filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

17 (30) апреля 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 4-я по Пасхе.

Сщмч. Аникиты, еп. Римского (165/166; Греч.); сщмч. Симеона Ктезифонтского, епископа Персидского, и с ним мчч. Авделая, Анании, пресвитеров, Хусдазада евнуха, Фусика, Азата, мц. Аскитреи и иных многих (344); прп. Акакия, епископа Мелитинского (ок. 435); прп. Зосимы, игумена Соловецкого (1478).
Обре́тение мощей прп. Александра Свирского (1641)
; мч. Адриана Коринфского (251); свт. Агапита I, папы Римского (536); сщмч. Доннана Эйггского и иже с ним (616-618; Кельт. и Брит.); прмчч. Доннана Эйггского и ним 52-х монахов (616-618; Кельт. и Брит., Конст., Греч.); прп. Ефрема Великого, Ацкурского (895; Груз.); прп. Макария (Нотары), еп. Коринфского (1805; Греч.); Прп. Паисия Киевского, Христа ради юродивого (1893).

Сщисп. Михаила Новицкого, пресвитера (1935); сщмч. Феодора Недосекина, пресвитера (1942).

Икона Божией Матери: «Избавительница».


Святые дня, молите Бога о нас!



Преподобный Александр Свирский, обретение мощей

прп_Александр_Свирский


Преподобный Александр Свирский родился 15 июня 1448 года, в день памяти пророка Амоса, и при крещении назван в честь его. Всю жизнь пребывая вдали от исторических событий, преподобный Александр, светоч монашества, в глубине лесов Русского Севера творил иную, духовную историю, удостоившись необычайных даров Святаго Духа.
Родители его, Стефан и Васса (Василисса), были крестьяне приладожского села Мандеры, на берегу реки Ояти, притока реки Свири. У них было двое детей, которые уже выросли и жили отдельно от родителей. Но Стефану и Вассе хотелось иметь еще одного сына. Они усердно молились и услышали голос свыше: «Радуйтесь, доброе супружество, вы родите сына, в рождении которого утешение Бог подаст Своим Церквам».

Амос рос особенным отроком. Он был всегда послушен и кроток, избегая игр, смеха и сквернословия, носил скудную одежду и так изнурял себя постом, что вызывал беспокойство матери. По исполнении совершеннолетия он однажды встретился с валаамскими монахами, пришедшими на Оять для покупки необходимых монастырю вещей и по другим хозяйственным нуждам. Валаам к этому времени уже слыл монастырем высокого благочестия и строго подвижнической жизни. Разговорившись с ними, юноша заинтересовался их рассказом о скитской (по двое-трое вместе) и отшельнической жизни иноков. Зная, что родители хотели женить его, юноша в 19 лет тайно ушел на Валаам. Под видом спутника ему явился Ангел Божий, указавший путь на остров.

Семь лет жил Амос в монастыре как послушник, ведя суровую жизнь. Дни проводил он в трудах, ночи в бдении и молитве. Иногда обнаженный до пояса, весь покрытый комарами и мошками, молился в лесу до утреннего пения птиц.
В 1474 году Амос принял постриг с именем Александр. Через несколько лет родители случайно узнали от пришедших в Мандеру карелов, куда пропал их сын. По примеру сына, родители вскоре также ушли в монастырь и приняли постриг с именами Сергий и Варвара. После их смерти преподобный Александр, по благословению игумена монастыря, поселился на уединенном монастырском острове, где в расщелине скалы устроил келлию и продолжил свои духовные подвиги.

Далеко разнеслась слава его подвигов. Тогда преподобный в 1485 году удалился с Валаама и, по указанию свыше, избрал место в лесу на берегу прекрасного озера Рощинского, которое стало впоследствии именоваться Святым, близ р. Свирь. Тут преподобный устроил себе хижину и в одиночестве прожил семь лет, питаясь лишь тем, что собирал в лесу. В это время святой испытал лютые страдания от голода, стужи, болезней и диавольских искушений. Но Господь постоянно поддерживал духовные и телесные силы проповедника. Однажды, когда, страдая тягостными недугами, преподобный не только не мог встать с земли, но и приподнять голову, он лежал и пел псалмы. И вот ему предстал преславный муж. Положив руку на больное место, он ознаменовал святого крестным знамением и исцелил его.

