filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

21 апреля (04 мая) 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 4-я по Пасхе.

Сщмч. Ианнуария, епископа Беневентского, и с ним мчч. Прокула, Соссия и Фавста, диаконов, Дисидерия, чтеца, Евтихия и Акутиона (ок. 305); мч. Феодора, иже в Пергии, матери его, мц. Филиппии, мчч. Диоскора, Сократа и Дионисия (II); Обре́тение мощей прп. Феодора Санаксарского (1999) ; прав. Алексия Бортсурманского, пресвитера (1848).
Мчч. Исакия, Аполлоса и Кодрата (303); свт. Максимиана (Максима), патриарха Константинопольского (434); прп. Беуно, игумена Клиннога (ок. 640) (Кельт. и Брит.); прп. Маэльрубы Апур-Кроссанского (724) (Кельт. и Брит.); прп. Беуно, игумена Клиннога (ок. 640) (Кельт. и Брит.); прп. Иакова Стромынского (XIV); сщмч. Евфимия (Шервашидзе), митр. Гелатского (1822) (Груз.).

Сщмч. Иоанна Пригоровского, пресвитера (1918); сщисп. Николая Писаревского, пресвитера (1933); сщмч. Алексия Протопопова, пресвитера (1938).

Икона Божией Матери: Моздокская (Иверская).


Святые дня, молите Бога о нас!


Священномученик Ианнуарий, епископ, мученики Прокул (Прокл), Соссий, Фавст, диаконы, Дисидерий, чтец, Евтихий и Акутион

Сщмч. Ианнуарий еп. и с ним мчч. Прокул, Сосий и Фавст диаконы, Дисидерий чтец, Евтихий и Акутион Путеольские


Священномученик Ианнуарий, епископ, и с ним святые мученики Прокул, Соссий, Фавст диаконы, Дисидерий чтец, Евтихий и Акутион приняли мученическую смерть за Христа около 305 года, во время гонения императора Диоклитиана (284 - 305).
Святителя Ианнуария схватили и привели на суд к правителю Кампании (Средняя Италия) Тимофею. За твердое исповедание христианской веры святителя бросили в раскаленную печь. Но, подобно вавилонским отрокам, он вышел оттуда невредимым. Тогда по приказу Тимофея его растянули на станке и били железными прутьями так, что обнажились кости.

Среди собравшейся толпы были святой диакон Фавст и святой чтец Дисидерий, которые плакали при виде страданий своего епископа. Язычники догадались, что они христиане, и бросили их в тюрьму города Путеола вместе со священномучеником Ианнуарием. В той тюрьме находились заключенные ранее за исповедание Христа два диакона, святые Сессий и Прокул, и два мирянина - святые Евтихий и Акутион.

На следующее утро всех мучеников вывели в цирк на растерзание диким зверям, но звери не тронули их. Тимофей объявил, что все чудеса происходят от колдовства христиан, но тут же ослеп и стал взывать о помощи. Кроткий священномученик Ианнуарий помолился об его исцелении, и Тимофей прозрел. Душевная же слепота не оставила мучителя, и он, с еще большей яростью обвиняя христиан в колдовстве, приказал отсечь всем мученикам головы за стенами города (+ 305).
Христиане окрестных городов взяли тела святых мучеников для погребения, причем каждый город взял по одному, чтобы иметь своего ходатая пред Богом. Жители Неаполя взяли себе тело священномученика Ианнуария. Вместе с телом они собрали с земли его запекшуюся кровь. Когда сосуд с этой кровью поставили на мощи святого мученика, положенные в церкви города Неаполя, кровь растворилась и сделалась горячей, как только что пролитая. От мощей священномученика Ианнуария происходило много чудес. Во время извержения Везувия, когда жители города молились священномученику Ианнуарию, лава остановилась, не дойдя до города. Благочестивая женщина приложила икону с изображением священномученика к умершему сыну, и он воскрес.


Кондак святым Ианнуарию и Феодору
глас 3
Священия помазанием и мучения кровию украсистеся,/ славне Ианнуарие и Феодоре,/ и сияете всюду, в Вышних ликующе,/ и нас назирайте, в храм ваш пришедшия/ и в нем непрестанно зовущия:// всех нас соблюдите, моляще Человеколюбца Бога.


Мученик Феодор, мученица Филиппия, мученики Диоскор, Сократ и Дионисий

Мученик Феодор, мученица Филиппия, мученики Диоскор, Сократ и Дионисий


Святые мученики Феодор, мать его Филиппия, Диоскор, Сократ и Дионисий пострадали в царствование императора Антонина Пия (138 - 161) в Пергии Памфилийской. Когда для военной службы набирали красивых и здоровых юношей, то вместе с другими к военачальнику Феодоту был приведен и юноша Феодор.

Военачальник стал принуждать юношу принести жертву идолам. Мученик не подчинился ни уговорам, ни угрозам, и военачальник приказал положить его на раскаленную сковороду и поливать расплавленной смолой. Тотчас совершилось чудо: началось землетрясение, из трещины в земле хлынул поток воды и погасил огонь.
Оставшийся невредимым мученик Феодор воздал хвалу Богу и предложил военачальнику попытаться с помощью идолов повторить такое чудо.
Военачальник предложил языческому жрецу Диоскору лечь па раскаленную сковороду, призвав на помощь Зевса. Но святой Диоскор ответил, что он уверовал во Христа и готов бросить идола Зевса в огонь. Тогда военачальник приказал ему взойти на сковороду. Мученик Диоскор припал к иогам святого Феодора и просил помолиться о нем. Затем он взошел на сковороду, громко взывая ко Господу: "Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты сопричислил меня к числу рабов Твоих. Приими с миром мою душу", - и скончался, избавившись от тяжелых мук.

Святого Феодора продолжали мучить. Его привязали к диким лошадям, которых стали гнать. Но у городской стены лошади упали и разбились, а мученик Феодор остался невредимым. Два воина, Сократ и Дионисий, увидели, как к святому Феодору сошла с небес огненная колесница, на которую был поднят влачимый мученик. Воины с изумлением воскликнули "Велик Бог христианский!" За это их тут же схватили и на другой день вместе с мучеником Феодором бросили в раскаленную печь. Но Небесная роса охладила печь, и святые остались живы. Наутро военачальник приказал воинам пойти посмотреть кости сгоревших мучеников. Воины вернулись и с удивлением рассказали, что три юноши невредимы, а к мученику Феодору пришла его мать, Филиппия, которая теперь укрепляет мучеников в их подвиге.

Военачальник предложил святой Филиппин спасти сына, уговорив его принести жертву идолам. Но святая Филиппия ответила, что еще до рождения сына ей было открыто, что ее сын будет распят за Христа. Услышав это, военачальник приказал распять святого Феодора на кресте, а остальным мученикам отсечь головы. В течение 3-х дней святой мученик Феодор висел на кресте, вознося молитвы Богу до своего преставления.


Преподобный Феодор Санаксарский, обретение мощей

прп_Феодор_Санаксарский


Преподобный Феодор Санаксарский (в миру дворянин Иван Игнатьевич Ушаков) родился в 1718 году в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции. Родители определили юношу на воинскую службу в гвардейский Преображенский полк в Санкт-Петербурге, где вскоре он был произведен в сержанты. Во время обычного шумного собрания гвардейцев, в самый разгар веселья, один из юношей внезапно упал замертво. Увидев умершего без покаяния товарища, Иоанн осознал непрочность мирского счастья. После этого, будучи двадцати лет отроду, Иван Ушаков оставил блестящую столичную жизнь гвардейского офицера и избрал стезю отшельника. Более трех лет он в одиночестве подвизался в лесной чаще на берегах Двины, а затем в Площанской пустыни Орловской губернии, в отдаленной лесной келии. Как не имеющий паспорта, Иоанн был взят сыскной командой и доставлен в Санкт-Петербург. Шесть лет тяжких испытаний, лишений и скорбей изменили его неузнаваемо. Он был сух и бледен лицом, одет во власяницу, подпоясан простым ремнем. Но особенно поражала всех лежащая на нем печать глубокого смирения. “Не вменяю тебе побега в проступок и жалую прежним чином”, - сказала Императрица Елизавета Петровна. На это он ответил смиренной просьбой – дать умереть монахом. После трехлетнего послушнического искуса в Александро-Невской Лавре, 13 августа 1748 года тридцатилетний Иоанн Ушаков был пострижен в монахи с именем Феодор.

Преподобный всегда желал подвизаться в Саровской обители, и в 1757 году выехал из Санкт-Петербурга. С ним выехали некоторые ученики и ученицы. Старец поместил учениц в Арзамасском девичьем Никольском монастыре, а сам с учениками поселился в Саровской пустыни. Вскоре ученицы преподобного переведены были в Алексеевскую общину, где жили в строгом следовании уставу, данному старцем.
Прожив в Саровской пустыни два года, отец Феодор возымел намерение возобновить обедневшую Санаксарскую обитель, находящуюся в трех верстах от уездного города Темникова, на левом берегу реки Мокши. К приезду отца Феодора единственная церковь обители была ветха и бедна, деревянные кельи и ограда почти развалились, кровли сгнили. В строительстве отцу Феодору помогали средствами благотворители, почитавшие его за добродетельную жизнь в Александро-Невской Лавре. Преосвященный Пахомий, Епископ Тамбовский, призвал к себе преподобного и умолял его быть в Санаксаре настоятелем, приняв священство. Старец по смирению отказывался от хиротонии, но, убежденный епископом, 13 декабря 1762 года был рукоположен в иеромонаха. Настоятелем преподобный Феодор был твердым и строгим. На богослужения посвящалось в сутки часов девять, а в воскресные и полиелейные дни – десять и более того; при всенощном бдении до двенадцати. В церкви он требовал раздельного неспешного чтения. Старец завел в обители личное руководительство братии и полное откровение помыслов. Днем или ночью всякий мог идти к настоятелю. При выходе от старца чувствовалась на душе свобода и тишина.
Пища в обители была самая грубая. На монастырские послушания выходили все, во главе с настоятелем. Избегая поводов тщеславия, он не постился более, чем было установлено, и на братской трапезе питался наравне со всеми, беря всего понемногу.

Когда были вырыты рвы в основании каменной двухэтажной церкви, во время молебна прилетел рой пчел и сел на горнем месте будущего алтаря, прообразуя обильную благодать в обители и множество монахов в ней. С тех пор, от прилетевшего роя, в обители повелись пчелы.
Но старца вновь ждало тяжелое испытание. По ложному доносу Темниковского воеводы Неелова старец в 1774 году был сослан в Соловецкий монастырь. Для допросов отец Феодор был вызван в Воронеж, а оттуда заехал в Задонский монастырь к пребывающему там на покое Святителю Тихону. Он принял отца Феодора с великой любовью; три дня продолжалась между ними духовная беседа. При отъезде святитель Тихон провожал отца Феодора через весь монастырь, низко кланяясь напоследок. В Соловецком монастыре старец прожил девять лет в строгом заключении, нуждаясь в самом необходимом и испытывая страдания от холода и сильного угара. Не раз его едва живого выносили из кельи и оттирали снегом. Но и в месте заключения братия Санаксарской обители и сестры Алексеевской общины не оставляли своего любимого наставника, оказывая материальную поддержку и испрашивая его молитв.


Рождественно- Богородичный,Санаксарский монастырь
(Санаксарский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в г. Темникове Краснослободской епархии)


Наконец, по ходатайству митрополита Санкт-Петербургского Гавриила и Высочайшему повелению Екатерины II отец Феодор получил полную свободу и возвратился в Санаксарскую обитель. В любимой обители старец продолжал усердно работать Господу. После непродолжительной болезни отец Феодор скончался в ночь на 19 февраля 1791 г. Тело его, хотя и лежавшее в теплой келье до погребения, не издавало запаха тления. На могиле преподобного была положена аспидного камня плита с надписью: “Здесь погребен 73-летний старец иеромонах Феодор, по фамилии Ушаков, возобновитель Санаксарского монастыря, который пострижен в Александро-Невской Лавре, продолжал монашеское житие 45 лет; со всеми видами истинного христианина и доброго монаха 19 февраля 1791 года скончался”.
Племянник преподобного Феодора Санаксарского – блестящий флотоводец адмирал Федор Ушаков, выйдя в отставку, также жил возле Санаксарского монастыря, скончался в 1817 году и был похоронен возле своего дяди. Вместе со своим преподобным сродником он прославлен в лике святых Русской Православной Церкви.
Память преподобного Феодора Санаксарского празднуется в день его кончины - 19 февраля (по старому стилю) (4 марта, а в високосный год 3 марта по новому стилю), а также в день обретения его многоцелебных мощей - 21 апреля (4 мая н. ст.).

Тропарь преподобному Феодору Санаксарскому
глас 4
От юности твоея сынове Христа возлюбил еси, и токмо Господеви служити восхотев, благую часть избрал еси, яже не исхищается смертию. Единому на потребу себе предав и Жизни Подателю, от Него же сподобился еси даров божественного учительства и духовного разсуждения, окормляя всех прибегающих к тебе и ищущих души спасение, богомудре старче Санаксарский Феодоре.



Святитель Максимиан (Максим) Константинопольский, патриарх

Святитель Максимиан (Максим) Константинопольский, патриарх


Святитель Максимиан, Патриарх Константинопольский, родился в Риме от богатых и благочестивых родителей. На собственные средства он устраивал гробницы для погребения умерших, прославившихся святостью жизни.
Святой Максимиан был прост и любил жить вдали от мирской суеты. В Константинополе за чистую и добродетельную жизнь Патриарх Сисиний (426 - 427) поставил его во пресвитера. По низложении с Константинопольского престола еретика Нестория (428 - 431) инок-пресвитер был возведен на патриарший престол 25 октября 431 года, в правление святого царя Феодосия Младшего (408 - 450).

Скончался святой Патриарх Максимиан мирно, 12 апреля 434 года, в Великий четверг.


Священномученик Евфимий (Шервашидзе) (груз. ეჟვთიმე), митрополит Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) католикосата

Священномученик Евфимий (Шервашидзе)

Родился в 1746 году в с. Эркети (Гурия) в семье гурийского эристава Христофора Шервашидзе. Представителям рода Шервашидзе принадлежали церкви во имя св. Архангелов в с. Эркети, где находился склеп эриставов Гурии, и во имя вмч. Георгия в с. Гамочинебули, где Евфимий служил диаконом и где находилась могила его отца. У Евфимия было 2 брата - Давид и Ростом; его дядей был митр. Джуматский Максим, духовным наставником - Абхазский (Западногрузинский) католикос-патриарх Иосиф (Багратиони).
В грамоте 1767 года упоминается как архиерей Джуматской епархии.
Затем возглавил Гелатскую (Гаенатскую) епархию.

Много жертвовал и активно занимался церковным строительством. В грамоте от 7 апреля 1787 г. указано, что он восстановил храм во имя свт. Николая в монастыре Гелати и даровал храму крестьян. В 1790 г. он пожертвовал Георгиевской церкви в с. Гамочинебули крепостных крестьян, приобретенных им на собственные средства в вотчинах груз. эриставов. В 1804 г. передал в дар монастырю Гелати с. Бослеви, в котором расселил гелатских крестьян. По приказу царя Имерети Соломона II (1789, 1790-1810) Евфимий на собственные средства построил в селе Мухакруа церковь и пожертвовал ей крепостных крестьян, в 1810 году поставил настоятелем церкви священника Кубанеишвили.
Митр. Евфимий был сторонником объединения Грузии. Вместе с митр. Кутаисским Досифеем (Церетели) (в 1795-1814 местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса) возглавил делегацию, отправленную в 1789 году царем Соломоном II в Картли и Кахети к царю Ираклию II с предложением об объединении царств. Однако переговоры не имели успеха.

В династической борьбе за имеретинский трон митрополит Евфимий активно поддерживал царевича Георгия, внука имеретинского царя Соломона I (1752- 1765, 1768-1784), незаконнорожденного от его сына Александра. Георгий был женат на племяннице Евфимия, чем и объясняют поддержку царевича митрополитом. В 1797 г. заговор был раскрыт, участники арестованы, Евфимий был изгнан из Имерети и укрылся в Одиши. Однако вскоре Соломон II помиловал опального архиерея, и тот смог на средства монастыря Гелати воспитывать сыновей царевича Георгия, пользуясь прежним доверием царя. Именно по его совету Соломон II, уже имевший отрицательный опыт общения с представителями российских властей, согласился на встречу с ген.-майором Ф. Ф. Симоновичем. Последний убедил царя встретиться с ген. А. П. Тормасовым в Тбилиси, куда за Соломоном II последовал и митр. Евфимий как его советник. Тормасов предложил царю переехать из Грузии в Санкт-Петербург, где для него был приготовлен один из дворцов и выделено неск. тысяч рублей годового дохода. Соломон II отказался.

В кон. XVIII - нач. XIX в., в период эпидемии чумы в Зап. Грузии, митр. Евфимий ухаживал за больными, причащал зараженных людей, отпевал и хоронил умерших.
В 1811 г. была упразднена автокефалия Мцхетского (Восточногрузинского) католикосата, в 1814 г.- Абхазского католикосата. Был образован Грузинский экзархат РПЦ. Экзарх Грузии архиеп. Феофилакт (Русанов) разработал план церковной реформы, направленной на изменение адм. структуры Грузинской Церкви в целях сближения груз. церковных порядков с общероссийскими: намечалось сокращение количества епархий, храмов, монастырей, штата духовных лиц, проведение секуляризации церковного и монастырского имущества, введение богослужения на церковнослав. языке и обложение церквей денежной податью. Духовенство Зап. Грузии выразило решительный протест, однако в июне 1819 г. представители Грузино-Имеретинской синодальной конторы стали закрывать храмы в Имерети, Гурии и Мегрелии, натуральные подати заменять введением денежной оплаты. В 1819-1820 гг. произошло восстание под рук. сщмч. Досифея (Церетели), митр. Евфимия и др. Экзарх обвинил их в подстрекательстве народа и убедил светские власти, что разрядить ситуацию можно только ссылкой архиереев. Управляющий Грузией ген. И. А. Вельяминов поручил проведение операции правителю Имерети полковнику И. О. Пузыревскому.

В ночь на 4 марта 1820 г. сщмч. Досифей, Евфимий и архим. Григорий (Цкитишвили) были арестованы. Пленные сохраняли спокойствие, митр. Евфимий выразил удивление, что их берут силой. По пути в Россию сщмч. Досифей погиб при невыясненных обстоятельствах. Митр. Евфимий и архим. Григорий были доставлены в Новгород. Во время пребывания митр. Евфимия в России духовником митрополита был иером. Иоанн (Хелашвили), свящ. придворного храма царицы Марии, супруги царя Соломона II.
Вскоре по распоряжению имп. Александра I митр. Евфимий и архим. Григорий прибыли в Санкт-Петербург, митр. Евфимий с большими почестями был принят императором. Митрополит Евфимий и архим. Григорий за казенный счет были размещены в Александровом Свирском Троицком мужском монастыре, находящемся в 200 км от столицы. Ежегодно на имя митр. Евфимия из казны выделялось 2 тыс. рублей ассигнациями. В краткой истории Свирского монастыря владыка митрополит описан как мудрый и благочестивый архиерей.

Митрополит Евфимий скончался 21 апреля 1822 года в Александро-Свирском монастыре и был похоронен в алтаре монастырского храма.
Во время визита католикоса-патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) 5-12 октября 1996 г. в Москву и С.-Петербург был поднят вопрос о перезахоронении митр. Евфимия в Грузии. Летом 2001 г. по благословению митр. С.-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) мощи митр. Евфимия были перенесены в груз. храм в честь Шестоковской иконы Божией Матери в С.-Петербурге, 1 апреля 2005 г. их привезли в Тбилиси. 2 и 3 апреля мощи оставались в патриаршем кафедральном соборе Самеба в Тбилиси. 3 апреля католикос-патриарх Илия II совершил в Самеба панихиду по митр. Евфимию и мощи были перенесены в Благовещенский храм Кутаиси, 8 апреля - в монастырь Гелати, где и были упокоены на следующий день в Богородице-Рождественском храме справа от иконостаса.

Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы - Гелати - Имеретия - Грузия
(Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы - Гелати - Имеретия - Грузия)

На надгробной плите была сделана надпись: «Под этим камнем покоится Гаенатский митрополит Еквтиме Шервашидзе, любитель святости с отрочества до старости, служитель трех царей, украшающий церкви, в посте достойный хвалы. Преставился в России, в монастыре во имя святого Александра Свирского, 21 апреля 1822 года в возрасте 76 лет от роду. Перезахоронен 27 марта [9 апреля] 2005 г.».

27 мая 2005 г. митрополит Евфимий был причислен к лику святых Синодом Грузинской Православной Церкви.


Преподобный Маэльруба Апур-Кроссанский (Maelrubha), игумен и миссионер среди пиктов

Родился в Ирландии. Принял монашество у св. Комгалла в монастыре Бангор. Пожив в Ионском монастыре, св. Маэльрубий 671 г. отправился в Шотландию.
Он основал приход Эпплкросс (Applecross) в епархии Росс, Шотландия, и проповедуя на протяжении более чем половины столетия, обратил ко Господу многих пиктов.



Преподобный Иаков Стромынский, игумен

Преподобный Иаков Стромынский, игумен


Ученик преподобного Сергия Радонежского, стал игуменом Стромынского монастыря во имя Живоначальной Троицы.
Погребен в монастырской церкви.


Преподобный Беуно Клинногский, игумен


БЕУНО КЛИННОГСКИЙ


Родился в землях Повис (Powis). После получения образования и рукоположения в монастыре Бангор, что на севере Уэльса, стал активным проповедником. Кадван, король Гвинеда был его щедрым благотворителем. Кадваллон, сын Кадвана и его преемник, обманул Беуно относительно некоторых земельных владений, что было доказано на священном судебном разбирательстве. Тогда кузен Кадваллона Гведдеинт (Gweddeint), в порядке компенсации, "отдал Богу и Беуно навечно городок", где святой около 616 года основал монастырь Клинног Фавр, что в Карнарвоншире (Carnarvonshire).

Беуно стал опекуном своей племянницы, девы Винифреды (Winefride), которую, по преданию, он воскресил к жизни после усечения мечом.
Он неустанно укреплял борящихся с грехом и был полон сострадания к бедствующим.


Преподобный Маэльруба Апур-Кроссанский (Maelrubha), игумен и миссионер среди пиктов

Преподобный Маэльруба Апур-Кроссанский (Maelrubha)


Родился в Ирландии. Принял монашество у св. Комгалла в монастыре Бангор. Пожив в Ионском монастыре, св. Маэльрубий 671 г. отправился в Шотландию.
Он основал приход Эпплкросс (Applecross) в епархии Росс, Шотландия, и проповедуя на протяжении более чем половины столетия, обратил ко Господу многих пиктов.


Священномученик Алексий Протопопов, пресвитер

Священномученик Алексий Протопопов, пресвитер


Память 21 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.


Родился 15 марта 1880 года в селе Ильинском Бронницкого уезда Московской губернии в семье псаломщика Николая Михайловича Протопопова.
В 1896 году Алексей окончил Перервинское духовное училище, в 1902-м - Московскую духовную семинарию и был назначен учителем в одну из церковноприходских школ Москвы.

В 1903 году Алексей Николаевич был рукоположен во диакона к Богоявленскому храму в Москве; в 1907 году переведен в Казанскую церковь в Сущеве, где прослужил до ее закрытия в 1930 году и был переведен в храм преподобного Пимена Великого. После того как храм в 1934 году был захвачен обновленцами, диакон Алексий стал служить в соборе в честь Рождества Божией Матери в городе Орехово-Зуево.
В 1935 году он был рукоположен во священника ко храму в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Казанском Павло-Посадского района, в котором и прошло все его недолгое пастырское служение до массовых гонений 1937 года.

20 ноября 1937 года сотрудники НКВД допросили трех свидетелей: старосту, члена церковной двадцатки и одного из прихожан Казанского храма. Они показали, что их священник часто проповедует - иногда во время службы, иногда после службы, стараясь как можно полнее раскрыть содержание и указать на значение того или иного праздника, и в особенности престольного - Казанской иконы Божией Матери. Свидетели также показали, что священник неоднократно обращался к прихожанам, чтобы они материально помогли храму, в котором только что был произведен ремонт, помогли деньгами на закупку дров для отопления и на оплату налогов государству, а также собрали средства на содержание Патриархии. Во время служения на престольные праздники отец Алексий говорил, что всякий прихожанин должен с таким радостным чувством уходить после службы домой, чтобы эта радость через него стала достоянием и его домашних, чтобы и им захотелось прийти в храм. Свидетели показали, что священник во время проповеди жаловался, что стало мало ходить в храм православных, что раньше государство помогало Церкви, а сейчас, при советской власти, происходит все наоборот: церкви разрушаются, колокола снимаются, церковные ценности изымаются.

Церковь Казанской Иконы Божией Матери - Казанское - Павлово-Посадский район - Московская область
(Церковь Казанской Иконы Божией Матери - Казанское - Павлово-Посадский район - Московская область)

Отец Алексий был арестован 27 ноября 1937 года и заключен в ногинскую тюрьму, где в течение нескольких дней его допрашивали разные следователи.

- Следствие располагает материалами о том, что вы систематически ведете антисоветскую агитацию, направленную на срыв мероприятий партии и правительства. Следствие требует от вас откровенных и правдивых показаний по этому вопросу. В чем выражается ваша антисоветская агитация? - потребовал ответа от священника следователь.
- Я никакой антисоветской агитацией не занимался и по этому вопросу показать ничего не могу, - ответил отец Алексий.
- Дайте показания, что вы говорили во время службы в религиозный праздник так называемой "Казанской"?
- 4 ноября, во время службы на празднование Казанской, я выступил по просьбе церковного совета со словом о том, что на отопление церкви нет дров. Для того, чтобы совершать богослужения, надо заготовить дрова. Поскольку у нас на это средств не имеется, я попросил верующих села Казанское, чтобы они пожертвовали на покупку дров и другие церковные нужды. После моего обращения был сделан обход с тарелкой, и кто сколько мог пожертвовал.
- Дайте показания, что вы говорили верующим во время богослужения на празднование в так называемый "Николин день"?
- Я выступил со словом во время богослужения, чтобы верующие пожертвовали, кто сколько сможет, на содержание нашей епархии... После моего слова был сделан обход с кружкой. Больше я ничего не говорил.
- Следствию известно, что вы восхваляли дореволюционное время и враждебно, в контрреволюционном духе отзывались о существующем строе, обвиняя в гонении на религию и духовенство. Признаете себя в этом виновным?
- Да, мне известно, что такие ценности, как колокола и другие, были изъяты, но я это никогда не осуждал и с амвона по этому по воду никогда не выступал, и виновным себя в этом не признаю.
- Вы следствию даете ложные показания. Следствие требует от вас правдивых показаний по существу дела.
- Я следствию даю правдивые показания по существу дела и еще раз свою виновность в антисоветской деятельности отрицаю.


После допросов отец Алексий был отправлен в Таганскую тюрьму в Москве. 3 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
Скончался в заключении 4 мая 1938 года и был погребен в безвестной могиле.

Причислен к лику святых новомучеников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments