объясняя разницу между римо-католичеством, протестантизмом, униатством и православием, подчеркивая, что спасение находится в Православной Церкви. К 1898 году 3 униатских священника со своими общинами воссоединились с Православной Церковью, а к 1909 году, благодаря его трудам, 17 униатских приходов перешли в Православие, и около 29 000 униатов.
Миссионерские труды отца Алексея не остались незамеченными и высшей церковной властью, он был награжден всеми наградами, которые может получить священник - митрой от Синода, орденами св. Владимира и св. Анны от Государя, а в 1907 году святитель Тихон (Беллавин), который был духовником отца Алексея и высоко ценил его личные качества, предложил ему стать епископом для русинов - выходцев из Австро-Венгрии, но он отказался сославшись на преклонный возраст.
В 1905 году отец Алексей был инициатором создания "Русского православного кафолического общества взаимопомощи". С его почина и уже после его смерти в Америке и на его родине, в Словакии, в Православие перешли сотни тысяч униатов.
В 1909 году, незадолго до кончины, отец Алексей был возведен в сан протопресвитера. К концу 1908 года его здоровье стало ухудшаться, последние два месяца перед смертью он был прикован к постели.
Скончался 7 мая (н. ст.) 1909 года.
(Тихоновский монастырь Южный Ханаан, Пенсильвания, США. Здесь в раке покоятся мощи прав. Алексия)
29 мая 1994 года, ко 200-летию Православия в Америке, отец Алексей был прославлен в лике святых Православной Церковью в Америке. Его нетленные мощи хранятся в раке у иконостаса храма святителя Тихона Задонского в Тихоновском монастыре в Южном Ханаане, штат Пеннсильвания.
Святитель Иосиф (Стойка, архиепископ Мараморошский, исповедник
Родился в XVII веке в Марамуреше, в православной семье. Получил образование от сельских священников и в обителях Марамуреша. Стал священником. Принял постриг в Угольском монастыре.
В 1690 году был избран епископом Мараморошским. Его архиерейскую хиротонию в 1691 году совершил митрополит Молдавский святитель Досифей. Местопребыванием владыки стал Грушевский Михаило-Архангельский монастырь. После того как обитель была закрыта, кафедра владыки Иосифа перемещалась в Угольский и Кричевский монастыри. В 1695 году владыка подписывался как епископ Мараморошский, а в 1696 году - уже как архиепископ. Полный же его титул приводится как "Иосиф Стойка, Божией милостию Архиепископ Маромороша, экзарх ставропигии Патриарха Цареграда нового Рима, администратор Митрополита Белградо-Семиградского и всей Православной Церкви восточно-угорских и прочее".
Владыка Иосиф был безустанным защитником Православия от давления цесарских властей, которые стремились склонить православных в унию или кальвинизм. Его миссионерские поездки простирались не только на Марамуреш, но и на остальное Закарпатье, на Галичину, и на Трансильванию, где он усердно убеждал народ непоколебимо стоять в Православии. Во время миссии в Галичину "Владыка Иосиф Стойка заехал и на Волынь и там освятил церковь Пуцыковского монастыря".
В 1701 году владыка был вызван в Вену, где ему предложили отречься от православной веры и принять унию в обмен на материальные поощрения. Исповедник наотрез отказался, за что подвергся грязным наветам, а потом и аресту. Его освободили только под давлением православного народа.
В 1705 году против владыки был снова возбуждён процесс и его опять осудили. Православные снова возбудились и к концу года исповедника отпустили, но на этот раз уже не позволили вернуться к архипастырскому служению.
Только в 1711 году владыка Иосиф смог снова вернуться к служению на Марамурешской кафедре, но к этому времени он уже сильно ослаб и вскоре скончался. Последнее упоминание о нём относится к 1712 году.
Исповедник Иосиф был прославлен в лике святых Священным Синодом Румынской Православной Церкви в 1992 году, по представлению епископа Марамурешского Иустиниана. Днем его памяти было определено 24 апреля, вместе с Трансильванскими священномучениками Илией (Иорестом) и Саввой (Бранковичем).
Святители Илия (Иорест), митрополит б. Трансильванский и Савва II (Бранкович), митрополит Трансильванский (Ардяльский), исповедники
(Сщиспп. митрр. Трансильванские Илия (Иорест) и Савва (Бранкович))
Святитель Илия (Иорест) Родился он в 1600 году в одном из сел Трансильвании. Предполагают, что это селение могло находиться или близ границы с Молдовой, или в Марамуреше. В крещении получил имя Илия.
Юношей Илия поступил в Путненский монастырь. После того, как он обучился грамоте и усвоил церковный устав, он был пострижен в монашество с именем Иорест и рукоположен в иеромонаха.
В сентябре 1640 года он был избран вдовствующую кафедру Трансильвании стараниями молдавского господаря Василия Лупу. Хиротонисан во епископа Трансильванского в кафедральном соборе Тырговиште митрополитом Унгро-Влахийским Феофилом в сослужении собора архиереев. Торжественное настолование состоялось в митрополичьем соборе Алба-Юлии.
Воспользовавшись представившимся случаем, князь Трансильвании Ракоци Дьёрдь I попытался вынудить митрополита принять новые его требования, облегчавшие пропаганду кальвинизма среди румын. Среди всего прочего он потребовал перевода и печатания на румынском языке ряда молитвословий и песнопений кальвинистов, как и кальвинистского Катехизиса. Новый митрополит не выполнил ни одного его требования, но остался верным защитником православной веры вместе со своими прихожанами.
Митрополит начал активно налаживать церковную жизнь в своей епархии: совершал канонические визиты; рукополагал священников к приходским храмам; созвал «Большой собор» митрополии, на котором присутствовали благочинные и простые священники; закончил печатание в Алба-Юлии «Учительного Евангелия», работа над которым была начата еще его предшественником; поддерживал живую связь с Молдавским княжеством.
При нем в сентябре-октябре 1642 года состоялся Собор в Яссах, который принял православное исповедание митрополита Киевского Петра (Могилы). Но в том же 1642 году протестанты напечатали Кальвинистский катехизис на румынском языке; на него дал свой знаменитый обличительный Ответ митрополит Молдавский Варлаам. Видимо митрополит Иорест противился печатанию и распространению Катехизиса, что вновь пробудило давнее недовольство деятельностью православного владыки со стороны кальвинистов. Поэтому в начале 1643 года по указу князя Дьёрдя Ракоци I был созван так называемый «Собор» благочинных, священников и мирян, который постановил удалить с кафедры непокорного митрополита. Удаление митрополита Иореста с кафедры имело также и политические причины, обусловленные обострением отношений между Дьёрдем Ракоци и молдавским господарем Василием Лупу, который принимал непосредственное участие в избрании трансильванского митрополита. Но истинные причины удаления владыки состояли в «… пастырском противодействии, которое он оказал кальвинской ереси, и в нежелании принять от кальвинистов причастие, к чему его принуждал правитель страны, ... а чтобы дело не выглядело так, что он страдает за веру, о нем пустили дурную славу и оклеветали его».
Сведенный с кафедры митрополит был брошен в тюрьму вместе с другими священниками, где он провел девять месяцев и был освобожден только в ноябре 1643 года. Его вызволению способствовали двадцать четыре православных верующих, поручившихся, что митрополит заплатит немалую по тем временам сумму в тысячу талеров в казну княжества. После освобождения он удалился в Путненский монастырь.
В 1645 году митрополит Илия направился в Россию, чтобы собрать необходимую денежную помощь. В рекомендательном письме к русскому царю Михаилу Феодоровичу, подписанном молдавскими иерархами, кратко описывались все те страдания и утеснения, которые претерпел владыка со стороны кальвинистов Трансильвании. Второе письмо к царю было от господаря Василия Лупу. В Москве митрополит был дважды принят русским самодержцем и получил различные дары и денежные суммы. Владыка вернулся из России, вероятно, весной следующего года и заплатил собранные им тысячу талеров.
Остаток своих дней он провел в родном Путненском монастыре.
Скончался 12 марта 1678 года, похоронен в Путненском монастыре.
В 1950 году Священный Синод Румынской Православной Церкви принял решение о внесении новых имен святых епископов, иноков и мирян из среды румынского народа в православный церковный календарь. Среди предложенных имен было и имя митр. Илии. Канонизирован в 1955 году в Алба-Юлии.
Святитель Савва II (Бранкович) в крещении Симеон, родился около 1620 года в селе Инэу, Трансильвания (ныне Арад, Румыния), у благочестивых родителей Иоанна и Марии. Его древний сербский род Бранковичей из Герцеговины, в конце XVI века покинул родные земли из-за османского нашествия и переселился в Арадские земли. Отец Симеона был офицером в армии воеводы Михаила Витязя.
Симеон учился книжной премудрости в родном доме, а потом отправился в странствия по Венгрии, Сербии и Болгарии, находившимся тогда под Османским владычеством. Наконец он прибыл в Команский монастырь южнее Бухареста, где остался у своего дяди Лонгина. Там он закончил свое образование.
Услышав о кончине отца, он вернулся в родной дом, женился и имел двух детей, но его жена вскоре умерла. По желанию верующих, он отправился в Тырговище, к митрополиту Унгровлахийскому Стефану, и около 1650 года был поставлен протопопом для храма Христа Спасителя своей родной деревни. Здесь он служил со рвением и страхом Божиим, духовно наставляя и защищая от турок свою паству. За это время его жена скончалась, а мать приняла монашество.
Летом 1656 года, на Соборе по случаю кончины митрополита Трансильванского Симеона (Штефана) вдовый отец Симеон был избран его наследником. Вначале он принял монашеский постриг с именем Саввы 14 сентября, а 16 сентября того же года был хиротонисан во епископа в митрополичьем соборе в Тырговище. Будучи щедро одарен веоводой Константином Шербаном Басарабом, он вернулся к своей пастве и был торжественно настолован на митрополичий престол в столице Трансильвании, городе Алба-Юлия.
Трансильванский митрополит
В то тяжелое время православные Трансильвании, по большей части румыны, находились под венгерскими правителями, почему среди них усиленно насаждался римо-католицизм и протестантизм, причем Православная Церковь области была властями "вверена" для обращения кальвинистам. Святитель Савва показал себя преданным пастырем и великим защитником Православия в Трансильвании. Он смело обличал заблуждения кальвинизма, воодушевляя свою паству стоять в Православии. Святитель был также настроен против османских владетелей. При нем было воздвигнуто немало новых православных храмов в городах и селах, поставлены новые священники. Митрополит восстановил свой кафедральный собор и ряд других поврежденных церквей.
По велению Трансильванского правителя святитель был однажды кратковременно смещен с кафедры с лета 1659 по лето 1660 года.
В начале 1668 года отправился в Россию за милостынью, как и его святой предшественник митрополит Илия. Он побывал в Москве и был принят царем Алексеем Михайловичем, который оказал митрополиту щедрую помощь. Он также получил позволение для себя и своих наследников посещать Россию раз в 7 лет за милостынью. Возможно именно в то время он встретился с будущим патриархом Иоакимом и утвердил последнего в мысли о возможности объединения православных народов южной Европы под патриаршим престолом всея Руси.
Со времени этого путешествия, отношения митрополита с Трансильванским правтителем Михаилом Апафи ухудшились. Однако, в 1670 году владыка Савва предпринял поездку в Румынские земли, откуда заручился ежегодной пенсией в 6 тысяч бани.
В 1672 году святитель Савва освятил Моисеевский монастырь в Марамуреше и обновленную церковь во Влэдени под Брашовом.
В 1675 году митрополит Савва созвал Собор в Алба-Юлии, на котором были приняты решения по укреплению духовной и нравственной жизни паствы: о катехизации детей в церквях; о наказаниях для тех, кто попирает православные каноны и обычаи; об избавлении от суеверий. Cобор высказался против введения в богослужение румынского языка, как недостаточно богатого, предпочитая продолжать служить по-церковнославянски.
Видя что митрополит Савва успешно охраняет православных от обращения в кальвинизм, Михаил Апафи прибегнул к очернению святителя. 2 июня 1680 года состоялся суд над митрополитом и он был смещен со своей кафедры за православные убеждения. Его собственность, состоявшая главным образом из книг, облачений и церковных сосудов, была отнята.
Митрополит был после этого заключен в тюрьму на три года, где его истязали и склоняли принять кальвинизм. Оставшись непоколебимым в исповедании Православия, святитель Савва наконец дождался освобождения в 1683 году из-за политической обстановки.
Телесно ослабленный мучениями, священноисповедник Савва преставился в апреле того же года в Алба-Юлии.
Кончина и почитание
За святость его жития, верующие почитали его святым уже прижизненно. Один из братьев святителя, Георгий, оставил по себе многочисленные писания, которые отразили многое из жизни владыки Саввы. В 1950 году Священный Синод Румынской Православной Церкви принял решение о внесении новых имен святых румынского народа в церковный календарь. Среди них были митрополиты Трансильвании Илия (Иорест) и Савва (Бранкович). Канонизация этих исповедников и святителей была совершена 21 октября 1955 году в их кафедральном городе, Алба-Юлии. Днем их памяти было установлено 24 апреля.
Святитель Симеон (Штефан), митрополит Трансильванский
Учился в Академической коллегии в Алба-Юлии, монашествовал в румынском монастыре того же города.
В 1643 году был избран митрополитом Ардяльским с резиденцией в Алба-Юлии. Во время его пастырства был напечатан первый полный румынский перевод Нового Завета, называемый "Бэлградским" (1648), с замечательным предисловием самого митрополита Симеона, в котором была поднята проблема единства румынского языка (перевод переиздавался в 1988 и 1998 годах). В 1651 году была напечатана "Псалтирь" на румынском языке.
Святитель отошёл ко Господу в июне-июле 1656 года в Алба-Юлии.
Был канонизирован Румынской Православной Церковью 21 июля 2011 года.