В 1493 году на жилище преподобного, во время охоты на оленя, случайно набрел соседний владелец Андрей Завалишин. Пораженный видом праведника, Андрей поведал ему о свете, виденном ранее над этим местом, и умолил преподобного рассказать ему о своей жизни. С тех пор Андрей стал часто посещать преподобного Александра и, наконец, по его наставлению, сам удалился на Валаам, где принял постриг с именем Адриана. Впоследствии он основал Ондрусовский монастырь и прославился святой жизнью (+1549; память 26 августа/8 сентября и 17/30 мая).
Андрей Завалишин не смог умолчать о подвижнике, несмотря на данное ему обещание. Широко разнеслась слава праведника, и к нему стали собираться иноки. Тогда преподобный уединился от всей братии и устроил себе отходную пустынь в 130 саженях от общего жилища. Там ему встретилось множество искушений. Бесы принимали звериный облик, свистели по-змеиному, понуждая преподобного бежать. Но молитва святого, словно огненный пламень, палила и разгоняла бесов.

В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного в заповеданном месте, ему было явление Живоначальной Троицы. Преподобный ночью молился в отходной пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и преподобный увидел вшедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды. Освященные Небесной славой, Они сияли чистотой ярче солнца. Каждый из них держал в Своей руке жезл. Преподобный пал в страхе, а, придя в себя, поклонился до земли. Подняв его за руку, Мужи сказали: «Уповай, блаженне, и не бойся». Преподобный получил повеление построить церковь и устроить обитель. Он снова пал на колени, взывая о своем недостоинстве, но Господь восставил его и повелел исполнить указанное. Преподобный спросил, во имя кого должна быть церковь. Господь же сказал: «Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе». И тотчас преподобный Александр увидел Господа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим.

В истории Русской Православной Церкви это Божественное нисхождение известно как единственное. После этого явления преподобный стал думать, где строить церковь. Однажды, во время молитвы к Богу, он услышал голос свыше. Посмотрев в высоту, преподобный увидел Ангела Божия в мантии и куколе, подобно, как видел преподобный Пахомий Великий. Ангел, стоя в воздухе с простертыми крылами и воздетыми руками, произносил: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь». И потом обратился к преподобному: «Александр, на этом месте да созиждется церковь во Имя явльшегося тебе в Трех Лицах Господа, Отца, и Сына, и Святаго Духа, Нераздельной Троицы». И, трижды перекрестив место, Ангел стал невидим.

В том же году была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы (в 1526 году на ее месте воздвигнута каменная). Сразу же по построении церкви братия стали упрашивать преподобного принять священство. Он долго отказывался, считая себя недостойным. Тогда братия стали молить святителя Серапиона, архиепископа Новгородского (+1516, память 16/29 марта), чтобы он убедил преподобного принять сан. В том же году преподобный ездил в Новгород и получил посвящение от святителя. Вскоре затем братия умолили преподобного принять игуменство.

Став игуменом, преподобный сделался еще смиреннее, чем прежде. Одежда его была вся в заплатах, спал он на голом полу. Сам готовил пищу, месил тесто, пек хлеб. Однажды не хватило дров и эконом просил игумена послать из иноков тех, кто празден, за дровами. «Я празден», — сказал преподобный и стал рубить дрова. В другой раз так же начал носить воду. А ночью, когда все спали, преподобный обходил келлии и, если слышал где суетные разговоры, легонько стучал в дверь и уходил, а утром наставлял братию, налагая епитимию на виновных.

Под конец жизни преподобный Александр задумал построить каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Было заложено основание храма. Однажды вечером, после совершения акафиста Пресвятой Богородице, преподобный сел отдохнуть в келлии и вдруг сказал келейнику Афанасию: «Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение». Послышался голос, подобный грому: «Се Господь грядет и Рождшая Его». Преподобный поспешил в предсение келлии, и его осиял великий свет, распространившийся над всем монастырем ярче солнечных лучей. Посмотрев, преподобный увидел над основанием Покровской церкви сидящую на алтарном месте, словно царица на престоле, Пречистую Богородицу. Она держала Младенца Христа на Своих руках, а множество ангельских чинов, блистающих неизреченной светлостью, предстояло Ей. Преподобный упал, не стерпев великого света. Богородица сказала: «Восстань, избранник Сына и Бога Моего! Ибо вот пришла посетить тебя, возлюбленный Мой, и посмотреть основание Моей церкви. А за то, что молился об учениках и обители твоей, вот отныне всем она будет изобиловать; и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем неотступно буду от обители твоей, подавая неоскудно все потребное. Смотри же и наблюдай тщательно, сколько иноков сошлось в твою паству, которые тобою должны быть наставлены на путь спасения о Имени Святой Троицы».
Преподобный встал и увидел множество иноков. Матерь Божия снова сказала: «Возлюбленный Мой, если кто и один кирпич принесет на построение церкви Моей, во Имя Иисуса Христа, Сына и Бога Моего, не погубит и мзды своей». И Она стала невидима. Перед своей кончиной преподобный проявил удивительное смирение. Он призвал братию и повелел ей: «Свяжите тело мое грешное по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, потопчите своими ногами». Братия отвечали: «Нет, отче, не можем сотворить этого». Тогда преподобный указал не хоронить его тело в обители, но в отходной пустыни, у церкви Преображения Господня. Прожив 85 лет, преподобный 30 августа 1533 года отошел ко Господу.

Дивными чудесами прославился преподобный Александр Свирский при жизни и по кончине. В 1545 году ученик и преемник преподобного игумен Иродион составил его житие. В 1547 году началось местное празднование памяти преподобного и была составлена служба ему. В 1641 году, 17 апреля, при перестройке церкви Преображения, были обретены нетленные мощи преподобного Александра Свирского и ему установлено общецерковное празднование на две даты: день преставления — 30 августа/12 сентября и день прославления (обретение мощей) — 17/30 апреля.


Второе обретение святых мощей преподобного Александра Свирского в 1998 году


прп_Александр_Свирский_мощи

По материалам: http://www.svirskoe.ru/ru/hallows/second_finding/index.php (сокращенно. По указанной ссылке Вы можете прочитать подробный рассказ об этом знаменательном событии, а также посмотреть архивные документы, касающиеся обретения мощей преподобного, отчеты об исследованиях мощей и акты освидетельствования и заключения комиссии):


Как происходили поиски мощей Александра Свирского.

Наш поиск мощей преподобного был основан на вере в то, что мощи святого, лицезревшего Святую Троицу, не могли быть уничтожены никакими адскими силами; на вере в то, что они находятся под особым покровительством Господа.

Поиск начался с благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Для того чтобы выяснить, где находятся мощи, пришлось потрудиться во многих архивах Санкт-Петербурга и Москвы, тщательно были проверены описи фондов петербургских музеев и их архивы. Прежде всего была рассеяна легенда о пребывании мощей в Казанском или в Исаакиевском соборах, ставших после революции музеями. При проведении архивного поиска мощей святого преподобного Александра Свирского установлено, что основная часть документов в ходе кампании по ликвидации, фальсификации и дискредитации мощей святых была утрачена или намеренно уничтожена. Сохранившаяся часть однозначно свидетельствует о том, что мощи прп. Александра были изъяты из монастыря 20 декабря 1918 года и перевезены для исследования в Лодейное Поле *). Далее обнаруженные материалы косвенно подтверждают отправку мощей в Петроград в 1919 году для большей надежности сокрытия **). О сокрытии мощей, в частности, свидетельствует и тот факт, что одновременно с истинными мощами представителями ЧК были пущены в ход подставные мощи, вид которых не соответствовал их историческому описанию. Документы об этих лжемощах хранятся в архиве Городской Судебно-медицинской Экспертной службы. Благодаря этим документам и стало известно о фальсификационной политике ЧК по отношению к мощам преподобного Александра Свирского ***).

________________________________________
*) ЛОИИ, ф. З, оп. 1, д. 64.
**) ЦГА СПб, ф. 2815, оп. 1, д. 27, л. 60.
***) Архив суд.-мед. экспертизы СПб, дело от 1 февраля 1919 г.

Подлинные мощи были переданы в ведение Наркомздрава. В архиве ЦГА имеется документ из Комиссариата здравоохранения от 18.02.1919 г., свидетельствующий о том, что мощи проходили судебно-медицинскую экспертизу. Судебно-медицинский подотдел находился при Обуховской больнице, которая с 1914 года работала в режиме военного госпиталя. Известно, что 14 февраля 1919 г. во время кампании по ликвидации мощей, Наркомом Юстиции была выпушена директива о размещении мощей в музеях *). Единственным фундаментальным анатомическим музеем (а мы еще раз повторяем, что мощи находились в распоряжении Наркомздрава, так как Наркомпросвет взять мощи отказался) был музей в ВМА. По сведениям сотрудников кафедры нормальной анатомии Военно-Медицинской Академии, в годы революции в их музее появился экспонат, который так и оставался незарегистрированным в скрупулезно составленных каталогах музея. Незарегистрированность «экспоната» в таком музее, каковым был анатомический музей в ВМА, было явлением исключительным, что подчеркнули работники музея. Для того чтобы сокрыть мощи, было сделано все. Вероятно, тут действовала не только злая воля Центра, но и добрая воля зав. кафедрой В. Н. Тонкова, который по своим убеждениям не был "воинствующим безбожником", и он мог постараться сделать так, чтобы про мощи просто забыли их враги.

________________________________________
*) ГАРФ, ф. 130, оп. 3, д. 213.

Так или иначе, но результаты архивных поисков, которые проводили насельницы Покрово-Тервенического монастыря по благословению духовника монастыря — игумена Лукиана (Куценко), привели их участников в декабре 1997 года в стены Военно-Медицинской Академии. После этого начались долгие месяцы проведения освидетельствования, которое должно было выяснить, является ли обнаруженный "анатомический препарат" честными мощами отца нашего преподобного Александра Свирского чудотворца.

Но еще до того, как к работе приступили антрополог, стоматолог, анатомы, химики и историки, что называется "невооруженным взглядом" можно было увидеть удивительные совпадения между тем описанием, которое было составлено при первом обретении мощей прп. Александра, и тем "экспонатом", который обрели в ВМА.

Обратимся к описанию 1641 года: «Иерарх снял схиму с головы и параман, раскрыли перси и руки преподобного и удостоверились в нетленности тела и в том, что это были мощи первого игумена Свирской обители преподобного Александра. Тело оказалось неистлевшим и из-под аналафа видна была часть бороды, ноги же лежали как у новопочившего: правая плюсною кверху, а левая обращена в сторону. Лицо Преподобного казалось не мертвым, как у других людей, а как бы живым, показывая его душевную чистоту и награду, полученную им от Бога». Для освидетельствования мощей по распоряжению Государя Михаила Романова прибыл новогродский архипастырь Аффоний. Освидетельствование традиционно происходило путем сравнения хорошо сохранившегося лика Преподобного с изображением на иконах XVI века. «Декабря 5 после всенощного бдения на великом славословии Святитель прииде ко одру, на нем же лежало тело преподобного и, подъяв оное своима рукама, со освященным собором благоговейно положиша на присланный Государем серебряный ковчег».

Итак, тело преподобного Александра, — что бывает крайне редко и только с великими святыми — было полностью неистлевшим. Особенно поражало нетление лица святого. То, что у обычного человека подвергается тлению в первую очередь — мягкие ткани губ, носа и ушей — все нетронуто тлением.

Потрясающее совпадение в процитированном описании мощей преподобного Александра с летописными источниками подтверждается и необычным положением ступней: правая стопа опирается на свод левой, то есть «правая смотрит вверх, а левая – в сторону», «ноги лежат, как у недавно почившего» — отмечают наши предки. На это необычное положение ног обратили внимание монахи при первом обретении мощей, это привлекает особое внимание и сегодня.

Преподобный Александр послал уверение своим почитателям, что они не обманулись в поисках, еще до окончания работы экспертов. Когда было получено разрешение на то, чтобы отслужить молебен в здании СМЭС, где находились в то время святые мощи, и молебствие было совершено, то все присутствовавшие пережили великое потрясение. Мощи начали обильно мироточить. Преподобный как будто отвечал обратившимся к нему с молитвой: "Я вас слышу. Это - я".

Теперь обратимся к материалам освидетельствования. Первое, что сразу же опровергли ученые — это версию об искусственной мумификации.

Акт освидетельствования, однозначно говорящий о естественной мумификации, подписан ведущими специалистами ВМА: начальником кафедры нормальной анатомии — профессором И. В. Гайворонским и доцентами М. В. Твардовской и Л. П. Тихоновой.
30 июля 1998 г. по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира святыня была открыта для поклонения верующим. Четыре месяца пребывала святыня в храме святых мучениц, нескончаемый поток паломников посетил подворье Покрово-Тервенического монастыря — небольшой храм на окраине города. Как смиренный паломник, приехал к мощам 17 августа 1998 года и Святейший Патриарх Алексий. В тот день в своем слове к народу Его Святейшество сказал: «Я думаю, что обретение и возвращение мощей преподобного Александра Свирского в это непростое, трудное время — милость Божия и благословение Божие. И дай Бог, чтобы каждый, кто приходит к этим святым мощам, получил бы душевное укрепление и поддержку и чувствовал, что преподобный своими молитвами помогает нам нести свой жизненный крест».

В настоящее время мощи прп. Александра Свирского находятся на своем историческом месте - в Преображенском соборе Свято-Троицкого Александра Свирского мужском монастыре.

Александро-Свирский монастырь - Старая слобода
(Александро-Свирский монастырь - Старая слобода)

Тропарь преподобного Александра Свирского
глас 4
От юности, Богомудре, желанием духовным в пустыню вселився,/ единаго Христа возжелал еси усердно стопам в след ходити,/ темже и ангельстии чини зряще тя, удивишася,/ како с плотию к невидимым кознем подвизався, премудре,/ победил еси полки страстей воздержанием/ и явился еси равноангелен на земли,/ Александре преподобне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак преподобного Александра Свирского
глас 8
Яко многосветлая звезда днесь в странах российских возсиял еси, отче,/ вселився в пустыню, Христовым стопам последовати усердно возжелел еси/ и, Того святое иго на рамо твое взем — честный крест,/ умертвил еси труды подвиг твоих телесныя взыграния,/ темже вопием ти:/ спаси стадо твое, еже собрал еси, мудре, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Александре, отче наш.

Фильм о преподобном Александре Свирском и об обретении его мощей:





Преподобный Зосима Соловецкий, игумен

прп_Зосима_Соловецкий

В 1436 году пр. Зосима похоронил родителей, роздал наследство бедным, и вместе с преп. Германом Соловецким отправился к Соловецкому острову. Путешествие их было благополучно, и они пристали к острову, близ пресноводного озера. Здесь, поставив себе из древесных ветвей кущу, пустынники совершили всенощное бдение, моля Господа благословить намерение их. Господь утешил их пророчественным видением: утром преподобный Зосима, выйдя из кущи, увидел необыкновенный свет, осиявающий всю окрестность, и на востоке, на воздухе, прекрасную и великую церковь. Удивлённый этим видением, пустынник поспешил в кущу. О. Герман, заметив перемену в лице своего сожителя, спросил его, не видел ли он чего-либо необыкновенного? Пр. Зосима рассказал ему всё, что видел. При этом святой Герман, вспомнив о чудесном прогнании мирян с острова ещё при Савватии и о пророчестве, что здесь будут жить иноки, сказал пр. Зосиме: "Не ужасайся и будь внимателен; мне кажется, что чрез тебя Господь соберёт множество монахов". Рассказ о. Германа о событии при Савватии утешил пр. Зосиму, и они решились строить монастырь. Помолившись Богу, пустынники принялись рубить лес для построек, поставили ограду и кельи. Своими руками они добывали себе пропитание, возделывая и засевая землю. Но эти телесные труды нисколько не ослабляли молитвенных подвигов их.

Впрочем, пустынники должны были перенести много испытаний, прежде чем увидели свою обитель населенною иноками. По окончании зимы, Герман приплыл с рыбаком Марком, пожелавшим разделить с преподобными уединение, а также привез достаточное количество пищи и мрежи для рыбной ловли. Вскоре Марк принял монашеское пострижение и был первым учеником Преподобных. Примеру его последовали многие прибрежные жители, которые, приплывая на остров, строили себе кельи подле келий пр. Зосимы и Германа, и снискивали пропитание трудами рук своих. Преподобный Зосима, видя умножение учеников, построил небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня, на том месте, где было ему пророчественное видение храма в воздухе; к церкви приделал небольшую трапезу и открыл общежитие. Таким образом основалась Соловецкая обитель, до ныне сохраняемая милостию Божиею, несмотря на все пережитые ею испытания.

Устроив монастырь, пр. Зосима послал одного инока в Новгород, к архиепископу Ионе, с просьбою о назначении игумена и за благословением на освящение храма. Святитель Иона определил Соловецким игуменом иеромонаха Павла, который, по прибытии в Соловки, освятил церковь Преображения Господня. Но этот игумен, не вынося трудностей пустынной жизни, скоро возвратился в Новгород. То же случилось и с преемником его — игуменом Феодосием. Тогда братия Соловецкого монастыря положили на общем совете — не брать себе игуменов из других монастырей, а избирать из среды своей. Приводя в исполнение своё решение, они отправили к новгородскому архиепископу посланных, с просьбою, чтобы он призвал отца их — Зосиму и рукоположил его в священство и игуменство, хотя бы и не без сопротивления со стороны смиренного старца. Святитель Иона Новгородский так и сделал: вызвав к себе письмом Преподобного, убедил его принять священство и игуменство. Получив для своей обители богатые жертвы граждан, состоящие из денег, одежд, сосудов, съестных припасов, Преподобный с честью был отпущен владыкою в Соловки. С радостию братия приветствовали возвращение своего уважаемого и любимого настоятеля. Знамение благодати Божией ещё более усилило общее почтение к препод. Игумену. Когда он совершал в своей обители первую литургию, то лицо его светилось, как лицо ангела, и церковь исполнилась особенного благовония. Преподобный, по окончании богослужения, благословил просфорою некоторых купцов, бывших в то время в обители, а они, выйдя из церкви, по неосторожности, обронили её. Проходя мимо, инок Макарий заметил пса, который старался схватить что-то и не мог, по причине поднимавшегося пламени. Приблизившись, Макарий увидел, что это просфора, потерянная купцами. Подняв её, инок принёс к преподобному игумену и, к немалому удивлению всех, рассказал своё видение.

Соловецкий Зосимо-Савватиевский Спасо-Преображенский монастырь, фото 1905-1915гг.
(Соловецкий Зосимо-Савватиевский Спасо-Преображенский монастырь, фото 1905-1915гг.)

С умножением братий, прежняя деревянная церковь оказалась тесною. Пр. Зосима построил новую, больших размеров, в честь Успения Божией Матери, а также поставил много келий и распространил монастырь. Кроме того, в благословение увеличивающейся обители своей, он решился перенести мощи преподобного Савватия, скончавшегося на реке Выге и погребённого при тамошней часовне. В этом намерении Преподобный окончательно утвердился посланием иноков Кирилло-Белоезерского монастыря. "Мы слышали,— писали иноки,— от пришельцев из вашей страны о Соловецком острове, что он издревле был необитаем, по причине неудобства морского пути, а теперь на этом острове, по воле Божией и ходатайству Пресвятой Богородицы, вашим старанием сооружён монастырь честнаго Преображения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, собралось множество братии и всё устроилось прекрасно. Только вы лишены одного блага — именно забыт вами препод. Савватий, прежде вас живший на этом месте, скончавшийся в посте и труде, подобно древним преподобным отцам, совершенный в добродетели. Он всею душою возлюбил Христа, удалился от мира и получил блаженную кончину. Некоторые иноки нашего монастыря, будучи в Новгороде, слышали повествование боголюбивого Иоанна, как он на реке Выге сподобился видеть преподобного Савватия и получить от него духовное наставление, и, по кончине, похоронил его с Игуменом Нафанаилом. Рассказал Иоанн нашим братиям, как Бог, по молитвам преподобного Савватия, чудесно сохранил его с братом Феодором от потопления в море. Мы слышали, что у гроба его совершились и другие знамения и чудеса. Он угодник Божий, и мы свидетели добродетельной жизни его, потому что этот блаженный отец довольно пожил с нами в Кирилловском монастыре. Поэтому мы даем вам духовный совет — не лишайтесь такого дара, поспешите перенести к себе преподобного и блаженного Савватия, чтобы мощи его находились там, где он потрудился много лет".
Такое послание, как нельзя более, согласовалось с желанием самого препод. Зосимы и Соловецкой братии.

Приготовив корабль, они отправились с попутным ветром на поморское прибрежье. Достигнув реки Выги и откопав гроб препод. Савватия, они нашли мощи нетленными, невредимою и самую одежду — в воздухе разлилось необычайное благоухание. С пением священных песней, Соловецкие иноки перенесли св. раку на корабль и с попутным ветром благополучно достигли своей обители. Первоначально честные мощи были положены в земле, за алтарём Успенского собора, и над ними устроена часовня. Многие болящие, приходя сюда с верою, получали исцеления по молитвам Преподобного.

О. Зосима каждую ночь горячо молился в этой часовне, и часто утренняя заря заставала его на молитве. Купец Иоанн, бывший при погребении Савватия, и с братом своим Феодором, имея к нему особенную любовь, написал образ Преподобного и с щедрым подаянием вручил его игумену Зосиме. С благоговением, приняв и лобызав изображение первоначальника Соловецкого, о. Зосима поставил его в надгробной часовне и обратился к Преподобному со следующими словами: "Хотя ты и окончил временную жизнь телом, но не отступай от нас духом, руководствуй нас ко Христу Богу, наставляя соблюдать заповеди Господни, носить крест свой и последовать нашему Владыке. Имея дерзновение ко Христу и Пречистой Богоматери, будь молитвенником и ходатаем о нас недостойных, жительствующих в этой обители, которою ты начальствуешь; будь помощником и заступником пред Богом нашему братству, чтобы мы, по твоим молитвам, пребыли невредимыми от злых духов и людей, прославляя св. Троицу, Отца, Сына и св. Духа".
Пред смертью старец (схимонах Зосима Соловецкий) поболел и долго, однако, не решался принимать схиму. Он думал, что если выздоровеет, то ему, как схимнику, которых, как почтеннейших старцев, естественно уважали, уже не дадут работать на ряду с братией, а работать ему хотелось до последнего вздоха. На благо родной обители. Какая поучительная черта подвижнического характера, особенно для тех, кто стремится к высшим санам и чинам, в надежде на приятный покой! (Олонецкие Епарх. Ведом., 1910 г., № 14-й)

Преподобный Зосима, достигнув маститой старости и предчувствуя приближение кончины, стал приготовляться к переходу в вечность. Он устроил себе гроб и часто со слезами смотрел на него, памятуя свою смерть. Когда постигла его болезнь, то, призвав братию, говорил им: "Вот я отхожу из этой временной жизни, а вас предаю всемилостивому Богу и Пречистой Богородице; скажите, кого желаете иметь игуменом вместо меня!" При этом случае выразилась общая любовь учеников к своему учителю. Все со слезами говорили умирающему игумену своему: "Мы хотели бы, отец наш, с тобою быть погребёнными, но это не во власти нашей; пусть же Тот, Кто возвестил тебе отшествие из этой жизни, Христос Бог наш, пусть Он даст нам чрез тебя наставника, который управлял бы нами ко спасению; да почиют над нами благословение и молитвы твои — позаботившись о нас в этой жизни, не оставляй нас сирыми по отшествии твоему к Богу". Преподобный отвечал: "Я сказал вам, дети, что предаю вас в руки Господа и Пречистой Богородицы, а так как вы относительно игумена возложили свое упование на Бога, Пречистую Богоматерь и мое смирение, то да будет вам игуменом Арсений — он способен к управлению монастырём и братиею",— этими словами препод. Зосима вручил игуменство благочестивому иноку Арсению. "Вот я поставляю тебя, брат, строителем и управителем св. обители этой, и всей братии, собранной любовию к Богу. Берегись, чтобы не утратилось что-либо из монастырских законоположений, как то: относительно соборной церковной службы, ястия и пития в трапезе, и других монастырских обычаев, уставленных мною; пусть всё это будет целым и ненарушимым. Господь да направит стопы ваши к деланию заповедей Своих, молитвами Пречистой госпожи Владычицы нашей Девы Богородицы и всех святых, а также и угодника Своего препод. Савватия. Господь наш Иисус Христос да защитит вас от всех вражеских наветов и утвердит в божественной любви. Я, хотя и разлучаюсь от вас телом, отдавая долг природе, но духом пребуду с вами неотступно. Вы узнаете, что я обрёл благодать пред Богом, когда, по моём отшествии, обитель распространится, соберётся множество братии, это место процветёт духовно, и в телесных потребностях не будет иметь скудости".

Сказав всё это братии, он целовал их в последний раз, всех благословил, с воздеянием рук молился о монастыре, своей духовной пастве и о себе; наконец, перекрестился и произнёс: "Мир вам!" После этого, подняв потухающие глаза вверх, проговорил: "Владыко Человеколюбче, сподоби меня стать одесную Тебя, когда Ты придёшь во славе судить живых и мёртвых и воздать каждому по делам". Затем, преподобный Зосима лег на одр и предал душу свою Господу, для Которого трудился всю свою жизнь.

Это было 17 апреля 1478 г. Совершив отпевание, иноки похоронили своего игумена в гробе, который он сам приготовил, за алтарём Преображенского собора, а впоследствии устроили над его могилою часовню, в которой поставили св. иконы. Все верующие, притекая сюда с молитвою, получали, по молитвам Преподобного, облегчение скорби и исцеление болезней. Московский собор, бывший при митрополите Макарии в 1547 году, положил, наряду с другими отечественными святыми, совершать память преподобного Зосимы в день его кончины 17 апреля. 8 августа 1566 года св. мощи его, вместе с мощами преп. Савватия, перенесены в придел, устроенный в честь сих Чудотворцев. В настоящее время мощи преподобного Зосимы находятся, в богато украшенной раке, в Зосимо-Савватиевской церкви.

прп_Зосима_и_Саввсатий_Соловецкие


Тропарь преподобного Зосимы
глас 4
Изволением Божественного разума/ вселился еси в пустыню/ и тамо, вперив ум твой в Небесныя обители,/ равно Ангелом житие на земли пожив,/ в молитвах, и трудех, и пощениих/ образ был еси твоим учеником./ Отонудуже Бог, видя твое благое изволение,/ умножи тебе чада в пустыни, слез твоих теченьми напаяемей./ Но, яко имея дерзновение к Богу,/ поминай стадо, еже собрал еси, мудре,/ и не забуди, якоже обещался еси,/ посещая чад твоих,/ Зосимо преподобне, отче наш.

Кондак преподобного Зосимы
глас 8
Христовою любовию уязвися, преподобне,/ и Того Крест славный, на рамо взем,/ понесл еси, божественне вооружився,/ и непрестанныя молитвы, яко копие в руце, имый,/ крепко ссекл еси бесовская ополчения.// Тем зовем ти: радуйся, преподобне отче Зосимо, монахов удобрение.

Кондак преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
глас 2
Христовою любовию уязвившеся, преподобнии,/ и Того крест, на рамо вземше, понесли есте,/ божественне вооружившеся на невидимыя враги/ и непрестанный молитвы, яко копие в руках, имуще,/ крепко победили есте бесовская ополчения;/ благодать Господню приемше целити недуги душ и телес/ притекающих к ракам честных мощей ваших,/ чудес лучи испущаете всюду./ Тем зовем вам:/ радуйтеся, преподобнии отцы Зосимо и Савватие,/ монахов удобрение.

Tags: Александр Свирский, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments