filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

19 апреля (02 мая) 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение...



Преподобномученик Агафангел Есфигменский, Смирнский

Преподобномученик Агафангел Есфигменский, Смирнский

Память 19 апреля и в Соборе Афонских преподобных.


В миру Афанасий, родом из города Эны, Фракийской области, был воспитан в строго православной семье. После кончины родителей он поступил на морскую службу. Турки решили обратить умного и умелого юношу в ислам. Они знали, что он не отречется от Христа по доброй воле, и в городе Смирне (ныне Измир) напали на святого, нанесли ему рану и, угрожая смертью, заставляли принять ислам. Юноша растерялся и пообещал назваться мусульманином в надежде скоро избавиться от насильников и отречься от этого обещания. Но ему это долго не удавалось, он мучился угрызениями совести и наконец изыскал возможность покинуть город и отправился искать пристанища на Святой Афонской Горе. В Есфигменской обители игумен Евфимий исповедал его и благословил на послушание, которое святой Афанасий проходил с величайшим усердием.

Но и самые трудные подвиги святой Афанасий считал недостаточными, чтобы покаяться в грехе отречения. Он чувствовал, что ему необходимо отдать жизнь за веру во Христа, и стал усердно молиться об этом.
В четвертое воскресение Великого поста девятнадцатилетний юноша был пострижен в монашество с именем Агафангел.

Святитель Николай Мирликийский явился новопостриженному иноку во сне и обещал свою помощь. Игумен обители увидел в том особое знамение и благословил святого Агафангела исповедать в Смирне веру Христову перед теми, кто заставил его от нее отречься.
В Оттоманском судилище исповедник рассказал, как его насильственно заставили принять чуждую веру, публично отрекся от ислама и исповедал себя христианином. Святого Агафангела стали уговаривать и увещевать. Он отвечал: "Гнушаюсь я и увещаниями, и обещаниями вашими, и вами самими. Христа только люблю, Христа моего ищу, Христом моим наслаждаться желаю". Судья стал угрожать ему мучительной смертью. "Готов я за Христа моего вытерпеть все! Все роды мучений принимаю с величайшей радостью! Прошу только не медлить привести в исполнение слова твои", - ответил святой.

Святого Агафангела связали, сковали тяжелой цепью, ноги забили в деревянные колодки и бросили в темницу. Вместе с ним там находились еще два невинно осужденных христианина. Один из них, Николай, после смерти преподобномученика засвидетельствовал его мучения.
На следующий день святой Агафангел в оковах снова предстал перед судом. Мужественно претерпев все истязания, которые приготовили ему турки, он вновь был отправлен в темницу. Николай сообщил ему, что один влиятельный человек ходатайствует перед судом об его освобождении, но святой Агафангел в письме к тому человеку просил не добиваться для него свободы, а молиться Богу об укреплении его в мученическом подвиге.

Святой готовился к последнему испытанию. В полночь ему в видении было открыто, что его казнят не позднее пяти часов, и он с радостью стал ожидать назначенного часа. Около четырех часов за ним пришла стража. Не видя никакой возможности отвратить стойкого исповедника от веры Христовой, судьи решили казнить его. Сосредоточившись в молитве, мученик не замечал ни приготовлений к казни, ни большого стечения народа. Он был обезглавлен около пяти часов утра, 19 апреля 1819 года. Христиане выкупили святые мощи мученика и погребли их в Смирне, в храме великомученика Георгия.

В 1844 году часть святых останков преподобномученика Агафангела была перенесена на Святую Афонскую Гору в Есфигменскую обитель.



Святитель Георгий Антиохийский (Писидийский), епископ

Святитель Георгий Антиохийский (Писидийский), епископ


Святитель Георгий Исповедник, епископ Антиохии Писидийской, жил во времена иконоборчества. В молодые годы он принял иночество, прославился святостью жизни и был поставлен епископом Антиохии Писидийской.

Во время гонения на святые иконы при императоре Льве Армянине (813 - 820) святитель Георгий прибыл в Константинополь и на Соборе епископов обличал иконоборческую ересь, убеждая императора отказаться от нее. Когда святой Георгий отказался удалить из храма иконы по приказу императора, он был сослан в заточение (+ ок. 813 - 820).


Преподобный Иоанн Ветхопещерник, иеромонах

Преподобный Иоанн Ветхопещерник, иеромонах


Именем "Ветхой лавры" называлась обитель преподобного Харитона, находившаяся в палестинской пустыне близ Иерусалима. Она называлась "Ветхой лаврой" потому, что устроена была святым Харитоном прежде других лавр, как о том подробно написано в житии его. В этой то Ветхой Харитоновой Лавре и подвизался в постничестве воспоминаемый ныне преподобный Иоанн. Горя с юных лет любовью ко Господу, святой Иоанн прилепился к Богу всею своею душою, согласно с написанным в Священном Писании: "А мне благо приближаться к Богу!" (Пс. 72:28). Презревши суетную мирскую жизнь, святой Иоанн удалился из отечества и, приняв на себя крест иноческой жизни, странствовал по разным местам во имя Господа, Который, со дня Своего рождения и до самой смерти, "не имел где главы подклонить" (Мф. 8:20).

Достигнув святых мест Иерусалимских, святой Иоанн поклонился живоносному Гробу Господню, потом пришел в вышеупомянутую лавру блаженного Харитона, где за свою добродетельную жизнь удостоен был священного сана иерея. Обуздывая плотские страсти великим воздержанием, святой Иоанн явился и здесь подражателем великих древних постников: всенощными бдениями и непрестанным памятованием о смерти святой достиг совершенного умерщвления своей плоти и был как бы Ангелом во плоти.

Прожив довольно много лет и всё время благоугождая Богу, святой преставился ко Господу. На руках святых бесплотных Ангелов душа его была отнесена в вечные обители небесные.

Святой Иоанн называется "ветхопещерником", вместо "ветхолаврата" потому, что Ветхая Лавра преподобного Харитона, первоначально находилась в разбойнической пещере. В эту пещеру был заключен разбойниками преподобный Харитон. Но после того, как разбойники, выпив вина отравленного ядом змии, умерли, преподобный Харитон, освободился от них. Найдя в пещере много золота, награбленного разбойниками, преподобный Харитон устроил при пещере церковь; когда же собрались к нему братия, то устроил над пещерой и обитель. А так как преподобный Иоанн проживал в той древней пещере, совершая богослужение в пещерной церкви, то посему он и был прозван "ветхопещерником".


Мученики Феона, Христофор и Антонин Никомидийские

Воспоминаемые ныне святые мученики Христофор, Феона и Антонин были воинами-копьеносцами царя Диоклитиана. Однажды, присутствуя при мучениях святого великомученика Георгия и увидав совершаемые святым Георгием чудеса, они бросили с себя оружие и свои воинские пояса и, став пред царем, мужественно исповедали свою веру во Христа. За это, по приказанию императора, они были скованы цепями и заключены в темницу.

На другой день они были выведены из темницы и приведены пред судилище нечестивого императора, который и принуждал их отречься от Христа. Когда же святые мученики не повиновались мучителю, но открыто прославляли Бога истинного, то мучитель приказал повесить тела их, строгать их железными орудиями и жечь огнем. Но когда и после этого святые мученики остались непреклонными, то император повелел сжечь их на огне.

Так окончили свои страдание за Христа сии святые мученики.


Священномученик Пафнутий Иерусалимский, епископ

Претерпел много страданий от язычников и был мучен огнем, зверями, а затем усечен мечом.
Предполагают, что священномученик Пафнутий был египетским епископом и пострадал вместе со многими египтянами, сосланными в палестинские рудники в гонение Диоклетиана (284-305).

Мироточивые мощи священномученика прославились чудесами. Канон ему написан во времена иконоборчества (до 842 г.). В последней песне канона содержится просьба о содействии священномученика к прекращению ересей, смущавших Церковь.



Святитель Трифон Константинопольский, патриарх

С юношеских лет был иноком и отличался кротостью, незлобием, полной покорностью воле Божией, твердой верой и любовью к Церкви. В то время в Византии правил император Роман Лакапин (919-944), который хотел возвести на патриарший престол своего младшего сына Феофилакта. Когда скончался Патриарх Стефан (925-928), Феофилакту было всего лишь 16 лет. Император предложил преподобному иноку Трифону стать местоблюстителем патриаршего престола до возмужания Феофилакта.

Преподобный Трифон кротко принял на себя тяготы патриаршего служения и в течение трех лет мудро управлял Церковью. Когда Феофилакту исполнилось двадцать лет (931), император предложил преподобному Трифону отказаться от патриаршего престола. Преподобный Трифон не считал возможным передать престол неопытному юноше и отказался исполнить это. Император не находил предлога к устранению преподобного Трифона, так как жизнь его была безупречна. Тогда Роман воспользовался коварным советом епископа Кесарийского Феофила.

Этот епископ отправился к преподобному Трифону и лицемерно стал уговаривать его не соглашаться с императором и не уходить с патриаршего престола. Он стал советовать преподобному Трифону заранее принять меры предосторожности и опровергнуть мнение императора о его неграмотности. Для этого епископ Феофил коварно предложил преподобному Трифону написать на чистом листе свой полный титул и передать императору. Не подозревая обмана, бесхитростный святитель на Соборе епископов взял чистый лист и поставил на нем свою подпись "Трифон, милостью Божию архиепископ Константинополя, Нового Рима Вселенский Патриарх". Когда эту бумагу передали императору, он приказал выше подписи святителя написать: "Я уступаю патриаршее место не по другой какой-либо причине, а лишь потому, что считаю себя недостойным этого сана". Когда этот подлог был прочитан в присутствии императорских сановников, слуги вывели святителя Трифона из патриаршего дворца.

Преподобный Трифон терпеливо перенес совершенный над ним обман и вернулся в свой монастырь. Он прожил в нем скромным иноком два с лишним года до самой кончины (+ 933). Тело его было перенесено в Константинополь и погребено в гробнице Патриархов.


Преподобный Никифор Катавадский, игумен

НИКИФОР КАТАВАДСКИЙ


Преподобный Никифор родился в Константинополе в богатой и знатной семье. Его родители, Андрей и Феодора, воспитали сына в христианской вере. После их смерти юный Никифор раздал все свое имение нищим и отправился в Халкидон. Строгая жизнь иноков обители святого Андрея полюбилась преподобному Никифору, и он остался в числе братии монастыря.

С самого начала инок проявлял необыкновенное усердие в молитве и в труде. Он показал такую силу терпения в подвижничестве, что вскоре игумен направил святого на Финикийский остров проповедником веры Христовой и поставил игуменом монастыря в честь Пресвятой Богородицы.
Преподобный Никифор пробыл на острове тридцать три года и привел ко Христу многих язычников. Вместо языческих капищ на острове были построены храмы Божии.

Почувствовав приближение смерти, преподобный игумен велел отнести его на корабль и сказал корабельщику: Будьте спокойны, так как я отхожу ко Господу, а тело мое отвезите в Халкидон, в обитель святого Андрея. С этими словами он скончался. Корабль благополучно приплыл в Халкидон, и братия обители святого Андрея с честью погребли тело святого подвижника.

Тропарь преподобных (общий)
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.



Мученик Омир Иерусалимский

Турок Омир был обитателем Константинополя и офицером в янычарских войсках.
В 1579 году, армяне-монофизиты подкупили Иерусалимского пашу, чтобы тот позволил им одним быть в храме Гроба Господня в Великую Субботу и получить Благодатный огонь. Православные не были допущены внутрь храма, но вместе с патриархом Софронием IV стояли на площади, перед закрытыми вратами, молясь со слезами и сокрушенным сердцем, и смиренно надеясь принять Благодатный огонь хотя бы из рук еретиков-монофизитов. За всем этим наблюдали янычары, расставленные всюду в большом количестве для предотвращения возможных беспорядков. В здании рядом с храмом Гроба Господня, примерно той же высоты, на веранде верхнего этажа нес сторожевую службу и Омир со своими солдатами. Апрельский день был чистым и ясным, уже давно прошло время, когда обычно сходил огонь. Армяне долго ожидали чуда, тщетно католикос усердно молился перед Гробом, но Божественный Огонь все не сходил. Вдруг раздался громовой удар, одна из мраморных колонн храма треснула, и из этой трещины брызнул огонь. Православный патриарх, молившийся перед храмом, встал и зажег свои свечи, а от него получили Благодатный огонь все православные, и все пришедшие в храм. Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать:

"Ты есть единый Бог наш, Иисус Христос! Одна наша вера истинная - вера православных христиан!".
Они бегали по всему Иерусалиму, подняв шум и крик. Турецкие воины, стоящие на страже и видевшие это чудо, удивились и ужаснулись. Все пришли в замешательство. В этот момент Омир громко воскликнул:

"Велика православная вера, и я - христианин!"

Сослуживцы и подчинённые бросились на него, но Омир смело спрыгнул вниз к христианам с высоты более десяти метров. Приземлившись, Омир чудесным образом остался невредим. Уже внизу соплеменники схватили его и без долгих рассуждений отсекли ему голову, опасаясь, чтобы его примеру не последовали другие. Тело святого мученика, крестившегося в своей крови, сожгли тут же, на площади перед храмом.

Православные собрали пепел и кости святого Омира, положили в раку и поставили в женском монастыре Введения Пресвятой Богородицы, где они и находились до конца XIX века, источая дивное благоухание. Рассечённая мраморная колонна храма с оплавленными краями стоит так и до сего дня на всеобщем обозрении, как явственный знак силы Божией, являемой единой верой истинной - Православной.


Священномученик Алфегий, архиепископ Кентерберийский

Память 19 апреля в день кончины, 8 июня в день перенесения мощей.

Будущий святитель оставил свою овдовевшую мать и наследство и отправился в монастырь Дирхарст (Deerhurst), что в графстве Глостершир. После нескольких лет подвижничества в Бате (Bath), он стал там игуменом, а 19 октября 984 года был поставлен епископом Винчестерским. В 994 году Алфегий миропомазал Олафа I Норвежского в Андовере (Andover). Предполагается, что его патриотический дух вдохновил решения Собора в Энхэме (Enham).
В 1006 году он был поставлен архиепископом Кентерберийским и отправился в Рим за омофором. В этот период Англия часто переживала нашествия данов, которые в конце сентября 1011 года, захватив и спалив Кентербери, пленили Алфегия. Они требовали выкупа, однако выкупа не было. 19 апреля 1012 года в Гринвиче его тюремщики упились вином и начали забрасывать Алфегия костями волов и камнями. В конце концов один из них, некий Турм, зарубил святителя топором.

Кентерберийский собор
(Кентерберийский собор)

Тело Алфегия, почивавшее в течении одиннадцати лет в соборе святого Павла в Лондоне, было перенесено королем Канутом в Кентербери.



Святитель Моисей, архиепископ Новгородский


Святитель Моисей, архиепископ Новгородский

Память 25 января, 19 апреля (память обретения мощей в 1686 г.), в Соборах Псковских и Тверских святых.

В миру Митрофан, родился в Новгороде. В юности он тайно покинул родительский дом и поступил в Тверской Отрочь монастырь, где принял иноческий постриг. Родители нашли его, и по их настоянию он перешел в Колмов монастырь близ Новгорода. В этой обители он был рукоположен в сан иеромонаха, а затем в Юрьеве монастыре возведен в архимандрита.

После смерти архиепископа Давида святитель Петр Московский (+ 1326) посвятил его в 1325 году в сан архиепископа Новгородского. Однако святитель Моисей недолго управлял новгородской паствой. Раздоры и междоусобные распри, пожары и другие бедствия тяготили его душу, искавшую иноческого уединения. В 1330 году святитель удалился в Колмов монастырь на покой. Но и здесь он оставался недолго.
Отыскав пустынное место на Деревянице, он построил там каменную церковь Воскресения Христова. В этом месте святитель провел в иноческих подвигах более двадцати лет.

Уступив настоятельным просьбам новгородцев, он снова возвратился к своей пастве. Древний летописец так описывает святителя Моисея: "Он пас Церковь свою, как пастырь добрый; защищал обиженных, берег бедных вдов; собрав множество писцов, на свой счет написал много книг, многих он утвердил в благочестии своими наставлениями". В 1354 году Константинопольский Патриарх Филофей Коккин (1354-1355; 1362-1376) в знак глубокого почитания святителя Моисея разрешил ему пользоваться древним преимуществом Новгородских святителей - носить крестчатые ризы, которые и прислал сам. Он также позволил святителю Моисею самому непосредственно обращаться к Константинопольскому Патриарху. Семь лет продолжалось вторичное святительство архиепископа Моисея, ознаменовавшееся строительством многих церквей в Новгороде и его окрестностях. В 1352 году святителем был построен каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы на Болотове; в 1355 году устроен монастырь в местности, называемой Сковородкой, с каменным храмом в честь святого Архистратига Божия Михаила; в 1357 году построены храмы еще в трех монастырях: в Радоговицах при Волотовском Успенском храме, в Духовом монастыре и в женском монастыре во имя святого Иоанна Богослова (первый и последний монастыри были основаны святителем).

В 1359 году, почувствовав слабость и болезнь, святитель удалился в основанную им Сковородскую обитель во имя святого Архистратига Божия Михаила и подвизался в ней до самой кончины, наступившей 25 января 1362 года. Он был погребен в соборном храме.
Архиепископ Новгородский Сергий в 1484 году, ехавший на кафедру из Москвы, велел священнику открыть гроб святителя Моисея. "Не смею, Владыка, дерзнуть открыть мощи святителя. Это твое дело, святительское, открывать гроб святителя", - ответил священник. "Что на этого смерда и смотреть!" сказал разгневанный архиепископ, но был вскоре наказан. Лишившись рассудка, он не смог управлять кафедрой и не выздоровел, пока не принял схиму в Хутынском монастыре (+ 1504 в Троице-Сергиевом монастыре).

Тропарь

Чистоты ради жития твоего, / пощения же, и молитв, и трудов, / сосуд благопотребен был еси Владыце Христу, / Иже дарова тя стаду твоему, / яко сокровище неотъемлемо, чудесы всех обогащающа. / Тем и мы, сошедшеся в память твою, / верою и любовию вопием: / моли о нас, пречестный архиерею Моисее, отче наш.



Преподобный Иоаким Опочский), игумен


Преподобный Иоаким Опочский

Память 19 апреля (перенесение мощей), 9 сентября и в Соборе Псковских святых

О времени подвижничества Иоакима письменных свидетельств не сохранилось, Житие и служба святому отсутствуют.

В «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX веков) Иоаким помещен среди «преподобных отцов Новгородских»: «Преподобный Иоаким игумен Опоцкого монастыря святаго пророка Илии на Шелоне реце, преставися месяца сентября в 9 день» [1. Описание о российских святых. С. 44; ср.: РНБ. Вяз. Q.80. Л. 109-110; Мих. Q. 348. Л. 9 об.]. Митрополит Евгений (Болховитинов), не называя источников, отнес подвижничество Иоакима к концу XVI – началу XVII веков [2. Евгений (Болховитинов). 1831. С. 80, 128]; эти сведения перешли в справочную литературу XIX века и последующего времени. Архиепископ Филарет (Гумилевский) считал, что кончина Иоакима последовала около 1550 года, поскольку в писцовой книге Шелонской пятины 1584/1585 годов игуменом Ильинского монастыря в Опоках был Нафанаил [3. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 967. Л. 284 об.-285]. Архиепископ Сергий (Спасский) также относил преставление Иоакима к середине XVI века (около 1550 года), ссылаясь на рукопись из собрания Погодина. Однако, согласно новгородским писцовым книгам, Ильинский Опочский монастырьрь существовал уже в конце XV века. В писцовой книге Шелонской пятины 1498 года читается: «В Опотцком же погосте монастырские деревни Илии святого с Опок с Шелони…» [4. Новгородские писцовые книги. СПб., 1886. Т. 4. Стб. 180; ср.: Там же. Стб. 173, 530; 1905. Т. 5. Стб. 77, 309, 312, 313]. В писцовой книге Шелонской пятины 1575/1576 годов дается следующее описание монастыря: «Монастырь Опоцкой, а в нем храм Илья пророк, в приделе Благовещенье Святей Богородицы, церковь камена. В монастыре игумен Саватей, да черной поп Васьян, да 11 старцов, слуг 7 человек, дружинников 4 человеки» [5. Новгородские писцовые книги. 1905. Т. 5. Стб. 680-681].

Таким образом, Иоаким, если он был основателем монастыря, жил в XV – начале XVI века. В известных ныне источниках XVIII века Иоаким называется только игуменом Ильинского монастыря [6. РНБ. Q.I.382. Л. 15 об.; Мих. Q. 532. Л. 192: «Преподобный Иоаким игумен Опоцкаго манастыря пророка Илии на Шелоне реце сентября в 9 день»; Тит. № 2024. Л. 5; Вяз. Q.80. Л. 109-110; РНБ. Михайл. Q. 348. Л. 9 об.; Q. 351. Л. 17–17 об. (тоже назван игуменом, память – 29 сентября, вероятно, описка); Q.541. Л. 172 об.]. Память Иоакима под 9 сентября имеется также в старообрядческих святцах [7. БАН. Дружинин 130, л. 12 об.–13 и № 131, л. 10 об.], а также в Алфавите Ионы Керженского (?). Игуменами называются также Досифей [имеется в виду Досифей Верхнеоостровский?] и Илларион [Гдовский?] – ученики преподобного Евфросина Псковского († 1481), еще при жизни своего учителя основавшие монастыри на Псковской земле. В некоторых публикациях [8. см.: Христианство: ЭС. Т. 3. С. 623] Иоаким называется учеником преподобного Евфросина, что вполне вероятно, однако в перечне учеников псковского святого имя Иоакима не встречается ни в одной из редакций Жития Евфросина.

Архиепископ Сергий (Спасский), основываясь на сведениях святцев Коряжемского монастыря, называет день обретения мощей Иоакима – 19 апреля [9. РГБ. Унд. № 237. Л. 170 об.-171], 27 апр. по Кирилло-Белозерским святцам. Не позднее 1688 году монастырь был упразднен и превращен в приходскую церковь. В XIX веке, согласно описаниям Ильинского монастыря, мощи Иоакима покоились под спудом в церкви Благовещения (с приделами в честь пророка Илии и святого Иоанна Предтечи), построенной в 1772 году на месте Ильинской церкви (где, по-видимому, мощи находились ранее; в справочной литературе XIX – XX веков ошибочно указывается современное местонахождение мощей в Ильинской церкви).

Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, учрежденный около 1831 году (празднование подтверждено 10 июля 1981 года) и в Собор Псковских святых, празднование которому было установлено 10 апреля 1987 года по инициативе Псковского и Порховского митрополита Иоанна (Разумова).

Дополнение

В Алфавите старообрядческого писателя Ионы Керженского читаются следующие сведения об Иоакиме: «Месяца сентября в 9 день. Преподобных отец наших Иякова и Феофила и Иоакима Коневских и Шелонъских. В древлеписменных месяцословах повествует, яко сии Феофил и Яков быша началницы Коневъскаго Успенскаго монастыря Шалонъския пятины, на Шелоне реце состоящем. А Иоаким бе игумен Опоцъкаго монастыря пророка Илии на Шелоне же реце. Время бытия показано 6904-го года [10. 6904 год – то есть 1396 г.]. Память им положена: Иоакиму сентября 9-го, а Иякову и Феофилу октября 21 дня» [11. Ярославский музей-заповедник, ф. Лукьянова, № 675 (15544), л. 258.].
Поскольку в этой записи много неточностей, касающихся Феофила и Иакова (Феофилова пустынь стоит на реке Омуге, а не Шелони; преставление Феофила по другим источникам датируется 20-ми годами 15 века), то и к записи об Иоакиме Опочском следует подходить критически.
(по материалам: http://opoki-hram.ru/ioakim/)


Икона Богородицы Моздокская (Иверская)

икона_Божьей_Матери_Моздокская_Иверская

Об этом образе Пречистой Божьей Матери вы можете почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/125469.html


Икона Богородицы Дубенская (Красногорская)


икона_Божьей_Матери_Дубенская_Красногорская


Ду́бенская [Дубицкая] Красногорская икона Божией Матери (праздн. в день Преполовения Пятидесятницы и 25 янв.), чудотворный образ в Красногорском в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ре близ г. Золотоноша (Черкасская епархия УПЦ).

Время основания мон-ря - нач. XVII в. Согласно преданию, некий инок, прибывший в местность Красная Горка из К-поля по повелению явившейся ему в видении Божией Матери, был первым, кто поселился здесь отшельником. Он молился перед вырезанным им на коре дерева образом, получившим название Корецкой иконы Божией Матери. Инокам, собравшимся вокруг отшельника, была явлена на дубе икона Божией Матери; «…на действительность этого явления и отчасти на время его указывает старинная картина, находящаяся на двери одной из монастырских келий; на этой картине изображен монах, молящийся пред образом, находящимся на дереве» (Думитрашко Н., прот. 1859. С. 33). Прежде чем снять икону с дерева, братия долго молилась, испрашивая у Богородицы благоволение перенести Ее образ в ц. во имя вмч. Георгия Победоносца, а затем в построенный в 1680-1687 гг. деревянный Покровский храм. Икону поместили над царскими вратами, по ее «чудесному происхождению… и по чудотворениям, бывшим от нея, та икона пользуется большим уважением всего монастыря и окрестных жителей» (Сагарда. С. 1317).

25 марта 1922 г. обитель была закрыта. В 1923 г. предметы церковной утвари, иконы, книги передали в музей Золотоноши. Там же оказалась Д. и. После вхождения части территории Золотоношского окр. в Черкасский комиссией Гос. комитета охраны памятников старины, культуры и природы была проведена инвентаризация и обнаружено несоответствие содержания описей и предметов хранения, в частности в описи не значилась Д. и. 2 окт. 1925 г. по итогам работы комиссии был составлен документ, в к-ром Д. и. «по археологическому и художественному значению» принималась «на учет и под охрану», в нем же приведено описание чудотворного образа: «Икона на деревянной доске, размером 6×7 вершков (26,7×31 см), писана в 3 цвета по золотому фону, письмо техники примитивной. Очи Богоматери обозначены миндалинами, без лузги, с лунницами под миндалинами, надбровные дуги и нос обозначены черточками, теней в одежде нет. В нимбе орнаментировка цветами, с разводами в украинском стиле… На иконе слюдяной покров. Обрамление иконы серебряное, новое, художественно орнаментировано выпуклыми стяжками и рельефными орнаментированными цветами и листьями. Нимф [нимб], руки и оплечье орнаментированы цветными камнями. В одном гнезде отсутствуют 4 камня» (ГАЧО. Ф. 131. Оп. 1. Д. 37. Л. 49-50).

Описание иконы, к сожалению не отражающее иконографии, расходится с литографическим изображением нач. XX в. (опубл. в кн.: Исторический очерк Золотоношского Красногорского Богословского жен. мон-ря Полтавской еп. / Сост.: И. Авраменко. Полтава, 1914), в то же время мнение О. Толкушина о том, что обнаруженный комиссией образ - это Корецкая икона (Толкушин. 2006. С. 88), нельзя считать обоснованным, т. к. в описании отмечено, что он был писаный, а не резной (хотя впосл. и раскрашенный) на коре. По заключению комиссии икона была передана на хранение «в порядке полной охраны» зав. педагогическим техникумом, временно исполняющему обязанности зав. Золотоношским музеем А. И. Денисенко (Там же. Л. 50). Далее следы чудотворного образа теряются. По одной из версий, Д. и. пропала во время эвакуации музейных фондов (попала под бомбежку), по другой - находится в частном хранении.

Несмотря на развитое местное почитание иконы, в публикациях XIX в. под названием «Дубенская» содержится рассказ не о ней, а о соименной святыне, пожертвованной кн. Константином Острожским в Спасо-Преображенский монастырь в Дубно (см. ст. Дубенская Острожская икона Божией Матери). Икона не приведена и в подробном перечне «Икон Богородицы в России, дни празднования которым неизвестны или сами иконы малоизвестны», составленном архиеп. Сергием (Спасским) в кон. XIX - нач. XX в. Ее изображение не представлено ни в одном из известных сводов икон Богородицы, как гравированных, так и иконописных.
Об иконографии древней иконы можно судить по литографии. Д. и. относится к типу «Умиление» и близка к изводу Владимирской иконы Божией Матери. Младенец Христос сидит на правой руке Богородицы, охватив левой ручкой Ее шею и приникнув головкой к щеке Матери; левая ножка Богомладенца открыта выше колена. В наст. время известно неск. списков Д. и. Один из них, украшенный чеканным окладом с камнями, был похищен 29 окт. 1994 г.

В наст. время в мон-ре находится 2 списка Д. и.: небольших размеров чтимый образ в окладе помещен в киоте на сев. стене ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы; другой, самый ранний подписной и датированный список Д. и.,- в алтаре того же храма. Он был привезен в мон-рь в 2004 г., накануне празднования иконе в день Преполовения Пятидесятницы. Его обрели в одном из заброшенных домов недалеко от Вологды. Икона по письму и особенностям надписи имеет западнорус. происхождение и неск. отличается от древнего образа; возможно, принадлежала переселенцам с Украины. В сравнении с изображением на литографии Мафорий Богоматери имеет треугольный, а не квадратный вырез у горловины. Младенец Христос облачен в белый хитон и охристый гиматий, а не в рубашечку, подвязанную пояском. Его лик повернут почти фронтально, глаза смотрят прямо. В положении фигур и рук расхождений нет. Фон красноватый, нимбы выполнены в виде свечения охристого цвета с прорисованными в нем красными лучами.

Ежегодно 24 авг. вокруг монастырской горы совершался крестный ход с Д. и. с чтением акафиста иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Празднование в день Преполовения Пятидесятницы было установлено в память избавления от пожара и эпидемии оспы. В этот день в наст. время список Д. и. обносят крестным ходом по всем кельям и помещениям мон-ря с чтением Акафиста Божией Матери. Празднование Д. и. совершается по службе иконе Божией Матери «Утоли моя печали».

Tags: Афон, Православие, Святые дня, икона Божьей Матери Дубенская Красногорс, икона Божьей Матери Моздокская
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments